История школы-гиганта Сельмашстроя

История «Школы-гиганта Сельмашстроя», так или иначе изложена во многих изданиях по истории г. Ростова-на-Дону и завода «Ростсельмаш». Но ни одна из изданных версий истории школы, не может претендовать на сколько-нибудь значимую полноту.

В альбоме, составленном в 50-х годах и хранящимся в школьном музее, наверное, помещена самая полная, известная история школы. Хотя и она не содержит некоторые важные моменты, известные из других источников. Например, тот факт, что на крыше одного из корпусов школы был оборудован солярий. И о том, что в школе были предусмотрены квартиры для директора и учителей.

Так что полная история уникальной школы еще ждёт своего составителя.

Ниже я помещаю сканы печатных листов, помещённых в альбоме. Сначала я хотел их оцифровать, для более удобного чтения. Но потом понял, что в оцифровке не будут видны все опечатки и исправления, дописки ручкой, замены цифр на буквы в поломанной машинке, листы обрезанные ножницами и прочие детали, в которых душа времени.

Читайте.

История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
История школы-гиганта Сельмашстроя
 

Попов Михаил (04.12.22 21:12)

Богатейший материал. Бесконечное спасибо Юрию, что спас этот альбом. А год его создания, теперь понятно, после 1958-го.

Heach (05.12.22 10:33)

Этот альбом я не спасал, а попросил у школы для того, чтобы мы могли сделать на сайте публикации. Спас массу материалов Дмитрий Гришечкин. Сейчас нам, в силу добрых сложившихся отношений со школой, открыли доступ. Но могу заметить тот факт, что на протяжении жизни эти материалы хранились в школе неважно, раз сейчас в таком виде к нам дошли. Но раз дошли, то за это спасибо. Я считаю эти материалы самыми достоверными, поскольку их писали люди непосредственно знавшие начало школы на Сельмаше, либо их первые наследники. С 20-й школой до школы-гиганта все значительно хуже.

Светлана Николаева (04.12.22 21:24)

Каузова К.А., учитель математики , окончившая нашу школу в 1940 году, преподавала и при нас. К сожалению, не знаю её имени, отчества, у нас был другой учитель. 

Бывалый (05.12.22 11:15)

Для меня осталось загадкой, что значит «ВОЛЬНЫЕ золотые медали ВСХВ»?

Stanichnik (05.12.22 11:17)

Я тоже обратил на это внимание. А еще интересно, как могла школа в 41-м году разместиться в магазине. Хотя возможно это был не магазин, а фабрика-кухня. Она там рядом была.

Бывалый (05.12.22 11:25)

Возможно, речь шла о БОЛЬШИХ золотых медалях. Машинистка не смогла разобрать рукописный текст

Гость (05.12.22 14:10)

Литвинова Любовь Тихоновна, учительница начальных классов в 1960-х годах, школа 75. Кто нибудь знает про нее хоть что то? Жила на ул. Студенческой.

ОЛЬГА Г. (05.12.22 18:00)

Были Большие золотые медали ВСХВ и Малые золотые медали ВСХВ. И Большие серебряные медали ВСХВ, и Малые серебряные медали ВСХВ. Больших золотых медалей отливалось гораздо меньше, чем Малых. А вот Малых серебряных медалей отливалось ну в очень большом количестве.

Heach (05.12.22 18:12)

Ольга, зарегистрируйтесь на сайте, вам будет удобнее.

Геннадий (08.12.22 19:41)

Очень ценный фактический материал, множество фамилий! А кто этот текст писал - неизвестно? А насчет Золотых медалей ВСХВ - безусловно, имелись в виду Большие медали. Это просто машинистка не разобрала.
А где сейчас находится этот альбом? Увидеть его можно?

Stanichnik (08.12.22 22:11)

Он у меня сейчас. Я время найду и его отсканирую, и здесь выложу. Хотя листы очень плотные и волнистые от времени как шифер. Кто знает, где есть такие сканеры, подскажите.

Heach (09.12.22 09:20)

По-моему, машинописные листы отлично сканированы. Также и с фотографиями получится.

Stanichnik (09.12.22 10:26)

У меня есть ручной сканер. Но им такие листы сканировать трудно. В крайнем случае, я сделаю фотокопии.

Heach (08.12.22 23:24)

Вот для чего нужна история! Чтобы не допускать такие ляпы, как этот - школа 75 в 1927 году!

