Если прогуляться по берегу Дона на отрезке между станицей Старочеркасской и устьем ерика Васильев, то на одном из участков берега можно увидеть россыпь белого камня известняка.
Притом, что в обширном займище между Аксаем и Доном выходов такого камня нет. Вообще никакого нет. А на правобережной террасе Аксая известняк выходит, но такого белого и плотного я не видел. Рыжего, рыхлого ракушечника там в избытке, а такого нет.
Этот камень привезли сюда скорее всего водным путём для строительства самой первой в нашем крае государственной крепости – Траншемента. Или «Транжамента» по другим источникам.
В разных изданиях я встречал разные даты основания этого укрепления, но наиболее вероятной стоит считать дату основания Траншемента в 1696 г. То есть, Траншемент был построен во время первого Азовского похода Петра I.
К этому времени крепости не были диковинкой в наших землях. Давно стояли турецкие крепости Азов, Лютик, Каланчи и прочие. А российская это была первая.
Сразу за ней с разницей в год- два появится Павловская и другие крепости на Миусском полуострове.
Траншемент родился не один, а с братом- близнецом на Монастырском урочище, ниже по течению Дона.
Но про «брата» известно гораздо меньше, чем про Траншемент, на остатках которого мы стоим. На карте 1740-го года показаны оба Траншемента. Оба обозначены как «старые», а к нашему Траншементу еще сделана приписка «разорённый». Но выглядит он гораздо более солидно и внушительно, чем Траншемент у Монастырского городка. Где к тому времени еще было свежо и почитаемо захоронение казаков, погибших при Азовском осадном сидении. Может быть поэтому Монастырский Траншемент и не задался.
А наш Траншемент, судя по всему, жил бурно.
После досадного Прутского поражения к нему пригнали первый российский флот, участвовавший в походах Петра. Здесь он и погибнет, разобранный на дрова.
Известно, что в 1712 году через Траншемент доставлялась дипломатическая почта из Турции в Россию и обратно.
Сейчас об этом напоминает только невысокий обрыв на берегу Дона и разбросанные белые камни.
Строго говоря, Траншемент не был местом гибели всего флота, точнее его остатков, которые не смогли продать Турции. Часть флота погибнет в Черкасской протоке, на месте нынешней станицы. Часть в Васильевской протоке, немного выше по течению Дона.
В 1729 –м году сильное наводнение непоправимо повредит Траншемент. Гарнизон укроется на Васильевских буграх, в нескольких верстах вглубь займища. Где в 1730-м году построят Анненскую крепость. Радующую нас своими валами и бастионами и поныне.
А здесь только камни в кустарнике и тростнике.
Траншемент, как и другие наши крепости этого периода на юге, не имел каменных укреплений. Каменными могли быть пороховой погреб, столбы ворот, мостовая, причал или другие элементы.
В зарослях, пользуясь тем, что листва опала и её, опавшую, сдуло сильным ветром, нашел грубо сложенный ряд камней, обращенный к реке.
В последствии эта округа не была пустыней. Например, во время Великой Отечественной войны здесь действовала паромная переправа. И это могут быть её остатки.
Но что-то мне подсказывает, что эти камни уложены не в 20-м веке с его нежной техникой.
Еще отметил для себя, что место это вполне выгодно для контроля реки. Дон делает здесь изгиб, но с этого берега он просматривается далеко в обе стороны. И протока, отделяющая остров Большой от займища, тоже хорошо видна. И само плоское, как стол, займище просматривается неплохо, благодаря тому, что это место выше общей равнины на метр-полтора.
Ниже две ссылки на старые статьи об истории этих мест, где мы много и вдохновенно спорили об этом береге. С удовольствием сам перечитал.
«…И в разговорах они признают только споры…» Ю.Кукин.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 356 | Автор: Stanichnik | Дата: 07.12.2022 | Комментарии (10)
Последний снимок - очень живописный: картина, а не фотография!
Но все же. - почему Вы, Андрей, не употребляете Ретраншемент? Ведь и на плане местности так написано, и по транслитерации французского наименования так положено. Ведь Траншемент. - это разговорное, типа Болтай-да-и-только.
И второе. - а мог ли Ретраншемент создаваться без внешнего оборонительного вала? В чем тогда была его суть и задача?
Оба укрепления имели оборонительный вал. Приведу два наложения, которые сделал Игорь во время прошлого обсуждения. Вал Монастырского траншемента можно различить на местности и сейчас. Траншемент у Аненской крепости, почти полностью "утонул".
А названию этих укреплений я не придавал особого значения. Помню, что во время прошлого обсуждения мы употребляли оба слова.
Нашел такое толкование:Траншемент – внешняя оборонительная ограда в крепости.Ретраншемент – внутренняя оборонительная ограда в крепости, а также укрепленный лагерь.Я думаю, что для наскоро строящихся, земляных валов, предназначенных для отпора набегам ногайской конницы, различия в значении этих слов не было.
Как чудесно, что вы все-таки добрались.
Как чудесно, что вы на сайте))
Вы знаете Игорь, я был уверен, что давно там побывал. И сфотографировал эти остатки стены и выставил их. И в прошлую субботу я выехал на очень короткую поездку в этот район совсем с другой целью. И возвращаясь по берегу Дона, я вдруг решил заехать на остатки Траншемента, или Ретраншемента. Поворачиваю руль по страшным ухабам и думаю, зачем я это делаю? Фотографирую эти камни и думаю, зачем я это делаю? Ведь я их давно их сфотографировал и всем рассказал. Ходил по берегу с мыслью о том, что будет у меня в архиве лежать бесполезный репортаж. Эти камни я знаю, и ничего в них нового нет.
Приехал домой и начал рыться на Меотиде, ища прошлый репортаж об этих камнях.
Не нахожу!
И тут я начал подозревать, что я на этом месте в первый раз. Но до сих пор не могу свыкнуться с этой мыслью.
Ухты!
Если не ошибаюсь, именно об этом укреплении недавняя статья П.А. Авакова "Донецкая крепость (1736–1747)". https://www.academia.edu/82427398/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%...
Ошибаетесь, это разные военные укрепления.
Оставить комментарий