Адреса школы №20

В истории школы №20 довоенного периода, к сожалению, много вопросов, на которые пока у нас нет ответов. Благодаря справочникам Ростова-на-Дону и Нахичевани, нам понятно местонахождение школ с этим номером, но в случае школы на Берберовке местонахождение логично только, если в истории обнаружится факт смены нумерации домов в обратном порядке по улице Вяземской (Вяземцева), а если этого факта не было, то это место – Вяземская, 1 - для нас загадочно в связи с тем, что по этому адресу на аэрофотоснимках мы не обнаруживаем внятных крупных зданий.

 




 

Описываемые перемещения школы №20 в знакомых нам историях (история Беленького Г.Л. и история Давыдовой Д.С.) не дают ответ – была ли это одна школа вообще? То есть были ли хоть какие-то подтверждения, что это одно конкретное учебное заведение в системе образования. Мы видим, как уже в 1928 году до объединения в 1929 году Ростова-на-Дону и Нахичевани существовало несколько школ с номером 20 – одна 1 ступени на Нахичевани, а другая семилетка на Берберовке. Вызывает вопрос – как начавшая работать в 1921 году школа на Сенной, 125-а перепрыгнула в Нахичевань где-то в 1927 году до объединения городов? В каждом городе был свой отдел образования и параллельно в городах существовали школы с одинаковой нумерацией, но в 1928 году уже перемешались.  Мне думается, что система образования претерпевала изменения тогда очень часто, а порядковые номера школам присваивались при организации новых, и с началом нового учебного года имело место перераспределение номеров по неизвестному пока принципу. Скорее всего, это не было переездом одной школы с места на место. Просто такие были порядковые номера в какой-то конкретный год и всё, частые изменения в нумерациях заметны в списке. Но уже с момента, когда в 1943 году школу на Берберовке возглавила Вдовцова Зоя Николаевна нам становится понятно, что с улицы Вяземской после разрушения здания школа перебралась на улицу Дзержинского, 1/23, откуда в дальнейшем и попала в Школу-гигант Сельмашстроя в 1947 году и уже чётко понятно, что это одно учебное заведение в системе образования переехавшее на новое место, где уже наследником всей Школы-гиганта в современное время сначала в старом здании, а затем и в новом здании стал Лицей №20.

 

 

В музее школы №20 был стенд "История школы", на котором в углу был рисунок с неизветным нам домиком. Я однозначно понимаю, что основными воспоминаниями о школе в период до Школы-гиганта Сельмашстроя являются воспоминания Вдовцовой - свидетеля той эпохи. Подозреваю, что и рисунок был составлен по её описанию. Возможно, это здание школы на улице Дзержинского 1/23.

 


 

С моей точки зрения правильно начинать историю школы №20 (лицея №20) с образования школы на Берберовке или в 1927 или в 1928 годах, не принимая в учёт ни Сенную, 125-а, ни 27 линию, 4. Вот это и должно быть направлением поиска. Возможно, я не прав, ибо надо оставить вероятность перехода с Сенной сразу на Берберовку и началом существования последней с добавлением 2 ступени, как семилетки.

 

Об идее проекта "Школа-гигант  в лицах" информация здесь. 

История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...

 

vvd (27.09.23 21:39)

Очень даже прав, Юрий. Но школа на Берберовке уже была и в 1925 году (если верить справочнику: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22170#mode/inspect/page/99/zoom/7 ). Только номер у той школы был одиннадцатый (ещё одиннадцатый, а не двадцатый).

Ну, по поводу номеров школ первых годов советской власти уже были обсуждения ранее в этой статье: https://www.meotyda.ru/node/2837  (в разные годы нумерация школ проводилась по разным классификационным признакам). И если бы в 1928 году в городе имелось бы штук 25 (а не 15) школ девятилеток, то в городе было бы три школы с номером 20.

Heach (28.09.23 09:25)

Да, мы уже обсуждали, но мне с тех пор хотелось вывести эту тему отдельной публикацией. Все же публикации собираются в одном разделе Виртуального музея. Тема очень важная в понимании вопроса - что считать началом жизни школы - появление номера в системе образования или появление самого учебного заведения? Я вот задумался, а может был прямой переход с Сенной на Берберовку, и тогда на Берберовке школе дали номер 20? На Сенной было 2 ступени и на Берберовке стало 2 ступени с изменением номера. Слишком уж Нахичевань со своей 1 ступенью не вписывается. Здесь немного непонятен период 26-28 - именно тогда был переход, если он был.

vvd (29.09.23 21:36)

А если по аналогии с сегодняшним номером школы семьдесят пять в микрорайоне Суворовский. Здесь был прямой переход? По-моему просто передали номер и всё. Ученики преподаватели туда переместились?

Вот так и с перемещением с Сенной на Берберовку в начале прошлого века. Если сегодня хоть как-то можно доехать из Сельмаша в Суворовский. То тогда чем (и за какое время) можно было доехать на Берберовку с Сенной?

Так что, в начале прошлого века на Берберовку “переехал” только номер. Даже не “переехал”, а номер просто присвоили. Судя по классификации номеров того периода, если бы школ первой ступени и школ семилеток было только бы по девятнадцати штук (ну или по пятнадцати штук, как и школ девятилеток в тот период), то двадцатых номеров вообще в городе не было бы ни в одной из имеющихся категорий школ.

