Каланчи

О двух каланчах с пушками, построенных турками по берегам Дона для недопущения выхода казаков в Азовское море, я знал давно. Но реально представил их только после посещения развалин крепости Лютик на Мертвом Донце. Остатки каменных крепостных стен среди занесенного снегом камыша перевели каланчи в моем сознании из абстрактной истории в осязаемое состояние.

Напомню, что крепость Лютик была построена турками с той же целью, что и каланчи. Для преграды казакам, стремившимся на благославенные просторы Черного и Азовского морей, где морской разбой был делом прибыльным и неопасным

Здесь рассказ о путешествии к Лютику

Но к каланчам я ехать не собирался. Все источники, а также и мои знакомые старожилы Елизаветинской, говорили, что от каланчей ничего не осталось, а если что и осталось, то эти остатки уничтожены паромной переправой, существовавшей на их месте в первой половине ХХ века, и ЛЭП, существующей сейчас.

Посетив в очередной раз Азовский историко-археологический и палеонтологический музей, с восторгом увидел реконструкцию каланчей, выполненную учителем и учениками одной из азовских школ.

Великолепно! Хоть и пришлось пренебречь масштабом.

А представить масштаб мне помогло фото Бориса Панасюка. Каланчи стояли как раз на месте опор ЛЭП, но были значительно ниже их. Думаю, их высота не превышала 10-12 метров. Такой вид открывался казакам, которые рисковали проскочить мимо каланчей.

Приведу рассказ, которым Борис сопроводил это фото.

«На снимке место, где в XVII веке турки, изрядно напуганные казачьей доблестью Азовского осадного сидения 1641 года, выстроили две башни-каланчи. Башни щетинились пушками и, вдобавок, были соединены массивными «цепями» (вернее, системой бревно-цепь-бревно, типа сосисек), напрочь перегораживающими Дон. Казаки, чтобы пощекотать туркам нервы, по ночам спускали брёвна по Дону; те натыкались на «цепи». «Цепи» начинали греметь; турки приходили в возбуждение, начинали суетиться и готовиться к отражению атаки. Говорят, что как раз в это время и был тайком прокопан Казачий Ерик, через который можно было проникнуть в Азовское море, минуя Каланчи... Мертвый Донец турки перекрыли такой же системой пушки-«цепи», выстроив мощную крепость Лютик...

Так вот, эти вышки ЛЭП проектировщики поставили недалеко от фундаментов тех, турецких каланчей. И сегодня, проплывая по Дону и имея немного воображения, можно живо представить, как это было 350 лет назад...»

Но ехать я все еще не собирался. И тут Андрей Колоколов находит уникальную информацию о каланчах, в том числе и турецкую, в том числе и выясняет названия каланчей. Оказывается каланчу на правом береге называли Султанийе ( Каланча Крымская), а на левом берегу - Шахи ( Каланча Кубанская)

Ну как не поехать!

Но сначала коротко вспомним историю.

1605-1613 года. Смутное время на Руси. Казаки, недовольные московской властью, участвуют в походах Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II.

1613 г. Конец смуты. На престол восходит Михаил Романов. Казаки в опале.

1620-е, 1630-е года. Активная турецкая экспансия в северное приазовье и, как следствие, нарастание конфронтации между Турцией и Россией.

1637-й год. Казаки захватывают турецкую крепость и торговый город Азов и удерживают его до 1642 г.

Михаил Романов прощает казакам прошлые обиды и начинает активно им помогать. Менее известно, что Персия, которой турки, как и России, стали поперек горла, так же помогала казачьему войску.

1642-й год. Московское правительство не решается включить Азов в состав России. Казаки оставляют крепость. Турки восстанавливают контроль над краем, и, чтобы не допустить выход казаков свои тылы, запечатывают Дон, построив каланчи у Елизаветинской и Лютик на Мертвом Донце.

Едем.

Но подобраться к каланчам оказалось не просто. Упираемся в канал, потом в болото, потом опять в канал и опять в болото.

В результате бросаем машины и штурмуем пойменные топи в забродах.

Опоры ЛЭП- плохой ориентир. Они далеко. Помятуя, что на месте каланчей долгое время существовала паромная переправа, делаем предположение, что полузавалившиеся старинные столбы ведут к ней.

Вот мы у ЛЭП.

Я горячий сторонник соблюдения всех правил техники безопасности, особенно электробезопасности. Но не подняться на опору и не увидеть ту картину, которую видели турецкие канониры, не мог.

Дух захватило.

Вид во все стороны великолепный.

А это Ростов. Белый массив в левой части горизонта – Ливенцовка.

