Журналисты одного Ростовского интернет-издания, прочитав на Меотиде давнюю заметку «Слобода Полуденка – начало Ростова», попросили меня пояснить ситуацию с возникновением и передвижением первых ростовских церквей.
Действительно, как часто бывает на Меотиде, самая ценная информация в этой заметке в комментариях читателей. А там обычно сложное переплетение мнений и сведений. И человеку в первый раз коснувшемуся этой темы, иногда трудно сразу во всём разобраться.
Составил для них справку, которую приведу ниже. Думаю и другим читателям будет интересно. И хочу поблагодарить всех читателей Меотиды, кто тогда, семь лет назад, принял участие в той дискуссии – исследовании.
Часть первая. От взятия Азова до переселения крымских армян на Дон.
В 1696 г., после неудачной попытки годом ранее, русские войска овладели турецкой крепостью Азов.
Первоочередными работами, начатыми в тот год в Азове, были восстановление крепостных сооружений и строительство церквей.
Хотя известно, что во времена, когда Азов принадлежал туркам, там было по меньшей мере две христианские церкви. Но и христианские церкви. и мечети сильно пострадали при бомбардировке и штурме города.
«Взятие крепости Азов в 1696 году». Гравюра Монталегре конца XVII века
Есть сведения, что в послевоенном городе, уже в 1696 г., действовали две христианские церкви. Под одну из которых была приспособлена разрушенная мечеть.
Точно известно, что в 1699 г. в Азове действует Соборная церковь Пресвятой Богородицы. Известно, что церковь имела три притвора.
В книге Л.В. Перепечаевой «Азов – пограничная крепость России…» приводится подробное описание этой церкви.
После неудачной военной компании 1711 г. Россия вынуждена была подписать Прутский мирный договор и вернуть туркам Азов и Таганрог.
Сведения о судьбе Азовской церкви Пресвятой Богородицы после передачи города туркам разнятся. Так в упомянутой работе Л.Б. Перепечаевой говорится о том, что церковная утварь, колокола, иконы были вывезены в Павловскую крепость под Таганрогом, а позднее попали в Донецкий монастырь.
Все же «хоромные» строения, к которым относилась и церковь, и которые российская сторона не смогла вывезти, были проданы туркам.
Неоднократно встречал упоминания о том, что эта церковь была вывезена в Полуденку – рыбачье селение на территории современного Ростова-на-Дону. Оно было ближайшим к Азову и Таганрогу русским селением и естественным образом лежало на пути эвакуации жителей этих городов.
В начале 18-го века Полуденка располагалось между 1-й и 7-й линиями современного города.
На схеме условно показаны границы селения Полуденка в 1750 и 1779 гг.
А на этой схеме показано наложение кварталов Полуденки, обозначенных на схеме Ригельмана, на карту современного города. Ригельман составил свою схему уже во время строительства Димитриевской крепости, то есть после 1761 г.
Напомню, что по условиям Прутского договора 1711 г. граница между Россией и Турцией пролегала по реке Темерник с востока на запад и по реке Дон с севера на юг. Таким образом, Полуденка являлась пограничным и самым юго-западным селением Российской империи.
Напомню, строительство Темерницкой таможни начнётся только весной 1750-го года. Солдаты и каторжники построят пристань, пакгауз, здание таможни, карантин и помещение для служащих гарнизона.
Напомню, строительство крепости Святого Димитрия начнётся только 23 сентября 1761 г.
А Е.И. Малаховский в своей книге «Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону….» пишет, что жители Полуденки в 1766 г. соорудили часовню в честь Рождества Пресвятой Богородицы. То есть тогда, когда Полуденка уже превратилась в предместье крепости.
Эта часовня даст начало истории главного донского собора Рождества Пресвятой Богородицы.
Не бесспорна и дата основания Полуденки. Так известный краевед Б.В. Лунин датирует появление Полуденки не ранее 1741 г. Но не менее известный краевед В.В. Смирнов в своей «Летописи Ростова-на-Дону" указывает годом рождения Полуденки все-таки в 1711 г. А когда В Полуденке появились первые землянки рыбаков, неизвестно.
Таким образом, если взять отрезок правого берега реки Дон от границы с Турцией по реке Темерник до Васильевской протоки восточнее Черкасского городка и если взять период от 1712 до 1750 года, то на этом отрезке существовали:
- Возможно селение у устья Темерника оставшиеся от мастерских, где в период осад Азова 1696-1699 гг. чинили суда пострадавшие от турецких ядер.
- Темерницкий форпост у устья Темерника с солдатами и пушками. Указывается дата его основания - 1713 г. Но длительное существование небольшого, оторванного военного укрепления на самой границе, маловероятно.
- Селение у Богатого источника.
- Рыбацкое селение Полуденка.
- Рыбацкое селение Рогов стан, на месте будущей станицы Александровской.
