Донерова Ольга Левоновна - учитель истории и обществознания Лицея №20, а ранее школы №75. С её разрешения я публикую этот интересный исторический материал для создаваемого архива школы-гиганта Сельмашстроя. А фото из газеты "Молот" от 3.02.1950 года нам любезно предоставил читатель Меотиды под псевдонимом Леа в комментариях к публикации "Семспятка".
В жизни каждого человека есть одна для всех светлая страница – это детство. А оно связано, прежде всего, с воспоминаниями о школе. Каждая школа, как и человек, имеет свою судьбу, свою историю. Знать ее должен каждый ученик, потому что только так можно сохранить связь поколений, связь времен, а это рождает гордость за прошлое, заставляет быть достойным в настоящем и дает уверенность в будущем. Такому благородному делу отдает свои силы каждое поколение учащихся и педагогов, но лишь в немногих школах встретишь настоящий музей, сокровищницу памяти. Более десяти лет в нашей школе работает музей, главным делом которого стала летопись жизни учебного заведения, рожденного заводом Ростсельмаш - детищем первых советских пятилеток. По крупицам в течение этих лет собран очень интересный материал о выпускниках и учителях школы. Однако наша поисковая группа долго не могла справиться с одним серьезным заданием: мы не могли достоверно точно установить дату рождения нашей школы. Причиной тому была утрата документов, относящихся к этому периоду, во время уничтожения городского архива в годы Великой отечественной войны, а наши запросы в Москву почему – то остались без ответа. Но судьба оказалась благосклонна и вознаградила наши усилия. Весной 1993 года нашу школу посетил бывший выпускник, ветеран войны и флота, писатель - Фирсов Иван Иванович, проживавший к тому времени в Москве. Мы обратились к нему с просьбой помочь нам документально подтвердить год рождения школы, считая это важным фактом нашей истории. Иван Иванович согласился, отнесся к предложению с огромной ответственностью, провел не один час в архивах и библиотеках Москвы, собрал интересный фактический материал и прислал его к нам в музей. Мы, с благодарностью к выпускнику нашей школы Фирсову Иван Ивановичу за проделанную работу, изучили и проанализировали архивные источники:
• отчет «Крайплана» (раздел «Просвещение»);
• личную карточку учителя средней школы № 75 Ростсельмаша им. Сталина;
• статьи из газет 1934 г. – 1935 г.
В результате было установлено, что в 1930 году в г. Ростове-на-Дону было принято решение о строительстве школы для детей рабочих и служащих завода «Ростсельмаш» в центре Сталинского ныне Первомайского района. Строительство школы производил Горсовет, начальником строительства был Перекун Григорий Филиппович. Стройка школы – гиганта шла сложно, и к назначенному сроку сдачи в 1933 году в строй были введены лишь частичные объекты. Поэтому дату рождения средней школы № 75, исходя из отчета Крайплана и статьи газеты «Молот» от 8 сентября 1934 года, мы считаем 1 сентября 1934 года: « 1 сентября поступил в эксплуатацию корпус «Б» с 12-ю просторными светлыми классами. 15 сентября заканчивается отделка и вступит в строй хозяйственный корпус. К октябрьской годовщине Сельмаш получит весь учебный дворец. В новой школе уже в текущем году будет учиться 2800 учеников.» Если мы определяем, что дата рождения нашей школы 1 сентября 1934 года, то дата рождения педагогического коллектива гораздо раньше – 1933 год, об этом свидетельствует запись в личной карточке первого завуча школы Жукова Власа Николаевича. Однако, несмотря на то, что школа начала свою работу, вопрос окончательного завершения стройки был на контроле у ростсельмашевцев – о чем свидетельствует «Молот» 26 ноября 1934 г: «Отмечая невыполнение наказа прошлым составом Ростсовета о постройке школы на Ростсельмаше, потребовать от горсовета достройки школы в кратчайший срок». Средняя школа № 75 Ростсельмаша начала работать в полную силу и в 1935-1936 учебном году получила имя Сталина. В большом, 4-х этажном помещении насчитывалось около 70-ти классных комнат, оборудованных в соответствии со всеми техническими требованиями того времени, и специальные предметные кабинеты: физики, химии, биологии. В здании разместились:
• актовый зал на 800 мест, с балконом на 300 мест;
• большая сцена с необходимым оборудованием;
• столовая на 500 мест;
• библиотека, насчитывающая 25 тысяч томов;
• отличный спортивный зал.