Но остатков каланчей не видно. Откровенно, мы и не надеялись что-то найти в камышовом море, поваленном недавним наводнением.

Исследуем окрестность. Находим небольшой песчанный холм, поросший ивняком.

Первый шаг и под ногой вижу ржавую полоску железа. Обломок ятагана!!! Невероятно!!! Нет, советский напильник. Но что ему здесь делать? Память о паромной переправе?

Песчаный холм не наносной, искусственный. Может такое быть, что строители паромной переправы использовали насыпь, оставшуюся от каланчей? Может. Но пока выводов не делаем.

Возвращаемся. Место великолепное. Планов на будущее – море.

В заключение моя реконструкция. На картинке командир гарнизона каланчи Султанийе, сохраняя надменный вид, внутренне дрожит от ужаса, наблюдая, как отряд казаков на чайках приближается к каланчам.

PS. Очень важно! Если у вас нет хотя бы третьей группы допуска по электробезопасности, и вы не знаете, какую опасность представляет собой линия электропередачи с напряжением сто десять тысячь вольт, не поднимайтесь на опору. Пожалуйста.

Stanichnik (26.03.17 22:20)

Я тему создал специально по укреплениям в дельте. Стоит перенести туда обсуждение этой темы. И ране написанные комментарии, пока их не много,тоже стоит туда перенести. А здесь пусть останутся только каланчи.

Игорь (26.03.17 22:32)

Переносите. Вы - хозяин.

Stefan (30.03.17 19:57)

Довольно интересный план. Здесь вроде бы не выставляли. Или я проглядел.

Игорь (30.03.17 20:04)

Проглядели.

Игорь (01.04.17 14:14)

Ну раз пошла песня про другие укрепления, то вот на Ригельмановской карте есть еще. О них, по моему, не упоминалось сдесь. 

Stanichnik (01.04.17 17:11)

Карта с укреплениями на Азовке была, но другая. 

Игорь (01.04.17 18:56)

Скопинский редут и Скопинская крепость, ankol1 писал, что они возле Овощного на кургане.

Stefan (01.04.17 18:44)

На этой они тоже есть.

Stefan (01.04.17 19:38)

И здесь тоже они есть. Зато каланчей - нет.

Игорь (01.04.17 20:09)

Эта карта, вообще много вопросов вызывает. Барьерная земля есть, ер.Казачий - не ерик. И раскрска цветными карандашами! Ерики названы ручьями! И линии берегов и ериков больше совпадает с современными. Подделка начала 20 века?

Stefan (01.04.17 21:13)

Возможно и подделка (или копия со старинного оригинала, но осовремененная). По времени изображения объектов на карте - это 60-е годы 18 века. Обратите внимание - еще нет Нахичевана, но есть слобода Полуденка. Ну и Барьерная земля. Интересно, что Узяк назван Топовым. На карте куча всяких надписей. Хорошо бы все прочесть, но разрешение желает лучшего. Вот ее полный вариант.

Stefan (01.04.17 21:26)

Кстати, на ней не только ручьи, есть и ерики.

Игорь (02.04.17 13:58)

Похоже "Паповь Узяк", т.е. Попов Узяк. (Узя - тюрское "река", по-идее должна быть с прилагательным)

Интересна схема батареии на Запертом ерике. Нет Нахичеввани и Сурб Хача. Для Stanichnika показаны мельницы. Много интересных названий. Спасибо. (В шрифте ТТ читать как П, I I как К)

Гость (02.04.17 14:33)

Да вот кто его знает - Попов, или Топов? В дневнике Ласси - назывался Топов. Тем более, карта, как вы сами заметили, странная. Могли и ошибиться.

Stanichnik (02.04.17 16:45)

Да, карта очень интересная. Остатки мельниц стоит поискать. А на Скопином кургане я был, видимых следов фортификации там нет. 

Игорь (01.04.17 19:38)

Спасибо. 1. Редут утрачен полностью. 2. От крепостицы остались тропинки по валам и курган.

Игорь (21.10.17 20:08)

Нашел еще пару карт. С межевочной точностью указан ерик Посольский.

Stefan (22.10.17 10:15)

Так я вроде бы их уже выставлял, или это похожие?

Игорь (22.10.17 12:18)

Возможно, лень было листать все ветки.

P.S. Точно Stefan! Память у меня как у золотой рыбки!

Игорь (21.07.18 18:22)

Вот такое нашел. https://www.prlib.ru/item/433415

Stanichnik (21.07.18 19:17)

От каланчей и следа нет.

Игорь (21.07.18 20:00)

Это да. Но есть Посольский ерик и чудесное описание оного. 

