Вокзал ZERO

Как вам рассказать о красоте Донецкого кряжа! О нем петь надо. 

 

 

Просторно и пустынно. Только овцы на застывших складках.

 

Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

 

И горизонт рядом, и небо.

 

Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


А за очередным горизонтом  снова горизонт. И цветы.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


И камни

 

Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

 

Внезапно обнаруживаем, что едем по исчезнувшей железной дороге.

 

Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Она то врезается в очередной кряж.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Прорезает его.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

 

И вырывается на простор.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Так до следующего кряжа.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Брошенные мосты.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Над исчезнувшей дорогой.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

 

Камень здесь древний. 


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

 

Но в цветах.



Очередная насыпь над очередной балкой.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


И... Мы бы летающей тарелке так не удивились, как удивились зданию заброшенного вокзала. Казалось бы, где же ему быть, как не здесь? Но кругом такая пустыня, что мы забыли, кто мы и откуда. А тут вокзал.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Лавочка еще цела. Можно сесть и подождать электричку, которая никогда не прийдет.




 


Колодец для удобства пассажиров.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Глубокий, добротный.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Стены клал человек с душой.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


И подземелье. К чему оно при вокзале?


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Впрочем, о подземельях расскажем позже. В них все как обычно, скелеты, прикованные ржавыми цепями, сундуки с тяжелыми коваными замками и прочая ерунда.
А пока осматриваем окрестность. Такие бетонные ограды ставили на небольших перонах.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Развалины. Уже не понять.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Кто, когда и зачем прорезал этот кряж?


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Опять колодец.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Вода не ушла вместе с людьми, ждет кого-то.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Опять бункер.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо

Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


И еще один.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Много историй переплелось в этом месте. Теперь все зарастает травой.
Спустившись в очередное подземелье, сначала решил, что на стенках наросты мха. Потом понял, что это ласточкины гнезда.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Прилепились к мрачному куполу бункера, используя каждую неровность и выбоину.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Неужели в этом просторе им поселится негде? Ищут бетонные стены.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Гнездо. Жизнь.


Вокзал, Донецкий кряж, железная дорога, ласточка, гнездо


Совет тем, кто по нашим следам пойдет: граница не то, чтобы рядом, мы по ней ходили. А у соседей, вы наверное слышали, неспокойно. Спецназ погранслужбы положит вас в грязь лицом на первых шагах. Почему мы прошли? А все члены нашей компании - юные друзья пограничников, и значки у нас были. Такие или почти такие.


Сергей (22.05.16 19:32)

Здравствуйте. А какое все же предназначение у данных мини бункеров.

Stanichnik (23.05.16 07:09)

Здравствуйте. Назначение всех бункеров так и не поняли. Ясно, что там хозяйствования МПС, Угледобыча и военные. Еще через этот район проходят магистральные трубопроводы. Кто, что и когда там строил, понять не всегда возможно.

Игорь (06.03.17 15:04)

Погреба-ледники начала XX века.  В него закладывался заранее заготовленный лед и оно становилось "холодным" на лето. С куполом - модерн! Подобные сооружения были практически на каждой более-менее крупной станции. Сохранилось много, даже купольных.

Stanichnik (06.03.17 22:25)

А я не встречал.

Игорь (07.03.17 11:26)

Даладно...

http://meotyda.ru/node/522     http://meotyda.ru/node/822     http://meotyda.ru/node/170

И еще картинок.

Serj (19.07.21 21:49)

Да ничего таинственного и ледникового!))) Как всякая ж.д. станция, строившаяся в паровозную эпоху на случай войны она имела бомбоубежища. С определённой вместимостью. Если на станции два пути, на них могут стоять два товарных поезда. Паровозные бригады: 3 чел.+3 чел., две поездные бригады товарных поездов-4 чел.+4 чел., плюс Дежурный по станции и один-два стрелочника.Итого: по минимуму убежища должны вмещать 17 человек. Колодцы тоже для персонала станции, дежурящего по 12 часов.

Stanichnik (19.07.21 21:59)

У меня такая мысль была. Бетонный купол, так точно убежище. А вот кирпичный, фигурный, с архитектурными причудами - скорее всего ледник.

