Каждому, кто не поленился повернуть голову, проходя по Большой Садовой мимо Областного краеведческого музея, известен этот гигантский якорь.
Найден он был на дне Азовского моря при реконструкции Таганрогского порта в 60-х годах 19-го века. В 1866 г. якорь, как интересный экспонат, был выставлен на Морском бульваре в Таганроге.
В начале 30-х годов 20-го века его переместили к Таганрогскому краеведческому музею, а в послевоенные годы он переехал в сквер перед Областным краеведческим музеем, где находится до сих пор.
Если дать себе труд внимательно рассмотреть якорь, то поражает грубая, но какая-то циклопическая ковка.
Наверно его ковала целая артель кузнецов, примерно таких, как на картинке из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Добром вспоминаю эту книгу из детства.
Высота якоря больше 4-х метров.
И больше о нем не известно ничего, кроме предположения, что этим якорем было оснащено одно из судов Петровской флотилии, в 1696 г. штурмовавшей и овладевшей турецкой крепостью Азов и вышедшей после этой победы на просторы Азовского моря.
Никаких сведений, подтверждающих это предположение, найти не удалось.
Решил попытаться разгадать загадку этого якоря.
Итак: Мог ли он принадлежать Петровским судам? Про эти суда, строившиеся в основном на Воронежских верфях, известно многое. Флагманом флота был корабль «Готто предистинация», что означает Божье предначертание. Сохранились не только изображения и описание этого корабля,
но и его чертежи. Их в свое время опубликовал популярный журнал «Моделист конструктор» Вот один фрагмент.
По этому чертежу легко определить размеры якоря Предистинации.
И, использовав приведенную выше гравюру, сделать сравнение двух якорей. Якоря Предистинации и нашего героя.
Совершенно очевидно, что наш якорь значительно больше флагманского якоря Петровской флотилии. И не мог быть установлен ни на этом корабле, ни на каком другом. Я уж не говорю том, что просмотрев сотни изображений старинных судов, я не нашел ни одного оснащенного якорем типа «кошка». Все они оснащались так называемыми адмиралтейскими якорями.
Такой якорь мы видим и на втором по величине судне Петровской флотилии «Крепость»
О судьбе этого легендарного флота стоит прочитать здесь.
Всего в Петровской флотилии, участвовавшей в азовской компании было около 1000 судов, включая галеры, брандеры, транспорты и даже землечерпалки. О многих из них не сохранилось даже описаний, но трудно предположить, что этот гигантский для того времени якорь принадлежал одному из этих судов.
Значит, надо искать следы этого якоря в других эпохах. Вспомним, что овладев Азовом в конце 17-го века, Россия потом вынуждена была надолго расстаться с этими землями, и вернулась сюда намного позже, уже при Екатерине, после многочисленных побед над турками под командованием Румянцева и Суворова. И 17 мая 1771г., - на флагманском коpабле "Хотин" был торжественно поднят флаг, что символизировало возрождение русского военного флота на Азовском море. Донская флотилия в то время состояла из пяти 42-пушечных пpамов, одного трехмачтового корабля, двух бомбаpдиpских судов, двух фрегатов и нескольких более мелких кораблей.
Стоп! Пять 42-х пушечных прамов! Что такое «прам»? Это плавучая батарея, без парусов, по сути большая деревянная платформа с установленными на ней пушками, которая при помощи якорей отданных с четырех ее концов, стационарно устанавливалась в местах наиболее вероятного появления вражеского флота. Вот на такой плавучей батарее, и не в конце 17-го века, а ближе к концу 18-го, и мог быть установлен такой гигантский якорь типа «кошка».
Как рассуждаю.
Рассмотрим работу адмиралтейского якоря. Отданный с судна якорь ложится на грунт в неустойчивом положении. «А». Как только якорная цепь начинает натягиваться, якорь перекантовывается в устойчивое положение «Б». После чего, одна из лап якоря вонзается в грунт и держит корабль. Но так происходит только тогда, когда якорная цепь натяну достаточно полого.
То есть судну для надежной якорной стоянки надо продрейфовать под действием ветра или течение на какое-то расстояние от места отдачи якоря. Такая система хороша для кратковременной остановки кораблей, но не подходит для долговременной, стационарной установки плавучих батарей, которую ветром и течением будет мотать во всех направлениях. Здесь нужна «Кошка». Она сразу ложится на грунт в устойчивом положении и сразу готова держать плавучий объект даже при большом угле натяжения якорной цепи.
Приготовьтесь к шоку от моего мастерства рисования, подходящей картинки в сети не нашел. Такой огромный якорь наверное приходилось отвозить от прама на лодке или плоту и сбрасывать в нужном месте.
Таким образом, утверждаю, что якорь, установленный в сквере Областного краеведческого музея, принадлежал одной из плавучих батарей, охранявших гавань Таганрога в период Русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
И главное, этот якорь-свидетель и участник присоединения Крыма. Напомню, Екатерина II подписала манифест о присоединении Крыма в 1783 г. А фактически Крым находился под Российским управлением после побед одержанных русскими войсками в 1771-1772 гг.
Ps. Плавучие батареи, вероятно, удобное и традиционное оружие для мелководного Азовского моря с невысокими берегами. Этот рисунок плавучей батареи с названием "Не тронь меня", нашел в Ейском краеведческом музее. Это уже Великая Отечественная Война.
