Я в очередной раз испытал благодарность к работникам отдела краеведения ДГПБ за выставки, которые они устраивают по случаю различных событий культурной жизни нашей области.
Очередная выставка посвящена писателю Виталию Закруткину. Я к творчеству этого писателя отношусь с большим интересом. Несмотря на довлеющие штампы той эпохи, в которой работал писатель, он оставил нам много интересных описаний жизни донского края.
В этот раз я нашел в одном из его очерков, короткое описание первых дней существования цимлянского водохранилища. Эти первые дни превращения лесной и виноградной донской поймы в море, мне очень интересны.
Но об этом позже.
Эти выставки интересны еще тем, что выводят на свет Божий старые издания, кажется, что навсегда похороненные во тьме хранилищ. Издания, о существовании которых современный читатель и не подозревает.
Такими изданиями для меня в этот раз стали литературно художественные альманахи «Дон», и «Литературный Ростов», довоенных годов.
Листая эти альманахи, сделал несколько интересных, пусть и не очень значительных находок, частью из которых с вами делюсь.
Вот картина художника А. Глуховцева «Молодой Горький в Ростовском порту». Будущий великий пролетарский писатель, сидит босой, но с мечтательным видом. Рядом с ним, маленький узелок с вещами и огромный, пустой котелок с ещё более огромной ложкой. В спину молодому грузчику, смотрит улыбающийся городовой.
Что-то художник хотел этим сказать?
Следующая находка, скульптура Сергея Королькова «Донские казаки-ополченцы 1812г.» Её, как и картину с Горьким вижу впервые.
В скульптуре интересен персонаж на первом плане. У него, в отличии от следующих за ним, совершенно не казачья внешность, особенно головной убор. И не казачья посадка в седле.
А Корольков, насколько я могу судить по его работам, был художником очень рациональным. Вспомните его барельефы на театре Горького.
Зачем этот персонаж?
Попались два довоенных фото главного театра и главной площади города.
И просто с упоением я прочитал, два очерка П. Кофанова и Павла Максимова о пребывании Маяковского в Ростове. Я не большой поклонник этого поэта, но очерки насыщены интересными подробностями литературной жизни столицы и нашего города в 30-х годах.
Я сканы очерков поместил ниже, не оцифровывая их, но в большом разрешении. Читать будет легко. Но один маленький отрывок, помещу в качестве анонса.
«— С Терека? Но это же чернозем!
Это может заинтересовать Москву!
Человек в бурке отрекомендовался: Честь имею представиться: Кусиков! Черкес с Кубани, Александр Кусиков. А за столом сидит, пиво-мед пьет, ваш любимый Сергей, соловей рязанский.
— Эй, приезжий! Иди поцелую. Спирт привез? — позвал меня кудрявый Есенин. — За ведро спирта издадим любую твою книгу.
Он был пьян, сидел на диванчике с ногами и, покачиваясь, как на молитве, скороговоркой выбрасывал круто посоленную матерщину. После каждой фразы давал рефреном: так говорит по библии Есенин Сергей!
— Не слушайте его... И приходите к нам в кафе «Стойло Пегаса», — пригласил Кусиков.»
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 257 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.04.2023 | Комментарии (11)
В скульптуре Королькова , человек с не казачьей внешностью, скорее всего проводник.
Я сначала тоже так подумал. Но где во время войны с Наполеоном казакам мог понадобится проводник? Странно.
Казаки могли воевать не в России.
Полагаю, что так скульптор представил жителя Средней Азии. Головной убор. - вариант завязывания чалмы. Обнаженный торс символизирует жаркую территорию. Посадка на лошадь. - явно не европейская.
А вот почему скульптор назвал казаков в такой ситуации «ополченцами» - будем ждать ответов от продвинутых пользователей Меотиды.
Похожие шапочки были у горцев. Донские казаки тоже могли их носить. Источник
В книге "Мир Сергея Королькова" проф. Смирнова В.В. написано, что в 1939 году был изготовлен макет скульптуры "Казкаки-ополченцы 1812 года" из пластилина. Работа экспонировалась на выставке в Ростове в 1940 году. Корольков забрал эту скульптуру с собой в Америку. Так вот там написано, что казак в странного вида шапочке - это молодой воин типа Алеши Поповича, казак с пикой - это типа Добрыни Никитича, а старый казак с перначом - это типа Ильи Муромца. Мне видится в этой шапочке что-то то ли башкирское, то ли татарское, то ли черкесское.
Ценное пояснение.
Но я надеялся, что ты про поэтов, что-то расскажешь))
А вчера, между прочим,был юбилей Маяковского:
Он называл себя не орланом-главарём, горланом-главарём! Двоечники!
"Орлан" - это ближе нашему,донскому))
Оставить комментарий