Каланчи

О двух каланчах с пушками, построенных турками по берегам Дона для недопущения выхода казаков в Азовское море, я знал давно. Но реально представил их только после посещения развалин крепости Лютик на Мертвом Донце. Остатки каменных крепостных стен среди занесенного снегом камыша перевели каланчи в моем сознании из абстрактной истории в осязаемое состояние.

Напомню, что крепость Лютик была построена турками с той же целью, что и каланчи. Для преграды казакам, стремившимся на благославенные просторы Черного и Азовского морей, где морской разбой был делом прибыльным и неопасным

Здесь рассказ о путешествии к Лютику

Но к каланчам я ехать не собирался. Все источники, а также и мои знакомые старожилы Елизаветинской, говорили, что от каланчей ничего не осталось, а если что и осталось, то эти остатки уничтожены паромной переправой, существовавшей на их месте в первой половине ХХ века, и ЛЭП, существующей сейчас.

Посетив в очередной раз Азовский историко-археологический и палеонтологический музей, с восторгом увидел реконструкцию каланчей, выполненную учителем и учениками одной из азовских школ.

Великолепно! Хоть и пришлось пренебречь масштабом.

А представить масштаб мне помогло фото Бориса Панасюка. Каланчи стояли как раз на месте опор ЛЭП, но были значительно ниже их. Думаю, их высота не превышала 10-12 метров. Такой вид открывался казакам, которые рисковали проскочить мимо каланчей.

Приведу рассказ, которым Борис сопроводил это фото.

«На снимке место, где в XVII веке турки, изрядно напуганные казачьей доблестью Азовского осадного сидения 1641 года, выстроили две башни-каланчи. Башни щетинились пушками и, вдобавок, были соединены массивными «цепями» (вернее, системой бревно-цепь-бревно, типа сосисек), напрочь перегораживающими Дон. Казаки, чтобы пощекотать туркам нервы, по ночам спускали брёвна по Дону; те натыкались на «цепи». «Цепи» начинали греметь; турки приходили в возбуждение, начинали суетиться и готовиться к отражению атаки. Говорят, что как раз в это время и был тайком прокопан Казачий Ерик, через который можно было проникнуть в Азовское море, минуя Каланчи... Мертвый Донец турки перекрыли такой же системой пушки-«цепи», выстроив мощную крепость Лютик...

Так вот, эти вышки ЛЭП проектировщики поставили недалеко от фундаментов тех, турецких каланчей. И сегодня, проплывая по Дону и имея немного воображения, можно живо представить, как это было 350 лет назад...»

Но ехать я все еще не собирался. И тут Андрей Колоколов находит уникальную информацию о каланчах, в том числе и турецкую, в том числе и выясняет названия каланчей. Оказывается каланчу на правом береге называли Султанийе ( Каланча Крымская), а на левом берегу - Шахи ( Каланча Кубанская)

Ну как не поехать!

Но сначала коротко вспомним историю.

1605-1613 года. Смутное время на Руси. Казаки, недовольные московской властью, участвуют в походах Лжедмитрия Iи Лжедмитрия II.

1613 г. Конец смуты. На престол восходит Михаил Романов. Казаки в опале.

1620-е, 1630-е года. Активная турецкая экспансия в северное приазовье и, как следствие, нарастание конфронтации между Турцией и Россией.

1637-й год. Казаки захватывают турецкую крепость и торговый город Азов и удерживают его до 1642 г.

Михаил Романов прощает казакам прошлые обиды и начинает активно им помогать. Менее известно, что Персия, которой турки, как и России, стали поперек горла, так же помогала казачьему войску.

1642-й год. Московское правительство не решается включить Азов в состав России. Казаки оставляют крепость. Турки восстанавливают контроль над краем, и, чтобы не допустить выход казаков свои тылы, запечатывают Дон, построив каланчи у Елизаветинской и Лютик на Мертвом Донце.

Едем.

Но подобраться к каланчам оказалось не просто. Упираемся в канал, потом в болото, потом опять в канал и опять в болото.

