Когда поедете в Танаис, чтобы в очередной раз выразить почтение греческой цивилизации, найдите несколько минут и обратите внимание на бугры и ямы к северу от прямоугольника древнего города.
Сюда докатились волны совсем недавней по сравнению с временами Танаиса войны.
О героической, без пафоса, обороне Севастополя, адмиралах Нахимове, Истомине, Корнилове и храбром матросе Кошке, мы все знаем со школы.
О трагической компании в Азовском море, в течении которой англо-французская эскадра громила наши тыловые базы во главе с Таганрогом,
известно меньше, но благодаря недавно вышедшей книге Александра Миргородского эта страница открыта.
Но была в Крымской войне еще одна, почти неизвестная компания, проходившая буквально под стенами нашего города.
Дело в том, что потеря Севастополя и даже Крыма было болезненной, но не смертельной раной. А потеря Ростова-на-Дону и Ольгинской переправы неминуемо обернулась бы потерей Кавказа и Кубани. Предпосылки к этому были. Ростов лежал рядом с театром военных действий в Крыму и был практически не защищен.
Поэтому и была развернута грандиозная оборонительная операция на огромном пространстве от самого устья гирл до Ольгинской дамбы.
Эти валы у Танаиса- остатки батареи, которая должна была держать под контролем дорогу из Таганрога и Мертвый Донец с прилегающими ериками.
Я пока не могу даже примерно посчитать сколько было построено:
-артиллерийский батарей
-пехотных позиций
- редутов
-люнетов
-забоев в виде кольев, вбитых в дно на мелководье и в неглубоких протоках.
-затопленных судов
-завалов из якорей
- была создана целая флотилия из плотов с размещенными на них орудиями.
Все это размещалось по направлениям возможного прорыва неприятеля в дельту Дона. На островах, по берегам гирл, на возвышенностях у Азова и по берегу Мертвого Донца.
Многие укрепления сохранились
Огромное спасибо Сергею Степаненко, который на страницах журнала "Фортовед" собрал и систематизировал сведения о той компании. Я надеюсь, Сергей когда-нибудь выложит на страницах Меотиды изложение своей статьи.
А пока я проехал по некоторым пунктам обороны 1855-56 годов. Просто, чтобы представить масштаб и арену тех событий.
Батарея на месте Танаиса была ключевым пунктом обороны. С валов древнего города хорошо видна большая часть дельты и даже Таганрогский залив.
И сами валы могли служить укреплением.
А в том направлении, где на горизонте темной полоской виден азовский берег, тянулась череда укрепленных пунктов для пехоты, артиллерии и судов азовской гребной флотилии.
Хотя напомню, глубина обороны тянулась от устья до Ольгинской.
Укреплялся и Ростов, батареи стояли в Гниловской и в самом городе. А здесь, у стрелки Дона и Мертвого Донца,
где сейчас большой мост и тесно от больших судов и портовых кранов,
была поставлена линия канонерских лодок, а мелководья были завалены снятыми с затопленных судов якорями. Место было выбрано расчетливо. Здесь Дон очень широк, это позволило бы канонерским лодкам маневрировать в случае боя с неприятельскими судами. А батареи с высоты Нижне-Гниловского городища держали под прицелом возможное место речного боя.
Угроза была более чем реальной, все побережье Азовского моря пылало под огнем англо-французской летучей эскадры.
Не случилось. То ли у союзников не было таких далеко идущих планов, то ли созданная оборона внушила им уважение, не знаем.
Ps: Использовал в фотореконструкции изображения гораздо более поздних канонерских лодок. Простите. Да и не реконструкция это, а так, попытка дать выход своим впечатлениям.
Команда Меотиды совместно с автором уникального материала в журнале "Фортовед" Сергеем Степаненко планирует несколько экспедиций к объектам обороны. Кто может внести свой вклад - пишите.
Эта куцая статья- повод начать большую тему. Не судите.
Здесь рассказ о поиске редута у Ерика Лагутник.
Здесь статья о войне в Азовском море.
