Суббота, солнечно, морозно. Едем к Шахи (ударение на последнюю букву). После беспрецедентного спора-исследования по поводу местонахождения и истории двух легендарных турецких каланчей под Азовом нас не удержать.
Спор-исследование здесь.
Первая наша остановка у опоры ЛЭП.
С высоты ее основания осматриваем берег на повороте Дона,и стрелку Дона, и протоки Каланчи. На стрелке ухоженная территория для отдыха. Везде плоско, камыш. На основании старинных карт, которые, наверно, все сейчас собраны на Меотиде, мало поводов искать каланчи в этих местах, осматриваем их для очистки совести.
Справа на снимке тень от опоры, которая у меня за спиной.
Следующий объект на нашем маршруте- возвышенность к югу от опоры ЛЭП.
Мы объезжаем возвышенность вокруг.
С ее высоты впервые видим крутой поворот реки, который является главной нашей целью.
Внимательно осматриваем обрыв холма на самой береговой линии.
И по многим признакам понимаем, что к каланчам этот холм не имеет никакого отношения.
Но здесь, у холма, расположенного на полпути между двумя крутыми поворотами реки, мы выходим на свежий, потрескивающий лед, и почти с середины реки пытаемся вычислить наиболее удобное место для левобережной каланчи.
И понимаем, что далекая роща на берегу, там, где в Дон впадал когда-то Посольский ерик, и есть самая удобная точка, чтобы держать под контролем весь участок реки.
Едем. При подъезде к урочищу пересекаем едва заметные валы, утонувшие в камыше и густой пойменной траве.
Валы вокруг Шахи? Или остатки более поздней деятельности?
У самого урочища останавливаемся еще раз и осматриваем берег, где много десятилетий существовал паром, служивший жителям Елизаветинской связью с ближайшим городом.
Вероятно, берег у парома отсыпался отходами местного кирпичного производства.
Надо сказать, что это место после падения турецкой каланчи во время взятия Азова войсками Петра всегда было обитаемо.
Сначала русские войска основали в этом стратегически удобном месте военный городок. Потом долгое время здесь существовал постоялый двор. В Великую Отечественную здесь даже был мост (немецкий?), что педантично зафиксировала цейсовская оптика немецких аэроразведчиков.
И вот мы в урочище. Место поражает. Настолько оно отличается от окружающей пойменной плоскости.
Дебри,
перемеженные полянами чакана.
Рощи, бугры. Каких эпох, еще предстоит понять.
С бугров пытаюсь понять, какой вид с высоты Шахи (если она была здесь) открывался на изгиб Дона.
Это ключевой момент.
Объясню. Каланчи были построены для того, чтобы огнем артиллерии не давать казачьим судам, идущим "за зипунами" (на разбой), прорываться в гирло Каланча и дальше на простор Азовского моря.
Пушки того времени имели довольно точные механизмы вертикального наведения, но очень трудно наводились по горизонтали.
Даже полтора века спустя, во время Крымской войны, у наших артиллеристов были проблемы с горизонтальным прицеливанием крепостных орудий по быстро движущимся английским и французским судам.
Поэтому, левобережную каланчу поставили именно так, чтобы казачьи суда, выйдя из-за поворота реки, шли прямо на нее, и у турецких канониров было бы меньше проблем с прицеливанием.
Вот так они видели изгиб реки. Казачьи чайки могли только "рыскать", уходя от ядер. А это потеря скорости и еще большая опасность.
Вот на этом мысу стояла каланча. И держала под прицелом и изгиб реки, и часть русла, уходящего на север.
А на правом берегу, ниже по течению, стояла Султанийе. И добивала всех, кто смог проскочить мимо Шахи.
Как-то так располагались зоны их обстрела.
Бог-покровитель бродяг-искателей послал нам знак, что мы на верном пути. Под берегом лежал вмерзший в песок камень со следами грубой ручной обработки.
Я даже прополз по льду вокруг урочища.
Урочище необычно красиво. На горизонте уже кварталы Азова.
Если в этом месте впадал в Дон Посольский ерик, то именно здесь казаки передавали отрядам янычар, едущих из Москвы, в Порту царских послов. И принимали турецких.
