На Меотиде уже много раз появлялись снимки, сделанные в 1937 году фотографом Михаилом Прехнером в Ростове. В объектив его фотоаппарата попали в основном Ростсельмаш и ул. Энгельса. Можно предположить, что Прехнер был командирован на завод и останавливался в гостинице Московской. Почти все места на фотографиях узнаваемы, но есть и загадки. Для меня осталась непонятной фотография, которая на Pastvu.com подписана «подземный переход у проходной Ростсельмаша».
Подземный переход у проходной в 1937 году? Я давно не был в том районе, но мне кажется, что в сельмашевских подземных переходах своды не такие низкие и покатые, а вполне обычные прямые. Что это, где это? Ростов ли это? Интересно узнать мнение матёрых сельмашевских краеведов.
Для погружения в атмосферу довоенного Ростова я добавлю другие интересные фотографии из этой серии.
Живая река трудового народа смело пересекает ул. Менжинского и вливается в проходную завода. Автомобилей было совсем мало, необходимости в подземных переходах не было.
Википедия пишет, что строительство подземных переходов в центре Ростова на ул. Энгельса началось только в 1969 году. Когда же были построены сельмашевские переходы?
Про вышку здесь
Ростовские поливальщики не оставили фотографа равнодушным.
Поливальщика у ЦУМа обсуждали здесь
Театр-трактор в ночных огнях
«Ветер в харю, а я шпарю…» :-)
Думаю, что гостям Ростова было интересно выйти на балкон гостиницы Московской и обозреть главную улицу города.
И всё же что запечатлел фотограф на первой фотографии?
- Категория: Фото Ростова | Просмотров: 599 | Автор: Бывалый | Дата: 18.01.2021 | Комментарии (23)
Насколько я помню по двум годам производственной практики на заводе "Ростсельмаш", которую мы проходили еженедельно в 9-10 классах (по средам в 9-м классе и по четвергам - в 10-м), такая галерея вела на территорию завода непосредственно из помещения главной проходной. Переход по ней занимал около 5-и минут, если мне не изменяет память. Не уверен, что она была в буквальном смысле "подземной" (я сейчас поймал себя на мысли, что никогда не имел понятия - а как же она выглядит снаружи), но изнутри она была именно такой.
В какое место мы попадали, пройдя по ней - не скажу, ибо никогда не интересовался топографией территории завода и особенно точно ничего с тех пор не помню.
Спасибо за разъяснение. Вся интрига развалилась)
Тут, как в старом анекдоте: "Знаете ли, ну всё-таки!.." :-)
Ах, Евгений, вы, наверное ни разу не заходили на завод. Проходная, самая что ни на есть.
Увы. Не посчастливилось (
Нам в этом смысле повезло. Были очевидцами славы завода-гиганта.
Только заглядывал через забор со стороны "военной кафедры", которая была в довоенном здании РИСХМа (напротив парашютной вышки)
Это место мне тоже хорошо знакомо :)
Я с времён практики тоже там не бывал. Проходная действительно необычная.
Раньше не задумывался, а сейчас пришло в голову: такое строение этой галереи не было случайным. Скорее всего, какой-то потенциал в смысле гражданской обороны у этого сооружения был.
Так что элемент интриги тут всё же присутствует...
Своды выглядят серьёзно. Что было над галереей?
Чуть выше я этого момента коснулся: не знаю, что над ней было. Для того, чтоб это понять, нужно было в те годы об этом задуматься. Я не задумывался, ходил по галерее бездумно на завод и обратно, болтая с кем-нибудь из одноклассников... :-(
Может быть, Андрей что-нибудь пояснит на этот счёт.
Сейчас эта подземная галерея, такая-же как на довоенном снимке.Только цвет другой. Между довоенной галереей и нынешней, есть одна разница. Сейчас охрана стоит на главной проходной и подземная галерея это полностью территоия завода. А до войны охрана стояна на выходе из галереи и она была территориенй города.Поскольку завод работал в три смены и большинство работников были жкенщины, то их мужья и друзья приходили встречать девчат выходивших поздно ночью. И галерея была своеобразным клубом. Стояли лавочки, звенели гитары, звенели стаканы.
А усиленные конструкции свода обусловлены тем, что в этом месте над галереей проходит железная дорога.
Построили этот подземный переход в 30-х. Потом в 40-х, пленные немцы делали над ним гидроизоляцию. Еще первоначально, в своде галереи было несколько свето-аэрационных фонарей. Сейчас их нет.
Внутризаводские железнодорожные пути смутно припоминаю...
В мою бытность можно было свободно зайти в здание проходной и увидеть этот переход, открывающийся после контролёров. А сейчас как?
А если говорить про переходы вообще, то их всего два - один к заводоуправлению от вокзала, другой от кольца к проходной. Оба ни чета центральным мозаичным. А вот проходная - интересное сооружение. Ну и сейчас новый от парка к автовокзалу, чуть не забыл.
В заводских переходах я бывал многократно, помню их. Поэтому старая фотография и вызвала у меня "резкие сомнения".
Википедия описывает историю постройки ростовских центральных переходов, но почему-то совсем проигнорировала заводские.
Здесь про первый подземный переход в городе
https://www.meotyda.ru/node/910
Поискал в интернете еще картинки галереи-перехода с похожими сводами. Не нашел. Но попался эффектный кадр из фильма «Кафка» 1991года. Атмосфера – жесть, «загнивающий запад».
Эх, Евгений :) А здесь смотрел?
Посмотрел. Да, в сельмашевской галерее уютнее чем у Кафки)
Не в тему. Но тоже про улицу. Улица "Красных зорь" - https://garnira.net/post127914501/
Интересно читать, спасибо!
Оставить комментарий