Человек замечательный и увлеченный – Елена Игнатова, с немногими единомышленниками, продолжает собирать информацию об известных ростовских архитекторах отце и сыне Эбергах.
Леонид Федорович и Лев Леонидович построили в Ростове так много ярких, запоминающихся зданий, что заслужили благодарную память потомков. В конце дам ссылки на статьи об архитекторах и фото построенных ими домов. Но сейчас немного не об этом.
Среди творческого наследия Льва Леонидовича есть коллекция акварелей. В коллекции 54 акварели, написанные в период 20-е - 80-е. На подавляющем большинстве работ - церкви нашего края, сохранившиеся и исчезнувшие. Вид многих церквей был до сих пор известен по единичным, невнятным газетным фото или таким же рисункам. Здесь же - великолепные работы мастера.
Начну знакомить вас с этой коллекцией, которая, надеюсь, скоро войдет в коллекцию одного из ростовских музеев.
В первой части рассказа покажу вам ростовские, аксайские, новочеркасские и таганрогские церкви. Во второй части - перейдем к сельским.
Начну с главной церкви старого Ростова - Покровской.
Надпись, сделанная рукой архитектора на оборотной стороне акварели сообщает, что написана она в 1977 г по наброску, сделанному еще в 27-м. Успел. В 30-х церковь была разрушена. А построена она была на средства известного ростовского купца Георгия Гавриловича Пустовойтова известным же ростовским архитектором Николаем Матвеевичем Соколовым, и освящена в мае 1909 года.
Такой она была в начале 20-го века.
Впечатленный этой церковью, я пару лет назад сделал фотоналожение старого снимка на современный вид.
Следующая акварель - церковь во имя архистратига Михаила.
Эберг назвал рисунок "Церковь Красного креста в клиническом сквере". Написана акварель в 1926 году. Очень вероятно, что с этой акварели начиналась вся серия.
Известно единственное фото этой церкви, сделанное в 1902 г.
Построена церковь вместе с комплексом городской Николаевской больницы по проекту уже упомянутого Н.М. Соколова, на средства ростовского купца Платона Михайловича Троянкина в 1894 г.
Закрыта церковь в 20-х. Сильно пострадала в Великую Отечественную, не восстанавливалась. Окончательно снесена в 60-х. Сейчас на этом месте один из корпусов мединститута.
В августе-сентябре 1978 г. Эберг рисует эту акварель, на которой изображена старообрядческая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь и по сей день стоит на улице Ульяновской.
Лес на заднем плане, наверное, мечта архитектора.
Это фото 1913-го года.
А так она выглядит сейчас.
Построена в 1913-м году на средства ростовского купца Н.И Панина, по проекту академика архитектуры Владимира Александровича Покровского.
Успенская церковь когда-то украшала угол ул. Горького и пер. Соборного. В 1926 г. Соборный уже был переименован в Подбельского, так Эберг и написал на обороте акварели.
Известно несколько старых фото этой церкви, это одно из них, сделано в конце 80-х годов позапрошлого века.
А это очень интересное фото, на котором красавица - Успенская, сделано с верхних этажей Палас-отеля, известного в наше время как штаб СКВО.
Построена церковь на средства купцов Шушпановых в 1889 г. В 1928 г. ее сначала передали старообрядческой общине, а потом закрыли и разрушили. На этом месте сейчас жилой дом.
На том месте, где сейчас раскинулось обширное хозяйство уважаемого Водоканала, когда-то было Софийское кладбище Нахичевани-на-Дону. И Александрийская церковь, которую видят все проезжающие на трамвае №10, когда-то была кладбищенской. Эберг, рисуя эту церковь в 1976 г., явно старался воссоздать картину старого кладбища.
В 76-м церковь уже была плотно окружена городскими строениями.
У Вознесенской церкви на Братском кладбище интересная судьба. Построенная первоначально на площади у нового базара по проекту архитектора Загоскина, она в начале 20-го века стала мешать грандиозному проекту Александроневского храма.
Была перенесена на Братское кладбище под надзором известного ростовского архитектора Григория Николаевича Васильева. Стоит по сей день, и службы в ней не прекращались с момента строительства.
Такой изобразил ее Эберг в 1977 году. Еще на обороте рукой архитектора указано, что возведена церковь в 1901 г. По поводу даты возведения церкви в разных источниках есть разночтения.
Она изменилась с того момента, как ее изобразил Эберг.
