Бюсты

В первой половине восьмидесятых годов мне едва перевалило за 10 лет, как я увидел в школе бюсты героев войны. Честно говоря, мне не очень-то эта идея понравилась – памятники в школе, как мне казалось, не вписывались в и без того непросторную школу, где хотелось бегать по коридорам, а рядом с бюстами бегать не разрешали. Я был подростком любознательным и пытливо изучал таблички. Не хочу сказать, что имена мне крепко запали в память, но не раз уже подмечал, что достать из глубин памяти «файлы», заложенные в прошлом непросто, но вполне по силам, а интернет помогает очень. Так произошло и на этот раз. Когда я разглядывал уже в новой школе всё те же бюсты, меня не оставляла мысль, что что-то здесь не так…

Я представил, что вот сейчас появился в школе такой же парнишка из 10 «Б» с 1 посёлка Орджоникидзе, который просто пытливо взял и окунулся в поиск на просторах всемирной паутины с одной целью узнать о героях, бюсты которых установлены в школе, немного больше, чем написано в информационных табличках. И вот, что у него получилось.

 

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

УЧЕНИКА ШКОЛЫ №20

 

Так, у нас есть фамилии и имена героев войны – это уже много, поиск упрощается. Есть сайты «Память народа», «Подвиг народа» и «ОБД Мемориал», где этого уже достаточно, правда много однофамильцев и полных тёзок. Очень часто случаются совпадения, но очень важная деталь – все наши герои - выпускники школы на Берберовке, которые «Школу-гигант Сельмашстроя» видели только со стороны, когда приходили с пацанами Сельмаша в футбол поиграть. Значит мальчишки проживали в посёлке Маяковского, но их всех призывал Сталинский военкомат (Сталинским районом раньше назывался наш Первомайский район – это я давно узнал). Ну вот и первые результаты.

Ляндэ Владимир Николаевич

Я как-то недавно проходил по улице Ляндэ и обратил внимание на таблички с его фотографией – очень полезное дело сделали те, кто их на улице повесил, спасибо им. А ещё для моей школы очень много информации пишут на сайте «Меотида», редакторы этого сайта тоже выпускники моей школы придумали «Виртуальный музей». Очень полезная штука! Есть на сайте публикация и о нём вот здесь. Героический человек! Героически погиб, но уже не на фронте, прошёл войну, столько испытал, а погиб от пули бандита в мирное время. На табличке в школе написано Герой Советского Союза, но это ошибка – есть информация в документе. 

 

 

Молодцы редакторы «Меотиды» - направили по верному пути поиска, наградной лист разместили, хотя для нас он ГЕРОЙ, не будем столь принципиальны. Похоронен в Ростове-на-Дону. Не верю, что никто не фотографировал бюсты в старой школе, ищем дальше. Ну вот, есть результат. 

 

 



 

И сейчас бюст занял своё достойное место в холле моей школы. Отлично! 

 


 

Братья Алексеенко

Начнём с младшего.

Алексеенко Михаил Филиппович

 


 

Родился в 1926 году, а погиб в 1944 году совсем молодым в 18 лет, едва закончив школу. Погиб смертью храбрых. Вот его наградной лист с описанием подвига.

 



 

Награждён посмертно Орденом Отечественной войны 2 степени. Похоронен младший сержант Алексеенко в братской могиле в Эстонии.

 



 


 

Фото бюста в современной школе.  

 


 

Алексеенко Алексей Филиппович

Старший брат Михаила, закончил наше РАУ. Родился 17.02.1915 года. И вот она ошибка! Вероятно, при изготовлении бюстов и табличек дали неверную информацию о герое войны. На старой табличке – год рождения 1922, документам мы верим больше.

 


 

Пропал без вести в самом начале войны в октябре 1941 года. Есть его фото на сайтах и достаточно много информации в документах войны. Вот его бюст в старой школе. 

 




 

Но что это на табличке в школе новой? Ошибка! Подпись на табличке Скориков Пётр Поликарпович.

 

 


 

Смотрим информацию о нём – тоже герой войны орденоносец из нашей области, но вряд ли он учился в нашей школе. Призывался Моздокским РВК - да, похоже эта информация залетела случайно. Очень обидно за Петра Поликарповича Скорикова, который может о нашей школе-то и не знал ничего. Прожил он долго, ибо есть о нём запись датированная 2002 годом.

А что же Алексей Филиппович? Да вот же табличка о нём у другого бюста – написано верно - лейтенант, год рождения верный.

 


 

 

На сайтах есть фотография Алексея Филипповича и, очевидно, с неё лепили бюст. Не будем говорить, о мастерстве скульптора, но общие черты явно заметны.

 


 

 

У какого же бюста оказалась табличка Алексеенко Алексея Филипповича?

Скориков Иван Пантелеевич

 


 

Вот оно в чём дело! Однофамилец Петра Поликарповича. О нём таблички, к сожалению, нет. Но не беда, найдём информацию! Младший сержант Скориков был награждён орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». 

