Ещё в 1938 году Владимиру Семёнову поручили разработать проект развития крупного промышленного центра на юге страны — Ростова-на-Дону. Работы завершились через два года. С началом Великой Отечественной войны реализация проекта была прервана, однако после Семёнов занимался и планом восстановления города. Ростов сильно пострадал, поэтому архитектору представилась возможность разработать практически свободный план застройки.
Недостатком довоенной планировки была цепь промышленных объектов, которая простиралась вдоль реки. Семёнов сохранил существовавшую планировочную структуру и расположение центральной части города, но при этом увязал кварталы с жилой и общественной застройкой с набережной Дона.
Кроме районных центров имеются еще второстепенные, они разбросаны по всему городу. Из них самый значительный — вокзал и вокзальная площадь, ворота города, открывающие его фасад.
В первой части цикла статей мы познакомились со следами неосуществленной улицы с бульваром, который должен был протянуться от Прикокзальной площади до Парка Горького. Но, по замыслу планировщиков, вышедших из вокзала гостей Ростов должен был встречать в первую очередь "Воротами Центра". Об этом ансамбле информацию пришлось собирать буквально по крупицам, но от того она ценнее.
Здание с башнейНадо заметить, что восемью годами раньше, в 1958 году, сенсацией для ростовчан стало появление первого в городе 11-этажного жилого дома на улице Энгельса. Этот непривычно высокий дом прекрасно смотрелся с поездов, подходящих к вокзалу с юга. Пассажирам сразу было понятно, что поезд въезжает в большой город… Да и ростовчане, проезжая или проходя мимо, ещё долго, словно не веря, пересчитывали этажи здания.
Меня давно интересовала эта сталинка с 11-ти этажной башней в начале Большой Садовой. Башня явно выглядит незавершенной, а спереди еще и подпирается 2-х этажными дореволюционными домами.
Если заглянуть в небольшую щель между башней и соседним зданием, то становятся видны окна, которые сейчас выходят на стену соседнего дома. Дореволюционные здания явно планировали снести после окончания строительства сталинки, но, видимо, не успели.
Планировки
В нашем расследовании на помощь приходят две послевоенные планировки, на правой особенно четко виден ансамбль на вьезде в центр со стороны привокзальной площади.
Наш существующий дом с башней является осуществленной частью этого ансамбля. В отличии от плана, здание перекрыло переулок Доломановский, но, плану не всегда следовали на 100%, да и укрупнение кварталов задумали еще тогда.
Если подойти к зданию со стороны переулка, виден участок без карниза. Предполагаю, что здесь планировали пристроить следующую секцию
Можно примерно нарисовать объемно-пространственные решения недостроенных частей ансамбля с оглядкой на послевоенный проект планировки. Мы можем видеть продолжение здания в сторону Дона, а также симметричную башню и дом напротив.
На месте симметричного здания с башней напротив сейчас находятся остатки промышленного предприятия. Вынос заводов за черту центру планировался еще по Сталинскому генплану, но осуществить это не успели. Возможно, занятость территории под постройку заводом, это одна из причин наряду с Хрущевской борьбой с излишествами, по которой ансамбль не был достроен.
Несколько лет назад мне попадался эскиз внешнего вида этих башен с декором, но, к сожалению, повторно найти его не удалось. По аналогии с существующими сталинскими башнями постарался сделать набросок вида ансамбля с земли.
Где же мы могли видеть подобное планировочное решение? Правильно, Минск!
Башни расположены прямо перед центральным вокзалом города. В Ростове планировали аналогично.
Вокзал
Мало кто знает, что изначально новый главный ЖД-вокзал Ростова планировали строить на том месте, где сейчас расположен Пригородный вокзал. Ансамбль с башнями как раз и должен был располагаться на его оси, как в Минске.
В послевоенный период начали планировать строительство нового здания железнодорожного вокзала. В планах было, построить вокзал над путями. Центральный фасад и два боковых. Центральный фасад планировали направить в сторону Дона. Боковые - один направить в сторону города, а другой в сторону реки Темерник.
