Костыль с большой дороги.

Его длина, вероятно, была 9 вершков. Но многие десятилетия, а может быть и столетие, он пролежал на речном дне, и острый его конец сгнил. Теперь его длина около 38-ми сантиметров.

Но толстая корка ржавчины при легком постукивании  слезла с него, как шкура со змеи. Это бывает с качественной, хорошо прокованой сталью. А под слоем ржавчины хорошо сохранились следы от кузнечного молотка. Особенно ступеньки на утонении стержня. Можно удары сосчитать.

Костыль на Аксайской переправе
 

Это костыль. Его отковали, чтобы забить в толстое бревно, диаметром не менее 15 вершков. Более тонкое бревно такой костыль расколет.

Тонкий конец у него прямоугольный, расположен вертикально. Так, чтобы костыль легко начал входить в древесину, раздвигая волокна. А толстый  тоже прямоугольный, но его большая ось повернута относительно большой оси тонкого конца на 900.     

Это сделано для того, чтобы толстая часть костыля максимально раздвинула и напрягла волокна древесины, и сам костыль мертво сел в бревне.

Костыль на Аксайской переправе
 

Такой девятивершковый костыль, забитый в пятнадцативершковое бревно, мог удержать у пристани корабль средних размеров. Или служить в конструкции большого моста.

Нашли мы этот костыль на стрелке Дона и Аксая, когда редкий по силе восточный ветер сдул почти всю воду из двух рек. Лежал он, зарывшись в ил, примерно в полусотни метров от берега при нормальном уровне воды.

Костыль на Аксайской переправе
 

И что бы ему здесь делать?

Костыль на Аксайской переправе
 

В этом месте, на стрелке, обычно можно видеть множество рыбачьих лодок. А сейчас ледяная пустыня.

Костыль на Аксайской переправе
 

От Аксая остался ручеек, и, кажется, его можно перепрыгнуть и оказаться на железнодорожной площадке.

Костыль на Аксайской переправе
 

Идем по замерзшему илу и песку,

Костыль на Аксайской переправе
 

Там, где обычно бороздят донскую воду яхты.

Костыль на Аксайской переправе
 

И с испугом и восторгом наблюдаем за песчаной бурей на берегу острова Межонка.

Костыль на Аксайской переправе
 

И с не меньшим восторгом читаем историю, написанную на речном дне. Век 19-й и век 20-й.

Костыль на Аксайской переправе
 

Настоящие рыбаки народ консервативный и всем новоизобретениям фастфуда предпочитают традиционные консервы.

И камни, камни, камни. Взятые из насыпи на берегу в качестве якоря, а потом брошенные.

Костыль на Аксайской переправе
 

Мы ищем здесь следы легендарного атаманского городка Jeboc.

Но на этом месте в 20-м веке располагались несколько индустриальных объектов, и они стерли следы истории. От этих объектов остались каменные россыпи.

Костыль на Аксайской переправе
 

Эти камни и берут рыбаки в качестве удобного якоря, который после рыбалки можно без сожаления бросить на дне.

Костыль на Аксайской переправе
 

Подумалось, что со временем из этих камней вырастет остров посреди реки. А пока эти камни создают ледяные кружева на пересохшем дне.

Костыль на Аксайской переправе
 

Еще находка. Этот гаечный ключ еще довоенный. Почему рыбаки теряют гаечные ключи больших размеров? Загадка.

Костыль на Аксайской переправе
 

Эта находка по-настоящему интересна. Каменное грузило.

Костыль на Аксайской переправе
 

Но вернемся к костылю. Мог ли он быть из казачьего городка? Вряд ли. Скорее всего он служил в конструкции моста, который стоял здесь с 17-го века и до первой половины 20-го.

Вот этот мост на карте 1931 г. На дороге, идущей из Аксая на займище и далее в Старочеркасскую.

Костыль на Аксайской переправе
 

А это он же на фрицевской карте 1941 г. Кстати, на ней изображен железнодорожный мост, идущий по Ольгинской дамбе и врезающийся в правобережную железнодорожную ветку где-то в районе Буденновского спуска. А автомобильный мост уходит к стеклозаводу.

Надо при случае разобраться, тот ли это железнодорожный мост, который построили наши войска в 1942-м в помощь пострадавшим ростовским переправам.

Костыль на Аксайской переправе
 

То есть этот костыль свидетель бурной и долгой истории аксайских мостов и переправ. Этот уголок мира – аксайская переправа, по которой еще первые люди попали из Африки в Европу, «не отпускает меня».

Впечатлений от этого места на Метиде много. Эти из последних.

Уголок вселенной - Аксай.

Аксайская переправа через миры и века.

Песчинка у большой дороги – кованый костыль.

И Дон прекрасен в любую погоду и любую эпоху.

Костыль на Аксайской переправе
 

Костыль на Аксайской переправе
 

Костыль на Аксайской переправе
 

Костыль на Аксайской переправе
 

Бывалый (31.01.21 12:40)

Стало популярным обшаривать дно рек в исторических местах при помощи мощных поисковых магнитов

Stanichnik (31.01.21 21:12)

Не было у нас магнита. Острый глаз и чутьё исследователя - наши инструменты))

Бывалый (01.02.21 15:16)

Самые интересные находки ждут на глубине… Нужно только правильно выбрать место…  Чутьё исследователя имеет решающее значение

Ankol1 (31.01.21 20:41)

А на гаечном ключе маркировка еще не проявилась?

Stanichnik (31.01.21 21:12)

Руки не дошли. Завтра обязательно посмотрю.

Илья (05.03.21 11:26)

Осенью 2016 года Дон так же ушел,я в районе Кумженской рощи находил вот такие "грузила".

Stanichnik (05.03.21 11:35)

Я на Чумбур-косе нахожу такие грузила.

https://www.meotyda.ru/node/350

 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.