Бывалый (20.07.21 00:20)

В те времена бомбоубежища не строили, на малых станциях не строили и потом.  Погреба-ледники на станциях были нужны для хранения льда, который загружался в вагоны-ледники, перевозившие скоропортящиеся продукты. Колодезная вода была нужна паровозам больше чем людям

Stanichnik (20.07.21 08:52)

Самые душевные погреба я видел здесь:

В гости к помещице

 

Но они точно продуктовые

Serj (20.07.21 22:15)

Сперва напомню, что всё дальнейшее обсуждение будет касаться только конкретной станции "Вокзал ZERO"и её сооружений, описанной в одноимённой статье. Детскую наивность утверждения  "В те времена бомбоубежища не строили..." я даже не обсуждаю. К сожалению, в интернете полно людей, которые чем меньше в чём то понимают, тем авторитетней об том рассуждают! Но вы то- не такой? Вот расскажите нам, сколько тонн льда нужно для загрузки вагона-ледника (на ваш выбор, двухосного, или четырёхосного)? Сколько вагонов ледников можно было (примерно) загрузить из ТОГО подвала?? О паровозах. Расскажите, сколько тонн воды нужно для заправки тендера паровоза,  хотя бы Эм? За какое время должен быть доверху залит такой  тендер, чтобы не задерживать движение по линии? Какой должна быть по свойствам вода для паровоза, чтобы не испортить котёл? Вы же знаток этих тем? Так уверенно меня опровергаете....

Бывалый (20.07.21 22:25)

Да, как посмел я неуч-всезнайка поспорить с настоящим экспертом-железнодорожником? )  Сходите сюда

Serj (23.07.21 19:41)

Ну что ж, вы не ответили ни на один из моих вопросов. На эти темы у вас одни фантазии. Давайте разбираться по пунктам. Я прошёл попредложенной вами ссылке. Да, интересный погреб. Но это именно погреб, скорее всего для хранения на льду продуктов вокзальногобуфета. Автор этой статьи так же далёк от темы перевозок в вагонах со льдом, как и вы.Стандартное количество льда,загружаемое в 4х-осный  вагон-ледник для перевозки скоропортящегося груза - 6 тонн! Это- немного больше 6 кубометров (вода, при превращении в лёд увеличивается в объёме).Теперь смотрим на фото этого погреба на станции Мга (повашей ссылке): 6 кубометров займут почти всё внутреннее пространство этого погреба.Загрузят весной один вагон, а дальше что будет в этом погребе? Автор этой статьи даже не подозревает осуществовании в то время льдозаводов, где за год загружали льдом сотни таких вагонов-ледников. Именно от таких льдозаводов и развозили вагоны-ледники под погрузку скоропорта на прилегающие станции. Теперь посмотрим на фото погребов Вокзала ZERO. Я не уверен, что в каждом из них поместится по 6 кубометров льда. Скорее всего в мирное время  там просто хранились продукты дежурной смены  (электрических холодильников тогда не было) железнодорожников. Теперь о колодцах. Любой, кто пользовался колодцем, знает, что чаще всего толщина слоя воды в нём не более 2-3 метров. То есть- воды в нём 3-4 кубометра, не больше. Опустить ведро в колодец, набрать, поднять, перелить в другое ведро и донести до места занимает не менее 5 минут. Это если подогнать паровоз максимально близко к колодцу. Вода для паровозного котла должна быть мягкой  (то есть иметь в составе как можно меньше солей натрия, магния,  кальция и прочих,  образующих толстую накипь) и содержать как можно меньше грязи и взвесей по той же причине. А вода в колодцах, как правило, жёсткая. Но, можно ли вообще (допустим,вы нашли БЕЗДОННЫЙ колодец с мягкой водой)))) заправить паровозный тендер из колодца? Полная ёмкость водяного бака тендера паровоза Эм - 23тонны. Не будем заполнять бак доверху, заполним хотя бы наполовину. Сколько это займёт времени? Стандартное ведро-ёмкостью десять литров. Делим 11500 литров на 10 и умножаем на пять минут- получается 5750 минут, или 96 часов 23 минуты.... Из специальной гидроколонки, что по соседству, в Лихой, пустой тендер можно набрать менее, чем за полчаса...