А Дон красив везде и в любое время года.
И его острова
И даже тихо плывушие подо льдом листья камыша вызывают восторг.
Где-то там, в камышовых дебрях правобережья, стояла Султанийе. Туда в следующий раз.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 2448 | Автор: Stanichnik | Дата: 29.01.2017 | Комментарии (52)
Султанийе стояла Ниже по течению....ошибка в тексте.
Конечно, исправил.
Еще мы на берегу Дона ели и пили необычайно вкусные калачи и чай, которые взяли с собой. Это был Каланчай!)
Спасибо всем исследователям! Жалею, что не смог присоединиться. Фото отличные.
Но, по моему мнению - промахнулись. На 11 фотке Stanichnik стоит практически на Шахи и через бакен смотрит на Султанийе. На 12 под деревом камни. Бугорок за деревом на 12й - это самый северный бастион Шахи (моя кочка зрения). И еще, вы уверены, что это битый кирпич, а не черепица? А на 10й что за стенка?
Начну с легкого вопроса. Кирпич это или черепица, я даже не пытался определить. Обожженная глина. То, что на 11-й фотке я стою на месте Шахи - вполне вероятно. Но то, что смотрю через бакен на Султанийе - не согдасен. В этом случае, казачьи лодки появляющиеся из за поворота реки и Султанийе были бы для Шахи очень близкими целями. Легко было попасть по своим. Стенка на 10-й какое то совсем недавно исчезнувшее временное строение. Стенка из глины.
Самая важная ошибка, которую Вы допускаете - это то, что Вы воспринимаете сегодняшниюю линию берега как существующюю в XVI-XVII.
Сегодня портил глаза, и вот что нашел.
А чего нашли то?
Возможно остатки частокола. Хотя верится с трудом, но вероятность есть.
Фото хорошие. Спасибо всем участникам экспедиции. А кто сказал, что вы так вот сразу найдете остатки Шахи? Ваша поездка - это только продолжение поиска. Сделан очередной шаг вперед. Местность, конечно, очень заросшая. Немецкий снимок показывает, что еще и изрядно заезжанная. Дороги, скорее всего, уничтожили большую часть земляных укреплений вокруг каланчей. Нужны какие-то современные способы поиска, например, сканирование земли. А еще лучше - архелогические раскопки. Но это только в мечтах. И мы вынуждены дальше копаться в картах и документах, анализировать их и строить реконструкции. Карты с каланчами, кстати, еще не все просмотрели. Выкладываю несколько фрагментов. Все они дают только общее, приблизительное местоположение башен. Карта см. 356 сделана до строительства каланчей. Что это за городок - "Ieboc vel Attama(ns)skoi Gorod"? Уж не тот ли это казачий городок, который обслуживал посольства в 16 веке? В свидетельствах о послах мне непонятно, что «от Каланчи... которые... донские атаманы и казаки провожали нас, и те воротились как пришла встреча из Азова», – сообщал в Москву в 1592 г., ехавший послом в Турцию, Г. Нащокин. Как мог существовать гидроним Каланча за 70 лет до строительства каланчей?... Старого названия Каланчи я не нашел, у Боргсдорфа в 1696 г. от отмечен как Меньшой Донец.
Что по нашим исследованиям указывает на положение каланчей? Это - 1. перевоз (переправа), существовавшая много лет (если она и смещалась по руслу, то ненамного); 2. Ерик Посоцкий - его устье мы принимаем неизменным, и отходящий от него вал для защиты кораблей. 3. Гирло Каланчи - где оно было в 17 веке, мы точно не можем сказать. Считаю, что главный указатель на место каланчей - перевоз. Рациональнее всего его делать в самом узком реки, и где проложены дороги. И здесь еще один объект, подсказка - "коммуникационный мост".
Игорь прав, что сегодня размышлять о расположении каланчей с военной точки зрения бессмысленно. Мы не знаем, какие были берега и русло. Все-таки, документы и карты, в основном, говорят за то, что башни стояли напротив друг друга. Казачьего ерика не было, когда строили каланчи, поэтому держать устье Каланчи не было смысла. Когда прокопали ерик, то турки поставили редут напротив Казачьего. А для защиты подступов Азова расположение каланчей в районе изгиба Дона у южной оконечности Елизаветинского острова - самое выгодное.
