Легенда

На территорию любви двоих людей посторонним вход воспрещён, посторонние могут слагать легенды и только. Когда мы с Ольгой Гирш стали собирать материалы об УЧИТЕЛЯХ школы №75 - Бершадском Александре Соломоновиче – УЧИТЕЛЕ истории и Карсаевской Наталье Михайловне – УЧИТЕЛЕ химии, то хотелось узнать массу деталей, ибо без деталей ход истории превращается в стремительный бег. Но когда нам обрисовали финал истории, то стало ясно, что детали ничего не изменят, а лучшей памятью об УЧИТЕЛЯХ должна остаться легенда…

 


 

Альбом истории Школы №75, которая была частью Школы-гиганта Сельмашстроя, послужил для нас своеобразной капсулой времени, вскрыв которую, мы окунулись в довоенные годы начала работы школы и в послевоенные годы её расцвета. В 1947 году в отремонтированную и восстановленную после войны школу приходит уже зрелая семейная пара преподавателей - Бершадский и Карсаевская.

 


 

Александр Соломонович Бершадский – новый директор школы. Школа с этого времени на долгие годы становится их домом. В здании, выходящем во внутренние дворы школ, располагалось несколько квартир, в одну их них и заселились новые школьные УЧИТЕЛЯ.

 


 

Необходимо немного вернуться в довоенное время, чтобы узнать, как начиналась педагогическая работа наших УЧИТЕЛЕЙ. Об этом периоде и о своих молодых начинающих работать УЧИТЕЛЯХ ростовской школы №15 в книге «Школа» рассказал лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын:

 

Источник фото "Солженицынские тетради" Солженицын в 1935 году 9 класс


«Нашу группу приняли два молодых выпускника педагогического института, вскоре и поженившиеся: Александр Соломонович Бершадский, худой, туберкулёзный, бросивший другую семью, и Наталья Михайловна Карсаевская, с пышным клубом волос наперёд, изумительная цветущая красавица, это мы уже понимали. С ними — нам повезло. Конечно, это были уже выпускники советского вуза, но от Н.М. мы никогда никакой пропаганды не слышали, ни в естествознании, ни в географии. И Александр Соломонович был хороший и очень справедливый человек, мы уважали и слушались его. Тот год был почему-то без программы по обществоведению, а каждый учитель давал что хотел. И А.С., ни много ни мало, преподавал нам… экономику капитализма по «Капиталу». А истории — в те годы и ещё несколько лет — вообще никакой не преподавалось: до Октябрьской революции никакой истории на Земле не было, ни, тем более, в тысячелетней России. Всё поколение наше было обречено на катастрофическое незнание родной и всеобщей истории: пусто-пустое пространство, затем Маркс-Энгельс-Ленин, Парижская Коммуна да великий Октябрь, Сталина ещё не вдалбливали. Чистописание полетело в сторону, только у девочек сохранился навык, грамматики тоже никакой не изучали, не было и иностранного языка. Александр Соломонович продолжал с нами осторожно арифметику, но неуверенно, не его это была специальность. А однажды, хорошо помню, вдруг, в большой тишине, он спросил класс:

— А кто ещё сегодня верит в Бога? Поднимите руки.

Так горячим и обдало изнутри — страшно! да неожиданно как. Не много было и времени поднять — не поднять, полминуты? Класс затаил дыхание. Игорь Вознесенский, наискось впереди меня, залился багрянцем и поставил локоть на парту. А я горел (и был виден, конечно!) — а решиться не мог: ведь это скрывается, ведь это опасно всем, всем, не мне одному, маму опять вычистят. Позорно не решился. Уже обрабатывала меня мясорубка. И ведь ещё были верующие в классе (это через годы выяснилось) — а не поднял кроме Игоря никто. Вот — и опрос общественного мнения».

А далее по тексту с этакой милой критикой Солженицын пишет про Карсаевскую:

«А химию — любили, за красавицу Наталью Михайловну Карсаевскую, и старательно учили, и переливали из пробирки в пробирку. Павлик Макаров пытался уже в какой-то форме флиртовать с Н.М. (мы по-детски только рты раскрывали), а Кирилл Симонян («ц» от фамилии у него постепенно отбросилось) купил «Органическую химию» Чичибабина, по каждой теме что-нибудь оттуда вызубривал — и неотразимо «добавлял» на уроках, к полному смущению Н.М., которая и сама-то химию не слишком знала, а биологию — и того меньше, преподавала для счёта часов, — и биологии мы также отроду и досмерти не знали».

