Каланчи
О двух каланчах с пушками,
построенных турками по берегам Дона для недопущения выхода казаков в Азовское
море, я знал давно. Но реально представил их только после посещения развалин
крепости Лютик на Мертвом Донце. Остатки каменных крепостных стен среди
занесенного снегом камыша перевели каланчи в моем сознании из абстрактной
истории в осязаемое состояние. Напомню, что крепость Лютик
была построена турками с той же целью, что и каланчи. Для преграды казакам,
стремившимся на благославенные просторы Черного и Азовского морей, где морской разбой был делом прибыльным и неопасным Здесь рассказ о путешествии к Лютику Но к каланчам я ехать не
собирался. Все источники, а также и мои знакомые старожилы Елизаветинской,
говорили, что от каланчей ничего не осталось, а если что и осталось, то эти
остатки уничтожены паромной переправой, существовавшей на их месте в первой
половине ХХ века, и ЛЭП, существующей сейчас. Посетив в очередной раз
Азовский историко-археологический и палеонтологический музей, с восторгом
увидел реконструкцию каланчей, выполненную учителем и учениками одной из азовских
школ. Великолепно! Хоть и
пришлось пренебречь масштабом. А представить масштаб мне
помогло фото Бориса Панасюка. Каланчи стояли как раз на месте опор ЛЭП, но были
значительно ниже их. Думаю, их высота не превышала 10-12 метров. Такой вид
открывался казакам, которые рисковали проскочить мимо каланчей. Приведу рассказ, которым Борис
сопроводил это фото. «На снимке место, где в XVII веке турки, изрядно
напуганные казачьей доблестью Азовского осадного сидения 1641 года, выстроили
две башни-каланчи. Башни щетинились пушками и, вдобавок, были соединены
массивными «цепями» (вернее, системой бревно-цепь-бревно, типа сосисек), напрочь
перегораживающими Дон. Казаки, чтобы пощекотать туркам нервы, по ночам спускали
брёвна по Дону; те натыкались на «цепи». «Цепи» начинали греметь; турки
приходили в возбуждение, начинали суетиться и готовиться к отражению атаки.
Говорят, что как раз в это время и был тайком прокопан Казачий Ерик, через
который можно было проникнуть в Азовское море, минуя Каланчи... Мертвый Донец
турки перекрыли такой же системой пушки-«цепи», выстроив мощную крепость
Лютик... Так вот, эти вышки ЛЭП проектировщики поставили недалеко
от фундаментов тех, турецких каланчей. И сегодня, проплывая по Дону и имея
немного воображения, можно живо представить, как это было 350 лет назад...» Но ехать я все еще не собирался. И тут Андрей Колоколов
находит уникальную информацию о каланчах, в том числе и турецкую, в том числе и
выясняет названия каланчей. Оказывается каланчу на правом береге называли Султанийе ( Каланча Крымская), а на левом
берегу - Шахи ( Каланча Кубанская) Ну как не поехать! Но сначала коротко вспомним
историю. 1605-1613 года. Смутное
время на Руси. Казаки, недовольные московской властью, участвуют в походах
Лжедмитрия Iи
Лжедмитрия II. 1613 г. Конец смуты. На престол восходит Михаил Романов.
Казаки в опале. 1620-е, 1630-е года. Активная
турецкая экспансия в северное приазовье и, как следствие, нарастание
конфронтации между Турцией и Россией. 1637-й год. Казаки захватывают турецкую крепость и торговый
город Азов и удерживают его до 1642 г. Михаил Романов прощает казакам прошлые обиды и
начинает активно им помогать. Менее известно, что Персия, которой турки, как и
России, стали поперек горла, так же помогала казачьему войску. 1642-й год. Московское правительство не решается включить
Азов в состав России. Казаки оставляют крепость. Турки восстанавливают контроль
над краем, и, чтобы не допустить выход
казаков свои тылы, запечатывают Дон, построив каланчи у Елизаветинской и Лютик
на Мертвом Донце. Едем. Но подобраться к каланчам
оказалось не просто. Упираемся в канал, потом в болото, потом опять в канал и
опять в болото. В результате бросаем машины
и штурмуем пойменные топи в забродах. Опоры ЛЭП- плохой ориентир.
