Гибель первого великого флота

Тот перекресток земных дорог, на котором мы живем, издревле был яблоком раздора между многими цивилизациями. Последний такой раздор между Оттоманской Портой и Российской империей длился около полутора веков. Начался этот спор в июне 1637 г. со знаменитого Азовского сидения, когда донские казаки взяли штурмом турецкую крепость Азов и пять лет удерживали ее. А закончился, в декабре 1783 г. когда успешные действия русских войск поставили Турцию на грань катастрофы, и она признала власть Российской Империи над Крымом, Таманью и Кубанью.

А между этими двумя датами было много горьких поражений и славных побед. И просто ярких и интересных страниц в истории страны.

Одной такой страницей, стало строительство и бесславная гибель первого русского флота. О том, как и зачем флот строился, помнят многие, а вот, как и где он погиб, мало кто знает.

Вспомним основные события. В июле 1695 года, русская армия под командованием Петра, осадила Азов, но не имея флота не могла блокировать город с моря. И его защитники постоянно получали помощь и подкрепления морским путем. Осада и штурм не удались и русские войска в сентябре этого же года вынуждены были отступить. Это событие и стало главным толчком к строительству первого русского флота. Всю зиму 1695-96 года на Дону и Воронеже, собранные со всей России мастера, по голландским чертежам, строили корабли. Основным типом боевых кораблей , строившихся в то время , были галеры.

2 апреля в присутствии Петра на воду была спущена первая галера, названная царем «Принципиум». Она имела в длину 38 метров, ширину 6 метров, приводилась в движение 34 парами весел. Экипаж ее состоял из 170 человек. Вооружение – 6 пушек.

 

В это же время на воронежской верфи был спущен на воду первый корабль –«Апостол Петр». В первых числах мая 1696 г. Петр уже устраивает смотр своего флота. Всего к походу на Азов были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера, все эти суда были вооружены артиллерией. А так же многочисленные транспортные и вспомогательные суда, число которых превышало 1000 единиц.

27 мая галера «Принципиум» с Петром на борту в составе других кораблей вышла в Азовское море и блокировала Азов. Дело завершила сухопутная армия.

 

После этой победы Петр основывает воронежское адмиралтейство, а двумя годами спустя, на высоком берегу Таганьего рога, была заложена первая российская военно-морская база – Троицкая крепость.

Но владение устьем Дона еще не давало России возможности свободного плавания по Черному и Азовскому морю, большая часть которых находилась под контролем Порты. И Россия упорно наращивает усилия по строительству своего южного флота, для того, что бы продолжить борьбу.

Известна и дата официального рождения русского военно-морского флота. 20 октября 1696 года боярская дума постановила «Морским судам быть». На постройку флота требовались огромные средства, которых в казне не было. Царь издает указ «О кумпанствах» для строительства кораблей. По сути этим указом вводился дополнительный налог в стране для постройки флота. « «С патриарших и со архирейских и с монастырских с осьми тысяч дворов сделать корабль, с помещиковых и с вотчинниковых с десяти тысяч – корабль, за кем с большего числа до ста дворов, а за кем меньше ста дворов, с тех с с двора по полтине… Великий Государь указал гостям и черных сотен и слобод, и беломесцом, и городом вместо десятой деньги, которая с них собрана была в прошлом годе, сделать 12 кораблей со всеми припасы…»

И конечно всем известна история 1696 года, посылки дворянских детей в Европу для обучению морскому делу.

Летом 1699 года, в устье Дона, на воду спущен 46-ти пушечный корабль «Крепость».

 

Этому кораблю выпала судьба стать первым русским военным кораблем вышедшем в Черное море. Правда, с дипломатической миссией на борту. Просто военные суда, турки в Черное море не пускали.

