Берданосовка - первая экспортная "труба"

Наша сегодняшняя прогулка в Берданосовку. Маленький, на первый взгляд ничем не примечательный поселок между Аксаем и Большим Логом. Остановочная платформа электричек и домики, разбросанные по живописным склонам Мухиной балки на берегу протоки Аксайки.

 

Любители старины могут вспомнить, что здесь расположен музей «Крепость с таможенной заставой». Вот, кажется, и все. А между тем, это место в истории России и памятное, и знаковое и, если хотите, поворотное. Но все по порядку. Сначала вспомним некоторые исторические события.

В 1721 году рудознатец, крепостной крестьянин Григорий Капустин открыл залежи каменного угля близ притока Северского Донца — реки Кундрючьей. А уже в 1795 в Донбассе была заложена первая шахта. На этих музейных фото – первые донбасские шахтеры.

 

В 1825 году, в Англии открывается первая в мире общественная железная дорога. Движение по ней открыл паровоз «Locomotion» Стефенсона. В России первая железная дорога заработала в 1837 году, связавшая столицу и Царское село. (А Братья Черепановы, в Нижнем Тагиле построили железную дорогу еще раньше, в 1834, да была она заводская и не прижилась.)

 

Первый пароход Роберта Фултона поплыл в 1807 году. А в 1838 году пароход впервые пересек Атлантику. В России первый пароход был построен в 1815 году. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Крондштатом. (на фото). А первый пароход «Донец» начал ходить по Дону в 1841.

 

Я не буду пересказывать историю промышленной революции 19-го века, кто ее хоть чуть помнит, поймет, что середина позапрошлого века – время бурного развития парового транспорта, а значит и бурного роста потребности в каменном угле.

(Отвлекусь, на этой картинке, знаменитая гонка парусника Катти Сарк и парохода Британия в 1889 г. Символ второй половины 19-го века – дымящая труба)

 

И, наконец, последний факт. В 1855 году Россия проиграла крымскую войну, потеряв под Севастополем весь свой парусный Черноморский флот. Черное море было объявлено демилитаризованным, но Россия сразу стала добиваться права иметь здесь свой военный флот и добилась такого права в 1871 году. И этот флот строился все эти годы, и строился он, конечно, паровым.

Все эти перечисленные факторы говорят об одном: уголь в середине 19 века стал мировым товаром №1. А в восточном средиземноморье – особенно.

Вы спросите, причем тут Берданосовка? А при том, что это наша первая «экспортная труба» на запад. Все наши нефтепроводы и газопроводы, все эти «Дружбы» и «Уренгой-Помары-Ужгород» "Силы Сибири" и прочие, начинались здесь, в месте слияния Дона и Аксайки. Сейчас доходы от продажи энергоресурсов составляют огромный кусок в бюджете государства. Споры о том, хорошо это или плохо и долго ли продлится, оставим политикам. А сами вспомним 29-е декабря 1863 года, когда заработала железная дорога, связавшая город с поэтическим названием Александровск-Грушевский (в советское время переименован в блеклое «Шахты») с Берданосовкой, где донецкий уголек перегружался на баржи и отправлялся по белу свету. И на всех мировых путях и перекрестках, сгорал в тысячах котлов, толкая составы и корабли.

Кто придумал эту дорогу? Да не важно, она обязана была появиться и появилась. Известно, что 1 марта 1860 года атаман Войска Донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает "Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне".
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге. "Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба - член комитета железной дороги и, наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей" ("Донские войсковые ведомости", 4 апреля 1861 г.)
В 1861 г. был сделан окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей, но не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А.Некрасовым.
На строительство работало около 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний. Шпалы и лесоматериалы закупались в России, металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны - в Бельгии, откуда доставлялись пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.
29 декабря 1863 года железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (Шахты) через Максимовку (Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй.

Это фото нашел в Новочеркасском музее истории Донского казачества.

Железная дорога Алексанровск-Грушевский - Берданосовка
 

О том как желанна была эта дорога, можно понять , вспомнив какие железные дороги в России были построены к тому времени. Их было не много. Упомянутая нами уже Царскосельская, да еще Николаевская (Москва - Санкт-Петербург), Москва – Владимир, Москва - Нижний Новгород, Москва – Коломна и Москва – Сергиев посад. Вот и все российские дороги того времени. И вдруг в этой столичной компании какая-то Берданосовка! Ох, нефтедоллары, это сила.