В дальнейшем молодой учитель Бершадский становится директором ростовской школы №34. В газетной заметке того времени автор отмечает талант молодого учителя (заметку предоставил А. Игрунов).

 

 

А здесь упоминание о работе Бершадского в 34-й школе в "Пионерской правде" 8 октября 1939 года.

 


 

Во время войны УЧИТЕЛЯ попадают в эвакуацию в город Талица Свердловской области, где Александр Соломонович становится заведующим отдела народного образования, а Наталья Михайловна завучем Талицкого детского дома.

Вот немного нашлось воспоминаний о Дне Победы в эвакуации:

«День Победы в детском доме отмечали также необычно. По воспоминаниям Ткачёвой, «наш дом был расцвечен флагами, лозунгами. Наш завуч Наталья Михайловна Карсаевская со слезами на глазах открыла митинг. Мы кричали: «Ура!», целовались и плакали навзрыд. Долго, всю войну, мы крепились, сдерживали в себе эти слёзы…»

Но вернёмся в послевоенный Ростов-на-Дону. Четыре года проработал Александр Соломонович директором школы №75, пока не случилась история с облигациями, о которой уже была публикация на Меотиде, её можно прочитать ЗДЕСЬ.

В 1951 году Бершадский покидает пост директора, но остаётся в системе образования Сталинского района и работает то в Школе рабочей молодёжи №6, то в школах №83, №84 и №21, то снова в школе №75. Бершадский и Карсаевская всё так же живут в одной из двух квартир непосредственно в Школе-гиганте. Карсаевская продолжает работать учителем химии в школе №75.

В 1956 году происходит встреча Солженицына и Бершадского.

 


 

 

Если официальную информацию добыть проблематично, то самый лучший путь – это опрос очевидцев и современников. При сравнении полученной информации можно сделать вывод о произошедшем. Так поступили и мы, запросив несколько воспоминаний незнакомых друг другу людей, обучавшихся в школе в тот момент. В книге «Александр Солженицын» Людмилы Сараскиной - литературоведа, изучающего жизнь и творчество Солженицына, мы тоже нашли подтверждение произошедшего, но люди рассказали нам подробнее, а потому мы остановились на воспоминаниях людей, оставив историю легендой.

 


Кабинет химии школы №75

 

В 1963-м году случилась трагедия – Александр Соломонович умирает на 61 году жизни... Выпускники и ученики школы прощаются с УЧИТЕЛЕМ непосредственно в школе – в доме, в котором он жил. Наталья Михайловна впадает в глубокую депрессию, результатом которой стал суицид прямо в лаборантской кабинета химии школы №75 – доме жизни её последних лет… Так в этом большом школьном доме оборвалась жизнь УЧИТЕЛЕЙ. Бершадский и Карсаевская стали историей школы, района, города и всего мира, ибо их заслуги в лице ученика оценил в 1970 году в Стокгольме весь мир, но об этом узнать им было не суждено…

 

       
 

 

60 лет прошло…

Пусть эта история останется для нас легендой о жизни и любви двух добрых людей, учивших детей…

 

В память об УЧИТЕЛЯХ мы собрали фотографии их классов разных лет, разных школ, но больше всего фотографий самого продолжительного их периода, связанного со Школой-гигантом Сельмашстроя...

 


Источник фото "Солженицынские тетради" 1934 год  8 класс школы №15, Карсаевская в центре второго ряда, Бершадский второй справа во втором ряду, Солженицын первый справа в верхнем ряду

 


 


 

Краснознамённая группа Талицкого детского дома 1943 год. Источник фото

 


 


 

 


 


 

 


 

 

 

 

А жизнь только слово,

Есть лишь любовь и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить,

А любовь стоит того, чтобы ждать...

"Легенда" В.Цой

 

 

Об идее проекта "Школа-гигант  в лицах" информация здесь. 

История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...

 

 

Светлана Николаева (17.03.23 10:37)

Потрясающая история, грустный финал. (( 

Получается, если бы не разрушили школу, мы бы всего этого и многого другого так и не узнали.

Heach (17.03.23 11:29)

Я об этом не задумывался, но скорее всего, да.

