Неприступная Дельта. Редут у ерика Лагутник.

Друзья мои держатели интернет ресурсов, как вы определяете рейтинг своих сайтов? Пользуетесь LiveInternet? Заказываете дорогие исследования? Я расскажу вам как делаю я. Завидуйте.
Совсем недавно на Меотиде началось обсуждение темы "Неприступная дельта" об укреплениях воздвигнутых в ходе Крымской войны, и вот, приехав с Сергеем на предполагаемое место расположения Редута Лагутник, первое, что мы увидели, был свежайший раскоп с отпечатком серьезного башмака.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерикаЛагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Даже нельзя сказать, что кто-то идет по следам Меотиды. Идут на шаг впереди  :) :) :)
Но мы всегда благодарны этим людям. Опыт показывает, что много интересного они бросают. Так случилось и сейчас. Это кованая скоба для скрепления бревен. До ближайших дикорастущих бревен от этого места - полтыщи верст скакать, не доскачешь. Бревно в этих краях, экзотика. Тем более большое строение для скрепления которого требовались скобы. Это могли позволить себе только военные.
Спасибо господа поисковики за такой подарок. Был здесь редут.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерикаЛагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Теперь по порядку. Дельта Дона, хранит в себе черты побережья древних морей. Где-то они и сейчас хорошо видны. В Азове например.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


А где-то почти исчезли. Как на огромной, древней косе тянувшийся от Азова до хутора Полушкин. (желтым)

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Вот на этой древней, песчаной возвышенности и построили наши предки цепь оборонительных сооружений готовясь к вторжению войск Евросоюза в 1855-56 гг.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Едем к Полушкину по восхитительным пескам.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Песчаная возвышенность со всех сторон окружена плоским камышовым безбрежьем.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Как в сторону Ростова.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.

 

Так и в сторону Азова.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Когда-то эти песчаные кучугуры, омывались морем.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Море давно ушло, оставив после себя песчаные волны.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Но красиво даже сейчас. Ни степь ни море. Мы у Полушкина, здесь песчаный вал растворяется.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Сначала растерянность. Песчаная возвышенность исчезла далеко от Ерика Лагутник. А ведь именно для предотвращения прорыва врага по ерику и был построен здесь редут.
Потом, по многим следам понимаем, что ерик изменил свое русло и протекает сейчас севернее.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


К юго-востоку от хутора, на оконечности древней, гигантской косы, там где на старинных картах обозначен редут, читаются две, кажется беспорядочные возвышенности.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Но первая, ближняя к хутору, слишком мала для редута имевшему 21 пушку.
На этой схеме обозначил старое русло ерика и обвел возвышенности.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


А вторая, дальняя - чудо!

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Не видите? Оттенил контур.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Не просто редут - красавец. Он должен был держать под контролем всю округу, почти до Недвиговки, где на валах греческого города был другой редут. Вот она кстати, как на ладони. Или по-военному - в зоне визуального контакта.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


С земли редут не разглядеть, холмы, ложбины. Сколько он пережил разливов и буйств горновой воды.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Вот он памятник.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Покружили по болотистой округе. Порадовались строгой красоте.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Небу

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


Тварям Божьим.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерикаЛагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.


И покатили по местному Хайвею. Самому лучшему хайвею на земле.

Редут у хутора Полушкин на берегу ерика Лагутник построенный во времена Крымской войны для защиты Ростова.
 

Лусеген (04.04.17 09:39)

Да, редут - красавец! Молодцы, что нашли! Я, к сожалению, увидел письмо только утром.

А на счет копарей, не льсти себе) Копают весь земной шар в глубь и в ширь, методами интенсивными, экстенсивными,  прочими научными и на удачу) И за меотидой следят, конечно)

Stanichnik (04.04.17 12:10)

Спасибо Лусеген! О том, что земной шар копают вдоль и поперёк, я догадывался. )) Но здесь на редуте совсем не видно прошлогодних раскопок, а в других местах они видны.

