Ростовские канны

В одном из номеров «Вечернего Ростова» за 1958 год встретил это фото проходной колбасного завода на Будённовском. В подписи к фото говорится, что недавно рабочие и работницы колбасного завода разбили перед своей проходной клумбу с каннами.

Клумба у колбасного завода в Ростове на Дону
 

Я эти ярко красные канны хорошо помню. Бывал в том районе не часто, но бывая, как и многие ростовчане, не мог не глянуть на проходную колбасного завода. Все в то время вольно или невольно задавались вопросом: большой колбасный завод в городе есть, а колбасы в магазинах нет абсолютно.

Поэтому эти канны должны помнить многие.


Фото с сайта https://photoby.ru/цветок-канны-картинки/

Недавно выдалось попасть на перекрёсток Буденновского и Текучева, вспомнив газетное фото, решил глянуть на сегодняшнюю проходную.

Совсем всё по-другому.

Клумба у колбасного завода в Ростове на Дону
 

Зато у проходной обнаружил большой стенд, рассказывающий о предприятии «Тавр», которое ведёт свою историю с 1908 г., со строительства в этом месте городских скотобоен.

Клумба у колбасного завода в Ростове на Дону
 

На стенде обнаружил много интересных, старых фотографий и сведений из истории предприятия. Оно, оказывается, было построено на основе передовых технологий того времени и превосходило своих европейских конкурентов.

Даже Д.И. Менделеев отмечал высокий уровень оснащенности ростовских скотобоен.

Клумба у колбасного завода в Ростове на Дону
 

Но больше всего впечатлило другое. Оказывается, в период «Развитого социализма» (уже забыл, что был такой период), основным вектором развития предприятия стало «безотходное производство».

Клумба у колбасного завода в Ростове на Дону
 

Так прямо и написано. Большими буквами. Я не пищевик, я машиностроитель, но скажите мне пожалуйста, что такое «безотходное производство» в колбасном цехе? Это значит, что в колбасу идёт всё, вплоть до копыт?


 

Спасибо, дорогие тавровцы, за честность! Я теперь ваш верный покупатель. А сколько за эти годы я перечитал комментариев и постов, в которых почитатели СССР утверждали, что хоть колбасы тогда и не всем хватало, но она была «ПО ГОСТУ».

Честность – первое и неотъемлемое условие успеха. И у колбасной полки в гипермаркете я теперь не буду «перебирать харчами», а выберу честных.

 

 

Попов Михаил (17.09.23 20:50)

Эта заметка Андрея дала мне подсказку о том, где же жил мой прадед Пётр Попов до революции 1917 года. В адресной книге Ростова н/д за 1913 год его адрес указан просто: «у городских боен». Я же, разглядывая карты города начала ХХ века, видел на них положение городских боен в районе современных улиц Ленина и Нансена, чуть восточнее от окончания Театрального. Вот и полагал, что в такой дали от тогдашней цивилизации жил мой прадед.

Ан нет, оказывается, что он жил рядом с нынешним Буденовским. Но при этом имел второй домик в Нахичевани. Может, там рядом были Нахичеванские бойни? Ведь прадед специализировался на выделке кишок и имел при бойнях кишечные заводики.

Stanichnik (17.09.23 21:38)

Это очень приятно, находить следы предков.

Гость (17.09.23 21:41)

Как Вы честных выбираете? Поделитесь

Stanichnik (17.09.23 22:42)

Первое - у честных всегда есть имя.

Гость (17.09.23 23:05)

Например.

Гость (17.09.23 23:15)

Не показатель.

Попов Михаил (17.09.23 23:38)

Андрей, вот перечитал и «споткнулся» о следующую фразу в заметке: «даже Менделеев отмечал высокий уровень технической оснащенности ростовских скотобоен».

Но Дмитрий Иванович ушел из жизни в 1907 году, а скотобойни запустили в 1908. Не вяжется.

Или он имел отношение к закупкам оборудования для этого объекта?

Stanichnik (18.09.23 06:50)

Скотобойни начали строить в 1905. В 1908 они начали работать. Но меня эта фраза известного учёного тоже удивила. Я попытался на скорую руку найти ответ, ничего не нашел.

Stanichnik (18.09.23 06:52)

Вот и известная журналистка удивляется.

 

http://www.rostovnews.net/2018/09/14/pro-rostovskuyu-skotobojnyu/

Бывалый (22.09.23 01:39)

"Великий химик ТАВР заметил

И, в гроб сходя, благословил..."

