Сельмаш

Это рассказ о моей малой Родине, о поселке – памятнике первым пятилеткам и индустриализации. О районе города, в каждом фасаде которого отразилась история 20-го века, как ни в каком другом районе Ростова. О Сельмаше.

Собственно рассказ написан не мной. Он собран из материалов Музея боевой и трудовой славы завода «Ростсельмаш». Я только приспособил его для интернета, снабдил фотографиями, своими и из музея и добавил немногие комментарии.

Итак:

Глава 1 «История»

 

Начинался поселок, позже получивший название «Сельмаш» с Безымянной балки верховья которой сейчас засыпаны. Пролегает эта балка между улицами Веры Пановой и Клубной и является притоком Кизетириновской балки.

Сейчас это место выглядит так.

В 19-м веке здесь были знаменитые Нахичеванские бойни. Рельеф местности, глубокая балка с родниками, способствовали развитию промысла скотоперерабатывающей промышленности. В балку без труда загонялось значительное стадо, крутые склоны не давали животным возможности разбежаться, а родниковые источники облегчали работу разделочных цехов, шерстомоек, кожемяк, салотопок называемых салганами. На этих бойнях производились шерсть, кожи и сало. Здесь же в атмосфере густого, насыщенного вонью воздуха, ютились хибарки, в которых жили рабочие. Поселок назывался Собачьим хутором…

На этой карте 1917 года, оранжевыми пятнами с цифрами «26» как раз и обозначены эти самые бойни и салотопки. Пунктиром дана планировка улиц 30-40-х годов. Для удобства ориентирования, я показал стрелочкой современную улицу Веры Пановой. Эта улица хорошо видна на предыдущем фото.

И еще одно фото. Это немецкая аэрофотосъемка 1944 года. Приходится пользоваться ей, что бы восстановить хоть примерный облик многих объектов старого Сельмаша.


 

Глава 2 « Жилые дома»

Первые дома в поселке Сельмаш появились 1926 г.

Организованное и планомерное строительство поселка Сельмаш началось в 1929 г. когда Ростово-Нахичеванский горсовет по ходатайству Сельмашстроя постановил предоставить участок площадью 119 десятин для заводского жилстроительства. Этот год и принято считать годом рождения поселка Сельмаш.

Отдельно стоит сказать о планировке поселка. Она меня всегда удивляла. Огромные концентрические эллипсы частной застройки и примыкающие к ним, елочкой расположенные, многоэтажные здания. Теперь нашел упоминание, что поселок строился с учетом «розы ветров», что бы суровый степной ветер не мешал людям жить и работать.

Вот как описывали газеты тех времен поселок Сельмаш: «…..Когда началось строительство завода, вокруг него сейчас же один за другим начали возникать жилые кварталы. К Сельмашевской улице (ныне пр. Сельмаш) выходят улицы Инструментальная и Промышленная. Их прорезают Модельный, Сборный, Литейный переулки. Одновременно со строительством на месте центрального поселка было возведено более 100 временных черных, покрытых толем бараков для строителей. Они, как длинные огородные грядки, тянулись вдоль всей балки. В одном месте помещался большой кипятильник. Отсюда кипяченая вода развозилась по баракам и на завод. Меж бараков висели длинные веревки с бельем. Кричали мальчишки. Это был «черный город» Здесь, на месте этих бараков, и возникли потом, в 1928 – 1929 гг. первые заводские одноэтажные домики со всеми коммунальными удобствами.

На этом фото, первые дома на Сельмаше в 1928 г. И завезенный строительный материал (камень пластушка) для дальнейшего строительства.

Потом вытесняя бараки, сомкнутым строем наступали на них четырехэтажные кирпичные дома для рабочих семей.

Центральный поселок строился в 1929 -1930 гг. Уже тогда здесь было возведено более 60 жилых домов. Дворец культуры, первый магазин, школа, фабрика-кухня.»

Отдельно стоит сказать о качестве жилья возводимого в поселке.

«Развертывая жилищное строительство, руководители и проектировщики сочли нужным отказаться от общепринятых в то время принципов постройки индивидуальных квартир с общими коридорами, квартирными кухнями, без всяких общественных служб в виде прачечных, столовых, яслей и т.д. Но также считалось нецелесообразным строить дома-коммуны с отдельными комнатами для спанья и целым рядом помещений для разных занятий, как это имело место на других новых строительствах. В первом случае замкнутость отдельных квартир приводила к полному их загрязнению от стряпни индивидуальных обедов и стирки белья, во втором сразу снимала возможность еще не изжитых привычек каждой семье иметь «свой собственный уголок»….

….Разбирая этот сложный и важный вопрос на собраниях общественных, рабочих и массовых организаций, большинство высказывалось за жилье переходного типа с общей столовой в каждом семейном доме, отдельными уборными и душами в каждой квартире, общей фабрикой-кухней, яслями, прачечными и т.д. в котором благодаря отдельным входам в каждую квартиру, замене кухонь очагами для подогревании пищи отсутствовали недочеты обоих предыдущих вариантов.

Это, в свою очередь, давало возможность в любой момент в будущем совершенно безболезненно и без всяких затрат перейти на полностью обобществленное жилье.»

Для меня этот отрывок является очень ярким памятником эпохи.

Всего в 1930 г. намечалось построить 10 домов, из них 7 семейных и 3 для одиноких. Семейные дома рассчитывались на 65 квартир в каждом доме, с площадью могущей вместить живущих по норме до 250 человек в каждом.

По плану специальной комиссии крайкомхоза и союзных организаций от 31 января1932 г. специально проверявшей жилищное строительство «Сельмаша», был построен 71 дом площадью 59 тыс. кВ. м. Занимаемая рабочими жилплощадь составляла 39 тыс. кв. м., служащими и ИТР – 20 тыс. кв. м. При норме на одного рабочего 5 кв.м., служащего и ИТР – 4,2 кв. м.

На этих фото, фасады – свидетели того удивительного, наивного и ужасного времени

Вот еще одно яркое описание: «Весь выделенный для строительства и жилого поселка участок походил на лагерь с палатками и походными кухнями. Сотни сельмашевцев, их жены и дети жили в землянках и временных бараках. Нелегкой была эта жизнь с множеством бытовых невзгод, с тяжелыми условиями работы. Строительной техники не хватало. Лопата, лом, ручная тачка, «коза», мастерок, и другой ручной инвентарь – вот пожалуй, и весь арсенал строителя 30-х. Люди испытывали нужду в одежде, обуви, товарах первой необходимости. Ограниченным было снабжение продуктами питания, которые тогда распределялись по карточкам. Но всем миром «Ростсельмаш» был построен, и заводской поселок стал отдельным районом большого южного города»

Эти стены помнят многое.

Глава 3 «Вокзал»

 

В центре Сельмашевского поселка , напротив заводоуправления по специальному решению правительства возвели новый железнодорожный вокзал, вступивший в строй 4 сентября 1937 г. Газета так описывает это событие: « Ослепительно белое, со стройными изящными линиями строгого фасада, здание это оставляет впечатление чистоты и легкости. На фронтоне, поверх клссических пилястров, поддерживаемых шестью четырехугольными колонами, вылеплены семь больших букв – Сельмаш.

Год назад на месте этого вокзала стояла жалкая хибара. Сотни рабочих завода, живущих в окрестностях Ростова и его пригородах, вынуждены были ожидать поезда под открытым небом. В часы ожидания негде было укрыться от дождя, снега… Правительство Союза обязало НКПС быстро выстроить в поселке Сельмаш просторный светлый культурный вокзал и отпустило для этого свыше 500 тыс. рублей.

Вокзальное здание новой станции выстроено по проекту архитектора Смирнова за 9 месяцев. Как по своему внешнему виду, так и по внутренней отделке и оборудованию новый вокзал не имеет себе равных на дороге имени Ворошилова.

Зал вокзала вмещает свыше 500 пассажиров. Он залит светом проникающим из двух рядов высоких окон. Пол выстлан метлахской плиткой. Кроме зала, при вокзале имеются специально оборудованный культурный уголок, парикмахерская, буфет с холодными закусками и т.д.

Мебель отделана под светлый орех. На каждом стуле, столе – инициалы дороги «КВ». Масса зелени – пальм, фикусов. Стены украшены портретами вождей партии. Вокруг вокзала и внутри его еще идут последние отделочные работы: разбивка газонов, постройка фонтана, ведется установка статуй в 2,5 метра, сделанных из железобетона под цвет слоновой кости.

Кассы уже открыты и первые пассажиры – рабочие и работницы завода – с удовольствием прохаживаются в ожидании поезда по красивому залу.

Строители вокзала добросовестно выполнили правительственное задание, создали замечательное архитектурное сооружение.»

Теперь, в 21-м веке, здание вокзала затерявшееся среди высотных домов, выглядит как скорее как вход в тайное царство прошлого.

Глава 4 «Детский сад»

 

Строительство детских учреждений началось с организации в июне 1929 г. в центральном поселке детской площадки, которая помещалась под открытым небом. В декабре 1929 г. был открыт детский сад №1. Начали работать детские ясли на 100 детей. При наличии на заводе 557 работниц с детьми эти ясли были перегружены. Поэтому строительство продолжалось, и к 1940 г. уже существовала целая сеть детских учреждений, обсуживавшая 750 детей. Всего открыли 8 детских садов. Самый большой из них – восьмой – помещался в двухэтажном здании в 1-м поселке им. Орджоникижзе. За детьми не только присматривали, но и каждый год вывозили на отдых к морю.

Летнюю оздоровительную площадку оборудовали в парке культуры и отдыха «Ростсельмаш», который был создан в 1931 г. На его территории 1 августа 1940 г. начала перевозить пассажиров детская железная дорога.

На этом фото, дети и сотрудники первого детского сада в 1930 г.

А на этом, дети ростсельмашевцев на утренней гимнастике в доме отдыха «Красный десант». 4 августа 1935 г.

Где располагался первый детский сад на Сельмаше, мне точно выяснить не удалось. Все воспоминания жителей поселка тех лет, приводят к этому дому по ул. 1-й конной армии. (Тем более это именно центральный поселок) Очень похоже, что и открытая детская площадка была именно тут. В современном виде она существует и сейчас.

Глава 5 «Дворец культуры»

 

В 1928/29 гг. комбайностроители имели свой клуб, расположившийся в помещении столовой для строителей Сельмашстроя. Он состоял из небольшой комнаты, простых скамеек и подмостков для сцены. По вечерам в клубе было полно молодежи, играла гармоника, выступали танцоры, иногда демонстрировались кинокартины. И советская комедия и американский боевик сопровождались возгласами из зрительного зала: «Рамку!». Киноустановка была примитивной и механик часто «сползал с рамки». Здесь организовался первый драматический кружок под руководством нахичеванского артиста Урядова. Здесь писались афиши, оформлялись декорации и костюмы. Через год, в 1930 г. клуб перешел в деревянный временный барак. Обстановка была еще хуже: наспех сколоченная сцена, вместо скамей – длинные доски, набитые на толстые древесные тумбы. В 1931 г. заводчане-украинцы организовали театральный коллектив из 15 человек. Руководителем был рабочий инструментального цеха Алешкин. Со временем этот коллектив вырос в сильный самодеятельный театр.