Еще Ps. У этого якоря есть младший брат. Стоит в аксайском музее "Крепость". Найден на острове Межонка. Его историю предстоит выяснить.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 3623 | Автор: Stanichnik | Дата: 26.02.2016 | Комментарии (88)
Вспомнил, когда рыбалили с дедушкой на Дону, он использовал две кошки и длинный, прочный не толстый канат из нейлоновой нити. Одну привязанную кошку он бросал с одного края лодки метрах в 50-ти от берега, грёб на несколько десятков гребков и бросал вторую привязанную кошку с другого конца лодки, этот же канат естественно прикреплялся к борту лодчонки и фиксировал её. При необходимости без вёсел можно было оперативно как на пароме быстро менять расположение плав средства. Кошки вгрызались в грунте и накрепко фиксировали лодку даже при ощутимом течении. Возможно, что то подобное или подобным образом использовалось на праме и он мог менять (пусть и незначительно при необходимости)свое местоположение.
>Но так происходит только тогда, когда якорная цепь натяну достаточно полого.
>То есть судну для надежной якорной стоянки надо продрейфовать под действием ветра или течение на какое-то расстояние от места отдачи якоря.
судно проходит выше по течению необходимого места остановки, бросает якорь, спускается ниже до зацепа, после этого второй якорь отвозится на яле до своей точке, а дрейф имитируется выборкой цепи.
Судя по размерам, это якорь с не менее чем 3х или даже 4х палубного военного корабля, имевших весьма высокие борта. То есть, кораблей времён покорения Крыма, более поздних. чем петровские.
Спорить не могу, но буду благодарен за любую ссылку или упоминание о большом военном корабле с якорем "кошка".
Как Вы интересно сами дошли до предназначения таких якорей. Именно для этого они и нужны, проблема такого якоря что его трудно закрепить во время качки и болтаясь он раздолбает корабль.Такие якоря и сейчас используются в современных земснарядах, обычно их 4, их завозят на специальных лодках, а потом земснаряд начинает двигаться по руслу реки, выбирая один и потравливая другой, называют их завози.
Спасибо Евгений.
Когда он нужен его бросают, когда не нужен поднимают
Согласно данным из разных источников прамы участвовшие в штурме Азова в Таганрог не приходили, кроме прамов «Таракан», «Сверчок», «Комар», «Блоха», «Овод», «Клоп».
«Дикий Бык». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735— 1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Гром и Молния». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне сТурцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Спящий Лев». Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Северный Медведь». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Близко не подходи». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на беper, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Небоязливый». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спушен в 1734 г. В августе 1735 п перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735— 1739 гг 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Разгневанный». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Страшный». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735— 1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Сердитый». 44 пушки. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск. Участвовал в войне с Турцией 1735— 1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда
прибыл к Азову, в июне участвовал в обстреле крепости. Остался в Азове на зимовку. В 1737 г. прам вытащили на берег, так как корпус сгнил и открылась сильная течь. Разобран в 1738 г.
«Таракан»(см. примечание * ниже). 8 пушек. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г. В августе 1735 г. перешел из Таврова в Павловск.
«Сверчок»*. 8 пушек. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г.
«Комар»*. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,8 м. Осадка 1 м. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г.
«Блоха»*. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,8 м. Осадка 1 м. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г.
«Овод»*. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,8 м. Осадка 1 м. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г.
«Клоп»*. 8 пушек. Длина 21 м. Ширина 5,8 м. Осадка 1 м. Заложен в 1723 г. на верфи в Таврове, спущен в 1734 г.
№ 1 «Гектор». 44 пушки. Длина 32 м. Ширина 9,45 м. Команда 283 чел. Заложен в 1738 г. на Икорецкой верфи, спущен в апреле 1769 г. В 1769 г. перешел с верфи в Азов. Разобран после 1771 г.
Вооружение: 20—24-фн пушек, 22— 8-фн пушки; двухъярусные батареи.
№ 2 «Парис». 44 пушки. Длина 32 м. Ширина 9,45 м. Команда 283 чел. Заложен в 1738 г. на Икорецкой верфи, спущен в апреле 1769 г. В 1769 г. перешел с верфи в Азов. Разобран после 1771 г.
Вооружение: 20—24-фн пушек, 22— 8-фн пушки; двухъярусные батареи.
№ 3 «Лебедь». 44 пушки. Длина 32 м. Ширина 9,45 м. Команда 283 чел. Заложен в 1738 г. на Икорецкой верфи, спущен в апреле 1769 г. В 1769 г. перешел с верфи в Азов. Разобран после 1771 г.
Вооружение: 20—24-фн пушек, 22— 8-фн пушки; двухъярусные батареи.
№ 4 «Елена». 44 пушки. Длина 32 м. Ширина 9,45 м. Команда 283 чел. Заложен в 1738 г. на Икорецкой верфи, спущен в апреле 1769 г. В 1769 г. перешел с верфи в Азов. Разобран после 1771 г.
Вооружение: 20—24-фн пушек, 22— 8-фн пушки; двухъярусные батареи.
№ 5 «Троил». 44 пушки. Длина 32 м. Ширина 9,45 м. Команда 283 чел. Заложен в 1738 г. на Икорецкой верфи, спущен в апреле 1769 г. В 1769 п перешел с верфи в Азов. Разобран после 1771 г.
Вооружение: 20—24-фн пушек, 22— 8-фн пушки; двухъярусные батареи.
* Прамы «Таракан», «Сверчок», «Комар», «Блоха», «Овод», «Клоп» участвовали в войне с Турцией 1735—1739 гг. 12 мая 1736 г. в составе отряда прибыли к Азову, встали ниже крепости, блокируя выход в море. На зимовку ушли к Черкасску, в апреле 1737 г. вернулись к Азову. В мае перешли к устью р. Мирус, но вернулись к Азову, так как к дальнему плаванию оказались «безнадежны, поскольку не слушаются руля, а корпуса гнилы и текут». В 1738 г. прамы пришли в полную негодность и были разобраны.
Источник http://www.randewy.ru/nk/pramchf.html
Аналогичные якоря-кошки находятся в городах, где прамов не было вообще. На фото Севастополь, где-то Болгария, Сочи, Тарханкут. (обратите внимание на кованую ленту у плеч якоря, как отличительную особенность.)
