Ляндэ

Когда поставили памятник Алексею Бересту на Сельмаше в подходящем для этого сквере имени 353 Стрелковой дивизии, я искренне был доволен – ну наконец-то, неужели достучались, неужели те, от кого это зависит, поняли, что у Сельмаша есть свой большой герой, которого Сельмаш вспоминает с уважением, любовью и воздаёт почести. И не беда, что формально он стал героем другой страны, и пусть своя страна его дважды представляла на официальное звание героя, но отказали… Пусть отказывают, мы своих героев помним!

Я неспроста начал с Береста – герой войны геройски погиб в мирное время. Похожая судьба была и у героя Ляндэ Владимира Николаевича, жизнь которого неразрывно связана с Сельмашем, Берберовкой и 20-й школой.

 


 

Этот портрет из школьного музея я помню с малых школьных лет - какой-то бородатый дядька с очень необычной фамилией, непонятная сеточка на голове, непонятная куртка. В общем, облик героя в моём детском представлении никак не совпадал с тем, что я видел. Геолог – промелькнула тогда у меня мысль, но нет же - герой войны…

Учитель истории школы №20 Барсуков Владимир Павлович собирал для школьного музея всю скупую информацию о выпускнике семилетней школы №20 Берберовки Ляндэ. Благодаря его усилиям в середине 80-х годов в школе появились бюсты героев войны, в числе которых есть и бюст Ляндэ. Предположим, что именно в этот момент происходит обсуждение музейной экспозиции, посвящённой Ляндэ.

 


 

Владимир Павлович рассказывал нам, как в серьёзных полярных условиях группа разведчиков под командованием Ляндэ выживала и сообщала очень важные сведения.


 

В состав группы «Х-13» 181-го разведывательного отряда, помимо командира старшины 1-й статьи Владимира Ляндэ (позывной — «Моряк»), входило еще два опытнейших разведчика — радист Михаил Костин («Знаток») и разведчик Анатолий Игнатьев («Смелый»). О подвиге разведгруппы Лянде подробно рассказал в своих мемуарах «Впередсмотрящие» дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов – командир 181 разведотряда, в подчинении которого была группа (вероятно, закралась ошибка в фамилии и имени третьего разведчика в мемуарах Леонова):


«Постепенно разведчики все больше «обживали» территорию Северной Норвегии. Их засылали во многие районы и самыми разнообразными способами. Так, старшина 1-й статьи Владимир Лянде, старшина 2-й статьи Михаил Игнатов и матрос Михаил Костин были выброшены на полуостров Варангер с самолета. Приземление они совершили при сильном ветре. Владимир Лянде так обо что-то ударился, что, как он потом рассказывал, потемнело в глазах. Непогашенный парашют потащил его по камням. Вскочив на ноги, Владимир почувствовал резкую боль в левой ступне.

Игнатов и Костин спустились удачнее. Пока Костин оказывал помощь Лянде, Игнатов разыскал тюк с лыжами и теплым обмундированием. Больше не нашли ничего.

Над разведчиками появился немецкий самолет и сбросил осветительную бомбу. Высадку их противник, видимо, засек. Нужно было побыстрее удаляться от места приземления, уходить, пока темно, пользоваться тем, что сильный ветер заметает следы. Но как это сделать, если Лянде еле двигался?

Прибегли к хитрости: на голом месте зарылись в снег. За ночь следы их совсем замело.

На рассвете слышали, как прошли мимо лыжники противника. Они внимательно обследовали нагромождения валунов и расщелины, а на открытую местность даже не взглянули.

Дождавшись темноты, Лянде, Костин и Игнатов перебрались в прибрежные сопки. Радист связался со своими и сообщил о выходе к морю. Штаб флота запросил о состоянии группы и возможности принять груз. Разведчики ответили, что сейчас не могут.