И наконец 27 апреля 1700 года в торжественной обстановке был спущен на воду 58-пушечный, первый русский линкор, «Гото Предестинация» («Божье Предначертание»). Заложенный в ноябре 1698 года лично Петром, корабль был построен русскими мастерами без иностранной помощи. Его длина составляла 36 метров, ширина 9,5 метра, экипаж составлял 253 человека. Петр I с восторгом говорил: «Корабль сей был весьма красивый, зело изряден пропорцией, изящного художества и зело размером добрым составленный»

 

Нельзя не упомянуть и о трех первых в России землечерпальных машинах. Построенных на воронежской верфи иностранными мастерами и успешно работавших в таганрогской гавани.

Я нигде не нашел информации сколько всего было построено кораблей в этот период на Дону и Воронеже. Но думаю, счет шел на многие сотни. Ясно, что вся страна прилагала огромные усилия для постройки флота. С чем сравнить эту эпопею в истории государства. Наверное, только с индустриализацией 20-х, 30-х годов.

И чем же все закончилось? Крахом, печалью и позором. В 1711 году, Петр, с кружащейся от полтавской победы головой, предпринял Прутскую авантюру. (по названию реки Прут). Финалом этого похода стало окружение русской армии, в которой находился сам Петр с супругой, превосходящими силами турок. Над империей навис реальный позор пленения царской семьи. Ради спасения армии и царя начались экстренные переговоры, в результате которых туркам были возвращены, и с таким трудом завоеванный Азов и все Приазовье. Троицкая крепость была разрушена. (Турки потом даже кирпичи из нее запретили брать для строительства Димитриевской крепости).

Построенный с такими трудами и лишениями донской флот снова не имел выхода в море. Четыре лучших петровских корабля, в том числе и «Гото Предестинация» », «Ластка» и «Шпага», были проданы турецкому правительству!!! Которое по понятным соображениям запретило Петру перевести их в Балтику. Остальные корабли выведены в протоку Васильевку, у Черкасска, где они простояли до 1716 года и за ветхостью были разобраны на дрова. Надо полагать, жителями этого же Черкасска. Таким образом, Анненская крепость (начало строительства 1730 г.) является не только красивейшим памятником земляной фортификации 18-го века, но и местом бесславной гибели первого русского флота.

 

А вот и сама знаменитая протока. Снять ее не просто. Тем более я пришел сюда в самый суровый по погоде день в году. Мне представляется, что именно такими днями, жители Черкасска разбирали на дрова ветхие корабли. Пучек деревьев по центру – остров Большой. Чистая вода справа – основное русло Дона. Полоска льда слева – наша протока.

 

Остров Большой теперь собственность Старочеркасского монастыря. На месте гибели флота стоит часовня Серафима Саровского да пасутся монастырские кони под приглядом одинокого монаха. (Не уверен, что эти события связаны. Но и в случайность не верю)

 

Протока Васильевка, очень красивое место в любое время года и в любую погоду. Просто посмотрите фото.

 

И Дон прекрасен всегда. Даже когда ураганная низовка несет поземку и гонит ледяную волну, затапливающую все низины.

Саня (15.01.19 11:29)

Интересная статья, но мало ссылок на хоть какие документы.

Андрей Stanichnik (15.01.19 16:17)

Спасибо за оценку Саня. Если вы обратили внимание, статья написана более пяти лет назад. В сети в то время по этому поводу не было ни чего, весь материал я собирал по книжным источникам. Причем по очень многим. И не один из них не цитировал дословно, а составлял некое общее мнение. Поэтому и нет ссылок.

Stefan (15.01.19 18:24)

Странно, что раньше эту статью не заметил. Фото интересные. По статье - (без обиды) - не мало ошибок. Первое, что бросилось в глаза - "Крепость" была спущена на воду не в устье Дона, а под Воронежем; корабль "Шпага" не был продан Турции, а по ветхости сожжен. Кроме "Ластки" и "Предестинации", продали две шнявы - "Лизет" и "Мункер"...

А по источникам - лучше читать елагинские приложения к его "Азовскому флоту".