- Аксайский казачий городок у устья реки Аксай. Там церковь появится только в 1764 г.
- Монастырское урочище, где была часовня и могилы казаков, погибших во время Азовского осадного сидения 1637-1642 гг.
- Черкасский казачий городок. Где с 1650 г. стоит деревянный Воскресенский Войсковой собор. А с 1706 по 1719 гг. строится каменный собор. И ныне украшающий весь наш край.
- Ретраншемент. Небольшое укрепление на берегу Дона, выше по течению Черкасского городка, куда в 1712 г. было вывезено военное имущество из отданных туркам Азова и Таганрога.
- Крепость Святой Анны. Начало строительства 1730 г. Там будет заложена Покровская деревянная церковь, которая в 1762 г. переедет в строящуюся Димитриевскую крепость. На то место, где ростовчане привыкли видеть фонтан и часы на перекрёстке Садовой и Богатяновского.
- Васильевская протока. Куда в 1712 г. были загнаны и где погибли корабли первого великого флота Петра I. Кроме тех, которые удалось продать туркам.
Таким образом, если задаться вопросом истории церквей на территории города Ростова-на-Дону, то надо признать, что существование Рождественской церкви Пресвятой Богородицы в Азове до января 1712 г. документально подтверждено.
Строительство часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Полуденке в 1766 г документально подтверждено.
А вот документальных подтверждений существования церкви в Полуденке между 1712 и 1766 г. я не нашел. Но многие авторы, пишущие об истории нашего города, верят, что церковь в Полуденке была и была это именно Рождественская Богородицкая церковь или часовня, вывезенная из Азова.
И я, прочитав много по истории этого периода, в это верю.
Так же документально известно о строительстве в начале 60-х годов 18-го века на территории Димитровской крепости еще шести церквей, кроме Покровской, перевезённой из Анненской крепости в 1762 г.
А часовня в Полуденке к моменту переселения в наш край крымских армян преобразуется в настоящую церковь. Но простоит на своём месте она совсем не долго.
Часть вторая. Переезды.
В 1779 г. в связи с отведением земель под город Нахичевань всё селение Полуденка переезжает на новое место, в Солдатскую слободу у Димитриевской крепости. Туда же переезжает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на то самое место, где стоит и сейчас.
Освящена церковь была 5 сентября 1781 г. А 27 декабря 1791 г. она сгорела от удара молнии.
В 1795 г, на месте сгоревшей, сооружается небольшая каменная церковь.
В 1822 г. церковь становится соборной.
А в 1854 г. стараниями ростовских купцов Семёна Николаевича Кошкина и Константина Михайлова-Нефёдова был заложен новый собор, который теперь является визитной карточкой нашего города.
Здесь есть загадка. В Епархиальных ведомостях того времени указано, что жители слободы Николаевка Таганрогского округа в 1781 г. купили в Димитриевской крепости деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Перевезли её к себе на Миус, собрали и осенью 1782 г. освятили её в честь Николая чудотворца.
В каменном варианте эта церковь стоит там и сейчас.
В самой Димитровской крепости и её форштадтах не было другой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы кроме Полуденковской.
Значит, церковь из Полуденки переехала в Солдатскую слободу только своим чином, иконами и утварью. А само здание отправилось на Миус.
Вернёмся в Полуденку.
Покидая в 1799 г. насиженное место и забирая с собой церковь, жители Полуденки решили поставить на месте церкви памятный знак, для надёжности обваловав его, «дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было».
И если верна историческая цепочка: церковь Рождества Богородицы в Азове – часовня, а потом церковь Рождества Богородицы в Полуденке – церковь, а потом кафедральный собор Рождества Богородицы в Ростове, то очень стоит найти место, где эта церковь стояла в Полуденке.
Оговорка. Почему я верю в существование часовни в Полуденке как наследницы Азовской церкви? Я не даром привел выше список всех поселений, существовавших на правом берегу реки Дон. А к этому списку надо добавить рыбацкое селение Гнилая тоня, волею судьбы оказавшееся на турецкой стороне. И я не представляю себе, чтобы от Темерника до Черкасского городка в таком населённом и бойком месте многие десятилетия не было ни одной церкви, ну хоть часовни.
Для определения места, где когда-то стояла Полудёнковская церковь, есть несколько подсказок.
Первая – наименования улиц Нахичевани. Планировщики армянского города дали названия его улицам по названию церквей, на которые эти улицы выходили. Кроме трёх улиц, исторически сформировавшихся ещё в Полуденке и выходивших на церковь Рождества Богородицы.
Есть мнение, что именно в створе этих улиц, которые сейчас называются Мясникова, Пролетарской и Листопадова и надо искать место, где стояла первая ростовская церковь.
Вторая подсказка – воспоминания очевидцев, которые были свидетелями, как местные казаки уже после войны не давали спланировать бульдозерами это намоленное место.
