Они учли все!
- Даже начало оттепелей в Царицине и время обычного вскрытия ото льда притоков Волги.
- А так же максимум и минимум уровня воды в низовьях Дона при западном или восточном ветре.
- Урожайность трав и возможность заготовки фуража для армии.
- Ресурсы источников пресной воды в низовьях Волги и Дона
- Вероятный календарь штормов в Азовском море.
- Численность местного населения по берегам Волги, Дона и Приазовья, и возможность прокормить и обогреть здесь большое количество войск в зимнее время.
- Положение южной границы лесов и возможность заготовки дров для армии.
- Количество барж, грузовых плотов и прочих мелкосидящих плавсредств вплоть до татарских тактир, способных перевозить войска и провиант в нижнем течении Дона и Таганрогском заливе.
- Кроме этого, очень подробно изучили опыт двух компаний, которые вела Россия в Крыму в 1736 и 1738 гг., когда на полуостров из Приазовья и Кубани перебрасывались большие группы войск и партии провианта.
Учли все и поняли, что если осадить Севастополь осенью, то до весны осажденный город будет практически отрезан от остальной России. И даже не надо перерезать сухопутные дороги через Перекоп и Чонгарский мост. Возможности сухопутных дорог в то время были мизерные.
Так и сделали.
Они- это англичане, а речь о Крымской войне 1853-1856 гг.
2-го сентября 1854 г. союзники высадились в Евпатории, а 5-го сентября уже бомбардировали Севастополь. И взяли бы его. Твердость защитников не учли. Город держался и продержался до весны. И тогда перед союзниками встала необходимость оккупировать Азовское море и разгромить по его берегам многочисленные тыловые армейский базы и склады. Иначе вся тяжесть русского сапога навалилась бы на англо-французко-турецкий экспедиционный корпус много месяцев, безуспешно грызший Севастополь.
23 мая эскадра, названная Летучей, вошла в Керченский пролив, и Меотида получила свою войну.
Союзный флот насчитывал 9 линкоров, из которых три были паровыми, и 46 судов рангом пониже: фрегатов, корветов, шлюпов, авизо и канонерских лодок. В качестве десанта на палубах сидели 7 тысяч французов, 5 тысяч турок и 3 тысячи англичан.
Как этот флот прошел через Керчинский пролив – загадка. Дело в том, что этот пролив полтора года пытались сделать неприступным, топя там корабли, якоря и все, что можно было найти. Даже устанавливали подводные мины с электрическим запалом.
Но в итоге и саму Керчь, и соседнюю крепость Еникале, защитники сдали без боя, оставив союзникам весь артиллерийский, пусть и устаревший, арсенал.
Теперь отвлекусь от описания Азовской компании и упомяну о книге, где это описание сделано гораздо лучше. Хорошая историческая книга должна или будить воображение, или открывать что-то новое. Впервые встречаю книгу, которая делает и то и другое. Коротко и ярко.
Читаешь и стонешь от бессилия, видя перед собой безоружный Таганрог, в котором не было ни единой пушки! Хотя прорыв в Азовское море был ожидаем задолго. Эскадра союзников топчется на рейде и не может подойти ближе из-за мелководья, а команда английских моряков погрузила пушку на плот и безнаказанно расстреливает город. Англичане, кстати, этот плот считают революцией в мировом кораблестроении, давшей начало башенной артиллерии на боевых кораблях. Они потом сделали его копию и до сих пор хранят где-то у себя в музее.
Плот «Леди Ненси» ведет огонь по Таганрогу.
Книга пересыпана до восторга интересными фактами. Стоит понять, чем был Таганрог того времени. Только иностранных консульств в нем было 12.
Вид Таганрога на литографии 1856 г.
А какое колоритное описание многонационального купеческого города дает французский литератор Антуан Кайо6 «Состав таганрогского населения совершенно уникален. Каждая улица напоминает собой различные сцены из маскарада. За день в одной группе людей я мог отчетливо выделить порядка пятнадцати различных национальностей: русские, греки, армяне, ногайские татары, калмыки, казаки, немцы, французы, англичане, турки, итальянцы, малороссы, прусаки и венгры. Одеяния всех этих людей не менее примечательны, чем царящее среди них мир и согласие: никто не смотрел на своего соседа как на иностранца. Требования общества не мешают жителям Таганрога носить национальную одежду или выполнять свои ежедневные религиозные обязанности; этикет не требует от них даже самых незначительных жертв. Похоже, что мелкие ссоры, столь частые на рынках больших коммерческих городов, совершенно не ведомы этому пестрому племени, проживающему в данной местности. Между тем, даже на Вавилонской башне вряд ли можно было услышать такое разнообразие иностранных языков.»
Интересно почитать об усилиях английской разведки накануне войны. Ерунда, что война произошла из-за религиозного конфликта в Палестине. Россию задолго до того собирались серьезно осадить на южном направлении. И готовились к этому.
Английская паровая канонерская лодка «Рекрут»
Я не знал, что уже в то время применялись реактивная артиллерия.