 





 

Погиб в октябре 1944 года в возрасте 19 лет. Захоронен в братской могиле в Латвии.

 



 

 

В старом музее была о нём вот такая информация.

 


 

А этот портрет подгрузили в сеть его родственники в «Бессмертный полк».

 


 

Оказывается память о нём сохранила для музея сестра Скорикова Анна Пантелеевна – тоже выпускница школы №20 на Берберовке. В музее была папка с материалами о ней.

 

 


 

Большое спасибо информационным сайтам в сети «Интернет», которые так быстро помогли распознать героев из школы №20 на Берберовке. Я использовал только интернет–ресурсы. Отдельное спасибо поисковой команде сайта «Меотида». Только вот за одно обидно – эти люди на «Меотиде» так много сделали для восстановления истории школы, но я не нашёл ни одного комментария директора. Ну, впрочем, может быть я не всё просмотрел, и она это делала анонимно…

 

-//-

- Равняйсь!

- Смирно!

- Равнение на знамя!

Директор – учитель истории – смотрит на знамя и учеников, бюсты смотрят на директора, но половина из них не под своими именами…

 

 

 

Об идее проекта "Школа-гигант  в лицах" информация здесь. 

История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...

 

 

 

Бывалый (30.09.23 15:23)

Всё было красиво, пока Юрий не полез в интернет.  Как же не любит Юрия школьное начальство (

Heach (30.09.23 21:57)

Я не жаловался на нелюбовь, Евгений. Я всего лишь хотел, чтоб все кто причастен к теме школы на этом сайте (а я не один) чувствовали, что всё, что делается, делалось не зря... А ошибки нужно исправлять!

Heach (30.09.23 21:59)

Что касается темы, то я показал - как же все просто находится, когда заходишь в сеть и задаешься целью.

Бывалый (30.09.23 22:50)

Твоя активность - это упрёк школе. Кому ж такое понравится.

В дополнение к горе текущих школьных проблем им теперь надо озаботиться еще и исправлением ошибок в школьном музее.

Дело в том, что Ты человек неравнодушный, а они… ?

Heach (01.10.23 10:52)

Исправление ошибок - это одну табличку перевесить, одну убрать и одну новую изготовить и повесить. В целом все, Ляндэ можно тоже уточнить, конечно, но там уже можно откорректировать

Heach (01.10.23 10:58)

Если с Алексеенко все понятно - перепутали, то как возник однофамилец Скорикова? Который мог учиться разве что на Сенной.

Гость (01.10.23 07:39)

Теперь всё правильное стало неправильным и наоборот.

Stanichnik (01.10.23 11:36)

Юра, я уверен, что ты сделал всё, что бы администрация лицея исправила эти ошибки без публичного обсуждения. 

Heach (01.10.23 12:05)

Я долго думал над этим, но, таки, решил эти ошибки показать публично. У меня было в планах сделать публикацию по бюстам, ибо они как-то крепко вписались в историю школы, но когда вскрылись ошибки, меня это зацепило. Я считаю, что к моменту их установки в новой школе можно было проделать небольшую поисковую работу для того, чтобы не получилось то, что получилось. Вся эта информация была в сети уже тогда, мало того, школа сама выкладывала фотоматериалы на сайте "Про школу", откуда я их взял.

Светлана Николаева (01.10.23 12:55)

Юр, здорово, что все стало правильным, но я соглашусь с Андреем. 

Heach (01.10.23 13:01)

Сделать всё в моем случае - это предупредить и проинформировать. Я это сделал. А правильным станет тогда, когда станет в реальности, а не в публикации.

Heach (17.02.24 21:59)

Я до сих пор задумываюсь - а правильно ли я все сделал? Но вот прихожу к выводу, что да. Мне необходимо было доказать, а иначе, как через Меотиду, я этого сделать не смог, хоть и попытался до этого. И доказательство ошибки в конце концов сработало сейчас. На это понадобилось время и наглядная инструкция на Меотиде, которая послужила площадкой для этого доказательства. Мир так устроен, что необходимо доказывать свою правоту...

Stanichnik (17.02.24 22:07)

Не переживай. Всё нормально.

Heach (01.10.23 15:56)

И да, я вспомнил, почему мне не давала покоя табличка Скорикова Петра Поликарповича - медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г" Я помнил точно, что бюсты сделали погибшим воинам. Есть фото Скорикова Петра Поликарповича.

Бывалый (01.10.23 17:16)

В твою публикацию нужно вчитываться, чтобы понять все допущенные ошибки и несоответствия. Поскольку ты глубже всех погрузился в тему, то будет правильным составить четкий перечень ошибок, которые нужно исправить, по каждому бюсту.