 

Уже в первый год пуска завода деревянный клуб перестал существовать. В 1932 году завершилось сооружение четырехэтажного здания Дворца культуры, который стал центром культурной жизни многочисленного заводского коллектива. На первом этаже дворца находилось большое фойе, зрительный зал с киноустановкой новейшей конструкции. Среднюю часть первого этажа занимал пионерский клуб с детской технической станцией, левое крыло – зимняя спортивная база

На этом фото гора Казбек. Надпись на снегу сделана фигурами альпинистов Ростсельмаша, участников массового восхождения на гору, среди них – первый директор завода Н.П. Глебов-Авилов. Сентябрь 1935 г. Вождь не оценил. Очень скоро первого директора завода арестуют, обвинят в контрреволюционной деятельности и терроризме и расстреляют.

Но вернемся во Дворец культуры. В нем было создано много коллективов художественной самодеятельности: русский самодеятельный театр, украинский драматический коллектив, детская хоровая капелла, мужской хор, духовой оркестр, инструменталисты, вокалисты, акробаты.

Вот они кстати на фото.

Появился духовой оркестр, который выступал с концертами не только перед рабочими завода, но и перед солдатами Красной Армии.

Особенно известен был театральный коллектив. Под руководством режиссера Ростовцева он поставил немало хороших пьес на украинском языке.

В 1934 г. в результате реконструкции во Дворце появились уютная комната отдыха, комната для детей, были оборудованы различные кабинеты – политехнической учебы, технической пропаганды, санитарного просвещения. Организован университет культуры с с циклами: общеобразовательным, производственно-техническим, литературы и искусства. Лекции в университете читали профессора и научные работники Ростовского университета, пединститута, института сельхозмашиностроения. Начал работать кружок изобразительных искусств.

На третьем этаже Дворца культуры находился партийный кабинет ВКП(б), в котором располагалась богатейшая библиотека.

На этом фото, руководители подготовившие вечер художественной самодеятельности. Перед главным входом во Дворец культуры. 30-е годы.

На четвертом этаже дворца культуры располагался радиоузел «Ростсельмаша», который обслуживал 1226 индивидуальных и 73 коллективные радиоточки. Каждый вечер и каждое утро из радиостудии Дворца культуры по всему району разносились последние заводские известия, песни и музыка. Именно из этой радиорубки в первые часы оккупации, когда в районе уже были мотоциклетные части фашистов, шел единственный в обреченном на оккупацию Ростове, прямой эфир на немецком и русском языках с призывами не сдавать город врагу, бороться с фашистами до последней капли крови.

В наши дни об том первом дворце культуры напоминает только название улицы на которой он стоял – Клубная.

На этом фото, Дворец культуры в первые месяцы своего существования. Еще не благоустроена прилегающая территория.

Если рассмотреть это фото внимательно. Можно увидеть вдали  здание с прямоугольным баком на крыше. Это первое капитальное общежитие Ростсельмаша. Вот оно на фото.

Это здание сохранилось до наших дней.

Глава 6 «Школа»

 

Первая школа была выстроена одновременно с первыми жилыми домами центрального поселка. Это одноэтажное здание впоследствии , до перехода в теперешнее помещение, занимало музыкальное училище им. Римского-Корсакова (на этом месте ныне стоит НИИТМ и это место показано на фото в главе «Музыкальная школа) В 20-е годы в нем размещалась самая большая школа поселка. В домике было 10 комнат и училось около тысячи детей. Позднее школа разместилась в трех помещениях: средние классы занимались в основном здании, начальные в доме №5, вольные группы – в доме №11 а центрального поселка.

Почти в таком же положении находилась и другая сельмашевская школа - №20 в Берберовском поселке. Более тысячи детей теснились в самом неподходящем помещении. В семи комнатах ежедневно занималось 23 класса. Учеба была организована в три смены при непрерывной неделе.

Уже в 1933/34 учебном году вступило в эксплуатацию новое здание школы № 20 (позднее она получила № 21 по общегородской нумерации) на Берберовке. В этом просторном, светлом трехэтажном здании было 26 классных комнат, залы, кабинеты.

В этом же году было построено новое гигантское здание школы в центральном поселке. Здесь помещались две большие школы: № 75 обучавшая 1750 детей, и 88 в которой училось 1800 школьников (позднее школа получила № 20 по общегородской нумерации)

Вот эта школа. В войну она потеряла центральный корпус, на месте которого теперь колоннада.

В этом легко убедиться, посмотрев на военную аэрофотосъемку в начале статьи.

 

 

 

 

Глава 7 «Музыкальная школа»

 

В марте 1935 г. по ходатайству комсомольской организации завода «Ростсельмаш» в Сталинском районе была открыта музыкальная школа сначала на 75, а затем на 200 учащихся. Занятия проводились тремя преподавателями только по классу фортепиано.

В первый год существования школы на приемные испытания явилось свыше 500 ребят, желающих обучатся музыке. Почти все были детьми рабочих и служащих «Ростсельмаша». Тогда же школе было предоставлено собственное помещение – кинотеатр «Сталинец» (находился на месте НИИТМа) со своим концертным залом и приспособленными для музыкальных занятий классами.

Вот здесь, в центре снимка, за сквером, располагался кинотеатр и школа

Постепенно были открытии классы скрипки, виолончели, контрабаса, деревянных и медных духовых инструментов (флейта, кларнет, гобой, труба, тромбон), народных музыкальных инструментов (балалайка, гитара, баян). Школа получила возможность организовать хор, симфонический и духовой оркестры, вести занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе.

Глава 8 «Институт»

 

Сразу оговорюсь, рассказ о рождении и становлении РИСХМа (а именно о нем речь) не поместится в интернет статью. Поэтому обозначим только некоторые даты.

В 1911 г. в составе Донского (Новочеркасского) политехнического института по предложению известного русского ученого В.П. Горячкина была образована первая в России кафедра сельскохозяйственного машиностроения. Но эта кафедра не могла удовлетворить растущие потребности Сельмашстроя в квалифицированных специалистах. Правительственная комиссия возглавляемая В.В. Шмидтом, которой было получено изучить вопрос, пришла к выводу о нецелесообразности реорганизации НПИ в ряд самостоятельных вузов. На основании решений комиссии был издан приказ комиссара просвещения о создании на базе механического факультета Донского политехнического института Северо-Кавказского института сельскохозяйственного машиностроения.

Таким образом, 14 мая 1930 г. является днем рождения Ростовского – на – Дону института сельскохозяйственного машиностроения, ныне Донского государственного технического университета (ДГТУ)

1 сентября 1930 г. в Новочеркасске, маленький, еще не сформировавшийся Северо – Кавказский институт сельскохозяйственного машиностроения начал свой первый учебный год. В тот момент в институте было 352 студента, 12 преподавателей и очень бедная материальная база, переданная из Донского политехнического института.

Летом 1931 года в Ростове началось строительство пятиэтажного учебного корпуса и студенческого общежития.

Летом 1932 года институт перебазировался из Новочеркасска в Ростов. 1 октября, первый день занятий в новом здании института, стал настоящим праздником.

В конце статьи есть ссылка, по которой можно увидеть, как первое здание института выглядит сейчас.

 

Глава 9 «Фабрика-кухня»

 

Найти информацию о фабрике-кухни не удалось. Совершенно очевидно, что это было одно из центральных учреждений поселка. Составляя эту статью, я постоянно встречал на упоминание об этом учреждении. Стоит посмотреть на контур этого здание на аэрофотосъемке и понимаешь, что его масштабы были не меньше чем школы или клуба. Учитывая тогдашние тенденции в развитии социалистического быта, можно сделать вывод, что это было не просто учреждение общепита, а что-то гораздо большее. К этому мне нечего добавить кроме детских воспоминаний рассказов моей бабушки о том, как она получала еду  этой фабрики – кухни в посуде под названием «судки». И этой фотографии 30-х годов, сделанной в одной из рабочих столовых Сельмашстроя. Напряжение чувствуется. Время было не сытое.

Глава 10 «Транспорт»

 

Первоначально к заводу проложили единственную трамвайную линию с одной колеей. Трамвайные вагоны, открытые, легкого и крайне ветхого устаревшего типа, проходили к заводу от Нахичеванского базара по 20-й линии, затем по Степной улице до 14-й линии и дальше мимо станции Нахичевань-Донская. (Теперь Ростов-товарная). Переполненные вагоны часто сходили с рельс, а едущие рабочие дружно устанавливали их на место.

Вскоре был открыт трамвайный маршрут №1, который связал «Сельмаш» через центр с рабочим городком. В 1936 г. состоялся первый рейс троллейбуса с пассажирами по маршруту «Театральная площадь – проходная завода «Ростсельмаш».

И в заключение.

Очень многое не попало в эту статью, медицина, торговля, парк культуры и отдыха, техникум и другое. Надеюсь продолжить рассказ с помощью всех, кто пожелает присоединиться. И в заключение фото – иллюстрация слов, которыми я начал статью. Это не просто район, это история 20-го века.

Гость (17.02.15 12:35)

очень интересно, вырос на Сельмаше, ходил в школу№20 много не знал.

Valentin (17.02.15 13:11)

здравствуйте Stanichnik. как можно было бы с Вами связаться? хотел бы поделиться информацией связанной с Кизитириновской балкой, аэропортовской рощей и др.

Stanichnik (17.02.15 20:37)

Написал Вам на электронную почту.

Den (23.02.15 00:26)

Юбилейный забором обнесли. Похоже его и дома напротив на Сержантова скоро уберут.

Stanichnik (23.02.15 07:54)

Да, я это тоже вижу почти каждый день. Без Юбилейного и дома на Сержантова это будет совсем другой Сельмаш.

Den (23.02.15 16:00)

Как сейчас говорят "пичалька"...

Vlad (26.04.15 21:18)

Ваше предположение насчет детского сада верно. В этот сад ходил мой отец. Я распросил его и вот что выяснилось: в 1943 году, детский сад располагался в доме по нынешней 1-й Конной 14/10, крайний правый подъезд на вашем фото этого дома, второй этаж (полностью). В 1944 году, детский сад переехал в другое здание - на сегодняшней территории 2-й больницы. Похоже, что это здание на аэрофотосъемке 1944 года у вас обозначено как "клуб". Если же посмотреть на фото только что сданного клуба из вашей статьи и обратить внимание на то под каким углом на нем видно 1-е общежитие Сельмаша, то тоже понятно что клуб располагался не там где отмечено на аэрофотосъемке. Скорее всего, реальный клуб - светлое здание чуть выше (на аэрофотосъемке). Но опять таки, в 1944 году вместо клуба были развалины, а на аэрофотосъемке здание вроде как целое.

Геннадий (03.06.23 15:19)

Могу ТОЧНО сказать, что в 1964-1966 годах ЧАСТЬ ДЕВОЧЕК нашего класса ходила в этот детский сад на улице 1-й Конной армии - на производственную практику - занять чем-либо полезным детсадовцев. Потом некоторые из моих одноклассниц поступили в дошкольное педучилище и стали воспитателями. Так что детский сад в этом доме точно продолжал быть и гораздо позже - уже тогда, когда действовал родильный дом вблизи первого здания больницы № 10 (РСМ) - то есть в 1960-х годах. А вот то, что современный роддом находится на месте первого ДК РСМ - это интересно! Я всегда думал, что на месте первого ДК построили первое здание больницы в 1958 году. Конечно, они соседствуют и это трудно уточнить теперь, но, тем не менее...