На третьи сутки они увидели в открытом море три транспорта и свыше двадцати кораблей охранения. Лянде передал об этом донесение по радио. Буквально через час над нами появился немецкий самолет. Стало ясно, что противник запеленговал работу рации. Утром на сопках опять замелькали фигуры вражеских лыжников.

— Надо убираться, — сказал Владимир Лянде.

— И немедленно, — поддержали его товарищи...

Уже из нового района Костин передал в эфир просьбу сбросить продукты и вторую рацию с двумя комплектами питания. Ответная радиограмма гласила, что самолет будет в два часа. И он действительно появился. А затем прискакали и немцы с собаками. Они шныряли всюду, освещая район ракетами. Сброшенный груз так и не дали подобрать. Потянулись голодные дни. Семь суток бродили разведчики по сопкам, добывая из-под снега замерзшую клюкву, чернику и мох.

Условия для работы сложились чрезвычайно тяжелые. По радио приняли разрешение выбраться к морю и ждать подводную лодку. Но Лянде, Костин и Игнатов понимали, что командованию необходимы сведения о противнике из этого района, и не спешили покидать норвежскую землю. 

Проснувшись как-то утром, Михаил Игнатов заметил поблизости лису. Она спокойно искала что-то в снегу. Не раздумывая, старшина застрелил ее. Появился приличный запас мяса. Конечно, не первосортного. Но мороженая струганина из лисятины, даже без хлеба и соли, показалась наголодавшимся разведчикам очень аппетитной.

Петляя по южной части полуострова Варангер, группа Владимира Лянде провела в тылу врага девять месяцев. Больше двухсот семидесяти дней постоянного нервного напряжения, недоедания, большой физической нагрузки!

Разведчики ни разу не заходили в населенные пункты, совсем не видели горячей пищи. Но их рация работала бесперебойно. Штаб флота получал от них обширную информацию о действиях противника на земле, на море и в воздухе. Лишь в августе 1944 года, когда необходимость пребывания моряков на полуострове Варангер отпала, они были сняты нашими кораблями».

На фото Ляндэ (справа) и Леонов (в центре), друг Ляндэ слева, но нет данных об имени. Фотография из музея Лицея №20.

 


 

На портале «Память народа» есть наградной лист Ляндэ В.Н., информацию официально рассекретили только в 2007 году. Леонов не дожил до этого момента четыре года. Ляндэ был представлен к званию Герой Советского Союза, все ответственные лица подписали документ, в том числе и Командующий Северным флотом адмирал Головко, а заключения наградной комиссии не последовало, на наградном листе написано "...Военсовету СФ 12.6.45 №623ш наградить своим приказом", но за подвиг в Норвегии Ляндэ получил Орден Красного Знамени. Так Ляндэ не стал официально героем своей большой страны. Документ я публикую полностью.

 





 

Вернувшись домой в Ростов-на-Дону, Ляндэ работал в уголовном розыске, боролся с преступностью. 1 января 1949 года Владимир Николаевич погиб в Берберовке при поимке особо опасного преступника, погиб и его товарищ - фронтовик капитан Шитиков Андрей Андреевич. Об их работе в милиции можно прочитать подробно по ссылке на сайте «Военное обозрение». Похоронен Ляндэ на Армянском кладбище в Нахичевани.

Короткую жизнь прожил выпускник нашей школы, но очень яркую…

Так увековечена память в Ростове-на-Дону о герое Ляндэ Владимире Николаевиче:

- обелиск на Армянском кладбище один на двоих с Шитиковым А.А., с аллеи кладбища табличка обелиска почти незаметна за новыми могилами;


 

- мемориальная доска на районном отделении полиции №6 - одна на двоих с Шитиковым А.А., посвящённая погибшим сотрудникам уголовного розыска, если присмотреться, то доску можно разглядеть за забором отделения полиции по адресу ул. Веры Пановой, 32;

 


 

- очень скромная маленькая неасфальтированная улица Сельмаша, на которую мало кто заглядывает, кроме самих жильцов, на крайних домах улицы закреплены тоже скромные информационные таблички с описанием боевого пути Ляндэ В.Н.…

Бюст Ляндэ в холле Лицея №20.