Они далеко. Помятуя, что на месте каланчей долгое время существовала паромная
переправа, делаем предположение, что полузавалившиеся старинные столбы ведут к
ней. Вот мы у ЛЭП. Я горячий сторонник
соблюдения всех правил техники безопасности, особенно электробезопасности. Но
не подняться на опору и не увидеть ту картину, которую видели турецкие канониры,
не мог. Дух захватило. Вид во все стороны
великолепный. А это Ростов. Белый массив
в левой части горизонта – Ливенцовка. Но остатков каланчей не
видно. Откровенно, мы и не надеялись что-то найти в камышовом море, поваленном
недавним наводнением. Исследуем окрестность.
Находим небольшой песчанный холм, поросший ивняком. Первый шаг и под ногой вижу
ржавую полоску железа. Обломок ятагана!!! Невероятно!!! Нет, советский
напильник. Но что ему здесь делать? Память
о паромной переправе? Песчаный холм не наносной,
искусственный. Может такое быть, что строители паромной переправы использовали
насыпь, оставшуюся от каланчей? Может. Но пока выводов не делаем. Возвращаемся. Место
великолепное. Планов на будущее – море. В заключение моя
реконструкция. На картинке командир
гарнизона каланчи Султанийе, сохраняя надменный вид, внутренне дрожит от ужаса,
наблюдая, как отряд казаков на чайках приближается к каланчам. PS. Очень важно! Если у вас
нет хотя бы третьей группы допуска по электробезопасности, и вы не знаете, какую
опасность представляет собой линия электропередачи с напряжением сто десять
тысячь вольт, не поднимайтесь на опору. Пожалуйста.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 11326 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.11.2014 | Комментарии (369)
Stefan (24.03.17 17:35) |
|
Есть такая карта г-на Краснякского. А в нижнем левом углу - весьма примитивная, с обозначением укреплений - наших и турецких. А два редута на Каланче - это с петровских времен?
|
Игорь (24.03.17 18:37) |
|
Были два редута Петровских времен или чуть позже, но на Старом Дону, а не на Каланче. Примерно в этом месте, но южнее. Откуда информация - не помню. Даже пытался их найти по спутнику.
|
Stefan (24.03.17 19:39) |
|
Однозначно были. Не знаю, как насчет петровских времен (есть и такая версия), но точно возводились в 1736 году, во время очередной осады Азова. Судя по описанию из журнала Ласси, один из них (под названием Левашев, по фамилии генерала, бывшего под Азовом) был возведен в устье Узяка (Узяк - по сути, как и Аксай - протока, выходящая из Дона и в Дон впадающая; батарея строилась в нижнего устья), вторая батарея (или редут, по документам) - напротив, на правом берегу Дона, видимо, в месте отделения ерика Запертой. Шесть малых прамов позже прошли через каланчу (?) через взморье на Старый Дон и встали в линию между батареями "бортами к неприятелю" - не тому, что в Азове, а возможному турецкому флоту с моря.
В районе хутора Донской есть, якобы тоже батарея - ее выдают за петровскую. Уж не совпадает ли она с "Левашевым"?
Гораздо больше непоняток с передовыми батареями времен Крымской войны. Летом 55-го их было две - по 3 орудия на островах Перебойном и Маслова. Есть некоторые предположения, что позже их перенесли дальше от взморья по обеим берегам р. Переволоки. Но это долгая история - сразу не расскажешь.
Уж не их ли Краснянский набросал на карту, если предположить, что на стой примитивной "карте" не Каланча, а Кутюрьма-Переволока?
|
Stefan (30.03.17 17:53) |
|
Изображения из этой книги. Батареи-то, вроде, разные.
|
Игорь (30.03.17 19:47) |
|
Да, батареии разные. Но. На снимке LW на месте шанца - Дон. С его местоположением - большой вопрос.
|
Игорь (30.03.17 20:04) |
|
Зато на батарею, аж два кандидата.