В результате бросаем машины и штурмуем пойменные топи в забродах.

Опоры ЛЭП- плохой ориентир. Они далеко. Помятуя, что на месте каланчей долгое время существовала паромная переправа, делаем предположение, что полузавалившиеся старинные столбы ведут к ней.

Вот мы у ЛЭП.

Я горячий сторонник соблюдения всех правил техники безопасности, особенно электробезопасности. Но не подняться на опору и не увидеть ту картину, которую видели турецкие канониры, не мог.

Дух захватило.

Вид во все стороны великолепный.

А это Ростов. Белый массив в левой части горизонта – Ливенцовка.

Но остатков каланчей не видно. Откровенно, мы и не надеялись что-то найти в камышовом море, поваленном недавним наводнением.

Исследуем окрестность. Находим небольшой песчанный холм, поросший ивняком.

Первый шаг и под ногой вижу ржавую полоску железа. Обломок ятагана!!! Невероятно!!! Нет, советский напильник. Но что ему здесь делать? Память о паромной переправе?

Песчаный холм не наносной, искусственный. Может такое быть, что строители паромной переправы использовали насыпь, оставшуюся от каланчей? Может. Но пока выводов не делаем.

Возвращаемся. Место великолепное. Планов на будущее – море.

В заключение моя реконструкция. На картинке командир гарнизона каланчи Султанийе, сохраняя надменный вид, внутренне дрожит от ужаса, наблюдая, как отряд казаков на чайках приближается к каланчам.

PS. Очень важно! Если у вас нет хотя бы третьей группы допуска по электробезопасности, и вы не знаете, какую опасность представляет собой линия электропередачи с напряжением сто десять тысячь вольт, не поднимайтесь на опору. Пожалуйста.

Ankol1 (04.11.14 21:48)

По описаниям того времени выходит, что башни были высотой 40 метров и имели в окружности 150 шагов. Интересно, а какова высота башни ЛЭП?

Stanichnik (04.11.14 22:26)

Опоры ЛЭП имеют высоту около 50 метров. Мне так кажется, могу ошибаться. Но в высоту каланчей 40 метров не верю. Для обстрела Дона и окрестностей, такая высота не нужна.

Александр Ч. (29.12.16 07:47)

Около каланчи Шахи находился город Сергиев. Он появился после взятия башен 14 июля 1695 г. Гарнизону Сергиева пришлось до прихода русских войск весной 1696 г. пережить тяжелые испытания. В настоящее время осталось что-то от Сергиева - валы, ров, хоть что-то? На месте каланчей просматриваются каменные фундаменты? Судя по описанию турецкого путешественника вокруг башен был ров с водой, по которому могли плавать лодки. На месте сейчас ничто не напоминает ров?
Пожалуйста, подскажите, как связаться с автором фотографий?

Stanichnik (29.12.16 20:55)

Автор фото я. Рад знакомству. Место на котором стояли каланчи, за прошедшие века подверглась серьезной нагрузке. Край это густо населен и берега Дона активно используются. Там были и рыболовные бригады и паромные переправы и летники и много чего. Весь берег покрыт следами человеческой деятельности. Понять что то без серьезных исследований невозможно. Ближе к весне, когда поляжет трава, обязательно еще раз туда съезжу.

Александр Ч. (30.12.16 07:35)

Уважаемый, Станичник! Зарегистрировался на сайте, чтобы как-то выйти на вашу почту и пообщаться с вами лично. Но что-то ничего не получается с почтой. Если вам не трудно, посмотрите на сайте мой адрес и напишите. У меня есть еще несколько вопросов к вам. Я пишу статью об Азовских походах, провел исследования в РГАДА. Узнал немало про Сергиев. Материал очень интересный, эксклюзивный, нигде раньше не публиковался. Думаю, что патриотам и краеведам Азова будет любопытно узнать неизвестные подробности из истории вашего края.

Stanichnik (30.12.16 21:23)

Александр, то, что вы пишите, просто удивительно! Дейсствительно, в списке пользователей ни виден e-meil. Сейчас свяжусь с Федором и пойму, в чем дело. Федор - это наш замечательный програмист, создавший Меотиду. Свяжусь с вами немедленно.