 

Выскажу своё мнение. Благодаря таким людям, как Ляндэ, происходили важнейшие успешные для Советского Союза события на поле боевых действий, именно такой самоотверженный героизм простых рабочих войны предопределил Победу в целом…

 

Радиограммы лист
Подписываю я.
Я маленький радист
С большого корабля…

©Ю. Визбор

 

Об идее проекта "Школа-гигант  в лицах" информация здесь. 

История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...

 

 

Гость (25.01.23 21:48)

Такой вопрос . "270 дней рация работала бесперебойно".
В тех местах , где был Ляндэ , человека зимой хватает на сутки-двое .
Это когда - "ни разу не заходили в населенные пункты, совсем не видели горячей пищи. "

Там морозы до -40 с влажностью под 90 процентов .

Heach (25.01.23 21:58)

Я не являюсь биографом Ляндэ, я собираю материалы для школьного музея и здесь их выставляю. Если вы считаете, что это вымысел, то считайте. В одном случае из документов представлен наградной лист, в другом выдержка из мемуаров дважды героя Советского Союза, моего повествования о истории Ляндэ никакого нет, кроме коротеньких обобщающих строк. Моё предположение, что с февраля по август таки не самые лютые морозы там. Леонов, возможно, описывает не без приукрашивания, ибо непосредственно там не был. Представьте себя в тылу врага длительное время при выполнении боевого задания, и всё станет на место в понимании подвига молодых ребят.

Гость (27.01.23 17:17)

Не сомневаюсь в подвиге Ляндэ и его группы .
Автор статьи значит не правильно донес его историю .
Из его слов выходит так, что группу забросили в тыл врага и девять месяцев они жили сами по себе .

Насчёт " шапочек" . Связаны они из парашютных строп
В.П.Барсуков рассказывал про них , но запомнилась только эта деталь .
И если не ошибаюсь Ляндэ было присвоено звание Героя Советского Союза .

Heach (27.01.23 17:28)

Нет, звание не присвоено - это легко проверить. Я тоже не сомневаюсь. Когда в комментариях я пишу, что, возможно есть моменты приукрашенные, то думаю, что Леонов это делал для востребованности мемуаров у читателя. Не помешал бы более подробный рассказ, чтобы меньше было вопросов у сомневающихся. Я донёс информацию, которую нам в своих мемуарах поведал Леонов - командир Ляндэ. В наградном листе говорится о сроке  - 8,5 месяцев. Расскажите ту историю, которую знаете вы. В вопросе шапочек важно понять функциональное предназначение сеток, гораздо менее важен материал, хотя, конечно, имеет значение.

Гость (27.01.23 19:13)

Барсуков про военный период Ляндэ также рассказывал очень кратко .
Это понятно , по сути это прародительница групп ГРУ и вся информация должна быть засекречена- методы выживания,
каналы связи и т.д.

Вот даже читая наградной лист - "до 15 дней питались только ягодами и грибами " .
Ягод и грибов в тех местах действительно много , но только пару месяцев в году .

Самое главное климат - это в Сибири зимой мороз 40 и сухо .
Там не так . Вечером - 40 , утром оттепель +1 и постоянная влажность , и так по кругу
Потому что есть такое течение Гольфстрим .

Помните есть такой куплет - "Шел крупный снег и падал на ресницы Вам , Вы северным сияньем увлеклись ".
Так вот можно утверждать , что автор этого куплета не выезжал никогда дальше Сочи и его кабаков .
Иначе бы он знал , что когда идёт снег , северного сияния нельзя увидеть по законам физики .
Есть два вида северного сияния - черно-белое ( скажем так) и цветное .
И именно цветное можно увидеть когда мороз за 40 градусов .Очень красиво .
Вообще природа в тех местах давит и завораживает одновременно.

