В областной газете «Молот» от 29.11.1933г. нашел увлекательную заметку о благоустройстве поселка Сельмаш.
Заметка имеет подзаголовок:
«Поселок Сельмаш борется за то, чтобы догнать и перегнать Горловку».
Стоит пояснить, что Горловский машиностроительный завод был основным поставщиком угольных комбайнов в СССР. В годы, когда строился Ростсельмаш, он проходил коренную реконструкцию. И хотя Ростсельмаш строился на пустом месте, а Горловский завод ведет свою историю от франко-бельгийского акционерного общества, вероятно, в партийных кругах посчитали полезным устроить соревнование между этими заводами.
Перед чтением заметки необходимо дать некоторые пояснения:
Ул. Конвейерная – сейчас Сержантова.
КПЗ – Кузнечно-прессовый завод
Квартал бараков или «Чёрный город» находился на месте кинотеатра «Юбилейный».
ЦУМ – цех уборочных машин
«Вы идете по Конвейерной улице. Улица блестит асфальтом. Дойдя до конца Конвейерной, пробираетесь вдоль трамвайной линии. И здесь асфальт.
Конечно, площади и улицы поселка велики и асфальт не покрыл даже их половины. Но уже пять тысяч квадратных метров асфальтировано. Георгий Александрович Волковский со своей бригадой уже заканчивает асфальтирование Конвейерной улицы, устраивает на ней асфальтированные подходы в дома и переключается на асфальтирование участка от клуба до дома № 82 и студенческого общежития.
Бригада Георгия Александровича варит в смену четыре котла и заливает асфальтом 150 метров при норме в 68 метров.
Ударник КПЗ Михайличенко жил раньше в Батайске и всякий раз вынужден был ездить оттуда поездом на завод.
-Сейчас я получил квартиру для трех человек! – говорит он.
Ударница сталелитейного цеха Корнеева раньше жила на Новом поселении, ударник серого чугуна Колесников жил прежде в бараке № 17. Сейчас они получили новые благоустроенные новые квартиры. Ударница ЦУМа Скиркина получила квартиру для семьи в 8 человек, а Ваксман, ударник сборщик вязательных аппаратов, получил квартиру на семью девять человек. Раньше они жили в городе в неблагоустроенных квартирах.
Культпоход на Сельмаш начался по инициативе рабкоров-коммунальщиков и стал делом самих масс, самих жильцов поселка. Сейчас уже отремонтированы десятки бараков, посажены тысячи деревьев, асфальтированы тротуары. Пуск механической прачечной с пропускной способностью в тысяча пятьсот килограммов белья в день, открытие вечернего санатория для ФЗУ – удивляют.
Догнать и перегнать Горловку – этот лозунг сейчас в большом ходу в поселке. Ударники и ударницы культпохода в Северном бараке № 7, где проживают цыгане, работающие в различных цехах завода, убрали помещения, выкупали и постригли детей, провели беседы о культурном походе.
Фамилии женщин ударниц культпохода – Евгеньевой, Ветровой, Самсоновой, Дунаевой, Герман, Мемберг – становятся известными всему заводу и всему поселку. В ряды ударников кульпохода вступает новая сила – старая гвардия культурного быта. Редакция «Сталинца» передает их опыт – опыт дома № 23 и призывает весь поселок учиться культурно жить у жильцов дома № 23.
24 квартиры дома № 23 соревнуются за чистоту дома и лучшую подготовку его к зиме. Квартиры, которые раньше были грязными, с паутиной по углам, превратились в показательные. В красном уголке сейчас цветы, и домохозяйки с большой охотой его посещают. Лучшими по чистоте и готовности к зиме являются квартиры домохозяек Герман, Мемберг, Евгеньевой – они украшены цветами и белыми занавесками.
