Лето начинается с Троицы, цветов и душистой травы на полу сельских церквей.
Я специально приехал в Нижнекундрюченскую и Краснодонецкую, зная, что в этих станицах соблюдают эту традицию.
Запах чабреца смешивается с запахом ладана и свечного воска и наполняет все помещение храма. Я люблю прислушиваться к себе в этой атмосфере свечных огоньков, летнего запаха и тихого голоса, читающего молитвы. И удивляться, куда исчезают гнев и тревога, вечные спутники.
Рождественская церковь в Нижнекундрюченской. У неё самое живописное окружение в наших краях.
Освящена в 1906 г.
Екатериненская церковь в Краснодонецкой освящена в 1879.
Она деревянная, что удивительно.
Терем.
Я много фотографировал эту церковь с воздуха, а вот так, не торопясь, обойти и брёвнышки потрогать, не приходилось.
Будете у этой церкви, обратите внимание на старинную ограду, кованую и собранную на «квадратных» гайках.
Главная архитектурная особенность церкви, «цветочные» купола, как и вся она, синего цвета.
Летняя церковь.
За Нижнепоповым свернули в цветущую степь.
И хотя я рву цветы и травы только в лекарственных целях, но как тут было не сорвать несколько и не подарить вам на Троицу.
Подмаренник, бессмертник, тысячелистник, шалфей и купавка. Привычные и удивительные.
С праздником!
- Категория: Хутора, станицы, слободки | Просмотров: 164 | Автор: Stanichnik | Дата: 07.06.2025 | Комментарии (14)
В городе тоже соблюдали бы эту традицию, но сырая трава даёт испарение, служба на Троицу долгая, народу много, люди теряют сознание. По распоряжению Метрополита Меркурия уже много лет не покрывают в храмах пол травой. В большие вазы с водой ставят берёзовые веточки как деревца.
А всего делов, подсушить её пару дней.
Я не сильна в этих традициях, но может смысл в том , чтобы цветы и зелень были свежие. Если ошибаюсь, поправьте меня.
Я приехал в Краснодонецкую потому, что много лет назад, случайно, зашел в этот храм тоже на Троицу. И поразился убранству пола. Травы было по щиколотку, и она покрывала всё пространство. Трава была не сухая и не сырая, а подвялена как раз в меру. В таком подвяленном состоянии от неё самый сильный запах и никакой влажности. И самой главное, трава была накошена в разных местах и аккуратно перемешана. Я видел, что высокие травы, зопник, тысячелистник и прочие, сочетались с низкими, например чабрецом. Они не растут вместе. Значит косили в разных местах и слоями выкладывали на пол.С тех пор мечтаю ещё раз увидеть такое.
Несколько лет назад впервые для себя наблюдал пол убранный травами в храме на Братском кладбище (пр.Нагибина,4).
В детстве в х.Богатов слышал как старые казачки называли станицу Краснодонецкую не иначе как Страданецкую.
"Куды вы меня визётя? У Страданецкую чтоли ча"
У супруги очень глубокие корни в Краснодонецкой. И такого названия она не слышала. Наверное это "Богатовский" диалект.
Гость про Страданецкую это Колькя, забыл подписаться
Скорее казачий диалект, многие слова обрезаются или переделываются по смыслу, бабушка говорила куль(кулек, мешок), шанпан (шампанское), мущенка(сгущеное молоко), ГеняКосогубка (бабка Евгения у которой половина рта не двигалась после паралича). Обращались в хуторе "дядька Сеня", "тетка Фёна", хотя уже в Белой Калитве такое считалось деревенщиной. Семьи были большие, часто придуманные кем либо удачные словечки выходили в народ. У бабушки была фишка - "рваные" пирожки, это когда она плоские пирожки размером с крупную ладонь перед подачей к столу разламывала руками. Хлеб в семье всегда резали мужчины, а пирожки бабушка никогда не резала ножем, только ломала руками, складывала на тарелку и поливала домашней сметаной и маслом.
А как такой пирожок взять?, Как Вы брали с тарелки пирожок политый сметаной и маслом ?
Руками, как еще. Так еще и с арбузиком, в одной руке рваный пирожок, в другой арбузик. Полотенчики всегда на столе или лавке. Эх, видели бы вы реально стол где кушали казаки. Иногда вставая из-за стола, кто нибудь во хмельном порыве говорил присказку "это что свинарник, та не, это казаки кушали.
С таким пирожком я бы от ушей до пупка был в сметане и в масле. А с чем были бабушкины пирожки?
Начинка картошка+яйцо, все компоненты кроме муки только домашние. Тесто тонкое, воздушное, такое уже сейчас, иногда попадалось в осетинских пирогах. В июне вдобавок были вареники с вышником, большие такие из "резинового" теста, стреляюшие розовым соком при надкусывании, не такого как у пельменей. На праздники готовились пироги с фруктовой начинкой или капустой, это было целое произведение искусства, с завитушками. Готовились пироги в духовке дровяной печки, а пирожки на сковородке, широкой и тонкой. Маслице и сметанка были топлеными в духовке. Конечно же от своей коровки. Когда появилось молоко в тетрапаке, привез как-то в хутор, выставил на стол, бабушка не говоря ни слова, открыла, налила в стакан и отхебнула немного, затем поболтала остаток по стенкам стакана. Прямо с живым интересом так, а затем задорно посмеялась. Колькя, чиво это такое, гороцкое малако?
Вартанов, вы тоже казак?
Оставить комментарий