Я неоднократно писал в публикациях - одна фотография выпуска может начать целую серию фотографий, что часто уже случалось. Я чётко даю годы учёбы классов, которые мы видим на снимке, но сейчас годы выпуска можно всего лишь предположить. По этой причине в публикации сразу три класса. Всю неразбериху внесла реформа образования 1958 года. В хвалёной Википедии о реформе 1958 всё очень расплывчато. Вот наиболее удачный текст о реформе, встретившийся мне в сети:
В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», ознаменовавший начало новой реформы образования, которая осуществлялась на путях интеграции общего и профессионального образования. Параллельно решалась задача структурной перестройки школы. Срок обязательного обучения увеличивался с семи до восьми лет. Средняя школа становилась одиннадцатилетней и получила новое название «общеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с производственной деятельностью». Основной акцент в подготовке учащихся делался на трудовое обучение, объем которого увеличивался до 15,3% времени в восьмилетней школе. В старших классах (9-11) треть учебного времени отводилась на общетехнические учебные дисциплины и участие в производительном труде. Планировалось, что учащиеся дважды в неделю будут трудиться в учебных мастерских, на заводах, фабриках, сельскохозяйственных производствах и вместе с аттестатом зрелости получат свидетельства о рабочей квалификации.
Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети дошкольного образования и воспитания, создание в сельской местности школ-интернатов, преодоление второгодничества.
К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была завершена. Однако структурная трансформация не решила школьных проблем. В начале 60-х гг. стало очевидно, что задачи реформы нереальны и в тогдашних условиях невыполнимы: школа и общество не готовы к первичной профессиональной подготовке учащихся. Результаты вступительных экзаменов фиксировали резкое снижение уровня общеобразовательной, в первую очередь, гуманитарной подготовки учащихся, престиж образованности в обществе неуклонно падал. Летом 1964 г. было принято решение о возвращении с 1966/67 учебного года к школе-десятилетке. Вскоре было отменено профессиональное обучение в школе, а в школьном расписании вновь появилась учебная дисциплина «Труд». (https://megaobuchalka.ru)
В Школе-гиганте в 1961 году с реформой дела обстояли так - 20-я школа осталась одиннадцатилетней, а 75-я школа стала восьмилетней. Вырезку из газеты прислала Ольга Гирш.
В нашей фотоколлекции 20-й школы отсутствует выпуск 1958 года, рискну предположить, что 10-й класс 1958 года неожиданно зашёл ещё на один год обучения в школе, поэтому предположить, когда выпустились финально ученики школы №75, окончившие 9-й класс в 1957 году, я затрудняюсь. Отмечу, что уже приятно забыто раздельное обучение - это безусловно заметно на лицах учеников. Ранее суровые лица учащихся однополых классов вызывали сложные эмоции.
На следующей фотографии выпуск 75-й школы 8 "Б" 1964 года. Школа №75 была восьмилетней и ученики, пожелавшие перейти в 9-й класс, переходили в школу №20. Среди экспертов нашего сайта достаточно очевидцев и свидетелей того времени школы, а, возможно, кто-то даже узнает своих одноклассников.
Снимок беспощадно кем-то обрезан - таким он дошёл до наших дней.
Следующее фото подписано - "4 кл. Мелехова Нина Ивановна 1963". Вопрос в том, когда снято фото этого класса? Предположу, что класс могли сфотографировать по случаю вступления в пионеры осенью, а значит 4-й класс для учеников закончился в 1964 году, что сдвигает год выпуска последних учащихся этого класса с 1969 на 1970. Этим ребятам по ходу обучения школьную программу на один год укоротили. Подождём рассказов очевидцев...
Далее фотографии выпусков восьмых классов шестидесятых годов, вклеенных в Альбом истории Школы-гиганта Сельмашстроя. Фотографии сделаны любительским образом, поэтому некоторые из них выправлены по горизонту, и мы видим поля страниц альбома. Я их просто пронумеровал для того, чтобы вы смогли в комментариях, узнав класс, сослаться на номер снимка.
1. Возможно и не 8-й класс.
2.
3.
4.
5.
6. 1964 год 8 "Б" (повторяется, но на этот раз из альбома, дефекты на двух снимках разные, потому второй раз)
7. Это тоже 1964 год.
8.
Об идее проекта "Школа-гигант в лицах" информация здесь.
История жизни школы закончилась, оформим эту историю вместе с вами...
- Категория: Школа-гигант Сельмашстроя. Виртуальный музей. | Просмотров: 421 | Автор: Heach | Дата: 10.10.2022 | Комментарии (22)
Ниши в стене на первом снимке - кинозал или печь?