Что-то отвлёкся .

Про работу Ляндэ в уголовном розыске .
Опять из рассказов В.П.Барсукова .
У Ляндэ было очень сильное рукопожатие . То есть он " здоровался" с преступником и на этом знакомство заканчиволось.

В этой части всё верно .
Что интересно , Барсуков рассказывал про схватку с бандитом в мельчайших подробностях .
Наверное имел доступ к архивам .
Сейчас не спросишь уже.

Бывалый (27.01.23 20:18)

Здесь крайне интересный материал о том, как немцы хозяйничали в Советской Арктике. Проблем с выживанием у них не было

Гость (27.01.23 20:54)

А почему в Советской и почему немцы ? Это Норвегия и там их егеря .
Здесь вопрос в другом -выжили бы их егеря при таком же раскладе , ну скажем под Мурманском ?
Кстати насколько помню , Север - единственная граница , где немцы не перешли границу СССР.

Бывалый (27.01.23 20:59)

В моём комментарии кликните на слово "здесь". На Советском севере у немцев было много таких групп и даже баз. Выживали они вполне успешно

Бывалый (27.01.23 19:40)

В тексте упоминается ситуация, когда у группы не было возможности принять груз.  8,5 месяцев на подножном корме прожить было бы очень проблематично. Надо понимать, что благодаря работающей рации была возможность регулярно принимать грузы, сбрасываемые с самолётов. С большой земли присылали батареи для радиостанции и всё необходимое для выживания и выполнения задания. На ягодах и мясе лисы пришлось жить недолго.

Про шапочки из строп трудно поверить. Шапочки не выглядят самодельными. Для них нужен эластичный, теплосберегающий материал. Стропа – это прочный шнур. Зачем обвязывать вязаную шерстяную шапку стропами неясно

Гость (27.01.23 20:23)

На этот счёт отвечу так .
Какой энергосберегающий материал если шапочка напоминает авоську ?
Здесь имхо одно объяснение - плетение шапочек - суть психологическая разгрузка .
У Астафьева кстати есть рассказ про зимовку примерно в таких условиях .
Еще раз повторюсь - природа зимой в тех местах завораживает ( скажем так).

Бывалый (27.01.23 20:35)

Из строп вязать авоськи и надевать их на головы… (?)  На фотографии явно не психи (ИМХО) )  У светлых сеток на шерстяных вязаных шапках явно было какое-то утилитарное назначение

Светлана Николаева (27.01.23 20:49)

Эта сетка может просто держала форму вязаной тёплой шапки. Думаю эти шапочки сильно растягивались, часто стирать их не было возможности.

А ещё  это могло быть традицией в этих подразделениях - носить такие сетки поверх плотной шапочки.

Бывалый (27.01.23 20:56)

У меня были шерстяные вязаные шапки. Они не растягивались. Удерживать их форму какой-то дополнительной сеткой не было необходимости. Если эти сетки были съёмными, они бы съезжали и терялись. На фото явно цельная конструкция.

Светлана Николаева (27.01.23 21:05)

Сетка была пришита к шапке, благодаря этому шапка сидела на голове плотно. Тем более если сетка была связана из парашютных строп. 

Бывалый (27.01.23 21:21)

Авоська, связанная из строп, неэластична. Неясна цель её надевания и пришивания к шерстяной вязаной шапке. Версию безумия я не рассматриваю

Светлана Николаева (27.01.23 21:39)

Не авоська, а сетка. Для чего она, действительно не ясно. Но это непростой головной убор. Чем то она помогала разведчикам. "Истина где-то рядом". 