Heach (18.03.23 23:07)

Я уже неоднократно хотел в "Виртуальный музей" добавлять темы только по мере поступления новых снимков, а они до недавних времён были редкими, но сейчас с окончанием одной темы начинается новая как-то сразу :) Ликвидация старой школы фактически породила движение людей во спасение истории школы на Меотиде. Писать на сайте о школе мы стали до её сноса ещё в 2019 году, если не считать несколько публикаций Андрея, написанных до этого. Таким образом, можно смело рассуждать, что закрытие и снос школы послужили толчком к изучению её истории, которая оказалась весьма необычной для рядовой обычной школы. Мы теперь, наконец, понимаем, что же мы потеряли, причём я также для себя открываю новое в старых событиях.

Гость (19.03.23 09:51)

Интересно бы было посмотреть на материалы времён, когда школа была госпиталем.

Heach (19.03.23 15:39)

Не исключаю появления любых материалов о школе, поэтому если будут времена госпиталя в материалах, то обязательно выложим. 

А.Г. (17.03.23 11:49)

Нашёл строчку о зачислении Бершадского в 21 - до этого немного поработал в 84. Поменялся с Гуревичем -тоже очень интересной фигурой в образовании района.

Heach (17.03.23 12:07)

А сколько времени он проработал в 21-й?

А.Г. (17.03.23 14:02)

До 1961 года, а Карсаевская работала с середины 50-х по совместительству

Stanichnik (17.03.23 12:28)

Я теперь начинаю понимать назначение излишне длинного забора, который виден на третьем снимке. Это высокое огрждение заднего двора школы, сваренное из "квадрата", появилось во времена нашей учёбы. Но оно не просто отгораживало школьный двор, а образовывало узкий проход, как бы огибая одно крыло школы. Заканчивался этот узкий проход, дверью ведшей в подвал, где был тир. Я состоял в школьной команде по стрельбе и мы ингда пользовались этой дверью. Удобно было после тренировки, выйти сразу на улицу, миную школьный холл.Теперь я понимаю, что эта же дверь вела и на этажи. И там были квартиры, жильцам которых, нужен был выход в город минуя режимное школьное здание. 

Гость (17.03.23 14:18)

А когда поставили этот забор?

Stanichnik (17.03.23 12:50)

Часто рассуждая о мерзости охватывавшей нашу страну в разные периоды её истории, мы вспоминаем жестоких вождей, ошибочные учения, козни иностранцев и многое другое. А не думаем о простом скотстве, на которое способен человек ради получения нескольких дополнительных метров жилой площади. В СССР проблема этих метров стояла смертельно остро, и была причиной многих трагедий.

Кстати, эту тему, дополнительных метров, и то, на что человек способен ради них, осветил Александр Исаевич Солженицын в одном из эпизодов своего «Ракового корпуса». Роман был написан в 1963-65 годах и кто знает, не были ли причиной трагедии семьи ростовских учителей, эти самые метры, и не впечатлил ли этот случай писателя?

А роман, настоятельно рекомендую прочитать всем, для кого имеет значение моё мнение. И не бойтесь травмировать свои чувства. Роман о любви.

Heach (17.03.23 14:23)

Возможно, ибо эта самая школьная квартира, как раз в силу мытарств по школам после случая с облигациями, могла послужить весомым моментом в неопределённости жизни. Она могла послужить определённой западнёй, в которую они попали, а когда спохватились выскочить, то, возможно, некоторые варианты уже исчезли. Не даром же он мыкался только по школам района, привязанный к районному ведомственному месту. Но это предположение. А время действительно совпадает.

Светлана Николаева (17.03.23 14:52)

При чём здесь квартира? Не забывайте,  это были настоящие советские учителя, по призванию, для которых метры были вторичны, они жили в классах. 

После ухода Бершадского, смысла жить для Карсаевской не было. 

Но это только моё  мнение.

Heach (17.03.23 15:04)

Тут не сама квартира, сколько неопределённость в отсутствии своего угла. Если вспомнить историю с облигациями, то вспоминаем фамилию партработника, проведшего собрание, она стала позже директором, возможно, был конфликт. 

ОЛЬГА Г. (18.03.23 18:11)

Четыре  года назад  я у Ржезача прочитала об этой трагедии, но не поверила этому сразу. потом стала сомневаться, а вдруг это окажется правдой? Все время мысли о  Карсаевской мне не давали покоя. пока я  на Меотиде не увидела  на выпускном фото  восьмиклассников 1964 года свою родственницу, Зину Еременко, позвонив которой, залала вопрос о том, знает ли она учительницу Наталью Михайловну Карсаевскую? И ее рассказ  поверг меня в шок! Тридцать лет   прослужила эта удивительно  светлая, добрая , бескорыстная  семейная пара на ниве просвещения , отдавая без остатка свою душу и сердце детям. Да,  у них был один единственный дом   с пропиской - школа № 75. Чиновники от власти  "оценили" их заслуги вполне достойно.