Пассажиры по лестницам и эскалаторам должны были бы спускаться на перрон к поездам. Пять пассажирских платформ на которых останавливались бы поезда.
Но! Решили, что на момент конца 50-х годов, начало 60-х город потерпит и обойдётся старым зданием вокзала. А на планируемом месте построили скромное, уютное здание пригородного железнодорожного вокзала.
Красивый вокзал в неоклассическом стиле и ансамбль перед ним без сомнения были бы украшением нашего города, но, история пошла по другому пути. На сегодняшний день город со стороны вокзала не имеет архитектурных ансамблей, ни один из послевоенных проектов реализован не был.
Обязательно прочитайте продолжение этой статьи, которая проливает больше света на проект башни
Продолжение (Часть 3)
Предыдущая статья (Часть 1)
- Категория: Статьи и заметки | Просмотров: 952 | Автор: Dmitry_Farion | Дата: 05.02.2023 | Комментарии (48)
Для кого как, а для меня безграничная радость, открывать такие станицы истории.
О, сколько нам открытий чудных готовит старый генплан Ростова) Спасибо. Очень интересный материал.
Дмитрий, на заставке старая ЧБ фотография. В материале её не видно. Добавьте, пожалуйста. Можно в комментариях
Очень интересно читать о планах и реализации планировочных решений по родному Ростову н/Д.
Но лично на меня огромное впечатление произвёл вариант планировки 1947 года. В том числе в привязке к 1-ому и 2-ому Орджоникидзе. Как все могло быть по-другому - где эта дорога, режущая территорию 2-го Орджоникидзе и старого аэропорта и уходящая в Аксай? Нет, конечно, в итоге в начале 1970-х построили что- то похожее по Российской. Но задумка была логичнее и смелее.
А Минску с восстановлением повезло больше ( или меньше?) - там большие пространства удалось по послевоенным планам застроить. И это сделало образ центральной части города очень «сталинскоампирным»
Спасибо за статью, интересно!
Было гладко на бумаге, да забыли про генеральскую балку
Красиво было на ватмане, да не было деньжат в кармане.
Генбалка была давно застроена и расположена не в этом месте.
Продолжение будет?
Генплан большой, хватит на много серий)
Евгений!))) Интересно же.
Будет в обозримом будущем
Фото с сайта паствуком. И меня так отправляли в адлерский лагерь
Как только прочитал про "Ворота города", сразу любимый мною Минск вспомнился. Рад, что не ошибся в ассоциациях. Спасибо за статью!
Поделюсь своими впечатлениями о Минске (23.08.2021). Фото сделал на привокзальной площади. Это место так и называется «Ворота Минска»
Вокзал, расположенный напротив, очень даже современный, по внутренней структуре похож на наш. Понравилось название «ЧЫГУНАЧНЫ ВАКЗАЛ». У нас РЖД, у них БЧ (Белорусская Чугунка). Удивило, что на входе нет досмотра. Внутри немаленького вокзала заметил всего пару скучающих милиционеров. Белорусы совсем не пуганые.
Изначально там был послевоенный Сталинский вокзал, но в 90-е снесли, и заменили новым
Послевоенная застройка в центре города выглядит очень неплохо. Не экономили
Я как-то искал в сети фотографии старого Ростова. Среди всякой всячины интернет выдал шикарную фотку. Я успел подумать, что это Энгельса где-то у магазина Динамо, но сразу понял, что нет. Тот же интернет дал правильный ответ. Это Минск
Был раз в жизни в Минске. Совсем другие улицы, дома и люди.
Судя по всему, уже после войны планировался мост через Текучёва на западный, который реализовали только через 50 лет.
Кстати, каким образом можно создать тему, есть много информации, которой хотелось бы поделиться.
Дмитрий, говорите как назвать тему. Я создам папку в меню.
В разделе "Статьи и заметки" есть подраздел "Страницы истории". В нём уже есть одна тема, "Школа гигант Сельмашстроя". Если не возражаете, можно там же, в "Страницах истории", создать тему, "Архитектурная история города".
Туда же перенесем статьи "По следам ..генплана", которые сейчас лежат в корневом разделе "Статьи и заметки".