Бывалый (30.01.23 11:01)

Шапочки всё-таки однослойные, с вентиляцией

о д (30.01.23 22:37)

вставлю свои 5 копеек - сетки связаны из парашютных строп уже во время операции на полуострове (думаю, что на базе/дома из белых строп бы не вязали, а взяли бы шнур зеленого или коричневого цвета), назначение сей конструкции, как гласит инструкция вермахта по применению маскировочных костюмов от 10.08.1942 года, двойное - для кустиков/листиков/древесной коры (а лучше всего мочала) и часть сетки свободно спускалась на лицо для маскировки, а так же в ячейки сетки вставлялись различные мелкие предметы вплоть до запасных обойм - такая "разгрузка" на голове (чаще всего носили фонарики и ножи под сеткой, а также зажигалки)... на 100% попадание в тему не претендую, но как вариант вполне рабочая версия)) и про мочало (просто инфа, вдруг пригодится) - самое элитное маскировочное средство у разведчиков/диверсантов (были маскировочные халаты с вплетенными в ткань волокнами мочала - в таком мохнатом прикиде в лесу человек растворялся на расстоянии 3-5 метров), по весу самое легкое, воду не впитывает, вес не набирает, форму можно придать любую

Бывалый (30.01.23 23:14)

Сохранилось много фотографий бойцов отряда. Похоже, что "на большой земле" не было моды на шапочки-авоськи. Головные уборы были произвольного образца. Главное – удобство и практичность.

Предположу, что шапки-сетки появились от избытка свободного времени и наличия большого количества парашютов от сброшенных грузов. Возможно, у одного из разведчиков была склонность к рукоделию, опыт по вязке рыболовецких сетей и т.п, и он на досуге связал шапочки для всех.

Бывалый (25.01.23 22:32)

Думаю, что «270 дней рация работала бесперебойно» означает, что сеансы связи были регулярными (необязательно длительными). В тексте указано на наличие нескольких комплектов батарей. Нет смысла забрасывать разведчиков, не обеспеченных радиосвязью на время выполнения задания

Heach (25.01.23 22:05)

В текст поставил ссылку на портал "Память народа"

Светлана Николаева (25.01.23 22:48)

Эти шапочки вязаные, они для чего? Явно ведь , что они не для тепла - вязание редкое, сетка. И не для сохранения прически - не думали об этом. 

Неужели его именем только улочка названа. И наградной лист есть, а награды нет. Неправильно это.

Heach (25.01.23 23:05)

Меня с детства эта шапочка "мучила", но видимо, был какой-то смысл. А по наградному листу непонятна до конца история, почему так и не рассмотрен? Должен быть отказ, если рассматривали.

Светлана Николаева (25.01.23 23:22)

А может в эти дырочки вставляли травинки, веточки для маскировки. Или это подшлемники- подшапники под более тёплую шапку. Получалась такая воздушная прослойка. 

Бывалый (25.01.23 23:35)

Думаю, что шапочки на разведчиках тёплые двухслойные, двухцветные. Под светлой сеткой плотная шерстяная вязка. Набрасывать тёплый капюшон на ушанку неудобно, а на такую шапку в самый раз. Под стальную каску тоже удобно.

Светлана Николаева (26.01.23 00:00)

Да, шапки двухслойные, не рассмотрела сразу. Хорошо, зачем на плотной шапке сверху сетка. Почему сетка светлая. Насчёт капюшона, соглашусь. 

Может они эту сетку на лицо отпускали для маскировки. Как вариант))

Бывалый (26.01.23 00:14)

Возможно, часть зимней амуниции. Предполагалось носить вместе с маскхалатом.

Фантазирую. С белой сеткой – снежный вариант. Если вывернуть наизнанку – бесснежный.

Stanichnik (26.01.23 08:49)

Посмотрел фотографии, места там суровые.