Третья - аэросъёмка времен Великой Отечественной войны, на которой виден объект, очень похожий на обвалованный памятный знак.
Четвёртая – некие артефакты в виде каменных сооружений, видимые в этом районе. Если встать на 1-й линии у «Дома Водников» и посмотреть вверх, в сторону корпусов Ростовского колледжа водного транспорта, то два многоэтажных жилых дома между 1-й линией и Нижненольной как раз обозначат квадрат, где стояла Полуденковская церковь.
Артефакты, следующие:
Каменный столб и каменные стены, которые явно не относятся к современной застройке.
И еще один аргумент приведу в подтверждении того, что именно здесь вынужденные переселенцы из Азова поставили часовню – наследницу азовской церкви.
Если стать на место, где когда-то стояла часовня, и представить, что исчезли все дома вокруг, то вы увидите на горизонте высокий азовский берег над бескрайней и плоской дельтой Дона.
И это самая западная точка селения Полуденки и самая близкая к Азову.
Я представляю, с какой тоской и болью люди покидали с таким трудом отвоёванные и обжитые Азов и Таганрог. И эта часовня была символом возвращения.
Про Ретраншемент
Здесь обязательное продолжение.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 533 | Автор: Stanichnik | Дата: 27.06.2024 | Комментарии (23)
Спасибо, Андрей, разложили по полочкам.
Так наверняка же где-то ошибся.
Вот, что написал мне недавно Эдуард Вартанович Вартанов:
Привет! А вот про церковь в Полуденке в книге Халпахчьяна о нахичеванской архитектуре (стр.7):
«Здесь, в устье густо заросшей кустарником и лесом Полуденской балки, русскими и украинскими промысловиками в начале X V III в. был основан Полуденный стан — чумацкая база, в которой проживали «разного звания» люди, «имелись сады и виноградники». В 1740 г. стан, превратившийся в слободу с православной церковью и своим священником, назывался Полуденной.»
Сегодня ровно полвека от дней, когда О. Х. и актив РО ВОПиК (в т.ч. упомянутые на стр. 6), хлопотали, … увы! об установке памятного знака о «намоленном месте», хорошо отбортованом и в наши дни.
Всегда Ваш, Эдуард Вартанов.
Икона Азовской Божией Матери. Прорись и икона.
А так же ссылка на интересную статью о данной иконе.
http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=488
Оригиналы,вроде,в музее,в Вытегре можно найти,в Питере.В Ростове,как я понял можно так же версию иконы увидеть.
https://images.app.goo.gl/wfyowag8AhLT68yB9
По ссылке можно скачать в pdf
Азов,внизу слева изображен.
На прориси башни разрушены)
Если я правильно понял, внизу изображен турецкий Азов, а надписи гласят:
Паде, паде великій градъ Вавилонъ – Азовъ.
И ты капернаумъ до небесъ вознесыйся, низверженъ еси Кизыкъ-Эрменъ.
Ещё понятно, что ни в Азове, ни в Полуденке эта иконе не была.
Да,ее написали позже,в честь взятия Азова и Казы Кермана у турков.
Самое печальное,что действительно древняя и ценная икона,которая была в Азове еще с 16 или 17 века,-Иоана Предтечи(в Азовской церкви Иона Предтечи) неизвестно куда пропала после революции(
https://youtu.be/OfAF22oJEYk?si=Ci-HvbhAiD8w6qM3
Сюжет о возвращении иконы в Азов(новодел)
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m16/5/art.aspx?art_id=1473
письмо краеведа о древних иконах Азова.
Если кто то обладает какими-либо данными об иконе Иона Предтечи (азовской) буду очень рад ознакомиться)
Есть даже вариация толи с казаками справа,толи с турками! В Краснодаре. Без Петра 1! Смело,молодцы!
Интересно,кто в образе Георгия Побеносца. На самой первой версии прориси(добавил к первому посту про икону) изображен князь Голицин,разящий змея и льва(турок и татар),а слева-царевичи Петр и брат Иоанн,а так же гетман Иван Самойлови(Смаилович). тоесть,первый крымский поход.Но самое интересное-в образе Божьей матери - регнтша Софья Алексеевна. Петр 1 потом всех причастных к этой прориси казнил)
Возвращаясь к Краснодарской фреске-думаю,что у образе Победоносца-гетман Мазеппа.
Как я вижу,с Азовом были связаны 3 иконы.
1-приведенная мною выше Азовская икона Божией Матери.В честь взятия Азова и Казы Кермана,с геральдикой.
