Вышка

Пролог.
- Ну откуда у тебя значок парашютиста? Ты шо, прыгал?
- Прыгал.
- Врешь.
- Да прыгал!
- Ясно, с дерева.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Я проводил очередное воскресенье, перелистывая пожелтевшие страницы краевой газеты «Молот» за 30-е годы,  в поисках фактов, связанных с историей одной ростовской школы, 

Парашютная вышка на Сельмаше
 

когда в моей ленте в FB появилось это фото. Вышка для прыжков с парашютом. Очень популярное занятие до войны.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Пейзаж за вышкой слишком знаком мне, чтобы ни узнать его мгновенно. Высокое здание – первое ростовское помещение института сельхозмашиностроения , а зарождался он, напомню, в Новочеркасске. Про это здание старожилы рассказывали мне, что оно сгорело при первых бомбовых ударах по Ростову в 1941 г. А в двухэтажном здании впереди  много лет располагался партком, завком и комитет комсомола Ростсельмаша. Оно стоит до сих пор.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Так вот оказалось, что построена эта вышка была в 1934 году, подшивка газеты за этот год как раз была передо мной. Началось все с этой заметки. Город Каменское  моему поколению больше известен как Днепродзержинск. Значит, увлечение парашютными прыжками с вышки в Ростов пришло оттуда.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Эта заметка появилась весной, а летом газета уже сообщала о том, что вышка на Ростсельмаше вступила в строй.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Я процитирую отрывок.
Недавно Сельмаш заимел первую авиасобственность - построена парашютная вышка. Строили ее силами молодежи, комсомола, заинтересовавшегося полетами в небо и с неба. На плац заводские грузовики доставляли длинные прямые столбы. Молодые ребята, отбыв вахту в цехе,  приносили на плац топоры, пилы, молодую хватку рук. Имена Пчельникова, строителей Клепова, Савика войдут в маленькую историю ростсельмашевской авиации. Завод приобрел три парашюта, а когда вышка была построена, то меньше чем за месяц, было совершено 2557 прыжков.  


Парашютная вышка на Сельмаше
 

Меньше чем за месяц – 2557 прыжков. А сколько будет прыжков до 22 июня 1941 г.? А сколько будет прыгнувших? А сколько из них вернется?
Место, где стояла вышка,  мне тоже хорошо известно – старый стадион. Помню свой восторг от огромного открытого пространства между железнодорожных насыпей, когда отец впервые привел меня туда за руку.
Стало интересно найти точное место, где стояла вышка. Космоснимок этого района.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Синяя крыша – двухэтажное здание. По соотношению его сторон на старом снимке  примерно определил угол к фасаду. Получилось… что парашютная вышка стояла примерно там, где сейчас высятся две вышки связи на территории Ростелекома.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Красиво, черт побери. Оказывается у этого места своя аура, положено ему быть вышкой – вот вышки там и растут - такая судьба.
Еще раз все осмотрел. Да,  другого места и быть не могло. Посмотрите на космоснимок еще раз. Правее, там где сейчас многоэтажные жилые дома, было футбольное поле, левее  сходятся две ветки железной дороги, которые я обозначил желтыми линиями, там вышку уже не поставишь.
Теперь  проезжая мимо этого места и глядя на ажурные конструкции вышек связи, буду вспоминать тех, кто впервые в жизни, увидя купол над головой на этом стадионе, потом прыгал с рацией или взрывчаткой в тыл врага или вываливался из кабины горящего самолета.

Эпилог.
Как вы поняли из заметки в «Молоте», вышка была построена из бревен. Перед зданием Ростелекома, огораживая небольшой палисадник, лежат эти старые бревна.

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Я понимаю, что это демонтированные или не использованные столбы связи. Но они показались мне какими-то на редкость необычными для телеграфных столбов. Кто сказал, что не может быть? Хотя и сам в это не верю.

Парашютная вышка на Сельмаше

Парашютная вышка на Сельмаше

Парашютная вышка на Сельмаше
 

Nгорь (03.09.18 19:59)

Браво, Андрей, браво!!! Похоже, это они.

