Благодаря читателям Меотиды, в руки попали два очень интересных издания. Вышли они в 1958 г. и называются замысловато «Информационный бюллетень павильона всесоюзной торговой палаты «Новые товары». По сути, это каталоги новых товаров народного потребления, как тогда говорили, которые осваивала и выпускала отечественная промышленность. А также ряда зарубежных товаров, импортируемых из социалистических стран.
Выходили эти бюллетени ежемесячно.
Цель изданий отражена во вступительной статье одного из альбомов – «Для советского потребителя». Хоть и любят поклонники СССР ругать нынешнее общество потребления, но тогда его тоже пытались создать.
Очень интересно в этом плане понять роль этого самого «Павильона всесоюзной торговой палаты».
Вот переведенное в электронный вид начало упомянутой вступительной статьи.
«В течение 1957 г. ассортимент товаров широкого потребления был значительно обновлен и расширен.
Павильон Всесоюзной торговой палаты передал за это время предприятиям совнархозов, местной и кооперативной промышленности 4000 образцов на освоение. Кроме того, предприятиям, институтам и конструкторским организациям было передано для изучения еще 13 200 образцов. За этот же период экспертными советами Павильона и его филиалов утверждено к массовому выпуску 2340 лучших образцов товаров, представленных предприятиями. Большинство из них уже поступает в торговую сеть. В их числе: две новые модели телевизоров —- «Беларусь-3», «Темп-3»; шесть моделей радиоприемников — «Маяк», «Муромец», «Фестиваль», «Волна», «Воронеж», «Родина»; 12 моделей радиол…..»
У меня в связи с этим возник ряд жгучих вопросов. Как вообще в то время существовало производство товаров народного потребления? Если частная инициатива была преступлением, то кто оценивал потребность людей в том или ином товаре? Кто разрабатывал технические образцы? Как при этом учитывались реальные возможности производства? Что это за орган таинственный «Павильон всесоюзной торговой палаты»? Если он передавал предприятиям образцы товаров, то где он их брал?
Но это всё вопросы для узких специалистов историков. А мы с вами просто полистаем страницы журналов. Посмотрим на товары, многие из которых, я, живший в то время, в глаза не видел. И поделимся друг с другом воспоминаниями.
Как фотограф любитель, начну с фотоаппаратов.
Всем фотографам того времени надо поставить памятники. Ну, по крайней мере, повесить мемориальные доски на дома, в которых он жили.
Любительская фотолаборатория того времени, это душный подвал или не менее душная ванная комната, в которой завешены все окна, а щель под дверью заткнута тряпкой, чтобы не проникал свет.
Над фотографом висит красный фонарь, как чужое, тусклое и зловещее солнце. Комната изредка освещается светом включенного фотоувеличителя, как фарами пролетающего мимо автомобиля. А фотограф при этом шепчет, шевеля губами заклинания означающие величину выдержки: «один, два, три…»
А в глубине ванночек, под слоем прозрачного раствора, появляются лица людей.
Показательно, что большинство фототехники, представленной в бюллетене произведено в ГДР. И если покупка даже отечественного «Зоркого» для простой семьи была эпохальным событием, то представить не могу, кто покупал «Практики». И в магазинах я их не видел.
Таких переносных, изящных и лёгких магнитофонов – проигрывателей, как эта «Яуза», я не видел. В семидесятых родители купили первое в семье звуковоспроизводящее устройство – магнитофон «Днiпро». «Размером чуть не с полкуба и весом чуть не с полцентнера». С вечеринки на вечеринку его носили в большой столовой скатерти, взяв её концы «через плечо». Смешно.
Кроме этого, чтобы послушать музыку, воспроизводимую устройствами тех лет и больше напоминавшую крики птеродактиля, владелец магнитофона должен был иметь специальные отвёртки для регулирования звуковоспроизводящих головок, которые почему-то постоянно не совпадали с магнитофонной лентой. Клеем для склеивания этой ленты. Спиртом для постоянной промывки упомянутых головок и запасом разнообразных пассиков, установленных в магнитофоне. И очень желательно, было иметь знакомого радиомастера. Потому как ломалась эта аппаратура знатно.
Такие куклы-неваляшки были в каждой семье, где были маленькие дети. Пластик, из которого была сделана такая кукла, при горении выделял большое количество едкого дыма. Пацанами мы не упускали ни одну такую неваляшку, попадавшую в поле нашего зрения. И устраивали в подъезде или во дворе маленькую войну с применением химического оружия.
Супы в пакетиках и кисели в брикетах были нашим любимым блюдом. Но не в готовом виде. Когда они были сварены, мамам и бабушкам приходилось нам их заталкивать, как вполне нормальным детям.