Рисунок прама типа "Близко не подходи" с якорями адмиралтийского типа.
Судя по аналогам, найденным в Северном Причерноморье, Азове, Днепре якоря-кошки особое распространение получили в XVIII и , вероятно, в первой половине XIX вв. Якорь близок по размерам и форме якорям, используемым на казачьих канонерских лодках или Петровских галерах (имевших по 6 четырехлапых якорей) в конце XVIII в. В одном документе того времени в описях имущества судов есть следующее ..."якоря упоминаются в основном "четырехлапные" (четырехрогие) весом 4, 6, 7, 12, 18 пудов."
И еще. На "Предестанции" было 5 становых якорей (4 висели, один запасной в трюме) типа адмиралтейского голландской конструкции (среди которых 2 якоря по 72 пуда, 2 по 68 пудов и 1 весил 52 пуда 20 фунтов), и до семи кошек (четырехрогих), две из которых весили в половину от станового якря, остальные по четверти.
И еще. Ингда кошки такого размера использовали как якоря "последнего шанса".
Описание галер, в данном случае "Двина". http://hobbyport.ru/ships/dvina.htm Обратите внимаание на якорь
ну собственно в Севастополе такой якорь так и обозначен
И да, увы выясняется, что первая флотилия Петра почти полностью сгнила и была разобрана на дрова у Азова, включая прамы (ВСЕ), галеры («Принципиум» и адмирала Лефорта и другие), и первые линейные корабли («Апостол Петр» и «Апостол Павел» ). Лишь часть, в том числе "Готто Предетанцию" удалось продать туркам при сдаче Азова в 1710г. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B...
Флот погиб в Васильевской протоке
Гибель первого великого флота
Да, я читал Ваш пост. Но подтверждения не нашел. Во многих источниках упоминается Азов. Под Старочеркасск была выведена лишь малая часть флота, еще готовых к плаванию (3 корабля "ДЕЛЬФИН","ВИНГЕЛЬГАК","МЕРКУРИЙ" и 20 мелких судов).
Про сгнившие петровские прамы - вообще не понятно. В Азовском флоте их не было. Впрочем, если считать прамом плоскодонное судно вообще, то можно все азовские корабли считать прамами.
Э-э-э-э, то есть "В Азовском флоте их не было"??? Что Вы считаете Азовским флотом?
Азовский флот - это официальное название флота времен Петра Первого. Прекратил существование в 1712 г. - после возвращения туркам Азова. Его остатки позже были разобраны около Старочеркасска и сгнили на стапелях в Таврове и Воронеже.
Следующие соединения ФЛОТОМ не считались. В 1735 - 41 гг. была Донская флотилия под командованием Бредаля, а в 1769 - 1783 гг. Донская (позже Азовская) флотилия; сначала командовал Сенявин, позже Клокачев. Вот в этих флотилиях имелось немалое количество прамов: всего - 14 больших (двухдечных плавучих ящиков) и 6 малых (8-пушечных безкилевых плоскодонных лодок). Многие почему-то считают, что прамы в российском флоте все были ящичной формы, но это чепуха. На балтике таковые если и были, то их было меньшинство.
Большие прамы типа "Близко не подходи" выглядели примерно так. Тот рисунок, что приведен выше - мягко говоря, неточен. Какяя-то квадратная плавучая казарма. на самом деле, у них соотношение длины к ширине было 3 к 1.
прамы 1-5?; "Блоха"; "Близко не подходи", "Дикий бык". Stefan похоже моделист и по кораблестроению знает много.
Не одна из картинок не правильна. Большие прамы флотилии Бредаля имели по две мачты (вторая со стеньгой), штевни (или, по крайней мере, задний) и рули. Три якоря. И, видимо, по 46 орудий (24-фунтовых и 8-фунтовых). Большие прамы флотилии Сенявина мачт и рулей не имели и перемещались завозами и буксировкой. Делались по чертежам первых, хотя Сенявин и внес в их конструкцию кое-какие изменения - якорные клюзы, две (а не одна) крюйт-камера, шкафуты. "Блоха" похож, но он не имел киля. По наличию бушприта и такого парусного вооружения - не знаю. То, что выдается за "Дикий Бык" (между прочим, балтийский - эта картинка есть в сборниках Чернышева и Широкорада и т. д.) - полная туфта. Есть его чертеж - на самом деле это плоскодонный фрегат (3 мачты), вооруженный 16 крупными пушками (24- или 18-фун.) и десятком легких пушек.
Кстати, я не моделист. Но чертежи прамов стараюсь собирать.
Кстати, первая картинка изиображает прамы во время бомбардировки Азова в мае 1736 года. Здесь даже кайка изображена и высадка солдат на Петровском острове. В тот день турки прогнали солдат с острова огнем из пушек, а кайку "Варгасия" потопили.
Браво, спасибо.
Ага, теперь понятно. Т.е. правильнее говорить "Азовская флотилия". И да, тогда, в "Азовском флоте" прамов не было.
Якорь галерный, якорь мониторный, есть еще просто якорь-кошка
Sergey_A, спасибо за фото. Но это я все к тому, что по теории вероятности, якорь у Областного краеведческого музея г. Ростова на Дону - обычный галерный якорь того времени. Вряд ли он с прама.
Опс, и батарея №3 "Не тронь меня" имела один большой адмиралтейский якорь с линкора «Императрица Мария», и к тому же в Азовском море не была, и выполняла цели ПВО. http://masterok.livejournal.com/1217060.html
Простите, Stanichnik, но ни одного факта за то, что якорь с прама нет.
Прамами я занимаюсь давно, даже статью о наших донских написал. Кстати, те данные, что приводились выше, по некоторым позициям не верны.