С многочисленными вариациями,в том числе,с казаками( Ильинский храм в Краснодаре) и обсуждаемой в этой статье меотиды:
https://meotyda.ru/node/2523
2-Упомянутая икона Иоанна Предтечи,из одноименной церкви,в Азове(самая древняя).Утеряна после 1917
3-Знамения Божией матери. После сдачи Азова османам в 1711 - увезена в Павловск(Воронежская обл.) Оригинал утерян в 1917.Однако была воссоздана и дополнена 6 доп изображениями,в честь взятия Азова. Ныне-в Павловском соборе.
2 и 3 Считаются обретенными Петром 1,после захвата Азова в 1696г.
https://sobor-voronezh.livejournal.com/27487.html
Необычно то,что она была написана на внутренней створке морской раковины. Даже представить сложно,как это могло выглядеть.
Но доп изображения по кругу,к сожалению,особого интереса не несут тк выполнены в стандартном летописно-иконописном стиле,не имея отношения к реалиям.
Её там можно увидеть?
Планирую в течении недели посетить Азов,все сфотографировать.Посетить полковой храм,где должна быть эта икона и строющийся храм Иоанна Предтечи,как пишут,по эскизом древней Предтеченской церкви Азовской(с 16 века).Распрошу про эскизы,но сомневаюсь что они есть,скорее,по текстовым описаниям,если только.В греческом стиле храм.
По поводу древней Предтеченской иконы ,которая была утеряна в революцию-настоятель нового храма,к сожалению,ничего не знает. Жду ответ РПЦ и другого Азовского храма. Можно еще попробовать в Воронежской епархии узнать-там же потеряли икону.
Перечитал вашу статью,перечитал главу Перепечаевой по 1711 году и хочу внести небольшое дополнение.
Перепечаева,действительно,указывает что церк.утварь:ризницы,колокола,иконы -были перевезены в крепость Павловск. Однако,это не Таганрогский Павловск,а Новопавловская крепость в Воронежской области,которая потом и стала называться городом Павловск. Таганрогский Павловск был сдан туркам. Как раз в Новопавловск(г.Павловск) и была перевезена вышеописанная мной икона #3, написанная на раковине(в перламутре),обретенная Петром 1 в развплинах Азова. Кстати,даже восстановленная копия так же изображена на раковине. Вот ссылка на наиболее полное описание оригинала
https://drevo-info.ru/articles/19963.html
Тоесть,подтверждается перевод утвари в Павловск.
Про Донецкий монастырь у Перепечаевой,думаю,следует понимать данную пустынь,куда переехал 2й монастырь Азова-Иоанна Предтечи. Из которого и была перевезена 2я древняя реликвия Азова -древняя икона Иоанна Предтечи.Ее копий и описания,похоже,нет.
Вот эта пустынь
https://drevo-info.ru/articles/24353.html
Вопрос-что тогда переехало в Полуденку?
Прихожане Азовской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы?Священники?Часть конструкции церкви либо ее деревянный аналог?Насколько помню,упоминалось,что Церк.Похвалы Пресв.Богородицы в Азове была зданием мечети.
Соответственно, утверждение "существование Рождественской церкви Пресвятой Богородицы в Азове до января 1712 г. документально подтверждено." считаю некорректным. Тк в Азове "Рождественской" церкви не было,а была "Похвалы".
У Шадриной А.В. в Азове так же не значилось Рождественской церкви
Я так и понял Перепечаеву, что она говорит про Павловск воронежский. Но не это главное. Главное, что никаких сведений о переезде азовских церквей в Полуденку как небыло так и нет.
Просто у вас в статье написано про Павловск под Таганрогом.
Да,все верно-пока нет документальной информации о прямом наследии Азовской церкви-Полуденской.Все древне-Азовское ушло в Воронежскую обл.
Будем пробовать искать иные источники по Полуденке..
Как мне кажется-историю Ростовского кафедрального собора,как и Полуденской церкви нужно копать где-то здесь:
1-из истории каф,собора Ростова.оф.сайт
2-4 Храмы Азовского района.
везде фигурирует 4-й батальон.
Нужно разбираться..
Но явно датировка идет не от древних Азовских храмов.
5-иной ресурс по истории Рост.каф.собора так же ссылается на часовню и исходя из слов о перенесении-имеется ввиду -из Полуденки.
Имеем 2 интересующие церкви: Андрея Первозванного и Рожд.Богородицы.
Нашел расположение.1-2.
3-упоминание о Рождест.Богород. как о купеческой.
Как я помню,купеческий форштадт-это и есть часть Полуденки,правильно?
Похоже,что ,лействительно,никакая церковь из Азов в Полуденку не переезжала.
А Андрея Первозванного церк.появилась
в Азове уже после повторного взятия,после Ростова -для 4 батальона,а не наоборот.
Единственная Азовская церковь Богородицы была не Рождества,а Похвалы - являлась каменной мечетью и переехать в виде деревянной не могла.
Купеческий форштадт это не часть Полуденки. Купеческий форштадт это нынешний Центральный рынок. На это место переехала часть жителей Полуденки, когда их землю отдали переселенцам из Крыма.