Светлана Николаева (19.03.23 14:24)

Интересно, это были коммунальные квартиры? Вот бы планировку  этих квартир посмотреть. Наша Ольга Герасимовна тоже жила при школе. Вот только не могу сказать сколько, семьи у нее не было. Может техплан какой сохранился. 

Heach (19.03.23 15:31)

Роман выкладывал же контурные карты https://meotyda.ru/node/2229

Stanichnik (19.03.23 16:56)

Теперь совершенно понятно, где были квартиры.

Heach (19.03.23 17:22)

У нас музей именно виртуальный. Мы теперь можем ориентироваться по школе без её реального воплощения в жизни. Именно и хотелось, чтоб раз уж в реале не осталось, то пусть хоть в виртуальном пространстве будет. Скоро сделаем 3D :)

Светлана Николаева (19.03.23 17:04)

Точно, у меня есть эти карты, про квартиры и забыла.))

BF (31.03.23 11:49)

Всегда удивляют эти ниточки, которыми оказываются связаны, казалось бы совершенно несвязанные между собой люди и события. И, показалось все же, некоторой натяжкой вот это место: "...ибо их заслуги в лице ученика оценил в 1970 году в Стокгольме весь мир, но об этом узнать им было не суждено…", где, как бы, проводится мысль: "Старик Бершадский нас заметил и, в гроб сходя, благословил...". Все же: «Post hoc, non propter hoc». Иначе вместо исторического труда могут получиться "Три мушкетёра". Но это мое частное мнение. Пусть я буду неправ.

Heach (31.03.23 13:08)

Это не исторический труд. Это одна из заметок о школе, в которых, как я считаю, можно позволять себе эмоциональные фразы. Мне представляется, что весь наш Виртуальный музей - это цикл рассказов - воспоминаний, когда же не о чем рассказать, но есть фотографии - это своеобразный фоторассказ. К сожалению, школьные историки не занимаются историей школы столь глубоко, как это получается у нас - дилетантов, а мы можем позволять себе так.

 

 

 

Гость (31.03.23 19:16)

Это трагедия людей .
По существу они прожили всю жизнь в казенном доме .
А казенный дом , как ты его не называй - тюрьма, больница , школа или казарма останется казенным .

Насчет Солженицына - он сам за себя ответил из цитаты :

" Александр Соломонович продолжал с нами осторожно арифметику, но неуверенно, не его это была специальность. А однажды, хорошо помню, вдруг, в большой тишине, он спросил класс:

— А кто ещё сегодня верит в Бога? Поднимите руки.

Так горячим и обдало изнутри — страшно! да неожиданно как. Не много было и времени поднять — не поднять, полминуты? Класс затаил дыхание. Игорь Вознесенский, наискось впереди меня, залился багрянцем и поставил локоть на парту. А я горел (и был виден, конечно!) — а решиться не мог: ведь это скрывается, ведь это опасно всем, всем, не мне одному, маму опять вычистят. Позорно не решился. Уже обрабатывала меня мясорубка. И ведь ещё были верующие в классе (это через годы выяснилось) — а не поднял кроме Игоря никто. Вот — и опрос общественного мнения».

milnick (21.08.25 16:59)

Бершадский Александр Соломонович и Карсаевская Наталья Михайловна в разные годы.

Наталья Михайловна
Бершадский А.С. и Карсаевская Н.М.
Бершадский А.С. и Карсаевская Н.М.
Бершадский А.С. и Карсаевская Н.М.
Бершадский А.С. и Карсаевская Н.М.
Наталья Михайловна с сыном (Свердловск, 28.07.1945г)
Талица, сентябрь 1945г.
Александр Соломонович и семья Карсаевских
Александр Соломонович и семья Карсаевских
Святогорск, 2018г
Stanichnik (21.08.25 18:32)

Замечательно!

Heach (22.08.25 09:32)

Здравствуйте, Александр! Спасибо за фотографии. Будем рады интересной информации о ваших родных. Так очень интересна информация о вашем деде.

 

milnick (22.08.25 10:42)

Всем добрый день!

Спасибо за интересный и замечательный сайт! Очень радует то, что столько людей интересуются историей своего края, города и просто историей своей страны.