Александр Ч. (23.07.18 12:00)

На карте обратил внимание на переправу у Елизаветовской. В 1830 г. она была напротив станицы, в 20 веке тоже. А на межевых картах (см. выше) примерно того же времени переправа ниже по течению. Значит, переправу перенесли? Что-нибудь про это известно?

Эх! Карты, карты... Пытались мы каланчи привязать к ерикам Посольскому, Широкому, переправе через Дон. Как будто специально, чтобы запутать исследователей, их изображали на картах не постоянно, по-разному. Оттого такая неразбериха и получилась. С Посольским и Широким мы более-менее разобрались. При Петре 1 переправа была наведена на судах и находилась около каланчей. А в более позднее время перправа была паромная. О последней известно гораздо больше, чем про первую. 

Stanichnik (22.07.18 19:01)

Мне кажется, что на карте 1830 г. и на других показаны паромы. А на межевой карте - плашкоутный мост. Причем примерно там, где мы пытались искать затопленные плашкоуты во время экспедиции к Потаенному люнету.

Игорь (22.07.18 22:08)

Вы искали плашкоуты? Нашли? Их же вроде хорошо видно на снимках. Правда, у Шахи.

Stanichnik (22.07.18 22:12)

Да, примерно так. Они на определенной глубине. Похоже на сгнившее дерево.

Игорь (22.07.18 22:15)

"Они на определенной глубине" в воде? В земле?

Stanichnik (22.07.18 22:26)

В земле. Щуп на определенной глубине "чувствует" что то очень похожее на дерево. Вероятно их бросили на берегу, потом многочисленные паводки "затянули" их. Надо копать шурф, что бы убедится в том, что и так ясно.

Игорь (22.07.18 22:28)

Я так понимаю, на стрелке? ... Класс ...

 

Александр Ч. (24.12.19 12:11)

В журнале "История военного дела: исследования и источники" опубликована статья о каланчах и городе Сергиеве:

Ссылка для печатных изданий: Чепухин А.Г. К истории Азовских походов Петра I: «Сергиев город, что на Дону у каланчинских башен» [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2019. — Специальный выпуск X. Азовские походы 1695 и 1696 гг. — Ч. I.  — C. 23-68 <http://www.milhist.info/2019/12/23/chepyxin_2> (23.12.2019).

Скачивать PDF файл через "сохранить как".

Статью отправил в середине 2017 г., публикацию пришлось ждать 2,5 года. Хочу поблагодарить всех участников сайта, принявших участие в обсуждении донских башен-каланчей. Результаты наших споров отражены в статье, ссылка на сайт дана, карты и рисунки использованы с разрешения правообладателей. Всем спасибо!

В этом году отправил еще статью в журнал, про форты Донской дельты Петровской эпохи. Как напечатают, сообщу. Кроме этого, есть интересный архивный материал по Азовским походам, исследования продолжаются...

 

Stanichnik (24.12.19 20:06)

Александр, поздравляю вас от души.Думаю,теперь когда статья вышла, стоит поместить её здесь, на Мертиде.

Александр Ч. (24.12.19 21:40)

Спасибо за поздравление. Несомненно, немалую часть статьи мы создавали вместе с участниками сайта. Сколько было споров, обсуждений. Можно сказать, совместная работа. Здорово! Конечно, статью можно разместить на Меотиде. Андрей, сделайте это. Файл доступен для скачивания в журнале. 

Денис (08.10.21 09:33)

Здравствуйте. При сильном сгоне воды обнаружились верхушки больших камней на глубине 2 метра!!! в районе базы отдыха "Стрелка". Готов предоставить видео. Мой ватсап 89518238043

Андрей Станишник (08.10.21 12:25)

Очень интересно. Написал вам.

Heach (08.10.21 17:38)

Река обмелела сильно.

Stanichnik (09.10.21 04:48)

Вот, что видно на присланном Денисом эпизоде. Примерно в устье Каланчи, напротив базы "Стрелка", из воды показался один или два крупных камня. На космоснимке в этом месте можно угадать отмель. 

На кадре из видео, я обозначил этот камень стрелкой.На первом космоснимке обвел это место кругом. Мог ошибиться, поправьте меня.

На втором космоснимке указал месторасположение каланчей и звездочкой поменьше, место камня.

Теперь надо смотреть и сравнивать старые карты.

Heach (09.10.21 10:16)

Теперь понятно почему "Стрелка" ;)

Игорь (09.10.21 21:05)

Сложно сказать, что это. Возможно притопленный бакен или топляк. Но мели там нет. 

Stanichnik (09.10.21 21:29)

Место это с очень богатой и даже бурной историей. Может быть всё, что угодно. Надо плыть к этому камню и пытаться понять, что это. Лодки у меня нет.

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.