Stanichnik (26.04.15 22:53)

Спасибо Vlad. По детскому саду очень ценное добавление.

По поводу клуба, надо подумать. Похоже я ошибся.

Vlad (28.04.15 00:05)

Вам спасибо. С клубом, вроде как, ситуация следующая: здание на которое указывает стрелка с надписью "клуб" - конечно же никакой не клуб (с 44-го в нем был детский сад, а позже роддом 2-й больницы); н-образное строение выше этого здания (частично перекрытое белой линией) - после 43-го года использовалось как госпиталь; развалины же реального клуба на аэрофотосъемке видны около левого нижнего угла буквы Z, в них упирается улица Клубная которую на снимке перекрывает слово Ziel (цель). Мой отец показал место очень четко (они детьми часто играли в развалинах клуба). Еще интересно было бы выяснить историю "американских" домов, один из которых у вас на последнем фото.

Stanichnik (28.04.15 20:35)

Согласен. С клубом я ошибся. Стрелкой показан роддом. Я кстати в нем родился. А клуб был на месте нынешнего роддома, мне об этом отец ясно говорил.

А почему вы называете дома "американскими"? Я встречал их название "дома специалистов".

Tomila02 (05.05.15 23:24)

Отец говорил, что сначала 75 школа была мужской, а 20-я женской.

По-крайней мере так было после войны, пока он учился в начальных классах. Потом обучение сделали совместным.

Stanichnik (06.05.15 20:21)

Очень может быть. Мой отец тоже учился в этой школе после войны, но о раздельном обучении не рассказывал.

Tomila02 (08.05.15 22:06)

Уточнила у отца, он говорит, что примерно до 1955 года было раздельное обучение, а после объединили.

Сельмашевец (01.06.23 19:59)

Я в 1954 году пошёл в школу №20 в 1Б класс, девочки и мальчики уже учились вместе.

Heach (01.06.23 21:38)

Но выпускались ещё порознь. Вы попали в первый разнополый набор школьников после войны. Здесь по ссылке ваши?

Vlad (09.05.15 07:00)

По поводу "американских домов" (или "домов специалистов") я в свое время слышал на Сельмаше такую байку. Не знаю правда это или нет. Какие то основания под ней есть: эти двухэтажные дома достаточно сильно отличаются по стилю от всех остальных; при строительстве завода и в начальный период его работы, на Ростсельмаше действительно трудилось много специалистов-американцев. Суть байки как раз состояла в том, что эти самые дома были построены "под них" (американцев) в более-менее привычном им стиле. Позже, с отбытием американцев на историческую родину, дома заселили уже наши. А по поводу старого роддома вы правы, я тоже в нем родился и помню его.

гость (10.05.15 16:47)

Дочка Сталина в школу пошла - обучение стало раздельным. Школу закончила - снова стало совместным. Отец наивно полагал таким образом уберечь дочку от интереса к противоположному полу.

Stanichnik (10.05.15 19:26)

Интересная мысль

гость (13.05.15 12:51)

Жаль, не моя мысль.

vvd (20.08.15 11:34)

"Юбилейный" демонтируют. Желающие могут попрощаться.

Stanichnik (20.08.15 21:35)

Спасибо Валерий. Пошел попрощался.

Сергей (18.09.15 10:24)

Сейчас по генплану все 3-х этажки Сельмашевские сносить собираются и высотки строить, деревья вырубят, всё в асфальт

чтун (18.09.15 15:37)

Если так, то плохо. Город и так становится "лысым" без деревьев. В детстве как то было зеленее и прохладнее в их тени. асфальт и бетон, пусть и с красивой тротуарной плиткой-плохо. Деревья-хорошо. Много деревьев-замечательно)

Stanichnik (18.09.15 20:12)

Снести все Сельмашевские трехэтажки это долгое дело.

Гость (06.12.15 17:47)

Добрый день!

вам писали о материале о истории этого района, я как раз сейчас ищу что-то по родным местам,

можно как-то с вами связаться?

Magistrcommunication@gmail.com

Valentinпосле регистрации виден профиль (17.02.15 05:11)здравствуйте Stanichnik. как можно было бы с Вами связаться? хотел бы поделиться информацией связанной с Кизитириновской балкой, аэропортовской рощей и др.

Valentin (07.12.15 18:26)

Так кто Вам нужен конкретно ?

Гость (27.01.16 23:19)

Хотел бы узнать что было построена раньше на месте завода комбайнов ростсельмаш ?подскажите пожалуйста

Stanichnik (28.01.16 21:56)

Ответил вам поместив маленький обзор. Здесь.

Анатолий (02.02.16 23:27)

прочитал, всё было интересно. сам живу на Мира. Подскажите, как проходил маршрут трамвая в 60-х годах? Первого маршрута? он проходил по сержаного? Не могу вспомнить

Stanichnik (03.02.16 05:42)

Первый шел от автовокзала по ул. Мира, потом по ул Металлургической, сворачивал на ул. В.Пановой и там была конечная.

Анатолий (03.02.16 17:09)

Понятно, что конечная. А вот как он возвращался назад? Именно в начале 60-годов. По-моему Сельмаш-Сержантова- Металлургическая. И ещё! 10-й номер ходил по 1-ой конной? Кажись так было. Из города 1-ая конная, затем Сельмаш. Сержантова(как до этого называлась, не помню)эатемопять 1 конная и мимо дворца.И в город дальше на Сиверса

Елена (03.02.16 18:02)

Из путеводителя 1964 года - маршрут трамвая №1 Вокзал-Сельмаш (10,5 км): Площадьим. Первой русской Революции 1905 года (быв. Привокзальная пл.), ул. Энгельса, Буденновский пр., ул. Станислвавского, Театральный пр., 1-я Комсомольская ул., площадь Свободы, площадь Толстого, 26-я линия, ул. Вити Черевичкина (быв. 2-я Майская), 28-я линия, 2-я Степная ул., 26-я линия, Октябрьская ул., пр. Мира,Металлургическая ул.,Матросский пер., Сельмашевский пр., Конвейерная ул., Металлургическая ул.
Обратно по тому же маршруту.
Переписала слово в слово. Самой не все понятно.

Анатолий (03.02.16 20:39)

Всё правильно! Вспомнил, спасибо!Заодно вспомнил и название Сержантова и В. Пановой. Елена, вам поклон!

анатолий (03.02.16 20:29)

И ещё. Вспомнил. Вот эти. так называемые "американские дома" после войны восстанавливали пленные немцы. В детстве мне очевидцы рассказывали это.

Stanichnik (03.02.16 22:12)

Поместл карты из котрых станет все окончательно ясно

Анатолий (04.02.16 11:51)

Stanichnik, не много не в тему, извините ... Был в Ростов-на-Дону один дом на углу Театральной и Станиславского. Его весь Ростов-на-Дону знал. У него был один недостаток. Он был касой, кривой. Т. е. перекошенный. Он был маленький и зелёного цвета. На нём была ещё табличка с названием улицы . Табличка осталась с времен немцев. Было написано Staropochtovaj как-то так. Это табличка провесела до самого сноса дома. Дом снисли где-то в 70-годаХ.Так вот не где не могу найти фото этого дома. если вы знаете историю этого дома, а если есть и фото, то. ....

Stanichnik (04.02.16 20:45)

Уже не первый раз начинаются поиски фото этого дома, который помнят все, но никто почему-то не сфотографировал. Я еще раз прочесал все доступные мне ресурсы, и ничего не нашел. На Темернике нашел табличку Старопочтовой. Но не понятно с какого дома. Можно порыться в старых картах и найти №74

Анатолий (05.02.16 20:20)

Да,такая табличка была. Видел её. Но она кажись не с этого дома. Тот дом был по-моему деревянный

Сергей (16.03.16 06:00)

Очень интересная статья. И не только эта. Очень интересно было посмотреть на фотографии Сельмаша

Wilena (01.11.17 19:53)

Спасбо за невероятно интересный материал. Немного уточню,по поводу детского сада №1. Никуда он не переезжал в 1944,а если и переезжал, то временно. Я ходила в этот детский сад с 1963 по 1967 год, в этом самом доме на фото, он кроме номера имел название "Звездочка" . Занимал детский сад полностью один подъезд, в остальных подъездах были квартиры. Детский сад там закрыли гораздо позже, когда построили два детских комбината за железной догогой в районе переходного моста, это примерно 72-73 годы.Один из них работает и сейчас. А вв помещении бывшего д/с был открыт какойто лечебный сельмашевский профилакторий, или что-то в этом духе.

Stanichnik (01.11.17 21:05)

Огромное спасибо за добавление! До этого у меня не было точных доказательств по месту расположения этого детского сада.

Wilena (01.11.17 20:30)

И еще одно уточнение. По поводу квартир в сельмашевских домах. Читая жутковатый отрывок документа с рассуждением о том каким должно быть жилье, все-таки понимаю, что это не совсем отностится к сельмашевским домам. Например " благодаря отдельным входам в каждую квартиру, замене кухонь очагами для подогревании пищи ". А реально? Знаете как выглядят квартиры в сельмашевских домах? Это только внешне кажется, что они - одинаковые. На самом деле дома по улицам Плужная, Вильнюсская отличаются от домов по улицам Клубная и Студенческая, и совсем сильно отличаются от т.н. "немецких" домов с двускатными крышами. Ну, во-первых, кухни в квартирах есть, 6 кв.м., но это - кухня, а вовсе не "очаг". А вот с "отдельными входами" - неувязочка, все квартиры были коммунальными, 2-х комнатные на 2 семьи, 4-х комнатные на 3. Многие, особенно 4-х комнатные являются коммунальними и по сей день.И еще  нюанс. Когда сельмашевцы вернулись вместе с заводом из ташкентской эвакуации, их квартиры, в основном, были заняты.И желющим Сельмаш выделял участки на 2-м пос. Ордженикидзе под строительство домов.

 

Stanichnik (01.11.17 21:07)

Я был во всех вариантах сельмашевских коммуналок. И родился в одной из них.

Wilena (01.11.17 21:41)

Я понимаю, что Вы коренной сельмашевец, написала для тех, кто не знает, но интересуется.

 

Stanichnik (01.11.17 22:19)

Я сейчас хочу написать о двух "испанских" домах на Студенческой. Я внутри много раз бывал, но у меня нет фото. Там интересно, такие элитные коммуналки перестроенные в аудитории. Но по комфорту им далеко до домов в "тругольнике".

Wilena (01.11.17 22:39)

Интересно. А что  за испанские дома? На Студенческой всего-то 5 домов, ну кроме бывшего ВТУЗа и ПТУ. С удовольствием почитаю. А вот еще есть домик за Студенческой, на Ватутина, такой 2-х этажный барак, о нем бы что-нибудь узнать-Ватутина,13.