С некоторыми из Вас мы уже связались в личной переписке и все, что знаю, обязательно постараюсь передать. Про своего дедушку я знаю совсем немного - в принципе, только то, что и изложено в заметке. Я родился намного позже их смерти в 1970 году, а мой отец (их сын Виктор) ушел из жизни в 1976. Все, что мне известно, только по рассказам мамы, но и ее уже нет. Если будут вопросы, на которые смогу ответить, обращайтесь.

Heach (22.08.25 11:10)

Очень интересна информация о вашем прадеде, отце вашей бабушки. https://meotyda.ru/sites/default/files/images/uploads/Heach/23-03-16/195...

Ольга Гирш (23.08.25 14:01)

Александр, спасибо Вам огромное за такие уникальные фото! Я не теряла надежду, что откликнутся на эту публикацию родственники. Очень рада, что так случилось.Собирала сведения и о Вашем прадедушка Михаиле Федоровиче Карсаевском. Он ведь тоже был педагог.Тоже легендарная личность.В городе Грозном он жил до и после революции, в середине 20-х стал директором школы для взрослых в Ростове-на-Дону. В начале 1950-х учитель школы рабочей молодежи номер 6 в Ростове. Мой отец у него учился в классе.

milnick (25.08.25 09:28)

Ольга, огромное Вам спасибо за предоставленную информацию!

Почерпнул очень много нового для себя. Сейчас изучаю те материалы, которые вы прислали.

Светлана Николаева (21.08.25 20:44)

Очень " говорящие" фотографии. Спасибо Вам milnick. Может Вы ещё можете что- нибудь рассказать о них. 

Отдельно благодарность за снимки Святогорской лавры - Благодать!!

А.Г. (22.08.25 16:33)

Отличные фотографии. Всегда рад получить подтверждение - что пока о людях помнят - их дело живет. Спасибо!

milnick (28.09.25 10:52)

C 1942 по 1947 годы Бершадский А.С., Карсаевская Н.М. и их сын Виктор находились в эвакуации в г. Талица, Свердловской области. Позднее к ним присоединились родители Натальи Михайловны - Карсаевский Михаил Фёдорович, Карсаевская (Ястребова) Александра.

Бершадский А.С. - заведующий Талицкого районного отдела народного образования.

Карсаевская Н.М. - заместитель директора по учебной работе (завуч) Талицкого Детского дома.

milnick (27.09.25 21:10)

Литературно-художественный сборник воспитаников Талицкого Детского дома "Наше творчество" 1946г.

под редакцией Н.М.Карсаевской.

milnick (28.09.25 01:21)

Талицкий Детский дом. Пьеса в 2-х действиях "Зимняя сказка"

постановка Н.М. Карсаевской

milnick (28.09.25 02:09)

Талицкий Детский дом. Эскизы костюмов к "Зимней сказке"

художник Н.М. Карсаевская

Stanichnik (28.09.25 08:47)

Алексей, огромное спасибо. Читаю и смотрю с удовольствием. 

Stanichnik (28.09.25 08:52)

Это должно быть где-то в краенведческом музее.

milnick (28.09.25 09:51)

Добрый день!

Меня зовут Александр в честь деда :)

Эти материалы хранятся в нашей семье. Хочу связаться с Талицким отделением Уральского общества краеведов - может у них есть ещё какая-нибудь информация.

milnick (28.09.25 11:11)

Рисунки Карсаевской Натальи Михайловны - акварель, карандаш.

milnick (28.09.25 11:11)

Тетрадка с рисунками Карсаевской Натальи Михайловны - карандаш.

Ольга Гирш (29.09.25 20:37)

Александр, акварели и рисунки Натальи Михайловны блистательные! Такая воздушная легкость, выразительность образов, тонкий юмор, нежность, все г гармонично слилось. Акварель сложнее рисунка, но у Натальи Михайловны все получилось безукоризненно. А у нее от природы дар художника или она училась в художественно школе? Такая талантливая она была, великолепно рисовала, писала стихи, сценарии для школьных праздников, сама готовила костюмы к ним,оформляла альбомы великолепно, это все сочетала с преподаванием химии! Человек-оркестр в своем роде. Такие учителя в школе - большая редкость! Спасибо Вам, Александр!

milnick (30.09.25 17:47)

Наталья Михайловна родилась в 1908 году в г. Грозном, в 1919 году они переехали в Ростов-на-Дону. Трудно сказать, обучалась ли она именно в художественной школе, но то, что была творческим человеком - это точно! Её мама (наша прабабушка) получила хорошее образование в Пензе и занималась воспитанием детей. У Натальи Михайловны был брат Леонид 1910 года рождения, в последствии он стал артистом.

