Предисловие
В 730 году от Рождества Христова в благостно - христианской Восточной Римской Империи, которую мы больше привыкли называть Византией, император Лев III Исавр взял и запретил своим подданным почитать иконы не только самого Иисуса Христа, но и его апостолов, и учеников их, и всех им равных. Посчитав это занятие идолопоклонничеством.
Запретил, конечно, не совсем «вдруг», настроения иконоборчества и иконопочитания соперничали в христианстве с первых лет его существования. Но в VIII веке победило Иконоборчество, и надолго стало государственной политикой Византии.
А надо сказать, что в те времена государство строго спрашивало со своих подданных за исполнение законов и коли сказано было, что икон не должно быть, значит за маленькое изображение святого, найденное стражниками в сарае под мусором, всю семью могли посадить на кол или что другое подобное учинить.
И побежали в страхе верующие во все концы империи и за ее пределы, пряча под одеждами лики святых и самого Отца нашего небесного. А бежать было особо некуда, с трех сторон Византия была окружена народами не христианскими и поддержки там найти было нельзя, скорее наоборот. И только на севере лежал Хазарский каганат, государство удивительно веротерпимое по тем временам. Но и там кочевники, составлявшие большую часть населения, легко могли ограбить и убить пришлых беженцев, да и у Византийских императоров руки были длинные, могли и в хазарских, и в славянских землях сыскать ослушников.
Что нам до дел тех давних?
Удивительными памятниками о тех временах остались нам по берегам Дона и Днепра, многие десятки пещерных монастырей, церквей и просто молельных комнат. Их даже не сосчитал никто. Да и невозможно уже. Монах одного из монастырей, водивший меня по пещерному храму, искренне поведал, что в округе есть еще несколько никому не известных пещер, но они в таких местах и в таком состоянии, что перед тем, как решиться в них войти, надо обязательно обратиться к Отцу нашему небесному и сказать: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой!»
Я побывал в трех главных монастырях на юге Воронежской области, а до этого в Матвеево-Курганском районе Ростовской, и постараюсь передать вам свои впечатления. Именно впечатления, пересказать историю всех объектов мне не по силам, да и неизвестна она большей частью.
Но надеюсь, что эти мои дорожные вздохи да взгляды помогут кому-то увидеть мир по-другому.
Статья будет состоять из четырех частей:
- Белогорье
- Дивногорье. Большие дивы.
- Дивногорье. Малые дивы.
- Костомарово
и будет выставляться отдельными частями. Итак.
Часть первая. Белогорье.
Посмотрите на лесистый холм над Доном на втором плане. Его высота от уровня реки - 70 метров. То есть, две стандартные девятиэтажки, поставленные друг на друга.
Вот именно сюда в 8-м веке прибыла одна из партий иконопочитателей, бежавших от преследования имперских властей. Прибыли и начали копать галереи в толще холма. Начали копать на высоте 10 метров от уровня реки. Не на берегу, а именно поднявшись на такую высоту, на которой не любой проплывающий по реке негодяй мог их обнаружить. Как раз на высоте 10 метров вход в подземную галерею максимально закрыт плотными ветками даже зимой.
Галереи подземного храма его строители копали снизу вверх, постепенно приближаясь к поверхности холма. Вот именно эти сходящиеся на потолке грани считаются главным признаком византийской подземной архитектуры.
Я стою на вершине холма. Прямо передо мной ниже на десяток метров купол храма святого Александра Невского. Надо сказать, что история византийского подземного храма почти неизвестна. Сколько он просуществовал, сколько в нем жило людей, ничего неизвестно. Но в конце 18-го века в России нашлись подвижники, которые продолжили строительство подземного храма и освятили его в честь Александра Невского. У этих людей были свои мотивы, и о них надо рассказывать отдельно.
Так схематически я изобразил разрез холма, используя схему с сайта Белогорского монастыря. Черная фигура - это я с фотоаппаратом. Ниже купол над входом в храм. Верхний и средний ярусы монастыря выкопаны, как я сказал, в новое время. А нижний ярус - византийский. Красный вход - первый вход, пробитый в склоне.
Это пещерный монастырь в разрезе.
Это площадка у входа в современный монастырь. Сейчас здесь стройка.
Посмотрите на это фото и немного напрягите воображение. Вы в достатке с большой семьей и в хорошем доме живете на благодатных, веками возделанных полях Греции или Малой Азии. И вдруг вам приходится бросить все, и схватив детей и самое необходимое, завернув в тряпицу икону, на которую молились еще ваши прадеды, бежать сюда, в неведомые, суровые края, где стрела в спину- самый ожидаемый результат встречи с человеком, где можно свернуть шею на крутых меловых склонах, пригодных только для изощренных казней, и, не зная отдыха, вгрызаться в меловой холм, чтобы устроить там потаенное укрытие для себя и близких.
Здесь невероятно красиво. Но не это влекло беженцев.
Не стоит даже говорить, что в советское время большой монастырский комплекс на вершине холма был полностью разрушен, а пещеры полуобрушены, полузавалены мусором.
Сейчас на месте монастыря эта аккуратная церковь.
По вековой традиции, иконы здесь из мела
Здесь подолжение. Честь вторая. Дивногорье, Большие дивы.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 726 | Автор: Stanichnik | Дата: 09.10.2018 | Комментарии (3)
удивительно!
Красотища какая! Спасибо Станичнику за открытие для непосвященных этих удивительных мест на Дону. Я проезжала по Белгородской области и всегда восхищалась живописностью местности и необычными белыми холмами, но не представляла, что там существуют пещерные храмы.
Спасибо Лариса!
Оставить комментарий