Вот такая история маленького поселка. Который сейчас известен только проезжающим в электричке из Ростова в Новочеркасск.

Побывал я в Берданосовке туманным и дождливым декабрьским днем. Наверное в такой же декабрьский день начиналась здесь история российского энергоэкспорта почти полтора века назад.

Так выглядит Берданосовка со склонов знаменитой Мухиной балки

 

А это устье Мухиной балки при впадении ее в Аксайку

 

Платформа остановки электричек. А когда-то главные сырьевые ворота страны.

 

Музей «Крепость с таможенной заставой». Главная известная достопримечательность Берданосовки.

 

Берданосовский холм живописен со всех ракурсов и в любую погоду.

 

А это небольшой затон. Возможно именно здесь стояли плоскодонные баржи под погрузкой угля.

 

Который без устали добывали в Алексанрово-Грушевских шахтах. Фото из Донского временника.

Шахта. Алексанровск - Грушевский
 

Осеннее займище

 

Автомобильный мост через Аксайку на трассе Большой Лог – Старочеркасская ,самый живописный степной мост в мире.

 

Лошадь в тумане

 

Последний взгляд на Берданосовский холм.

чтун (10.08.15 16:55)

БРАВО

Stanichnik (10.08.15 20:14)

СПАСИБО

Эстония (03.12.15 00:42)

Спасибо тебе, за описание.Там я все время детство провел и помню казаков и первую любовь.

Светлана (17.08.16 20:57)

Кто бы знал! Красиво там!

Stanichnik (18.08.16 21:27)

У нас тут чудес, не впроворот. 

Ольга (10.08.17 19:19)

Спасибо автору!! Случайно нашла эту статью, а сколько вспомнилось!Были-были в Берданосовке, работали на АКЗ (так назывался , есть он или нет?? консервный завод, над которым пединститут шефствовал))) часть наших студентов жили на таком дебаркадере, что есть на фото, "кормили" комаров в палатках, но как сейчас это приятно вспоминать - молодость, студенчество, беззаботность, живых еще родителей...
Вот о Музее - эт мы пропустили такой факт в годы учебы, сожалею...
Ссылку на статью дам своим сокурсницам)))

Stanichnik (10.08.17 19:59)

Спасибо Ольга!

Аракчеев Алекса... (05.06.19 12:16)

Прекрасная работа! Слава автору! Только не безразличные и влюбленные в свой край люди делают историю по-настоящему прекрасной

Serj (06.06.19 03:26)

Ох эти музеи....Они в своём репертуаре! ((( В смысле достоверности. Если поработать над фото с паровозом, то можно разглядеть не только номер паровоза, но и название станции - Ступки. Станция эта появилась на Донецкой ж.д., (ныне Украина) лет на пятнадцать позже, чем указано под фото. 

Stanichnik (06.06.19 07:37)

Да, это типично.

Аксайчанин (19.08.20 14:54)

Вообще-то поселок Берданосовка - это не отдельный населенный пункт, он входит в черту города Аксая. И река называется Аксай, а не Аксайка. И железная дорога из Александровска-Грушевского была проложена не до Берданосовки, а до пристани в станице Аксайской, где уголь и перегружали в суда, идущие по Дону. Заезжие краеведы как всегда все путают...

Stanichnik (19.08.20 15:44)

Вы нас заезжих краеведов не судите строго. У вас в Аксае столько чудес, что глаза разбегаются и голова кружится.

Сергей61 (21.10.20 08:53)

Доброе утро
Можно ссылку на источник о протяженности первой дороги до Аксайский пристани?

Андрей Stanichnik (21.10.20 10:23)

Я конечно ссылку поищу, но заметке уже 7 лет. Я не уверен, что быстро найду. А почему вы сомневаетесь? Если не ошибаюсь, по современной железной дороге, между Берданосовкой и Шахтной, 65 км или около того.

Сергей61 (20.10.20 19:40)

Возле ж/д платформы Берданосовка есть одноэтажное здание старинной кладки, построенное в эпоху той первой дороги

Сергей61 (20.10.20 20:28)

это здание

Stanichnik (20.10.20 20:39)

Да, я видел это здание. Но не был уверен в его возрасте.

Сергей61 (21.10.20 08:52)

Тоже не уверен в возрасте.
Но постройка 19 века. Где-то читал.