Спасибо, Александр. Написали все, что я хотел сказать, но было лень.
"Ieboc vel Attama(ns)skoi Gorod" А город этот - Ебок (Аксай?), да-да, топоним именно от этого глагола)) Там атаманский совет наказывал казаков. Но есть мнение, что стоял он на ерике Посольском, против позднейшей станицы Елисаветовской [Балуев, 1900, с. 186] http://www.razdory-museum.ru/c_shameful-1.html
Так, что находку у устья Посоцкого ерика можно назвать "Е..ческим камнем"))
Интересно про городок. В статье еще есть про непристойные фамилии донских казаков. Кого заинтересует, рекомендую почитать. Был даже царский указ о замене подобных фамилий.
Посольский ерик переименовали потом в Щучий. Он показан на карте, напротив Елизаветинской. Значит, Посольский - это не Посоцкий? Ни на одной старой карте Посоцкий-Посольский не обозначен. Выходит, что каланчи стояли по отношению к Посольскому ерику не так уж близко? И современный Посоцкий здесь ни при чем?...
Игорь, к вам просьба: поместите снимок Google Earth 2014 г. без своих комментариев (см. shahi 14 copy). Мне неохота скачивать программу и устанавливать. Хочу посмотреть, как шёл вал на изгибе. А то за вашими комментариями его не видно.
Прошу. И еще фотку 1940х и обработку. Я теперь, вообщем-то, совсем не уверен, что нарисовал вал вдоль дона правильно.
Спасибо за снимки. А что это за второй снимок, какого года? На нем нет канала от устья Посоцкого. Но вал на изгибе реки по-моему не просматривается. На карте 1943 г. в том месте проходила дорога. И насыпи - коммуникационного моста, не видно.
4.8.1943 2:15 дня. Много чего не просматривается. Но 1/3 восточная часть вала видна отчетливо.
Да, восточная часть вала четко видна, и на снимке 1943г., и на современном спутнике. Она сохранилась. Остальное уничтожили природа и возможно люди.
А где на современом спутнике виден вал, который видно на снимке 43-го года?
Ну, это не совсем вал, это канава оставленая от рытья вала. Вал смыт, как более мягкая структура, ров остался. Вдоль поворота Дона, на левом берегу, напротив Елисаветского острова, такая "разогнутая скрепа". Оставшаяся его (или ее?) часть в точности повторяет начало вала (восточную часть со ступеньками) на картах 16ХХ годов, где он (она?) еще изображен(а).
Это где, на спутнике или на снимке? Александр сказал, что видит сохранившуюся часть вала идентичную как на снимке так и на спутнике. Я на спутнике вижу только длинный Г-образный вал, который очень мало походит на оборонительный вал тех времен. На снимке вижу совсем другое
...
Ага, теперь понял, про какую восточную часть вы говорите.
Карта-схема с Посоцким ериком. План постройки крепостей. Вообще интересна для Нижнего Дона. И еще одна, с интересным.
Первая карта супер! Это находка! Вторую я видел. С Посольским ериком все ясно. То, что на карте каланчи нарисованы между устьем Каланчи и ериком Посольским(Посоцким), посередине, - это нормально, у крупномасштабных карт точность невысокая, допустимы упрощения и отклонения. Перевоз - есть, Посольский - есть. Остается найти побольше свидетельств о прохождении коммуникационного моста. Тогда три объекта будут 100% доказательством местоположения каланчей. Хотя, я и так не сомневаюсь.
Вторая карта интересна островом выше Азова.
Да, первая карта очень интересная. Куча загадок.