|
Stefan (30.03.17 21:00) |
|
Интересно, каких она (они) времен. В этой книге безаппеляционно говорится - с Азовских походов Петра. А мне кажется, что это и есть редуты 1736 года. Правда, по тексту дневника Ласси они делались "на взморье". Сомнительно - там и тогда были сплошные камыши и болота. Да и сильно отдалять их от осадного корпуса под Азовом - не слишком дальновидно.
|
Игорь (30.03.17 21:30) |
|
Ну, вообщем-то, с Петровскиих времен. Возможно их использовали повторно. Места-то - козырные (с тактической точки зрения).
|
Stanichnik (26.03.17 22:20) |
|
Я тему создал специально по укреплениям в дельте. Стоит перенести туда обсуждение этой темы. И ране написанные комментарии, пока их не много,тоже стоит туда перенести. А здесь пусть останутся только каланчи.
|
Stefan (30.03.17 19:57) |
|
Довольно интересный план. Здесь вроде бы не выставляли. Или я проглядел.
|
Игорь (01.04.17 14:14) |
|
Ну раз пошла песня про другие укрепления, то вот на Ригельмановской карте есть еще. О них, по моему, не упоминалось сдесь.
|
Stanichnik (01.04.17 17:11) |
|
Карта с укреплениями на Азовке была, но другая.
|
Игорь (01.04.17 18:56) |
|
Скопинский редут и Скопинская крепость, ankol1 писал, что они возле Овощного на кургане.
|
Stefan (01.04.17 19:38) |
|
И здесь тоже они есть. Зато каланчей - нет.
|
Игорь (01.04.17 20:09) |
|
Эта карта, вообще много вопросов вызывает. Барьерная земля есть, ер.Казачий - не ерик. И раскрска цветными карандашами! Ерики названы ручьями! И линии берегов и ериков больше совпадает с современными. Подделка начала 20 века?
|
Stefan (01.04.17 21:13) |
|
Возможно и подделка (или копия со старинного оригинала, но осовремененная). По времени изображения объектов на карте - это 60-е годы 18 века. Обратите внимание - еще нет Нахичевана, но есть слобода Полуденка. Ну и Барьерная земля. Интересно, что Узяк назван Топовым. На карте куча всяких надписей. Хорошо бы все прочесть, но разрешение желает лучшего. Вот ее полный вариант.
|
Stefan (01.04.17 21:26) |
|
Кстати, на ней не только ручьи, есть и ерики.
|
Игорь (02.04.17 13:58) |
|
Похоже "Паповь Узяк", т.е. Попов Узяк. (Узя - тюрское "река", по-идее должна быть с прилагательным)
Интересна схема батареии на Запертом ерике. Нет Нахичеввани и Сурб Хача. Для Stanichnika показаны мельницы. Много интересных названий. Спасибо. (В шрифте ТТ читать как П, I I как К)
|
Гость (02.04.17 14:33) |
|
Да вот кто его знает - Попов, или Топов? В дневнике Ласси - назывался Топов. Тем более, карта, как вы сами заметили, странная. Могли и ошибиться.
|
Stanichnik (02.04.17 16:45) |
|
Да, карта очень интересная. Остатки мельниц стоит поискать. А на Скопином кургане я был, видимых следов фортификации там нет.
|
Игорь (01.04.17 19:38) |
|
Спасибо. 1. Редут утрачен полностью. 2. От крепостицы остались тропинки по валам и курган.
|
Игорь (21.10.17 20:08) |
|
Нашел еще пару карт. С межевочной точностью указан ерик Посольский.
|
Stefan (22.10.17 10:15) |
|
Так я вроде бы их уже выставлял, или это похожие?
|
Игорь (22.10.17 12:18) |
|
Возможно, лень было листать все ветки.
P.S. Точно Stefan! Память у меня как у золотой рыбки!
|
Stanichnik (21.07.18 19:17) |
|
|
Игорь (21.07.18 20:00) |
|
Это да. Но есть Посольский ерик и чудесное описание оного.
|
Александр Ч. (23.07.18 12:00) |
|
На карте обратил внимание на переправу у Елизаветовской. В 1830 г. она была напротив станицы, в 20 веке тоже. А на межевых картах (см. выше) примерно того же времени переправа ниже по течению. Значит, переправу перенесли? Что-нибудь про это известно?