Фото с сайта
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 2640 | Автор: Stanichnik | Дата: 26.03.2017 | Комментарии (116)
Канонерские лодки - супер! Хочу такое же изображение. Без шуток - это, кажется, что-то из времен Гражданской войны? Вот еще тема до конца не изученная!
Прусно-гребные канонерки АГФ аксайской постройки выглядели так.
Отправил тебе обычной почтой :)
Их размеры: длина - 24,38 м., ширина - 5,49 м., водоизмещение - 150 тонн.
Господа (товарищи) краеведы и сочуствующие!
Вопрос не по теме. Вот этими объектами никто не интересуется и "экспедиции" не планирует?
Мы интересуемся всем)) И экспедиции планируем всюду))) Но это место схода не узнаю. Если необходимо, напишите мне в почту. Зарегестрированные пользователи могут видеть адреса друг друга.
Это перешеек Петровского острова. Укрепления времен Крымской войны. Здесь их было три: Каланчинский и Донской редуты и промежуточный люнет. Прямоугольничек, видимый со спутника - он. Вот ЕГО еще никто не рассматривал (насколько я знаю). Донской редут не сохранился, а Каланчинский - давно известен как "укрепление петровского времени". Впрочем, сейчас, посли нескольких статей (в том числе и моей) так уже считают далеко не все. Но сходить туда (а это - километров 5 от Задонья) - я бы хотел.
Это какое издание?
http://rufort.info/index.php?topic=843.260
Зденсь есть немного информации.
Фортовед №8. А почитать статью где-нибудь онлайн можно?
Думаю, что нельзя. Журнал весьма специфический и довольно дорогой. Если интересно - могу выслать сканы.
Сама статья сейчас уже подустарела - долго ее издавали. Появились новые данные. Имеются в статье и ошибки - каюсь.
При желании можно)
Я подбирался пару лет наад к Каланчинскму редуту. Трудно, почти недоступен. Хочу попробовать с воды, но все равно нужен гидрокостюм и здоровье
А по суше нельзя? Там вроде бы тропки есть. Одна по самому редуту проходит.
Туда только лодка или вертолет, или зимой по льду.
Можно и на катере из Азова в Задонье, а затем - пешком.
Я сейчас буду думать как туда добраться.
Если надумаете - возмите меня. Когда не слишком грязно, а то забродов у меня нет...:))
Обязательно.
А откуда это изображение, если не секрет?
От Люфтваффе))
Тогда понятно, откуда столько уже почти исчезнувших деталей.
А - блиндированный барак (второй судя по всему уже размыт), Б - погреб для бомб. ?? - если не "следы" поздней деятельности, то, вероятно, правое пятно - место бараков для рабочих.
А вот это, похоже, промежуточный люнет. Этот снимок можно опубликовать впоследствии?
А жаль...
Кстати, насчет остатков укреплений. Под Азовом был еще этот объект. Сегодня нашел такое. Не оно? А ведь тоже не мешало бы сходить и обследовать.
P.S. Как вот делаются нормальные "кадры" со спутниковых карт? Я не знаю - тупо фотографирую с монитора... :((
Я не вижу этого объекта. Сделайте снимок крупнее, что бы были видны точки привязки, например реки. Для этого выберите на экране нужный фрагмент карты, нажмите клавишу PrtSc (принт скрин) и в любом редакторе, например в Фотошопе, создайте файл и вставьте в него фрагмент.
Нашел. Меня сбил Узяк который поменял русло. Давайте съездим туда в ближайшее время.
Да в этом случае я всегда готов.
Снимок с экрана https://app.prntscr.com/ru/ не реклама, бесплатен, я пользуюсь с удовольствием.
Нет, не он. Редут должен быть где-то здесь. Но территория заровнена в 2013-14гг и на снимках 1943 ничего не видно. Видимо утрачен.
Вот он, таки сохранился. Не весь, лучше всего северная сторона, немного восточной, по ним растут деревья. Довольно большой.
Как перо-зановооткрыватель, хочу, что б он назывался именем ... Лусегена))) А то он скромный.
Я там был в 2004 году, когда у меня появился этот лист трехверстовки. Один их первых выходов с привязанной картой. Как то впечатления не запомнились. И на каланчинском укреплении довелось быть, примерно в тоже время. Еще до переотрытия Авакова-Гусача. Они там были в году 2010, кажется.