Stanichnik (09.12.22 07:27)

Интересная фотография. Там точно можно разобрать слова: "Ученики", "Сельмашстрой" и "10-я годовщина". Значит это действительно 1927-й год и ученики какой-то сельмашевской школы.

Heach (09.12.22 09:01)

Не "ученики", а "ячейки". По большому счету можно опознать только часть слова "Сельм...". Остальные выводы более чем сомнительны.

Stanichnik (09.12.22 10:49)

По ячейкам согласен. "Сельм" может означать только "Сельмашстрой". 10-я годовщина могла быть только 17-го года. Какие выводы ты считаешь сомнительными?

Гораздо интереснее разгадать значение букв "ВД" после слова "ячейки". 

Heach (09.12.22 12:10)

Конечно, годовщина революции - веский аргумент, но могли быть и годовщины создания чего-то, возможно той же школы. Часть слова "Сельм..."- тоже веский аргумент в пользу Сельмашстроя - я бы сказал, что это единственный аргумент, который привязывает фотографию к нашим местам, но и тут есть простор для фантазии.

Heach (09.12.22 12:41)

Не стыкуется и год рождения завода - 1931 

Бывалый (09.12.22 13:10)

Ячейка может быть ВЛКСМ. Не факт, что на фото вручение знамени школьникам, знамя просто вынесли, чтобы украсить фото. Знамя можно условно датировать 1927 годом. Фото могло быть сделано позднее. К моменту съёмки знамя уже могло быть "исторической реликвией" 

«Сельмаши» были и остались во многих бывших советских городах

Heach (09.12.22 13:37)

Название на "Сельм..." в те годы, пожалуй, только у нас.

Бывалый (09.12.22 13:49)

Не факт, заводы СХмашиностроения были не только в Ростове 

Heach (09.12.22 13:54)

Знать бы год, тогда можно рассуждать о заводах. По одежде заметно, что фото довоенное. Ячейка ВЛКСМ на знамени скорее всего - согласен.

Но вот в книгу снимок поставили непродуманно.

Бывалый (09.12.22 13:57)

"Историки" "атрибутировали" снимок "от балды" )

Попов Михаил (11.12.22 15:42)

В последних строчках упоминается выпускник 1947 года, доктор физмат наук Юрий Коробейник. На удачу набрал его в Википедии. И там высветилась целая страница, посвящённая ему. Так вот, упоминаемым в тексте доктором физмат наук он стал в 1965 году. Значит, весь текст стенда был подготовлен не ранее этого года.

Очень жаль, что в прошлом году Юрия Фёдоровича не стало. Вот у кого, как я полагаю, была массе информации о послевоенной школе.

Дмитрий Челашов (24.12.22 14:02)

Всего 6 учеников выпустила Школа-гигант в 47м году - поразительно...

ОЛЬГА Г. (03.01.23 17:34)

В летописи школы  упоминается и  заводской лагерь в  Геленджике. На  сайте по истории Геленджика  попалась заметка из газеты "Колхозное Черноморье" за  1939 год о празднике в ростсельмашевском лагере.       2 июля 1939 года в Геленджике проводится Карнавал пионеров: «Большой праздник состоялся 2 июля в пионерском лагере завода Ростсельмаш по случаю лагерного сбора второй смены. 350 ребят провели красочный парад. 100 физкультурников одетые в форму, красиво продемонстрировали вольные физкультурные движения. Неожиданно ребята с песнями и плясками появились в городе, одетые в оригинальные костюмы. Здесь были «народы СССР», клоуны, Черномор из кинофильма «Руслан и Людмила», герои кинофильмов «Дети капитана Гранта» и «Волга, Волга» Это веселое забавное зрелище городская публика наблюдала с большим интересом…»

Stanichnik (03.01.23 20:52)

Если зашла речь о лагере в Геленджике, то посоветую всем зайти по первой ссылке, которую поместил Евгений и посмотреть на нынешний, галечный пляж.

А потом зайти по втрой ссылке и посмотреть каким он был раньше. А был он бетонным со ступеньками к воде. Но после одного шторма который принёс не меньше полуметра гальки, старый пляж скрылся. 

Бывалый (03.01.23 22:16)

1940 год

Бывалый (03.01.23 22:17)

Еще снимок, наверняка довоенный

Бывалый (03.01.23 22:19)

Сразу вспомнился фильм "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен"

ОЛЬГА Г. (31.10.23 22:21)

А вот как уезжали  пионеры Ростсельмаша в Геленджик в 1941 году. Газета  "Пионерская правда" от 3 июня 1941.