У нас до сих пор осталось много новогодних игрушек, украшений того времени, новогодних флажков на веревке, как на рисунке с Дедом морозом. И хрустальные стаканчики, те, что на рисунках, тоже до сих пор "живы" :)

Карсаевская Александра (Ястребова) - мама Натальи Михайловны
Карсаевская Александра (Ястребова) с подружками
Карсаевская Александра (Ястребова)
Карсаевский Михаил Фёдорович
Карсаевская Наталья Михайловна с мамой
Карсаевская Наталья Михайловна с мамой
г. Грозный, родители Натальи Михайловны - Карсаеский Михаил Фёдорович и Карсаевская Александра (Ястребова)
г. Грозный, Карсаевская Александра (Ястребова)
г. Грозный, родители Натальи Михайловны - Карсаеский Михаил Фёдорович и Карсаевская Александра (Ястребова)
г. Грозный, Наталья Михайловна с отцом (Карсаеский Михаил Фёдорович)
Гость (30.09.25 21:09)

Очень интересно.
Два рисунка - это прототип валет пик и дама червей на классической колоде карт
Так это она автор ?

Гость (01.10.25 22:15)

Нет не она.
Называется русский стиль
Все персонажи имеют прототипы реальных людей.
Это дама пик ошибся (

milnick (02.10.25 01:49)

Валет явно блондин, ну, максимум шатен - так что и валет, и дама явно червовые :)

Ольга Гирш (30.09.25 17:30)

Великолепные фотографии! Родители Натальи Михайловны благородные, красивые, одухотворенные! Прекрасная семья. А про артиста Карсаевского я информацию находила в одном источнике. Но история там очень странной мне показалась, хотя Ростов в ней упоминался. Но я нашла только маленький отрывок этой истории. Долго думала над этим отрывком относится этот КОРСАЕВСКИЙ ( именно так фамилия была написана фамилия в отрывке) к нашей Наталье Михайловне.Теперь понятно, что он ее родной брат.

Stanichnik (01.10.25 11:08)

Это наивно, но когда на свет появляются такие фотографии, рисунки и истории, мне кажется, что мы кого-то воскрешаем.

milnick (02.10.25 01:07)

Жду, когда сестра передаст альбом с фотографиями, чтобы сделать качественные сканкопии, поэтому пока в таком виде. Тут все Карсаевские-Бершадские.

На верхнем правом фото, где Александр Соломонович сидит на лавочке, рядом сидит его друг Ведерников (тоже учитель/завуч 34 и 75 школ) и их дети.

Бершадский А.С. и Карсаевская Н.М. с сыном, Бершадский и Ведерников с детьми
Бершадский А.С. и семья Карсаевских
milnick (02.10.25 12:15)

Пока не удается найти источник - название газеты.

Статья об учителе истории Бершадском А.С., автор статьи Бор. Изюмский.

Если автором является Борис Васильевич Изюмский, то это "…советский русский писатель, член Союза писателей СССР, член ВКП(б) с 1946 года, заслуженный работник культуры РСФСР (1975)"

Борис Васильевич окончил исторический факультет Ростовского педагогического института, преподавал в школах Ростова, публиковался в местной газете. Одно из его известнейших произведений - "Алые погоны".

Статья Б.Изюмского "Учитель истории"
milnick (02.10.25 22:25)

Из наследия Александра Солженицина. Школа

(некоторые отрывки уже публиковались в этой заметке)

 

Нашу группу приняли два молодых выпускника педагогического института, вскоре и поженившиеся: Александр Соломонович Бершадский, худой, туберкулёзный, бросивший другую семью, и Наталья Михайловна Карсаевская, с пышным клубом волос наперёд, изумительная цветущая красавица, это мы уже понимали. С ними - нам повезло. Конечно, это были уже выпускники советского вуза, но от Н.М. мы никогда никакой пропаганды не слышали, ни в естествознании, ни в географии. И Александр Соломонович был хороший и очень справедливый человек, мы уважали и слушались его. Тот год был почему-то без программы по обществоведению, а каждый учитель давал что хотел. И А.С., ни много ни мало, преподавал нам… экономику капитализма по «Капиталу». А истории - в те годы и ещё несколько лет - вообще ника кой не преподавалось: до Октябрьской революции никакой истории на Земле не было, ни, тем более, в тысячелетней России. Всё поколение наше было обречено на катастрофическое незнание родной и всеобщей истории: пусто пустое пространство, затем Маркс-Энгельс-Ленин, Парижская Коммуна да великий Октябрь, Сталина ещё не вдалбливали. Чистописание полетело в сторону, только у девочек сохранился навык, грамматики тоже никакой не изучали, не было и иностранного языка. Александр Соломонович продолжал с нами осторожно арифметику, но неуверенно, не его это была специальность.