Stanichnik (03.09.18 20:22)

Я в сомнениях. Конечно маловероятно, что какие-то части вышки сохранились, равно как и бревна завезенные на строительство но по какой-то причине неиспользованные. Слишком мнго времени прошло, скорее всего вышка полностью сгорела в буржуйках военного времени. Но я с детства дружу с телеграфными, деревянными столбами. Хорошо знал все в районе. Лазил на них и другие подвиги совершал. Кстати последний столб на районе исчез на перекрестке Ильича и Мира. Могу конечно ошибаться, давно по столбам не лажу. Так вот, эти столбы не обычные. Например фасок на срезе у обычных столбов ни когда не было. Возможно это столбы из столбового резерва генерального штаба)))  

Роман S. (04.09.18 00:04)

Спасибо, Андрей!.. Эх-х, места детства!.. Хотя в моём детстве от того стадиона оставалось лишь название, заимствованное нами, детьми, из разговоров взрослых:

- Погнали на "Стадик"!..

В наше время там уже были детские сады (детский сад "Звёздочка", направо под арку под насыпью - N245/1 и налево под арку - N245/2). Оба корпуса числились по адресу: ул.1-й Конной Армии, 37; на месте садика N245/2 сейчас выстроены жилые высотки...

А вот фото садика "Звёздочка" N245/1 (начало 1976 года).

В отдалении виден корпус общежития РИСХМа с характерной башенкой.

Игорь (04.09.18 09:35)

Внесу свою лепту.

Stanichnik (04.09.18 19:25)

Ну, не очень убедительно. Во первых на фотографиях крыша шестигранная, а на аэроснимке - квадрат. Во вторых этот квадрат слишком близко к железной дороге.

Игорь (04.09.18 19:53)

Возможно это не вышка, а сарай с оборудованием инструкторов. Заметтьте, фото вышки, которое вы продемонстрировали, сделано с уровня второго этажа, возможно с крыши этого сарая. Также, на этом фото хорошо виден забор, который идет вдоль жд полотна, и вышка очень близка к нему. В-третьих, жд полотно еще однопутное, что видно на снимке LW 1944. Сейчас место вышки еще ближе к жд путям, т.к проложили второй путь восточнее бывшего.

И да, еще ориетиров.

Stanichnik (04.09.18 21:17)

Игорь вы опять линии проводите без учета дисторсии. Будем надеятся, что в подшивке за 35-й год будут еще фото этой вышки. Может быть они прояснят ситуацию.

Игорь (04.09.18 21:44)

Последний аргумент))) На аэроснимке видна тропинка через жд пути, а на фото вышки видны люди переходящие пути по ней через отсутствующую секцию забора сразу за вышкой, и видно людей почти перешедших на стороне Ростсельмаша, возле повозок.

Stanichnik (04.09.18 21:57)

Я не вижу тропинки. И тропинка ни о чем не говорит, у нас все страна в тропинках, которые люди протоптали для своего удобства.))) Более того, я уверен, что на момент съемки с воздуха вышки уже не было. Игорь, есть один вариант найти место вышки по фотографии, разыскать специалиста, который этим занимается профессионально. Он сделает расчет, причем поскольку мы не знаем объектив, он сделает несколько расчетов, для Индустара, для КарлЦейса и так далее. Готов заплатить. Но для поисков нужно время, которого нет. 

Игорь (05.09.18 09:57)

Тропинка... один из самых устойчивых объектов созданых человеком на земле, соединяющий точку А и В с наименьшими затратами сил))) Уверен, что и сейчас ее остатки сохранились)))

Кстати, на месте надземного перехода, тоже видна народная тропа.

Stanichnik (05.09.18 09:53)

По сущности тропинки - согласен))

Stanichnik (05.09.18 09:53)

По сущности тропинки - согласен))

Игорь (05.09.18 10:00)

Б-г-г-г. Сохранилась)))

Stanichnik (05.09.18 10:09)

Я рассуждаю так: на снимке мы видели угол здания. Размеры стен этого угла 20 и 8 метров. Но на снимке мы видим эти стены с соотношением их длинн 0,8. Это может быть если смотреть на здание под углом близким к 45 градусам. Теперь ищем точку оси объектива. Ее можно принять близкой к центру снимка. И лежит ось в точке слева от угла на расстоянии примерно четырех фасадов этого крыла. Откладываем и получаем точку "С" пересечения оси объектива с фасадом двухэтажного здания. От нее рисуем линию под 45 градусов и получаем линию на которой примерно была вышка. Кстати эта линия упирается в некое разрушенное здание на территории больницы с которого и был вероятно сделан снимок. Оно ближайшее! 