Игорь (04.04.17 10:41)

Отличный художественный рассказ, Stanichnik ! Спасибо. Но гложут меня смутные сомнения.

Stanichnik (04.04.17 12:13)

Спасибо Игорь! Прочь сомненья и тревоги, к новым открытиям товарищи! ))

Florizelь (04.04.17 18:48)

Узнать в скобе редутную скрепу! Какое глубокое проникновение в суть вещей. Впрочем, Stanichnik всегда тонко анализирует самую сложную ситуацию.

Игорь (04.04.17 22:32)

Неважно. Художественное повествование позволет делать художнику все, что он зхочет. А ненаучную х..ню, мы и сами генерим в больших количествах. Если Вы профи - фильтруйте факты от домыслов.

Гость (04.04.17 20:33)

Интересно - сверху действительно похоже на фортификационное сооружение. Но ... меня тоже гложут смутные сомнения.

Stefan (04.04.17 21:06)

Было бы замечательно, если бы это был действительно ОН. Но... - истина дороже. Во первых, не совпадает форма - на оригинальном чертеже он был совсем другой (хотя, это надо проверять), во вторых - место. Редут (на чертеже) располагался ближе к берегу Лагутника (почти рядом) и заметно восточнее его изгиба. Т. е. на территории поселка. Конечно, можно допустить, что русло изменилось, но так ли сильно? Тем более Лагутник - почти нетекущий "умирающий" ерик (хотя его "смерть" может длиться столетия), и потому не должен сильно меняться. Думаю, редут был здесь (см. изобр.), или даже еще чуть восточнее. По поводу того, что нашли - надо подумать... 

Игорь (04.04.17 21:11)

Там его тоже не может быть. Вы его поставили точно на ерик Греков. По-идее он должен быть в створе Грекова и Сенькина. Точно на месте х. Табунщиков.

Stefan (04.04.17 21:28)

Карта послевоенная (имеется в виду Крымская война )), тогда там не было ни одного из этих хуторов, насколько я помню. В том числе и Полушкинского...

Игорь (04.04.17 21:33)

Конечно. Хутор, скорее всего, поставили на возвышенности оставшейся от редута.

Stanichnik (04.04.17 21:44)

Вы все забываете про половодье, которое затапливает всю округу. В том числе и улицы Полушкина. Незатопленным остается только древняя коса которая тянется до юго-восточной окраине хутора. Несколько лет назад, в сильное половодье, я полетал над этим районом на вертолете. 

Редут построили на самой дальней незатапливаемой точке косы. Именно там где остался рельеф.

Полеты над дельтой

Stefan (04.04.17 21:57)

Не забываю я про половодье. Редут строили на кургане - он и не затапливался. А курган был севернее косы. Я стараюсь найти тетрадь с записями и зарисовками с планов (куда то делась после перестановки в комнате). Была какая-то деталь, нужно вспомнить.  

Stefan (04.04.17 23:00)

Вот оно! Нужно поискать какие-либо следы старой дороги, ведущей от ерика Дугин к Лагутнику. Редут находился чуть западнее дорги, практически примыкал к ней. Что касается того, что мы нашли. Возможно, это остатки хутора Ирхин - единственного в этом году населенном пункте в данном месте. Этот хутор располагался на небольшом холме или кургане юго-западнее редута. Кто его знает, может его в ту зиму снесли, чтобы не мешал, а холм подровняли. "Хутор" - в то время понятие растяжимое. мог быть отдельный дом и пара сараев. 

Игорь (05.04.17 12:31)

Старая дорога, и единственная, от Дугина к Лагутнику, это та по которой ехал Stanichnik, вдоль восточного берега древней косы, по песчанным барханам. Далее она шла через мост на ерике Сенькин, возможное его место у строения с красной крышей на снимке из Яндекс карт Stanichnika, там и сейчас переезд. И оба места, обведенных красными кругами Stanichnikom, подходят под Ваше описание. 