Предполагаемого промежуточного рубежа, на местности, кажется не видно. Может и не построили
Я ж, так и предполагал)) И уточнение на местности батареии Узяка. Вероятно ничего не увидите на месности.
А что за прямоугольник виден со спутника? Сельхоз работ там вроде не велось. Другое дело, что сам люнет должен иметь вполне традиционную трапецевидную форму. Может там недостающую землю вынимали при постройке?
Должны были построить - его то возвести проще всего. Там даже гати через ерики делались и должны были мостик соорудить.
По идее, сохранность промежуточного люнета должна быть равна сохранности Каланчинского укрепления, т.к. хоздеятельности там не было. Т.е. со спутника и на LW-фото, мы должны видеть их одинаково отчетливо. Но такого не наблюдается. С большей долей вероятности - промежуточного люнета нет.
Размеры разные. Степень заростания - может быть из под камыша или травы не читается. Каланчинский тоже по-разному сохранился. Я не имею в виду то, что размыто рекой. С одной стороны у него валы - до 3,5 метров фысотой, с другой - не более метра. Почему?
Возможно. Вообще-то, на LWфото квадрат тоже просматривается, но нечетко.
Донской редут тоже просматривается смутно. Да что там - почти не просматривается. А он был достаточно крупный и имел сложную форму - такую.
Уверены? У меня не получается его привяать. Пазл не складывается, как не кручу.
С 80 % уверенностью. Срисовал с плана. Конечно, нужно посмотреть еще ее подробный чертеж, причем, окончательный вариант. Но это только летом.
Черт, вчера вырубили свет на всем Северном, и ничего не мог посмотреть.
Я бы не стал пока отказываться от первого объекта. Очень похоже на люнет с открытой горжей (хотя и неправильной формы). Конечно, нужно свериться с чертежом самой батареи (какой она формы) - тогда уже будет все ясно. А карта - может и врать. Не факт, что батарея имела прямоугольную форму, скорее наоборот. Лучше, конечно, обследовать и то и другое.
Внимательно посмотрел - возможно вы и правы. Слишком уж он маленький. По описанию - люнет, с двумя фланками, "пирающийся горжей на реку Дон", на 8 орудий (полупудовые единороги), с "гарнизоном" в 50 человек. Создавался специально для обстрела Узяка. Другое дело, на сколько изменилось русло Дона и русло Узяка. Насколько я знаю, Узяк еще перегораживался двумя рядами свай. Вряд ли от них что-нибудь осталось, но может быть, какие-то следы и сохранились.
Но в любом случае нужно посмотреть чертеж самого укрепления - какой оно было формы.
А в других источниках он есть? Печатных например. И в каком году его построили?
Упоминается у Н.И.Краснова в двух книжках. Но там про него в двух словах. Фортовед онлайн нашли? Если нет - могу скинуть на почту сканы статьи. Построили в 1855-56 году (до весны). По крайней мере, должны были построить.
Кстати, а немецкой аэрофотосъемки хутора Полушкин и вообще участка речки Лагутник не осталось? Там тоже два укрепления были.
Не нашел, увы. Если не трудно - кидайте. Лагутника, к сожалению, нет.
Я не пойму, а как здесь можно выйти на электронную почту?
Зарегистрированный пользователь может отправить сообщение на электронную почту другого зарегистрированного пользователя через сайт. Для этого нужно кликнув по нику пользователя зайти на страничку его профиля, и там выбрать закладку "Обратная связь".
Странно, вчера так и делал - кликал по Нику, не реагировало. В чем была проблема? А потом и вовсе у нас свет до утра погас. Вторую ночь!
Мартыновский люнет.
Да это понятно, что он ТАМ был. Сейчас здесь скотину держат. Но очертаний совсем не видно. Кстати, по большому счету, он вовсе не люнет - форма не та. Крупного чертежа я пока не видел, но знаю, что он имел замкнутую семиугольную форму.
Нашел интересные штуки. От Мартыновского люнета к Недвиговке идут две совершенно параллельные дороги, очень похожие на места забоев. И канал, как будто бы специально сделаный для боевых плотов. LWснимка, увы, нет.