Геннадий (10.10.23 15:34)

Юра, приветствую! Нынешняя школа № 75 в микрорайоне Суворовском абсолютно точно получила тогда ОТСУТСТВОВАВШИЙ на тот момент номер - такая практика существовала тогда и ныне существует (а номер 75 на Сельмаше, естественно, перестал существовать, поскольку школы №№ 20 и 75 объединились). Было именно так.
Теперь еще интересный нюанс. Мне понравился ДОМИК на улице Дзержинского на рисунке! Вполне возможно, что школа там была ещё и ДО постройки большой школы № 20 на Берберовке. Сейчас здание на улице Дзержинского по-прежнему есть (там уже, конечно, не школа, а какое-то учреждение). В 1955 году - это проверено надёжно - ОТКРЫЛАСЬ НОВАЯ БОЛЬШАЯ ШКОЛА № 17 - ближе к Октябрьскому шоссе (ныне пр. Шолохова), сильно расширенная лет 10 назад. Так вот, здание на улице Дзержинского ТОЖЕ расширялось еще в конце войны - к нему слева и справа от центральной части добавилось по несколько классов - параллельно улице Дзержинского. И здание то, оставаясь одноэтажным, выглядело уже не так убого - не таким "сараеподобным". Возможно, там, на Дзержинского, еще какое-то время работала часть классов 17-й школы - даже когда построили для неё приличное большое здание. Информация исходит от бывшей учительницы химии этой школы - матери моего университетского друга (известного спортивного журналиста Александра Митропольского). Сашиной матери, конечно, в живых уже давно нет.
В общем, получается, что ко всей этой бурной пертурбации с номерами школ и их местонахождениями в Берберовке нужно добавить и 17-ю. Поскольку 20-я школа, находившаяся ранее в Берберовке, ПОСЛЕ её разрушения в ВОЙНУ переезжала в 1947 году на Сельмаш с временного уже тогда для неё здания на улице Дзержинского. Это, я думаю, момент интересный! Мы его раньше как-то не очень четко представляли себе - откуда именно переехала школа № 20 на Сельмаш.
А вот 11-я школа в Берберовке до начала 30-х годов вполне могла быть - это ведь был Пролетарский район (бывшая Нахичевань), и именно в этом районе перед войной для неё построили ныне существующий 4-этажный лицей на Верхненольной линии!
Как считаешь, моим выводы заслуживают внимания?

Heach (11.10.23 01:09)

Ваше мнение безусловно заслуживает внимания. На Меотиде я сосредоточил свое внимание на Школе-гиганте, в которой я, как и вы, учился. Сосредоточил с желанием восстановить историю школы, которая после утери массы материалов стала совсем загадочна. История школы N20 вне стен Школы-гиганта интересна чуть меньше, но важна для понимания общей истории Школы-гиганта. Если ещё больше расширять круг этой общей истории школой N17, то можно начинать изучать историю системы образования в нашем городе в целом, а я к этому не готов. Чтобы заняться историей школьного образования в нашем городе нужно быть серьезным и профессиональным историком, ибо это большая история с массой деталей, заслуживающих подробного изучения. История с бюстами в школе N20 - яркое подтверждение того, что искажения истории возникают просто на "ровном месте" из-за отсутствия последовательно чёткой истории, основанной на фактах и документах. Мне думается, что здания школы на Дзержинского больше нет, а то здание, что вы имеете ввиду - это другой адрес.

Гость (10.10.23 19:55)

Не знаю что к чему, но тетка 1940г.р. пошла в первый класс в школу №20 на улице Дзержинского.

Heach (11.10.23 08:59)

Очень интересная информация. А вы можете свою тетю расспросить более детально? Она пошла в первый класс в 1947-м? А что было в 1948-м? Есть ли фотографии?

Гость (15.10.23 17:14)

Спросил. Оказывается на Дзержинском всегда была 17я школа, никогда не было 20ой, а в 1953г. переехала на Коммунаров. Еще узнал что вход в парк Островского был платный 50коп. вход. Еще узнал что вдоль трамвайной линии по обоим сторонам Металлургической, район угла с Воровского, стояли ларьки и торговали всякой всячиной. Я понял что это время было когда кинотеатр
Труд был Сталинцем.

Heach (15.10.23 18:17)

По 20-й она ошибается, и это точно, впрочем в 47-м ей было всего семь, а школа 20 в этом году переехала на Сельмаш, и ее место заняла школа 17

Геннадий (12.10.23 12:18)

Юра, здание, в котором была школа - со всеми ее разными номерами, включая и 20-й, на улице Дзержинского, существует поныне - это точно. Конечно, сейчас там уже школы никакой нет. Что там ныне - я не знаю, но, когда бывают выборы, то избиратели, живущие на улице Дзержинского, голосуют именно в этом здании. (Знаю от своего друга с этой улицы). И сам мой друг, 1948 года рождения, в 1955 году должен был пойти в первый класс в это здание в школу № 17. Но тут как раз к сентябрю построили для этой школы новое большое здание на улице Коммунаров, и Саша пошёл уже туда. А несколько лет назад к тому зданию на улице Коммунаров сделали пристройку, по размеру сопоставимую с основным зданием 17-й. Это единственное школьное здание в Берберовке, так что не удивительно, что оно теперь ОЧЕНЬ большое.

Heach (12.10.23 22:42)

Всё, пазл сложился! Учитывая последующие перестраивания.

Stanichnik (12.10.23 22:45)

А какое школьное здание в Ростове самое старое?

Heach (12.10.23 22:57)

Играем в "Что? Где? Когда?". Досрочный ответ. Отвечает капитан команды :)))))))

Бывалый (12.10.23 23:11)

Интернет называет школу 45. Но это не точно

Гость (12.10.23 13:26)

Там было, до недавнего времени, педучилище. Сейчас не знаю что там.

Геннадий (12.10.23 13:34)

Да, точно - было там педучилище. А вот сейчас - это хорошо было бы узнать. Но здание точно есть по-прежнему.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.