Геннадий (22.10.20 21:57)

В Берданосовке было одно из ДЕПО для первых паровозов первой на Дону железной дороги. И в нем в 1970-х годах Владимир Гладченко - основатель Аксайского музея - мечтал сделать маленький филиал - музейчик той самой железной дороги. Но что-то помешало это сделать. Там было какое-то маленькое общежитие, и надо было сначала куда-то расселить живших там людей... Это он сам мне рассказывал. По-моему, потом этот домик все же снесли, и вопрос отпал сам собой. А жаль. Депо было, кажется, на два маленьких паровозика... В аксайском музее "Почтовая станция" фотография этого депо есть.

Stanichnik (23.10.20 05:03)

Я помню еще пацаном, видел там круг для разворота паровозов. Не знаю, остались ли еще где такие круги?

Сергей61 (24.10.20 10:37)

где на берданосовке было место для круга?

Stanichnik (25.10.20 18:23)

Я не помню. Мы с отцом любили гулять по "задворкам", когда я еще был совсем мал. Круг отчетливо помню. Рельсы, поворотный стол. Но где точно, не помню. Может это был не Аксай, а Кизетиринка. Но мне кажется, что Аксай. 

Serj (26.10.20 01:15)

А мы поможем вспомнить! Яма поворотного круга в Кизитеринке врезается северным краем в крутой склон. И, во избежание обвала, вся северная сторона круговой ямы обложена крупной каменной кладкой на высоту метров пять. Если вы помните эту подпорную стенку, то- Кизитеринка, если вы помните круг на ровном месте- возможно Берданосовка.

Ромарио (02.07.21 23:38)

Ох приятно прочитать про родной край, конечно режет название нашего Аксайчика - Аксайка, здание было, наверное до середины девяностых годов, стояло трехэтажное, радом с ним было одноэтажное выполненное в виде цилиндра, извините, всё было выполнено в одном архитектурном стиле. Но со временем бесхозные здания разобрали на кирпичи. Музей кстати открыли не так давно, поэтому бывшая студентка его не помнит,
Еще интересно само название Берданосовка, т.е. берданки носили, если учесть что таможенная застава стояла очень высоко на берегу, а таскать было что, то на этом и порешили, назвали Берданосовка! А старинные рельсы были до Аксая, точнее до места старой переправы за РЕБом, там еще емкости металлические ставили и когда фундаменты под них готовили, нашли следы жд дороги. Именно то место, где Аксайчик наш в Дон впадает.

Stanichnik (03.07.21 06:34)

Большое спасибо Ромарио за добавлеия и воспоминания.

Сергей61 (04.07.21 13:29)

Читал статью по поводу названия берданосовка сейчас попробую найти выложу

Охра (09.10.21 19:51)

Было бы интересно почитать.

Константин91 (30.08.22 17:39)

Подскажите,где в Аксае в 19в пристань была? пытаюсь понять точное расположение  жд станции Грушевской жд. что такое РЕБ? вы про старые рельсы писали. Первоначально,жд до пристани Аксайской шла,указано.Потом продлили до станции Ростов-Пристань и далее..а сведений о депо/поворотном круге,пристани Аксая тех лет нигде не могу найти,фото тоже нет. Судя по картам,заканчивалась дорога в районе Берданосовки,где Ерик впадает в Аксай.а где именно была станция непонятно. 

1865
1869
Константин91 (30.08.22 17:16)

вот еще 1 карта

что за площадь отмечена на карте?депо,пристань,первоначал.станция?
Stanichnik (30.08.22 17:43)

Да, именно там была станция и перегрузка угля. 

Stanichnik (30.08.22 17:29)

Пассажирская пристань в Аксае была рядом с современной железнодорожной станцией. Там стоял дебаркадер. Сохранились несколько его фото. Перегрузка угля производилась у первой железнодорожной станции в Берданосовке. Это примерно у впадения Ерика в Аксай.

Stanichnik (30.08.22 17:29)

Посмотрите пожалуйста предыдущие коммментарии к этой заметке. Там эта тема затрагивается.

Константин91 (30.08.22 17:43)

Благодарю за ответ!

дебаркадер,я так понимаю,этот..красавец!

разобрался,спасибо!

Stanichnik (30.08.22 17:44)

Есть ещё фото с реки, где он виден на фоне города.