По поводу переезда церквей из Азова, я не думаю, что переехала разобранная церковь. Церковь это прежде всего прихожане и иконы. Если трое прихожан одной из азовских церквей лавируя между копытами янычарских лошадей входивших в город, схватили последние иконы из церкви, спрятали их в подводе, а на новом месте в Полуденке, срубили грест и укрепили на нём эти иконы, и возле этого креста потом постояннно совершали службы, то церковь переехала.
Если прихожане те же,смысл тот же-почему тогда Похвала Богородице сменяется на Рождество?явно не прихожане меняют суть церкви.Скорее всего,священнослужители тоже были другие.У новых организаторов Полуденной церкви/часовни ,выходит,и мысли по ее сути были другие.
Не соглашусь с вами том в плане,что часть Полуденки не именовалась Купеческим кварталом.
Исходя из офиц.источников,похоже что Полуденская церковь была сделана из выкупленной старой часовни Андрея Первозванного 4го полка.Так же являясь часовней по началу. И было это в 1766.
Так же, продолжаю не видеть связи Азовской церкви Похвалы Богородицы и Полуденской Рождества,остовавшейся в тени примерно 54 года.
Впрочем,это лично моя позиция,не смею ее навязывать.
Вообще,по Полуденке ,да и вообще,по краеведению,наблюдаю лишь 2 потрясающих источника знаний,с возможностью высказать мнение,его обсудить-меотида и ростов берег,Александра Овчинникова. Очень радостно,что есть такие ресурсы. Спасибо вам,Андрей!
Уточнение от О. Х. Халпачьяна к реплике СТАНИЧНИКА:
«К западу от крепости Димитрия Ростовского возникла Солдатская слобода, а с востока, после сооружения Темерницкого порта, вдоль берега Дона — Купеческая, объединившаяся вскоре с Полуденкой».
От себя добавлю, что Станичник правильно помещает «купеческую слободу» в центр Ростова. Но это случилось после 1780 г. т. е. после переселения крымчан, когда полуденские купцы нашли близость к крепости более привлекательной, чем отселение в Батайск и Койсуг.
Подробно - обстоятельное дополнение к теме:
0 Рождество-Богородичной церкви, крѣпости святаго Димитрія Ростовскаго въ купеческомъ кварталѣ, по документамъ мѣстныхъ архивовъ, мы имеемъ подъ
руками слѣдующія, довольно обстоятельныя свѣдѣнія.
3-го генваря 1771 года купеческое еобщество крѣпости святаго Димитрія Ростовскаго, подъ вліяніемъ слуховъ о моровой язвѣ, просило у преосвященнаго
Воронежскаго Тихона разрѣшенія и благословенія при Ростовской, въ крпости святаго Димитрія, Рождество-Богородичной церкви устроить придѣлъ во имя священномученика Харлампія, подобно святой великомученицѣ Варварѣ, получившаго отъ Вседержителя Господа Бога даръ спасать вѣрующихъ и молящихся отъ наглой и внезапной смерти.
На Консисторскій указъ съ требованіемъ свѣдѣній по сему дѣлу Ростовскій протоіерей Василій Андреевъ доносилъ Консисторіи, что при старой Рождество-Богородичной церкви устроить придѣла нельзя, такъ какъ "церковь эта, пять лѣтъ тому назадъ, устроена изъ стараго лѣса, изъ купленной въ здѣшнемъ четвертомъ баталіонѣ часовни; бревна ветхи и гнилы, во многихъ мѣстахъ вышли изъ угловъ".
Рѣшено было устроить новую церковь съ придѣломъ
священномученика Харлампія. Но появившаяся вскорѣпослѣ сего страшная заразительная моровая
болѣзнь все разстроила, всѣхъ въ городѣ смутила и обезоружила; многіе изъ гражданъ мгновенно умерли; протоіерей Андреевъ и два священника также сдѣлались жертвою моровой язвы; другіе отъ страха и ужаса ушли изъ города, бросивъ дома и пожитки свои; болѣе трехъ лѣтъ, окруженный заставами, оцѣпленный карауломъ, Ростовъ казался пустымъ и безлюднымъ.
По прекращеніи моровой язвы, собравшійся народъ не скоро пришелъ въ себя; при лучшихъ обстоятельствахъ внѣшнихъ, успокоившись нѣсколько духомъ, общество Ростовскаго купечества возобновило и вновь подняло дѣло о разрѣшенной къ постройкѣ Рождество-Богородичной церкви. Согласно желанію всегоо общества, въ купеческомъ квартале, въ Полуденской купеческой слободе новая Рождество-Богородичная церковь была заложена и успѣшно производилась постройкою. Въ концѣ іюня 1778 года, обозрѣвая юго-восточную оконечность своей епархіи, преосвященный Евгеній, архіепископъ Славенскій, прибылъ въ Ростовъ. Пользуясь симъ случаемъ, протоіерей Іоаннъ Андреевъ и Ростовское купечество просили пре-освященнаго заблаговременно выдать имъ благословительную грамоту на освященіе новостроющейся церкви и новый освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій.