 

Роман S. (14.12.17 18:09)

Не совсем так: непосредственно по самой Студенческой жилых домов пять: 1-й, 3-й, 5-й, 7-й (откуда я родом) и 9-й. Но есть там ещё один жилой дом, стоящий между 1-м и 3-м домами, дом этот ориентирован по направлению движения и по Студенческой, и по Ватутина (и перпендикулярен жилым домам на Студенческой). Я не помню его нумерацию, не исключено даже, что нумеровался он по улице Ватутина. Дом имеет три подъезда, 4 этажа (если мне не изменяет память) и был достаточно известен у жителей района: в советское время там очень долго располагалась детская молочная кухня (может, даже и сейчас располагается)...

Посмотрел сейчас специально на Google Maps - дом с молочной кухней имеет номер 2А, а номер 2 (без "А") - это РИСХМовская общага на противоположной стороне Студенческой. А по улице Ватутина дом с "молочкой" имеет номер 4 (Ватутина, 4).

Stanichnik (02.11.17 06:51)

Да, испанские дома теперь занимает ДГТУ.

Wilena (02.11.17 17:00)

не знала, что они "испанские", тем интереснее будет читать.

 

Wilena (02.11.17 19:33)

последний день Юбилейного 03.09.15
один из предпоследних -29.08.15
Stanichnik (02.11.17 21:13)

Я тоже подробно сфотографировал последние дни "Юбилейного"

Wilena (02.11.17 19:36)

Можно вопрос - не могу понять, что за здание "общежитие №1", это - что 5-ти этажное здание на Студенческой? Оно было  трехэтажным?

Stanichnik (02.11.17 21:12)

Нет, это дом по ул. Плужной №14. Там сейчас "Евразийский бизнес центр"

Wilena (02.11.17 22:32)

Понятно, спасибо,  у меня была такая версия, решила уточнить. И еще по поводу фабрики- кухни. Могу ошибаться, конечно, но это вполне могло быть именно там, гдде Вы указали, в том доме, где сейчас "Магнит", помните в советские времена какая тм была огромная столовая?  А вот во времена моего детства, точно помню что так называемая "домовая кухня" была в доме, на углу Металлургической и Сержантова, там тоже была столовая и можно было брать обеды на дом, мои работающие в 3 смены родители иногда этим пользовались.

Stanichnik (02.11.17 22:46)

Мне удалось узнать где была фабрика-кухня. Это сейчас много раз перестроекнное и ни чем не примечательное здание №18 по ул. Плужная. Стоит почти вплотную к упомянутому нами уже первому общежитию.

Stanichnik (02.11.17 22:56)

Вы меня навели на интересную мысль. Посмотрите, совсем недавно я разместил заметку "Новое фото старого Сельмаша". Она еще на главной странице. Так вот, то здание которое я не смог определить и есть фабрика - кухня. Архитектура очень похожа на то здание, которое  описано в книге Артура  Токарева. Завтра выставлю.

Екатерина (18.12.18 17:26)

ПОМОГИТЕ! Как появился автовокзал на нынешней Шолохова (бывшей Октябрьской)?!

Stanichnik (18.12.18 19:51)

Екатерина, не совсем понял ваш вопрос. Что значит "как появился"? Я знаю, что построили его в 1958 г. (примерно), до этого автовокзала в Ростове не было. А в статье по ссылке можете посмотреть фото этого вокзала в 60-хhttps://www.meotyda.ru/node/327

Роман S. (18.12.18 21:16)

- Как появился?

- Его построили.

nkrolenko (13.05.20 15:41)

Добрый день!Семья моего деда до войны проживала в Ростове-на-Дону в районе Сельмаше по адресу Производственная (Селиванова) 36. Вы не подскажете, осталось ли там еще что-то от застройки 30х годов? Заранее спасибо,Наталья

Андрей Stanichnik (13.05.20 16:23)

Здравствуйте Наталья! Застройка 30-х годов цела процентов на 90%. Её кстати удобно смотреть на Яндекс-панорамах.

nkrolenko (13.05.20 18:16)

Андрей, большое спасибо за ответ! Там такой кирпичный забор на панорамах, что плохо видно, что за ним :) Спасибо за интереснейший сайт - экскурс в дедушкины родные края, в которых я никогда не была, но очень надеюсь посетить. Продолжу познавательное путешествие :)

Heach (13.05.20 17:08)

Это частный сектор. Скорее всего нет. Посмотрю, возможно уже новый домик там какой-то стоит.

nkrolenko (13.05.20 18:11)

Юрий, спасибо за ответ! Я сегодня полдня разглядывала панорамы - там стоит небольшой кирпичный домик с деревянным фронтоном мансарды - это все, что мне удалось разглядеть. Было бы здорово хоть как-то прикинуть его возраст и понять, относится ли он к довоенному времени...

Heach (13.05.20 18:38)

А вы где живёте? Я тут рядом, могу сходить, щёлкнуть фото, 2 минуты :) 

nkrolenko (13.05.20 18:44)

Ой, было бы замечательно, спасибо! 

Дед после войны служил в Ленобласти и в итоге осел в Ленинграде, так что я из Петербурга. А сейчас вообще второй год во Франции по работе... :(

Heach (13.05.20 19:07)

Много зелени, если бы чуть-чуть раньше.

nkrolenko (13.05.20 19:09)

Большое спасибо :) Какая чудесная погода! Как думаете, этот домик старенький?

Heach (13.05.20 19:15)

В глубине двора старенький.

nkrolenko (13.05.20 19:32)

Я когда смотрела на панорамы Яндекса на карте думала, что дом 36 вот этот:

Heach (13.05.20 19:46)

Я не ошибся, тот, что на вашем фото 34

nkrolenko (13.05.20 19:59)

А! Тогда все сходится :) Супер! Спасибо :) Интересно, как же там без листвы - надо вспомнить об этом ближе к зиме :)

Heach (13.05.20 20:19)

Дом со ставнями саманный, обшитый досками, кирпичные постройки более поздние - вот так там :) Двор вы видите. На Яндекс-панорамах листвы меньше. Но тут надо выяснять год постройки, возможно дом и послевоенный. Второй домик рядом с основным тоже вызывает интерес - может сарай, иногда бывало так, что со строительством нового дома на участке прежнее жильё становилось подсобным. А что за ним, мне вообще непонятно - пристройка? Вообще, построек там немало :) Детали выяснить можно.

nkrolenko (13.05.20 21:06)

Ох, как мне теперь хочется приехать посмотреть вживую на домик пращуров:) Спасибо Вам огромное за помощь!

Sergey_A* (13.05.20 23:49)

Нумерация могла же поменяться...

Heach (14.05.20 00:11)

Могла, вопросом надо заниматься, это современный адрес. Улицей Селиванова она стала в 1970 году. А вот что было с нумерацией до войны - надо выяснять.

Светлана Николаева (14.05.20 08:47)

По адресу Селиванова ,36 живет моя хорошая знакомая. До переименования адрес был - ул.Производственная, 29а. Так в паспорте написано.

nkrolenko (14.05.20 20:44)

Как интересно! То есть это, возможно, была даже другая сторона улицы... 

Heach (14.05.20 20:53)

Если другая сторона, то там многоэтажные дома в том районе, найти без шансов, но Светлана исправилась - сторона чётная таки.

Светлана Николаева (14.05.20 08:49)

Прошу прощения, 28а

Heach (14.05.20 09:38)

Тогда надо искать 36, а фотографии я удалю. На Яндекс панораме ещё любопытен домик №42, надо глянуть стоит ли ещё, но он по нумерации может не попасть, если не он, то шансов уже практически нет. В который раз удивляюсь как тесен мир и удивительному району - Сельмаш :)

Светлана Николаева (14.05.20 10:15)

Рядом с моей знакомой живет бабушка - местный старожил, если знать фамилию дедушки Натальи, можно попробовать провести расследование :)

Heach (14.05.20 12:45)

Наталье нужно продолжить беседу, я думаю, если ей интересно всё-таки расставить всё по местам. Извиняюсь, что внёс путаницу, и обещаю сделать фотографии, если что-то получится узнать.

nkrolenko (14.05.20 20:49)

Юрий, большое Вам спасибо за помощь и поддержку! :)

nkrolenko (14.05.20 20:48)

Светлана, здравствуйте! Спасибо, мне очень-очень интересен этот вопрос:) Фамилия, как и у меня - Кроленко. Прадед и прабабушка Григорий Максимович и Прасковья Дмитриевна, у них было три сына - Михаил, Сергей и Виталий :) Если что-то получится разузнать - было бы :):):)

Светлана Николаева (14.05.20 21:01)

Добрый вечер, Наталья! Обязательно напишу. А Вы приезжайте к нам непременно. Познакомитесь с влюбленными в поселок Сельмаш.

nkrolenko (14.05.20 21:32)

Я очень постараюсь, когда откроют границы :) Мне очень приятно познакомиться - такой отклик и поддержка, просто потрясающе!

Светлана Николаева (22.05.20 14:37)

Наталья, здравствуйте! С сожалению, наше расследование пока не дало результата.(( Те, кого смогли расспросить ничего о вашем дедушке не знают. И старых домов практически не осталось. Есть подозрение, что дом №42 подходит, Юрий о нем писал.
В любом случае , улицу мы Вам покажем :))Приезжайте.

Heach (22.05.20 14:56)

То, что она про дедушку ничего не помнит - это нормально. Дом 36 где был не помнит?

Светлана Николаева (22.05.20 15:13)

Путаются в показаниях ) Беседовали не с одним человеком. Склоняются к дому №42, точнее участку, где стоит дом №42.

nkrolenko (22.05.20 22:27)

Светлана, огромное спасибо за расследование:) Конечно, врядли кто-то может помнить это семейство - столько лет прошло... А дом номер 42 - это такой белый с зелеными ставнями? Интересно, он послевоенный или довоенный...

Felis (18.10.20 22:57)

Дом похоже довоенный. Во всяком случае лет 45 - 50 назад я слышал байку, что там в подвале неразорвавшаяся авиабомба. Но там двор был на несколько семей и дом был не один.

Гость (27.01.21 19:14)

Хочу к Вам.

Владимир (27.01.21 19:19)

Родился радищева/воровского, прямо напротив базара. Вся жизнь это сельмаш.

Heach (27.01.21 19:36)

Заходите :) Про школу расскажете?

Stanichnik (27.01.21 20:26)

Добро пожаловать Владимир! Я сейчас как раз собираю то немногое, что осталось в памяти города о почившем Колхозном рынке. Если у вас есть что-то, хоть устные воспоминания, поделитесь, буду благодарен.

Роман S. (27.01.21 20:41)

Владимир, а снимки Колхозного базара (хотя бы такие, где базар - на заднем плане, на периферии кадра), есть у Вас? Интересуют 70-80 годы.

Бывалый (27.01.21 21:53)

Дополнение в главу "Детский сад". Фото 1948 года "Гимнастика в заводском детском саду"

Heach (27.01.21 22:06)

Хорошие фотки на этом сайте. Интересно, что за садик?

Гость (27.01.21 22:37)

К сожалению нет никаких фото. Вообще то и 60е годы помню. Старый я, сентиментальным стал не в меру.
Вот это фото напоминает мой рынок. С боку рядов помните мебельный был.