Якорь, конечно, не с прама. Но это и не галерный якорь - слишком длинный. Да и с галерами (российскими) у нас на Азовском море было туговато - дальше Азова и взморья они не хаживали. Исключение - петровские галеры "Заячий Бег" и "Перинная Тягота". И, пожалуй, все. Турецких галер на Азовском море было в десятки раз больше.
Четырехлапые якоря массово использовались в коммерческом судоходстве. В 19 в. по Азовскому морю ходили тысячи русских и (в большей степени) иностранных торговых и каботажных судов - бригов, шхун, требаков и т. д. Хотя и для них ЭТОТ якорь как-то крупноват.
Если якорь действительно был найден где-то на таганрогском рейде, то весьма вероятно, что он принадлежал какому-нибудь портовому судну - киленбалку, крупному лихтеру, праму (не военному, а портовому, т. е. камели или парому, землечерпалке). Этот якорь как раз удобен для такого судна - длинный, но относительно не тяжелый. Его можно поставить, чтобы торчал из воды, чтобы имелась возможность без опаски "вертется" вокруг него, или ходить туда-сюда. Если якорь в действительности ранний (18 века), то, видимо, принадлежал одному из портовых судов таганрогского порта в 70 - 90-х гг. 18 в. Тогда все военные суда, построенные на Донских верфях (Тавровской, Икорецкой, Гнилотонской, Рогожско-Хуторской) выводились из Дона (точнее, Кутюрьмы) неоснащенными и невооруженными и доделывались в Таганроге, точнее на его рейде. Также здесь тимберовались и ремонтировались уже действующик суда Азовской флотилии и Черноморского флота. Както так...
Отлично, как объяснить наличие таких же якорей в Севастополе, где-то Болгарии, Сочи, Тарханкуте? Тоже портовые землечерпалки или паромы? Может морская турецкая диера или триера, они побольше были.
Про турецкие "диеры" и "триеры" - можно подробней? Что это? И что им делать в Азовском море? Насколько я знаю, галеры - они во всех странах имели схожую конструкцию - корпус-поплавок, куршею с гребными банками, постицы, носовая платформа с артиллерией, шпирон и кормовая каюта. Различались длиной (числом банок), остротой днища и т.д. Но в целом - весьма изящное (можно сказать "хрупкое") судно, которое старались не слишком перегружать, т. к. оно и так было перегружено большим экипажем (включающим гребцов-невольников) - 200 - 500 чел. Представте на этом судне подобный якорь-монстр. И куда его крепить?
У турок в 16 веке были экзотические суда, например, 5-мачтовый кабк, о котором почти ничего не известно, но все это действовало на Средиземном море, где у них были реальные враги.
По якорям - те, что я видел в Севастополе были все-таки поменьше. Остальных не видел. В любом случае, четырехлапые якоря больше характерны для торговых судов.
Собственно, чем вам не нравится версия портового судна? По крайней мере, она дает объяснение почему якорь имеет такую внушительную длину.
В эпоху возрождения, диерами и триерами назывались (кем?) галеры с двумя-тремя гребцами на весло на одной банше (в отличии от триер намного ранних, где гребцы распологались по-этажно). Как они назывались у турков, я не ведаю. "Что они делали в Азовском море" - хороший вопрос))). Якорь "монстр" крепился как обычно на галерах, на кат-балках, паралельно борту.
Дело в том, что обычно, величина якоря пропорциональна водоизмещению судна. Портовые суда не отличаются большим водоизмещением и для их "монстры" не нужны. А вот для торговой галеры водоизмещением >>100 тонн - вполне возможно.
Дело в том, что данный якорь не слишком тяжелый, но ооочень длинный. Зачем такой на галере? С другой стороны, портовые суда бывают разными. Представте себе размер камелей, на которых умещается фрегат или линейный корабль. Вот для такого "судна" этот якорь в самый раз. Но больше вероятности, что якорь от какого-то прама-лихтера, который на таганрогском рейде возил грузы от берега к достраеваемому фрегату. Якорь торчал из воды, что было хорошо - сам на него случайно не напорешься.
Что же касается турецких галер, то, в отличие от мальтийцев или французов с испанцами, турки крупными не слишком увлекались. А на Азовском мелком море, где воевать было особо не с кем (вплоть до 1736 г.) военных судов вообще почти не было. В составе турецкого флота в 1736 - 39 гг., вошедшего в Азовское море, основную массу составляли легкие полугалеры, галиоты и кончебасы. Вот такие.
Простите, но рабочее положение кошки - горизонтальное. Так, что "торчать" он мог только двумя рогами к верху (что весьма не комильфо для судов).
Чем длиннее якорь - тем длиннее рычаг, и якорь легче доставать из дна (особенно вручную).
В Таганроге были камели для линейных кораблей? Очень сомневаюсь.
Ок. С турецкой галерой погорячился. И сонмеваюсь, что турки вообще швартовались в Таганроге в данный период. Хотя был период, с 1742 по 1768, когда и Таганрог был заселен россиянами и торговля была, но только на турецких судах.
Где то видел картинку, что грузы в Таганроге на суда доставлялсь телегами (!!!) по дну, гавань была очень мелководна, даже после дноуглубления Петром. О каких лихтерах Вы говорите?
Якорь скорее всего со здоровенного Черноморского или Средиземноморского судна, вот что я хочу сказать, и это галера, и не русского происхождения.
Насчет рабочего положения "кошки" - возможно вы и правы. Но, я поинтересовался на одном форуме у спецов и мне ответили примерно то же что я думал - якорь от портового судна, он длинный и "его удобно не перебрасывать, а крутится на нем".
Об остальном по порядку. Камели наверняка были не для линейных кораблей, а для крупных фрегатов. На них суда переводились из Кутюрьмы к Таганрогу.