В левом крыле, на первом этаже размещалось техническая станция, и школьные мастерские со станочным парком около 40 единиц различного оборудования. Школа № 75 стала крупнейшей в городе. Педагогический коллектив успешно сочетал учебный и воспитательный процессы. Дети ростсельмашевцев как лучшие представители учащейся молодежи неизменно открывали праздничные демонстрации в городе. С тех пор минуло немало лет, все они овеяны славными именами и делами учеников и учителей нашей любимой 75 школы. И вот 1 сентября 2004 года мы отпраздновали уже 70-ти летие. Именно этот торжественный день принес еще один подарок судьбы и новые экспонаты в экспозицию музея. Ростовское телевидение выпустило в эфир свой репортаж о празднике в школе, и после этого мы получили удивительное письмо из города Шахты от Коваленко Олега Дмитриевича, нашего бывшего ученика (из-за начавшейся Великой Отечественной войны, он школу не закончил, так как в 1942 г. ушел на фронт). Воспоминания Олега Дмитриевича бесценны, он живой свидетель истории, и к тому же очень близкий именно к ее внутренней жизни, так как его мать была учителем, а отец завучем, и жили они в квартирном корпусе при школе же, где раньше размещалось более 10 квартир учителей. Вот лишь малая часть фактов, которые мы почерпнули из воспоминаний Олега Дмитриевича:
• сооружение состояло из нескольких корпусов, одни из которых были соединены друг с другом, другие стояли отдельно;
• на третьем этаже одного из корпусов располагался кинозал на 500 мест;
• над другим корпусом, вместо крыши, был расположен солярий с хорошим высоким безопасным ограждением;
• репетиции оркестра и хора, в которых участвовали не только ученики, но и жители микрорайона, проходили на сцене огромного актового зала;
• спортивный зал был заполнен до самого позднего вечера.
По описанию ясно, что здание в целом представляло собой уникальное архитектурное сооружение, и если бы не война, которая не пощадила даже школу, то мы смогли бы поистине оценить архитектурное творение начала ХХ века. Много легенд и версий существует о проекте этого здания. Коваленко Олег Дмитриевич утверждает, что в совокупности всех частей комплекса оно выполнено было в форме серпа и молота. Как известно, общепринятым в начале 30-х годов ХХ века было стремление архитекторов страны Советов запечатлеть символы Союза Советских Социалистических Республик. Пример тому – здание театра им.Максима Горького, выполненное в форме трактора. Однако есть еще и другое мнение, трактующее необычную конструкцию здания школы в районе завода Ростсельмаш. Есть свидетельства, что авторами проекта школы были немецкие архитекторы, и вид здания сверху напоминал фашистскую свастику, которая должна была служить ориентиром для немецких летчиков при будущих бомбёжках промышленного гиганта. Версия допустимая, так как общеизвестно, что Германия готовилась к захвату мирового господства с начала 30-х годов, и вполне возможно, что выполняя заказ на проектирование столь уникального сооружения в стратегически важном месте, немецкие архитекторы внесли свой посильный вклад в общее дело. Где правда? Нам ответить сложно, так как все документы, как уже говорилось, погибли вместе с городским архивом в годы войны. Нам ближе первая версия истории создания проекта в форме серпа и молота, которую высказал наш бывший ученик Коваленко Олег Дмитриевич. Она кажется наиболее доказуемой.
Эти фотографии взяты из музея 75-й школы.
Первый педагогический коллектив 75-й школы 1936 год (из архива Фирсова И.И.)
Третье место в чемпионате СССР по гимнастике. (Фотография 1935 года)
Реконструкция школы №75. 1947 год (из архива Фирсова И.И.)
Наши ученики на уроке физкультуры. (Фотография 1940-1950 годов)
Школа после реконструкции 1956 год.
Внутренний двор школы №75
Об идее проекта "Школа-гигант в лицах" информация здесь.
История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...
- Категория: Школа-гигант Сельмашстроя. Виртуальный музей. | Просмотров: 1065 | Автор: Heach | Дата: 09.03.2020 | Комментарии (4)
Лестница.
Ступени сделаны их хорошего бетона с мрамором в качестве наполнителя. Но и они заметно изношены у перил. Интересно, что заметил это только сейчас. А вот плитка на лестничных площадках не выдерживала ежедневную нагрузку от сотен резвых, детских ног. И её постоянно и не всегда качественно, ремонтировали.
Конструкция перил — сельмашстроевская. Еще клепаная, без сварки. Такая решетка сохранилась кроме школы еще в одном месте, слева от Заводоуправления РСМ на Менжинского. Там на ней есть буквы "СМС" - Сельмашстрой.
Перила обычные, довоенные, массивные. Особенность — прибитые сверху бруски с интервалом примерно в метр. Их прибили на второй год работы школы. Нашлось много любителей сесть на эти перила на четвертом этаже и съехать до первого.
Неужто свеженькое фото?
Два года назад.
Не знал Фирсова, а он писатель - маринист, историческая литература. Какие выпускники!
Оставить комментарий