На ум приходит только посёлок с подходящим название Каменоломни, который находится за Новочеркасском перед Шахтами. Интересно, какие камни там добывали кроме каменного угля
Если в Новочеркасске майдан выложен песчаником, то в Ростове явно использовался гораздо более крепкий камень. По моим воспоминаниям что-то из базальтов. Причем, камень обрабатывался в подобие «буханок». Они были не такие идеальные, как в Германии ( там скальный материал кололи на спецустройствах в почти идеальные кубики), но все же были вполне пристойной формы. Четко помню это по улице Зеленодольской на 1-ом Орджоникидзе, которая до перекрёстка с Коллективной улицей исходно была покрыта брусчаткой. И зимой старшие пацаны, зацепившись крюком за грузовик, раскатывали по укатанной дороге на коньках, иногда высекая искры из обнажившегося камня.
Миша, а ты помнишь мостовую с брусчаткой на Металлургической, и конечно, трамвайчик на ней?..
Кстати: сегодня я проходил мимо строящейся нашей школы. Уже первый этаж начинает вырисовываться. Три подъемных крана - один стационарный и два автокрана с большими стрелами... Фундаменты уже готовы по всей площади. Частично использованы прежние. Но контуры здания другие, и поэтому значительная часть фундаментов уже новые и в других местах. Насчитал на стройке около 50 рабочих-строителей. В скором времени сделаю фотографии.
Нет, уважаемый Геннадий Леонидович. Абсолютно не помню, что Металлургическая была под булыжником. Вот Военкомат, угловой «Молоко», столовую прекрасно помню. Нас не часто заносило туда. А вот трамвай. - один из основных видов транспорта для жителей 1-го Орджоникидзе был. Жаль, что теперь он (1-й номер) на Сельмаш уже не идёт. А в нашем детстве до Державинской на нем, затем пёхом до Чемордачки и потом катером. - на 45-ю линию. Там отец моих друзей заведовал одной из баз. И мы могли и искупаться, и рыбу половить и на лодке поплавать.
Миша, из названных тобой "объектов" на Металлургической относительно сохранил свое назначение только магазин "Молоко", хотя он теперь - фактически широкого профиля продовольственный магазин - "Верас" (продукты из Белоруссии, включая и молоко). Но я там покупаю обычно вкусную колбасу - лучше нашей. На месте большой столовой - несколько разных магазинов, включая даже книжный. А военкомат вместе с полицией- на улице Веры Пановой (бывшей Матросской), в доме, который на месте засыпанной балки... Из интересных новостей Сельмаша - почти завершившееся уже строительство 24-этажного дома на улице Сержантова, напротив бывшего "Юбилейного", который, в свою очередь, строят сейчас заново по новому проекту (вместе с торговым центром - работы идут). А на самой улице Сержантова - от сельмашевского вокзала до Металлургической - реконструируют пешеходную аллею... Там будет очень уютно, судя по проекту.
Может от 1- й Конной и будет уютно, но ранее, от проспекта Сельмаш до 1- й Конной, бывший Юбилейный и строящийся напротив 24- х этажный дом, это будет для Вас испытанием, Михаил. Дом нависает над Сержантова и ,кажется, идёшь по тоннелю. И только после 1-й Конной можно выдохнуть, продолжается " старый" Сельмаш. Прошу прощения за сумбур.
Столб для трамвайной электросети, аналогичные можно рассмотреть далее, принадлежит "другой епархии" фонари не вешают. Судя по одиночной высоковольтной линии, столбы только для трамваев и видно поворот на Энгельса, т.е. трамваи ходили по Энгельса, а троллейбусов еще нет (им нужны два токосъемника). Более интересно что делает конный экипаж ниже. Вид такси или хозяин приехал?
Извозчики были до середины 1930--х. А просто конные повозки встречались еще и в начале пятидесятых. Но они были просто для личных нужд. Обычно приезжали в город из окружающих сельских поселений.
Из моего раннего детства (конец 60-х) помню, как по улицам Северного Посёлка уголь для отопления частных домов развозили именно на телегах. Утро начиналось со звуков ударов подков по асфальту за окном. Угольный склад был у моего дома
Даже в середине восьмидесятых лошади с телегами на улицах попадались - они забирали стеклотару от некоторых точек приема. Семашко/Горького, к примеру. Рядом был хлебный ларек и детей в день вывоза бутылок посылать за хлебом было бесполезно ;). Все купленное уходило лошади.