2) С 1742 по 1768 г. Таганрог (как и Азов) относился к т. наз. "барьерной" земле, т. е. нейтральной территории, где по договору с Турцией должно было "быть пусту". Если там кто и жил (в землянках, ведь город до фундаментов был разрушен еще Петром I), то это были какие-нибудь бродяги или беглые. Торговли там никакой быть не могло, турки торговали в низовьях Дона - вспомните Темерницкую таможню.
3) Про телеги - возможно, но более или менее крупные торговые суда (те, что крупнее каботажной лодки) останавливались не менее чем за 2 версты от гавани, более крупные - в 5-10 верстах. Это данные 19 века, но не думаю, что в 18-м дело обстояло лучше. Тем более, если речь идет об оснащении и вооружении (или ремонте) военных судов, например, 40-пушечных фрегатов 45-метровой длины с 4-метровой осадкой. Почитайте соответствующую литературу - там этот процесс примерно описывается. Причем, в процессе оснащения такого фрегата: установки рангоута, погрузки балласта, установки артиллерии и т. д., судно все глубже оседало, и его приходилось "отодвигать" от гавани все дальше в море. Вот для таких работ и нужны были специальные суда - лихтеры, прамы, киленбалки. Обратный процесс: старое судно требует тимберовки. Его надо разгрузить, снять мачты, разобрать часть корпуса... И все это делалось на воде.
4) Теоретически, конечно можно допустить, что какая-то "супергалера" (как минимум, 25-баночная) заходила в Азовское море, более того, в мелководный Азовский залив. Но когда, и что она там делала? Самое логичное время - во время войны 1735 - 1739 гг. До этого им там нечего было делать, после - турецкий гребной флот к Таганрогу больше никогда не приближался. Состав Турецкого гребного флота на Азовском море в 1737 - 39 году: 160 галер и галиотов (21 18-баночных, 76 16-бан., 33 14-бан., 30 12-бан. кончебасов и 8 вспомогательных или грузовых судов). Кроме того была парусная эскадра: 1 54-пуш., 2 46-пуш., 1 томбаз (прам) и ненсколько приватиров. Силы внушительные, но по-настоящему крупных судов не было.
В конце концов, якорь может быть с крупного торгового судна - здесь "кошки" были значительно распространены.
О-кей и я попорядку.
2) С 1742 года Таганрог уже опять принадлежал России. (с 1736 года валы восстановили и в 42 опять срыли)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%BE...
"В ходе очередной русско-турецкой войны в 1736 году после четырёхмесячной осады Азов был вновь взят, отошёл к России и Таганрог. Сразу же началось восстановление крепости. Но после заключения союзника России Австрии сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления опять пришлось срыть, хотя территория и осталась за Россией.
Россия также не имела права иметь на юге военный и коммерческий флот, а торговля на Чёрном и Азовском морях могла вестись исключительно на турецких судах.
И только после победоносной войны 1768—1774 годов Россия вернула себе эту землю уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для создания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II говорит: «Таганрогскую гавань отдаём мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов … и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла …»"
Темерницкая таможя заработала только в 1750г. и весь товар перегружался в Азове на малый каботаж.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8...
3) Для этого Петр и придумал использовать камели, чтоб не ремонтировать в воде.
http://www.seapeace.ru/shippings/rossiiskii-flot-petra/975.html
"После Полтавской победы по его повелению в Таганроге пленные шведы стали строить верфи и иные сооружения, необходимые для закладки многопушечных кораблей. Однако Азовское море не отличалось большими глубинами, и акватория Таганрогского порта не позволяла спускать на воду корабли с большой осадкой. Тогда Петр предложил спускать корабли в Таганроге на камели и с помощью их отводить на большие глубины. Мероприятий для возвращения в Таганрог глубокосидящих кораблей Петр не предусматривал, утверждая, что были бы корабли, а „флот сам отыщет себе гавань"."
4) Последний раз турецкий флот пытался атаковать Таганрог в 1711 году. Более город их не интересовал. После передачи им Азова и Таганрога, Таганрог турки не восстанавливали.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8...
"В июне 1711 года турецкий флот из 18 кораблей, 14 галер и множества мелких судов пытался настичь русские крейсеры[24], стремясь приблизиться к Таганрогу. 2 июля (13 июля) по неизвестным причинам турецкие корабли возвратились обратно в море. Таким образом, было выявлено неравенство в силах между русским и турецким флотами, в связи с чем было принято решение о том, что русская эскадра будет располагаться в таганрогской гавани. В течение следующих трёх недель ничего существенного не происходило, за исключением лишь захвата казаками на лодках небольшого турецкого судна, на котором находилось 15 человек. 19 июля (30 июля) по приказу турецкого адмирала к Таганрогу было отправлено 7 галер. В ответ со стороны гавани Таганрога вышли «Гото Предестинация» и три шнявы. Завидев их, турецкие галеры подняли паруса и ушли в море к своему флоту. Тем не менее, 22 июля (2 августа) турецкий флот перешёл к более активным действиям: на расстоянии 4 миль от гавани турки начали готовить десант с целью обойти Таганрог. С помощью 1 500 казаков удалось это предотвратить."
5) Конечно. Я говорю о большой торговой галере.
Аналогично, по порядку.
2) Таганрог, по Белградскому мирному договору, фактически не принадлежал России, а входил в "барьерную землю", как и Азов. Их нельзя было восстанавливать, а тем более укреплять. Какой уж там порт? То же самое относилось к турецким каланчам на Дону и крепосце Лютик на М. Донце.
3) Почитайте первоисточники - МИРФ (до последнего времени был в открытом доступе), книги Лебедева (напр. "У истоков Черноморского флота России") и архивные документы - вот с этим сложнее. Там описывается процесс достройки и ремонта кораблей на таганрогском рейде в 1771 - 92 гг. Камели если и были, то на всех их не хватало.