 

Stefan (15.01.19 18:28)

И еще - по справедливости стоит добавить, что часть посуден Азовского флота (не менее двух десятков) дожили, правда, на стапелях или на берегу до начала 30-х годов 18 в. Естественно, это были уже сгнившие корпуса, годные лишь на дрова.

Stanichnik (15.01.19 19:30)

Сергей, сколько по твоему, примерно, судов закончили свой путь у Аненской крепости?

Stefan (15.01.19 20:43)

Думаю, стоит посмотреть в елагинских документах. Вообще, насколько я помню - немного. Основная масса Азовского флота находилась далеко от Азова и Троицкого. При возвращении туркам Азова все старье и гнилье уничтожили (часть разобрали еще в 1709-10 гг.), 4 шт. продали и несколько отвели к Черкасску... (Анненской крепости тогда еще не существовало - был "транжемент").

Stefan (15.01.19 20:47)

Вот и весь "флот"... ;((

Stanichnik (15.01.19 20:54)

Я бы сказал - много.

Stefan (15.01.19 21:05)

В Таврове - в три раза больше. В том числе 70-80 пушечные "Старый Дуб" и "Старый Орел", "великий галеас" и много другого.

Андрей Stanichnik (16.01.19 07:06)

Так нельзя сравнивать. Тавров это верфь, туда могли согнать все, что еще годилось в дело. А к траншементу пригнали "дрова"

Игорь (16.01.19 12:04)

Что есть "1 машина"? Земснаряд?

Сам себе отвечаю. 

В марте 1704 года Петр I заключил договор с голландскими мастерами Е. Минцем и Я. Фасом об изготовлении машин для углубления дна. В конце 1704 года они приступили к их строительству на Воронежской верфи. Вскоре было собрано три машины, которые хорошо работали на углублении Таганрогской гавани.

Игорь (16.01.19 15:31)

Хочется мне, как всегда, точнее узнать где покоятся остатки Азовской флотилии. Вероятно по правому берегу Васильевской протоки от барбокана до моста. Сейчас это на суше.

Андрей Stanichnik (16.01.19 16:07)

На этот вопрос ответить проще всего. Остатки Азовской флотилии упокоились в печках жителей Черкасского городка, гарнизона Траншемента, а может быть что-то досталось и строителям Аненской крепости.

Андрей Stanichnik (16.01.19 16:13)

Похоже, что так.

Stefan (16.01.19 18:52)

Думаю, что до Анненской крепости "дрова" не дожили. Что-то приличное ушло на постройки, а гнильё - пошло на уголья.

Другое дела орудия и металлические части - их, естественно, берегли. Артиллерия "ушла" в транжемент, а, возможно, кое-что и до крепости Св. Анны дожило.

Еще известно, что после разломки старых кораблей старались сохранять элементы декора - носовые фигуры,  барельефы, резьбу на корме и т. д. Это обычно делалось из прочных пород дерева, особо не портилось (в отличие от сосновых корпусов, к тому же еще и из невыдержанного леса). Во всяком случае, с тавровскими судами эта процедура проводилась. Насчет нескольких кораблей под Черкасском - не знаю.

Stefan (16.01.19 18:58)

Не менее интересно узнать где и когда пошли на дрова суда (прамы, галеры, боты и т. д.) Донской флотилии Бредаля. По заключении Белградского мира, Азов оставили далеко не сразу, и не в попыхах. Что-то пошло в дрова еще под Азовом, но думаю, что значительную часть флотилии, а там было много совсем новых судов (например, 20 новеньких галер) отвели выше по Дону, думаю, в тот же Черкасск. И некое подобие адмиралтейства сохранялось на Нижнем Дону еще несколько лет. Документы бы посмотреть, но они все в Питере. Увы, но там, похоже эта тема никого не интересует... 

Игорь (16.01.19 21:22)

Меркуриусъ и Винкельгакъ были еще боеспособны в 1713. (Разобраны в 1716.)

