Откуда пошли церкви ростовские.

Журналисты одного Ростовского интернет-издания, прочитав на Меотиде давнюю заметку «Слобода Полуденка – начало Ростова», попросили меня пояснить ситуацию с возникновением и передвижением первых ростовских церквей.

Действительно, как часто бывает на Меотиде, самая ценная информация в этой заметке в комментариях читателей. А там обычно сложное переплетение мнений и сведений. И человеку в первый раз коснувшемуся этой темы, иногда трудно сразу во всём разобраться.

Составил для них справку, которую приведу ниже. Думаю и другим читателям будет интересно. И хочу поблагодарить всех читателей Меотиды, кто тогда, семь лет назад, принял участие в той дискуссии – исследовании.

 

Часть первая. От взятия Азова до переселения крымских армян на Дон.

В 1696 г., после неудачной попытки годом ранее, русские войска овладели турецкой крепостью Азов.

Первоочередными работами, начатыми в тот год в Азове, были восстановление крепостных сооружений и строительство церквей.
Хотя известно, что во времена, когда Азов принадлежал туркам, там было по меньшей мере две христианские церкви. Но и христианские церкви. и мечети сильно пострадали при бомбардировке и штурме города.

«Взятие крепости Азов в 1696 году». Гравюра Монталегре конца XVII века

Осада Азова
 

Есть сведения, что в послевоенном городе, уже в 1696 г., действовали две христианские церкви. Под одну из которых была приспособлена разрушенная мечеть.

Точно известно, что в 1699 г. в Азове действует Соборная церковь Пресвятой Богородицы. Известно, что церковь имела три притвора.

В книге Л.В. Перепечаевой «Азов – пограничная крепость России…» приводится подробное описание этой церкви.

 

После неудачной военной компании 1711 г. Россия вынуждена была подписать Прутский мирный договор и вернуть туркам Азов и Таганрог.

Сведения о судьбе Азовской церкви Пресвятой Богородицы после передачи города туркам разнятся. Так в упомянутой работе Л.Б. Перепечаевой говорится о том, что церковная утварь, колокола, иконы были вывезены в Павловскую крепость под Таганрогом, а позднее попали в Донецкий монастырь.
Все же «хоромные» строения, к которым относилась и церковь, и которые российская сторона не смогла вывезти, были проданы туркам.
 

Неоднократно встречал упоминания о том, что эта церковь была вывезена в Полуденку – рыбачье селение на территории современного Ростова-на-Дону. Оно было ближайшим к Азову и Таганрогу русским селением и естественным образом лежало на пути эвакуации жителей этих городов.

В начале 18-го века Полуденка располагалось между 1-й и 7-й линиями современного города.

На схеме условно показаны границы селения Полуденка в 1750 и 1779 гг.

Полуденка
 

А на этой схеме показано наложение кварталов Полуденки, обозначенных на схеме Ригельмана, на карту современного города. Ригельман составил свою схему уже во время строительства Димитриевской крепости, то есть после 1761 г.

Полуденка
 

Напомню, что по условиям Прутского договора 1711 г. граница между Россией и Турцией пролегала по реке Темерник с востока на запад и по реке Дон с севера на юг. Таким образом, Полуденка являлась пограничным и самым юго-западным селением Российской империи.

Напомню, строительство Темерницкой таможни начнётся только весной 1750-го года. Солдаты и каторжники построят пристань, пакгауз, здание таможни, карантин и помещение для служащих гарнизона.

Напомню, строительство крепости Святого Димитрия начнётся только 23 сентября 1761 г.

План крепости Ригельмана
 

А Е.И. Малаховский в своей книге «Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону….» пишет, что жители Полуденки в 1766 г. соорудили часовню в честь Рождества Пресвятой Богородицы. То есть тогда, когда Полуденка уже превратилась в предместье крепости.

Эта часовня даст начало истории главного донского собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Ростовский кафедральный собор
 

Не бесспорна и дата основания Полуденки. Так известный краевед Б.В. Лунин датирует появление Полуденки не ранее 1741 г. Но не менее известный краевед В.В. Смирнов в своей «Летописи Ростова-на-Дону"  указывает годом рождения Полуденки все-таки в 1711 г. А когда В Полуденке появились первые землянки рыбаков, неизвестно.