4) Не спорю. Хотя, по нашим документам, даже в 1789 г. наши опасались за возможное нападение турецких судов на Таганрогский порт, где достраивались и оснащались фрегаты. Лично у меня есть документ о мобилизации нескольких сотен казаков с лодками для охраны с моря порта и судов "таганрогской эскадры".
5) Может быть и торговая галера. Но, вполне может быть и торговый бриг, трабаколло, полакра и всякие гибриды. Якорь может относится и к 1-й половине 19 века. Тогда ежегодно на таганрогский рейд приходили сотни иностранных судов из всех средиземноморских государств, а также из Англии, Дании, Пруссии.
Но вероятнее - якорь от портового судна. Хотя - ЭТО имеет большое значение?
Имею непремеримые возражения только по пункту 2.
По условиям Белградского мира (1739) Россия приобрела Азов и Таганрог (при условии срытия укреплений, которые Петр успел восстановить с 1736г и в Азове и в Таганроге), а буфером стала Кабарда. Да, первую крепость русским можно было поставить выше Черкасска, а туркам в устье Кубани. Это была "демилитаризованная" зона а не буферная.
Договор был тоже переписан Кючук-Кайнарджийским мирным договором (1774) когда Крымское ханство стало независимым, а Керчь и Еникале перешли России; и далее изменением статей К-К договора (1786) когода Крымское ханство было присоединино к России.
Если судно портовое - то якорь однозначно русский. Тогда почему аналоги такого якоря находятся там, где еще не было русских судов?
Читал я текст этого договора. О преобретении Азова и Таганрога там не говорится. Самое надежное - посмотреть карты того времени. На сайте Руниверс есть атлас 1745 года, с новыми границами Империи. Почему-то хорошо не скачиваются карты - получается мелюзга какая-то. Хотите - посмотрите на этом сайте сами. Но даже на этом кусочке (с хреновым разрешением) видно, ГДЕ проходила граница. На работе был у меня план Нижнего Дона и Азовского залива с границами Барьерной земли - посмотрю.
То есть, такие тяжеловесные источники как пяток энциклопедий Вас не убедят? http://www.hrono.info/dokum/1700dok/1739belgrad.php
Сам договор https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8
Енциклопедии врут? Или договор несовсем исполнялся?
Последняя ссылка ничего не показывает. А энциклопедии - когда их писали? В учебниках для ВУЗов тоже пишут о том, что Азов был возвращен России.
Но в оригинальном тексте договора (смотрите ПСЗ РИ) - все весьма обтекаемо. Более важный документ - "Инструмент, заключенный при урочище Скопинского городка на реке Кайсуге" от 20 октября 1741 г. Дословно: "...а земля той Азовской крепости останется пустая, и между обеими Империями Бариерою..."
На представленной карте это видно - Азов не наш. Этот атлас составлялся не каким-нибудь частным дядей Васей - это было государственное дело. Скорее наоборот - вероятнее могли "присоединить" то, что на самом деле не принадлежало, или принадлежало на бумаге. Ан нет!
...ь! С договором - понятно. С энциклопедиями - тоже. Есть ли маркеры нарушения договора?
В чем нарушения?
Азов разорен и пуст, развалена генуэзская крепость, земляные укрепления стоят, но в ужасном состоянии, жителей нет на начало 1769. Таганрогская крепость разорена, жителей нет на начало 1769. Каланчи разрушены, Лютик частично разрушен. Петровская крепость напротив Азова - неизвестно. Донецкая - неизвестно. Елисаветинская основана 1754. Дмитрия Ростовского заложена 1761. Турки, под предлогом нарушения договора Россией (в частности строительства крепостей вблизи с границей), обявляют войну 1768.
Ну турки к этой войне стремились - повод всегда найти было можно. А Донецкая крепость - это что?
Усть-Донецкая крепостица, вероятно расположенная поверх Нижне-Гиловского городища. По некоторым документам, гарнизон Азова перешел в нее в 1741г, после оставления города по договору. Упразднена после постройки крепости Дмитрия Ростовского. Карта 1748г.
Судя по боевым действиям, подготовке и результатам, совсем не турки стремились к этой войне. И с объявлением войны - тоже мутно, особенно в советских источниках.
Вот например, хорошо виден мегаякорь на мегагалере, сравните с гребцами. Флагманская галера (capitanca galea) из книги Яозефа Фуртепбаха Arctritectura Navalis, Ульм, корабль имеет 28 гребных скамей на каждой сидят по пять гребцов
Галера мальтийская. Турки таких монстров практически не делали - в бою толку от таких мало, а потеря его - дорого и много жертв.
Я искренне благодарю Игоря и Stefan за интересный и содержательный спор.
Надеюсь, что это не сарказм)))
Нет, это не сарказм. Меотида и задумывалась как поле для таких спорв. Еще бы найти время все это читать((
Вот, кстати, тоже якоря-кошки. Экспонаты музея "Генуэзская крепость" в Судаке. Ржавенькие. Один метра 2 высотой, другой - примерно 2,4 м. Вот они каких времен?
И еще, в доказательство не едничности случая с турецким якорем. Допустим, пролетарий на фото ростом 1м70см, тогда высота якоря 4м25см. И не такой он и большой. Аналогичный по высоте якорь в Геленджике в Морском музее.
Якорь принадлежал "большому парусному кораблю" - надпись на табличке. Вполне логично. Большие парусные корабли на Черном море можно было встретить в разы чаще, чем большие галеры. Черное море - не для галер.
))) Знали бы это турки... Вы же сами приводите состав турецкого флота в Азовском море. 160 галер и галиотов и 3 парусника. Такая же пропорция была и на Черном море.
"Черное море - не для галер." - скажите это Аргонавтам в лицо)))
Галерам там просто было опасно ходить. Частые и внезапные шторма (на то оно и Черное море, как известно Средиземное море турки и сейчас именуют БЕЛЫМ), отсутствие островов и мало удобных гаваней для укрытия. Галеры ходили по над берегом.