Зато сухими мы их поедали с удовольствием. Скопить несколько копеек и купить в ближайшем гастрономе брикет киселя, а потом выйти с ним во двор и угощать всю компанию, давая каждому отгрызть немного от кисло-сладкого кирпичика, было огромным удовольствием.
Или улучив момент, запустить пальцы в пакетик супа, приготовленного для варки, и вытащив жменю вермишели – звездочек и сухих кусочков мяса и моркови, хрустеть ими с наслаждением.
По моим детским воспоминаниям, отечественные лодочные моторы были самыми капризными механизмами на свете. И никак не хотели заводиться. (А других тогда не было). И если мопеды, мотоциклы и мотороллеры после определённого сеанса мучений всё-таки заводились, то лодочные часто проявляли удивительную стойкость. Не помогала ни усиленная подкачка бензина, ни бесконечное дёрганье шнурка стартера.
Стоило в те времена появиться у пристани или набережной, зайти на Зелёный остров или Чемордачку, в поле вашего зрения обязательно окажется человек в лодке, отчаянно, но с какой-то обречённостью дергающий шнурок стартера.
А буры для подлёдной рыбалки все уважающие себя рыбаки делали сами. К «магазинным» относились как к недоразумению. Как и ко многим другим товарам в те времена. Сами варили и гнули из подручных материалов коловороты. Делали в мастерских у знакомых и на заводе режущие лезвия и другие части. И как большую ценность передавали друг другу заготовки из особой стали.
Это относилось не только к такому специфическому предмету, как бур для подлёдного лова. Своими руками делали столовые ножи, машинки «для закрутки» домашних консервов, многие запчасти для машин и мотоциклов, удочки и другие снасти, туристическое снаряжение, инструмент для сада и огорода, вплоть до лопат, а тяпки так сплошь были самодельными. Список бесконечен.
Комнатная антенна в жилище советского человека никогда не имела собственного постоянного места. Её переносили из угла в угол, ставили на табуретки и стол, вешали на стену и даже на потолок. Всё для того, чтобы бледная и в ряби картинка на экране стала чуть лучше.
Юла была у каждого советского ребёнка. Сделанная из мягкого алюминия, побитая и поцарапанная, она всё равно вертелась. Слова «волчок» мы не знали.
Ситро Мокко, имевшее кофейный привкус, было редкостью. В отличие от тех же «Буратино» или «Барбариса», например. Помню, мама купила мне две бутылки Мокко перед отправкой в пионерский лагерь. Существовал список того, что надо было дать дитю в дорогу. В него входили две бутылки ситро. С тех пор вспоминаю набитый детьми платцкартный вагон, песни, шум, смех, пионервожатых, ходящих по проходу и пытающихся нас унять, предгорья Кавказа, бегущие за окнами и ситро Мокко.
Говорят, что сигареты «Новость» курил сам Леонид Ильич. Если и так, то это были не те сигареты, которые продавались в киосках Ростова. Те, который курил я, пытаясь стать курильщиком в 70-х, были набиты сырым табаком, больше напоминающем солому. Фильтр у этих сигарет был сделан из свёрнутой в гармошку бумаги и задерживал, наверное, только самые крупные капли смолы, летящие в лёгкие таких дураков, каким я был тогда. Среди курильщиков нашего города «Новость» стояла всего на одну ступеньку выше «Примы» без фильтра. И даже ниже болгарских «Родопи» и «Опал».
Отжимать бельё после стирки доверялось нам, пацанам. Автоматического отжима стиральные машинки той эпохи, понятно, не имели. Но имели устройство из двух резиновых валиков с приводом от ручки. Вот вращать эту ручку нам и доверяли. Мы, как правило, не сопротивлялись.
Было забавно смотреть, как простыня, захваченная этим устройством за один угол, нехотя лезет из бака стиральной машинки, испуская из себя при этом потоки мыльной воды.
Телевизоры того времени заслуживают отдельного рассказа. Одним из главных вопросов, который граждане задавали друг другу, после «как дела?», был «а у вас показывает?». И ломались эти монстры очень часто. Зверюга начальник мог не отпустить работника на свадьбу к дальнему родственнику или на день рожденье к бабушке. Но не отпустить человека с работы, если к тому должен был прийти телемастер, не мог. Я таких начальников не знал. А повидал их много.
И надо признать, что жизнь любого человека в ту эпоху делилась на жизнь до покупки телевизора, и жизнь после неё. Хотя по нынешним меркам, смотреть по телевизору было нечего. Ежемесячные «Кинопанорама», «Клуб кинопутешественников» и «В мире животных», всё, что вспомнилось с теплотой.