Таким образом, если взять отрезок правого берега реки Дон от границы с Турцией по реке Темерник до Васильевской протоки восточнее Черкасского городка и если взять период от 1712 до 1750 года, то на этом отрезке существовали:

-   Возможно селение у устья Темерника оставшиеся от мастерских, где в период осад Азова 1696-1699 гг. чинили суда пострадавшие от турецких ядер.

-   Темерницкий форпост у устья Темерника с солдатами и пушками. Указывается дата его основания - 1713 г. Но длительное существование небольшого, оторванного военного укрепления на самой границе, маловероятно.

-   Селение у Богатого источника.

-   Рыбацкое селение Полуденка.

-   Рыбацкое селение Рогов стан, на месте будущей станицы Александровской.

-   Аксайский казачий городок у устья реки Аксай. Там церковь появится только в 1764 г.

-   Монастырское урочище, где была часовня и могилы казаков, погибших во время Азовского осадного сидения 1637-1642 гг.

-   Черкасский казачий городок. Где с 1650 г. стоит деревянный Воскресенский Войсковой собор. А с 1706 по 1719 гг. строится каменный собор. И ныне украшающий весь наш край.

-   Ретраншемент. Небольшое укрепление на берегу Дона, выше по течению Черкасского городка, куда в 1712 г. было вывезено военное имущество из отданных туркам Азова и Таганрога.

-   Крепость Святой Анны. Начало строительства 1730 г. Там будет заложена Покровская деревянная церковь, которая в 1762 г. переедет в строящуюся Димитриевскую крепость. На то место, где ростовчане привыкли видеть фонтан и часы на перекрёстке Садовой и Богатяновского.

-   Васильевская протока. Куда в 1712 г. были загнаны и где погибли корабли первого великого флота Петра I. Кроме тех, которые удалось продать туркам.

 

Таким образом, если задаться вопросом истории церквей на территории города Ростова-на-Дону, то надо признать, что существование Рождественской церкви Пресвятой Богородицы в Азове до января 1712 г.  документально подтверждено.

Строительство часовни в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Полуденке в 1766 г документально подтверждено.

А вот документальных подтверждений существования церкви в Полуденке между 1712 и 1766 г. я не нашел. Но многие авторы, пишущие об истории нашего города, верят, что церковь в Полуденке была и была это именно Рождественская Богородицкая церковь или часовня, вывезенная из Азова.

И я, прочитав много по истории этого периода, в это верю.

Так же документально известно о строительстве в начале 60-х годов 18-го века на территории Димитровской крепости еще шести церквей, кроме Покровской, перевезённой из Анненской крепости в 1762 г.

А часовня в Полуденке к моменту переселения в наш край крымских армян преобразуется в настоящую церковь. Но простоит на своём месте она совсем не долго.

 

Часть вторая. Переезды.

В 1779 г. в связи с отведением земель под город Нахичевань всё селение Полуденка переезжает на новое место, в Солдатскую слободу у Димитриевской крепости. Туда же переезжает церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на то самое место, где стоит и сейчас.
Освящена церковь была 5 сентября 1781 г. А 27 декабря 1791 г. она сгорела от удара молнии.
В 1795 г, на месте сгоревшей, сооружается небольшая каменная церковь.

В 1822 г. церковь становится соборной.
А в 1854 г. стараниями ростовских купцов Семёна Николаевича Кошкина и Константина Михайлова-Нефёдова был заложен новый собор, который теперь является визитной карточкой нашего города.

Здесь есть загадка. В Епархиальных ведомостях того времени указано, что жители слободы Николаевка Таганрогского округа в 1781 г. купили в Димитриевской крепости деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Перевезли её к себе на Миус, собрали и осенью 1782 г. освятили её в честь Николая чудотворца.

В каменном варианте эта церковь стоит там и сейчас.

Храм в Никольском
 

В самой Димитровской крепости и её форштадтах не было другой церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы кроме Полуденковской.

Значит, церковь из Полуденки переехала в Солдатскую слободу только своим чином, иконами и утварью. А само здание отправилось на Миус.

