Вторую часть рассказа об акварелях Льва Леонидовича Эберга начну с загадки. На этом рисунке вид снизу на Платовский проспект в Новочеркасске. В проеме Триумфальной арки видна Михаила-Архангельская церковь.
Сделал фото примерно с такого же ракурса.
Обратите внимание на колоколню. На акварели это шестерик. Хорошо видны три слуховые окна в шатре и три окна в верхнем ярусе колоколни.
Но сейчас на колокольне восьмирик с четырьмя слуховыми и четырмя обычными окнами.
Возможно колокольня перестраивалась, но сведений об этом не нашел, зато на сайте "Дон Православный" нашел такую информацию.
"В западной части храма пристроена трехъярусная колокольня с восьмигранным шатровым верхом. В христианском сознании Бог - есть центр мироздания. Поэтому шатер, поднимающийся над центром восьмигранника, завершается главой с крестом - образом Христа Спасителя. В плане шатер образует форму, сходную по построению с восьмиконечной звездой, помещаемой трижды на мафории Пресвятой Богородицы и часто употребляемой в церковном искусстве в качестве ее символа. В основе формы восьмигранного шатра лежит число девять, образуемое восемью гранями и геометрическим центром - вершиной шатра с маковицей и крестом. Число девять - символ девяти чинов Ангелов, которые имеют трехчастную иерархию, что видимо отражено в треугольном строении каждой грани шатра. С любой стороны восьмигранный шатер виден тремя треугольными гранями, каждая из которых имеет три вершины и сходится к главе. Это символизирует образ Пресвятой Богородицы - Царицы Небесной, которой Господь отдал под начало и царство все чины Ангелов и Святых.69 Основание шатра опоясано рядом «пламеневидных» кокошников, которые символизируют Ангельские силы.
Таким образом, купол в виде шлема и горящие к небу кокошники на колокольне Михаило-Архангельского храма сливаются в единый образ огненного Ангельского воинства. Шатер украшен также четырьмя слуховыми окнами, обрамленными треугольной сенью с небольшими колонками, которые символизируют четыре Евангелия и их проповедь на все стороны света".
Это описание относится к началу прошлого века. Значит колоколня изначально была такой. Почему Эберг нарисовал шестерик, непонятно.
На следующей акварели изображена Успенская церковь в станице Калитвенской. У меня к ней особое отношение. Когда делал дизайн главной страницы "Меотиды", перебрал сотни своих фото, надо было выбрать такие, которые бы сразу рассказали посетителям о настроении сайта. Посмотрите на фото в меню "Галерея". Видите два белых конуса вдалеке? Это Успенская в Калитвенской.
Здесь по ссылке рассказ из этого путешествия и интересные материалы о церкви.
Добавлю только, что спроектировал церковь архитектор Иван Егорович Старов. Не поленитесь, найдите в сети список его работ. Если времени нет, вспомните нахичеванский Сурб-Хач. Классицизм.
Еще одна акварель с церковью, построенной этим архитектором. Тоже Успенская, но в Кочетовской.
Строили Кочетовскую церковь в 1817-1827 годах. Вот она за протокой.
Здесь, на окраине Кочетовской, у церкви на берегу протоки очень хорошо.
Это домик священника.
Надо бы отметить, что служения в церкви не прекращались с момента ее основания! Может быть помогло, что на острове практически, а может быть известный земляк писатель Виталий Закруткин помог. Как бы ни было, вот она красавица, даже в лесах.
Интересный момент, на обратной стороне акварели автор помимо прочего написал: "7 мая 1968 г. поездка на автомобиле". В 68-м даже для известного архитектора поездка на автомобиле была событием.
Продолжу церковью, в которой так же, как и в Кочетовской, не прекращались службы. (Тоже остров, кстати)
Это Преображенская церковь в Обуховке. Освящена в 1866-м. Неоднократно перестраивалась, нынешний вид приобрела в 1913-м, когда по проекту архитектора Г.Н. Васильева к ней пристроили колокольню.
У меня много фото этой церкви. Выбрал эту, тихий сельский уют.
В бескрайней, но плоской, как стол, дельте, эти купола видны издалека.
Храм Иоана Богослова в станице Грушевской. Построен по проекту архитектора Куликова в 1901 г.
Судьба его необычна, храм выстоял все, и революцию, и войну, и хрущевскую оттепель, когда закрывали немногие оставшиеся. Закрыли его в 70-х, когда храмы уже не закрывали. Эмиль Сокольский пишет о самодурстве местного начальства. И акварель Эберга, сделанная в 1955-м, подтверждает это.
Таким я запомнил этот храм, когда увидел его с холмов в 2009-м
Был возле него совсем недавно.
Рождественская церковь в Нижне-Кундрюченской.
Построена в 1906-м, стараниями станичников. Была, как и многие, закрыта. С 90-х восстанавливается, опять же, стараниями станичников.