Екатерина Антоновна Кулиш, избранная жильцами дома № 23 уполномоченной по чистоте, охране общественной собственности и подготовке домов к зиме, несмотря на свои 53 года, выполняет эту работу с большим энтузиазмом. По утрам она проходит по комнатам и лестнице своей клетки и проверяет чистоту. И у нее квартира всегда в образцовом порядке. Феодосия Родионовна Торгашова тоже один из активных борцов старой гвардии культурного быта. 16 ноября она забраковала некачественную побелку кухни 16 квартиры и заставила переделать плохо сделанную работу.
Прошел месяц со дня выступления рабкоров-коммунальщиков, когда они предложили соревноваться с Горловкой.
Разительных успехов добился поселок за это время. Но сделано по подготовке к зиме еще далеко не все. Нужно асфальтировать еще 1500 кв. метров тротуаров, посадить 4500 деревьев, застеклить все окна в дамах, построить новые рабочие квартиры в трех домах, оборудовать стадион.
Весь поселок, все жильцы еще не организовали таких отрядов борьбы за культуру, какие были созданы в Горловке. Общественность еще выровнялась по дому № 23.
Рост инициативы масс обязывает цеховые партийные и профсоюзные организации лучше руководить культпоходом. Многие агитмассовики домов (Красножен, Молоканов и др.) не только не возглавили инициативы рабочих, но наоборот, сами плетутся в хвосте культпохода. Сейчас по поселку и во Дворце культуры расклеены листовки редакции «Сталинец», которые разоблачают конкретных срывщиков культпохода на том или ином участке поселка. В этих листовках разоблачаются жильцы липпертовских домов, которые смотрят спокойно в окна на то, как рабочие других цехов сажают под их окнами деревья.
Культпоход развертывается и требует усиленного внимания и руководства со стороны цеховых партийных и профсоюзных организаций, со стороны Дворца культуры, коммунального управления и профкома.»
Подпись – Коллективный корреспондент «Молота»-Редакция «Сталинца»
Меня, конечно, немало позабавили цыгане, которым участники культпохода выкупали и постригли детей. Но я споткнулся о «липпертовские дома», и не смог понять смысл этого выражения. Кто жил в этих домах, явно не «простые смертные». Им бы не позволили равнодушно смотреть, как другие сажают деревья.
И в структуре Сельмашстроя не было подразделения, от названия которого могло бы произойти прозвище «липпертовский».
Может быть, просто опечатка. А может быть речь идёт о «Городке специалистов». Это район в границах улиц Первой Конной армии, Сержантова и пр. Сельмаш. Там жили иностранные и отечественные специалисты, руководившие строительством гиганта сельхозмашиностроения. Вот они вполне могли плевать на субботники и прочие мероприятия.
Но эта версия не объясняет название «липпертовские».
Потерял покой.
О «Городке специалистов» писал здесь.
Прошел с телефоном по этому району. Обаяние кварталов старого Сельмаша не передаваемо.
Это дом №23, передовик соцкультбыта. О нём идёт речь в заметке. Конечно, потрёпан временем.
Но именно возле этого дома сохранился каменный забор с металлической решёткой, который когда-то огораживал двор. Такие заборы стояли по всему посёлку.
А эта последняя уцелевшая беседка. У неё металлический каркас и деревянная крыша, покрытая оцинковкой. Сейчас бы из этого количества материалов сделали бы десять беседок. А эта стоит. И стоит она у дома №23. Может быть, любое место на Земле имеет память и характер?
И в заключение, два скана из книги "Архитектурный путеводитель Юг России. Архитектура эпохи советского авангарда: 1922-1936", А. Токарев, И. Бычков 1930-1935 гг.
На первом скане дом №23 в правом нижнем углу, на втором- на переднем плане.
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 732 | Автор: Stanichnik | Дата: 29.07.2022 | Комментарии (45)
Заметку о благоустройстве посёлка Сельмаш считаю уникальной. В чём - то забавной , в чём - то невероятно трогательной и наивной . Много вопросов: в чем заключалась подготовка к зиме? Конопатили и заклеивали окна? Квартиры в доме были коммунальные? В доме был красный уголок! И что значит " построить новые рабочие квартиры в трёх домах"? Возраст 53 года для женщины, видимо , считался солидным.