А единственный близлежащий высокий курган, отмеченый на картах - здесь. И это место тоже подходит под описание. И он есть на снимке Stanichnika - 10.jpg Но видимых следов редута там нет.

Stefan (05.04.17 18:16)

Да, это та дорога - по правому краю песков. Только по старым картам она шла к Лагутнику слегка восточней южного изгиба, подходила к реке (там наверное брод был), а потом шла дальше на северо-запад, потом на север - прямо к М. Донцу, напротив Недвиговки. А курган - окончательно сравняли с землей, видимо, при застройке хуторов.

Игорь (05.04.17 18:28)

"сравняли с землей" - глубоко сомневаюсь. Только полностью лишенный мозга может сровнять возвышенность в затапливаемой зоне и довольно большую, на которой могут сидеть 400 человек и 24 орудия.

Stefan (05.04.17 18:56)

Ну, наполовину его срезали при постройке редута. А потом - постепенно доровнялся. Да там воде бы и не затапливало слишком - край займища проходил по берегу Лагутника. Это Мартыновское укрепление весной на острове оказывалось...

 

Игорь (05.04.17 19:05)

Топит Полушкин, еще как. Даже герои-спасатели есть http://www.nvgazeta.ru/news/12372/475884/

Stefan (05.04.17 19:08)

В любом случае, курган у Лагутника был - его упоминал в сборнике "Пропилеи" сам Леонтьев - он обследовал Танаис и другие "древности" как раз в 1854 году. Да и картам стоит верить - эту я уже выставлял. Резкозть плывет - но что это, если не возвышенность? И где она сейчас?

Игорь (05.04.17 19:50)

На плане устьев Дона "Пропилеи" Леонтьева курган (7) совпадает с местом, которое нашел Stanichnik. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003827086#?page=227&view=list но это не то место, которое показано у Вас. И, положа руку на сердце - не могу на этой цветной карте определить возвышеность это или нет.

Stefan (05.04.17 20:08)

Ну, по леонтьевской карте определять точное место - еще то занятие! Но в любом случае - курганов было два. И редут располагался на более обширном в диаметре (по крайней мере). В конце концов - планы постройки укреплений я видел и держал в руках. "Светить" их я пока считаю нецелесообразным. 

Игорь (05.04.17 20:31)

"держал в руках" - Сразу бы так и сказали...

Stanichnik (06.04.17 11:18)

Сергей, я твои рисунки внимательно изучил. Мы же с тобой это место видели и на курган поднимались. Курган маленький, а место плоское как стол. На кургане батарея бы не поместилась а в изгибе ерика утонула бы в камышах. Я думаю там шла борьба за каждый сантиметр вверх.

Лусеген (10.04.17 14:30)

Планы постройки укреплений выведены из научного оборота? Простым смертным доступа нет?

Stefan (10.04.17 17:30)

Да легко - они в Москве, в РГВИА. Только сроки у них!

Игорь (06.04.17 18:02)

Пропилеи, описание кургана №7 на Лагутнике. И да, Сергей прав. Это тот курган. 100х150 метров.

Stefan (06.04.17 18:08)

Ну, так это он и есть! Ключевая фраза - он лежит на восток от хутора Ерхина (правильно Ирхина). Возможно, та небольшая возвышенность, которую мы осматривали и есть тот холм, на котором стоял хутор. Интересно, его "убрали" тогда? Ведь он бы мешал, в случае если бы союзники высадили на берег десантную партию. Кстати, в последующие годы названия Ирхин там больше не было... 

Stanichnik (06.04.17 21:04)

Редут строился для вероятного боя в период разлива Дона. В период низкой воды ни кто бы в него не сунулся, он не имеет выхода в другие русла и оканчивается тупиком. Но в период разлива, редут построенный на отдельно стоящем кургане превратился бы в остров. Воевать на острове плохо. Я уже говорил, что несколько лет назад летал над этим районом на Робинсоне в период критического разлива. И хорошо видел, что от того места куда я поместил редут идет сухая дорога в район Дугино. Это огромный плюс при бое с эскадрой пытающейся прорваться в глубь дельты. И наоборот, воевать с острова - безумие. 