Артемий (29.10.22 03:48)

В начале 80-х довелось побывать со студенческим отрядом на сельхозработах в Берданосовке.
Помню, студенты жили в каменных бараках,(рядом с остановкой электричек),
а руководители на дебаркадере.
Вот только не припомню, он один там был, или несколько?

Stanichnik (29.10.22 08:25)

Единственный известный дебаркадер был на пристани в Аксае. А в Берданосовке он мог быть только на ремонте в протоке. А каменных бараков, там да, хватает.

Константин91 (30.08.22 20:37)

Подскажите, известно ли вам,-пристань(грузовая), где перегружали уголь на корабли - была единственной станцией Аксае? И выполняла обе функции (пассажирский и грузовой)? По типу Ростов-пристани, до постройки главного вокзала. Либо, данная пристань была веткой дороги, и в аксае была и пассажирская станция? По типу максимовской(каменоломни н.в.)и грушевского рудника.

На Википедии год постройка станции аксай указан как 1864,но какая станция имеется ввиду - не указано, да и вообще подробностей нет. По станции берданосовка нашёл год основпния-1899.

Stanichnik (30.08.22 20:53)

На немецкой карте 39-41 гг., пристань совершенно уверенно показана в займище. Через то место проходила дорога в Старочеркасскую. Швартоваться там точно удобнее чем на повороте в Аксае. Похоже она там и была.Я бродил по этому месту.

Костыль

Константин91 (31.08.22 12:24)

Продолжил анализ карт-на 1879г. (скрин 1,2) четко обозначена жд станция Аксай, напротив Межонки.в Берданосовке непонятная площадь,дальше-сады.

1931 (скрин 3)-обозначена как станция,так и пристань,там же.

1869 (фото 4)-путешествие цесаревича и цесарвены в Крым. уже есть линия до Ростов-пристани.

К началу 1868 года от станицы Аксайской до портовых пристаней в городе Ростове-на-Дону был положен участок пути протяженностью 12 с половиной верст, который проходил правым берегом Дона по территории нынешней набережной и заканчивался станцией Ростов-Пристань.

 На этом фото я вижу высокую насыпь для жд дороги и Троицкую церковь. жд станция должна быть в правой части сника,выходит

фото 7 - 1930 так же видим насыпь,справа Троицкая церковь.снесена в 35

фото 8 -в сторону Берданосовки: 2корпуса старого консервного завода+ рэб флота и так же насыпь жд

Таким образом,предлагаю за ориентир жд станции Аксайской-брать Троицкую церковь,чуть правее нее,полагаю, и была станция.Если кому попадется фото этого место-просьба маякнуть)

Однако, вопрос о первоначальном расположении жд станции у пристани/ветки жд ,при открытии Грушевской дороги открыт. на этом же месте было или в районе Берданосовки-неясно. 

в сторону Берданосовки: 2корпуса старого консервного завода+ рэб флота
уровень жд
Stanichnik (31.08.22 12:32)

Вы не забывайте вот ещё о чем. Прокладка железной дороги в то время была делом очень трудным и дорогим. И проложили её к ближайшей точке, где можно было перегрузить уголь в баржи. А такой точкой было место впедения Ерика в Аксай. И ни метра дальше никто прокладывать не стал бы. Зачем?

Константин91 (31.08.22 15:06)

Я просто смотрю,на более подробных картах Аксая(1880) в районе Берданосовки вообще не значится в те годы.и нигде не пишут станцию там. Пытаюсь найти документальное подтверждение.

Было бы странно ,привезти пассажиров до Берданосовки,потом на переклдных ехать на пристань в Аксай,называя станцию Аксайской.И уже оттуда -до Ростова,в назначенное время,с раздвижением наплавного моста.

Если рассмотреть вариант с товарной веткой  Берданосовки,то нужно было бы отцепить грузовые вагоны,а потом ехать с пассажирским до самого Аксая. Проще,все сразу в Аксай притянуть.

Однако, что такое,опять же, обозначено (обвел кругом) в начале садов..что-то крупное.может там и была  первичная пристань,а потом необходимость в ней отпала ввиду Ростов-пристани, а Аксай стал выполнять пассажирскую функцию,восновном.Возле церкви. Догадки..

Единственно,можно попробовать зацепиться за номера зданий - 118,119,120

Но пока не знаю где про это смотреть..