О, о названии этого басейна можно спорить вечно, их десятки, начнем наверно с Негостеприимного моря "Аксинос Понтос" или Гостеприимного "Эвксинос Понтос" ?? ("Ak deniz" - Белое море - так турки тоже называли Черное море)
Вот ЭТО - настоящий прам типа "Дикий Бык", построенный на Балтике в 1712 - 12 гг. Потом прамов с этим названием (равно как и "Олифантов") было много - в 30-х - 60 годах. Сравните с гангутским трофеем - прамом "Элефант".
Насколько я знаю, вместе с якорем были подняты пушки. Может в них разгадка? Кто-нибудь знает их дальнейшую судьбу?
В 1960гг в Таганроге было 5 известных пушек. 2е у Петра, 2е у музея и одна у проходной судоремонтного завода. Те две у музея, именно их достали вместе с якорем в 1860м. Позже, отвезены при реконструкции музея в "петровские" казармы. Что потом - ?
Очень интересная реконструкция галеры. На третьей минуте поднятие знакомого якоря. https://youtu.be/YYxrbtuyNG0
Очень интересно. И "модель" неплохо показана. Но якорь - все же поменьше. Да и галера - крупная, банок 25 - 22. Вообще нужно по чертежам прикинуть и расчитать длину якоря.
Ну учитывая длину куршейного орудия, примерно в 4 метра, по моему - самое то.
Если 36-фнт., то что-то в районе 3,2 метров. Но галера - 25 баночная французская типа "Реаль" или что-то в этом роде. Большая, в общем. На Азовском море таких не хаживало. У турок таких, возможно и не было.
Укладка якоря слишком уж замороченная. У нас, думаю, что и у турок все проще было. Якоря просто закреплялись на баке или подвешивались по бокам носового орудийного помоста. Пушки были в основном 12-фунтовые, а на скампавеях и того меньше... Вот на модели видно, что якоря - метра 2,5 длиной. Есть также фото галерного якоря, стоящего на стрелке Васильевского острова в Питере. Тоже не самый большой.
Первые 17 галер Азовского флота были 20-24 баночные, их длина составляла 41,7—53 м, ширина 5,5—7,3 м, глубина корпуса 1,8—2,7 м. Вооружение каждого судна состояло из 21—27 пушек, из них три шести- и двенадцатифунтовые, а остальные — фальконеты на вертлюгах. В дальнейшем Петр 1 решил строить для Азовского флота галеры меньших размеров.
Галеры петровского флота имели большие размеры и нередко выполняли роль флагманских кораблей. Так, на 21-баночной галере “Наталья”, построенной на Олонецкой верфи в 1708 году, держал свой флаг генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. Длина судна по палубе составляла 53,3 м, глубина корпуса 2,6 м, осадка 1,2 м, ширина с постицами 7,6 м. Галера была вооружена одной 24-фунтовой куршейной и двумя 12-фунтовыми погонными пушками, а также имела 12 “басов на вертлюгах”, то есть 12 небольших пушек, укрепленных на постицах. На каждое весло “Натальи” приходилось по 5 гребцов. Еще большей была 22-баночная галера “Фивра”, построенная в 1713—1714 годах на Галерном дворе в Петербурге и служившая флагманским кораблем М. М. Голицына во время Гренгамского боя в 1720 году.
Некоторые галеры строились даже 25-баночными: такой, например, была трехмачтовая “Двина”, построенная в Петербурге в 1721 году. Ее длина достигала 48,5, ширина с постицами 9,6 м. “Двина” имела на вооружении одну 24-фунтовую куршейную пушку, две 12-фунтовых погонных и двенадцать 3-фунтовых пушек. На каждое ее весло приходилось по 6 гребцов.
Укладка якоря - зависела от его веса. т.к. брашпилем работали гребцы и якорный канат тянули вдоль борта без талей напрямую вручную. Та, что на видео, вероятно оптимальная. Болтающихся якорей, конечно, никто не допускал. Даже при легком волнении, это создает большую опасность пробить борт.
С турецким флотом надо посмотреть, что точно ходило в Азов. Толстой 1) http://dspace.nbuv.gov.ua/xmlui/bitstream/handle/123456789/76459/55-Bere... 2) http://drevlit.ru/docs/turky/XVII/1680-1700/Tolstoj_P_A/text3.php
P.S Stefan, Вам наверно, будет интересен этот сайт "Весло и парус" http://galea-galley.livejournal.com/
Первые петровские галеры были не такие уж и большие. Судя по разному числу банок (от 14 до 18) - длина их разная. Вроде известна длина галеры Лефорта - 125 футов. Вооружение - так себе (по 3 - 4 пушки (3 - 5 фнт.). Галерами особо не занимался. Один моделист несколько лет подобную галеру делал (по различным источникам, в том числе архивным). Кстати, якорь на ней - чуть ли не один и маленький. Откуда данные - не знаю.
Нашел пару карт. Одна - составлена самим Ригельманом. Другая - лично сделанная копия (к сожалению, тоже с копии, но старенькой). Так вот, здесь хорошо показаны границы Барьерной земли. Азов, естественно России не принадлежал - энциклопедии брэшуть. Зато Таганрог, вернее его руины - входили в территорию империи. Другое дело, что Барьерная земля на северном побережье Азовского моря начисто отрезала Россию от всех речек - Миуса, Еланчиков, Берды. То есть - какое-то подобие морских сил создать было нереально. А Таганрог, в случае чего - сильно уязвим и не имел никакого значения. Крепости (Семеновская, Павловская) тоже - их и не стали никогда восстанавливать. Впрочем, это было запрещено договором.
Мдэ.. Спасибо.
Еще несколько моделей. Распмещение якорей более простое и типичное. Конечно они просто так не болтались, но и без "сложностей"... И не такие уж они большие.
