Буйный и тяжелый 1916-й год.
Вся Европа объята войной, и не только Европа. А в России на Донбассе строится железнодорожная ветка, связавшая угольный район Краснодона с узловой станцией Лихой на Воронежско - Ростовской железной дороге.
В Краснодоне, тогда поселке Сорокино, в 1913 г. были открыты залежи каменного угля и основан Сорокинский рудник.
Общая цель строительства дороги понятна: доставить больше угля на черноморский рынок и театр военных действий. А вот конкретные задачи понять труднее.
Может быть, уголь понадобился для двух первых линкоров «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», которые только получил Черноморский флот, ведший в 1916 г. блокаду турецкого Босфора.
Может быть, уголь копили для планировавшейся грандиозной десантной операции на Босфор, которая не состоялась из-за начавшихся революций.
Может быть, угля не хватало Сулинскому металлургическому заводу Пастухова, который производил шрапнель и другую военную продукцию.
А может быть, просто хотели заработать, продав побольше угля, который в военные годы стоил хорошо. А может быть, все вместе.
Трудно узнать.
Прожила эта дорога до 1982 г. Восхитили патриоты железнодорожного транспорта, оставившие в глухом уголке, на скалах, этот знак.
О дороге и главном ее вокзале я рассказал немного. Дам ссылки в конце. А сейчас расскажу о памятнике природы, который возник в результате строительства этой дороги.
Между Лихой и Изварино пролегает довольно высокая гряда. Преодолеть ее паровозу невозможно. Поэтому эта гряда была прорезана выемкой, что обычно и повсеместно.
Но в отличие от тысяч других выемок, эта прорезала породы, которым более 300 миллионов лет. Они сформировались вместе с каменным углем.
Напомню, что наш край в те времена представлял из себя сменяющие друг друга мелководные теплые моря и болотистые суши.
В этих условиях и происходило превращение буйной растительности в каменный уголь.
Мы едем по колее бывшей "железки".
И вертим головой от восторга. Место очень необычное и красивое.
И очень необычные скалы.
Я был у многих скал в округе. Но эти какие-то истлевшие. Чувствуется их почтенный возраст.
Некоторые просто рассыпались.
Некоторые искрошены.
Мы поднимаемся на гребень и спускаемся обратно, так и не решив, где красивее и необычнее.
Эта скала была, наверное, дном очередного древнего моря.
Едем дальше.
Скалы все выше.
В этом месте мы вышли из машин и, напялив самбреро, под музыку кантри, пустили вскачь лошадей. (Мечтаю)
Идем по гребню отвала, оставленного ровно 100 лет назад строителями дороги.
Все эти причудливые цвета и разводы - следы исчезнувших морей и материков.
Каждый такой пласт был дном своего моря.
Отдохните.
И просто полюбуйтесь скалами.
Гуляйте без оглядки, до расцвета динозавров еще миллион веков.
Босфор, как известно, не взяли. Но получили прекрасный памятник природы. Пусть слабое, но приятное утешение.:)
Это рассказ про дорогу и вокзал
Это рассказ Андрея с полезными ссылками.
Это справочная статья, которая поможет понять, где вы были.
А это выписка из перечня памятников природы РО
" Обнажения горных пород – на протяжении 2 км поперек простирания пород каменоугольного возраста являются классическим образцом выхода на дневную поверхность продуктивных отложений карбона в полосе мелкой складчатости восточной части Донбасса. В обнажении на глубину до 25 м видны различные типы тектонических нарушений, слоистости песчаников и т.д. Имеет природоохранное, научное и просветительское значение."
- Категория: Дорожные впечатления | Просмотров: 680 | Автор: Stanichnik | Дата: 26.05.2016 | Комментарии (0)
Оставить комментарий