А однажды, хорошо помню, вдруг, в большой тишине, он спросил класс:

- А кто ещё сегодня верит в Бога? Поднимите руки.

Так горячим и обдало изнутри - страшно! да неожиданно как. Не много было и времени поднять - не поднять, полминуты? Класс затаил дыхание. Игорь Вознесенский, наискось впереди меня, залился багрянцем и поставил локоть на парту. А я горел (и был виден, конечно!) - а решиться не мог: ведь это скрывается, ведь это опасно всем, всем, не мне одному, маму опять вы чистят. Позорно не решился. Уже обрабатывала меня мясорубка.

И ведь ещё были верующие в классе (это через годы выяснилось) - а не поднял кроме Игоря никто. Вот - и опрос общественного мнения.

Stanichnik (02.10.25 22:28)

Спасибо!

milnick (03.10.25 13:36)

Недавно так отвратительно было вступать в пионеры, а теперь так громоподобно и страшно досталось исключение. Я чувствовал себя безгранично одиноким, потерянным, совсем беззащитным. Александр Соломонович Бершадский, теперь завуч, вызвал меня для разговора. Говорил мягко, и я ему объяснил, как всё было. Исключать из школы - такого порядка и вообще в тот год не было. Но какие-то меры принять он мог, а исключение из пионеров ничем дальше не отяжелил. (Однако легло это в моё досье в районо - досье на 13-летнего мальчишку! - и через 5 лет при выпуске отдалось по лбу.)

milnick (03.10.25 16:38)

В начале 7-го класса я вёл себя и дальше так же: в несвойственном мне и совсем не радостном мне озорстве. Свободный в математике, я на ней особенно себя плохо вёл, и Борис Ульянович Березовский всё записывал меня и Кагана в классный журнал (графа - плохое поведение). А уроки математики были сдвоенные - так я и звал ребят уходить с математики гонять в футбол - сразу два урока. И все мальчишки уходили, оставались на уроке один-два примерных, Игорь Бессарабов, - Борис Ульянович вздыхал облегчённо и вёл два урока с девочками. Но не доглядели мы, не додумали, что в этом самом сентябре издан был указ о праве директоров школ исключать за хулиганство сроком до одного года и без права поступления в другие школы - первое сталинское опоминание спасти школу, гибнущую от революционных экспериментов. И А.С. Бершадский драматически довёл этот указ до нас: вошёл в наш 7-й «а» класс (тогда по школе старший, так что был резонанс на всю школу) с нашим классным журналом, прочёл: вот, Солженицын записан 7 раз, Каган 6, Ген 5, хотя год только начался, - так все трое исключаются по новому указу на год, без права поступления. Соберите книги, выходите.

Так нас и огромило! - мы были раздавлены. Класс замер. Со времён Малевича мы все давно забыли, что у дирекции может возникнуть какое-то средство против хулиганов. А теперь - всё тот же неумолимый старый швейцар Лука Семёнович сразу открыл нам выходные полустеклянные двери на последнюю железную лестницу вниз - и запер. И мы - вышвырнуты на улицу. А классы - счастливые, занимаются без нас. Ничего нам не оставалось, как на тесном Соборном («Подбельского») переулке - день тёплый сентябрьский - сесть на край тротуара противоположной стороны и сидеть, глазеть на недоступную школу. А их - не выпускали к нам на перемены, только после конца уроков они прибежали, окружили - перетревоженные, потрясённые. (Ни Штительмана, ни Люксембурга в нашей школе уже не было, куда-то перевелись, обстановка для меня сильно разрядилась.) Мы пошли домой, однако, не неся никаких документов от школы к родителям. Может быть, им дадут знать как-нибудь в учреждение? Страшно: что же будет с мамой? и куда же мне деваться целый год? Но мама - ничего не знает. И я молчу. И на другой день с книгами — опять в школу. Все трое казнённые собираемся в переулке: родители ни у кого не знают. Может, узнают сегодня? Потянулись тягостные дни: каждое утро тянемся как будто в школу, болтаемся несколько часов в городском саду, потом домой. Проницательный к хитростям Мотька первый высказывает, что тут какая-то игра, а настоящего исключения ещё нет. Тем временем Лида Ежерец устроила сбор подписей, что класс просит вернуть нас и коллективно за нас ручается. Александр Соломонович рассчитал всё верно: он только и хотел проучить нас сильно - и проучил. День на пятый призвал нас: в этот раз прощает, но, если ещё одна запись в журнал - исключает.