В 1711 году командиром корабля стал капитан Шхон С.. «Меркурий» входил в состав эскадры вице-адмирала Крюйса К.И.. В 1713 году этот баркалон принимал участие в обороне Черкасска. Граф Толстой И.А. из Транжамента докладывал графу Апраксину Ф.А. – Президенту Адмиралтейства, что корабли «Винкельгак» и «Меркурий» стоят с пушками у Черкасска в качестве оборонительного заслона.

http://www.voronezh.pro/maket-korablya-merkuriy.html

Stanichnik (16.01.19 21:33)

У кого есть карта траншемента?

Игорь (16.01.19 22:20)

... он утонул. А первый Траншемент был ниже Черкасска на 7 верст (Монастырское урочище). Новый - выше на 3 версты.

Stanichnik (17.01.19 07:16)

Вот эту карту я и помнил. Вероятно, что самые крепкие суда ставили рядом с траншементом, как плавучие батареи, те которые похуже отгоняли к устью протоки, а самые гнилые загоняли в протоку и разбирали. Вероятно все они прошли этим путем. Обязательно туда поеду как подморозит. 

Игорь (17.01.19 09:24)

Чтож, удачи.

Stanichnik (17.01.19 11:51)

Только у меня траншемент получился чуть севернее.

Игорь (17.01.19 12:31)

Карта косит. Каждую часть надо привязывать отдельно.

Ankol1 (17.01.19 19:57)

Создается впечатление, что дорога, которая на снимке левее воспроизводит очертания части ретрашемента. Возможно, он был чуть левее.

Игорь (17.01.19 20:04)

Холм, вероятно, намыт земснарядом, пока он намывался, с него обильно текла вода вымыв у подошвы почву, и теперь вокруг образовывается лужа, народ ее объезжает.

Stanichnik (17.01.19 20:11)

Вот и мне кажется, что там на берегу виден контур траншемента.

Игорь (17.01.19 20:51)

Смотреть надо на месте, палочкой тыкать, увидеть береговой размыв. Привязок по карте там мало и они не точны, устья двух ериков, сдвоеное озеро, пересохшие ерики, да и все карты с Анненской косят примерно на это расстояние, метров 50.

Stanichnik (17.01.19 21:01)

Не там ли была паромная переправа времен Войны?

Игорь (17.01.19 13:08)

Ещо схема

Игорь (17.01.19 12:59)

А не в Монастырский ли были переведены первоначально суда в 1712? Ведь сюда были переведены гарнизоны Азовской, Петровской и Троицкой крепостей, а также и крепостное имущество из Таганрога и Азова, хотя сами крепости были оставлены позже.

Игорь (17.01.19 18:34)

Монастырский ретраншемент сохранился лучше.

Stanichnik (17.01.19 20:09)

С точки зрения длительной стоянки, мне кажется, что траншемент и Васильеская протока предпочтительнее. В Монастырском Дон прямой, бухт нет и течение сильное, и жилье далеко. Впрочем нам то время понять трудно.

Stefan (17.01.19 20:11)

Документы нужно посмотреть. Должно что-то быть. Но, думаю, что вы правы - Черкасск выглядит предпочтительней...

Игорь (17.01.19 20:38)

Конечно документы. Но логика подсказывает, что портовой инструмент должен быть недалеко от кораблей.

Stefan (17.01.19 19:02)

Про "Меркурий" статья позабавила. Особенно про памятник в Воронеже. Правда, я его что-то смутно помню, видимо не впечатлил. Хотя я больше был заинтересован копией "Предестинации" - тогда (январь 14-го) она еще не достроена была... Кстати, побывал тогда и в Рамони - месте Ступинской судоверфи (там тоже небольшой памятник с корабликом установлен).

Впрочем, как на самом деле выглядели Петровские баркалоны - точно не известно. До сих пор ведутся споры, имели ли они весла. Есть версия, что даже на "Предестинации" весла имелись.

Вот такую картинку нашел в одном журнале. Думаю - ерунда. 