Лусеген С (30.12.16 13:08)

Я как то предлагал Stanichnik (и не станичкик он вовсе:)) попробовать найти следы каланчей на немецких аэрофото времен войны. Шансы минимальны, я очень сомневаюсь в успехе мероприятия, но если большой командой, то попробовать можно. Не так много потерянных денег будет на каждого) Место очень заросшее, культура наверняка будет скрыта...но все же есть надежда на чудо. Снимать вроде снимали. 15 мая 43 есть съемка это района и 7 июня, ориентировочно над этим местом пролетал самолет.Это я беру только низковысотные серии, про которые я знаю в силу того что самолет летел до Ростова. Возможно есть локальные пролеты над Азовом и рядом. .Снимков, чем больше тем лучше. По опыту знаю, что одно и тоже может быть видно на одном хорошем снимке и не видно на другом, не менее лучшем снимке. Однако специфика места такова, что хорошо если вообще попало в кадр... Надо узнавать.
Я не знаю сколько денег надо на проект. Один снимок - 40 долларов. Чудо - маловероятно)Мое мнение - попробовать стоит, но при условии команды из человек 10 хотя бы.

Stanichnik (30.12.16 21:44)

Я пишу список, кто поедет в конце января - начале февраля, когда болота в районе каланчей замерзнут, высокая трава и камыш полягут, местность раскроется и мы с большим вкусом и удовольствием сделаем большую рекогносцировку в районе каланчей. Я успел распросить местного казака из Е,лизаветинской и он готов показать нам точное местоположение парома существовавшего до и после войны, как раз на месте каланчей. 

Не месте все становится ясней. 

Я надеюсь, что Андрей Колоколов, мой друг и соратник отложит все дела, а Александр и Лусеген к нам присоединятся. Две подруги - Мицубиши  провезут нас и через ад. Побываем везде и все посмотрим и на все составим свое мнение. Едем, едем, едем. 

 

Лусеген С (30.12.16 23:59)

Паром есть на карте, в крайнем случае по ЖПС можно найти. Лучше терзать казака где его деды камень ломали)
Летом скопление камня можно найти щупом. Думаю самый верный способ. Должны быть остатки фундамента.
Щуп есть)

Гость (31.12.16 00:25)

Паром был далеко не на месте ЛЭП. Я глянул карты 41 и 65 годов. Точный ориентир - насыпь идущая на Азов. Паром был прям напротив насыпи.
Надо подумать, посмотреть на месте, насколько стратегически верно поставить башни именно на этом месте...

Лусеген С (31.12.16 00:33)

Гость это я. Пока рисовал карту, все думал что и остров подозрительный...
Вот известная карта 1796 года. Я могу её привязать - выйдем точно на место)

Лусеген С (31.12.16 00:48)

Вот карта 61 года. Кажется, на месте парома наилучший обзор

Александр Ч. (31.12.16 09:51)

Башни каланчи, на мой взгляд, находились в местах, которые пометил на спутниковой карте. Вторая карта - из альбома Ф. Ласковского. Третий снимок взят из книги Федотова "Алексиано". Кто знает, где находится этот рисунок Лютика и каланчей?

Каланчи на карте Ласковского.
Кто знает, где находится этот рисунок? Взят из книги Федотова "Алексиано".
Лусеген С (31.12.16 10:42)

Оба пятна - явная культура. С одной стороны очень явно, вроде как столько искали не могли найти...но так бывает. Потом эти два пятна наиболее близки к расположению на картах.
Надо надеяться, что сохранился фундамент. Камень штука ценная, особенно со стороны Елизаветинской, но есть надежда что фундамент не осилили.
Я вчера еще подумал про курган на южной оконечности. Как бы курган либо готовая возвышенность на момент постройки либо остаток насыпи под башню...но уж очень далеко этот курган от расположения Султанийе согласно картам.
На 90% это пятна которые обвел Александр. Надо это место прощупать щупом.