Неужели 1958-й, год рождения «Хлебницы»? Такая, была, кажется в каждой семье. Я не припомню вещи привычнее в интерьере кухонь второй половины 20-го века.
Даже не представляю, каким крутым человеком нужно было быть, чтобы достать венгерскую газовую плиту или котёл. Впервые их увидел.
Некоторые товары насмешили. Например, фонарик, переделанный в пылесос. Или этот «калькулятор» похожий на ручную кофемолку. Но прочитав эту страницу, я начал что-то понимать.
А прочитав следующую, я почти догадался о смысле этого бюллетеня и организации его выпустившей. Эта страница посвящена похвальбе товаров из алюминия выпускаемых в США. Названием этой страны просто пестрит страница. Кстати, такое было невозможно уже в 60-х и тем более, позже.
Так вот, вероятно, что эта торговая палата как раз занималась помимо прочего, поиском товаров за рубежом, перспективных для производства и продажи в нашей стране за железным занавесом.
И в описании многих товаров, о существовании которых граждане СССР в 50-х даже не подозревали, например тостере, нет ни намека на их производство и стоимость. Вероятно, это просто некое предложение для советских совнархозов, освоить такую продукцию.
О скороварке, например, я услышал только в 80-х как о чуде.
Некоторые товары вызвали тёплые воспоминания. Вот палатка из ГДР из прозрачного нейлона. Наверное, лёгкая и удобная. Вспомнил свою палатку из «пуленепробиваемого» отечественного брезента с вечно оторванными растяжками. Нести её « полутонную» после ночного дождя было незабываемым удовольствием. А сверху еще спальник, набитый серой ватой, плотной и тяжелой, как свинец. Был счастлив , тем не менее.
Ещё вспомнил, что в нашей палатке, если идёт дождь, а нужна вода и при этом очень не хочется одеваться и обуваться и вылазить наружу, можно было просто приложить мокрый палец к ткани. И через несколько минут из этого места будет течь ручеёк. Остановить его, правда, трудно. Но это же «потом».
Транзисторные приёмники. Моя любовь. Даже собирал их сам. Сейчас иногда вижу их на развалах барахолок. Первый порыв всегда, купить. Но останавливаюсь, вспоминая о том, что ломались они часто. И некоторых деталей к ним достать было трудно. Например слабым местом таких приёмников были отечественные конденсаторы переменной ёмкости.
Далее я умолкаю, потому, что и так наговорил много для одной заметки. Остальные страницы помещу без слов.
Скажу только одно. Я эту страну, СССР, которая сделала меня таким, какой я есть, очень люблю. Но все ёё пороки тоже хорошо помню. Всю серость, нищету и грязь, не забываю. Постоянные унижения от любого, кто может тебя унизить, вплоть до приёмщика стеклотары, ей не прощаю. Но люблю. И стараюсь никому не давать вместо реально существовавшей страны, придумывать другую страну, не важно, адскую или райскую. А это, увы, сейчас происходит повсюду.
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 1489 | Автор: Stanichnik | Дата: 24.03.2023 | Комментарии (108)
Колоссальное удовольствие. Класс!!
Спасибо!
А галоши где?
Купила мама Лёше
Отличные калоши.
Калоши настоящие,
Красивые, блестящие
Наверное их все изобрели или до 1958-го, или после. А это был безгалошный год.
Профессор Преображенский возмущался пропажей калошной стойки. 1903 год , это из монолога профессора.
А заметка просто замечательная!!
Почти все, что демонстрировали эти сборники, было труднодостижимой мечтой. Телевизоры до начала 1980-х годов зачастую везли из Москвы. Сначала черно-белые, затем. - цветные.
Фотоаппараты - это надо охарактеризовать отдельно. В 1992 году я повёл одного западного немца на московский блошиный рынок. И он увидел там россыпь вертикальных зеркалки Киев. И аж задрожал. Потом сказал, что если бы он пожил в Москве год, то стал бы миллионером: эти камеры, по его словам, ничуть не уступали Хазельблаттам, но стоили в 15 раз меньше.
Мои же друган-спортсмены, выезжавшие на соревнования в дальнее зарубежье, обязательно везли с собой ( купленные по блату, по двойной цене) фотоаппараты Зенит. Их мгновенно покупали за твёрдую валюту в любой заграничной лавке. А на привезённый мохер после его реализации здесь навар была пять раз больше, чем траты на Зенит.
Это как ? Немец на глаз определил , что киевская оптика круче цейсовской ?
Или он что-то знал априори ?
Немец знал априори: у него отец мастер по ремонту фотоаппаратов. И по классным моделям сыну все рассказывал. Кстати, если не ошибаюсь, то Хазельблат - шведская камера. Стоила она в те годы около 1800 марок ФРГ.
