Когда в несчастливом 1712 году Россия вынуждена была вернуть туркам Азов и Таганрог, большинство жителей этих двух городов осели в ближайшем российском приграничье, в излучине Дона и Темерника.
Переселенцы пришли не на пустое место. Ранее, во времена петровских походов, здесь располагались мастерские по ремонту галер, пакгаузы, войсковые команды, а еще ранее по берегу Дона здесь угнездились рыбачьи сезонные станы.
Именно переселенцы из Азова и Таганрога основали в западной части будущей Нахичевани селение Полуденка и построили первую церковь на территории нашего города.
Картина художницы М Бурцевой "Полуденка"
На картине изображен вид на крутой берег с современной улицы Червоной.
Прогулка по бывшей Пулуденке и попытка исследования её истории описана здесь
Откуда есмь пошел Ростов-на-Дону?
Долгой и счастливой жизни на этом месте у переселенцев не случилось. В 1770-х годах им пришлось переселиться еще раз, освобождая обжитое место для еще одних переселенцев, из Крыма.
Очередным пристанищем выходцев из Азова и Таганрога стала слобода Койсуг на левом берегу одноимённой реки. И здесь до них уже жили люди. А еще более многие пришли сюда и осели после них, образовав в итоге город Батайск.
Место это плодородное с богатыми рыбными промыслами привлекало самый разный люд. Сюда тянулись в поисках лучшей жизни вольные крестьяне из центральных областей России.
Бежали, двигаясь по ночам и гоня с собой корову, семьи крепостных из перенаселённых губерний Малороссии. Оседали, устав от обозной жизни, чумаки. Здесь обзаводились домами и хозяйством вышедшие в отставку солдаты. Селились казаки.
Люди в то время старались селиться вольно, им гораздо важнее было жить ближе к своим пашням и пастбищам, чем друг к другу. Поэтому вместе со слободой Койсуг росли её спутники - Койсугские хутора. Встречал название «Койсужные», которое мне нравится больше.
Эти хутора, расположившиеся к югу от Койсуга, за свою историю носили много названий. А сейчас один из них вырос в большое село Самарское. Второй стал не маленьким селом Новониколаевкой. Третий, лежащий в стороне от дорог в изгибах Кагальника, остался небольшим селом Высочино. Хутором остался только Кочеванчик.
На карте 1880-го года в хуторе хорошо виден перекрёсток, на котором сходятся несколько улиц.
Этот перекрёсток сохранился и на современной планировке хутора.
И хотя у меня даже в самых смелых мечтах не было надежды найти какие-нибудь следы переселенцев с земель, отданных туркам в 1712 г по Белградскому мирному договору, но они таки нашлись.
Хутор начинается улицей Азовской и переулком Ростовским. Сходящимися на перекрёстке, отмеченном еще на карте 1880-го года.
Надо понимать, как в то время давали названиям улиц. Улица Мельничная вела к мельнице, Мостовая к мосту, Луговая на луг, Родниковая к роднику. В Ростовском переулке жил кто-то, кто переехал сюда из предместий Димитриевской крепости, и он или они были обязательно людьми видными.
-Кум, ты куда?
- Да к ростовским на улицу.
Так же получила свое название Азовская улица
А начинается хутор с кургана. В это место когда-то приходила дорога с севера, из местной столицы – Койсуга. За курганом старое кладбище и перекрёсток Азовской улицы и Ростовского переулка.
Историю этого кургана не знаю. Но, похоже, что именно в этом месте появились первые хуторские постройки.
Если попытаться описать стиль, в котором построены большинство домов в хуторе, то правильнее всего его назвать «великоросским».
Переулок Ростовский и улица Садовая.
Такие домики- память о том времени, когда люди гордились тем, что сделано своими руками.
Есть в хуторе современные, зажиточные усадьбы, но большинство составляют такие домики «ёлочкой».
За этими досками, набитыми на каркас ёлочкой, вертикально или горизонтально, скрывается турлук или саман.
Так и чудится, что вдруг на улице появится толпа окающего или акающего народа.
Старины в Кочевани нет. Зато она есть в соседней Новониколаевке и Высочино.
О Новониколаевке коротко писал здесь.
А в Высочино, в котором бывал не единожды, заехали в это раз.
Когда Койсужные хутора только устанавливались, они административно принадлежали одной слободе и были связаны дорогой. И сейчас все четыре селения находятся в Азовском районе Ростовской области. Но из Высочино нам пришлось пробиваться по снежной целине. И хотя первоначально метили в Новониколаевку, но глубокий снег «вывел» нас к Кочеванчику.
А бывая в Высочино, невозможно не заехать к Рождественской церкви, построенной в 1879 г.
У церкви сложная судьба. До войны в ней была школа, тогда же она потеряла купола. Фотографий того времени не сохранилось. И теперь совершенно невозможно понять, как выглядела эта совершенно не типичная для нашего края церковь.
Кто её построил? Почему в этом, окруженном с трёх сторон камышом захолустье, выбрал такой европейский стиль? Неведомо.
И нам остаётся только ходить вокруг этого чуда и ахать.