Лусеген С (31.12.16 10:53)

Вот еще одна возвышенность. Видно, что там растут деревья, а это хороший признак
Итого, я считаю, что для Султанийе у нас три точки с относительно небольшим радиусом. Одна наиболее вероятная, две резервные

Лусеген С (31.12.16 11:02)

Да, Александр, спасибо за карту! Видно что точная. Загоним её в ЖПС!)

Александр Ч. (02.01.17 17:37)

Расположение каланчей на спутниковой карте я показал примерно. Султанийе почему-то на картах стояла не на самом берегу, немного в стороне. Турецкий путешественник намерил между башнями по льду Дона 300 шагов (примерно 210 м). А какая сейчас ширина Дона? Выкладываю еще несколько карт, найдены в свободном доступе в интернете и в книгах.

Всех с Новым годом! Успехов сайту, дальнейшего развития и процветания!

Из Дневника П. Гордона
Из книги Устрялова
Александр Ч. (03.01.17 21:04)

На гравюрах хорошо видна башня. В описании Султанийе присутствуют зубцы и купол.

Лусеген С (31.12.16 13:02)

Это понятно что не 100%
Расстояния, если брать примерно от земляной насыпи, так и есть

Лусеген С (31.12.16 13:21)

К сожалению у меня нет фото самой вещи, но есть копия. Рыбаки нашли в районе Азова и разрешили моему другу обвести карандашом на бумаге. Мой товарищ воспроизвел в металле.

Игорь (03.01.17 13:33)

Оставлю это здесь. И у меня есть подозрение, что гор. Сергиевский и Никоновский не совпадали с местоположением каланчей. А так же ерик ШирокОй проходил совсем не так, как сейчас, а севернее, и впадал в Дон около ЛЭП. Это русло и сейчас видно. Возможно, ЛЭП действительно стоят на фундаментах каланчей, а переправа и Сергиевский были выше по течению.

Игорь (03.01.17 16:20)

И еще, все конечно видели гравюру Шхонебека. И на ней похоже изображена Султанийе, хотя все считают, что это башня Азовской крепости. Художник исказил перспективу, чтоб "все влезло". Само действие с Петром происходит на брустверах каланчи Шахе. Карта на гравюре - та самая, с флотом. Ориентиры отмечены цифрами.

Александр Ч. (03.01.17 20:48)

Гравюры А.Шхонебека - это художественные произведения, прежде всего. Рисовал он их в 1699 г., больше, наверное, по рассказам очевидцев. Что-то для наглядности, конечно, исказил. Игорь привел соответствие деталей местности и крепостей на гравюре с картой. На самой гравюре есть экспликация.  Но качество такое, что плохо читается. "Город Азов, раньше назывался Танаис" - можно разобрать. Неплохо было бы раздобыть качественный снимок и прочитать все надписи к цифрам. Шхонебек изобразил одни и те же детали на разных гравюрах (см. коллаж). Очень может быть, что на обоих гравюрах изображена башня Султанийе. Почему? Есть 2 версии принятия Петром 1 капитуляции Азова. Больше распространена версия, что это происходило перед воротами Азова. Судя по гравюре, прием карты Азова происходит напротив Султанийе, то есть у Шахи.

По картам. Ласковский, когда рисовал план осады в 1695 г., ссылался на другие карты, которые использовал для работы (я их не нашел). То есть, художники и картографы использовали чьи-то ранее выполненные заготовки, копировали друг у друга. Обратите внимание, как похожи каланчи на разных картах.

В 1736 г. русские войска под командованием фельдмаршала Миниха легко взяли каланчи. Они были частично разрушены и в них находился немногочисленный турецкий гарнизон. А кто знает, что стало с башнями в последующие годы, когда их окончательно разрушили?

Игорь (03.01.17 19:44)

По растиражированным версиям, капитуляцию принимал не Петр 1 а Ласси. На гравюре ниже: капитуляция Азова в 1736 году. Азовский паша Мустафа Ага вручает ключи от города фельдмаршалу графу Ласси. Фрагмент немецкой гравюры 1740 года. Хотя возможны варианты)))

Александр Ч. (03.01.17 20:51)

В 1736 г. Петра 1 уже не было в живых.