Время от времени, страну накрывала волна слухов о том, что за границей полуются популярностью некие наши товары. Какие-то виды текстиля, электроинструмент, водка, шампанское, часы и даже автомобили. Эти слухи подкреплялись байками, например о том, что любимым напитком Черчиля был армянский коньяк. Но по прошествии времени, становилось ясно, что эти слухи и байки были только слухами и байками. Увы.
Устойчивый спрос в ГДР и Польше в последние годы перестройки на нашу водку и военную атрибутику знаю непонаслышке.
Военную атрибутику я бы не назвал спросом на товары народного потребления.
В 1993 году я волею судеб оказался в Париже. На французских улицах я с удивлением обнаружил немаленькое количество Жигулей, запомнились ВАЗ2104 и Нивы. Возможно, на них ездили парижские бомжи)
Вот оно что ...
«Киев» — название ряда советских фотоаппаратов различных классов, производящихся с конца 1940-х годов производственным объединением «Арсенал» в Киеве, Украина. Дальномерные фотоаппараты «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов «Contax II» и «Contax III».
Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов «Contax» были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon.
Верно все, да не все. Вертикальная зеркалка Киев 88 своей механикой копировалась с Хазельблата. Оптику на примере Цейссовской в тому времени ( 1980-е годы) научились делать сами не хуже.
Очень интересно .
Всю жизнь думал , что цейсовская оптика типа идеала . Про Хазельблат слышу впервые .
А вот "Арсенал" это вроде военное предприятие было ? Или ошибаюсь ?
Всё-таки правильней "Хассельблад" - широкоплёночный фотоаппарат. "Киев-88", а до него "6" и 6С" - его типа-копии, но, конечно менее качественные, но гораздо более дешевые.
Дальномерные "Киев-II" и "Киев-III", и более поздние 2А, 3А, 4, 4а - действительно копии знаменитого "Контакса". Причем, чем более ранний экземпляр - тем он более качественный. Делался на немецком трофейном оборудовании, из немецких деталей, а поначалу и немецкими рабочими, вывезенными из Германии. Более того, первые "Киевы" - это и были "Контаксы". Я такой видел - снятый верхний щеток, с штампованным названием КИЕВ, а из нутри - забитая надпись CONTAX. (Кстати, для справки - фотокамера "Контакс" была единственным аппаратом, которую принимали в банки "под обеспечение", наряду с золотом и бриллиантами.)
В середине 60-х годов выпуск прекратили, но через десяток лет вновь восстановили под названиями "Киев-4М" и "АМ". Типа "улучшили", введя вместо заводной головки рычаг. Но эти камеры были уже сильно испорчены отвратительной сборкой (попадались даже винты, забитые молотком!), и менее надежные.
Была еще редкая линейка "Киев-10" и "-15", автоматы диафрагмы, со своей линейкой оптики (очень качественной, но бесполезной), крайне сложные, практически неремонтопригодные и отвратительного дизайна. Дизайнерами были какие-то французы (!), вероятно, выгнанные из дизайнеров на родине... ;))
Были еще зеркальные "Киев-19", "-20" и "-17" - не слишком удачная попытка слелать высококлассную зеркалку "а-ля-Никон". С ламельным затвором. Камеры оказались не слишком красивые, дорогими, но вполне работоспособные, в отличие от совсем отвратительно-ломкого "Алмаза" (Ленинград).
Советские фотоаппараты ФЭД и Зоркий были клонами немецкой Лейки. Зачем изобретать велосипед, если можно позаимствовать чужой
Были и более редкие копии - ВООМП (он же Пионер) - сделано 500 штук, и ФАГ (этих всего 100 шт. выпустили). Совсем клонами они не были - отличия имелись, видные невооруженным взглядом. В 90-е годы стали делать поддельные "Лейки" из старых фэдов-зорких, но специалисты их конечно сразу отличали.
ФЭД стали делать еще в 1934 году (приобрели лицензию совершенно легально); производство было организовано в трудкомунне А.С. Макаренко, делали подростки, бывшие беспризорники. Аббревиатура ФЭД - Феликс Эдмундович Дзержинский (если кто не знает). У меня был когда-то коммуновский (уже под патронажем НКВД) 1936 года...
"Зенит" - это развитие "Зорких" (заменили дальномер на зеркало с пентапризмой).
А копий тогда много делали (и не только в СССР). Копий Лейки существовало по всему миру не менее двух сотен.
Из наших копий - "Москва" - "Иконта", "Комсомолец" и "Любитель" - "Фохтлендер", микрик "Киев-Вега" - "Минокс".