Да, на старом фото троллейбусных проводов нет, а трамвайные рельсы и провода по улице Энгельса (Большой Садовой)в сторону Ворошиловского есть! И нет асфальта на Энгельса! А это значит, что фото сделано не позднее лета 1936 года, когда проложили здесь троллейбус. 1937 год - уже не годится, в том году перекресток уже выглядел иначе! Троллейбус пустили от Театральной площади до Сельмаша в июне 1936 года, а от Театральной площади до вокзала - в ноябре того же 1936-го.
Один осветительный фонарь даже с лампой на 150 вт. на весь перекресток маловато будет. Отдельный провод тянуть для освещения среди высоковольтных трамвайных как то не логично и небезопасно, опять же ходить по перекресткам и включать в ручном режиме один фонарь - непрактично. Больше похоже на силовую подземную подводку кабеля, а лючок для контроля. Со стороны цирка виднеются три лошадных экипажа, или нет?
Конечно, фонарей должно быть несколько, не все попали в кадр. На приложенном выше фрагменте при желании можно насчитать 3шт. Думаю, что централизованной коммутации и автоматики в то время могло и не быть, и дворнику нетрудно было включить фонари вручную рубильником. В доэлектрическую эру фонарщики вручную зажигали газовые или керосиновые фонари.
Думаю, что напряжение на трамвайные провода подавалось не в районе ЦУМа.
Сегодня обратил внимание, что ростовские фонари вполне универсальны. На них навешаны и провода электротранспорта, и освещение, и видеонаблюдение, и прочее. «Межепархиальная разобщенность» преодолима.
Интересную статью об освещении ростовских улиц нашел здесь. Электрические фонари в городе появились еще при царе-батюшке, а в 1937 году на центральных улицах были наверняка
Центр дореволюционного Ростовы был богат на вывески и рекламу. А на снимке «1937 года» справа за столбом, на другой стороне улицы Энгельса, единственный плакатик рекламы вроде-бы «Фото-цеха».
А вот меня интересует другой вопрос. Поливающий так прицельно компактно-сформированной струёй бьёт по контактному проводу трамвая. Неужели при этом ничего не происходит??? Сколько видел это фото, - всякий раз удивлялся увиденному! Хотя, если держаться за брезентовый рукав - может и коротнёт!
1. Струя направлена полого и не достает до токоведущих проводов. 2. Струя на излёте превращается в поток разрозненных капель и уже не может проводить электрический ток. 3. Такие мысли не приходили в голову простодушного поливальщика
По поводу 1, может быть. Кадр сделан сбоку и в данной проекции не ясно точно, куда же струя льётся. А вот по 2- раз вы так написали, значит не знакомы с Механикой жидкостей и газов (Гидравликой). На пожарных брандспойтах для формирования компактной струи и повышения давления специально ставится конусная насадка. В Гидравлике есть целый раздел - "Истечение воды из насадок". И когда вода изливается из насадки, никакого разрыва потока на капли не происходит. Это вы путаете с распылителем! Поэтому, в данном случае вполне может быть короткое замыкание. Спасёт этого поливальщика, только наличие у него на руках резиновых рукавиц и то, что он держится за брезентовый рукав, а не за бранспойтную насадку!
На фото хорошо видно, что уже через пару метров струя перестаёт быть сплошной и разделяется на отдельные капли. Видно, что на фото не пожарный, а дворник или подсобный работник. Не похоже, что он использует пожарный брезентовый рукав с брандспойтом. Больше похоже на обычный шланг с трубкой-насадкой. Если предположить очень маловероятное, что сплошная водяная струя преодолеет метров 8-10 и замкнет электрическую цепь, то основной ток уйдёт в водопровод. В этом случае параллельная электрическая цепь через мокрый шланг-руки-мокрую обувь-мокрую землю может создать угрозу для жизни поливальщика.
Нашлась старая фотография Таганрогского проспекта с одноколейным трамвайным путём. Чтобы разминуться, встречные трамваи должны были дожидаться друг друга в специальных местах. Идея позаимствована у ЖД
Очень симпатичные навесы на опорах были перед входами парадных в начале 20-го века. Например, и перед нынешним главным корпусом университета. И все исчезли. А жаль
У меня вопрос: а откуда в Ростов доставляли булыжник для брусчатки? Кавказ? Ведь это были, вроде бы, гнейсы.
На ум приходит только посёлок с подходящим название Каменоломни, который находится за Новочеркасском перед Шахтами. Интересно, какие камни там добывали кроме каменного угля
Где то читал, что майдан в Новочеркасске выложем камнем из Каменоломен.
https://meotyda.ru/node/749
Ростовские булыжники выглядят более "калиброванными", возможно, они моложе
Если в Новочеркасске майдан выложен песчаником, то в Ростове явно использовался гораздо более крепкий камень. По моим воспоминаниям что-то из базальтов. Причем, камень обрабатывался в подобие «буханок». Они были не такие идеальные, как в Германии ( там скальный материал кололи на спецустройствах в почти идеальные кубики), но все же были вполне пристойной формы. Четко помню это по улице Зеленодольской на 1-ом Орджоникидзе, которая до перекрёстка с Коллективной улицей исходно была покрыта брусчаткой. И зимой старшие пацаны, зацепившись крюком за грузовик, раскатывали по укатанной дороге на коньках, иногда высекая искры из обнажившегося камня.