Stanichnik (23.07.21 19:58)

Уважаемый Serj, главная цель проекта Меотида, создать площадку, на которой люди бы рассказывали друг другу, какой интересный мир нас окружает. Спасибо вам за участие в проекте.

Stanichnik (23.07.21 20:00)

Я кстати думаю, что этот ледник или ледники были на потребу узкого круга лиц проезжающих, посещающих или живущих на станции.

Serj (23.07.21 22:58)

Прошу прощения, не заметил, что авторизация не прошла. Предыдйщий коммент подписанный "Гость" написал я. Да, вы правы, такой вокзал в этой пустынной местности не нужен. Это была казарма, где жил обслуживающий станцию штат железнодорожников. В лучшем случае для пассажиров была неюольшая комнатка. Естественно, и тут согласен, что был и погреб где хранились продукты железнодорожников.

Бывалый (23.07.21 23:05)

Т.е. версия бомбоубежища отпала?

Гость (23.07.21 22:30)

Спасибо вам за интересный сайт. У вас свой особый стиль материала с преобладанием фото, и это приятно. Ведь фото-весьма информативны и создают настроение, усиливающее впечатление от текста. Вы, видимо, восприняли слова "Автор статьи далёк" и т.д. в предыдущем моём комменте на свой счёт, и зря. Я имел в виду автора маленькой статьи по ссылке Бывалого о погребе на станции Мга. Надеюсь, то, что я рассказал, будет интересно всем читателям.

Бывалый (23.07.21 22:50)

Я просто раздавлен потоком цифр…  Не нужно большого ума и вычислений, чтобы догадаться, что на этой крошечной станции вагоны-ледники не загружались льдом и паровозы не делали основной запас воды. Запас льда на станции был резервным и использовался в случае необходимости для восполнения естественной убыли льда, таявшего в вагонах-ледниках.

Т.е. вы продолжаете настаивать на своей исходной версии, что бетонное сооружение на фото - это бомбоубежище для железнодорожников на случай войны.  Внимание, вопрос!  Каких бомбоналётов опасались железнодорожники в начале 20-го века на маленькой ЖД станции в российской глубинке?  В сети много подобных фотографий. Найдите хоть одну, названную бомбоубежищем

Serj (26.07.21 13:29)

Возможно, вы будете весьма удивлены, но  в бомбоубежище можно прятаться не только от бомб, но и от артиллерийского обстрела. Впрочем, нам остаётся только порадоваться, что начальником в предвоенном СССР был НЕ Бывалый! Потому, что если бы руководил он, бомбоубежища по всему СССР начали бы строить только 22 июня 1941года, сразу после обеда..... Бомбоубежища на небольших станциях в мирное время наверняка использовались, как погреба и овощехранилища для работников станции. Поэтому, каждый может называть их как ему удобнее.  Тем 15-20 железнодорожникам, что жили в казарме на этой станции, отлично известно, где находится бомбоубежище, рассчитанное на определённое количество мест. И им не нужна табличка на входе. Такая табличка может привлечь только посторонних, которых при военном положении вообще не должно быть на станции, либо диверсантов, которые смогут одной гранатой уничтожить весь персонал станции. Так что по детски наивно удивляться отсутствию фото с такой табличкой на постройках на малых станциях. Это в городах, на сторонах домов, выходящих на улицу, крепили таблички "Бомбоубежище", чтобы случайный прохожий знал, куда бежать в случае бомбёжки. Такая табличка, вплоть до 2000-х годов висела на доме на Будённовском, рядом с Комсомольской площадью.

Stanichnik (26.07.21 14:31)

Уважаемый Serj, на Меотиде принято уважительно относиться к собеседникам. Даже если кто-то заблуждается и ошибается. Я бы даже сказал : в этом случае, особенно.