 

Вернёмся в Полуденку.

Покидая в 1799 г. насиженное место и забирая с собой церковь, жители Полуденки решили поставить на месте церкви памятный знак, для надёжности обваловав его, «дабы оное, яко освященное Богу мѣсто, ногами человѣческими и скотомъ попираемо не было».

И если верна историческая цепочка: церковь Рождества Богородицы в Азове – часовня, а потом церковь Рождества Богородицы в Полуденке – церковь, а потом кафедральный собор Рождества Богородицы в Ростове, то очень стоит найти место, где эта церковь стояла в Полуденке.

Оговорка. Почему я верю в существование часовни в Полуденке как наследницы Азовской церкви? Я не даром привел выше список всех поселений, существовавших на правом берегу реки Дон. А к этому списку надо добавить рыбацкое селение Гнилая тоня, волею судьбы оказавшееся на турецкой стороне. И я не представляю себе, чтобы от Темерника до Черкасского городка в таком населённом и бойком месте многие десятилетия не было ни одной церкви, ну хоть часовни.

Для определения места, где когда-то стояла Полудёнковская церковь, есть несколько подсказок.

Первая – наименования улиц Нахичевани. Планировщики армянского города дали названия его улицам по названию церквей, на которые эти улицы выходили. Кроме трёх улиц, исторически сформировавшихся ещё в Полуденке и выходивших на церковь Рождества Богородицы.

Есть мнение, что именно в створе этих улиц, которые сейчас называются Мясникова, Пролетарской и Листопадова и надо искать место, где стояла первая ростовская церковь.

Вторая подсказка – воспоминания очевидцев, которые были свидетелями, как местные казаки уже после войны не давали спланировать бульдозерами это намоленное место.

Третья - аэросъёмка времен Великой Отечественной войны, на которой виден объект, очень похожий на обвалованный памятный знак.

Следы церкви в Полуденке
 

Четвёртая – некие артефакты в виде каменных сооружений, видимые в этом районе. Если встать на 1-й линии у «Дома Водников» и посмотреть вверх, в сторону корпусов Ростовского колледжа водного транспорта, то два многоэтажных жилых дома между 1-й линией и Нижненольной как раз обозначат квадрат, где стояла Полуденковская церковь.

Следы церкви в Полуденке
 

Артефакты, следующие:

Каменный столб и каменные стены, которые явно не относятся к современной застройке.

Следы церкви в Полуденке
 

Следы церкви в Полуденке
 

Следы церкви в Полуденке
 

И еще один аргумент приведу в подтверждении того, что именно здесь вынужденные переселенцы из Азова поставили часовню – наследницу азовской церкви.

Если стать на место, где когда-то стояла часовня, и представить, что исчезли все дома вокруг, то вы увидите на горизонте высокий азовский берег над бескрайней и плоской дельтой Дона.

И это самая западная точка селения Полуденки и самая близкая к Азову.

Следы церкви в Полуденке
 

Я представляю, с какой тоской и болью люди покидали с таким трудом отвоёванные и обжитые Азов и Таганрог. И эта часовня была символом возвращения.

 

Про Ретраншемент

 

 

Nгорь (28.06.24 11:15)

Спасибо, Андрей, разложили по полочкам.

Stanichnik (28.06.24 11:46)

Так наверняка же где-то ошибся.

Stanichnik (07.07.24 16:43)

Вот, что написал мне недавно Эдуард Вартанович Вартанов: 

Привет! А вот про церковь в Полуденке в книге Халпахчьяна о нахичеванской архитектуре (стр.7):

«Здесь, в устье густо заросшей кустарником и лесом Полуденской балки, русскими и украинскими промысловиками в начале X V III в. был основан Полуденный стан — чумацкая база, в которой проживали «разного звания» люди, «имелись сады и виноградники». В 1740 г. стан, превратившийся в слободу с православной церковью и своим священником, назывался Полуденной.»

Сегодня ровно полвека от дней, когда О. Х. и актив РО ВОПиК (в т.ч. упомянутые на стр. 6), хлопотали, … увы! об установке памятного знака о «намоленном месте», хорошо отбортованом и в наши дни.       

Всегда Ваш, Эдуард Вартанов.

 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.