Heach (26.01.23 10:46)

Я почитал "Военное обозрение", на которое ссылку поставил в материале, там тоже достаточно литературно описывают деятельность Ляндэ в уголовном розыске, почти по Вайнерам и последовавшему потом фильму "Место встречи изменить нельзя". Леонов в мемуарах скорее всего многие моменты сильно приукрасил, а может и выдумал, но нельзя отрицать фактов работы группы в тылу врага - были же переданные сведения и факты отработки по этим сведениям. Как они выживали в этой ситуации - большой вопрос, но это сказалось на их крепком тогда здоровье, как пишут об этих же бойцах. Игнатьев умер в 45, Костин подольше немного прожил, но умер в 60. Орден Красного Знамени же вручили, хоть Героя и не дали.

о д (30.01.23 11:23)

Костина дает другую версию "Мирная жизнь двух разведчиков, демобилизовавшихся в 45-м, оказалась, увы, очень короткой. Самый физически сильный из группы Анатолий Игнатьев, Смелый, умер от туберкулеза в 1947 году в Ленинграде. Ненадолго пережил его и командир." получается Игнатьев 1919 года рождения умер в 1947 году - ему было всего 28?

Heach (30.01.23 18:55)

Я читал о других годах жизни, ну это то, о чем я здесь уже писал, воспоминания - это весьма сомнительный процесс. Значит о четких датах в сети нет информации.

о д (30.01.23 22:11)

так кроме воспоминаний и нет никаких других источников информации...

Heach (30.01.23 22:52)

Ну почему же, документ представления к награде - это источник уже другого качества. Я не отрицаю, что и там вымысел возможен, но в меньшей степени. Согласитесь, что увлекательно написанные мемуары хорошо покупаются и становятся литературой. Вы про свою жизнь можете всё вспомнить досконально чётко? А тут частенько вам вспоминают люди  про жизнь другого человека.

о д (31.01.23 14:16)

я пишу о дате смерти Игнатьева и тут кроме воспоминаний нет других источников, год 1947 все таки выглядит реальнее - вряд ли с туберкулезом, заработанным в 1944 году, Толя Игнатьев дотянул бы до 1964 года

Бывалый (31.01.23 15:45)

Не факт, что Игнатьев заболел туберкулёзом на войне. Заболевание инфекционное, им болели и в тылу, и после войны, и сейчас болеют.  Конечно, в те времена туберкулёз лечили не так успешно как сейчас, но лечили. Всё зависело от степени запущенности болезни и индивидуального иммунитета. Мой отец (1924 г.р., прошел войну) лечился от туберкулёза около 1950 года, тяжелые рубцы на лёгких остались до конца жизни. Умер в 2017 году от пневмонии, отказали лёгкие (курил 60 лет).

Следы Игнатьева могли остаться в интернете, известны ФИО, год рождения, место смерти. В архиве Минобороны есть его наградной лист с анкетой. Можно сделать запрос. Интересно, что написано в графе «социальное происхождение»

о д (02.02.23 13:55)

боюсь, что не вспомню и не найду, но в воспоминаниях сослуживцев (Бабиков скорее всего) была инфа, что Игнатьева комиссовали раньше всех из группы по состоянию здоровья

о д (02.02.23 14:08)

про любимую графу о социальном происхождении (мнение исключительно мое) - что то наталкивает меня на мысль, что докопались скорее всего только тогда, когда рассматривали представление о награждении, иначе кто бы взял Игнатова в разведотряд особого назначения с такой черной меткой? или другой вариант (даже не знаю возможно такое или нет) - может быть его призвали из лагеря (как сына врага народа) и он прошел чистилище штрафбата?

Бывалый (02.02.23 15:16)

Кулаков раскулачивали по решению деревенских «комитетов бедноты» или по разнарядке «из центра», отбирали имущество, в худшем случае высылали, как правило, с семьями.

Враги народа это другое понятие, их сажали по приговору суда за антигосударственную деятельность. Их детей не репрессировали, они попадали в детдома или жили в семьях родственников или опекунов. Пятно в анкете мешало получить высшее образование, сделать карьеру и т.п., но не мешало призыву в армию. То, что Игнатьев попал в особый разведотряд, означает, что на фронте он проявил себя как хороший солдат.