Вот насчет плотов - вовсе не уверен, были ли они в проекте вообще (может быть, в самых первоначальных пожеланиях). На общих планах их нет. Хотя ... попадался документ, где Хомутов отчитывался перед начальством, из которого, судя по количеству и калибрам артиллерии следовало, что они были. Но писал ли он правду, или приукрашивал результаты фортификационных работ - вопрос! По забоям - я уже после написания статьи обнаружил, что они не представляли собой прямой линии, а шли от Донца параллельно ерику Терновому, пересекали его и, уклоняясь на юго-восток шли к Мартыновскому укреплению. Насчет канала - сомневаюсь. Это сколько нужно мужиков с лопатами, чтобы за полгода прокапать такой?
По хорошему, надо копать документы в недрах архива инженерного департамента - если они сохранились.
Водовод из Дугино и дороги.
Недвиговское укрепление.
Это похоже, хотя эскиз мной сделан весьма примитивно - от руки и лишь контуры. Позже у меня появился такой план, впрочем, не лучшего качества. Его я даже выслал редактору, но было поздно - статья уже пошла в печать. Поэксперементируйте с этим. Позже я его уберу - черт знает, кто его хозяин?
Что-то мы отвлеклись от каланчей - не создать ли новый раздел?
Было бы хорошо новый раздел. Поэкпериментирую. Хотя уже вижу много совпадений по рельефу.
Новый раздел нужен обязательно. Есть два варианта: кто-то из вас, Игорь, Сергей, напишет заметку или даже статью про оборону нижнего Дона и туда перенесем обсуждение этой темы. Второй вариант - в субботу организовать выезд на один из "оборонных объектов" я сделаю фоторепортаж и под ним начнем обсуждение. Мне нравятся оба варианта, правда в субботу дождь, но это не беда, у бродячей шайки Меотиды хорошая техника. Но совсем уж болота, планировать не стоит.
Уточнение Недвиговского по снимкам 1943 и 2007, белым.
Я туда обязательно поеду и приглашаю всех. Но пока грязно. А с другой стороны затягивать с поездкой нельзя, пойдет в рост трава и скроет много интересного.
А куда - на Петровский остров, или просто под Азов?
Под Азов.
Если у вас есть желание поехать на какой ни будь объект, говорите, организуем.
Да давно думаю посетить Каланчинский редут и поискать Промежуточный люнет (его то уж точно никто не обследовал). На Каланчинскую батарею уже люди ходили, фотографировали, даже с металлоискателем обследовали - ничего не нашли. Статья была - авторы П.Аваков и И.Гусач. Я на нее ссылался.
Если промежуточный люнет был относительно небольшим и не высоким, то я пожалуй знаю где он. Местность сильно заросшая и не удивительно, что спутник валов не увидел.
Он был небольшим - на 6 орудий. Если это он - замечательно.
Материал для возможных будущих поисков фортификационных артефактов. Две 3-орудийные батареи точно (с июля 1855 г.) находились на островах Перебойном и Маслова. Перебойный сейчас - закрытая зона и вообще, там вряд ли что-то сохранилось. Хотя, среди деревьев в его северной части - может быть. что-то и осталось. Остров Маслова - "уничтожился", ерики, образующие его заросли (прежде всего, одноименный ерик), море отступило, сейчас там сплошные камыши.
А вот другая пара - более проблематичная. Были ли вообще, эти батареи - нет абсолютной уверенности. Но мне попадалась карта, где они обозначены. Видимо, островные батареи могли быть подтоплены при весеннем паводке и два передовых люнета предполагалось перенести дальше от моря. Сейчас там тоже ландшафт изменился - Старое гирло Кутюрьмы сильнее заросло и обмелело, при ответвлении от главного рукава еще и остров какой-то образовался. Да и места там дикие...
Левобережный из второй пары. Жив курилка)) Правобережного не видно.
На Перебойном, точно на батарее - постройки и пирс.
Браво! Значит, моя гипотеза подтверждается. А ведь я до конца уверен не был.