(А.С.Пушкин)

vvd (19.09.23 15:46)

Андрей, по старым картам-схемам нашего города до 1902 (1905) года в Ростове были ещё и старые бойни: http://www.etomesto.ru/map-rostov-na-donu_staraya-karta/?x=39.725303&y=47.244517 . А после того, построенные новые городские бойни находились всегда в том же месте, где потом был мясокомбинат: http://www.etomesto.ru/map-rostov-na-donu_1913/?x=39.728467&y=47.243381 .

Так что Д. И. Менделеев вполне мог высказать похвалу оборудованию боен (старых боен). Конечно, хорошо бы ещё конкретный источник такого утверждения.

Здесь же, на Будённовском проспекте (месте расположения “Тавра”), была сначала фабрика-кухня, которая во второй половине тридцатых годов прошлого века стала фабрикой пищевых изделий: https://vivaldi.dspl.ru/bx0000547/view/?#page=190 , и относилась эта фабрика к мясокомбинату: https://vivaldi.dspl.ru/bx0000551/view/?#page=115 .

Stanichnik (19.09.23 20:32)

Валерий, я, когда увидел на стенде это высказывание Менделеева, то первым делом начал смотреть старые карты. И у меня ничего не сложилось. Я тоже решил, что речь идёт о каких-то других бойнях. Но предположить, что какая-то бойня конца 19-го века, в провинциальном Ростове, заслужила похвалу известного учёного, я не мог.

Stanichnik (19.09.23 20:54)

Кстати, очень обстоятелный справочник "Весь Ростов и Нахичевань", изданный в 1910 г., о бойнях вообще не упоминает. Только о колбасных заводах. А справочник, повторюсь, очень обстоятельный. Даже перечисленны все офицеры стоявшего в Ростове пехотного полка.

vvd (20.09.23 18:40)

“Т-во Г. Г. Бейхманъ и А. К. Кюнцельманъ” на Богатяновском, 63  оставили нам в наследство завод, который во второй половине тридцатых годов прошлого века назывался “Красная звезда”.

Судя по справочнику, других колбасных заводов в нашем городе тогда не было.

Stanichnik (20.09.23 20:00)

Интересно. Ничего не слышал про этот завод.

vvd (20.09.23 20:31)

Интересовался когда-то, где колбасу делали до войны: https://vivaldi.dspl.ru/bx0000547/view/?#page=59 .

Stanichnik (20.09.23 21:06)

Теперь понял. До войны, в СССР варёной колбасы практически не было. Для производства варёной колбасы нужно серьёзное промышленное оборудование. А копчёные и прочие колбасы делали в каждом крепком хозяйстве. Поэтому колбасных заводов было мало. Не нужны были. После войны хозяйств стало намного меньше, а городское население продолжало увеличиваться. Его надо было кормить. И как грибы стали рости колбасные заводы, на которых при помощи мощных машин, превращали в варёную колбасу, всё, что можно было.

vvd (21.09.23 16:01)

Всё в общем-то так, Андрей. Только “каждое крепкое хозяйство” это наверно до коллективизации. Перед войной все уже были в колхозах. А ежели кто имел живность (или обязан был иметь), то практически всё выращенное нужно было сдать государству в качестве налога. И если сдавали “налог” не в живом весе, то “на руках” оставались “рожки да ножки” (ливер и прочие субпродукты). В лучшем случае имелось сало. Вот сало, это и была колбаса того времени. Причём и в городе и в деревне.

Stanichnik (21.09.23 17:18)

Это точно! Даже не сало было колбасой того времени, а пузанина, свёрнутая рулетом и запечённая в руской печке с чесноком, лавровым листом и другими специями. Так, чтобы корочка запеклась и чуть хрустела. Блюдо с таким рулетом выставляли на мороз и отрезали от него ломти.  

Зачем я это в конце дня написал?

Гость (21.09.23 18:29)

Да. Это повкуснее колбасы.

vvd (21.09.23 21:54)

Да, Андрей. В конце дня заступает “Ночной дожор”.  Нужно проявлять осторожность. ))

Попов Михаил (18.09.23 08:58)

Вау! У госпожи Пилипенко круче - она однозначно приписывает 1908-ому году фразу Менделеева. Спиритизм тогда был в моде.

Гость (18.09.23 15:48)

Не обзывайте, она за это ещё и деньги получает.

Гость (19.09.23 22:07)

А что такое ТАВР ? Сокращение какое ?
Откуда пошло , кто скажет ?

Гость (20.09.23 18:45)

Тавр - бык

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.