Эх! Карты, карты... Пытались мы каланчи привязать к ерикам Посольскому, Широкому, переправе через Дон. Как будто специально, чтобы запутать исследователей, их изображали на картах не постоянно, по-разному. Оттого такая неразбериха и получилась. С Посольским и Широким мы более-менее разобрались. При Петре 1 переправа была наведена на судах и находилась около каланчей. А в более позднее время перправа была паромная. О последней известно гораздо больше, чем про первую.
|
Stanichnik (22.07.18 19:01) |
|
Мне кажется, что на карте 1830 г. и на других показаны паромы. А на межевой карте - плашкоутный мост. Причем примерно там, где мы пытались искать затопленные плашкоуты во время экспедиции к Потаенному люнету.
|
Игорь (22.07.18 22:08) |
|
Вы искали плашкоуты? Нашли? Их же вроде хорошо видно на снимках. Правда, у Шахи.
|
Stanichnik (22.07.18 22:12) |
|
Да, примерно так. Они на определенной глубине. Похоже на сгнившее дерево.
|
Игорь (22.07.18 22:15) |
|
"Они на определенной глубине" в воде? В земле?
|
Stanichnik (22.07.18 22:26) |
|
В земле. Щуп на определенной глубине "чувствует" что то очень похожее на дерево. Вероятно их бросили на берегу, потом многочисленные паводки "затянули" их. Надо копать шурф, что бы убедится в том, что и так ясно.
|
Игорь (22.07.18 22:28) |
|
Я так понимаю, на стрелке? ... Класс ...
|
Александр Ч. (24.12.19 12:11) |
|
В журнале "История военного дела: исследования и источники" опубликована статья о каланчах и городе Сергиеве:
Ссылка для печатных изданий: Чепухин А.Г. К истории Азовских походов Петра I: «Сергиев город, что на Дону у каланчинских башен» [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2019. — Специальный выпуск X. Азовские походы 1695 и 1696 гг. — Ч. I. — C. 23-68 <http://www.milhist.info/2019/12/23/chepyxin_2> (23.12.2019).
Скачивать PDF файл через "сохранить как".
Статью отправил в середине 2017 г., публикацию пришлось ждать 2,5 года. Хочу поблагодарить всех участников сайта, принявших участие в обсуждении донских башен-каланчей. Результаты наших споров отражены в статье, ссылка на сайт дана, карты и рисунки использованы с разрешения правообладателей. Всем спасибо!
В этом году отправил еще статью в журнал, про форты Донской дельты Петровской эпохи. Как напечатают, сообщу. Кроме этого, есть интересный архивный материал по Азовским походам, исследования продолжаются...
|
Stanichnik (24.12.19 20:06) |
|
Александр, поздравляю вас от души.Думаю,теперь когда статья вышла, стоит поместить её здесь, на Мертиде.
|
Александр Ч. (24.12.19 21:40) |
|
Спасибо за поздравление. Несомненно, немалую часть статьи мы создавали вместе с участниками сайта. Сколько было споров, обсуждений. Можно сказать, совместная работа. Здорово! Конечно, статью можно разместить на Меотиде. Андрей, сделайте это. Файл доступен для скачивания в журнале.
|
СКЕПТИК (11.08.23 19:10) |
|
Забавно. Александр! А зачем Вы писали эту статью в 1017 г., если за год до этого уже была опубликован доклад другого автора на ту же тему, написанный на основе того же архивного материала: Аваков П.А. Две твердыни: Азов и Сергиев между первым и вторым Азовскими походами 1695–1696 гг. // Война и воинские традиции в культурах народов России (V Токаревские чтения): Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 6–7 мая 2016 г.) Ростов н/Д., 2016. С. 65–70.
Эта публикация есть в открытом доступе в сети. Странно, что вы ее не нашли и не сослались. Или не странно?))
|
Денис (08.10.21 09:33) |
|
Здравствуйте. При сильном сгоне воды обнаружились верхушки больших камней на глубине 2 метра!!! в районе базы отдыха "Стрелка". Готов предоставить видео. Мой ватсап 89518238043
|
Андрей Станишник (08.10.21 12:25) |
|
Очень интересно. Написал вам.
|
Stanichnik (09.10.21 04:48) |
|
Вот, что видно на присланном Денисом эпизоде. Примерно в устье Каланчи, напротив базы "Стрелка", из воды показался один или два крупных камня. На космоснимке в этом месте можно угадать отмель.
