С Новым годом создатели и посетители Меотиды!
С 12 по 17 января 2022г в конгрессно-выставочном центре «ДонЭспоцентр» прошла очередная выставка «Дон Православный». Центром духовной части выставки был список Азовской иконы Божией Матери.
Интересная икона, особенно для донских краеведов. Извиняюсь за качество фотографий. Икона не предназначалась для фотографирования.
А вот и план взятия Азовской турецкой крепости войсками Петра I в июле 1696г. (левый нижний угол иконы).
Вспоминая обсуждение статьи на Меотиде «Какую Азовскую крепость брал Петр I » https://meotyda.ru/node/1467, можно уверенно сказать: квадратную! Не знаю, читал ли иконописец труды Челеби, дневники Гордона, видел ли рисунок Корба - секретаря австрийского посольства, но на иконе есть и земляной подвижный вал, построенный казаками, и возвышенная батарея Гордона, и захват черкасскими казаками юго-западного турецкого бастиона. Есть и мост, построенный на правый берег Дона, и русские укрепления напротив Азова и в дельте, Каланчи (и даже цепь между ними), турецкая крепость Лютик и Петровский флот, который закрыл помощь туркам с моря. История иконы полна загадок. И даже с её названиями путаница.
« 11 января 2022 года в Ростовском кафедральном соборе митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение точного списка иконы Божией Матери "Азовская". Данный список был выполнен по благословению Главы Донской митрополии трудами иконописного отделения Донской Духовной семинарии к годовщине празднования 350-летия со дня рождения Императора Петра I. Оригинал уникальной иконы хранится в фондах Государственной Третьяковской галереи. Она объединила чудотворный образ и изображение реального исторического события – осады и взятия крепости Азов. Образ подобной иконографии предназначался в дар Петру I в честь его первой военной победы». https://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/novosti-sobytija/v-rostovskom-kafed...
Но в Третьяковской галерее она называется Черниговская-Ильинская Богоматерь. https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=6499
Думаю, что шведский национальный архив о ней не знает.
При внимательном рассмотрении иконы в Третьяковке и списка, представленного на выставке можно найти некоторые отличия. Смотрю только план штурма Азова. На списке не прорисованы мостики, по которым черкассцы штурмовали юго-западный бастион.
И еще одна интересная деталь иконы: изображение четырёхугольной фортеции.
Казахстанские события внесли напряжение в нынешние новогодние праздники. Новогодние елки появлялись на экранах телевизоров по очереди с флагом ОДКБ. На нем изображен исторический знак оборонительного сооружения, символизирующий ненаступательный характер ОДКБ.
http://www.odkb.gov.ru/r/gf.htm
Вот, такие исторические мостики
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 437 | Автор: Саня | Дата: 22.01.2022 | Комментарии (15)
Потрясающе!!!
Саня, я не понял некоторые моменты. Вы видели икону в Третьяковке? И на ней мостки, которых нет на списке?
Нет, икону в Третьяковке сейчас я не видела, собираюсь в ближайшее время увидеть, если получится. Но в интернете она есть и в хорошем качестве, лучше чем мои фотографии "Азовской" иконы на выставке. Сылка, которая указана в статье, это одна из возможностей увидеть и рассмотреть ее в интернете
Расположил рядом обе карты. Интересно. что расположение Каланчей не отличается от традиционного. Но не могу понять о каких мостках вы говорите?
На списке под крепостью нет комментариев. В них должно быть самое интересное
Я обратил на это внимание.
К сожалению, фотография иконы из Третьяковской галереи не позволяет рассмотреть остальные детали турецкой крепости. Текст в левой и правой нижних частях иконы тоже плохо различим. Наверное, поэтому он и не воспроизведен на списке. Текст в нижнем правом углу удалось частично прочитать, т к на сайте Третьяковски есть укрупнённая часть нижнего правого угла иконы : "Сотвори двоеглавого херувима...И да, есть МАНАРХА ПITEР I АЛЕZЫЕВИЧ...и драгоценными паменим осадиши все пути погради...". А крупный план нижнего левого угла не представлен. Надо ехать в Третьяковку
Если у вас получится расшифровать этот текст, это будет замечательно. Буду ждать с нетерпением.
В Третьяковской галерее Черниговская-Ильинская икона не выставлена, находится в заказниках. Но неожиданно выяснилось, что есть очень хорошая фотография этой иконы в Азове в храме Азовской иконы Божьей Матери. Да, фотография оказалась удивительно качественная. Вот ее фрагменты:
При рассмотрении этого фрагмента обнаружилось, что мостика нет и на оригинале.
Что касается нижних текстов: то, по словам настоятеля этой церкви, они посвящены Петру I.
это нижний левый текст
а это нижний правый текст
Извиняюсь за такой сумбурный букет фотографий, не получилось красиво. Последняя фотография - это правый нижний угол иконы
Саня, была надежда, что в надписи таится разгадка какой нибудь тайны)))
Может и получится расшифровать текст нижних текстов. Но тайна есть в самом создании Черниговской-Ильинской иконы. Дело в том, что их две. Одна в Третьяковке, другая в Санкт-Петербурге в музее истории религии. В Третьяковке она в лучшем состоянии (чищенная, т.е. очищенная от верхних слоёв подновления её), в Санкт-Петербурге - в худшем (закрашенная). Но содержание, изображение иконы одинаковое. На Питерской нижний текст только один с правой стороны, на иконе из Третьяковки нижних тексов два: слева и права. Но обе Иконы посвящены одному и тому же событию: взятию турецкой крепости Азов Петром I в 1696г. И она уникальна, как исторический документ с указанием схемы сражения. Какая еще икона может нам предоставить такой документ?
Важна дата ее создания. Многие исследования, говорят о том, что она была написана в Чернигове в 1696г и приподнесена ПетруI в дар. Почему бы нет? В Третьяковке ее дата обозначена 1718? Дата ее появления в столице. Петр ее привёз или у неё был другой путь в Москву? и почему их две? Но, значит, дата её создания не позднее 1718г.
Я теперь бывая в церквях, буду обязательно внимательно разглядывать старые иконы.
Основная, хотя и не единственная, разница между изображением на иконе и рисунком Корба в башне, которую можно отождествить с башней Шахин-Паша из описания Эвлии Челеби. "Ров с четырёх сторон" - больше похоже на икону, "со стороны Топрак-кале" - ближе к Корбу.
Оставить комментарий