Видна издалека.
И, кажется, огромна для станицы.
Станица Краснодонецкая, бывшая Екатериненская, с момента своего основания в 1775-м попутешествовала по окрестностям. На местных песках не легко сразу найти подходящее место. То место, где станица стоит сейчас, она обрела в 1835 г.
Екатериненская церковь построена 1879 г. Деревянная, на месте сгоревшей старой, опять же деревянной. Но новая церковь стоит до сих пор. При том, что до войны ее, как и многие, закрывали, закрывали и после войны, использовали, как повсеместно, под хозяйственные нужды. И не сгорела.
Странные купола, а точнее шатры, связаны с печальной историей во время войны.
Недавно заехав в Краснодонецкую, узнал печальную весть, службу в церкви запрещают. Не отвечает нормам противопожарной безопасности и не может быть использована для общественных собраний. Печально. Деревянные церкви не были редкостью в этом шахтерском крае. Большинство из них не сохранились. Исчезли деревянные церкви в Шахтах и Красном Сулине, церковь в Киреевке обложена кирпичом, от деревянной церкви в Богураево остались фрагменты. Краснодонецкая и Астаховская, две полностью деревянные церкви сохранившиеся до наших дней. Об Астаховской церкви рассказ будет позже.
Одигитриевская церковь в хуторе Крымском. Сам хутор, как и другие по Сухому Донцу, сохранившийся уголок казачьей архитектуры. А церковь построена сравнительно недавно, в 1912 г. У Эберга, кстати, на обороте акварели, написанной в 1960-м, указана неправильная дата - 1854. Судьба церкви обычная, закрывалась и до войны, и после.
Эту церковь я могу показывать вам бесконечно, настолько живописны берега Сухого Донца.
И размеренна жизнь хуторской глубинки.
Закончим вторую часть рассказа об акварелях Эберга церковью Всех святых в слободе Синявская.
Интересна история возникновения слободы. 1768-1774 гг., идет очередная русско-турецкая война. Напомню, в результате этой войны Крым стал российским. Но действиям наших войск мешает неразвитая тыловая инфраструктура. Так и появилась в 1770 г. в числе многих в Приазовье слобода Синявская посреди земель Войска Донского. Основал слободу адмирал Алексей Наумович Синявин. Откуда и название.
Каменную церковь построили в 1806 г. Она одна из старейших в крае. И хотя впоследствии она частично перестраивалась, и не раз. В основном облик церкви сохранился.
Судьба церкви не совсем обычна. Закрыта в 30-х. Использовалась как склад. После войны обветшала настолько, что ее бросили, что позволило местной общине взяться за ее восстановление. Немного есть церквей, которые возродились в 60-70-е.
Ps В двух частях не рассказал и о половине акварелей. Продолжу.
- Категория: Художники Ростова | Просмотров: 1056 | Автор: Stanichnik | Дата: 06.03.2016 | Комментарии (15)
Замечательный и интересный рассказ, прочла с удовольствием.
Спасибо! Сейчас готовлю 3-ю часть. А будет и 4-я.
Если внимательно приглядеться к Троицкой церкви в акварели и на фотографии, можно заметить, что у акварельной церкви есть остроконечная длинная башенка, на фотографии ничего подобного нет. Мне кажется, что церковь на рисунке была нарисована не с натуры. К тому же, такого размера церковь по отношению к арке быть не может, вы же видите, какое соотношение пропорций церкви и арки на фото? Чтобы соблюсти соотношение, как на акварели, нужно арку подвинуть метров на 50 ближе к церкви.
В проеме Триумфальной арки видна церковь Архангела Михаила.
Возможно вы правы. Но тогда не совпадают формы звонниц. В проеме арки хорошо виден шестирик. А у Архангила Михаила звонница - четверик. И я ни где не встречал сведений, что она перестраивалась.
Если спрашивать, Троицкая или Михайловская церковь видна в проеме арки, то всё слишком очевидно. Троицкую сюда и за уши не притянешь.
Да Лена, вы правы.
Андрей, ты не прав, что в Красндонецкой - единственная уцелевшая полностью деревянная церковь в Ростовской области. Таких, минимум, еще две: в Астахове и в Верхне-Макеевском.
Я ни где не писал слово "область". А краем я считаю то, что у казаков называлось "низовыми станицами".
И в "крае" - не единственная. Астаховская и Екатерининская даже в одно благочиние входили - в Каменское.
Внес в статью исправления. Проверяйте.
я в Крымском служу как священник, удивительный и чудный храм.Очень красивая природа там
Я очень люблю бывать в ваших краях и по всему Сухому Донцу.
Очень интересно, спасибо, хочется продолжения темы, будет ли 5 часть?
В пятой части акварелей оставались рисунки либо современные, либо зданий, которые не так интересны. Другие дела меня перебили и я не закончил 5-ю часть. Сейчас посмотрю, что там.
Оставить комментарий