На кадре из видео, я обозначил этот камень стрелкой.На первом космоснимке обвел это место кругом. Мог ошибиться, поправьте меня.
На втором космоснимке указал месторасположение каланчей и звездочкой поменьше, место камня.
Теперь надо смотреть и сравнивать старые карты.
|
Heach (09.10.21 10:16) |
|
Теперь понятно почему "Стрелка" ;)
|
Игорь (09.10.21 21:05) |
|
Сложно сказать, что это. Возможно притопленный бакен или топляк. Но мели там нет.
|
Stanichnik (09.10.21 21:29) |
|
Место это с очень богатой и даже бурной историей. Может быть всё, что угодно. Надо плыть к этому камню и пытаться понять, что это. Лодки у меня нет.
|
Чай (23.08.23 09:58) |
|
Вот это расследование.
Захватывающая история. Надеюсь будет продолжение
|
Stanichnik (23.08.23 19:53) |
|
Чай, спасибо за то, что напомнили это время. С удовольствием вспомнил как мы утюжили донские берега в поисках Султание и Шахи.
|
Stanichnik (23.08.23 19:59) |
|
|
Дмитрий 161 (25.06.24 22:39) |
|
47.118890,39.465061
Посмотрите здесь. Видны контуры стен и посредине типа возвышенности. На месте крепости на острове донском база Стрелка ныне находиться.
|
Stanichnik (25.06.24 23:31) |
|
|
Stanichnik (25.06.24 23:33) |
|
А вообще на этом сайте около двух десятков материалов посвящены каланчам. И в некоторых из них до пятисот комментариев. В поле сайта есть окно "поиск" в правом верхнем углу. Введите там слово "каланчи".
|
Гость (13.07.24 22:37) |
|
Возможно уже было в одной из тем про башни.
Я не видел пока данной информации.На всякий случай,напишуу
Петр Аваков рассказывает,что собираемые в Воронежской области корабли Петра 1,во время 2Азовского похода спускались по Дону частично разукомплектованные(без парусов,без части мачт). Доукомплектовывались,как раз в главном перевалочном пункте-базе(ставке),возле каоанчинских башен. Как подтверждение словам,нашел данные зарисовки
|
Stanichnik (13.07.24 22:52) |
|
Интересная деталь. Этих рисунков ранее в обсуждении не было. Но Сборка кораблей требует не дней, а недель. Я не помню, когда наши войска захватили каланчи? Был ли там достаточный промежуток времени?
|
Гость (14.07.24 00:08) |
|
Вот здесь пишут немного,про недостройку кораблей.постепенный спуск на воду.
15 мая корабль Петра прибыл в Черкасск.18 в Ново-сергиевск. В начале июня подходят полки Гордона к Азову, 7 го июня приказ-вести шанцы,делать раскаты,щаводить артиллерию.16 июня артиллерия начала работу.
Каланчи,насколько помню,еще и при 1 походе вщяли,сделали из них укрепления.
|
Гость (14.07.24 00:11) |
|
да,нашел-в сентября 1695 каланчи укрепили и назвали их Новосергиевским городом.
|
Stanichnik (16.07.24 16:31) |
|
16 июля 1695 - Под Азовом "бомбардир" Петр I впервые в жизни принял участие в настоящем бою. Петр лично руководил стрельбой батареи из 8 мортир, поставленных в 400 метрах от крепости.Подступ к крепости запирался двумя башнями, расположенными на противоположных берегах Дона. Одну башню удалось взять неожиданно атакой. Другую башню бомбардиры решили подвергнуть двух дневному артиллерийскому обстрелу. Затем горсть храбрецов во главе с бомбардиром Хабаровым подкралась к башне и ворвалась в нее. В короткой схватке они уничтожили остатки гарнизона, сорвав развевавшийся на ней турецкий флаг. Таким образом, русские овладели башней.Флаг передали Петру как первый трофей в борьбе за Азов. Взятию башен было крупной победой русских войск, в частности петровских бомбардиров. Петр сам признавал, что только с этого времени он получил право носить звание бомбардира. Он говорил "о начале службы с первого Азовского похода бомбардиром, когда каланчи взяты".
|
Гость (19.07.24 20:43) |
|
А тут пишут,что еще 8 и 9 он бомбардировал гарнизон Азака)
А про каланчи,пишут,что казаки главную роль сыграли-они пушками разносили 2ю башню.