Я думаю, на второй картинке, более правильное расположение якоря. Рогами вперед. Вот представте, гребцы по борту вытянули якорь, и как теперь ворочать эту штуковину весом минимум в 200-300 кило, на баке, где нет особо места и не развернуться 4 человекам? Проще поймать его за рог еще одним канатом, и с помощью тех же гребцов притянуть рога к кат-балке и закрепить.
О, нашел!
"Традиционно на галерах в качестве якорей использовали большие кошки (нем. Вга§-§еп). Они видны на наиболее ранних известных изображениях средневековых галер. И когда последние галеры при Наполеоне III были выведены со службы, в форме их якорей ничего существенного не произошло, если не считать, что с течением столетий якоря стали больше, тяжелее и длиннее.Ставили кошки перед баком или, полностью втянув их, на бак сбоку орудий и закрепив между двух кнехтов. Вне бака кошки крепили при помощи якорного каната и тросовой петли, вокруг одного из рогов якоря. Второй способ в основном применяли на французских галерах после введения кранбалок. Когда появились кранбалки, точно неизвестно, установлено лишь, что в начале XVI в. они уже были.Кранбалки на французских галерах представляли собой два бревна, слегка изогнутых и установленных на плоской палубе корпуса перед баком. Якорный канат проходил в них через простой шкив-гат или через глубокий вырез на переднем конце балки. Конструкция итальянских кранбалок была немного сложнее. Особенно хорошо они видны на оригинальной модели венецианской галеры XVI в. заметны их остатки. Якорный канат через люк на баке проходил под палубу, где его и укладывали в корпусе. Битенг-балок на галерах не было, а только два кнехта, на которых и крепили якорный канат. Шпиля на галере не имелось и ничего неизвестно о брашпиле, который мог служить для поднятия якорей и рей. Вероятно, на борту находилось достаточно людей, чья мускульная сила вполне заменяла различное техническое оборудование."
А на скампавеях (львиная доля российского гребного флота) - все еще проще.
А, кстати, зря здесь отмели вероятность, что якорь с прама. У последней серии больших прамов (без мачт) имелось, по крайней мере, 4 якоря. Наверняка были и запасные и спецыальные. Почему бы не быть такой длинной кошке. Тем более, передвигались эти посудины действительно в основном завозами. На Нижнем Дону их было целых три штуки! Может быть, якорь действительно содного из них...
Потому, что это не объясняет такие же якоря в других городах, где прамов не было и русских не было. И у галер было по шесть якорей, 2 впереди, 2 сзади и 2 запасных.
Так якоря то эти вполне стандаотные. Были во всех странах. Особенно в торговом флоте. Почему есть доля вероятности, что якорь от большого прама? Именно размер. Понятно, что ни один прам (кроме малых) в море не выходил. Но, как известно, якоря за свою жизнь меняли не одно судно. Деревянные корабли сгнивали, а якоря были долговечными - очистил от ржавчины и перенес на другое судно. Между прочим, часть военных прамов заканчивали жизнь в виде портовых судов - их превращали в киленбанки или"киллихтеры", краны, понтоны и т.д. К донским это не относится - три последних сгнили и были разобраны у кр. Св. Дмитрия Ростовского в 1785 году. Но их якоря - вполне могли достаться другим судам.
Насчет других якорей в других городах - они все разных размеров. Какие-то принадлежали галерам, какие-то портовым судам или "купцам". Теоретически и этот может принадлежать большой галере (хотя были ли такие в Азовском море?), но более чем велика вероятность, что якорь не галерный. От этого он менее ценен?
Я думаю, что мы, все-таки, говорим не о цене, а о принадлежности.
И еще якорей вам. 1) Новороссийск, якорь выше фонарного столба. 2-3) Где то в Турции, рыбак сдает на металолом. 4) Крым. Музей катастроф на водах. Отличительная особенность всех - лента вокруг тренда.
Речь не о цене, а об исторической ценности.
Вот еще якоря - взято с одного хохлосайта. Первый - якобы с турецкой галеры. Его передали в музей на Хортице. А те, что под водой - в Днепровском лимане. Заметьте - все относительно небольшие.
Подводные.
Эти маловаты, я специально выбирал большие в два с половиной роста человека и лентой вокруг тренда. Т.е - точно такие, как у музея краеведения.
Вот интересная информация по Таганрогу ДО русско-турецкой войны. Турецкие, греческие и др. торговцы здесь действительно останавливались на вненшнем рейде - перегружались. Может быть, якорь с них? Хотя - портовое судно мне нравится больше :))
по поводу Новороссийска - ориентировочно два моих роста, три с половиной метра где-то
Оживим давно забытую тему. Сегодня случайно забрел в краеведческий музей и снял пресловутый якорь.
Но в самом музее оказался среди экспонатов еще один якорь (это уже точно галерный!) якобы времён взятия Азова Петром Первым. Он совсем не высокий - метра полтора. Для небольших петровских галер - самое то!
Так что, длинный якорь - все-таки не относится к галерным якорям от наших галер. Про турецкие - не говорю, но это должна быть ну оооочень большая галера - ГАЛЕРИЩЕ.
Я в музее был давно. Там постоянно один из залов отдан под торговлю. Не хожу.
а вот недавно поднял в крыму
сбоку
Есть версии его происхождения?
версий нет был найден в 300м от берега как и другие 2 кошки поменьше, найден напротив старого причала,видимо была стоянка ,на глубине около 6 м, предыдущая кошка лежала метров в 15 от этого,торчали только 2 лапы, этот высотой 3.5 метра, две другие примерно 2.5 метра
Мы сегодня в Анапе точно такой подняли с 15 метров!https://www.instagram.com/p/BY6FIXjg4lm/?taken-by=k9280403000
У нашего якоря обнаружился близкий родственник. Совсем не далеко, на набережной Керчи.
Оставить комментарий