Предположительно редут в Полушкино.
Возможно - он. Редут строили на древнем кургане, видимо срезав его вершину. Форму он имел такую.
Очень похоже. Я был уверен, что он был не совсем квадратной формы и сомневался с постом. Форма странная.
Форма срисована с чертежа. Другое дело, нужно посмотреть на чертеж только этого укрепления и более поздний вариант. Они (чертежи) все в двух вариантах - проектный и фактический. Не удивлюсь, что имеются различия. Из проектных я видел лишь два. Паршиво, что в РГВИА жуткие сроки выдачи - бумажный вариант аж две недели!
Есть еще похожее место. Перекопано местными с целью добытия песка. Но имеет около квадратную форму. Может редут и там, хотя далеко от ерика. Надо смотреть на местности.
Вряд ли - слишком далеко.
Вообще, на плане он находился близко к берегу Лагутника, а этот - далековато. Может быть, конечно, русло несколько поменялось и отступило к северу.
Русло Лагутника поменялось, как и ерики Сенькин и Греков.
Я предлагаю в субботу поехать к редуту.
А как там с погодой?
Это 30 км от северного...
Имеется в виду погода в субботу. Сейчас посмотрел - без дождя, но верить синоптикам...
Я там бывал. Между хутором и асфальтовой дорогой на Рогожкино, расположен удивительный памятник природы "Бехтелевские пески". По тем дорогам мы проедим. Правда я там помню запертые ворота при повороте на пески, но надеюсь, что к хутору дорога должна быть проезжая. Прорвемся.
Копают памятник, промышленным способом с 15 года. Писец уникальной экологии. Поедете увидите...
Самых точный прогноз от РП5. На относительно близко, относительно точно)
Алексеевская крепость. В документах 1696-1711 гг. встречается немало свидетельств об Алексеевских укреплениях. В 1711 г. после неудачного Прутского похода Петр I писал адмиралтейцу Апраксину, чтобы тот разорил Таганрог, подорвал Алексеевский и Петровский. Не могу найти, где же находились эти Алексеевские укрепления? Где-то была информация, что на Дону, ниже Петровского. И больше ничего. Если кто что-то знает, помогите.
Возможно их местоположение верхняя часть хутора Донского (Государева) - Батарея. Где-то здесь вспоминали https://meotyda.ru/node/433?page=5
Хотя почему-то главные ворота Азовской крепости - Алексеевские, быть может они указывали направление?
Может быть, речь об этом?
Алексеевская крепость находилась на левом берегу Дона, ниже Азова. На карте 1711г. показаны шанцы в двух местах. В устье Узяка в 1696 г. были построены Гордоновский и Царский форты, см. 2. Алексеевские укрепления строились в 1697 г. Возможно, использовали уже существующие форты - Гордоновский и Царский. А может, взяли новое место - на карте см. 1.Алексеевские ворота крепости названы, определенно, в честь Алексеевской крепости. Мне кажется, что Алексеевский находился близко от Азова. Инженер де-Лаваль руководил "городовым делом Азова, Алексеевского, Петровского, что на Каланчинском острове, Павловского, что на Петрушиной Тубе". Если бы Алексеевский находился где-то далеко, то это было бы отмечено при перечислении крепостей. В 1711 г. по условиям Прутского договора Петр 1 приказал "Алексеевский - подорвать, Петровский - весть разорить". Алексеевские укрепления просуществовали всего 15 лет, были, скорее всего, чисто земляные. Поэтому-то их не успели показать на картах, и не сохранилось почти никаких свидетельств.
Где-то мне попадался сайт с поиском укреплений, с картами-реконструкциями, в обозначенном месте под Азовом. Но не могу найти этот сайт.
Я с вами соглашусь в главном. За эти годы перед глазами прпошли столько карт и описаний, что многого не вспомнить.))
Алексеевские ворота (N), как я и предпологал, были не там, где сейчас, а рядом с водяными (по названию еще венецианской башни). Как и предполагалось, за ними был Алексеевский водяной бастион (E). Позже ворота переехали на свое место (рис 2).
Возможно, при Петре, Алексеевской крепостью называлась вся восточная часть Азовской крепости, между первым и вторым полубастионами.