Азов завоевывали в 1695-1696 гг. (о которых мы ведем в основном беседу и изучаем карты) и в 1736 г. Это разные войны.

Игорь (05.01.17 01:38)

Азовское сидение. Героическая оборона Азова в 1637-1642 г

Автор: Венков Андрей Вадимович

стр 72. https://litlife.club/br/?b=171089&p=72

"Азовский бей Гассан Арасланов вручил ключи от города генералиссимусу боярину Алексею Семеновичу Шейну, передал 16 знамен с преклонением их под ноги боярского коня, и поблагодарил, поцеловав полу шеинского кафтана, за соблюдение условий капитуляции."

Петр сидел на галерах, он был болен новым флотом и похоже не принимал участия и в первой капитуляции.

Игорь (04.01.17 00:37)

Лучшая экспликация, что нашел. За лучшей копией - в Эрмитаж.

Александр Ч. (04.01.17 09:16)

Неплохой снимок, кое что прочитать можно - "7, 8 - обе каланчи". На гравюре цифру 8 я нашел. А вот 7 - под сомнением, разрешение не позволяет. Посмотрите у себя на снимке, может, разглядите. Если она на башне, то ответ однозначный.

Но уже можно сделать предварительные выводы - Петр 1 принимал капитуляцию Азова у башни Шахи, а башня на противоположном берегу, по логике, башня Султанийе. Кстати, на карте, которую преподносят Петру (см. гравюру), отмечены обе каланчи, и находятся они там же, как и на других картах.

Игорь (04.01.17 11:21)

Цифру 7 тоже не могу найти. Есть еще одна 8, в дыму над Шахе. http://www.coins-and-medals.ru/files/4301_w2000.jpg

И почему Вы говорите о капитуляции? По гравюре невозвожно сделать этот вывод.

Александр Ч. (05.01.17 08:59)

Качественных снимков с гравюры, чтобы разобрать все надписи и цифры, в свободном доступе нет (мы с вами не нашли таковых). Остается Эрмитаж. Но что удалось разобрать по надписям? "7,8. - обе каланчи (два слова неразборчиво) силою, которые были протянуты тремя цепями железными, и русские держали зиму тю". На переднем плане гравюры - инженер Франц Темерман показывает карту Азова и окрестностей царю Петру 1, полковому бояринуА.С. Шеину, генералу и адмиралу Ф.Я. Лефорту, генералу П.И. Гордону, боярину Ф.А. Головину. Почему-то художник не изобразил (или не подписал) генерала-майора Карлуса Ригимана - еще одного командующего. Хотя, полк Ригимана показан на гравюре. "9. - корабль великого государя. 10. - корабль генерала и адмирала Лефорта". Внизу - подпись Андриан Шхонебек, на Москве лета ЗСИ(7208/1699г.). Посмотрите, какая странная вещь (ошибка?), написано: "Города Азова списание о взятья как великий... Петр Алексиевич... осадил маия 16 числа и взял июля 19 числа 7205(1697)-го году". Не 1696 г., а 1697 г.! Допускаю, что это ошибка европейца, у которых было другое летоисчисление.

На гравюре есть две цифры "8" - на башне Султанийе и на месте Шахи. Цифра "7" есть рядом с "8" у Шахи.

Карту, которую показывают Петру 1 можно считать достоверной, т.к. гравюра относится к 1699 г. Эта карта (или очень похожая) в неплохом качестве у нас есть. Хотелось бы найти получше, чтобы прочитать надписи. В книге Лунина и Потапова "Азовские походы Петра 1" похожая карта нарисована с расшифрованными надписями. Другие карты рисовались гораздо позже, после 1736 г. На что еще обратил внимание на гравюре? Нет цепей через реку. Наверное, их убрали ко времени прихода русского флота.