Возможно, Дмитрий просто хотел сделать публикацию или несколько. Ему нужны права редактора
Добавил Дмитрию роль редактора.
Уже третий Дмитрий подряд ;)))))))))))
Дмитрии наступают )
Многие вещи, которые планировали после войны до сих пор пытаются реализовать (естественно, в более упрощенном виде), к примеру Театральный спуск, дороги к нему, парк на Левом берегу. Но, множество уже не сделают при нынешнем экономическом строе (парки, множество бульваров)
Прожект Театрального спуска
Архитекторы забыли на один из островков Эль-Бурдж взгромоздить. Нелепы и смешны эти острова.
И пешеходная зона набережной отделена от реки проезжей частью. Неужели это реальная компановка?
это "ньювасюковщина"
«Ворота» на Ленинском проспекте в Москве. Обращены не к вокзалу, но к аэропорту.
Когда увидел минские фото, как раз подумал об этих домах на площади Гагарина. Но Вы ошибочно указываете, что они обращены к аэропорту. Обращены к центру города. В левом здании, на его выходящей на Ленинский проспект части, в советское время располагался любимый москвичами магазин «Спартак».
На фото направление к центру, в сторону Октябрьской площади, спиной к аэропорту. В 1996 году я прожил 4 месяца в гостинице неподалёку, многократно обошел все окрестности. Из Внуково ездил до м.Юго-Западной, потом троллейбусом по Ленинскому.
Ленинский проспект был парадным въездом в столицу. По нему из аэропорта въезжали делегации почетных гостей. Москвичей с флажками и плакатами выстраивали вдоль дороги, чтобы они изображали радость. Когда проезжал Юрий Гагарин, радость была искренней.
Есть еще один вариант генплана, предполагавший продление Большой Садовой на западный вместо Стачек и пробитие театрального через ЖД в направлении Ленина. В этом варианте кварталы получались более прямоугольными. Сейчас в Ростове со связностью районов и в целом сетью улиц все очень криво-косо, это и планировали исправить
И невзначай спрямление Дона каналом. И морской порт.
Я канал не заметил. Очень интересно. Круговое движение судов должно было быть организовано?
Воронеж был почти полностью разрушен во время войны. Линия фронта несколько месяцев проходила через город. После войны центральную часть города пришлось отстраивать заново. Перед вокзалом тоже сделали «ворота города»
Не стал упоминать из-за отсутствия башен. А так был в Воронеже зимой, тоже приметил это место. В целом у города очень крутая центральная часть в плане планировки и застройки
У них тоже есть своя «сталинская высотка».
Я бывал в Воронеже десятки раз. Очень позитивный город в отличие от многих
Глядя на минские и московские башни, непарную ростовскую высотку, возникает предположение, что и в Воронеже предполагался симметричный архитектурный ансамбль. Напротив воронежской башни так и остался пустырь-сквер. В четырёх городах заметно единообразие архитектурно-планировочных решений послевоенного времени
В Воронеже не планировался ансамбль. Это понятно, если изучать историю этого здания: изначально конструктивистское, было "украшено" после войны, в том числе и башней
Бросается в глаза сходство с минскими, московскими и прочими парными башнями.
Хрущев, посетивший Воронеж в 1955 году, обозвал башню колокольней. Это здание отдельным пунктом было упомянуто в известном постановлении об архитектурных излишествах. Местные власти и архитекторы получили по шапке. Желание строить помпезные «сталинские здания» исчезло навсегда.
О несостоявшихся «воротах Ростова» мы узнали только из этой публикации. Послевоенные планы воронежских архитекторов остались где-то в пыльных архивах.
Чертовски похоже на ансамбль Светлановской площади в Питере...
Ну, тогда уж - вид от Ломоносовского сквера на улицу зодчего Росси. И проект этого уголка Петербурга был реализован за 100 лет до описанных выше в комментариях советских послевоенных проектов.
Советские архитекторы не претендовали на оригинальность, они использовали и даже тиражировали удачные находки гениальных предшественников
Нереализованные проекты застройки послевоенного Ленинграда. Парные башни были на потоке
Норильск. 70-е. Дома-башни
Оставить комментарий