А да, и вот https://www.azned.net/single-post/2016/07/06/13-%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82...
Так что, Алексеевская крепость - самая сохранившаяся часть Азовской крепости)))
Вот как оно получается! Оказывается, Алексеевский город - это не отдельная крепость, а новый пристрой к старой крепости. Все в рамках города Азова. И это убедительно, и есть правда. В списках городов 1700 г. и позже нигде не встречается Алексеевский. Есть Сергиевский, даже Никоновский (около Никоновской каланчи). А Алексеевского - нет! Вот это меня и насторожило с самого начала. Так что, Игорь, большое спасибо! Разобрались.
Всегда пожалуйста!
Вот еще небольшая задачка. На карте Крюйса (1703 г.) показаны два шанца на Каланче. Во время осады Азова в 1696 г. Гордон со своими солдатами построил небольшой редут по дороге к Лютику, для защиты возможного нападения. Возможно, эти шанцы на карте (по крайней мере, один из них) как раз тот редут? А может, это какие-то другие укрепления для защиты проходящих кораблей по Каланче и Кутерьме в море? В то время там была еще переправа. Полагаю, что это район Дугино. Я прав?
Карты интересные. По каланчам опять же.
Интересные. Левая - видимо, репринт какой-то... Осада Азова в 1736 г.
Изображение судов забавное... Прямо, канонерки начала 20 века какие-то... :)
Возможно и репринт. Положение батарей и ретраншементов весьма точны. Сравнивал со снимком LW.
Сравнил с этим. Близко.
А что это там поперек Дона?
Простите, не в тему. Может есть у кого-то какая-нибудь эксклюзивная информация о византийской крепости Азак-Тана, в любом виде? Можно здесь и в личку. Интересно всё. Карты. схемы, описания, места раскопов и т.д. Заранее спасибо!
Эксклюзивной наверное нет. Но в ДГПБ я что-то встречал.Буду там, посмотрю.
Петровские забои, Сейчас на южной их части остров намыло. Северная часть была уничтожена при углублении Старого Дона в 19 веке.
Позвольте не согласиться. Петровские забои (плотины) строились только в двух местах - на Каланче и Прямой Кутюрме (стар.). Они хорошо описаны у Елагина. Карта с Петровскими забоями из книги Белявского где-то уже была на сайте. У Елагина также описаны два маяка, которые построили напротив Кутюрминского устья. И шанец там же с пушками. За три века столько намыто-перемыто, что никаких следов, конечно, не осталось. Но, может, кто-то знает об этих сооружениях чуть больше?
Совершенно верно.
Как то беседовал с археологиней из ЮНЦ - говорила, что под водой остатки забоев якобы сохранились.
Еще немного материала о плотинах в копилку сайта. Фрагмент неопубликованной статьи.
«Плотинное строение».
Взятие в 1696 г. Азова стало первым шагом на пути реализации грандиозной программы по вхождению Приазовья в состав России. План Петра I включал восстановление и укрепление Азова, строительство приморских крепостей, основание на море базы военно-морского флота, создание самого Азовского флота и заселение территории русскими людьми. Одной из причин, препятствующих развитию Азовского флота, являлась малая глубина устьев Дона. Когда верховые ветры сгоняли воду, мелей становилось больше и выход кораблей из Дона в море был крайне затруднён. В январе 1699 г. инженер фон-Боргсдорф и капитан Симонт получили царский указ – ехать в Кутюрминское устье и обозначить фарватер путём забивки свай через каждые 50 саженей до появления «морской глубины». После вскрытия рек Симонт провёл надлежащие работы и 10 апреля в Азовской приказной палате подал отчёт (1). Летом того же года суда морского каравана, направляющиеся в Керченский поход, вышли на простор через устье Кутюрьмы по высокой воде. После успешного завершения похода суда на зимовку отвели в Азов, так как недостроенная Таганрогская гавань не представляла безопасной стоянки. Четыре корабля из-за мелководья не смогли покинуть залив - три вернулись обратно к Троицкой крепости, один сел на мель и проломил днище (2).