Heach (27.01.21 22:41)

Зарегистрируйтесь, так будет проще комментарии ставить под своим ником или именем. 

Stanichnik (28.01.21 07:50)

Когда я собирал материал о Колхозном рынке, то у меня сердце забилось когда я в сети увидел это фото. Точно такие ряды, точно так стояли женщины с мешками картошки, такой же павильон. Но это Москва.

Гость (29.01.21 17:51)

Прошу прощения за анонимность, но спросить хочу. Кто помнит или что либо знает о церквушке на Шолохова, бывшей Октябрьской. Церковь стояла напротив пятидомиков, это в створе выхода ул. Воровского на пр. Шолохова. На этом месте сейчас пятиэтажка из силиката. Помню, её кажется подорвали,примерно в конце 50х или начале 60х.
Ещё раз прошу прощения.

Stanichnik (29.01.21 23:06)

Вы задали загадку уважаемый гость. Ни на одной старой карте этой церкви нет. В 1918 г. там были пустыри и свалки. Трудно предположить, что церковь построили после 18-го. Что еще вам о ней известно?

Геннадий (30.01.21 15:23)

Церковь там была. Появилась она в конце войны или чуть позже, когда была ослаблена антирелигиозная пропаганда. Перестроили в маленькую церковь, как я понимаю, обычный жилой домик. В раннем детстве я ее видел.

Гость (30.01.21 11:04)

Да, загадка, поэтому спросил здесь. Знаю одну женщину, ей 90лет и она наверняка помнит. Но надо её ещё найти.

Роман S. (01.02.21 15:45)

Со слов мамы моей однокашницы, жительницы Берберовки 1942 года рождения, небольшая деревянная православная церковь находилась на углу нынешних пр.Шолохова и пер.Кавказского.

По её воспоминаниям, церковь была снесена в промежутке между 1956 годом (когда она приехала в Ростов и поселилась в доме по Кавказскому переулку) и 1960 годом (годом замужества и переезда на одну из улиц, расположенных неподалёку).

Пр.Шолохова - пер.Кавказский
Гость (02.02.21 18:00)

Совершенно верно. Между кавказким и осетинским, на месте пятиэтажка. Если я её помню, а я 1954г, значит, думаю 57-59гг.

Роман S. (02.02.21 20:28)

Гость, рад Вам! Легализуйтесь, здесь здóрово.

Регистрация и публикация под именем, выбранным при регистрации, имеет преимущества - хотя бы в том, что есть возможность исправлять допущенные (ведь они бывают иногда) опечатки или иные досадные ляпы в собственных комментариях.

Гость (02.02.21 20:00)

Кто помнит кинотеатр Труд?

Светлана Николаева (02.02.21 20:18)

Рядом с НИИТМом?  Помню небольшой зал , а на экране - Фантомас. :)

Роман S. (02.02.21 20:33)

Уже и НИИТМа (как научно-исследовательской мощности) нет...

Здание давно превратилось в арендуемые площадя для всяких фирм, "хороших и разных".

Сельмашевец (01.06.23 20:58)

В кинотеатре "Труд" было два зала, назывались "Синий" был побольше, и "Красный".

Светлана Николаева (02.02.21 20:49)

Ром, ты же знаешь, что для нас всегда это будет НИИТМ.) В нашей коммуналке жил сосед Костя, молодой парень. Работал  в НИИТМе, карандаши нам красиво затачивал. )

Роман S. (02.02.21 22:07)

Свет, совершенно согласен. НИИТМ.

Гость (02.02.21 21:02)

Кино Труд? Это там где речка-вонючка текла и громадные крысы бегали по берегам?

Гость (02.02.21 21:21)

Там кажется ещё мостик был подвижной,да?

Роман S. (02.02.21 22:37)

Кинотеатр "Труд" был, насколько я в своё время усвоил рассказы старейшин (сам его не помню, ибо был мал тогда), на месте построенных позже так называемых "мастерских НИИТМа" (стройку смутно припоминаю, первая половина 70-х годов). Вот на левом фото это строительство.

А речка-вонючка протекала в балке, на месте засыпанной части которой в 1978 году сдали в эксплуатацию 9-этажный дом для рабочих РСМ и их семей. Через эту балку и был проложен мост.

На правом фото - девятиэтажку ещё не начали строить, рельсы - поворот трамвая 1-го маршрута с ул.Образцовой на ул.Матросскую (ныне ул.В.Пановой).

Строящиеся мастерские НИИТМа
Справа от рельсов - балка...
Попов Михаил (02.02.21 21:25)

Ну, от речки-вонючки ( которая по факту была коллектором стоков Ростсельмаша) кинотеатр Труд был удалён примерно на 300 м на юг по прямой. Кинотеатр стоял параллельно Плужной. В его обустройстве вспоминается следующее: входная дверь была с лицевой стороны, у левого угла. За ней был предбанник с кассами и в нем справа внутри. - входная дверь в первый зал. На ней стоял контролёр. Затем был вытянутый по северной стороне накопительный зал с буфетом. И из него был вход ( или два входа?) в основной кинозал., протянувшийся по южной стороне. А из основного кинозала по окончании сеанса двери открывались в сторону Плужной. Зал был человек на 200. И когда в году 1961-1962 начали показ Трёх мушкетеров народ штурмовал кинотеатр как в конце 1980-х вино-водочные отделы.

А на 1-ом Орджоникидзе с апреля по октябрь работал летний кинотеатр.Крыша его кинобудки в день показа интересного кино была забита пацанвой и молодежью. Участковый и БСМщики пытались гонять, но народ не поддавался. На особо крутых показах даже акации, с колючками по 15-20 см, были увешаны гроздьями юных любителей кино. Знакомство с контролером было счастьем. - могла и без билета пропустить.

Heach (02.02.21 21:36)

В летний и я хаживал, мама отпускала, комары мешали :) А сейчас на Сельмаше уже давно ничего нет с кино, новый Юбилейный - долгострой, конца строительству не видно.

Роман S. (02.02.21 22:26)

Юра, может, у Твоих ребят и девчонок с Новолесной и других улочек 1-го Посёлка есть фотки с "Парком им.Орджоникидзе"? Это место тогда ведь так называлось. А вот было ли название у кинотеатра - не могу вспомнить. Афишная доска стояла на углу этого парка, рядом с остановкой 11-го автобуса на ул.Димитрова.

К слову, ещё одна "киношная мощность" существовала чуть далее за "Юбилейным" в сторону Старого автовокзала - кинозал Дворца культуры "Ростсельмаш".

Ну, а, если совсем уж дальше рвануть доводилось - в поисках кайфового фильма - то можно было дойти и до "Колоса" в Парке Островского.

Однажды мы с моим школьным другом на весенних каникулах в 6-м классе вот так, в поисках интересного кино, дошли пешком со Студенческой аж до кинотеатра "Комсомолец". Посмотрели тогда "Опасные гастроли" с Владимиром Высоцким...

Heach (03.02.21 21:17)

Спрашиваю у всех, Рома

Виктор (31.05.22 01:26)

Да, в кинотеатре "Труд" было два зала. Из малого зала двери выходили на ул.Плужную, а из Большого на противоположную сторону.

Гость (01.06.23 21:24)

На 2-ом Орджоникидзе тоже был летний кинотеатр, там где сейчас рынок рядом с бывшим мебельным магазином "Уют".

Гость (02.02.21 21:31)

В кинотеатре было два зала, синий и красный, если я не ошибаюсь.

Роман S. (02.02.21 22:15)

Если речь идёт о кинотеатре "Юбилейный", то зал был один, без разделения.

Гость (02.02.21 23:16)

Про "Труд" речь. Два зала.

Геннадий (14.02.21 18:51)

В "Труде" были большой и малый залы. А красный и синий - это в "Буревестнике".

Гость (02.02.21 23:20)

На первом посёлке кинотеатр назывался <первомайский>

Роман S. (02.02.21 23:44)

Ой ли! Может быть, конечно, когда-то он так и назывался (в какие годы это было?), но тогда, получается, в Ростове было два кинотеатра "Первомайских": один - в Первомайском парке, близ ДФК (Дома физической культуры, угол Энгельса и Крепостного), а другой - вот этот, летний. Но это всё же вряд ли.

Геннадий (14.02.21 19:30)

Летняя киноплощадка в первом поселке Орджоникидзе точно была, но вот как она называлась - это неясный вопрос. Во всяком случае, не "Первомайский" - Роман прав. Такую глупость тогда не могли бы сделать. А кинотеатр "Первомайский" в одноименном парке точно был - крытый, деревянный, с отоплением. Хотя вначале, может, он был и без отопления.

Дмитрий Красногор (23.03.21 08:18)

Кинотеатр назывался:киноплощадка им.Серго Орджоникидзе. Мы пацанами лазили на крышу ,никто не гонял.А вот на Уюте был летний"Молот",там даже менты приезжали гонять.

Попов Михаил (03.02.21 00:27)

Для нас, жителей 1-го Орджоникидзе, кинотеатр был просто летним кинотеатром. И никакого официального наименования мы не знали. Точно также и парк был безымянным. Вот скульптура Серго на пересекавшей парк от Димитрова до Грамши аллее стояла. В 1960-е годы парк. - это было формально. Фактически роща, причём в восточной части достаточно глухая.

В конце 1960–х рядом с кинотеатром появилось здание пошивочного цеха. Затем оно трансформировалось во временный храм. А потом уже все преобразовалось в капитальное церковное здание с надворными постройками.

Гость (03.02.21 15:44)

Здравствуйте Уважаемые. Есть здесь, кто учился в школе 75 с 62 по 72гг. в "В" классе?

Heach (03.02.21 19:45)

Гость, они найдутся, сдавайте фотографии своего класса в Виртуальный музей, и они не заставят себя долго ждать ;) 

Гость (03.02.21 19:54)

Были бы фотки, скинул бы.

Гость (08.02.21 20:47)

Даа уж, ничего и никого из 75ой школы.

Stanichnik (08.02.21 21:06)

Печально. Я тоже надеялся, что кто-то отзовется.

Heach (08.02.21 22:48)

В силу того, как устроена Меотида, не все сразу понимают путь поиска. На сайте появляются выпускники 75-й, только, как и всех остальных, их нужно "трясти", и часто, зайдя в одну публикацию, они на этом ограничиваются. Хорошо поискать своих на "Одноклассниках", а потом к нам :)   

Светлана Николаева (08.02.21 23:11)

 Юра прав,  уважаемый Гость, нашу 75-ую нужно "трясти" . :) Если Вы действительно хотите найти своих, начните с ОК. А кто у вас был классным руководителем? Вы 10 классов закончили или ушли после 8- го? Неужели ни одной фотографии школьной не сохранилось?!

Гость (08.02.21 23:55)

Светлана, я ушёл в 70ом, после 8го. В начальных классах была нашей училкой Любовь Тихоновна, фамилия, если не ошибаюсь, Литвиненко. С 5го класса была училка по немецкому - Зинаида, ф.о. не помню. Директор - Нина Андреевна, завуч - Ольга Герасимовна. Так уж случилось, что жизнь всех разбросала и к сожалению, многих уж нет, а с другими связь утрачена... По разному бывает в жизни...
... И ведь начало и конец.. они рядышком.. совсем почти.