А главный склад снарядов и продовольствия-в устье Койсуга.
|
Константин91 (14.07.24 00:14) |
|
Это все из книжки Азовские походы Петра 1 Лунин,Потапов и привел скриншоты.Очень интересная книга!
|
Stanichnik (14.07.24 17:51) |
|
К этому надо добавить, что в устье Темерника была мастерская по ремонту судов. А у Гнилой тони пытались организовась верфь. Строить корабли в разное время пытались в Синявской. Весь нижний Дон был судостроительным.
|
Гость (14.07.24 14:12) |
|
Чертежи ковчега интересуют. Дайте ссылку.
|
Константин91 (19.08.24 00:36) |
|
Здесь ранее выкладывали чертеж Петра 1.
Выкладываю его же,но с переведенными комментариями.
Судя по всему,Петром изображены события,начавшиеся 14 июня(построение турецких кораблей против галер Петра).
А сам выход Петровских галер в залив стал возможен 27 мая,когда пришла вода (Лоцманами были, так же-Донцы).
Казаки же,на своих легких чайках,с малой осадкой прошли по Кутерьме еще 19 мая,а вечером 20 мая состоялся первый очень успешный бой казаков с турками и захват 10 тунбасов у последних. Петр,кстати,был очень раздосадован и подавлен тк самолично не присутствовал на заливе и был в Новосергиевске,пока казаки славно брали на абордаж тур.суда. Галеры Петра не смогли пройти ввиду сгоеа воды,а 19 мая было слишком рано выходить в залив,тк надо было подпустить тур.корабли поближе.
Зато потом появилась картина,где Петр ведет за собой казаков на абордаж тур.галер))))
|
Андрей Станичник (19.08.24 07:26) |
|
Я так понимаю, согласно карте, именно в устье Кутерьмы, в лесу Пётр поставил 40 пушек, которые разбили турецкий флот. Но там топкие берега и нет леса.
|
Константин91 (19.08.24 12:20) |
|
Насколько я понимаю,никакие пушки с Караярского острова или с иноно какого места в устье Дона,не громили турецкий флот. Это мистификация,как и участие Петра в морском сражении.В мае казаки взяли на абордаж тумбасы,а в июне-тур.флот выстроился напротив Азов,перед русским и не решался на какие либо действия по высадке подкреплений азовцам. Постояв,возможно,предприняв попытку,поняв,что дело гиблое-турки развеонулись и ушли обратно.
Пушки не шибко дальнобойные,а тут надо ,получается,еще и через линию своих галер "перекинуть" ядра. Грамотной блокады оказалось достаточно.
Прикреплю парочку атмосферных картин на тему)
|
Stanichnik (19.08.24 19:27) |
|
То есть две пунктирные линии на карте, это две линии кораблей?
|
Константин91 (19.08.24 23:20) |
|
Да,это корабли.
Тут какой то собирательный рисунок.
Исходя из пункта 1- изображен бой казаков на 40 стругах-чайках с тумбасами и галерами турков.Но назвать этот флот царским нелепо. 20 мая это было.
26 мая в залив начала выходит уже эскадра Петра 1 -на рейд,для блокады Азова извне.
Со 2го по 12 июня эскадра продолжала пополняться еще 3мя отрядами галер,выстроившимися в линию,для блока гирл.
14 июня 24 османских корабля приблизились к рейду царских галер и стали на якорь для оценки дальнейших действий. Шли из Трабзона с большим подкреплением обороняющимся в Азове османам. Оценив обстановку-развернулись.
|
Страницы
|
Это наша крепость времён Крымской войны.https://meotyda.ru/node/1013