По следам послевоенного генплана Ростова. Часть 3

Часть 1, Часть 2

Изначально эту часть статьи я планировал писать уже по новой теме, но в результате дальнейшего исследования проектов Ворот центра Ростова и нового Вокзала, удалось собрать новый материал. Он еще лучше проливает свет, и исправляет несколько моих неверных предположений, допущенных в прошлой части.

Обязательно прочтите предыдущую статью, чтобы быть в контексте.

 

Двух башен не планировалось

Поиски в электронных архивах исторического музея имени Щусева подвели меня к разгадке того, какими в итоге. планировались Ворота центра Ростова. Напомню, в прошлой статье я сделал предположение на основе одного плохого эскиза, что в начале Большой Садовой планировалось две башни, как в Минске.


 

Как оказалось, итоговая планировка была куда интереснее. Первоначально, по левой стороне улицы планировалось большое здание с куполом, а по правой - прямоугольная башня с полукруглым корпусом перед ней. Перекрытие переулка Доломановского не планировалось. Это был проект 1948 года.

Начало проспекта им. Энгельса (Б. Садовой улицы) в г. Ростове-на-Дону. Проект реконструкции города 1948 г. Перспектива. Архитектор: Семенов В.Н. Проектно-техническое бюро Академии архитектуры СССР.

 

Существует несколько эскизов здания с куполом и варианта башни 1948 года

 

Все бы хорошо, но построенная часть башни имеет другое планировочное решение, в частости, окна на восточном фасаде (смотрит в сторону Темерника), а, соответственно, проект был изменен.  Наконец, я нашел итоговую планировку этой части Энгельса, которая полностью совпадает в тем, что было реализовано.

Стрелка 1 указывает на башню, а красным контуром выделено построенное здание, ниже него виден не реализованный корпус, смотрящий на вокзал. Стрелка 2 указывает на здание с куполом, которое построено не было. Здесь построенная сталинка уже перекрывает Доломановский, как и было реализовано по итогу.

 

Если присмотреться на фасад здания с башней, то становится понятно, что построили лишь ее основную часть, а верхушка не была реализована, как часто делали во второй половине 50-х из-за Постановления о борьбе с излишествами.

 

По итогу моя теория о аналоге Ворот Минска не подтвердилась, планировался несколько иной архитектурный ансамбль с одной башней.

 

 

Вокзал

Также, в архиве мной был найден очень детализированный проект нового вокзала Ростова 1948 года за авторством архитектора Олтаржевского В. К. Человек далеко не последний в архитектуре СССР, подробнее можно почитать на Вики

 

Планировалось здание с большими арочными окнами и огромной башней по центру. Интересно, что по архитектуре эта башня несколько отличалась от своих аналогов в Сочи и Симферополе, и была более строгой.

 

Главный фасад вокзала

 

Были проработаны многие детали

 

В том числе и интерьеры

 

Предполагаю, что степень проработки проекта свидетельствует о том, что были конкретные планы его реализовать, чему помешал запрет архитектуры Хрущевым.

 

Также бонусом прилагаю другой проект вокзала, который имеется только в виде эскиза, и включает в себя более интересный ансамбль, а также продление Энгельса на западный.

 

Благодарю за внимание, в следующих частях я продолжу разбор следов нереализованного послевоенного генплана Ростова.

Следующая статья (Часть 4)

Часть 1, Часть 2

Бывалый (28.02.23 00:33)

Спасибо за ожидаемое продолжение. Интересно следить за вашими исследованиями.

Но легко заметить, что на рисунке башня – 5х3 окна, 12 этажей. Построенная башня – квадратного сечения (4х4 окна), 11 этажей. Строительство шло по другому проекту.

Dmitry_Farion (28.02.23 00:57)

Но я ведь там пишу, что построено по другому проекту, который видно на ч/б планировке ниже

Бывалый (28.02.23 09:36)

На Темерник смотрит западный фасад построенной башни, а не восточный как у вас в тексте

Stanichnik (28.02.23 07:16)

Дух захватывает от этих планов. "Не симметричным" фасадом города я просто заболел.

Бывалый (28.02.23 09:38)

Жители Лондона, которые приезжали бы на непостроенный ростовский ЖД вокзал (№2), чувствовали бы себя как дома)

Stanichnik (28.02.23 10:51)

В Лондоне вычурно и мелко.

Бывалый (28.02.23 12:18)

У нас всё очень масштабно и круто, но... в основном на эскизах

Светлана Николаева (28.02.23 18:58)

Ах, какой у нас был БЫ вокзал роскошный!

Интересно, какое учереждение поселилось БЫ в большом доме с куполом ? :) 

Бывалый (01.03.23 21:33)

На эскизе нет уклона ул.Энгельса в этом месте. Рисовал неместный архитектор (?)

Здания отражаются в асфальте как в воде. Типа Венеция (?)

Много шарообразных деревьев неизвестной породы.

На здании с куполом в верхней части есть надпись, но не читается (

Inetman (04.05.23 17:06)

Музей Щусева — это, конечно, хорошо.

Но вот сейчас читаю книжку "200 лет" Иноземцева, выпущенную в 49-м году, и глаза цепляются за следующие строки:

 

"От него [Темерницкого бульвара] будет брать своё начало главная магистраль города — ул. Энгельса. Здесь будут возвышаться две высокие башни, а по обеим сторонам улицы — многоэтажные жилые дома и общественные здания."

Stanichnik (04.05.23 18:19)

Я думаю в 49-м еще никаких проектов не суествовало. Были только идеи.

Inetman (04.05.23 21:35)

Был Генплан восстановления и реконструкции, утверждённый аж в 45-м.

Dmitry_Farion (09.06.23 23:19)

Видимо, были разные варианты. Но в финальной развертке улицы, которую я привел в статье, оставили одну башню

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.