Stanichnik (31.08.22 15:21)

Железнодорожная ветка строилась для доставки угля. Пассажирские перевозки появились позже. 

Stanichnik (31.08.22 15:43)

И еще одно соображение. К концу 19-го века, уголь начали активно сплавлять по Северскому Донцу. Вероятно сплавляли успешно, и в начале 20-го века родился грандиозный проект шлюзования Северского Донца. Подозреваю, что с самого рождения, железнодорожный путь стал проигрывать водному. Поэтому я бы не искал в Берданосовке, каких-то внушительных следов железнодорожных перевозок.Речной транспрт был главным до 60-х годов. Всегда вспоминаю эту заметку.

 

Помощник капитана. Прогулка в 1960 г.

 

Константин91 (31.08.22 15:52)

да,все верно-к чему развивать пристань выше Аксая,если есть Ростов,Таганрог.акцент шел туда.да и дорога была убыточной,до соединения с Воронежем,Ростовом,Курско-Харьковско-Азовской.потому и от Мелиховской пристани отказались,отчасти

Константин91 (31.08.22 15:48)

До появления Ростов-пристани уже было пассажирское сообщение. Причем,практически сразу с 1864. На 13 декабря 1864 уже имела 4 паровоза,161 товарный и 14 пассажирских. Есть сведения о тарифах на пассажирские перевозки,включа Аксай от 15.09.1865.

Нашел так же интересный факт. Читаю дословно: Грушевская дорога,сооруженная в 1863 ,проведена от Грушевских копий через Новочеркасск ,до Аксайской станции на Дону. Берданосовка не на Дону. Приклепляю скрин памятной книжеи войска донского на 1866г. ещё одна монета на чашу весов ,в пользу расположения станции ,на месте текущей. Что ж продалжу поиски. Железным доказательством была бы информация по адресам 118,119,120 на 1880г. Съезжу в музей почты,посмотрю,может там что-то есть.Выше писали про фото депо. Мне всеравно,где находилась станция-хочу узнать истину и факты..

Константин91 (31.08.22 17:42)

Кстати,сейчас рещил проверить,в этой же книге написано,что дорога на 60верст. 60 верст онлайн перевелось в 64 км.проложил в яндекс картах от грушевской до аксайской-64! прям четко сошлось..

и то что обводил кругом-по наложению карт-таможенная застава(к северу от жд)

грушевский
Stanichnik (31.08.22 18:03)

Как раз напротив "Таможенной заставы" я и помню развалины станции. Где-то на сайте есть её фото.

Константин91 (01.09.22 10:57)

Если найдете-просьба добавить и в эту тему.

Нашел описание Аксайской станции в спутнике пассажира Юго-Восточной ж.д. за 1899г

Stanichnik (01.09.22 11:56)

18 тысяч тонн, совсем не много. Если платформа или вагон того времени нёс около 20 тонн, то это будет 900 платформ за год. Или 3 платформы в день, если убрать большие праздники. Совсем не большой товарооборот станции. Но описание очень интересное. Потерял покой, прочитав про дачу в Александровке. Где она была?

Константин91 (01.09.22 14:18)

Полагаю,не далеко от полустанции. Для начала хотелось бы понять о каком женском институте речь-пока нашел только Мариинский Донской институт благородных девиц в Новочеркасске. про саму дачу,пока ничего не вижу

Сергей61 (21.04.24 22:14)

недавно слышал историю что во время войны в районе парома было здание вокзала и запасной путь

Stanichnik (22.04.24 06:27)

Когда во время войны построили временный железнодорожный мост, на месте Аксайского моста, всё могло быть.

Сергей61 (22.04.24 07:55)

Уточню. Ж/д вокзал рассказали был в районе Аксайского парома и Тещиного языка угол Набережная Революции

Stanichnik (22.04.24 21:58)

Надо будет побродить там.

Сергей61 (22.04.24 22:07)

на сьемке люфтваффе есть похожий силуэт

Сергей61 (06.07.21 09:18)
Сергей61 (22.04.24 07:56)

Эту статью интересно бы выложить на сайт отдельной статьёй.

Stanichnik (22.04.24 21:56)

Согласен. Но я знаю правила этого сообщества, а именно блога краеведов ДГПБ. Они мягко говоря не приветствуют публикацию своих материалов на других ресурсах.

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.