Stanichnik (01.11.23 06:33)

К воспоминаниям и документам последних предвоенных дней, какое-то особое отношение. 

Светлана Николаева (03.01.23 19:47)

Неточность - в советское время это был лагерь им. Зои Космодемьянской. Лагерем "Нива" он стал в 1999 году. 

Вдруг вспомнила, что первый раз попала в этот лагерь с группой детского сада. В возрасте 5 лет. С нами были наши воспитательницы. Помню, что постоянно заставляли полоскать горло морской водой ))

ОЛЬГА Г. (04.01.23 14:45)

И уже 1959 год. Фото с аукциона "Мешок"

ОЛЬГА Г. (04.01.23 15:30)

Кажется, что на "Меотиде" выкладывали уже эти фото. Но пусть  уже еще раз повторятся, если речь пошла  о пионерском лагере.

ОЛЬГА Г. (04.01.23 16:24)

Заметка из  "Пионерской правды" за 2 июля 1935 года о прогулке пионеров поселка Сельмаш на лодках.

А.Г. (04.01.23 21:11)

Добавлю сюда заметку о летнем отдыхе детворы от РСМ в 39 году

ОЛЬГА Г. (04.01.23 16:41)

Послание из далекого 1931 года.  Скорее всего для  детишек от родителей.

ОЛЬГА Г. (05.01.23 00:40)

С аукциона "Мешок" еще фото 1968 года.

ОЛЬГА Г. (05.01.23 18:09)

Мой папа пошел в 1934 году в первый класс 75-й школы. А до этого, как он мне рассказывал,  он  ходил в "нольку". Так называась в то время школа по подготовке детей к первому классу.  в основном ее посещали дети не  ходившие в детский сад. А так как мой папа  родился и жил до  1933-1934 в  селе, то родители его отдали в  "нольку". Она  находилась  в доме на углу  Первой Конной и  нынешней ул. Селиванова (бывшей Производственной). Мало уже кто знает , что  была такая школа в нашем районе.  На одном фото 1939 года мой папа ученик школы № 75.  А на другом, прослужив 7 лет в Красной  Армии, вернулся в Ростов в 1950 году. сразу пошел учиться в школу рабочей молодежи № 6.

Heach (05.01.23 22:17)

А никаких школьных фотографий не осталось?

ОЛЬГА Г. (06.01.23 09:23)

Нет, школьных фотографий периода 30-х годов не осталось. При эвакуации из Ростова в 1941 году большой портфель с фотографиями  был  бесследно утерян в дороге.

ОЛЬГА Г. (05.01.23 18:41)

Семья моего папы.  1 Мая 1939 год. Ростов-на-Дону.  Слева  папа и его младший брат Юра, рядом их мама, далее  ее сын от первого брака с женой, крайний справа - отец моего папы, рабочий завода  Ростсельмаш с 1930 года. На пенсию вышел в 1955.

Гость (05.01.23 19:19)

На снимке 1января, год не разобрать.

ОЛЬГА Г. (05.01.23 20:06)

Да, Вы правы, 1 января, я случайно глянула на другое фото, где значилось 1 мая.  А год 1939.

Heach (05.01.23 22:07)

Ольга, а вы тоже учились в 75-й?

ОЛЬГА Г. (05.01.23 23:18)

Нет, я не училась  ни в 75, ни в 20.  До 7 лет  мы жили на 1-м  поселке Орджоникидзе, а в 1961 родители переехали жить на  ул. Текучева. Я пошла в первый класс в 43-ю школу. Через два года родители поменяли квартиру, мы переехали жить на Чкаловский поселок. Я стала учиться в 84-й школе.  Проучилась в ней  4 года, как раз в это время ввели в строй новую школу № 16. и стали расформировывать  щколы на Чкаловском. половину моего класса перевели в  91 школу и меня тоже.  Закончила я 91 в 1971 году.  А в двадцатке  учились мой родной брат, двоюродный, дочка и человек 6-7 родни по моей бабушке. Родители мои  с  1978 вернулись жить на  Первый поселок.

Heach (06.01.23 14:42)

Роман S. вот такую медаль сотворил и заказал. Использовано фото с трамваем.