После войны и короткого периода возобновления служений она опять использовалась как хозяйственная постройка и в итоге оказалась заброшена.
Сейчас она возвращена Православной церкви. Но не открыта постоянно, и трудно заметить следы её восстановления.
В следующем рассказе вернёмся в Кочеванчик
- Категория: Хутора, станицы, слободки | Просмотров: 294 | Автор: Stanichnik | Дата: 13.02.2025 | Комментарии (23)
Тут, Андрей, в части ПОЛУДЕНКИ добавлю, что большинство полуденцев ушло вместе с Богородицкой церковью в Солдатскую слободу, т. е. ее прихожане (православные) предпочли оставаться под защитой крепости. А иноверцы и инославцы выбирали селиться за Доном. И власти щедро субсидировали и тех и других. Но этот процесс шел медленно, с оглядкой и ускорился лишь после суворовского усмирения ногайцев, с уходом остатков их орды в Поволжье. Так певобережье Дона с его заливными луговыми просторами становилось безопасным и доступным для хозяйственного освоения.
Кто такие иноверцы из Азова? Это православный народ попавший в Золотую орду за несколько веков.
ЗАдрей, здесь я Вас не понял. При чем тут Азов и азовские иноверцы в годы отселения Полуденки
Полуденка была заселена в том числе выходцами из отданного туркам Азова. В числе тех людей было много иноверцев. Но это были славяне принявшие ислам в Золотой орде.
Они поселились в Полуденке, а потом в Койсюжных хуторах.
Ну, это если глубоко домысливать. Ведь между ЗАСЕЛЕНИЕМ Полуденки и ее ОТСЕЛЕНИЕМ прошли войны, сменялись эпохи, власти, поколения. Впрочем, вполне возможно что к 1780 –ым годам в Полуденке доживали свой век старики (моих лет), помнившие события 1712 года. На их месте я бы охотнее вернулся в Азов своего детства, ставший вполне российским.
Ключ к этой теме в другом, в Богородитской церкови , ее приходе, ее пастве, в их братском и семейном содружестве. Они разделили судьбу своей церкви - со своими святынями пришли в Полуденку и с ними же ушли в Солдатскую слободу.
Ну, а иноверные (старообрядцы например) и инославные, в том числе недавно «понаехавшие», вольны были выбрать другие варианты отселения, или влиться в состав нахичеванцев. Коротко говоря, времена Золотой орды здесь ни при чем.
Сам Койсуг дальше так и делился ериком (вдоль современной ул.Балашова) на слободу и Доломановку
Слышал об этом.Доломановка, это как я понимаю, место где осели переселенцы из Полуденки? И она западнее Слободы.
Да,Доломановка - юго-западная часть Койсуга.
Я как-то для себя собирал информацию по Койсугу-вот часть
И еще про церкви/соборы
Константин, это очень интересно. Это надо сделать отдельной темой. Считайте, что заразили меня Койсугом. В одной из вырезок есть слова "Итак мы разобрались кем были жители Койсуга".А у вас нет предыдущей части?
Есть еще немного)
В этой части я опирался,какраз,на ваш сайт) Собственно,он и вызвал у меня желание к подобной вашей деятельности,только касательно Койсуга,когда я туда переехал из Ростова в 20 году)Все это есть в хорошем качестве
Где то я еще сохранял любопытную длинную статью,в которой рассказывалось,как войско донское "билось" за включение Койсуга в область войска,но сами жители не хотели,как и администрация Екатеринославской губернии,если правильно помню. При этом использовались самые нелепые отмазки,лишь бы затянуть начало интеграции территории. По итогу,войско отчаилось и перестало претендовать.
Про иторию Койсуга рассказывается в книге П.И.Оноколова "Батайск".
Спасибо за информацию о книге.Буду пытаться найти. Есть 2е дополненное издание 2007 года. Вот из интервью с автором интересная выдержка про Койсуг.
Если кому интересно- книга,пишут,есть в читальном зале в Батайской библиотеке им.Горького ,на ул.Горького 32.
Если найду время-доберусь,сфотографирую про Койсуг/становление Батайска.
Полуденцы основали Слободу. Выходцы из Доломановки - соответственно Доломановку.
И ещё, во времена сотрудничества в Приазовском крае (возрожденном) мне доводилось обсуждать Полуденку с Сидоровым, а пару раз и с выходом на место. Спорили, но сошлись, что имя она получила от «половины пути» между Азовом и Старочеркаской - хоть посуху, хоть по воде.
Интересная мысль.
А когда Качевань Кочеванью стала?
Хорошая статья Эмиля Сокольского.
http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/1/art.aspx?art_id=1298
Во втором издании книги Литвиненко "Села Приазовья" приводится фотография, где видна Высочинская церковь с куполом и колокольней. Интересно еще, что на картах Шуберта Кочеванчик обозначен как "Купол-Церкви".
Уважаемый Андрей, я вчера сослепу не туда вставил, переживаю, надо исправить в реплике «ну, это если глубоко…» про старообрядцев. Они ИНОСЛАВНЫЕ.
"КойсЮжные"
В разговорной речи здесь всегда присутствует историческая Ю
Оставить комментарий