В апреле 1700 г. инженер Гуморт письменно высказал государю свои соображения о проведении в Донской дельте гидротехнических работ. Река Дон по мере приближения к морю разделяется на множество проток и ериков. В качестве борьбы с мелководьем инженер предложил побочные рукава Дона загородить каменными плотинами. «Чтоб теми реками воде в море ходу не было, а был бы один ход Каланчею рекою в Кривую Кутюрму, а Кривою Кутюрмою в море». Гуморт предлагал также сделать у развилки рукавов Каланчи и Кутюрьмы между островами безопасную и удобную гавань, назвать «Малой Голландией», и берега островов укрепить от затопления (3).
План по обустройству Донской дельты был одобрен российским правительством, и в 1702-1703 гг. на Кутюрьме и Каланче развернулось «плотинное строение». Прибывшие из города Рыбного мастера и 1000 ратных людей из Азова под началом Гаврилы Сухотина сделали на Прямой Кутюрьме 170 саженей плотины и полностью перегородили её. На рукаве Каланче велись подготовительные работы. Конструкция плотины была следующая: поперёк русла забивали дубовые сваи, к сваям приставляли деревянные ящики, заполненные камнем, по бокам делали отсыпь из камней на 10 саженей, верх ровняли землёй. Глава Адмиралтейского приказа Ф.М. Апраксин докладывал царю о нехватке леса («камень здесь дешевле лесу») и твёрдой земле, создающей трудности при забивке свай. Против Кутюрминского устья на взморье «работные люди» возвели два маяка «для знака кораблям»: один на месте прежнего, другой – новый. Искусственный островок для маяка имел в длину 13 саженей, поперек 8 саженей «немецких». В 300 саженях (0,6 км) от старого маяка в море соорудили 2 «кастеля» - оборонительных сооружения, на которых Апраксин поставил 12 больших пушек. Таким образом, главный фарватер для прохода кораблей был обозначен и надёжно защищён. В 1704 г. губернатор Азова Иван Андреевич Толстой в донесении государю сообщал, что от морской погоды и вешней воды попортило плотины. На их починку из Троицкого направили 728 солдат (4). В последующие годы строительство плотин велось медленно и до конца не было завершено.
Весной 1709 г. Пётр I побывал в Троицком. В рассуждениях об учреждении флота Азовского моря он предлагал углубить Таганрогскую гавань, от Кутюрминского устья сделать канал, укрепив берега сваями и камнем. Пока не будет глубокой гавани и канала, царь указал строить только небольшие корабли. Верфи из Таврова следовало перенести в новый город Осеред (Павловск), находящийся ближе к Азову. В перспективе Пётр планировал строить крупные суда в Таганроге (5).
Белявский П.И. во второй половине XVIII в. при исследовании Донских гирл описал регуляционные сооружения на Каланче и Кутюрьме (современная Кутерьма), известные под названием «Петровских забоев». Автор сообщал, что близ хутора Рогожкино забои на Каланче неплохо сохранились и видны при падении уровня воды. Несколько выше Петровских забоев от Каланчи отделяется извилистый ерик Переволочный, прорезывающий весь остров Петра I. Острову дали название в честь предприимчивого создателя русского флота, развернувшего там гидротехническую деятельность. Кутюрьма перед впадением в море разделяется на Переволоку, правый рукав удерживает название Кутюрьмы. «Этот последний рукав во времена Петра был вполне судоходным, а вся Кутюрьма до самого устья, называемая тогда Кривой Кутюрьмой, представляла лучший рукав этой дельты» (6). Прямая Кутюрьма, подобно Каланче, была запружена солидными сооружениями, остатки которых также видны при падении уровня воды. Переволока влево отделяет ерик Перебойный, влево – ерик Маслова.
В 2015 г. водолазы Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) напротив хутора Рогожкино в гирле Каланча обследовали Петровские забои. В отчёте экспедиции отмечено, что сохранность основания объекта отличная на протяжении около 250 м (7).