Кстати, на Зеленодольской очень долго сохранялась брусчастка, а лет 5 только, как закатали в асфальт
Миша, а ты помнишь мостовую с брусчаткой на Металлургической, и конечно, трамвайчик на ней?..
Кстати: сегодня я проходил мимо строящейся нашей школы. Уже первый этаж начинает вырисовываться. Три подъемных крана - один стационарный и два автокрана с большими стрелами... Фундаменты уже готовы по всей площади. Частично использованы прежние. Но контуры здания другие, и поэтому значительная часть фундаментов уже новые и в других местах. Насчитал на стройке около 50 рабочих-строителей. В скором времени сделаю фотографии.
Нет, уважаемый Геннадий Леонидович. Абсолютно не помню, что Металлургическая была под булыжником. Вот Военкомат, угловой «Молоко», столовую прекрасно помню. Нас не часто заносило туда. А вот трамвай. - один из основных видов транспорта для жителей 1-го Орджоникидзе был. Жаль, что теперь он (1-й номер) на Сельмаш уже не идёт. А в нашем детстве до Державинской на нем, затем пёхом до Чемордачки и потом катером. - на 45-ю линию. Там отец моих друзей заведовал одной из баз. И мы могли и искупаться, и рыбу половить и на лодке поплавать.
Миша, из названных тобой "объектов" на Металлургической относительно сохранил свое назначение только магазин "Молоко", хотя он теперь - фактически широкого профиля продовольственный магазин - "Верас" (продукты из Белоруссии, включая и молоко). Но я там покупаю обычно вкусную колбасу - лучше нашей. На месте большой столовой - несколько разных магазинов, включая даже книжный. А военкомат вместе с полицией- на улице Веры Пановой (бывшей Матросской), в доме, который на месте засыпанной балки... Из интересных новостей Сельмаша - почти завершившееся уже строительство 24-этажного дома на улице Сержантова, напротив бывшего "Юбилейного", который, в свою очередь, строят сейчас заново по новому проекту (вместе с торговым центром - работы идут). А на самой улице Сержантова - от сельмашевского вокзала до Металлургической - реконструируют пешеходную аллею... Там будет очень уютно, судя по проекту.
Может от 1- й Конной и будет уютно, но ранее, от проспекта Сельмаш до 1- й Конной, бывший Юбилейный и строящийся напротив 24- х этажный дом, это будет для Вас испытанием, Михаил. Дом нависает над Сержантова и ,кажется, идёшь по тоннелю. И только после 1-й Конной можно выдохнуть, продолжается " старый" Сельмаш. Прошу прощения за сумбур.
Мне больше интересно, что это за устройство на столбе?
Предположу, что это дверца, за которой находится рубильник, включающий электрические фонари на столбах
Возможно, что скоба, которую видно, это и есть рукоятка рубильника
Столб для трамвайной электросети, аналогичные можно рассмотреть далее, принадлежит "другой епархии" фонари не вешают. Судя по одиночной высоковольтной линии, столбы только для трамваев и видно поворот на Энгельса, т.е. трамваи ходили по Энгельса, а троллейбусов еще нет (им нужны два токосъемника). Более интересно что делает конный экипаж ниже. Вид такси или хозяин приехал?
Вижу объект, похожий на осветительный фонарь. Столбы на главном перекрёстке города не могли быть многофункциональными?
Мне представляется, что в довоенном Ростове извозчики были. Новые хозяева предпочитали авто.
Извозчики были до середины 1930--х. А просто конные повозки встречались еще и в начале пятидесятых. Но они были просто для личных нужд. Обычно приезжали в город из окружающих сельских поселений.
Из моего раннего детства (конец 60-х) помню, как по улицам Северного Посёлка уголь для отопления частных домов развозили именно на телегах. Утро начиналось со звуков ударов подков по асфальту за окном. Угольный склад был у моего дома
Даже в середине восьмидесятых лошади с телегами на улицах попадались - они забирали стеклотару от некоторых точек приема. Семашко/Горького, к примеру. Рядом был хлебный ларек и детей в день вывоза бутылок посылать за хлебом было бесполезно ;). Все купленное уходило лошади.