Heach (09.02.21 14:06)

Для начала у нас на сайте надо перестать быть "гостем", авторизуйтесь, либо пишите имя фамилию - это верный ход. Далее отслеживайте комментарии в нашем музее и появление новых фотографий, их будет ещё немало, ну а потом, если ваши одноклассники не поленятся комментировать, а увидев вашу фамилию под какой-нибудь из публикаций с фотографиями, они точно захотят это сделать, то всё получится.  

Stanichnik (09.02.21 14:58)

Уважаемый гость, я вам предлагаю зайти на Одноклассники, зарегистрироваться там и найти группу 75-й школы Ростова на Дону. В ней более чем 5 000 участников. Придется вам просмотреть их всех. И если найдете знакомых, выходите с ними на связь. 

Если этот способ не сработает, то, увы.

В любом случае расскажите о том, что получилось здесь.

Меотиида, к сожалению, не обладает и не может обладать свойствами соцсетей. Но соцсети как инструмент бездушен, а здесь вы всегда найдете понимание.

Светлана Николаева (09.02.21 20:43)

Из перечисленных учителей знаю только Ольгу Герасимовну. О ней уже писали здесь. Человек- легенда. Знаю что она блокаду в Ленинграде пережила и еще, что до школы работала в Китае переводчиком. Я сама у нее не училась к сожалению.

Геннадий (03.06.23 14:56)

Ольгу Борисовну Климову я знал уже, когда закончил школу - прежде всего как супругу Олега Климова (отсюда и фамилия Ольги Борисовны). Олег был отличным фотокорреспондентом и работал в издательстве изобразительной продукции - было такое в Ростове. Более того - все фотокорреспонденты оттуда подчинялись главному редактору издательства, а им (главным редактором) работала моя мама! Олега мы знали еще и как соседа - они жили в соседнем доме, на Металлургической, 106. Очень симпатичный парень, интеллигентный, исполнительный, какой-то светлый по душевным качествам. Издательство выпускало фотооткрытки (в том числе и модные тогда портреты артистов), а также виды Ростова. Выпускало это издательство и политические фотовыставки для оформления кинотеатров и клубов. Ну, типа - "Решения такого-то съезда партии - в жизнь!". Мама моя делала планы выставки и писала тексты, а фотокоры снимали иллюстрации. Олег, в отличие от многих пожилых фотокорреспондентов, прошедших войну, работал более умело и всегда искал хорошие ракурсы. Халтуру не делал. Мне кажется, у них с Ольгой была хорошая семья, в которой муж и жена понимали и любили друг друга.

Stanichnik (04.06.23 20:09)

Я верю, что где-то в старом, ростовском особняке, с фанерками вместо стёкол и сто раз крашеной, деревянной дверью, которая давно забита и вросла в асфальт, лежит фотоархив. В котором пылятся и сыреют тысячи фотографий неизвестного Ростова начиная с конца 19-го века. Где-то капает вода, шуршат мыши, а архив ждёт.

Алена (11.02.21 18:17)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нет ли информации о том, как использовался техникум сельхозмашиностроения на Сержантова во время ВОВ?

Heach (11.02.21 20:17)

Вот, посмотрите здесь

Stanichnik (11.02.21 20:29)

Юра, ты наверное ссылку не так дал.

Heach (11.02.21 20:32)

Исправился, ответил деликатно, там можно со школой сравнить и понять, что здание в войну было другим, а то здание, что мы видим послевоенное из 50-х. Да и техникума там не было.

Stanichnik (11.02.21 20:59)

Из этого снимка можно сделать вывод, что техникум стоял без крыши. Странно, но в сети нет материалов по истории техникума. 

Heach (11.02.21 21:27)

Я раньше тоже это замечал. Ещё один пробел в истории Сельмаша, может уже полноценно и невосполнимый. Я тут у Петровича прочитал Кедми, зацепило...  Нашёл после этого фотки на "Мешке" и рисунок с конверта из 60-х в надежде уцепиться за ниточку из прошлого :). А ещё было про техникум здесь и здесь.

Роман S. (11.02.21 22:37)

Интересно, сам Яков Иосифович в курсе, что ему приписывают авторство этого текста?.. ;-)

Heach (11.02.21 22:43)

Он такое не пишет, только о политике? Но все равно душевно.

Роман S. (11.02.21 22:58)

У меня этот текст долго хранился ещё на старом смартфоне, тоже затронул душевные струны... Тогда он ещё без "авторства" был.

Геннадий (14.02.21 16:35)

Алена, здравствуйте! Техникум сельхозмашиностроения во время войны находился в группе зданий учебных заведений при заводе - на нынешней улице Менжинского (первая остановка, если ехать со стороны проходной РСМ в сторону поселков Чкалова и Орджоникидзе-2). Сохранилась только часть этих зданий (там, в частности, профсоюзный комитет РСМ). А здание на углу Металлургической и тогдашней Конвейерной (ныне Сержантова) построено уже после войны (сдано в эксплуатацию в 1955 году). А вот что было на его месте до войны - это вопрос интересный. Я не знаю. Возможно, там были какие-либо деревянные здания, в которых могли размещаться магазины, службы быта, учреждения ЖКУ.
Напишите немного о себе. Почему вас интересует этот вопрос?

vvd (12.02.21 00:50)

Довоенный техникум сельхозмашиностроения видно на этом фото: http://donskoyfoto.ucoz.ru/_pu/0/35438400.jpg , из этой статьи: http://www.rostovbereg.ru/publ/rostov_so_vsekh_storon/pjatikratno_rozhdennyj_vuz_ehkskursija_po_zalu_muzeja_riskhma/1-1-0-93 .

Андрей Stanichnik (12.02.21 06:51)

Валерий, интересна история здания именно на углу Металлургичсекой и Сержантова. В частности, почему оно без крыши? Хотя Сельмаш не бомбили.

Heach (12.02.21 09:10)

На карте совсем другое здание. А если Сельмаш не бомбили, то что произошло с частью школы в войну? По той информации, что у нас есть, её бомбили, а 20-ю школу на Берберовке взорвали.

Андрей Stanichnik (12.02.21 10:13)

Посмотри на немецкую аэрофотосъемку. У педантичных немцев все цели обозначены и пронумерованы.

Heach (12.02.21 14:30)

На разрушенной школе в Берберовке стоит какой-то знак, вроде 67. То, что её взорвали верю охотней, чем в то, что разбомбили, ибо рядом здание уцелело идеально, судя по его нынешнему состоянию.  А что было с нашей школой по твоей версии? И строение Техникума на фоне школы в масштабе очень скромно выглядит, может строительство было начато до войны, но не закончено?

Андрей Stanichnik (12.02.21 16:46)

Я знаю, что много домов сгорело без бомбежек. Топили буржуйками. Проходящие войска устраивали себе временные жилища в пустующих строениях. Беспризорники. Криминал. Этот ущерб не посчитан. Не до того было. Война все списала.

Heach (12.02.21 16:55)

 "В период Великой Отечественной войны фашистские самолёты неоднократно бомбили школы №№ 75 и 83, тем более что это крупное крестообразное здание выделялось из окружающей малоэтажной застройки и служило для вражеских лётчиков удобным ориентиром. Школе были нанесены серьёзные повреждения."  Текст Беленького из истории школы. Интересно, что нам скажет Геннадий Леонидович?

Геннадий (14.02.21 16:43)

А, собственно, что вы хотите уточнить? То, что школы бомбили (перед войной в здании "школы-гиганта Сельмашстроя" уже работали две названные в этой фразе школы)утверждают все, кто тогда жил. Основные разрушения были нанесены середине здания, то есть корпусу, который выходил перпендикулярно основному почти до существующего тротуара. После войны тот "перпендикулярный" корпус разобрали, а середину украсили новым (ранее не существовавшим) грандиозным балконом с колоннадой. См. книгу Артура Токарева об архитектуре Ростова первых пятилеток.

Heach (14.02.21 18:15)

Однако, на карте 44 года (правда были сомнения что она 44-го, возможно 43-го) здание школы вполне себе ничего и объёмно выглядит сверху, пытаюсь разглядеть, насколько это возможно, дефекты, но нет ощущения разбомбленности, как, например, в центре некоторые здания - заметны остовы зданий. А на месте техникума действительно домики, как сарайчики стоят.

Попов Михаил (12.02.21 12:50)

А что за памятник показан на схеме в правом нижнем углу? Какова его судьба?

Попов Михаил (12.02.21 12:54)

Приношу извинения. - статью открыл позже, чем рисунок. Понял, что показан памятник Сталину. Полагаю, что он, как и стоявший на месте будущего кинотеатра «Юбилейный», не пережил 1961 год.

Геннадий (14.02.21 16:47)

Миша, добрый день! О каком памятнике Сталину идет речь (НЕ том, который был в скверике на Конвейерной и на месте которого построили в 1967 году "Юбилейный"). Где еще на Сельмаше был памятник Сталину (точно был еще в парке, но ты имеешь в виду явно еще какой-то).

Попов Михаил (14.02.21 17:03)

Геннадий Леонидович, добрый день. В материале гостя vid. От 12 февраля приведён рисунок территории техникума на ул. Менжинского. И согласно ему, а также данной отдельным файлом статье о довоенном техникуме, перед главным учебным корпусом был сквер с памятником Сталину. Вот о судьбе этого памятника я и задавал вопрос.

Геннадий (14.02.21 18:48)

Миша, если на том месте (что на схеме) был памятник Сталину ДО ВОЙНЫ, то после войны его уже не могло там быть, так как находящиеся рядом здания были полностью разрушены. Там были руины. И памятник этот исчез вовсе не в 1961 году, а во время войны. А вот памятник Сталину в скверике на Конвейерной - да, не пережил 1961 года... Когда точно исчез памятник Сталину в парке - точно не могу сказать. Думаю, раньше, чем тот, что в скверике на Конвейерной.

Геннадий (14.02.21 18:40)

Миша, теперь понял, спасибо! Слушай, схема той территории - просто балдеж! Всё сразу становится ясно. Лучше, чем в книге Артура Токарева! А в здании ФЗУ (единственном полностью сохранившемся) я ведь работал в 1978-1982 годах, на своей первой работе в редакции "Ростсельмашевца". Там были тогда также партком и профком завода. А здание ВИСХОМа восстанавливали тогда на моих глазах - оно стояло более 30 лет полуразрушенным, без окон.

Светлана Николаева (14.02.21 19:57)

Геннадий, а может Вы помните что это? В левом нижнем углу. 

Попов Михаил (14.02.21 20:41)

Геннадий Леонидович, поясню вопрос Светланы: на входе в сквер перед Техникумом все семь лет твоей учебы в 20-й школе - стояли ли там две колонны или арка на двух колоннах? Есть ещё версия о небольшом здании, но я в неё не верю - помню, что учащиеся спешили в общежитие напрямую, не встречая никакой преграды

Геннадий (15.02.21 10:27)

Может быть, это была как бы временная рекламная конструкция, приглашающая учиться в техникуме ? Постоянного сооружения в виде арки я на этом месте совершенно не помню.