Гидроним существовал со времен первой башни уничтоженной в 1625. О том когда она была построена, я сведений не нашел
Венков "Азовское сидение" стр 50
Да, получается, название речки Каланча было дано задолго до строительство двух башен-каланчей, Шахи и Султанийе, от одинокой башни, стоящей в устье. Уж не её ли остатки около опоры ЛЭП нашли водолазы научной экспедиции? По месту расположения каланчей, как Объекта археологического наследия, написано: "На правом и левом берегу основного рукава дельты Дона выше отхождения рукава Каланча". Добавлено - в районе опор ЛЭП и бывшего перевоза. По карте между ЛЭП и перевозом 800 м. Вот такую "точность" расположения дают ученые. Поиски каланчей затруднены тем, что место сильно разработано, заезжено. Исторического слоя на поверхности почти не осталось. А Султанийе, возможно, оказалась даже под водой, и её вообще найти не удасться. Возможно, правобережное основание переправы укрепили за счет фундамента каланчи, позже досыпав на него битый кирпич и камни. Нужно искать и анализировать документы и карты про переправу, ерик Посоцкий и коммуникационный мост. Кстати, а что за канал от устья Посоцкого, когда его построили?
Так и есть, впервые гидроним упоминается в 1625г.
Отин. Е.С. "Гидронимия Дона ниже устья реки Тузлов, его дельта и гирла". (Гидронимия! Карл!)
http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/soc_gum/slz/2009_13/Vuls13_PDF/Otin.pdf
рукав и гирло Каланча (ДД-I, 235, 1625 г.: на Каланче башнювзяли; 238, 1625 г.: на Каланче на Донском проливе; 244, 1625 г.:на Каланче башню азовцы поставили и Донец загородили; ДД-V, 636, 1660 г.: на усть Каланчи и Дона; ПККГ-1698 г.; МИВ-I,313, 1700 г.: на реке Каланче; Лишин-I, 198, 1703 г: в Дону, ив Каланче, и по ерикам; ИРФ-II, 337, 1702 г.: В Кутюрме одногирло заделали, а в Каланче сваи бьют; 338, 1703 г.; БВ, 292,1708 г.: за Каланчею рекою; Лишин-II2, 73, 74, 1766 г.; Ригельман,57, 1768 г.; ПЗХ, 80, 1771 г.; Гильденштетт, 201, 1773-1774 гг.: сюжным рукавом Каланчовкой и северным Котуровкой; КУРД-1851 г. как река и гирло; СНМ-ЗДВ, 4, 1859 г.; СНМ-ОВД1, 7,1873 г.; ДГ, 135, 1888 г.: Несколько ниже южной окружностиострова Елисаветинского (названного так по одноименной станице,расположенной выше) Дон отделяет от себя влево, под угломоколо 135°, широкий рукав, называемый Старым Доном, а сам,сохраняя прежнее северное направление, принимает названиеКаланчи и теряет уже навсегда, до самого устья, настоящее имяДона; ДД, 1888 г.; ЛАМД и КП, 1897 г.; ПВВП, 176, 1908 г.; ОГВД,135, 1919 г.; ПРД, 1930 г.; ДС, 127, 1929 г.), Колонча (ДД-II,233, 1641 г.: блиско Колончи, х Колонче; АМГ-III, 121, 1660 г.:а хотят де делать на Колонче город; ВПА, 97, 1698 г.: ездили кЛютину, за Коланчю; МИМД, 259, 1699 г.: из-за реки Колончи);Большая Каланча (ГУД, 17, 1958 г.: наиболее мощный рукавдельты Дона длиной 13 км, шириной 250-500 м. и глубиной от 9до 18 м.); Мокрая Каланча (СОЗДК, 30, 1822-32 гг.; ВСОРИ-ЗВД, 42, 1852 г.; МГСР-ЗВД, 102, 1863 г.: от нее отделяется гирлоСухая Кутерма; ДГ, 50,1888 г.; ДД, 1888 г.: левый рукав,собственно Дон, именуется ниже Старым Доном и получаетпродолжение в море Донское гирло, от которого отделяетсяеще несколько гирл; ПВВП, 176, 1908 г.; РО-1998 г.), МокраяКолонча (Семенов-II, 120, 1865 г.: отходит от главной трубывправо ниже Елизаветинской ст(аницы) и отделяет от себявправо Старую Кутерму; 435 как рукав Дона); ДонКаланчинский (ПЖ-1696 г., 10); поток Каланчинский (ПКЗВД,Гидронимия Дона ниже устья реки Тузлов, его дельта и гирла144 Восточноукраинский