Согласно сей просьбѣ 2-го іюля 1778 года изъ Походной Конторы
преосвященнаго выданы грамота на освященіе церкви и антиминсъ.
4-го ноября тогоже 1778 года новая Рождеств-Богородичная церковь въ городѣ Ростовѣбыла освящена и открыта къ богослуженію, а старая, обветшалая отдана Таганрогскаго уезда въ Нижнее мало-россійское селеніе, по другой бумагѣ — въ первую малороссійскую слободу и переименована тамъ въ храмъ святаго Николая Чудотворца.
Отъ 31-го августа 1780 года Азовскій губернаторъ В. А. Чертковъ писалъ къ преосвященному Никифору:
"Крѣпости св. Димитрія купцы, имѣвшіе жительство въ
Полуденкахъ, а нынѣ оное
мѣсто, по силѣ повелѣнія главнаго Начальства, уступившіесъ своими домами армянамъ, прибывшимъ туда изъ Крыма въ числѣ прочихъ христіанъ, по причинѣ такого переселенія съ Полуденокъ на новое мѣсто, какъ я указалъ имъ при тойже крѣпости въ солдатскомъ
форштате, просили меня дозволить имъ перенесть съ Полуденокъ на новое сіе мѣсто состоящую тамо ихъ церковь Рождества Пресвятыя
Богородицы. А какъ сіе перенесеніе церкви зависитъ отъ распоряженія
Вашего Высокопреосвященства; то покорнѣйше прошу архипастырскаго благословенія Вашего просимую означенными купцами ихъ церковь перенесть съ Полуденокъ на означенное имъ нынѣ мѣсто, гдѣ они жительство уже имѣютъ".
Въ дополненіе къ сему, по указу Консисторскому, Новоростовское духовное Правленіе отъ 11-го октября 1780г., репортомъ донесло Консисторіи, что
"прежде бывшіе въ Полуденкахъ Рождества Пресвятыя Богородицы прихожане какъ купцы, такъ и
мѣщане съ ихъ семействами на отведенныхъ въ солдатскомъ форштатѣ мѣстахъ, вблизи назначеннаго для церкви мѣста,
уже поселены, исключая только прежде бывшихъ въ томъ Полуденскомъ стану прихожанъ вѣдѣнія земскаго Коммисарскаго Правленія малороссіянъ съ ихъ семействами, которые, по силѣ
повелѣнія главной Команды, переселены по ту сторону р. Дона, по рѣчкѣКойсугѣ, а на мѣсто оныхъ нынѣ вновь поступили изъ малороссіянъ вѣдѣнія тогоже Земскаго Коммисарскаго Правленія, въ купечество и мѣщанство всего
38 семействъ, которые и долженствуютъ неотмѣнно быть
прихожанами оной Рождество-Богородичной церкви".
По надлежащемъ разсмотрѣніи сихъ бумагъ и относящихся къ
дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія 11-го декабря 1780 года постановила:
"Какъ то мѣсто, гдѣ нынѣ оная Рождество-Богородичная церковь имѣется, занято поселеніемъ армянами, прихожанежъ той церкви, какъ г. губернаторъ и Новоростовское духовное
Правленіе, съ сообщенія во оное тамошняго купеческаго Правленія, увѣдомляютъ, на отведенныя имъ въ солдатскомъ форштатѣ
мѣста уже поселены; то помянутую Рождества-Богородицы церковь въ тожъ мѣсто, гдѣ прихожане оной поселены, перенесть, и по пеенесеніи, на пристойномъ мѣстѣ заложить, а по заложеніи и отстройкѣ просить разрѣшенія на освященіе оной; по разобраніи жъ той церкви, на томъ мѣстѣ, гдѣпрестолъ былъ, поставить въ оную препорцію срубъ, а на немъ для признанія водрузить крестъ, дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было".
На основаніи сего постановленія, 14-го декабря 1780 года выдана была святительская благословительная грамота на закладку Рождество-Богородичной церкви на новомъ мѣстѣ; а 20 февраля 1781 года,
соборнѣ, по церковному чиноположенію, протоіерей Іоаннъ Андреевъ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку оной.
13-го мая 1781 года, Новоростовское духовное Правленіе донесло преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что строющаяся въ солдатскомъ форштатѣ, въ купеческой слободѣ церковь Рождества Пресвятыя Богородицы производствомъ работъ совершенно окончена; иконами и книгами, утварьми и облаченіями отъ усердія купечества снабжена достаточно и во всѣхъ отношеніяхъ готова къ освященію. На основаніи сего донесенія Преосвященный благословилъ освятить ее; 1-го іюня 1781 года выдана грамота на освященіе церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій; а 5-го сентября того же 1781 года, совершено освященіе церкви и открыто въ ней богослуженіе.