Но были и чисто наши, очень оригинальные камеры - довоенные "Спорт" и "Репортёр", послевоенные - "Ленинград", "Нарцисс" и самый лучший фотоаппарат в мире (соотношение цена-качество) - "Смена". ;))
Своим "Зорким" с "Индустаром-50", я фотографировал еще не так давно, по историческим меркам конечно)). А "Смена" поломана. Все не соберусь поискать, где её могут отремонтировать.
Первый телевизор - "Сигнал-2" Кажется, году в 1965 отец принёс. Антенны не было, папа воткнул какую-то проволоку - заработало! По-моему, День Дона тогда шёл, и вёл его наш легендарный Владимир Адрющенко. Лет 5 мне было, а запомнил.
Раньше телевизора появились радиола "Араз" (сокращённое название Азербайджанского радиозавода) и транзисторный приёмник "Селга". Позже, уже в 70-е годы, появилась радиола "Рекорд 311", которая прослужила верой и правдой лет 15. Работала безупречно, лишь пару раз за всё время менял лампочки...
Также — “Сигнал-2” и также в 1965 году. Главное, что тогда такая “одинаковость” не напрягала.
Ещё раз по фотоаппаратам. Вот этот замечательный экземпляр - оригинальная, очень дорогая и коллекционная (сейчас) малоформатная зеркалка "Спорт". Эх, был у меня когда-то, правда в ужасном состоянии, плюс не хватало части наружных деталей и эмблемы, но рабочий... Продал, а сейчас даже жалко как-то. ((
Чудо какое.
Замечательный материал, спасибо автору заметки! Большинство из этих товаров производились на вполне достойном уровне, были они вполне работоспособны и функциональны, и при желании их могла приобрести каждая семья. Всё реально нужное в обычной жизни для могли делать в своей стране! Что касается фототехники, так и в этом сегменте товаров выбор был достаточный: кому-то простецкая "Смена" или вполне приличный "Зенит". Я, например, занимаясь цветной фотографией, вынужден был снимать на только "широкую" пленку (в конце 60-х она была и отечественная, и ГДР-ровская); сперва использовал "Любитель", потом в московском "Журналисте" купил Pentacon Six". Хороши были наши "Киев 6" и "Салют" и оптика к ним. Купил и панорамный горизонт, сразу, как только на прилавках появился (80 руб., если память не изменяет). А первая наша зеркалка малоформатная "Спорт" тоже на полочке стоит - ещё от отца достался, пользовался он им с 50-х годов.
Спасибо за добрые слова.
Можете ли порадовать фотоснимками нас на Меотиде, уважаемый комментатор Писарев? Возможно у вас есть фотоматериалы не только личного содержания?
Хорошее предложение.
"Спортом" делал пару кадров. Чисто для проверки - я его целую неделю собирал из запчастей, юстировал... Из стареньких - снимал на довоенный немецкий "Практифлекс" и их же "Кодак-Ретина" (этот был года 40 - 42). Название "Кодак" пусть не смущает - эти очень симпатичные компактные "гармошки" под плёнку делались в Германии по лицензии. Снимал на цветную плёнку - хотя объективы и непросветленные, качество вполне себе достойное было. Что-то потом оцифровывал - нужно поискать пейзажи.
Нашел пару пейзажей от довоенного "Практифлекса" (объектив "Виктар", если память не изменяет. Снято лет 20 назад на обычную цветную пленку С-41. Сейчас этих насаждений уже нет - стоит бетонный забор (между остановкой Евдокимова и мостом через Северное водохранилище... :((
Отлично! Спасибо!
Мне кажется я помню это место. А снимки великолепные.
Откликаюсь на предложение Stanichnik "порадовать". Цели порадовать не ставлю, но показать результаты собственноручного использования фототехники и фотоматериалов советского и СЭВовского производства попробую.
Спасибо Писарев. Снимки великолепные. А что на 5-м снимке?
Интересные пейзажи на 2,3,4. Расскажите поподробнее, пожалуйста.
Очень похоже на юг Мурманской области. Подождём комментарий автора.
Пояснения к снимкам для тех, кто ими заинтересовался: 1-й («Ветер странствий») и 3-й («Подлеморье») – Байкал, 1972 г.; 2-й («Диалог») – Байкал, 1976 г. 4-й («Гиблое место») – Камчатка, окрестности Паланы, 1978 г. По ряду причин для получения цветных негативов я часто использовал диапозитивную пленку, подобрав подходящую технологию её обработки как негативного материала (снимки 2-4). 4-й снимок («Самоорганизация»), 1980 г. – это микрофотография на очень хорошем советском микроскопе МБИ-6 (ЛОМО) с нестандартной настройкой отраженного света (из-за чего проявлялись интересные цветовые эффекты при совершенно бесцветных объектах съёмки). Снимок показывает результат формирования на поверхности монокристалла кремния при температуре примерно 1300О С капелек раствора в расплаве и их термомиграции. Размер капелек – приблизительно 4 мкм. Последний снимок («В провинциальном ВЦ», 1976 г.) иллюстрирует миф об отставании СССР в области компьютерных вычислений. Ещё пару снимков в тему "Прогулки во времени" - о Ростове полувековой давности.