Светлана Николаева (14.02.21 21:36)

Спасибо, Михаил. Сквер был как маленький парк и  арка на двух колоннах как вход в сквер - это, наверное, было хорошо! Если, конечно, так и было.)

Гость (14.02.21 22:24)

Перед кинотеатром Труд тоже был какой то памятник?

Heach (14.02.21 23:11)

Речь о загадочной арке перед сквером, а на месте кинотеатра "Труд", как я понимаю, возник новый корпус НИИТМА.

Гость (15.02.21 00:48)

Я про памятник спросил, справа от входа в кинотеатр.

Попов Михаил (15.02.21 01:08)

Хороший вопрос. Сдаётся мне, что, действительно, справа от входа в кинотеатр «Труд» чей-то бюстик на постаменте стоял. Буду опрашивать одноклассников.

Геннадий (15.02.21 10:24)

Миша, ты имеешь в виду - до постройки НИИТМа? (А его закончили строить в 1962 году - это точно, проверялось мной по газетам). Ну, насчет "бюстика" - не знаю. Не уверен.

Виктор (31.05.22 01:54)

Я ходил в кинотеатр "Труд" в 1967 году весной. Демонстрировался фильм "Кавказская пленница", вот это был штурм в кассы:)

 

Виктор (31.05.22 02:00)

А в зале была надпись: Одним из важнейших искусств-для нас является кино -И.В.Сталин

Гость (15.02.21 11:07)

Прав Михаил. Стоял на постаменте бюст Сталина. И кинотеатр назывался "Сталинец"

Гость (15.02.21 12:47)

Возможно была эта фотка здесь

Геннадий (15.02.21 16:21)

Да... Вход в кино, куда столько раз ходил... Правда,я начал в него ходить уже когда он был не "Сталинцем", а "Трудом".

Гость (15.02.21 13:00)

Нет, не так. Вот так.

Гость (15.02.21 13:10)

Не получается полное фото.

Stanichnik (15.02.21 16:31)

Все получилось. Фото становится полным когда на него кликаешь. Я это фото давно заметил на PAST VU. Интересен забор в левой части кадра. Судя по ракурсу, это не можит быть школьным забором. Порлучается, что таким же забором был огорожена баня.

Heach (15.02.21 17:54)

Я тоже на забор обратил внимание, не дают заборы нам покоя :))))))))))

Гость (31.05.22 15:15)

Ракурс... Эт как посмотреть. Возможно забор техникума.

Попов Михаил (15.02.21 19:25)

Скорее, забором был огорожен вытрезвитель

Роман S. (15.02.21 19:39)

"Пармская обитель" - франко-итальянская картина, вышедшая на экраны во Франции и Италии в первой половине 1948 года.

"Небесный тихоход" - советский, ещё более ранний, фильм 1945 года.

Каких же лет этот снимок? Предположу, что И.В.Сталин был ещё жив, то есть, на фото - начало 50-х годов, не позже 1953 года...

Бывалый (15.02.21 20:08)

"Пармская обитель" в советском прокате с 1953 года (источник), в провинциальных кинотеатрах еще позднее. Десталинизация разворачивалась постепенно после 20-го съезда КПСС, т.е. после февраля 1956 года

Роман S. (15.02.21 21:08)

Стало быть, в свете новых обстоятельств, можно думать, что снимок ребят у кинотеатра "Сталинец" датируется серединой 50-х годов. Скажем, годами 1953 - 1957...

Heach (15.02.21 21:23)

У меня есть фото отца в такой модной курточке ближе к концу 50-х, не помню точно, тогда такая мода была. А у парней так вообще стиляжьи причёски, конец 50-х верно

Роман S. (15.02.21 14:30)

Вот здесь, по этой ссылке (см.ниже), в контексте разговора о ДЮСШ-6, вскользь упоминается и кинотеатр "Труд".

http://xn--6-gtb3b2a2a.xn--p1ai/index.php/istoriya-shkoly/istoriya-shkoly

Гость (15.02.21 15:12)

Это фото ещё "Сталинец"

Алехандро161 (03.03.21 19:17)

Добрый день! Случайно наткнулся на этот замечательный ресурс. Может кто-то подсказать, ибо самому найти не удалось, есть ли какая-то информация по школе №21 по ул. Мира, 6. Год постройки 1937. В отличие от 20-й школы по ней очень мало информации. Хотя она тоже сталинской эпохи. 

Школа №21. Пр-кт Мира, 6.
Stanichnik (03.03.21 20:28)

Уважаемый Александр. Вы на сайте школы были? Там у них есть виртуальный музей и контакты. Если бы я искал историю этой школы, обратился бы туда в первую очередь.

Вот ссылка.

http://school-21-rnd.mya5.ru 

Алехандро161 (03.03.21 21:54)

Спасибо за ответ. Да, на сайте был и с работниками общался, но даже у них ничего нет - именно о строительстве школы, нет старых фотографий общих видов и т.п. Буду благодарен если какая-то информация найдется.

Напротив школы тоже интересное здание той же эпохи, стиль напоминает ныне разрушенную 20-ю школу. Сейчас там авиационный колледж. К нему примыкает здание общежития в том же стиле.

Мира, 9 Авиационный колледж
Heach (03.03.21 22:11)

Да уж, на сайте история скудная, впрочем, на сайте 20,75-й почти то же самое. Удивительный момент - почему в старых школах к истории так равнодушно руководство? 

Роман S. (03.03.21 22:38)

Юра, всё просто: школы старые - руководство новое. То есть, совсем младое, постсоветское. Ну, и закалки той, что была у старой учительской школы, некоторые представители которой были участниками Великой Отечественной, а остальные - детьми войны, у них тоже нет, неоткуда ей взяться. Они уже на другом воспитывались.

Светлана Николаева (03.03.21 23:26)

Не совсем просто, пока школы не объединились в лицей, в двадцатке еще сохранялись какие-то традиции. После соединение это стало сложнее. Я думаю эти две школы так и не стали единым целым. Но это только мое мнение. 

 

Heach (04.03.21 09:53)

Единым целым безусловно не стали, да и когда им было становиться после объединения, которое сделали чисто по техническим причинам. Нас объединяло здание, объединяли дворы, Камчатка та же самая, актовый зал 75-й и столовая немного. А то, что школы разные, педсостав - это очевидно. Но и 75-я и 20-я неплохо вели свою историю, сейчас остались от этого крохи. А новое руководство уже перед развалом не позаботилось о её сохранении. И да, конечно, главная несправедливость - это номер, уехавший на Суворовский. Добавляют же к ГИБДД - ГАИ, к РГЭУ - РИНХ. Здесь тоже можно было найти универсальное решение - ну например 2075 :) (дожить бы :)))))))))) 

Алехандро161 (04.03.21 09:55)

Вот, кое-что нашел на Меотиде: https://meotyda.ru/node/1401

Из книги "Строители степных кораблей" 1941г.:

" ...Но уже в 1933-34 учебном году вступило в эксплуатацию новое здание школы на Берберовке. 26 классных комнат, залы, кабинеты были в этом просторном, светлом, трехэтажном кирпичном здании. (Позже она стала 21-й по общегородской нумерации)В том же году вступило в строй новое гигантское здание школы в центральном поселке. Теперь здесь размещаются две большие школы: 75-я, обучающая 1750 детей, и 88-я, в которой учатся 1 800 школьников. (Позже она стала 20-й по общегородской нумерации)..."

Здесь указано, что 21-я школа 3-х этажная была. Можно, конечно, предположить, что 4-й этаж был надстроен при реконструкции. Если приглядеться, то над 3-м этажом по боковым фасадам выступает карниз, как будто здесь заканчивалось здание. 

Heach (04.03.21 10:05)

Если к нам, то вам сюда

Heach (07.12.23 19:06)

Скорее всего, школа на Берберовке - это №20, а не 21, а 88-я -это опечатка номера 83 (Геннадий Леонидович ещё делал эту поправку). Очень важная информация об этажности, ибо были разные версии. Сейчас придал этой цитате из книги больше значения.

Гость (03.03.21 19:25)

А что за овраг между шахтинским и осетинским, за частным сектором, если смотреть вглубь от шолохова?

Stanichnik (03.03.21 20:23)

Там балка Кизитеринка с отрогами. Некоторые похожи на овраги. 

Гость (03.03.21 21:04)

Спасибо. Скажите пожалуйста, не "чревато" ли, какими либо "катаклизмами", покупка дома в этом овраге? Может было что нибудь "нехорошее" в этом месте?

Stanichnik (03.03.21 21:32)

Сама по себе балка Кизитеринка ни какого негатива не несет. Люди селились здесь с древних времен. Есть известное Кизитериновское городище скифского времени. Известны поселения каменного века. Есть следы средневековых поселений. Но современный город, структура не простая. И покупая дом на участке со  сложным рельефом, надо быть очень осмотрительным. 

Она очень большая и разная эта балка.

Попов Михаил (03.03.21 22:31)

Дамба через Кизитеринку в продолжение Зеленодольской улицы была построена около 1959 года. В ее основании был водопропускник, за состоянием которого, очевидно, не следили. И лет через 7-8 его при мощных дождях перекрыло нанесёнными ветвями, отходами и прочей гадостью. В результате случилось локальное наводнение - вода поднялась метров на 6-7 и затопила по окна домишки, построенные в этой балке со стороны посёлка Маяковского. А ниже по течению, за проспектом Шолохова, оползни по бортам балки были и остались обычным делом.

Гость (03.03.21 21:39)

Спасибо Вам.

Гость (03.03.21 23:55)

Так там что, оползни возможны?

Stanichnik (04.03.21 06:36)

Уважаемый Гость, вы попали на сайт краеведов. Здесь вам могут только сказать, что в историческом плане  эта балка никакого негатива не несет. Люди здесь селились с каменного века. Что касается сегодняшнего дня, то наши советы не дорогого стоят. Мы не специалисты по коммунальному хозяйству. Тем более, повторюсь, балка огромная и места в ней очень разные.

Виктор (24.11.23 01:49)

Интересный материал и особенно комментарии для меня бывшего сельмашевца, жившего и на 1й Конной и на Клубной, а также учившегося в 20 школе. А вот такой вопрос Андрей, известно ли Вам,что либо о медицинском обслуживании строителей, работников завода и жителей нового поселка, детей и взрослых. Какие при этом использовались или создавались учереждения?

Stanichnik (24.11.23 20:58)

Извините, я всегда стараюсь оцифровывать текст. Но сейчас нет времени. 

Виктор (24.11.23 21:17)

Спасибо большое, Андрей. Не могли б мы с Вами связаться по "мылу" остались некоторые вопросы, что б не засорять здесь "эфир". Моя почта ----viktor_pan@mail.ru---. С уважением Виктор.

Гость (24.11.23 21:19)

Дорогие друзья-коллеги по Сельмашу, меня ужасно раздражает, когда улицу 1-й Конной АРМИИ называют просто 1-й Конной. Называйте, как говорится, вещи своими именами! Не в честь же коней её назвали, а в честь 1-й Конной АРМИИ.

Бывалый (24.11.23 21:56)

А вас не коробит от названия Сельмаш? Ведь это тоже сокращение.