Въ доношеніи отъ 21-го февраля 1787 года крѣпости святаго Димитрія Ростовскаго купецъ Михаилъ Наумовъ писалъ преосвященному Амвросію Екатеринославскому:
"Предпріявъ совершить свое
намѣреніе о построеніи новой церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, близъ состоящей нынѣ таковой же, коя не токмо по малости ея неудобна, но и въ обветшалость пришла, въ приходѣ здѣшняго купеческаго общества, собственно своимъ иждивеніемъ, не отвергая отъ сего и прочихъ добрыхъ дателей, такъ же своимъ попеченіемъ приготовивъ нужные къ произведенію того матеріалы, какъ-то: на фундаментъ камень, лѣса, желѣзо и прочее, осмѣливаюсь утруждать Ваше Преосвященство всепокорнѣйшею моею прозьбою о соизволеніи на сіе подъятіе и дабы воспослѣдовало къ здѣшнему протоіерею Іоанну Андрееву повелѣніе о исполненіи
долженствующаго быть при заложеніи церкви священнослуженія. Я пріемлю честь удостовѣрить Ваше Высокопреосвященство, что
поколь новая церковь окончательно созиждется, по тое время нынѣшняя останется невредимою, и служеніе въ оной продолжаться имѣетъ;
по приведеніи же новаго строенія въ совершенство и по донесеніи о томъ вашему высокопреосвященству, на освященіе оной не оставлю
испросить особенное ваше благословеніе".
На основаніи сего доношенія
5-го марта 1787 года, преосвященный Амвросій разрѣшилъ въ крѣпости св. Димитрія Ростовскаго, въ
купеческомъ форштатѣ, вмѣсто обветшавшей, на другомъ мѣстѣ
устроить новую церковь въ тоже именованіе - Рождества Пресвятыя Богородицы.
6 - го марта 1787 года, выдана была благословительная храмозданная грамота на закладку и сооруженіе церкви. 30-го мая того же 1787 года, Ростовскій протоіерей Іоаннъ Андреевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной.
Доношеніемъ отъ 3-го февраля
1789 года Свято-Димитріевской крѣпости Покровской церкви протоіерей Іоаннъ Андреевъ представлялъ преосвященному Амвросію, что заложенная Маріупольскаго уѣзда въ крѣпости св. Димитрія Ростовскаго Рождество-Богородичная церковь постройками и производствомъ работъ совершенно окончена, церковными утварьми и
облаченіями снабжена достаточно и всѣми потребностьми приготовлена
къ освященію; а потому протоіерей просилъ Преосвященнаго выдать
благословительную трамоту на освященіе новоустроенной церкви. На основаніи сего доношенія 12-го февраля 1789 года, разрѣшено протоіерею Андрееву освятить новосооруженную церковь.
14 - го февраля 1789 года отправленъ объ этомъ указъ въ Маріупольское духовное Правленіе; а 9 - го сентября 1789 года, протоіерей Андреевъ соборнѣ, по церковному чиноположенію освятилъ новую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.
Репортомъ отъ 30-го генваря 1792 года, Маріупольское духовное Правленіе донесло Екатеринославской духовной Консисторіи, по репорту благочиннаго, Койсугскаго священника Григорія Гуликовскаго, что 27 декабря 1791 года, вскорѣ по отправленіи литургіи, крѣпости Димитріевской, въ купеческомъ форштатѣ, Рождество-Богородичная церковь, неизвѣстно отъ чего, съ церковною утварью и ризницею, вся до основанія сгорѣла.