 

Serj (26.07.21 15:30)

Уважаемый Stanichnik! Вы ко мне пристрастны!)) Я здесь благожелателен и бесстрастен, как воспитатель детсада со своими подопечными!)) Особенно в сравнении с некоторыми вашими посетителями, говорящими друг другу такое....))) Ну хорошо. Если вам даже это не нравится,  я не буду выражать никак своё мнение о собеседниках, и даже не буду упоминать их имён в дальнейшем. А также не буду отвечать на реплики и вопросы обращённые ко мне, если они по-приколу, или требуют слишком  длительных объяснений технического свойства. Всё таки у вас больше о природе....

Stanichnik (26.07.21 16:57)

У нас больше о людях. Главным образом увлечённых...

Бывалый (26.07.21 21:49)

Можно спасти свою жизнь, если во время бомбёжки спрятаться в канализационном люке дореволюционной постройки.  Но это не повод называть канализационный люк бомбоубежищем. Сомневаюсь, что проектировщики канализации предусматривали такую опцию

Чтун (23.05.16 15:51)

Несколько апокалептично, но виды без развалин чудные)

Михаил В (19.07.21 00:02)

Спасибо за великолепный материал! Вдохновился им давно, но доехал туда только сейчас. А заодно проехал 8 км. по линии бывш. ж.д. от бывш.ст. Плешаково (а это именно она) до шоссе. Но меня мучает вопрос: вокзал ли это? М.б., это вспомогательное здание железнодорожников,типа домика обходчика? И отдельно: пограничники бдят, это факт. Прямо вот такого же значка у меня не было, увы, но случайным туристам объект лучше не посещать.

Stanichnik (19.07.21 08:51)

Спасибо Михаил! Приятно вспоминать такие путешествия. При желании можно точно установить где там был вокзал. Да и фото наверняка сохранились.  А то, что при вокзале было какое-то жилье и хозяйство, это точно. 

Михаил В (19.07.21 14:18)

Спасибо вам, Андрей! Вы делаете великое дело, изучая и популяризируя наш край. Фото вокзала и станции в расцвете быстро найти не удалось. А было бы очень интересно.

Serj (26.07.21 13:43)

А вот интересно, вы не запомнили, куда были обращены двери из бомбоубежища и погреба? На здание казармы-вокзала, или в сторону от него?

Stanichnik (26.07.21 14:42)

Погреб с "архитектурным" входом расположен рядом со зданием вокзала. Я его обозначил стрелочкой. Нет сомнений, что там хранили продукты и строился этот погреб вместе с вокзалом. Тот же камень и та же техника кладки.А как расположены входы двух других, я забыл. Но они в области обведенной кругом, на склоне холма, недалеко от вокзала. Вечером посмотрю архив, я как правило делаю гораздо больше фото, чем выставляю, возможно вспомню.

Serj (27.07.21 12:51)

Согласен с вами, что погреб рядом с казармой-вокзалом  именно погреб для продуктов. А вот размещение двух других укрытий в отдалении, что необязательно для погребов для продуктов, но очень желательно для бомбоубежищ, как раз и говорит о их основном назначении.  Даже после массированной бомбёжки-обстрела станции в эти два укрытия попадут разве что случайно. Как я понял, ласточкины гнёзда в укрытии с каменным входом. А нет ли у вас фото внутри бетонного укрытия?

Stanichnik (27.07.21 13:19)

Должны быть. Вечером посмотрю.

Stanichnik (27.07.21 20:51)

Не могу вспомнить куда смотрит вход в бетонный купол. И теней нет. что бы по ним понять. Андрей помогай, ты должен помнить рамположение подземных соружений у вокзала.

И надо помнить, что это 2016 г. А в 2014 - 2015 гг. этот объект как-то использовался.

 

Serj (29.07.21 15:23)

Спасибо, интересные фото. Надо же, кто-то штабель кирпичей в укрытии приготовил. Или на вывоз, или что-то строить внутри.

Бывалый (23.07.21 22:59)

Из любопытства набрал в поисковой строке «погреба-ледники на жд», сразу нашлась интересная статья о такой постройке в Крыму. Мне было интересно прочитать.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.