Лютеранскую кирху во имя Святых апостолов Петра и Павла Эберг рисовал в октябре 1935 г. Освящена кирха в 1888 г. Автор проекта инженер А.А. Кессель. Строительство велось под надзором ростовских архитекторов Н.А.Дорошенко и Н.М. Соколова.
Сохранились несколько довоенных фото этой кирхи. Это одно из них.
И еще один рисунок неизвестного художника.
Во время войны здание кирхи, как и почти все прибрежные здания города, получило сильные повреждения, и было снесено.
Путешествие по акварельной округе Ростова начнем с Одигитриевской церкви в Аксае. Освящена церковь в 1897 г.
Архитектор написал эту акварель не так давно, в 1980-м. Мне нравится эта аккуратная толстушка у Почтовой станции на перекрестке миров у Аксайской переправы, по которой Россия полторы сотни лет шла на юг.
Александроневская церковь в Новочеркасске. Нарисована акварель в 1979 г.
У меня много фотографий этой церкви, но выбрал эту, сделанную совсем недавно, от старого фонтана в парке. И хоть на ней церковь мало видна, все равно хочу ее вставить в статью.
И пожалуй эту.
И еще эту, но не фото, а картину новочеркасского художника Ивана Ивановича Крылова, на которой эта церковь изображена в 90-х годах 19-го века.
Строилась церковь долго и трудно. Освящена в 1897 году. Эберг на оборотной стороне акварели указывает 1902 г. Что не удивительно, учитывая долгий процесс становления церкви.
Храм Михаила Архангела на Азовском рынке в Новочеркасске. Освящен в 1870-г. Акварель 1979 г.
Нашел свое старое, весеннее фото этого храма.
Повторюсь, что истории новочеркасских храмов достаточно сложны, приводить их здесь даже в коротком изложении нет смысла.
Заканчивая разговор об этих двух новочеркасских храмах, помещу фото, сделанное со старой ростовской дороги. На нем видны оба храма. И захватывающий вид на город.
В этом же 1979 году Эберг рисует церковь Елены и Константина.
На обратной стороне акварели Эберг указал, что сооружена церковь в 1864 г. Это не так. Каменная церковь была освящена только в 1909 г. Но такие ошибки простительны. Почти все каменные новочеркасские церкви строились на месте деревянных и строились не сразу. Прослеживать их историю достаточно трудно.
У меня не мало фотографий и этой церкви. Но выбрал эту. Когда спускаешься тихой, зеленой улицей по булыжной мостовой, церковь неожиданно появляется среди усадеб. А за ней безкрайний простор займища.
Акварель, на которой изображена Никольская церковь в Таганроге, Эберг рисовал в послевоенном 48-м.
Освящена церковь в 1778 г., и является старейшей в крае. Старше нее только Старочеркасские храмы. Хотя надо отметить, что еще до войны часть церкви была деревянной и сгорела.
Церковь эта должна быть памятна по двум причинам.
Первая: строилась она по инициативе и за счет военно-морского ведомства. То есть, руками матросов, которые участвовали в войне с Турцией 1768 - 1774 гг. Напомню, в результате этой войны Крым стал российским.
Вторая: Во время Крымской войны 1853-1856 года в Таганрогский залив вошла англо-французская эскадра, имея целью разрушение наших тыловых баз. Эскадра обстреляла Таганрог, у защитников которого не было ни одной пушки, но которые тем не менее отбили вражеский десант. Заслуживает внимание, что при обстреле города серьезные повреждения получила церковь. Несколько ядер с тех пор крепко сидят в церковных стенах
Прекрасно понимали образованные и цивилизованные капитаны судов из евросоюза, что в церкви в таких ситуациях прячутся женщины, старики, дети. Надо это помнить.
Обещанные ссылки:
Отдельная благодарность сайту
- Категория: Художники Ростова | Просмотров: 1854 | Автор: Stanichnik | Дата: 06.03.2016 | Комментарии (5)
В новочеркасском парке - это не старый фонтан, а бывшая супер-карусель - лодки плавали по замкнутому каналу с водой. Это было нечто - возможность с ветерком прокатиться почти на настоящем катере!
Спасибо. Но это несомненно этот объект.
Это, наверное, самая долгожданная статья на Меотиде для меня. Чудесные акварели, показывающее нам прошлое в красках, и интересно подобраные современные фотографии сплетают историю давнюю и современную. Очень интересно сопосталять прошлое и настоящее, отмечая, насколько сильно изменился облик храмов и церквей, сравнивать их друг с другом. Чудесно.
А будут еще вторая и третья части.
Звучит многообещающе :)
Оставить комментарий