На сканах дома такие большие кажутся, все время переходила на современную карту этого уголка Сельмаша. И хотелось заглянуть за край скана и рассмотреть Воровского, какая она была.)) С нетерпением жду заметку Геннадия Леонидовича.
Коммуналки - осоая страница в истории человечества. Детство прошло на общей кухне. Делился здесь воспоминаниями. Не пройду мимо воспоминаний и описаний жизни в коммуналке. Подсказывайте.
И я с нетерпением жду от Геннадия заметку о ул. Воровского.
Отчитываюсь перед Светланой и Гостем. Сегодня, наконец-таки, мы с Беленьким совершили фото-прогулку по Воровского для иллюстраций готовящегося материала. Вот несколько фото, которые наверняка не войдут в публикацию. Интересны бы были рассказы тех, кто поведает нам о том, для чего было окно (оно явно сделано раньше начала работы рынка на улице), ну или вот эта дверь сто процентов помнит первых поселившихся в Пятидомиках.
Ура шёпотом, чтобы не спугнуть)) Спасибо за помощь Геннадию Леонидовичу, Юр. Было бы интересно посмотреть как и какие дома и уголки выбирал для своей заметки Геннадий Леонидович.
Про дверь ничего не могу сказать, а окно, похоже , это был сарайчик для угля. В это окно забрасывали уголь из кучи. Я могу ошибаться, конечно, это первое о чем подумалось. А может стеклотару принимали.)) Ремонт обуви- как вариант.)
Дверь скорее всего была всю свою жизнь запасным выходом, ибо сохранилась в отличии от других.
Улица небольшая, уголков мало...
Вряд ли в этом сарайчике хранился уголь. Для ремонта обуви великовато помещение. А вот первое впечатление при взгляде на фото: Ба, да это же пункт приема стеклотары из моего детства.
Первое фото, четырёхмерное, замечательное.
А по поводу второго фото, скажу, что хорошо помню это окошко с дверцей еще когда оно было внутри маленькой коморки. Краска на нём не выцвела, потому, что многие годы оно было затянуто холстом, на котором был нарисован то ли очаг, то ли камин. А над огнём висел то ли котелок, то ли чайник. Точно не помню, память стала местами подводить.
Хижина папы Карло?
Цепкий взгляд маэстро Меотиды таки разглядел тень художника? :) Да, вот так окна и двери, за которыми прошлое, надёжно закрыты. Но может художник сможет приоткрыть, может быть...
Поскольку в заметке упомянут Артур Георгиевич Токарев, то для разнообразия. - наша вчерашняя совместная фотография.
Кланяйтесь ему от меня.
Кто есть кто? Страна должна знать своих героев в лицо!
Мы достаточно много о Вас и о сайте поговорили. Я настоятельно рекомендовал Артуру Георгиевичу почаще заглядывать на Меотиду. - много того появляется, что ему должно быть интересно.
Увидел комментарий Светланы к фото Юрия с сараем. Сразу скажу, что не угольный. На 1-ом Орджоникидзе а 1950-1960-х был угольный сарай. Так там двери были распашные, здоровенные. - грузовая машина могла внутрь въехать и там разгрузиться/погрузиться. Для обувной мастерской. - то, что на снимке. - огромадное помещение. Все мы помним будочки 1,2 на 2,5 метра.
Вот на приём посуды потянуло бы. Но должна быть дверь, чтобы ящики выносить. Так что по функционалу сарая остаётся загадка.
Дверь может быть и с другой стороны.
Да, с ремонтом обуви я погорячилась.)) Понять бы где именно находится это строение .
Окно это не на ул. Бебеля?
Выходит на улицу Воровского
Ул. Полторацкого. Если да, то в этом окне никогда, ничего не было.
Окно выходит на Воровского, сегодня специально проехала. Помните, от колхозного рынка до Шолохова чем то торговали. Может из этого окна тоже что- то продавали. Я не помню.