О самом Шхонебеке известно, что он приехал в Россию по приглашению Петра в 1698 г. То есть он не был свидетелем осады Азова. Но с чего он рисовал гравюру? И был ли на месте событий?  

Игорь (04.01.17 12:55)

Самое интересное, что художник не изобразил Шахе. Хотя впихнул в гравюру невпихуемое и менее важное, даже есть бастион на левом берегу Дона у пантонного моста, даже видна турецкая эскадра в Азовском море ведущая бой с русскими кораблями, виден даже вал между Шахе и Доном. В планах у него она явно была, но почему-то он с удовольствием заполнил это место дымом и здоровенным габионом. Шахе уже разрушена? Шхонебек не видел Шахе?

Александр Ч. (05.01.17 09:04)

Не изобразил башню Шахе - это такой замысел художника. Значит, в его композиции она была не важна. А башня существовала и в 1736 г., русские брали последовательно две башни. Наверняка, Шхонебек писал гравюру по чьим-то рассказам, записям, рисункам. Сомневаюсь, что он был в Азове.

Игорь (05.01.17 12:33)

Ну да, башня не важна, важен дым (сарказм).  Однозначно Шхонебека там не было. Башни существовали и после второго взятия, Петр приказал их охранять казакам вместе с Сергиевом и Лютиком, вероятно гарнизонов в них уже небыло. Более упоминаний о них в течении 300 лет я не встречал.

Александр Ч. (03.01.17 19:04)

При поездке к месту каланчей обследуйте, пожалуйста, области, которые я показал на карте. Конечно, надо проводить там раскопки. Скорее всего, никто и никогда их там не проводил. А по внешнему осмотру не знаю, что вы там увидете. Фундаменты от башен могли остаться. Но они вероятно присыпаны сверху землей. Обратите внимание, что вокруг башен были земляные редуты, рвы. Может, что-то напоминает сегодня эти насыпи и рвы? Тогда это будет вам подсказкой. К сожалению присоединиться к вашим поискам я не могу, живу далеко. Но буду с нетерпением ждать отчёта о вашей исследовательской поездке.

Изекиля Мухамедович (09.01.17 17:00)

Хочу предостеречь ! Любые работы на объектах культурного наследия народов Российской Федерации можно проводить только при наличии определённых документов.Иначе разрушение оных преследуется по закону.

Александр Ч. (03.01.17 19:23)

Каланчи - очень значимые для Азова да и для всей страны памятники истории. В каланче Шахи во время осады Азова 1695 г. находилась ставка Петра 1. В ней он проводил военные советы с генералами, 2,5 месяца. После снятия осады и ухода русских войск на зимние квартиры в каланчах, которые после постройки новых укреплений назвали Сергиевым городом, остался гарнизон их 3000 русских воинов. Страшные испытания выпали на их долю зимой. До прихода русских войск весной 1696 г. дожили далеко не многие защитники, в том числе воевода Аким Ржевский. Рядом с Сергиевым, очевидно, находилось просто огромное кладбище. И мы ничего не знаем о нём. А останки русских воинов и сегодня где-то там безвестно лежат. Местные власти просто обязаны на месте каланчей поставить памятный знак или крест. Мы не должны забывать героического прошлого наших предков, даже таких далёких.

Не могу до конца понять, столько жертв было положено в 1695-1696 гг., и ради чего? Ошибки молодого царя и его амбиции? Понятно, что замыслы были высокие - обезопасить южные границы, борьба за выход в Азовское и затем в Черное море. Но в 1712 г. русские отдали Азов обратно туркам. Потом снова его завоевывали. А люди отдали свои жизни...

Лусеген С (03.01.17 19:36)

Так Азов отдали по результатам, неудачного для нас, прутского похода.
Причём тут вообще амбиции? Турка не надо было бить?