Игорь (06.04.17 22:25)

Эскадра туда бы не пошла. Даже в разлив глубина там менее метра. А водные препятствия для пехоты - самое то.

Stefan (06.04.17 23:07)

Вооруженные шлюпки - вполне бы могли подобраться. Забои на Лагутнике против них и делались. Был же еще люнет Мартыновский. Да и не все там затапливалось. 1-я линия и создавалась именно как линия по суше.

Игорь (07.04.17 09:33)

Вооруженные шлюпки - да. Да и только с севера. Но их надо было иметь в составе эскадры.

Лусеген C (07.04.17 11:54)

Забои это как противотанковый ров или надолбы - надо охранять, эффективны только в системе.
Шлюпки с пехотой, плоты с артиллерией вполне себе могли прорваться по относительно мелкому разливу и наделать дел.
Я опять задумался над аэрофото. На аэф, укрепления почти в два раза моложе

Игорь (07.04.17 12:15)

Поддержу аэрофото. Но мы увидим, что на этом холме уже есть строения. Разобрать будет тяжело.

P.S У эскадры небыло превосходства 5:1, не из чего массово строить плоты, не думаю, что и шлюпок было много. Поэтому они и не сунулись.

Stefan (07.04.17 19:42)

Не сунулись, прежде всего, потому, что война кончилась. Речь то о 1856 годе. А вот готовились ли? Возможно. Мелкосидящих канонерок англы настроили под 2 сотни. Плоты - они перед нападением на Таганрог "Леди Нэнси" за день склепали. А он нес 32-фнт. орудие! Были планы (особенно их французы продвигали) - перегнать в Азовское море речные пароходы (у них осадка - в среднем метр), не меньше сотни. Их бы и больше набрали при желании. Проблема: переправить их через моря - малейший хороший шторм, и им белый пушистый зверек; кроме того, у них конструкция слабовата - тяжелые пушки особо не поставить.

В любом случае - основной удар наносился бы через Переволоку-Кутюрьму-Каланчу. Ну а наши опасались высадки крупного отряда пехоты - в Таганроге илиеще где-нибудь, и его наступленя на Ростов по суше. Для противодействия ему и укрепили Танаис-Недвиговку.

Роман (05.09.17 20:20)

Интересно, но, я там ходил с мд, находок свойственных для редута там нет!

Stanichnik (05.09.17 20:47)

А какие находки свойственны для редута, который в спешке построили, но воевать ему не пришлось. Вероятно, что никакие.

Роман (05.09.17 21:02)

Сомневаюсь, в этом, что не чего бы не осталось, ядра, те же монеты и т.д.,

Stanichnik (06.09.17 20:02)

Искать надо в месте где были бараки для строителей. На сам редут, возможно даже пушеи не успели завезти.

Stefan (07.09.17 19:04)

Думаю, ничего удивительного. Ядра все вывезли после войны (добром не разбрасывались). Если проводили пристрелочные стрельбы, искать надо в поле или на дне морском... простите, речном. А монеты... Крестьяне, строившие укрепления, монетами в общем то не сорили (в прямом смысле этого слова).

Евгений (12.09.17 10:38)

Берега ериков в 20 веке,там перепланировались,вдоль того же лагутника идут рыбзозовские чеки,был прорыт канал из Лагутника в дон,холмы эти могут и свалками грунта быть.Совсем недавно существовала дорога из Синявской в дельту на ней было восемь мостов,настил шести из них был из шпал,скрепленных теми самыми скобами,низовка ломала их регулярно,так,что скоб там этих тысячи. Самое сухое место пустовать не может. И там построили кормоцех,так как терновой в приципе судоходен в отличии о лагутника,а уж тем более гирла Широкое,где и на веслах не всегда пройти…

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.