В истории Школы-гиганта Сельмашстроя есть директор, который дважды назначался на эту должность, и каждый раз по одному году – Бабичев Дмитрий Савельевич.
В альбоме, где описывается история школы №75, допущен ряд ошибок. Именно на основе этой истории мною был выстроен список директоров, в который приходится вносить изменения с появлением новых фактов. Так, о директоре Бабичеве в этой истории упоминается первый период работы 1940-1941, что подтверждается найденными документами, но вот второй период был обозначен весьма ошибочно - октябрь 1947 года и конец 1947 года, то есть всего несколько месяцев. Найденные Александром Игруновым в ЦДНИРО документы дают нам информацию о том, что этот период работы соответствовал учебному году 1946 – 1947. Таким образом, информация из альбома, что Поляков Виталий Владимирович был директором до 1947 года – не верна. Период Полякова заканчивается в 1946 году.
То есть именно Бабичев Д.С. завершает в школе послевоенный ремонт к 1947 году, в это время строится колоннада, школа приобретает тот вид, который остался в нашей памяти.
Но обо всём по порядку. О своём жизненном пути Бабичев Д.С. рассказывает нам в своей автобиографии, написанной 02.08.1946 года.
Удивительное время – бывший студент пединститута становится сразу директором небольшой районной школы.
А ещё через два года он уже возглавляет ростовскую крупную Школу №75 – вот вам и социальный лифт.
Именно Бабичеву Д.С. судьба уготовила стать директором «огненного выпуска» 1941 года школы №75 Сталинского района г. Ростова-на-Дону.
В 1941 году Дмитрий Савельевич уходит на фронт. О его боевом пути мы узнаём из личного дела, где он сам описывает свою историю.
Портал «Память народа» даёт нам информацию о наградах Дмитрия Савельевича и его подвигах – четыре очень достойные награды. Вот наградные листы к ним.
В 1946 году Бабичев Д.С. демобилизуется из армии и возвращается в Школу-гигант Сельмашстроя, и, как мы понимаем, при нём здание школы вводится в эксплуатацию после ремонта. В 1947 году он переходит на новое место работы в райком партии, а в 1949 году уезжает на учёбу в Москву. Об этом нам поведали документы.
После обучения Бабичев возвращается в Ростов-на-Дону и занимается научной деятельностью. И один любопытный факт из его биографии удалось найти в интернете. Дмитрий Савельевич, став доцентом Ростовского государственного университета, пишет диссертацию и обращается к Шолохову Михаилу Александровичу, который выдаёт ему свои рекомедации. Их встреча состоялась 1 июля 1972 года в Вёшенской. Так это было.
342. П. И. Волобуеву
1 июля 1972 г. Вешенская.
В издательство Ростовского университета Волобуеву П. И.
Уважаемый Павел Иванович!
Работа доцента Ростовского-н/Дону университета тов. Бабичева Д. С. «Донское казачество в трех русских революциях» представляет, на мой взгляд, значительный интерес уже по одному тому, что это первый серьезный труд, по-новому, подлинно с марксистско-ленинских позиций освещающий историю Донского казачества в первую четверть XX века.
Несмотря на вполне определенную ценность диссертация Бабичева все же нуждается в умной редакторской правке не столь уж значительной по объему работы.
Прошу вас помочь тов. Бабичеву в этом отношении. Хочется, чтобы слово об истории казачества прозвучало полновесно.
Ваш Шолохов.
1.VII.72 г.
Печатается по копии, снятой Ф. Г. Бирюковым с оригинала (собрание Ф. Г. Бирюкова — Москва).
Волобуев Павел Иванович — директор издательства Ростовского государственного университета.
Бабичев Дмитрий Савельевич — историк, доцент Ростовского университета, автор книги «Донское трудовое казачество в борьбе за власть Советов». Ростов-на-Дону, 1969. Он обратился к Шолохову с просьбой о поддержке его взглядов на место и роль донского казачества в революции и Гражданской войне. Он писал: «В своей работе я доказываю, что Дон не являлся “Всероссийской базой русской Вандеи”, а основная масса трудового казачества представляла силу революционную. В работе параллельно исследуется революционный и контрреволюционный лагерь казачества, показывается связь последнего с англо-франко-американскими империалистами»; «собранный мною фактический материал полностью подтверждает Вашу точку зрения о причинах Вешенского восстания и роли Донбюро, возглавлявшегося А. Френкелем и С. Сырцовым, проводившими курс на физическое истребление казачества. В свете этих материалов по-новому выглядит роль Ф. К. Миронова в организации борьбы с контрреволюцией на Дону...». Говоря о трудностях, связанных с публикацией монографии, автор сообщал: «...Недруги казачества Хмелевский, Берз и Кронштейн, которые в своих работах изображают Дон как “Всероссийскую базу Вандеи”, а казачество как почти единственную и основную контрреволюционную силу в стране, выступили резко против данного направления изучения истории казачества» (письмо к М. А. Шолохову от 18 мая 1971 г., ГМЗШ). 1 июля 1972 г. в Вешенской состоялась беседа Д. С. Бабичева с Шолоховым, который дал ученому следующую рекомендацию:
«Рекомендация доценту РГУ тов. Бабичеву Д. С.
Работа доцента Ростовского н/Дону университета Бабичева Д. С. “Донское казачество в трех русских революциях” представляет, на мой взгляд, значительный интерес уже по одному тому, что это первый серьезный труд, по-новому, подлинно с марксистско-ленинских позиций освещающий историю Донского казачества в первую четверть XX века.
М. Шолохов
1.VII.72 г. ст. Вешенская».
Книгу можно прочитать здесь.
Ну вот, пожалуй, и вся имеющаяся у нас информация о директоре Бабичеве Д.С. – директоре школы всего двух лет, но зато каких важных лет!
Об идее проекта "Школа-гигант в лицах" информация здесь.
История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...
- Категория: Школа-гигант Сельмашстроя. Виртуальный музей. | Просмотров: 179 | Автор: Heach | Дата: 24.04.2023 | Комментарии (6)
Мне кажется, я эту книгу видел в ДГПБ. Обязательно почитаю при случае. Интересно понять, что он на самом деле думал.
Он не писал то, что на самом деле думал, а писал то, что нужно было писать. Историю казачества можно вывернуть любым способом, но разрешенный способ в то время был один.
Хочется сказать одну важную мысль! История школы должна стать интересной самой школе, раз она заявляет, что ей больше ста лет.
Вижу единственное решение. Школа должна принять вас на должность директора школьного музея.
Сколько собрано материала, и какого!! На Меотиде, в школе, я не могу представить весь объем. И Юра прав - "история школы должна стать интересной самой школе. "
Очень важные и интересные сведения о яркой личности. Спасибо тем, кто всё это раскопал. Это ценный вклад в историю школы.
Оставить комментарий