Бывалый (06.01.23 16:46)

Стоило указать, что медаль посвящена столетию школы. Кому предполагается вручать эту медаль? На ленту рядом с глобусом просятся какие-то слова

Heach (06.01.23 17:09)

Ответы на эти вопросы может дать сам автор, подождем. Я преподнес сам факт - вот человек организовал такую памятную вещицу, сам мне прислал фото и не держит это в секрете.

Heach (06.01.23 17:17)

Перед администрацией города серьезно ставится вопрос увековечивания памяти о школе, насколько я понимаю. Это хороший пример того, как это может выглядеть на памятной мемориальной доске, например.

Heach (06.01.23 17:28)

Передаю со слов автора. Медаль не посвящена столетию, а просто посвящена школе. Место на ленточке оставлено для индивидуальной гравировки годов учебы и номера школы.

Бывалый (06.01.23 17:37)

Идея очень хорошая. Зря Роман не вынес её на обсуждение. Набросали бы идей…

На обеих сторонах медали одинаковый фасад школы. На мой взгляд, достаточно вида с трамваем. На другой стороне вполне было бы уместно новое здание школы. Помню, что не все смогли его принять… Но жизнь продолжается, надо смотреть вперёд, а не только назад. История школы сделала еще один зигзаг, и она реинкарнировалась в новом обличье.

Стоило бы как-то обозначить тему благодарности выпускников за полученную «путёвку в жизнь»

Светлана Николаева (06.01.23 17:52)

Вы представляете, какой бы получился " базар- вокзал"?)) И не хочу я здание новой школы на медали, оно не моё.  Роман сам к этому пришёл,  и сам сделал. Ему это было важно.  Фасад не совсем одинаковый, там где трамвай видны колонны по краям  школ, на другой стороне медали  их не видно . Мне очень нравится. И небо голубое и облака. По- родному получилось.

Бывалый (06.01.23 17:56)

Если медаль посвящена только ностальгии по разрушенному зданию, то, конечно, вы правы

Heach (06.01.23 18:02)

Соглашусь со Светланой. Роман коллекционирует памятные медали, у него есть свое представление об этом. Все это дело автора, это продукт авторский.

Светлана Николаева (06.01.23 17:25)

Смею предположить, что медаль посвящена зданию, снесённому более чем два года назад.

 

Бывалый (06.01.23 17:40)

История школы не закончилась два года назад

Светлана Николаева (06.01.23 17:43)

Конечно,  история школы не закончилась,  но почему-то,  проезжая мимо нового здания, я вижу СВОЮ школу.  

 

Heach (06.01.23 23:54)

Для меня закончилась... Не хочу спорить уже на эту тему. Очень хорошо, что новая школа не против сохранить память, но история закончилась... началась новая история уже другой школы, к сожалению это так. Для меня история школы на Берберовке, например, носит исключительно познавательный характер, здесь очень важна привязка к стенам.

Ася (07.01.23 16:52)

Я тоже как-то эту школу с той не соотношу. Например вот одноклассниками когда встречались - обязательно заходили в школу. Стены, коридоры, лестницы, классы. Все это хранилось в памяти, вспоминались разные интересные случаи, учителя, одноклассники.
Сейчас уже и учителей наших нет, и здания нет.
И к школе этой по факту я никакого отношения не имею. Остался только номер и координаты географические.
А сейчас вот ребёнка отдавать надо в школу. Заглянула в рейтинги - так наша 20-кА и там уже в середине и ниже.
Медаль очень хороша. Спасибо автору.

Светлана Николаева (06.01.23 15:30)

Роман умница, здорово получилось.  С трамваем очень трогательно.  

Stanichnik (06.01.23 16:06)

Ольга, спасибо вам огромное. А при этих словах, седце стонет.  

"При эвакуации из Ростова в 1941 году большой портфель с фотографиями  был  бесследно утерян в дороге."

 

Конечно жизни людей важнее, Но что мы без памяти?

Heach (06.01.23 16:18)

У меня есть отличные старые фотографии ( сто лет и больше), но я ничего не знаю о том, кто на них. И это другая сторона вопроса - история есть, но рассказать уже об этом не кому.