В штрафбат попадали военнослужащие, совершившие воинские или иные  преступления. Вину можно было искупить кровью.

Если бы Игнатьев был «неблагонадёжным», его бы не направили с заданием на территорию врага. Если бы у него было всё очень плохо с анкетой, награждение орденом не случилось бы.

о д (02.02.23 14:16)

история моей семьи - мой дед 1900 года рождения прошел войну матросом Северного флота, три раза тонул вместе с кораблями, после третьего заплыва в очень прохладной воде в госпитале подхватил туберкулез, комиссован в 1944 году, умер в 1949 году ( при том, что сестра деда была врачом и боролась за его жизнь до последнего)... поэтому лично я склоняюсь к версии Костиных

Бывалый (02.02.23 15:26)

Течение болезни может быть медленным, может скоротечным. Голод, холод, стресс ослабляют иммунитет. Момент заражения отследить трудно. На ранних стадиях болезнь никак себя не проявляет.

Heach (31.01.23 18:11)

О годах жизни пишут здесь

о д (02.02.23 13:57)

и здесь пишут о годах жизни https://www.mvestnik.ru/army/pid20100320976l/ а мы пошли спорить по второму кругу))

Бывалый (26.01.23 12:40)

Про Варангер. Это не очень далеко от Мурманска. Разведгруппа находилась там с февраля по октябрь 1944 года, до входа советских войск. Перед отступлением немцы вывозили местное население и разрушали все постройки. (Советские войска ушли из Норвегии в сентябре 1945 года.)

Светлана Николаева (26.01.23 11:37)

На меня большое впечатление произвела эта заметка. Судьба Владимира Лянде, как и судьба Алексея Береста.  

Heach (26.01.23 11:55)

В коллаже не читаются таблички, решил их поставить дополнительно в комментариях.

Heach (26.01.23 12:07)

Ещё большой вопрос - последняя буква в фамилии "е" или "э"? Я остановился на "э" (таблички, наградной лист), но часто применяется "е" (улица, мемуары)

Бывалый (26.01.23 12:54)

Здесь длинный рассказ. Интересно о Лянде как о милиционере

Heach (26.01.23 13:47)

Я поставил ссылку на такой же рассказ в общем-то. Тут ведь вот какая штука, мне не очень понятны источники этой информации. Вы видите, как здесь первый комментарий был сомневающегося, и я осторожно делаю ссылки, либо помещаю текст не от своего лица. Мемуары - это воспоминания, а они уже бывают с примесью вымысла. Есть факт - человек работал, погиб, выполняя опасное задание, был похоронен с воинскими почестями. Этого уже достаточно. 

Бывалый (26.01.23 14:00)

Я пропустил ту ссылку.

Вдумчивый читатель может отделить факты от домыслов

Гость (26.01.23 16:42)

На ул. Сквозной бандит убил Лянде.

о д (28.01.23 01:02)

награждение не состоялось, т.к. Игнатов оказался сыном кулака

Heach (28.01.23 10:08)

Откуда такая версия?

о д (29.01.23 17:29)

Николай Никитович Смирнов - сослуживец Ляндэ по группе отдельных разведывательных отрядов Северного и Тихоокеанского флотов, оставил письменные воспоминания, их опубликовала внучка начальник отдела информации и общественных связей УМВД России по Тверской области полковник внутренней службы Любовь Алексеевна Чернобаева

о д (29.01.23 18:00)

Смирнов вспаминаеи, что сразу же наградили Орденом Ленина

Heach (29.01.23 19:54)

В сети их прочитать можно? Ордена Ленина у него нет, есть орден Красного Знамени.

о д (30.01.23 10:22)

пока могу дать ссылку на газетную статью https://tver.mk.ru/social/2021/05/04/na-podstupakh-k-granicam-rodiny-ras...