лингвистический сборник(Дон)1793 г.); река Каланчинская (ПЖ-1696 г., 9); речка Каланчинка,Колончинка (ССШ, 151, 1697 г.); устье Каланчинское (ИРФ-I,61, 1696 г.: против устья Каланчинского; ПБПВ-I, 68, 1696 г.:против устья Каланчинского; 69: поровнявшись с Каланчинскимустьем), Усть-Каланчи (ДД-I, 663, 1638 г.: через Дон на Усть-Каланчи), гирло Каланчинское (ИРФ-II, 338, 1703); ДонскоеКаланчинское устье (ИРФ-I, 436, 1699 г.: И шли мы на бударахдонским Каланчинскием устьем); речка Каланчи (Лишин-II2,68, 1766 г.: по речкам Кутюрме, Кутеремке, Каланчам и попрочим).// Каланчинские башни (Лишин-I, 71, 1662 г.: ходиливы, атаманы и казаки, с воеводою с Яковом Хитрово и снашими ратными людьми под Каланчинскіе башни дляязыков и подлинных вестей и под теми башнями, на Казачьемереке, на заставном карауле взяли татарина; КВСР-I, 26,1691 г.; Лишин-II2, 74, 1766 г.); Каланчинские крепости(Лишин-I, 69, 1662 г.); Каланчи две турецкие башни (налевом берегу рукава Каланча Сергиевская, на правомНиконовская), взятые в 1695 г. русским войском во главес Петром I (ПЖ-1696 г., 10: пушечная стрельба с галер и скаланчей; ССШ, 148, 1697 г.: а переходу до Каланчей 5верст, под Каланчами и ниже Каланчей; Лишин-I, 212,1703 г.: выше Каланчей; Лишин-II2, 268, 1742 г.: и близАзова лежащие Каланчи да будут вовсе разорены), заставаКаланчи (Ригельман, 57, 1768 г.: в Каланчах и Азове, нив Лютике или других заставах), городки Каланчи (ИРФ-II, 175, 1696 г.: близь того Азова на Дону по обе стороныдва городка, именуемые Каланчи); Каланчинский остров(в устье) (Лишин-I, 84, 1674 г. в грамоте царя АлексеяМихайловича на Дон от 9 ноября 1674 г.: и в башнях многихнепріятельских людей побили и, раскопав Казачей ерек, наКаланчинскій остров наших, великого государя, ратныхлюдей и казаков пропустили, и тh ратные люди и казаки,будучи на том острову, водяной путь отъ Азова к башнямотняли; 90, 1675 г.: на Каланчинском острову; ССШ, 148,1697 г.; ИРФ-II, 505, 1697 г.); стрелка Каланчинская (ПЖ-1696 г., 9). Стрелка мыс, длинная коса при слиянии двухрек; длинная коса, пересыпь, сопровождающая морскойберег на мелководье (СНГТ, 526).Е. С. Отин Вып.13, 2009 г. 145(Дон)Примечание. В документах XVII в., относящихся кНижнему Дону, зафиксировано немало случаев употреблениязаимствованного русскими из тюркских языков апеллятивакаланча башня, небольшое военное сооружение, крепость,состоящго из основы кала- (ср. тур. kala, крым.-татар. kalaкрепость) и суффикса -ча с уменьшительным значением, междукоторыми (возможно, на русской почве) появился вставочныйзвук -н-, как и в слове карандаш < kara-n-taљ, букв. черныйкамень, т.е. графит (Фасмер-II, 165; Черных-I, 370). Им называлипостроенные турками крепостные башни на обоих берегах одногоиз контролируемых азовцами рукавов Дона в его дельте.Например: под Азовом две каланчи взяли, сиречь башни (ЗЖ,53, 1695 г.); одну каланчу турецкую на реке Дону взял, под другуюже бысть пушечная стрельбаи метание бомб (ПБПВ-I, 38, 1695 г.);две крепости, на Дону стоящия, каменныя, именуемыя каланчи(там же, 42, 1695 г.); в разных местах по реке Дону и Азова и укаланчей (ИРФ-I, 116, 1698 г.) и др. Топонимизированный термин(ср. застава Каланчи, городок Каланчи, Каланчинскаякрепость), благодаря переносу по смежности географическихобъектов (топонимической метонимии), впоследствии становитсяи названием рукава и гирла Дона
Попытался реконструировать каланчи, на предпологаемых мной местах, фото Stanichnika... Каланчи переделаны из фото других башен. Не так брутально, но все в размерах.