Stefan (17.01.19 20:15)

По транжементу. Я не спец в фортификации, но по-ходу, укрепление строилось для обороны не с воды, а с суши - против кого обороняться намеревались то? Против восставших казаков или пришедших Крымской строны татар? 

Игорь (17.01.19 20:30)

Первый траншемент (Монастырский) возможно имел "водяные" укрепления, но на момент составленя схемы Ригельманом они уже могли быть смыты. А так - стандарт, типо круговая оборона от всех врагов.

Stefan (17.01.19 21:16)

Вообще-то горжей к реке обращен. Т. е. тылом. Либо допускалось его надежное прикрытие с воды...

Игорь (17.01.19 21:34)

Так-то оно так, но у второго траншемента просматриваются именно бастионы обращенные к реке. И горжи, вроде, бывают только у открытых укреплений. Но я тоже не особый специалист по фортификации))) Возможно и враги больше скакали, чем плавали))

Stefan (17.01.19 22:04)

У Каланчинского укрепления горжа была закрытая (со рвом, мостиком и калиткой). И обращена от реки.

Игорь (17.01.19 23:18)

Азов, Таганрог, Семеновская, У.Донецкая, Никольская, даже Ростовская - открытые. Черепаха, Павловская, Петровская, Лютик, наверно Черкасская, 2й траншемент - закрытые. Не могу определить тренд. Не только наличие у противника флота на момент строительства и наличие предтечи.

Игорь (18.01.19 11:27)

По совету Stefana , Елагин. С 23 августа 1711 до 1714 года суда стояли в Черкасской протоке между двумя мостами.

Александр Ч. (18.01.19 13:37)

На карте 1740 г. у Черкасска показаны нижний и верхний Транжамент.

Корабль «Меркуриус» (Меркурий, пушек 22/28, длина 125 ф., ширина 26 ф.) Азовской флотилии, построенный на средства князя П.Г. Львова, заслужил отдельной почести. В 1699 г. он участвовал в Керченском походе. Осенью того же года корабль затонул, не доходя донского устья. В мае 1700 г. был поднят из воды и приведён для ремонта в Азов. В последующие годы был задействован в перевозке соли от Бердянских озёр. В 1711 г. находился под командой вице-адмирала Крюйса. Дальнейшая его судьба в Черкасском описана выше.

Как известно, попытка Петра I создать Азовский флот не принесла желаемого результата. С 1696 г. по 1711 г., на верфях Воронежского адмиралтейства были заложены 200 боевых кораблей, из них 114 гребных галер и 75 парусников. Выйти в море смогли лишь единицы (Красиков В. А. Как Петр I построил флот, который сгнил у причалов. http://www.online812.ru/2012/07/27/010/ ).

Первоначальной цели - укрепления русского присутствия в причерноморском регионе – Петру I по итогам Азовских походов достичь не удалось. Война на юге не была своевременно продолжена, ибо Пётр целиком отдался задаче присоединения Прибалтики.

Русско-турецкая война 1710-1713 гг. обнажила ошибки Петра I, стратегия борьбы с Турцией, предложенная в 1696 г. и рассчитанная на действия Азовского флота провалилась. Расчёт на Приазовье как на стратегическую военно-морскую базу по ряду технических и географических факторов не оправдался. Корабли все равно не смогли бы попасть в Черное море, так как Керченский пролив принадлежал туркам. Вот если бы Петр вслед за Азовом овладел Керчью, то… Можно бесконечно фантазировать как пошла бы история в том или ином случае. Но что толку?!

Но даже после возвращения Азова Турции в 1711 г. Россия не отказалась от освоения Приазовья, а лишь изменила форму и географические рамки своей колонизационной деятельности, сосредоточившись на территории Нижнего Дона (см. крепость Транжамент).

Игорь (18.01.19 14:58)

Новый траншемент просуществовал до 1729 года, когда сильное половодье его затопило со всем имуществом, и гарнизон спасался на Васильевских буграх. Аненскую крепость возвели уже в 1730 году. Ниже выдержки из Ригельмана.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.