Бывалый (01.10.23 17:17)

Еще правильнее, если ты сам подготовишь и выложишь здесь готовые поясняющие тексты к бюстам героев.  Это упростит задачу для школы и поможет избежать новых ошибок.

Heach (01.10.23 21:35)

В трёх случаях из четырёх можно было бы просто разместить наградные листы, распечатав копии на цветном принтере. Мне думается, это яркий документ - свидетельство эпохи. Вот по старшему Алексеенко сложнее, но тут важно показать, что пропавший без вести - это и есть ужас войны. Не люблю я так, как сейчас - отчётно парадно, но с другой стороны эти бюсты уже прочно вошли в историю школы. Я, например, сразу вспоминаю своего учителя истории Барсукова Владимира Павловича, который занимался музеем и заказывал бюсты, рассказывал нам про Ляндэ, но вот истории других не помню, хотя он и про них рассказывал. 

Бывалый (01.10.23 22:27)

Наградные листы плохо читаются. Их содержание может быть не совсем понятно детям. Они могут быть дополнением к поясняющим текстам у бюстов. Пояснения к бюстам должны быть краткими и содержать достоверную информацию.

Какими источниками пользовался Барсуков в эпоху отсутствия интернета (?). Думаю, что его в субъективных рассказах нехватка фактологии компенсировалась своим пониманием истории, личным опытом и знанием военной темы.

Heach (02.10.23 08:31)

Безусловно это так. Барсуков был талантливый учитель. Но в его пору он хорошо подключал учеников к поисковой деятельности. Шло общение с родственниками. Если говорить про Скорикова, то я уверен, что Владимир Павлович встречался с сестрой. О ней тоже есть информация на сайте https://proshkolu.ru Вся информация на этом сайте загружена самой школой. Нелепость создавшейся ситуации ещё и в том, что школа не смогла воспользоваться своими же материалами.

Heach (01.10.23 22:35)

ДЕМОНСТРИРУЮ. Необходимо сделать одну новую табличку для Скорикова И.П. Информацию взять можно из этой публикации.

Heach (06.10.23 14:58)

ПЕРЕМЕЩАЕМ табличку для Алексеенко А.Ф. на своё место и СОЗДАЁМ новую табличку для Скорикова И.П., а одну табличку Скорикова П.П. УБИРАЕМ вовсе.

Heach (16.02.24 19:30)

Школа информирует, что поменяли бюсты местами, а табличку скоро заменят.

Бывалый (18.02.24 00:21)

Прошло 4 месяца, и обратная связь сработала. Это не может не радовать.

Всё не зря. Слова в интернете - это не просто биты и байты, они имеют силу.

Stanichnik (01.10.23 19:34)

Лишь бы виноватым не оказался учитель, которому эта нагрузка досталась помимо воли, или от безысходности.

Бывалый (01.10.23 20:30)

Наверняка так и было. Но нельзя оправдывать пофигизм, особенно в таком деле

Heach (02.10.23 19:54)

При найденном "крайнем" найдутся ещё исторические темы. Есть директор, нам не нужны "крайние"! Хотелось бы прочитать в этой теме комментарий директора.

Stanichnik (02.10.23 20:58)

Мы краеведческий сайт. И никого к ответу призывать не будем. 

Heach (02.10.23 21:04)

Я не возражаю, но ты же сам побеспокоился о возможном "крайнем". Если история случится таким образом, как ты предположил, и об этом нам станет известно, то хотелось бы тогда увидеть комментарий первого лица, ибо я хочу чувствовать свою ответственность за "крайнего".

Гoсть (22.10.23 14:10)

Конечно возможны ошибки, но в целом, как великолепно, когда память о героях увековечена в музейной экспозиции!

Heach (22.10.23 18:24)

Память увековечена не в музейной экспозиции, а в холле. Как раз-таки в музейной экспозиции я согласен, что это хорошо, но вот когда в холле, то с моей точки зрения, не очень удачно. Но это с моей точки зрения. Ошибки же в данном случае очевидны, а не возможны. Это я доказал.

Heach (03.04.24 19:14)

Сделали новую табличку Скорикову. Прислали из школы 

Бывалый (03.04.24 20:12)

Медаль называется «За отвагу», а не «За отвагу!» (без восклицательного знака).

Не Красная Армия, а Красная армия.

Не Литовская СССР, а Литовская ССР.

Даты 3 августа 1944 года и 16.10.1944 следовало бы писать в одном формате.

В атаку идут с криками, а не с возгласами.

 

Для школы ошибок многовато :-(

Heach (03.04.24 22:32)

Про "возгласы" написано в наградном листе, а с восклицательным знаком и я ошибся в публикации, исправил. Вариант написания "Красная Армия" совершенно приемлем.

Бывалый (04.04.24 00:24)

Читающий табличку не знает, что текст взят из наградного листа, написанного штабным писарем, который «университетов не кончал». Корявость исходного текста следовало бы исправить без искажения его смысла.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.