Ну что же, дадим народу больше каланчей, хороших и разных.
Вторая башня очень похожа на Султанийе, которая на старом чертеже. Игорь, Вы молодец, история каланчей сильно Вас зацепила. Продолжаете искать, реконструировать. Очень хорошо, что нашли на карте Посольский. Жаль, что коммуникационный мост есть только на 1736 г. Совпадает ли его прохождение с сегодняшней насыпью? Мы ничего не знаем, что он представлял из себя в 18 веке. Дорога через заболоченную местность. Кстати, будет еще экспедиция к месту Султанийе? Это, конечно, на другой стороне, но не могли вы сфотографировать участок насыпи, которая идет от Азова к перевозу? Почему-то на военном снимке её не видать. Может, она появилась в одно время с каналом. Перевоз и устье Посоцкого - это 2 доказательства местонахождения каланчей. Неплохо было бы еще иметь третье.
Спасибо, Александр, за поддержку.
Уверен, коммуникационный мост и насыпь совпадают только в конечной точке. Как найти мост на месте - знаю. Насыпь сделали раньше, чем канал к лодочной станции (ПК ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ "НЕПТУН"). Канал копали в период 1977–1989 (http://www.azov-citi.com/new/5522/). Холм, где стоит на фото Stanichnik - намыв грунта из канала, на котором хорошо принялись деревья, которые он называет "урочищем".
Карта очень похожа на ту, что предложил Александр Ч.
Только названия немного разнятся: там каланчи Святого Николая и Святого Сергея, а здесь каланчи Святого Николая и Святого Георгия. Можно предположить, что название поменялось при перечерчивании карты. Удивляет на карте ГОД (можете по ссылке зайти и посмотреть сами http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b530934999/f1.item.zoom ) 1812!! Название карты "carte du theatre de la guerre entre la france et la russie" переводчик дает как "Театральная карта войны между Францией и Россией". Видимо, карта театра военных действий. И еще название столицы казаков "Панчин". Не встречались ли вам статьи с таким городом?
Городок Панчин встречался, но редко. И я не помню, что бы его называли столицей. А там выше по течению от Панчина обозначен другой городок, который очень часто назывался столицей.
Перевод карты: "Карта театра войны между Францией и Россией, основана на лучших авторах... инженер-географов. 1812". То есть, она выполнена к войне 1812 г., основана на каких-то старых картах. Если внимательно посмотреть, ошибок географических на ней предостаточно. Например, нахождение некоторых городов не соответствует действительности (Белгород и др.). К 1812 г. от каланчей не осталось и следа. А их показали на карте. Городок Панчин - возможно, это Паншин. Но он был гораздо выше на Дону. В целом карта интересная. Пусть с ошибками, но это - история.
Вот, посмотрите два фрагмента карт. Обращаю внимание на укрепления вокруг Азова в войне 1695-1696 гг. Меня интересуют два форта в устье Дона - Гордоновский и Петровский шанцы. Это были земляные крепости, возвели их перед началом осады 1696г., в помощь русскому флоту. Вместе с флотом оба форта блокировали помощь от турецких кораблей, стоящих на рейде. Между крепостями через реку еще была натянута цепь, ранее находящаяся между каланчами. Что сейчас находится на месте этих фортов, сохранилось ли что-нибудь?
Карты указывают на совершенно разные места. На первой шанцы на ерике сухая Каланча, на второй на старом Дону. И на первой карте Каланчинский остров разделен протокой, а старый Дон течет не по своему современному руслу, а севернее, поворачивая от современного хутора Донской по руслу современного ерика Церковного.
Увы на сухой Каланче разглядеть что-либо мне не удалось.
В районе хутора Донской что-то есть. Предположения высказывались здесь http://meotyda.ru/comment/3091
Эти?
Да, эти самые форты.
