Под грязно-розовой потертой обложкой, под какой должен был быть журнал учета выдачи брезентовых рукавиц, нашел удивительную книгу о строительстве нашего замечательного театра – трактора. И о людях, его строивших.
Издана книга в 1935 г. В год открытия театра.
На первых же страницах – неожиданное открытие. Оказывается, перед театром, на просторе Театральной площади, стояла некая скульптурная группа. О ее существовании говорится как о свершившемся факте.
И фото есть. Правда, фото макета. На нем видна скульптура и сам театр, который в проекте был, так скажем, более тракторный. И Театральная площадь была больше похожа на площадь, а не на майдан.
А это, наверное, самые первые фото только что построенного театра.
Галереи и лестницы театра первоначально были отделаны натуральным камнем, а оконные переплеты имели сложный рисунок. Сейчас все не так.
Это первая театральная афиша. История театра начиналась спектаклем по роману Д. Фурманова «Мятеж». Очень интересно понять, почему для первой постановки на сцене ростовского театра был выбран роман, в котором описывается мятеж в одной из частей Красной Армии в Средней Азии.
На этом фото самое начало стройки. Еще пустырь и какие-то то ли бревна, то ли трубы. Не мог разобрать. И обстановка на строительной площадке явно не рабочая.
Строительные леса. Трудно представить себе объем ручного труда на подобных стройках. Кранов не было, только лебедки, о них ниже.
В этой книге нашел галерею портретов и очерков о работе строителей театра.
Начальник строительства и главный инженер
Известно, что театр построен по проекту, разработанному московскими архитекторами В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейхом. В книге вместе с начальником строительства и главным инженером упоминается известный ростовский архитектор Леонид Федорович Эберг, которому Ростов обязан многими архитектурными шедеврами.
А это сторож на строительстве театра, добросовестный и ответственный – И.Р. Явно. Кто бы его сейчас вспомнил.
Миля Зиньковская-Орлеанская – лучшая мотористка на строительстве театра. Пришла на стройку без профессии и квалификации. От чернорабочего выросла до машиниста лебедки – главного строительного механизма того времени.
Рабочий кабинет актера в самом пролетарском театре страны. Ведущего актера. У простых актеров рабочие места были поскромнее.
Крайне интересна история выбора места под театр. Раньше ее нигде не встречал.
"Следующим, не менее сложным вопросом, который надо было разрешить, являлся выбор места. Вначале под театр намечалась площадь между проспектами Ворошилова и Соколова, но в период проектировки это место было отведено под строительство Дома советов. В связи с этим возник второй вариант—построить театр на проспекте Ворошилова, на участке между Пушкинской и Горьковской улицами. Однако, необходимость сноса при этом целого квартала жилых домов, а также неблагоприятные условия для работы театра на этом участке, заставили отвергнуть и этот вариант.
Наиболее приемлемым был признан участок на площади Революции, между Ростовом и Нахичеванью. Правда, некоторых людей, над которыми довлела сила привычки, оставшаяся от буржуазной системы планирования городов и зданий, пугало строительство театра на пустыре, на прежней окраине Ростова... Эти люди с невытравленным обывательским душком не понимали, что в нашей стране самое понятие окраины отживает, что в нашей стране вновь застроенные рабочие кварталы зачастую лучше и наряднее, чем так называемые главные улицы города. К тому же это место стало геометрическим центром разросшегося нового советского Ростова, превратившегося в крупный индустриальный центр."
Бригада полировщиц Александры Гомжиной. «Она огонь и запевала» - так говорили о ней на стройке.
Бригада Александры Гомжиной полировала мебель для театра. А так полировали камень, уложенный на полы. Сейчас полируют такими же машинками. Эволюция и прогресс не коснулись этого уголка.
Зато виден грандиозный скачок человечества в электротехнике. Это регулятор освещения сцены передового театра страны.
А это моторные темнители освещения зрительного зала. Сейчас такие устройства во много раз меньше и проще.
Ивану Дмитриевичу Боровкову было 70 лет, когда он руководил облицовкой театра камнем и гранитом. Мастер.
Варвара Романовна и Петр Иванович Шиляковы. Семья мастеров каменотесов.
Зрительный зал
Отец и сын Петр Иванович и Виталий Петрович Синчины, столяры, изготовившие кресла для зрительного зала и другую мебель для театра
Книга, не смотря на обложку от гроссбуха, великолепно издана. Портреты вождей и руководителей строительства переложены нежными листами пергамента. А в текст вставлены иллюстрации – гармошки, чтобы поразить читателя широтой интерьеров театра.
И чтобы вы окончательно перенеслись в то время, еще один отрывок из книги:
"Скоро в театре поднимется занавес:
…. Ты строился, театр, в горячие годы, когда сметался с земли последний капиталистический класс, когда кругом шли жестокие бои за окончательную победу социализма, когда Алексей Максимович Горький писал свою знаменитую статью: „Если враг не сдается, его уничтожают" и жадно знакомился с колхозной бригадиршей Ириной Никульшиной, когда сталинские посланцы — политотдельцы расчищали от кулацких корней дорогу будущему светлому колхозному изобилию, а родина крепла, наливалась невиданной социалистической мощью, готовая принять и выдержать любые бои с окружением врагов.
Будь же театром-бойцом, метко, без промаха разящим врагов, верным сыном родины.
Ты рождался, театр, в одной семье с гигантами пятилетки; твои старшие братья— Днепрогэс и Сельмаш; ты был овеян строительным пафосом, неповторяемым дыханием пятилеток, энтузиазмом строителей величайших инженерных сооружений сталинской эпохи.
Будь же театром-строителем, инженером человеческих душ, повседневно, неустанно заботясь о том, чтобы рабочие, колхозники, все трудящиеся вырастали в сильных, бесстрашных людей нового человечества, освобожденных от цепкого, липкого хлама привычек проклятого прошлого.
Ты запечатлел в себе рождение новой заботы о человеке, нового гуманизма, когда весь трудящийся мир взволновали проникновенные слова Сталина о любовном, заботливом выращивании людей — подобно тому, как любовно и заботливо садовник выращивает плодовое дерево...
Будь же настоящим театром-другом — умным, чутким, внимательным к человеку, — к его повседневному труду и борьбе."
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 482 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.06.2019 | Комментарии (4)
Очень тронуло. Спасибо.
Спасибо, читайте.
Атмосферно, спасибо!
Спасибо, Дмирий. Сейчас пересмотрел заметку и понял, что она была растащена за эти годы по соцсетям. И я не всегда это замечал. Может быть и хорошо.
Оставить комментарий