Замечательные снимки страрого Ростова. Спасибо. Поясните пожалуйста, где они сделаны. И уверен, у вас еще есть.
Ух ты! Класс! Первый снимок сразил наповал! Спасибо!
Первый снимок реальный шедевр !
Имхо - это самый центр Ростова .Может быть Богатяновка .
Второй однозначно Энгельса.
Автор специально их рядом поставил . Снять их можно было буквально в ста метрах друг от друга.
Второй снимок сделан возле “Красной шапочки”. До Богатяновки это более ста метров будет. ))
Тоже думал , что "Красная Шапочка")
Так Вы нырните с Энгельса в подворотню любую и машины времени не надо .
Сразу 19-ый век на дворе)
На Тельмана были такие дворы к примеру еще в нулевых .
Как сейчас не знаю , посносили наверное.
Рад, что понравились снимки. Снимок "В старом Ростове" сделан на Пушкинской где-то между Ворошиловским и Кировским. Заскочил в какую-то подворотню в поисках, так сказать, общественного туалета, а встретил совсем неожиданный сюжет. Аппарат я всегда носил с собой в студенческом портфеле. Ночной снимок сделан от бывш. Дома пионеров; впереди - кондитерский маг. "Красная шапочка". На правой стороне Энгельса видны неоновые вывески книжного маг. "Глобус" и галантерейного. Около полуночи машин уже практически не было. Покажу ещё один ночной снимок ул. Энгельса от бывш. овощного магазина в сторону кинотеатра "Буревестник" (фотоаппарат "Спорт" и советская диапозитивная плёнка)- это практически мой первый осознанный снимок (1969 г.).
Очень понравились. И хочется увидеть как можно больше Ваших 'осознанных" снимков, да и неосознанных тоже.
В 1969-м году отец активно фотографировал, и его «Зоркий-4» с «Индустаром-50» был всегда с ним. Он и сейчас хранится у меня как реликвия.
Я к фотографированию тогда большого интереса не проявлял. Но к фотоаппаратам, висящим на других фотографах, мы относились ревниво. И часто обсуждали, «Зениты» и «ФЭДы», «Юпитеры» и «Гелиосы» замеченные у «конкурентов».
Первая зеркалка, которую я увидел, была «Любитель». И было это в 70-х. Воспринял её как игрушку для богатеньких))). И когда мне показали фотографии, сделанные этим фотоаппаратом, еще более утвердился в этом мнении.
"Любитьель"? Не путаете с чем-то другим? Это была дешевая 2-объективка простого класса. Во всяком случае, стоил дешевле "Зоркого-4" на порядок.
Любитель-2 я покупал за 10 рублей. Цены были стабильные. Спустя сколько-то лет заметил, что цена стала 12 руб. Для масштаба: мой полный прожиточный бюджет студента (в неделю) составлял тогда 15 рублей. (Попутно, чтобы "два раза не вставать", замечу по поводу "обычной пленки С-41" (Stefan (03.04.23): вероятно, Вы спутали - такой плёнки не выпускали, а был (и существует) технологический процесс С41 для обработки цветных негативных плёнок Кодак и др.
Ну понятно, что я имел в виду процесс С 41 - пленки тогда разные использовал, в основно четырех основных гигантов. Как правило, цветные, хотя и монохромная этого процесса попадалась. Плюс ЧБ отечественные. Работал оператором фотопринтеров. Фотокамер тогда много через руки проходило, какое-то время пробовал коллекционировать (были в коллекции и весьма редкие), потом продавал... Любимый фотоаппарат был Сanon-FT (68 года выпуска), с набором объективов от 24 до 200 мм. и пара зумов. Один из любимых - 1,2/58 мм. - дырище обалденное! Фотографий много осталось, но в основном на бумаге... А еще любил моноклем этюды снимать. ;)
Вы батенька гурман))) Даже не представляю. что могло бы меня заставить взять в руки диафрагму 1,2? Макро ночью снимать?))
Ну, объектив - штатный для этого аппарата. На 1,2 - портрет можно (глаза резкие, уши размытые), макро не стоит, а вот пейзаж при плохом освещении - вполне. А вообще - линейка их была интересная, снимки вполне резкие, но пластичные, приятные для глаза. воздух, бокё интересное... В свое время - много ими наших трущеб наснимал. В основ ном пользовался 28, 35, 100 мм.
