Каланчи

О двух каланчах с пушками, построенных турками по берегам Дона для недопущения выхода казаков в Азовское море, я знал давно. Но реально представил их только после посещения развалин крепости Лютик на Мертвом Донце. Остатки каменных крепостных стен среди занесенного снегом камыша перевели каланчи в моем сознании из абстрактной истории в осязаемое состояние.

Напомню, что крепость Лютик была построена турками с той же целью, что и каланчи. Для преграды казакам, стремившимся на благославенные просторы Черного и Азовского морей, где морской разбой был делом прибыльным и неопасным

Здесь рассказ о путешествии к Лютику

Но к каланчам я ехать не собирался. Все источники, а также и мои знакомые старожилы Елизаветинской, говорили, что от каланчей ничего не осталось, а если что и осталось, то эти остатки уничтожены паромной переправой, существовавшей на их месте в первой половине ХХ века, и ЛЭП, существующей сейчас.

Посетив в очередной раз Азовский историко-археологический и палеонтологический музей, с восторгом увидел реконструкцию каланчей, выполненную учителем и учениками одной из азовских школ.

Великолепно! Хоть и пришлось пренебречь масштабом.

А представить масштаб мне помогло фото Бориса Панасюка. Каланчи стояли как раз на месте опор ЛЭП, но были значительно ниже их. Думаю, их высота не превышала 10-12 метров. Такой вид открывался казакам, которые рисковали проскочить мимо каланчей.

Приведу рассказ, которым Борис сопроводил это фото.

«На снимке место, где в XVII веке турки, изрядно напуганные казачьей доблестью Азовского осадного сидения 1641 года, выстроили две башни-каланчи. Башни щетинились пушками и, вдобавок, были соединены массивными «цепями» (вернее, системой бревно-цепь-бревно, типа сосисек), напрочь перегораживающими Дон. Казаки, чтобы пощекотать туркам нервы, по ночам спускали брёвна по Дону; те натыкались на «цепи». «Цепи» начинали греметь; турки приходили в возбуждение, начинали суетиться и готовиться к отражению атаки. Говорят, что как раз в это время и был тайком прокопан Казачий Ерик, через который можно было проникнуть в Азовское море, минуя Каланчи... Мертвый Донец турки перекрыли такой же системой пушки-«цепи», выстроив мощную крепость Лютик...

Так вот, эти вышки ЛЭП проектировщики поставили недалеко от фундаментов тех, турецких каланчей. И сегодня, проплывая по Дону и имея немного воображения, можно живо представить, как это было 350 лет назад...»

Но ехать я все еще не собирался. И тут Андрей Колоколов находит уникальную информацию о каланчах, в том числе и турецкую, в том числе и выясняет названия каланчей. Оказывается каланчу на правом береге называли Султанийе ( Каланча Крымская), а на левом берегу - Шахи ( Каланча Кубанская)

Ну как не поехать!

Но сначала коротко вспомним историю.

1605-1613 года. Смутное время на Руси. Казаки, недовольные московской властью, участвуют в походах Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II.

1613 г. Конец смуты. На престол восходит Михаил Романов. Казаки в опале.

1620-е, 1630-е года. Активная турецкая экспансия в северное приазовье и, как следствие, нарастание конфронтации между Турцией и Россией.

1637-й год. Казаки захватывают турецкую крепость и торговый город Азов и удерживают его до 1642 г.

Михаил Романов прощает казакам прошлые обиды и начинает активно им помогать. Менее известно, что Персия, которой турки, как и России, стали поперек горла, так же помогала казачьему войску.

1642-й год. Московское правительство не решается включить Азов в состав России. Казаки оставляют крепость. Турки восстанавливают контроль над краем, и, чтобы не допустить выход казаков свои тылы, запечатывают Дон, построив каланчи у Елизаветинской и Лютик на Мертвом Донце.

Едем.

Но подобраться к каланчам оказалось не просто. Упираемся в канал, потом в болото, потом опять в канал и опять в болото.

В результате бросаем машины и штурмуем пойменные топи в забродах.

Опоры ЛЭП- плохой ориентир. Они далеко. Помятуя, что на месте каланчей долгое время существовала паромная переправа, делаем предположение, что полузавалившиеся старинные столбы ведут к ней.

Вот мы у ЛЭП.

Я горячий сторонник соблюдения всех правил техники безопасности, особенно электробезопасности. Но не подняться на опору и не увидеть ту картину, которую видели турецкие канониры, не мог.

Дух захватило.

Вид во все стороны великолепный.

А это Ростов. Белый массив в левой части горизонта – Ливенцовка.

Но остатков каланчей не видно. Откровенно, мы и не надеялись что-то найти в камышовом море, поваленном недавним наводнением.

Исследуем окрестность. Находим небольшой песчанный холм, поросший ивняком.

Первый шаг и под ногой вижу ржавую полоску железа. Обломок ятагана!!! Невероятно!!! Нет, советский напильник. Но что ему здесь делать? Память о паромной переправе?

Песчаный холм не наносной, искусственный. Может такое быть, что строители паромной переправы использовали насыпь, оставшуюся от каланчей? Может. Но пока выводов не делаем.

Возвращаемся. Место великолепное. Планов на будущее – море.

В заключение моя реконструкция. На картинке командир гарнизона каланчи Султанийе, сохраняя надменный вид, внутренне дрожит от ужаса, наблюдая, как отряд казаков на чайках приближается к каланчам.

PS. Очень важно! Если у вас нет хотя бы третьей группы допуска по электробезопасности, и вы не знаете, какую опасность представляет собой линия электропередачи с напряжением сто десять тысячь вольт, не поднимайтесь на опору. Пожалуйста.

Александр Ч. (26.03.17 10:30)

Вопрос о ширине Дона в районе каланчей задавал неоднократно я. Карта эта очень кстати, проясняет многое. Видно, где Дон наиболее узкий и глубокий. Именно там выгодней всего устраивать переправу, хоть на лодках, хоть паромную. Башни ставить близко к устью реки Каланчи и отворота Старого Дона опасно. Река в этом месте подвижна, высока вероятность затопления оборонительных сооружений. Именно из-за этого периодически затапливаемого отворота каланчи рисовали то ближе, то дальше.