о д (30.01.23 11:09)

оставили воспоминания племянница Ляндэ Лидия Петровна Тюрина (заведовала библиотекой гарнизонного Дома офицеров), начальник Ляндэ подполковник милиции М.П. Вечерко, есть рассказ Татьяны Костиной жены Михаила Костина, само собой командир 181-ого разведывательного отряда Северного флота Виктор Леонов писал много про разведчиков... только много нестыковок и расхождений

о д (30.01.23 11:12)

вот бы еще достать номер «Комсомольская правда», 1967, 13 августа, № 189 - там была статья «Трое из разведки» про наших героев

о д (30.01.23 11:14)

воспоминания Костиной в статье https://www.mvestnik.ru/army/pid20100320976l/

Гость (22.02.23 20:49)

Это истинные воспоминания .
В них намного больше правды , чем в наградном листе
ЗЫ. Почему сказал "больше правды" ?
Просто не всё мог рассказать муж даже жене в те годы.
Вот этому рассказу верю.

о д (30.01.23 11:30)

у Костиной есть подробности операции от трех запланированных месяцев до девяти фактических, чем питались и т.д. - больше нигде аналогичного материала не встречала

Бывалый (30.01.23 11:59)

Думаю, что версия Костиной ближе к реальности. В своих рассказах её муж был достаточно откровенен. Командирская версия Леонова получилась более обтекаемой и литературной

Heach (29.01.23 22:26)

Я вот думаю, если версия с кулаком рабочая, может и ошибка не случайная...

Гость (29.01.23 22:57)

В смысле,какая ошибка?

Бывалый (30.01.23 00:04)

«Мутная анкета» могла послужить причиной для отклонения представления на звание Героя. Но с другой стороны, представление к награде было, и Орден Игнатьев получил. Человек был достойный. У Леонова не было причин отмежевываться от такого знакомства. Свои мемуары Леонов написал в 1969  году, в брежневские времена. Атмосфера уже была другая. Кулацкая тема уже неактуальна. Фронтовикам стали уделять больше внимания и уважения. Просто спустя 25 лет Леонова подвела память, с архивами он не сверялся.

Представление на Героя не было подписано на самом верху. Причины для отказа могли быть самые разные. Разъяснений начальство не давало. Смирнов озвучил версию, которая обсуждалась среди солдат. Это могли быть догадки, домыслы.

Лянде был командиром группы, и анкета у него была «чистая». Сомнительно, что кулак-отец Игнатьева мог бросить на него тень.

о д (30.01.23 10:19)

версия с раскулачиванием может быть более чем рабочая (версии то совсем разные официальная и настоящая)... представление просто тормознули, подсунули под сукно и ждали - все боялись оставить на нем свою подпись, а как след расказачивания в 1931 году деда моего отца тянулся почти всю жизнь за моим отцом знаю не по наслышке - в любой советской анкете надо было писать про родственников в трех поколениях судимых/привлекавшихся и т.п., и кто там какие выводы делал из такой информации можно только догадываться

Гость (28.01.23 18:37)

Я не понял. М.Игнатов и А.Игнатьев это разные люди? Один радист, а другой кто?

Heach (28.01.23 23:43)

В публикации об этом написано, что, возможно, ошибся Леонов с фамилией. 

Бывалый (29.01.23 00:39)

История разведотряда, в котором служил Лянде

Бывалый (29.01.23 00:40)

Лянде в центре с Игнатьевым и Костиным

Heach (02.02.23 11:38)

Изменил немного статью и добавил фотографий.

Сергей Ермолов (18.08.23 02:13)

Сетка на голове у разведчиков, такие же как у местного населения в тех местах, у норвежцев.В таких ходили рыбаки. В виде такой же сетки раньше до начала 2000 (сейчас не знаю) в некоторых подразделениях и даже в охране делали штаны, рубашки и подшлемники для промежуточного слоя одежды и от насекомых(комаров,мошки).

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.