Александр Ч. (04.01.17 09:22)

В походах чувствуется неопытность Петра. Ошибки, ошибки... Во втором походе многие тактические ошибки первого были уже исправлены. Правда, огромным трудом и потерями. Немаловажную роль сыграла и военная удача. Азовцы так и не дождались турецкого подкрепления с моря в марте-апреле. А в мае путь с моря перекрыла русская флотилия. И Сергиев выстоял, остался нашим. Если уж завоевали Азов, то надо было держать. Но как подметил один сатирик про загадочность русской души - русские много чего покоряли, а потом запросто отдавали. Будь то, к примеру, война с Наполеоном, либо ВОВ. Тут уж ничего не поделаешь. Просто, жалко...

Лусеген С (04.01.17 13:03)

Неопытность и амбиции (в плохом смысле слова) все же разные понятия.
Азов и не только пришлось отдать в обмен на жизнь царя в неудачном прутском походе. Причем тут загадочная русская душа?

Stanichnik (04.01.17 11:02)

Вот для таких споров и исследование и создавалась Меотида. Фото того места, где все сошлись во мнении о местоположении Султанийе, есть в моей статье, оно под номером 14. Этот холмик действительно очень необычен. У него крутые склоны, а стоит он на самом берегу, где его должно подмывать, а он почти целый, что подразумевает твердое основание. В общем надо ехать.

Игорь (04.01.17 13:29)

Холмик набирает 150 шагов в окружноти? Я так понимаю это примерно должно быть 38 метров в диаметре. 

Лусеген С (04.01.17 13:55)

Расчистить бы квадрат сколько то да затянуть георадар...
И конечно надеяться, что местные таки оставили массив фундамента с ценным камнем

Stanichnik (04.01.17 18:43)

Увы, холмик гораздо меньше. Я вообще не очень верю в каменные остатки каланчей. И не из-за жителей Елизаветинской. Весной 1761 г началось строительство Димитриевской крепости, для строительства использовали материалы из полуразрушенных Азова и Таганрога. Местность эта, в то время была "в барьере" между двумя империями. Турки, напуганные такой деятельностью, запретили нашим таскать камень из бывших крепостей. Но сделали это только весной 1762 г. Думаю за полгода успели вывезти многое и прежде всего из каланчей, они поплиже были к Димитриевской.

Игорь (05.01.17 13:56)

О, спасибо за новый поворот. Но фундамент мог быть и на сваях на такой болотистой местности.

"Турки и приведенные работные люди (10 тысяч венгров и волохов), не теряя времени, стали на обоих берегах Дона выше устья Каланчи и на устье Мертвого Донца бить под городовые стены сваи, а за Донцом стали ломать камень и свозить к месту строительства. "

И Лютик до конца не разобрали, если конечно те стены не остатки почтовой станции. Что-то должно остаться. Ведь запрет предполагает, что сперли не всё.

Лусеген С (04.01.17 22:32)

Лютик менее доступен. Нет до него сухого хода. А главное, есть рядом прекрасная каменоломня.
Елизаветинская это остров, камнем обделенный. При огромной ценности материала и его близости, ничего не стоит разобрать включая фундамент. Но, все что когда либо было на земле, оставило след.

Stanichnik, здорово Вы нас покидали из века в век. Я даже задумался на секунду)))

Stanichnik (04.01.17 23:49)

На Лютик есть полусухая дорога. По ссылке мое путешествие к Лютику по льду

http://meotyda.ru/node/238

А там внутри ссылка на путешествие Андрея "по материку"

Лусеген С (05.01.17 00:12)

Да, я читал конечно. С удовольствием, как всегда. Но все же, Андрей, Лютик менее доступен и крупные населенные пункты, со своей доступной каменоломней и другими источниками камня - на другом берегу Донца. А каланчи, по крайней мере в Елизаветинской, очень ценны как единственное место в пойме, где можно легко нарубить хороший строительный камень.У меня есть задумки как локализовать по косвенным признакам, если не будет фундамента, но потребуется расчистка.

Игорь (04.01.17 16:40)

Все таки Шахе на конце коммуникационного моста.

Лусеген С (04.01.17 17:14)

А коммуникационный мост есть сохранившая насыпь.Шахи нашли, можно не ехать)

Страницы

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.
Анти-спам проверка