О, какая гора упала с плеч! О, теперь, возрождённые, мы будем другие! Шёлково сидим на уроках. Но нервному Борису Ульяновичу кажется, что опять я шалю, - и он меня записывает в журнал. Погибель! Что делать? Мрак! А следующий урок - русский, Анастасия Сергеевна Грюнау, она меня очень любит. И после урока доверено говорит мне: «Саня, отнеси журнал в учительскую». (Прежде, председателем группкома, я нередко относил его.) Беру - весь в огне: сейчас или никогда, одно спасение! Иду - и по дороге забрасываю журнал глубоко за глухой шкаф. Следующие уроки - нет журнала, учителя удивляются. Ничего не стоило провести следствие и выяснить, кто ж его унёс. Но никто не расследует, заводят новый журнал - а тот пролёживает за шкафом до следующей летней уборки. Я спасён. За этот год я становлюсь опять председателем группкома - и весной опять серьёзно заседаю с преподавателями на школьном совете и обсуждаю, защищаю оценки по поведению моим товарищам.

milnick (02.10.25 22:37)

А. Солженицын. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов

Очерки изгнания. Часть первая (1974 - 1978)

 

А как же - антисемитский выкрик и увещания Бершадского (у Сумы сцена написана так, будто допрос происходил ещё при льющей со лба крови)? А это было - полутора годами позже, и выкрикнул совсем другой мальчик - Валька Никольский, и совсем третьему, Митьке Штительману, они и дрались и взаимно ругались, крикнул и тот о “кацапской харе”, а я сидел поодаль, но не выказал осуждения, мол, “говорить каждый имеет право”, - и вот это было признано моим антисемитизмом и разносили меня на собрании, особенно элоквентный такой мальчик, сын видного адвоката, Миша Люксембург (впоследствии большой специалист по французской компартии). А Шурик Каган во всей той следующей истории был совсем ни при чём. И Александр Соломонович Бершадский действительно со мной беседовал и своею властью (завуча, а не классного руководителя, как плетёт Сума) и своим пониманием пригасил дело, сколько мог.

А как же - исключение Кагана из школы за толчок меня к парте? А это было через два года,   в сентябре 1932, и исключали из школы (тот же Бершадский) нас троих - именно: меня, Кагана и ещё Мотьку Гена, а исключали нас за систематический срыв сдвоенных уроков математики, с которых мы убегали играть в футбол. Я же - ещё и классный журнал похитил, где был записан дюжину раз, и закинул за старый шкаф. (Неукоснительно отказывая мне в чём–либо человеческом, а только змеиное прилепляя, - даже и тут излыгает Сума, что я на футбол не бегал, а оставался на уроках. А вспомнить этот наш футбол! - ведь в ограде закрытой недоразрушенной тогда церкви Казанской Божьей Матери, на площадке у бокового притвора, ударяя мячом то в решётчатое оконце, то в надгробные камни священнических могил. И это - я, ещё два года перед тем ходивший с мамою в последний незакрытый собор, и всё это - соединяется в легконосимой мальчишеской груди - аут! корнер! пенальти! - свищет над Русью ветер запустения, из–под которого, кажется, она никогда не встанет.) Грозно объявил Александр Соломонович наше исключение (как раз в те дни только и появился первый указ о праве исключать, в предыдущие годы и исключать не имели права, Сума опять не сверился со святцами) - и мы с Каганом и Геном, убитые, ничего не говоря дома, дня три приходили под школу сидеть на камешках, пока девчёночья “общественность” не составила петицию, что класс “берёт нас на поруки”, - и Бершадский дал себя уговорить.

Stanichnik (03.10.25 12:08)

С оргомным удовольствием читал. Даже сходил на Соборный на это место))

milnick (03.10.25 13:26)

А фото этого места не сделали? Интересно посмотреть на место школы (где была) с этого угла.

Stanichnik (03.10.25 15:45)

Сейчас это место выглядит так. Но бордюре посидеть не получится. Их нет. Пешеходная зона.

milnick (03.10.25 16:12)

Спасибо!

Только когда увидел фото, соообразил: Точно - это же была не 75 школа, а 15 :)

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.