Это угольный сарай. Я таких видел сотни. В поселках отапливаемых углем, такие в каждом дворе. К этому сараю подвозили уголь самовалом и сваливали в кучу. Хозяин потом перекидывал лопатой-грабаркой этот уголь в это окно. И он сразу попадал в клеть, высотой как раз по нижний обрез окна. Такая форма сарая рождена не легкой практикой "угольной жизни".
Вы полагаете, Андрей, что это индивидуальный угольный сарай домохозяйства? Судя по размерам, его объема хватило бы на угольный зимний запас для отопления минимум 10 квартир. У нас дома в сарае 3х3 метра помещался зимний запас угля ( примерно 4 тонны) + дрова.
Я думаю этот большой сарай имел несколько отделений. И только одно, угольное, имело окошко на улицу. Фасад всего сарая имел несклко дверей, был обращен во двор и мы его не видем.
Ваша фантазия логична.
Помню, там стояла лошадь.
Или мне кажется, или я тоже помню.
Кажется их было две.
Липперт – распространённая немецкая фамилия. Где-то в истории Ростсельмаша должны были остаться его следы
Знавал я одного такого "немца", звали его Самуил Маркович. Знатный был бухгалтер!
Это было первой моей мыслью. Но пока следов этого Липперта не нашел. Подключил сотрудников заводского музея.
Друзья-сельмашевцы, меня тоже заинтересовало выражение "Липпертовский дом". Надо полагать, это был какой-то известный в заводском поселке человек. Может быть, уровня начальника цеха. Но я такой фамилии не слышал никогда. Да и не мог слышать. Ведь это еще в 1930 годы было... Зато помню часто и много лет употреблявшееся выражение "Парзяновский дом" - в честь Карпа Цолаковича Парзяна, начальника цеха серого чугуна, по инициативе которого для работников цеха был построен большой 9-этажный дом на улице Матросской (потом Веры Пановой). Парзян был очень неординарным человеком.Его ПОМНЯТ, потому что он делал для своих рабочих и инженеров добрые дела.
Это в каком году было ?
На Втором посёлке есть дом , который построили рабочие именно цеха серого чугуна своими руками .
Типа кооператива .
Там года лохматые были - примерно 66-68-ой .
Немножко попозже эти дома строили. 70-й-72-годы. До этого на их месте была рощица, отделявшая двухэтажен исходной Российской улицы от железной дороги. На строительстве выходящего на Зеленодольскую дома один несчастный работяга тогда погиб.
О доме, про который вы говорите, рассказано здесь:
"Кровавый метод"
И ни одного фото этого человека !
Я у матери поспрашивал , да говорит помню Карпа Цолаковича .
И есть говорит у меня его фото. Как оно оказалось в семейном альбоме не помнит .
То же в цехе серого чугуна работала .
А ещё на углу Бебеля и Воровского была мастерская. Чинилкин-Починялкин паял лудил резал слесарил, ремонтировал, всё что связано с домашним скарбом и не только.
Наверное никто уже не помнит маленькую будку-обувную мастерскую Ованеса, на Воровского 22, по фасаду двора, где в свободное от работы время гоняли в шеш-беш близ живущие мужики.
Ну, почему же?) Подбивали каблучки, неторопливо работал мастер, с достоинством.
Ну тогда и немую бабу Аню должны помнить. Она первая торговала семечками возле входа в базар. И дедов собиравшихся под вечер, там же, каждый со своей скамеечкой, поговорить о том, о сём, когда базар затихал.
Нет, немую бабу Аню я не помню. Мы бегали покупали семечки в доме 27 по Воровского. На первом этаже тетенька жила, у подъезда сидела с мешком жареных семечек и кульками из газеты.
Нашлось фото Парзяна .
Правда оно коллективное . Фото 1960 года . Как оно попало в семейный альбом мама не помнит .
Карп Цолакович в нижнем ряду второй справа .
PS. Может кто дополнит по этому фото
Очень хочется, что кто нибудь дополнил, но это маловероятно. 62 года прошло.
Видать крутой мужик был,раз сам Хрущев за ним стоял.
Оставить комментарий