Плот «Леди Ненси» ведет обстрел Таганрога 3 июля 1855 г. На переднем плане – один из баркасов, вооруженных станком для стрельбы ракетами Конгрива.
Крайне интересно прочитать воспоминания знатных англичан, участвовавших в компании. Один из них, Гамильтон Уильямс пишет: « Это можно было сравнить с прорывом в большую сокровищницу, доверху наполненную несметными богатствами. На многие мили вдоль побережья растянулись бесчисленные склады, забитые зерном из урожаев, собранных в хлебородных регионах России. Отсюда шло снабжение русской полевой армии, и именно отсюда население осажденного Севастополя ждало спасение от уже мучительного голода.»
Продотряд союзников в окрестностях Керчи. В «соревновании» принимают участие: английские солдаты, французские егеря, шотландские горцы и английские матросы.
Я долго не понимал почему, даже потеряв Азовское море, Россия не смогла наладить поддержку своих войск в Крыму сухопутным путем. (Эти пути я обозначил длинными красными стрелками на карте). Пока не нашел один эпизод в повести другого историка и писателя Сергеева-Ценского «Севастопольская страда» Вот этот фрагмент разговора двух русских офицеров:
«Спорый дождь, холодный упругий ветер, грязь, из которой с трудом вытаскивали ноги верховые лошади, а кое-где застрявшие прочно в этой грязи татарские мажары с выбившимися из сил подводчиками и волами, - такова была дорога к Бахчисараю, по которой ехали поручик Смирницкий и младший унтер-офицер в должности писаря петрашевец Дебу Ипполит Матвеевич.
- Представьте, что волы везут сено для севастопольских лошадей, - говорил Смирницкий. - Откуда они его должны везти? Возле Севастополя на сто верст все сено уже съедено. Значит, откуда-нибудь из-под Перекопа или из-под Керчи... Предположим, что из-под Перекопа, - верст за двести. Они везут, но ведь они не бегут с этим сеном, а идут шагом. Сколько же верст они могут сделать в день по такой вот дороге?
- Верст двадцать, не больше, я думаю, - ответил, добросовестно подумав, Дебу.
- Ого! Двадцать! Можно сказать, хватил с горя! - рассмеялся Смирницкий. - Дай бог, чтобы десять сделали! Ведь то здесь застрянут, то через версту застрянут... А кормить их надо как полагается?
- Разумеется, надо.
- Сколько положите сена на пару волов по такой работе и по такой погоде?
- Не меньше пуда, я думаю.
- Мало, что вы! Считайте хоть - худо-бедно - полтора пуда на сутки...
Итого, на сто верст дороги считайте волам на прокорм пятнадцать пудов... Это худо-бедно, имейте в виду. А сколько сена пара волов может везти по такой дороге?
- Пудов пятьдесят?
- Не повезут пятьдесят, что вы! Дай бог, чтобы тридцать... Значит, протащились сто верст - полвоза съели. А до Севастополя еще верст сто.
Итак, когда предстанет перед их глазами Севастополь, они будут тащить уже пустую мажару... Возникает вопрос: есть ли смысл татарину везти сено из-под Перекопа в Севастополь; чтобы скормить его своим же волам по дороге? А на обратную дорогу где им прикажете взять сена?
- Смысла, конечно, нет, - согласился Дебу. - Гораздо умнее сидеть дома и самому не мучиться и волов не морить.»
«Дорога жизни» 1855 г: Перекопский перешеек.
Трудно, но надо понять, что при наличии огромной армии в центре России, захватчики делали на юге, что хотели.
Флагманские корабли союзников – авизо «Люцифер (слева) и шлюп «Миринда» (справа) во время обстрела Арабатской крепости.
Вернемся к книге Александра Миргородского, она великолепна тем, что рассказывает о поражении взвешенно, без скатывания ни к лубочному патриотизму, ни к спекуляции на вечных российских пороках.
И что ценно, автор рассказывает о войне системно. Прочитав книгу, я понял, что эта война была соревнованием двух логистических систем. И западная система оказалась в данном месте совершенней.
Русская плавучая батарея, захваченная французами в Еникале.
Еще, пришла в голову мысль, что все войны чем-то похожи, по крайней мере в России. Сдав почти без боя все азовское побережье, в Таганроге стали насмерть, и хотя потеряли все военное имущство, город не отдали.
Горящие русские корабли у Еникале. Вид со стороны Азовского моря
Иногда не понимаешь, как такое вообще могло быть. На пути к Бердянску Летучая флотилия сожгла около 20-ти торговых судов, груженных зерном, а в городском порту еще 60. Причем в порту суда поджигали не пушечным огнем, а делали это команды поджигателей со шлюпок. Всего за первые 4 дня компании захватчики уничтожили свыше 240 торговых судов. В закупоренном Азовском море англичане устроили охоту за всем, что могло передвигаться по воде.
Часть 17-ти орудийной батареи у Еникале, захваченной союзниками
Несколько фактов, которые не дают покоя:
- В Керчи погиб музей древностей, основанный в 1826 г и являвшийся одним из старейших музеев России.