Да, на старом фото троллейбусных проводов нет, а трамвайные рельсы и провода по улице Энгельса (Большой Садовой)в сторону Ворошиловского есть! И нет асфальта на Энгельса! А это значит, что фото сделано не позднее лета 1936 года, когда проложили здесь троллейбус. 1937 год - уже не годится, в том году перекресток уже выглядел иначе! Троллейбус пустили от Театральной площади до Сельмаша в июне 1936 года, а от Театральной площади до вокзала - в ноябре того же 1936-го.
Спасибо за важное пояснение к старой фотографии
Один осветительный фонарь даже с лампой на 150 вт. на весь перекресток маловато будет. Отдельный провод тянуть для освещения среди высоковольтных трамвайных как то не логично и небезопасно, опять же ходить по перекресткам и включать в ручном режиме один фонарь - непрактично. Больше похоже на силовую подземную подводку кабеля, а лючок для контроля. Со стороны цирка виднеются три лошадных экипажа, или нет?
Конечно, фонарей должно быть несколько, не все попали в кадр. На приложенном выше фрагменте при желании можно насчитать 3шт. Думаю, что централизованной коммутации и автоматики в то время могло и не быть, и дворнику нетрудно было включить фонари вручную рубильником. В доэлектрическую эру фонарщики вручную зажигали газовые или керосиновые фонари.
Думаю, что напряжение на трамвайные провода подавалось не в районе ЦУМа.
Сегодня обратил внимание, что ростовские фонари вполне универсальны. На них навешаны и провода электротранспорта, и освещение, и видеонаблюдение, и прочее. «Межепархиальная разобщенность» преодолима.
Интересную статью об освещении ростовских улиц нашел здесь. Электрические фонари в городе появились еще при царе-батюшке, а в 1937 году на центральных улицах были наверняка
Внизу на Будённовском действительно видны конные повозки
Подвесные осветительные фонари на Будённовском. Фото 1939 года
Центр дореволюционного Ростовы был богат на вывески и рекламу. А на снимке «1937 года» справа за столбом, на другой стороне улицы Энгельса, единственный плакатик рекламы вроде-бы «Фото-цеха».
Реклама в довоенном Ростове была. При желании можно найти много фотографий
А вот меня интересует другой вопрос. Поливающий так прицельно компактно-сформированной струёй бьёт по контактному проводу трамвая. Неужели при этом ничего не происходит??? Сколько видел это фото, - всякий раз удивлялся увиденному! Хотя, если держаться за брезентовый рукав - может и коротнёт!
1. Струя направлена полого и не достает до токоведущих проводов. 2. Струя на излёте превращается в поток разрозненных капель и уже не может проводить электрический ток. 3. Такие мысли не приходили в голову простодушного поливальщика
По поводу 1, может быть. Кадр сделан сбоку и в данной проекции не ясно точно, куда же струя льётся. А вот по 2- раз вы так написали, значит не знакомы с Механикой жидкостей и газов (Гидравликой). На пожарных брандспойтах для формирования компактной струи и повышения давления специально ставится конусная насадка. В Гидравлике есть целый раздел - "Истечение воды из насадок". И когда вода изливается из насадки, никакого разрыва потока на капли не происходит. Это вы путаете с распылителем! Поэтому, в данном случае вполне может быть короткое замыкание. Спасёт этого поливальщика, только наличие у него на руках резиновых рукавиц и то, что он держится за брезентовый рукав, а не за бранспойтную насадку!
На фото хорошо видно, что уже через пару метров струя перестаёт быть сплошной и разделяется на отдельные капли. Видно, что на фото не пожарный, а дворник или подсобный работник. Не похоже, что он использует пожарный брезентовый рукав с брандспойтом. Больше похоже на обычный шланг с трубкой-насадкой. Если предположить очень маловероятное, что сплошная водяная струя преодолеет метров 8-10 и замкнет электрическую цепь, то основной ток уйдёт в водопровод. В этом случае параллельная электрическая цепь через мокрый шланг-руки-мокрую обувь-мокрую землю может создать угрозу для жизни поливальщика.
Нашлась старая фотография Таганрогского проспекта с одноколейным трамвайным путём. Чтобы разминуться, встречные трамваи должны были дожидаться друг друга в специальных местах. Идея позаимствована у ЖД
Очень симпатичные навесы на опорах были перед входами парадных в начале 20-го века. Например, и перед нынешним главным корпусом университета. И все исчезли. А жаль
Как сейчас говорят, "зацените" красоту трамвайных столбов
Такие столбы до реконструкции улицы еще встречались на Станиславского: https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQaKsA , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQeNGC , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQqLOA , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQun3C , https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQBloA . У этого столба осталось только кольцо в средней части: https://yandex.ru/maps/-/CCQ~RQBe1A .
Оставить комментарий