Игорь (05.09.18 10:41)

Однако, хорошо утоптаный участок чуть правее вашей оси. И снимать могли и с южной насыпи, она то же высокая. Длинный утоптаный апендикс слева, можно обьяснить тем, что парашют и стропы расправляли перед поъемом на вышку для очередного желающего. Хотя, может в апендиксе просто сортир стоял)))

Еще тропинка с Ядекса.

Игорь (05.09.18 13:14)

А знаете, Андрей, мы с вами указываем на практически одну точку. И на вашем снимке виден треугольник.

Stanichnik (05.09.18 19:34)

Да, район вобщем определен.

vvd (05.09.18 20:12)

Не хотелось бы разрушать такую замечательную версию, но полагаю, что “треугольник” должен был бы отбрасывать хоть какую-то тень. Вообще я по этому варианту карты смотрю: http://etomesto.com/map-rostov-na-donu_1944-aero/?x=39.767650&y=47.260745 . В общем случае вы коллеги оба правы, поскольку при таком качестве аэроснимка и при отсутствии других вариантов привязки к местности, разница точки съемки в 20-50 метров (или даже сотню метров), по-моему, значения не имеет. Фотографировали действительно где-то в том месте, куда вы оба указываете. Для более точного определения не хватает рассказа очевидца или других снимков этого же места.

Stanichnik (05.09.18 20:21)

Да Валерий. На карте по ссылке совершенно ясные тени от всего. А на месте вышки, чисто.

Nгорь (05.09.18 21:50)

Аэрофото 44 года, вышки давно уже нет. Тени бросать нечему.

Игорь (05.09.18 22:31)

Есть только отпечаток фундамента.

LW 30.5.42. И ничего не видно.

Игорь (05.09.18 22:58)

А здесь видна тень, и не одна. LW 1.10.41 Aksayskoe

Stanichnik (06.09.18 05:35)

Все это не очевидно. 

vvd (06.09.18 10:55)

Действительно, на аэрокарте Aksayskoe 1.10.41 http://www.wwii-photos-maps.com/targetrussia/citynamesbeginninga/citynames-abascha-ales/slides/Aksai%20%20080.html  видно, но только не тень, а белый крест, который, скорее всего, был площадкой, на которой стояла вышка. В зависимости от направления ветра подвеску с парашютом поворачивали, и приземление осуществлялось на одну из сторон этого креста. А если все так, то съемку на обсуждаемом снимке вели от Дворца культуры Сельмашзавода, с верхнего этажа или даже с крыши.

Stanichnik (06.09.18 18:53)

Карты интересные. Я вижу на ней некое крестообразное пятно. Очень похоже на следы от прыжков.

Игорь (09.09.18 19:22)

Все это не очевидно. )))

Stanichnik (09.09.18 20:22)

Игорь, самое обидное то, что я сегодня перелистал Молот за 35-й год и там множество материалов про прыжки с парашютом вообще и с этой вышки в часности. Но все фото с одного ракурса - прыгающий на фоне неба.

Игорь (09.09.18 20:57)

Досадно. Очень жаль... Будем ждать удачи.

Роман S. (04.09.18 11:22)

Великолепная находка! Это изначально был тот же трофейный снимок, что уже выложен здесь в очерке о Сельмаше? Или какой-то другой, подобный?.. 

Не поленился - посмотрел. Да, снимок тот же. Но заиграл он новыми оттенками!

Игорь (05.09.18 12:32)

Скольким новым словам здесь учились пацаны)))

Sergey_A* (05.09.18 20:54)

Вышка судя по всему была типовая:
«Карельский аэроклуб ОСО-Авиахима плучил чертежи на постройку парашютной вышки. Вышка будет построена на Лососинской набережной около Советского моста. Высота ее будет равна 41,5 метрам».
И из Ташкента фото.

Ташкент
Карелия
Stanichnik (05.09.18 21:37)

Конечно типовая

Stanichnik (05.03.19 20:53)

Эти строчки из справочника по Ростову и Нахичевани 30-х годов, все спутали. 

 

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.