Раньше хутор Донской назывался Государево, а еще раньше Батарейский. Тут пробегала карта, рисованая цветными карандашами, на ней довольно точно изображен шанец правобережной батареи. Повторюсь, место козырное, батареи там размещали каждое столетие. Левобережный щанец вероятно смыт или под наносами, во всяком случае совершенно не виден.
Показал на спутниковой карте расположение фортов 1696-...гг. в устье Дона.
Игорь, посмотрел по ссылке обсуждение. Оказывается, эти укрепления уже обсудались на форуме. Прошу прощения, что вновь поднял этот вопрос про них.
Была раньше фотография на сайте (кажется на другой теме), см. ниже, опубликовал Stefan. У кого есть эта работа? Посмотрите, пожалуйста, к этой фотографии есть какие-то комментарии? Интересно, как авторы определили место шанца 1696 г.
Нашел еще одну карту. Указывается, что она хранится в ЦГАВМФ
Эта карта уже была. Мы ее подробно обсуждали.
Известная гравюра Шхонебека в цвете. Как живо смотрятся суда на Дону и каланча на втором плане. Автор работы неизвестен.
Насчет "живо смотрятся" - вопрос спорный. Живо то живо, но ни одно из изображенных судов не соответствует тому, что было на самом деле. Особенно "корабль-галеас" "Апостол Петр". Да и изображенные галеры - в общем то вовсе и не галеры...
Вообще, разве есть сведения, что флот Петра вел хотя бы какие-то боевые действия непосредственно под Азовом?
Гравюру мы уже обсуждали. Ошибок на ней предостаточно. В том числе это касается и судов. 22 галеры были построены по образцу голандской, см. первый рисунок. На втором рисунке царская галера Принципиум. Как видим, на галерах было две мачты. Про две мачты на есть и письменные свидетельства. На третьем рисунке корабли Апп. Петр. В походе были еще струги. Они были и большие тоже, до 45 м в длину. С надстроенными помещениями, даже с баней. Может, Шхонебек пытался изобразить эти большие струги?
Флот во втором походе Петра 1 оказался очень полезен. На стругах к Азову были доставлены продовольствие, артиллерия, всякие припасы, часть войска. При отсутствии дорог и весенней распутице это имело большое значение. На судах сделали мост через Дон. Да, русскому флоту не довелось сражаться с турецкой эскадрой. Но русские суда - 23 галеры, 4 брандера и более 1000 стругов встали в устье Дона и своим видом так напугали турок, что те не решились дать бой. Поэтому роль русского флота в завоевании Азова в 1696 г. оказалась чуть ли не решающей. А как был взят Азов? Он просто капитулировал. Это не произошло в результате штурма. Но это стало возможным благодаря умело организованной осаде, крепость была блокирована со всех сторон, массированным артиллерийским атакам и отважности русских и малороссийских казаков. И если бы турецкие суда доставили Азову военную помощь, не известно, закончилось бы все нашей победой. Так что, флот сыграл важную роль.
Флот конечно свою роль сыграл. Другое дело - на различных картинах и гравюрах (даже показываемая в настоящее время "диарама" в Пороховом погребе) показано, как корабль и галеры бомбардируют Азов, хотя, на самом деле, до его капитуляции, они туда даже не подходили.
Гораздо более важную роль флот сыграл во время осады Азова в 1736 году - там были на лицо и стратегическая блокада города на главных рукавах дельты, и изнурительная для осажденных бомбардировка. Да и осада была более грамотная и интересная. Для меня загадка: почему про эту войну как-то не любят вспоминать? В том же Азовском музее четверть часа рассказывают про походы Петра, а про взятие Азова Ласси - одно-два предложения...
Кстати, недавно статью мою на эту тему опубликовали - там я попытался роль флотилии (в частности - прамов) разобрать подробно.
Гм, действительно, о Петровских походах знают все. О Ласси - единицы.
Stefan, ссылочку на статью дайте пожалуйста, оч интересно.
http://ejournal37.com/ru/archive.html?number=2017-09-25-15:59:37&journal=15 Здесь.
Снимаю шляпу))
Присоединяюсь к снятию одежды. Браво!
Спасибо! Хотя, из всех моих работ, эта - самая слабая в плане использования архивных документов.
Оставить комментарий