Разговорная речь сокращает всё, что можно сократить.

Город Ростов тоже получил своё название от сокращения длинного названия крепости Святого Дмитрия Ростовского.

Таких примеров миллион

Бывалый (24.11.23 22:01)

Название Первая Конная общепринятое. В нём нет ничего обидного и оскорбительного

Stanichnik (24.11.23 22:03)

А бойцов называли "первоконниками". Не раз встречал.

Heach (24.11.23 22:23)

С глубоким уважением к армии, но гостю "Может что-то в консерватории подправить" (Жванецкий)

Виктор (24.11.23 23:27)

Гость, так будьте тогда последовательным.....улица "1-й Конной КРАСНОЙ АРМИИ!

Виктор (24.11.23 22:05)

Те кто жил на "1й Конной Армии всегда пользовались сленгом 1й Конной, так и осталось у них и до сих пор( они этого даже не замечают), но и не забывали, что это посвящено 1 й Конной Армии.

Гость (26.11.23 18:16)

И те кто не жил тоже.

Виктор (07.12.23 12:41)

Андрей в дополнении к "Где располагался первый детский сад на Сельмаше, мне точно выяснить не удалось." Я жил на 1й Конной Армии 20/8 до 1961года и рядом на месте дома 22/7 распологался детский сад в одноэтажном здании, построенный в старом стиле. Перед зданием была небольшая детская "прогулочная площадка"по периметру засаженая большим( нам так казалось) зеленными кустами, где по вечерам мы прятались играя в прядки,в казаков -разбойников. Вход был со стороны 1й Конной, а за этим домом находились ясли( вход со стороны Сержантовой), куда по словам мамы она меня сдавала на время работы. Номер д.сада я не помню, но склоняюсь, что это и был №1, по месту расположении и фасадом постройки напоминает первые капитальные стройки.  А в здании по 1й Конной 14/7 да был детский сад, в который я ходил( почему то, из-за отсутсвие мест в том наверно) до 1958 года.

Stanichnik (07.12.23 18:14)

Да, если убрать дом 22/7 то образуется не логичное пустое место в самом центре посёлка.  

Виктор (13.12.23 12:12)

К вопросу о детском садике №1. Получил информацию : по воспоминаниям очень пожилой женщины( около 97 лет) медсестры, дет.сад №1 находился в конце улицы 1-й Конной, где сейчас находится сад №26. Но я точно помню на том месте была пустая площадка, ограниченная двумя жд ветками.Там находилось футбольное поле и ни каких построек не было, зимой катались на коньках, лыжах и на санках с горки( жд насыпи), а когда столкнулись два товарных поезда, то цистерны валялись по всему полю. Можно предположить, что когда там находился детсад, не было этих этих железнодорожных веток, а потом его убрали в целях безопасности

vvd (14.12.23 19:10)

Футбольное поле в том месте было ещё до войны, посмотреть можно немецкий аэрофотоснимок по этой ссылке: https://www.meotyda.ru/sites/default/files/nachi_o.jpg .

Два детских сада между двумя железнодорожными ветками появились в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века, после того, как в больнице №10 (ныне вторая областная) начали строить новый корпус терапии и по этой причине убрали два детских сада рядом с местом стройки.

vvd (14.12.23 19:14)

В начале семидесятых годов прошлого века, довелось мне “побывать” в больнице №10 (вторая областная) на Сельмаше, в терапии. Удивили тогда там среди прочих, больные по профзаболеванию — “вибрационники”.

Но не об этом. Довелось тогда слышать среди больных вопрос, что было на месте больницы №10 до её постройки (в 1957 году). Ответ был — детский сад. Это без утверждений, просто то, что довелось услышать. Но расположение в том месте детского сада в общем случае оправдано, поскольку идущие на работу родители могли оставить своих детей в детском саде и спокойно идти на работу. А после окончания смены забрать ребёнка из садика. До войны, судя по справочнику: https://vivaldi.dspl.ru/bx0000547/view/?#page=61 , наверное, и фабрика-кухня располагалась в том же месте (площадь Сельмаша) по той же причине (позавтракал до работы, пообедал на перерыве и поужинал после работы). Соответственно до войны и детский сад (возможно комбинат: ясли и сад) также был в тех краях. После появления больницы №10, уже в начале семидесятых годов прошлого века детские сады всё равно располагались достаточно близко к разворотному кругу трамвая и троллейбуса (на бывшей площади Сельмаша). Роман Скиба писал в статье по этой ссылке: https://meotyda.ru/node/1234  о детском комбинате (ясли и сад) в районе разворотного круга общественного транспорта на Сельмаше.

Гость (08.12.23 20:17)

Помню на Сельмаше три детских сада .
Один - пересечение Первой Конной - Плужная , чуть дальше возле Клубной и "Ракета" был такой , улицу не помню ,
но тоже от Первой Конной к Металлургической .

А сколько их всего было ?

Гость (07.12.23 18:45)

Не на месте ли гаража вневедомственной охраны был садик или ясли, если смотреть с сержантова?

Виктор (07.12.23 18:55)

Дом  22/7 был построен в 1964 году

Гость (07.12.23 19:34)

Правильно. И что?

Виктор (07.12.23 23:32)

Это дополнение к "рядом на месте дома 22/7 распологался детский сад в одноэтажном здании, построенный в старом стиле

Светлана Николаева (07.12.23 19:50)

Я немного запуталась,  не знаю, к месту будет моя информация  или нет. В том доме, где сейчас полиция по Сержантова, раньше был то ли детский сад,  то ли детский санаторий. Вход был с Сержантова, а площадки детские позади. 

Гость (07.12.23 19:59)

Я же о нём и написал выше.

Виктор (07.12.23 23:37)

Нет вход в детский сад( одноэтажное здание) был со стороны 1й Конной Армии, до того как его снесли, а в ясли со стороны Сержантова в 2х этажное здание

Светлана Николаева (07.12.23 21:06)

Не полиция на Сержантова, ВОХР. Ошиблась.

Stanichnik (07.12.23 21:59)

Санаторий там точно был, и районное ГАИ.

Гость (10.12.23 20:02)

Где была НАЧАЛЬНаЯ ТОЧКА слива сточных вод завода Ростсельмаш далее продолжающаяся по теперешней ул. Веры Пановой?

Гость (10.12.23 20:41)

.. имею ввиду, точка слива в тогда ещё не закопаную балку.

Виктор (11.12.23 00:21)

Слив начинался около пересечения улиц 1-й Конной Армии и Веры Пановой и , если смотреть по карте, то немного выше Пановой начиналась незасыпанная балка.

Виктор (11.12.23 00:28)

Здесь

Гость (11.12.23 08:36)

Да. Спасибо. Вспомнил. Вертикальная торцевая бетонная стена из которой в её нижней части выходила труба (или две?) диаметр которой была примерно с метр.

Геннадий (11.12.23 07:34)

Я много раз пытался найти фото хотя бы одного из двух деревянных мостиков через балку - по этим мостикам я ходил в гости к своим одноклассникам, которые тогда жили на улицах Клубной и Студенческой. Увы - найти такое фото не удалось. А поместить такие фото в материал о так называемой "Забалке" хочется. Друзья по "Меотиде", может, у кого-то из вас такие фото есть? Мостики разобрали при засыпке балки (в 1970-х годах, кажется - когда строили дом по улице Матросской (Веры Пановой), где на первых этажах военкомат и полиция Первомайского района ).

Гость (11.12.23 08:42)

А параллельно этого мостика (около военкомата) ещё проходила труба.

Виктор (11.12.23 12:17)

Да была, мы еще по ней бегали.

Stanichnik (11.12.23 19:55)

В комментариях к этой заметке, есть фото с видом этого мостика.

Гость (13.12.23 16:28)

Сколько Вас, сельмашевцев, осталось.. Давайте соберёмся, может откроем что то новое в своей эпохе. Предлагаю скверик Мира.

Гость (13.12.23 19:43)

холодно берите больше водки

Гость (13.12.23 20:39)

Не проблема. Приглашаю рядом, в пирожковую. Если надо будет и водка.

Гость (14.12.23 06:56)

Водку я могу взять

Гость (14.12.23 06:58)

В пирожковой раньше наливали. А как сейчас?

Бывалый (14.12.23 16:42)

Из криминальной хроники. Задержана группа пенсионеров-краеведов, устроивших пьяный дебош в пирожковой. Сумма ущерба уточняется. Следственные органы ведут дознание. Зачинщики будут привлечены к уголовной и административной ответственности

Гость (14.12.23 19:08)

Надо взять на поруки

Гость (14.12.23 21:12)

Здравствуйте ув. Знатоки. Скажите пожалуйста, что было изначально на проспекте сельмаш 1, (на отвале жел. дор. переезда)?

Геннадий (15.12.23 13:12)

Проспект Сельмаш, 1 - это вообще-то парк Островского, а пр. Сельмаш, 3 - это ДК "РСМ". Нумерация начинается оттуда. О каком ж.д. переезде вы говорите?

Гость (15.12.23 13:38)

Простите. Тогда с другой стороны. Угол веры Пановой и пр. Сельмаш.

Гость (15.12.23 15:07)

Не совсем понятно. Имеется ввиду угол проспекта, у моста, где была или есть студия фотографии. Интересуют первые застройки этого места до вокзала.

Гость (15.12.23 16:35)

ничего небыло

Гость (15.12.23 18:19)

Не, что то было. Во всяком случае какие то постройки, хоз дворы, были. Об этом дед что рассказывал.
Поэтому и интересуюсь.

Попов Михаил (16.12.23 00:48)

На этом отрезке с начала 1960-х годов четко помню в его середине парикмахерскую с женским залом направо и мужским - налево. Затем, ближе к вокзалу Сельмаш , был тир ( пулька - три копейки, кисточка - пять копеек). Почти на углу перед вокзалом находился сортир. Ужаснейший просто сортир.

А вот что до строительства пассажа и фотоателье было между парикмахерской и мостом над проездом к Менжинского. - не припомню.

Heach (16.12.23 03:55)

Ужаснейший сортир помню и я, хотя моложе вас на 19 лет.

Евген (05.09.24 11:27)

у меня на него окно выходило, мне нравилось вообще наблюдать за привокзальной площадью, столько народу было тогда много, движение, а теперь глухо, как в Припяти

 

Гость (16.12.23 08:37)

Там был ещё рыбный. Тир, в последствии, с дядя Васей,перенесли в ДК.

Гость (14.09.24 19:46)

Что то не помню тир в ДК. Что то Вы путаете. В парке был.

Гость (11.03.24 21:44)

Не знал что район Сельмаш занимает площадь менее 2кв.км... Это же надо быть таким уютным! Ни на что другое не променяю!

Евген (04.04.24 18:09)

Собачим хутором называется другое место, тоже в районе скотобойни (территория мясокомбината), он и сейчас существует этот район, но знают это название только старожилы, он есть на картах яндекс и 2 гис. Автор видимо перепутал. Он ещё назывался Байковский хутор (в честь мэра), или Нью Йорк из-за его криминальности. А собачим назывался, т.к. собаки города приходили на скотобойню чтоб поесть.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.