Аналогичные водные запруды строил противник. В конце XVII в. турецкое правительство наблюдало за российской колонизацией Северо-Восточного Приазовья, расценивая эту деятельность как угрозу своим интересам в Черноморском бассейне. Особое беспокойство им внушал создаваемый Азовский флот. Опасаясь прохода русских кораблей в Чёрное море, они собирались в узком месте Керченского пролива затопить старые корабли и галеры, гружёные камнем, и на их фундаменте поставить сторожевые башни с пушками. Перейдя от планов к действию, в 1702 г. турки приступили к возведению в проливе крепостей: в урочище «Чушка-Бура» (современная коса Чушка), на «Никольском рынке», третья - со стороны Чёрного моря. Но их попытки не увенчались успехом. Осенью 1704 г. из Азова в Крым был послан донской казак Михайло Сулин, будто для торгового промысла. На самом деле ему было поручено разведать про новые турецкие укрепления. В марте 1705 г. казак Сулин возвратился в Азов и рассказал о городе на Никольском рынке напротив урочища Чушка-Буры (крепость Еникале, Ени-Кале). В новопостроенной каменной крепости остались зимовать 4000 янычар, многие из которых вскоре после начавшегося голода сбежали. Ящиками с камнями турки успели перегородить фарватер, оставив для прохода кораблей около 200 саженей. С наступлением зимы ящики выбило льдом и разнесло по морю так, что переезд через гирло стал очень опасен. «И многия суда об те ящики разбивает и люди тонут» (8).
Рис. 1. Карта Керченского пролива П. Бергмана, 1704 г. (9)
Дальнейшему освоению Приазовья помешал Прутский поход 1711 г., который оказался для России неудачным. В целях сохранения армии и собственной свободы Пётр I вынужден был пойти на заключение невыгодного мира. По условиям договора ему надлежало все города, взятые у турок, отдать, а новопостроенные разорить. Россия лишилась выхода в Азовское море, одноимённый военный флот без морской базы был обречён на медленное умирание. Но Россия не отказалась от стратегически важного и богатого ресурсами региона, на время отступив в земли Войска Донского.
Рис. 2. Крепости Северо-Восточного Приазовья в 1696-1711 гг. Ситуационный план.
Александр, что вы такой объем материала в комментарии выкладываете? Давайте отдельными публикациями лучше, админ вам откроет уверен.
Конечно Александр, открою вам роль редактора с удовольствием.
Область моих исследований - это город Валуйки 17 века и Белгородская черта. Истории Азова я коснулся в связи с организацией Азовских походов. Но сегодня эта тема закончена, продолжения нет и пока не предвидется. В размещении материала на сайте - оставить в коммментариях, выделить в отдельную тему или еще как - это на усмотрение администраторов. А в даче мне каких-то дополнительных прав на сайте не вижу особого смысла, спасибо.
В 2020 г. в журнале "Белгородская черта: сборник статей и материалов по истории Белгородской оборонительной черты" (Белгород) была статья "Полки Белгородского разряда в Азовском походе 1696 года. Сбор ратников в городе Волуйке". Но там больше про полки и движение их к Азову. Наверное, где-то есть в свободном доступе, кому интересно, может поискать. Или отсканирую, перешлю.
Была статья про город Сергиев и каланчи, помните? Третья статья - про струговое дело в Воронеже. Если что-то и осталось у меня по Азову, то постараюсь в дальнейшем вставлять в комментарии.
Спасибо Александр.
Слободское казачество исследуете?
Кстати, часть турецкого проекта (5) сохранилась.
Это предположение?
На этой карте? Прамы, ведущие обстрел города с реки. Правда, их больше трех никогда не действовало. (В своей статье я это описал)...
Да, такая версия тоже существует.
А что за карта? Кто автор?
Есть две карты - европейская гравюра 1736 г. и ее русская версия, см тему Каланчи.
Здравствуйте, прошу прощения за то что пишу тут, почту не нашел. Очень нравится контент Вашего сайта. Хотел бы быть немного полезен. web-программист на общественных началах не нужен?
Здравствуйте GTeeam. Мы всем рады. Сейчас подумаем.
Уважаемый автор!
Как-нибудь на досуге выясните разницу между словами "кампания" и "компания". А потом проверьте, верное ли слово Вы использовали в своём тексте.
Оставить комментарий