- Единственной потерей англичан была канонерская лодка Джаспер, севшая на мель у Кривой косы. Два трофейные орудия с нее хранились в Старочеркасске и были утрачены в 1930-х.
- В поселке Широково казакам удалось устроить засаду и захватить в плен трех англичан из команды поджигателей. Их доставили в Таганрог, поселили в хорошей квартире, переодели, кормили как на убой, поили водкой и хересом и даже устроили экскурсию по городу в открытой щегольской коляске. (В это охотно верю)
Завершением активной части азовской компании можно считать последнюю бомбардировку Таганрога, которая состоялась 12 сентября 1955 г. Хотя еще 23 сентября союзники разгромили уже мало что значащие Ейск и Глафировку.
Напомню, 8-го сентября пал Малахов курган – что переопределило судьбу города и всей войны. Эта война была проиграна здесь, на просторах Меотиды.
Матросы французского фрегата «Касик» уничтожают русскую батарею на мысу Ак-Бурун. Рисунок Дюрана-Браже.
Последний раз британские корабли видели у Таганрога 20 ноября. Они патрулировали море с целью не допустить никаких перевозок.
На завершающем этапе операции англичане охотились даже за рыбацкими артелями.
А я, побывав в удивительном музее села Глафировка, не мог поверить в то, что захватчиками был расстрелян Богом и людьми забытый поселок Водяная Балка , это нападение изобразил Николай Иванович Новак, Светлая ему память.
И конечно, память о тех событиях- ядра, застрявшие в стенах Никольской церкви.
В заключение приведу отрывок из письма английского матроса Дениса Райна, служившего на корабле «Керлью» Ее Королевского Величества.
« 26 мая мы сожгли два русских судна: одно груженое мясом, а второе солю и рыбой; 28-го – захватили в качестве трофея греческую шхуну, а еще одну русскую шхуну сожгли. 29-го числа нами были сожжены два русских судна; 30-го – захвачен в качестве трофея греческий бриг и сожжена русская шхуна. В общей сложности мы взяли на абордаж пятнадцать судов, из которых двенадцать были сожжены, два – отправлены на продажу в Константинополь. На борт еще одного корабля были посажены 57 русских пленников, а само судно отпущено нами без компаса и без какого-либо рулевого управления, так что пусть судьба укажет им верный путь.»
Без слов...
- Категория: История Донского края | Просмотров: 1133 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.08.2016 | Комментарии (7)
Здесь приведу то, что связано с этой темой
Шли десанты
Агрессия
Мортиры и Джаспер
И главное, за самое интересное добавление к статье, подарю экземпляр книги Александра Миргородского
Спасибо з аинформацию о книге
Я считаю, что эта книга во многом образец. А вчера общался с автором и он мне признался, что недоволен ей и замыслил новый проект на эту тему. Вот как бывает.
По данным Ейского музея,на Ейскую косу был высажен десант, но был отброшен.Ейск обстреливали,но не сожгли,разрушения были не значительны.
Вот отрывок из письма английского матроса:
Из Мариуполя мы направились к Таганрогу, и по пути туда наши корабли сели на мель на Должанской косе. Поработав несколько часов, мы сняли наш корабль с мели. Прибыв к Таганрогу, мы выплеснули всю нашу злобу на русских. Лично я поджигал все, что только возможно, фактически все, что могло гореть, было предано огню.
Оттуда мы направились к Ейску, весьма важному для русских городу. Один из тамошних подрядчиков обязался поставлять в течение двух лет съестные припасы для солдат в Севастополе. Мы сожгли все его запасы, которые состояли из 574 больших мешков зерна, а также амбары и все, что ему принадлежало. Одного только зерна было уничтожено на сумму 30 000 фунтов стерлингов. Я думаю, что этой зимой много русских будет голодать.
Мы по-прежнему крейсируем по Азовскому морю, сжигая и уничтожая то, что не забираем с собой. Наша жизнь — как у бойцовых петухов, Я всегда высаживаюсь на берег со своей абордажной саблей и убиваю свиней, овец, уток, гусей, дичь и любые другие смертные существа, попадающиеся мне на пути.
Мне кажется, что эти "бойцовские петухи" больше похожи были на обычных карателей и мародеров....
Картина, конечно, забавная - художник не слишком разбирался в кораблях того времени. Парусников там вообще не было. Название - также нелепое. Ни французов, ни тем более, турок в составе эскадры под Ейском и Глафировкой в конце октября 55-го (по старому стилю) - не было.
Вообще, Глафировские бои (а их было два - в июле и октябре) - самые противоричивые по сведениям и результатам. В октябре, в Глафировке донские казаки понесли самые серьезные потери за всю кампанию в Таганрогском заливе - двое убитых (командир 59-го полка войсковой старшина Шурупов и один казак) и пятеро раненых, причем один из них, якобы, вскоре умер. Бои шли несколько дней...
Оставить комментарий