Особымъ репортомъ отъ тогоже 30-го генваря 1792 года Маріупольское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію:
"Сего 1792 года генваря 26-го числа крѣпости Димитріевской градская Дума присланнымъ въ сіе духовное Правленіе сообщеніемъ прописывая, что оной крѣпости Димитріевской купеческое общество, въ учиненномъ приговор ѣнаписало, какъ вновь выстроенная Рождество
-Богородицкая церковь прошлаго 1791 года, декабря 27- го числа вся безъ остатку сгорѣла, а оставшаяся подлѣ оной въ тожъ имянованіе старая церковь, строенная въ 1781 году, подчинкою приведена въ настоящій порядокъ, и къ священнодѣйствію исправная и по просьбѣ оной Думы снабжена отъ г. бригадира и кавалера Машкова, иконами, ризами, колоколами и всѣмъ потребнымъ, такъ же и освященный престолъ, съ жертвенникомъ и одеждою ни чѣмъ не повреждены, одѣты срачицами и одеждами и всю ту исправнось свидѣтельствовалъ второй части благочинный, священникъ Григорій Гуликовскій, просила оная градская Дума о дачѣ въ помянутую свидтельствованную священникомъ Гуликовскимъ церковь, святаго антиминса и о врученіи онаго нарочно посланному купцу Алексѣю Гуйвину, куда слѣдуетъ, учинить представленіе; а по справкѣ
въ семъ духовномъ Правленіи явилось, сего генваря 8-го числа присланнымъ благочинный священникъ Гуликовскій репортомъ донесъ, что крѣпости Димитріевской купеческая Рождество-Богородицкая церковь прошлаго 1791 года, декабря 27-го числа, по отправленіи въ оной литургіи, вся безъ остатку съ церковною утварью и ризницею сгорѣа; оной же благочинный, священникъ Гуликовскій сего генваря 26- го числа репортомъ донесъ, что по сообщенію крѣпости Дмитріевской ратуши, оставшуюся послѣ сгорѣвшей новой купеческой Рождество- Богородицкой церкви, прежде бывшую подлѣ оной, съ 1781 года строенную старую свидѣ
тельствовалъ, и оказалась
во всемъ къ священнослуженію исправная, и снабжена отъ г. бригадира и кавалера Машкова иконами, ризами, колоколами и всѣмъ потребнымъ, а равно и освященный престолъ съ жертвенникомъ и одеждою ничѣмъ не повреждены, одѣты срачицами и одеждами.Того ради Вашему Высокопреосвященству, Маріупольское духовное Правленіе, о выдачѣ въ вышепрописанную старую Рождество-Бородицкую церковь нарочно посланному купцу Алексѣю Гуйвину святаго антиминса, на благоразсмотрѣніе представляетъ, и какъ оная церковь отъ начала освященія новой оставалась безъ всякаго призрѣнія, въ ней окошка были разбиты и во время ненастья, въ оной производилась лѣсная корнизовъ и прочаго къ новой церкви работа; то каковымъ чиноположенія порядкомъ и церемоніею повелѣно будетъ въ оной церкви святый антиминсъ положить, проситъ въ томъ снабдить архипастырскою резолюціею".
По сему репорту преосвященный Амвросій резолюціею отъ 14 - го февраля 1792 года, благословилъ выдать новый освященный антиминсъ въ старую исправленную Рождество-Богородичную церковь и
дозволилъ, освятивъ ее по надлежащему, отправлять въ ней богослуженіе.
Въ доношеніи отъ 13-го апрѣля 1795 года, крпости св. Димитрія Ростовскаго купеческаго общества голова Михаилъ Прокофіевъ Наумовъ писалъ Преосвященному Гавріилу:
"По отряженіи меня крѣпости св. Димитрія купеческимъ обществомъ къ генералъ-маіору, правителю Екатеринославскаго
Намѣстничества для исходатайствованія позволенія
употребленія суммы на постройку полезныхъ и нужныхъ выгодъ для общества, а равно и на сооруженіе церкви, на мѣсто сгорѣвшей тамошней другую, на что отъ помянутаго общества дано мнѣ довѣреніе, которое при
прошеніи подаваемо было г. правителю Екатеринославскаго Намѣстничества, кой Екатеринославскому приказу общественнаго призрѣнія прошеніе мое предложилъ, по которому изъ онаго призрѣнія дано крѣпости св. Димитрія шестигласной Думѣ
предложеніе о позволеніи выстроить городовой домъ, лавки и пр. въ выгодности употребленія суммы,
паче же всего на сооруженіе церкви на мѣсто сгорѣвшей. Какъ же все общество, по выготовленіи всѣхъ нужныхъ матеріаловъ, желаетъ сооружить, на мѣстѣ сгорѣвшей, каменную церковь: того ради Вашего Высокопреосвященства покорнѣйше прошу, по здѣсь приложеннымъ довѣренію и предложенію, датъ архипастырское Ваше благословеніе на заложеніе церкви, кому заблагоразсудите, и о семъ учинить милостивую резолюцію".
По сему прошенію Преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 13-го апрля 1795 года дозволилъ въ
крпости св. Димитрія, на мѣсто сгорвшей, устроить новую каменную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
14-го апрѣля 1795 года изъ Екатеринославской духовной Консисторіи отправленъ въ Маріупольское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 10-го іюля
тогоже 1795 года, Таганрогскій протоіерей Іоаннъ Андреевъ соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ крѣпости св. Димитрія освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.
Вот уж точно "подробно"! Даже-исчерпывающе)
Спасибо!
Нет, далеко не «исчерпывающе»! Вы, Константин поторопились. Надо искать в переписке Ласси.
Пока еще никто из исследователей не накопал документов о Полуденке и ее церкви больше Халпахчьяна, т.е. ранее 40-х годов.
Оставить комментарий