Сергей, может вы решитесь сделать тематические публикации на Меотиде с описанием снятого? Очень интересно.
Ой, лень это делать! И давно это все снимал - всего не упомнить. Очень много фото просто на бумаге - нужно сканы делать. Сейчас Ростов мало фотографирую - много стал путешествовать (Кавказ, Север, Крым, Урал)...
Так сейчас и не надо, интересно - тогда.
Интересен третий снимок в первом ряду .
Это где осталась булыжная мостовая ?
Второй тоже . Это наверное Станиславского , или ошибаюсь ?
На втором - Станиславского-Островского, этот особнячок уже давно снесли. На третьем - Соляной спуск (правее Буденновского), но мостовой уже, кажется, нет...
Нету уже...
Сергей, я определённо сделаю публикацию из комментариев к этой теме. Работы твои и Писарева, замечательные. А нет ли среди выложенных тобой фотографий, легендарного домика на углу Театрального и Станиславского?
Писарев тоже Сергей :) Считаю, что такие фотопубликации будут отличной фотовыставкой в интернете для Сергеев.
Это деревянный перекошенный дом. где жила Зинаида Аркадьевна? Нет, его. кажется снесли еще в 80-х. Я свой родной дом году эдак в 91 - 92-м еще успел сфотографировать. Фотография где-то лежит, искать надо. Грибоедовский-Станиславского. Даже когда он сгорел внутри, в пристройке, которую дед мой строил еще долго люди жили. Рядом стоял одноэтажный домишко Ткачих (в него в 71 - 72 году трамвай въехал, ночью - представляете?!), была еще будка сапожника, а за ней - "кривой" дом...
С моноклем душевно получается. Мне вот больше понравился Ваш предыдущий пейзаж с размытием рефлексов (от 03.04), видимо, тоже монокль (?). Моноклем не пришлось пользоваться, но простенький объектив моего "Любителя" сам по себе часто давал рефлексы и размытие в светах, при контровом освещении.
Нет, тот пейзаж не моноклем. Просто старый простой (триплет) непросветлённый объектив + состояние погоды: ночные заморозки, потом испарения на солнце, снято в контровике, воздух прямо осязался... Имитировать монокль можно в ФШ, но все равно - не то. Во всяком случае, присмотревшись можно отличить. Вот, кстати, снимок очень дешевой цифромыльницей, + дымка и обработка.
Моноклем сейчас редко снимаю. У меня их два самодельных, но один уж слишком "длинный" - под портреты. Предпочитаю ЧБ. Да и сюжет для него не каждый подходит. Из старых запасов...
Монокль интересно работает в контровом свете: Ваш парк Горького - классический образец, хороший снимок. Особняк Парамонова тоже цепляет, для меня это воспоминания о библиотеке РГУ тех времён, когда это было живое место. На моём снимке с цветущей катальпой - задняя веранда библиотеки, выход в приусадебный дворик, где уютном уединении просиживали старшекурсники-преферансисты...
Писарев, сбросьте мне, пожалуйста, на почту heach@inbox.ru свой электронный адрес. Спасибо!
Вот кстати такой вопрос как к фотографу . На витрине Глобуса было фото , осуждающее капитализм.
Джентельмен во фраке и работяга с тачкой . Точно не помню .
Это чья работа ?
PS. А снимок Ваш черно-белый - это реально шедевр . Типа гравюр Дюрера .
Какой фотоаппарат не суть вопроса .
Удачно Вы зашли в ту подоротню.
О фотографии в витрине «Глобуса» ничего, к сожалению, не припоминаю. Про аппарат – согласен, не она играет главную роль. В принципе это так, но в некоторых границах. Сам часто попадал в ситуации, когда именно особенности камеры не позволили использовать потенциал сюжета. Так, громоздкий «Пентакон 6» - камера не для быстрого реагирования. Из-за этого приемлемого технического качества снимка при жанровых сюжетах можно и не получить. Как иллюстрацию приведу свой снимок «Продавец театральных билетов» (1980 г.), где нет элементарной резкости (а сюжет её требует). Снимать нужно было мгновенно, достав камеру из портфеля, скадрировав навскидку через шахтный видоискатель и интуитивно подправив экспозицию. Уже когда появились возможности оцифровывать негативы, добавил немного растра, чтобы скомпенсировать общую нечеткость изображения.
У меня все самые лучшие снимки - "не сделанные". Когда я вовремя не остановился, не повернулся, не зашёл...
Ну да, так бывает. А бывает - и остановился, и повернулся, и зашёл, а нерезко. Но выбрасывать жалко...