ОЛЬГА Г. (06.01.23 18:57)

Пожалуйста! Хотя  я не требую особой благодарности, считаю своим долгом помочь всем вам чем только могу.  Тем более, что давно собиралась это сделать. у нас  дома осталось небольшое количество  довоенных фотографий только благодаря бабушкиному сыну от первого брака, который сам фотографировал  семью.  Он с женой жил в селе и работал учителем физики и математики. В эвакуацию не попал. У него сохранился семейный альбом. После его смерти в 1949 году  бабушка привезла  его маленький альбом в Ростов. но папиных школьных фото в нем не было.  Вот еще одно фото примерно  1939-40 г. 

ОЛЬГА Г. (06.01.23 19:12)

У меня тоже есть  небольшая коллекция фотографий людей угнанных в  Германию на принудительные работы. Из моих родственников унали  трех человек.  Все остались живы, их освободили в 1945. все прошли проверку.  Двое из них привезли в  Ростов фотографии  1942-1945.  Их потомки отдали их мне, посчитав. что  на них много  незнакомых людей.

ОЛЬГА Г. (06.01.23 19:34)

Одна из ростовчанок, подруга моей родственницы.

Stanichnik (07.01.23 14:46)

Спасибо, трогательно.

Геннадий (06.01.23 20:09)

Медаль получилась роскошная! Молодцы не только автор идеи, но и реальные исполнители - работники серьёзной фирмы. Что касается споров о том, нужна ли здесь, на медали этой, новое здание школы... А что плохого в том, что это ПАМЯТНИК ЗДАНИЮ, которого уже нет и которое варварски разрушали на глазах людей, многие из которых плакали (видел это и я)? Роман решил именно такой делать эту медаль - и это его право, его взгляд... И спасибо ему за то, что он сделал.

ОЛЬГА Г. (06.01.23 20:17)

А это уже моей родственнице выдали справку. Первое время она работала  в Германии за станком на военном заводе.  И прессом ей раздробило палец так, что его ампутировали.  После этого перевели  в  домработницы.

Гость (06.01.23 20:31)

Можно ли приобрести медаль?

Heach (07.01.23 19:07)

Это вопрос заказчику и автору медали. Вы можете зарегистрироваться на сайте, и он это увидит.

 

 

 

 

 

ОЛЬГА Г. (08.01.23 13:46)

В самом начале этой страницы сообщается о том, в каких зданиях до 1934 года учились школьники. И если в 1934  открылась школа-гигант, то в 1930  году должна была открыться на Сельмашстрое по мнению  газеты "Пионерская  правда" школа -уродец.  Я сфотографировала заметку, может не слишком удачно, но  прочитать можно.

Heach (08.01.23 14:54)

Очень интересно.

ОЛЬГА Г. (08.01.23 13:52)

 Текст появляется при нажатии на пустой квадрат. А почему?

Stanichnik (08.01.23 17:03)

У меня нормально. Очень интернесно. Это прпо какую школу? Где потом был кинотеатр?

ОЛЬГА Г. (09.01.23 00:23)

Скорее всего речь идет  о ней.

ОЛЬГА Г. (23.03.23 12:01)

Давно  уже ищу в интернете  учителя  или учительницу школы по фамилии ЭЙВАДИС, но до сегодняшнего дня фамилия такая  по Ростову не попадалась вообще. А фамилия  редкая ведь. Просматривая  Госкаталог  музейного фонда РФ, меня привлекла вырезка из газеты "Сталинец" (Ростов-на-Дону) от 5 февраля 1936 года. Интересно то, что  газетная вырезка  хранится  в Мемориальном  музыкальном  музее-заповеднике П.И.  Чайковского, Московской области. Была  все-таки  на Сельмаше женщина с такой фамилией, но  неизвестны ее инициалы в газете. И вопрос: она ли работала учительницей в школе? Ответа пока нет.

А.Г. (23.03.23 17:08)

Эйвадис Юдифь Тевлевна. Номенклатурный партработник Сталинского района 40-50 гг. Не могу сказать, что именно эта, но такое дело в ЦДНИРО есть.

ОЛЬГА Г. (23.03.23 20:35)

Ну вот  она и была учительницей школы. Инициалы Ю.Т. Она возглавляла парторганизацию школы. Спасибо за наводку!

ОЛЬГА Г. (28.03.23 22:56)

Она уроженка  города Ромны Сумской области, из многодетной семьи, нашла еще  трех  ее сестер и двух братьев с такой фамилией и отчеством. Их потомки живут в Питере и сейчас. На кладбише даже фамильное захоронение всей семьи. И памятник с фото ее отца стоит.  Но вот о Юдифи упоминаний нет.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.