Снимок хорош.
...есть только миг...
Вы правы. Фиксация момента, но не тривиальная, а с более или менее выраженным свойством обобщения - это и есть фундаментальная особенность настоящей фотографии. Впрочем, даже простейшая фотофиксация тоже может приобрести ценность для прогулок по времени.
Я с вашими словами соглашусь на 100%. Но такая фиксация со свойства обощения, это счастливый и очень редкий случай. Надо сделать 1000 фотографий, и одна будет такой. Ваша, выложенная здесь, большая удача.
Да, круто! Фото не просто живое, оно харАктерно живое.
Вот кстати:
https://vk.com/wall-112119922_91820
Какая поучительная история, господа фотографы...
Чем она поучительная? Советуешь нам ничего при жизни не выкладывать?)))
Нет,нет,выкладывайте.Только то, где не позируют..
Поучительная история в том, что если видишь, что у тебя хорошо получается, то донеси людям, ибо может и не случиться. У тебя как раз всё с этим нормально :) А вот Сергеям лень выкладывать.
Преодолевая лень, выкладываю ещё один довольно старый снимок (1975 г.). Это на соборной площади в Новочеркасске; "Икарус" с интуристами - кажется, ГДРовские немцы были(в советское время много туристов завозили новочеркасские достопримечательности осмотреть). Тут и местный "экскурсовод" подъехал (гужевой транспорт ещё иногда можно было встретить на улицах столицы донского казачества). Раньше называл этот снимок "Станичник", но теперь срочно переименовал: "Взаимный интерес".
Очень хорошо!
О, Меот! Вивьен Майер.. Она во мне
Вместе с коробками?!!
Вместе с чемоданами
Вы что то путаете.
Уважаемый Писарев! Хотелось бы знать, как к вам обращаться не только по фамилии. Вы можете зарегистрироваться на сайте, так вам будет удобнее, ну а если у вас есть ещё много чего интересного, а в особенности о наших краях былых времён, то это очень достойно отдельных фотогалерей на Меотиде.
Нашел снимок с очень интересного шкального фотоаппарата "Весна" - по типу "Смены", но компактнее и с необычным форматом 24 х 32 мм.
Начало 2000-х, зима. В цвете и ЧБ.
Долго и с удовольствием рассматривал.
Всем привет! Такой вопрос,- есть несколько фото таблиц, которые для меня очень актуальны и хотелось бы распечатать и сделать алюминиевые таблички, но снято с незначительным наклоном фотоаппарата, в результате чего есть искажения (вместо прямоугольника,-трапеция). Интересует возможность устранения искажения снимка с помощью компьютера,- возможно ли растянуть одну из сторон до получения нормального размера, без искажений? Если кто то в этом понимает, подскажите пожалуйста. Насколько это сложно и кому можно обратиться за помощью (не безвоздмездной конечно)?
Это легко сделать в ФШ. Хотя, посмотреть оригинал не мешало бы. Выставите одну.
В фотошопе я ноль, а по поводу рисования хотелось бы сохранить оригинальный шрифт и текст изображения, в ручную, конечно на бумаге смог бы начертить и нарисовать но это мне месяц сидеть надо,- не особо приятная перспектива.
Как-то так.
Спасибо большое. Наверное нужно искать того, кто сможет отрисовать, на основе полученого скорректированного фото, чтоб можно было заказать изготовление. А может изготовитель и сам возьмется отрисовать.
Какая оценка по фотоделу была у вас в разведшколе? ))
Вот вам мой вариант. Но если вам нужно по этому макету печатать на металле, то нужно заказать электронную версию этой таблицы. Наберите в Авито "набор текста". Там есть предложения по набору текста на любом языке и с любых носителей, даже с аудиозаписи и рукописных записок.
Это гораздо проще, чем, например, делать реставрацию старых фото, или убирать "лишние" объекты, портящие пейзаж.
Вот, например, культовое место ростовских студентов, преподавателей, неформалов и алкашей - легендарный Лиманчик.
Спасибо за любимый пейзаж! Без пирсов и кабака - прекрасно!
Над ближней буной еще надо работать.
Вы конечно мастера,я далек от этого,а в чем разница?
На втором снимке убраны все строения на берегу.
"Красота спасёт мир". Красоту спасёт Фотошоп
Что такое ....шоп?
Если вы это не знаете, то это вам и не нужно
Ничто так не украшает любую женщину, как Фотошоп.
Фотошоп во времена, когда его еще не было.
Школа №90 на проспекте Северном-Октября-Нагибина с добавленным автобусом
Как назывался этот автобус?
ЗИС 155.
Откуда познания?
В школе 90 научили))
Оставить комментарий