Андрей, посмотри, с большой вероятностью это наш учитель пения, Василий Ксенофонтович. Рядом с ним Рыбкина Елена Ивановна, наш учитель английского языка. А с ней рядом узнали учителя русского языка Николаеву Анну Андреевна. Вот так. )
Похоже, но не уверен.
Несколько наших одноклассниц и не только, единодушно согласились что это Василий Ксенофонтович. Смирись , это он)))
Да, это Ксенофонтович. Мы его обзывали почему то бармалеем. Наверное из за его знатных бровей.
В двадцатую школу, в класс Геннадия Леонидовича Беленького ( а он в 1964 году переходил в девятый), никто из 75-й школы, как я знаю не пришёл. Так что в то, что 75-я была до 1964 года восьмилеткой. - не верю.
Об этом мне рассказывала бывшая выпускница нашей школы 66 года, которая перешла после 8-го из 75-й школы в параллельный класс Беленького и вашей сестры вместе с товарищами одноклассниками, мама моего друга, она есть на фото выпуска. Геннадий Леонидович с ней знаком. Как раз в реформу на какое-то время 75-я стала восьмилеткой, но сколько по времени продолжался этот эксперимент я не знаю. Период 62-66 пока мне не попадался в выпускных снимках.
Родилась ещё одна мысль - возможно, что перешедших в 9-й класс в 75-й в 64-м было очень мало, и решили совместить в школах классы, но с другой стороны выпуск 66 в двадцатке - это 5 классов (три десятых и два одиннадцатых) - избыток, конечно.
Неужели не было единой схемы такого перехода для всей страны? В 50-х, не верю.
Снова "не верю". Я верю в то, что схема была, но вот, вероятно, нестрогая схема и везде по разному переходили, а потом и возвращались к десятилетке тоже по разному.
Я тут еще одну деталь заметил, на которую почему-то раньше не обращал внимания. На выпуске 1959 года 20-й школы не написано, что это одиннадцатый класс, несмотря на то, что написано "Одиннадцатилетняя средняя школа №20", также и дальше на выпуске 1961 года , мой дядя рассказывал, что он учился 11 классов - выпуск 1962, фото не осталось, а вот уже на выпуске 1963 года стоит 11-й класс , но тут странный момент - я всегда считал что годы учёбы у них 1952-1963, как и было на оригинальной фотографии, но кто-то старательно исправил ручкой, а вот на втором фото уже годы 1959-1963 - что это означает? В то же время берём школу №75 и видим выпуск 1961 года - 10-й класс - вероятно, один класс, что меня и навело на мысль о малом числе желающих переходить в 9-й класс к 1964 году в семспятке. Этот выпуск 1961 года школы №75 путает все карты.
Я учился в 75ой с 62го и уже тогда десятикласники были.
Но почему восьмиклассников перевели в 20-ю в 64-м? 61-й у нас есть, меня удивило, что в 20-й с 59-го были 11-е, а в 75-й выпускной 10-й в 61-м
О новшествах в школьном образовании г. Ростова-на-Дону в 1961 году.
Что скажут неверующие Михаил и Андрей? Период 62-66 в 75-й без полных выпусков средней школы. Отакота!
Я понял твою радость. Но не понял, чем переход в 75-й отличался от перехода в других школах?
Я порадовался тому, что оказался прав, в то время, как в это не верили собеседники. Переход из 75-й ничем не отличался.
Обьясни. Я не верил в то, что каждая школа имела вольность при переходе с семи на восмилетнее обязательное обучение. Ты, так понимаю, выяснил, что некая вольность всё таки была. Поясни в чем она была? И мне сейчас трудно повторно в тему вьехать и читателям будет интересно.
Ну значит мы не поняли друг друга. Я так понял, что ты не верил в то, что не было единой схемы перехода в стране, читай себя выше. Статья демонстрирует нам, что поголовной для школ схемы перехода не было, и,скорее всего, регионы сами решали кому переходить на восьмилетнее образование, а кому оставить одиннадцать в силу наличия, вероятно, подходящей технической базы. А при чем тут семилетнее образование? Оно уже давно осталось в прошлом к тому моменту. Вопрос в полном среднем образовании, то есть решалось кому выпускать одиннадцатые, а кому только восьмые. В данном случае 75-ю лишили этой возможности, а 20-й оставили. Ученики из 75-й при желании продолжать учиться именно в школе были вынуждены выбирать либо другую школу с такой возможностью, либо профессиональное учебное заведение. Остаться в 75-й они не могли, вот они и шли в 20-ю. В это уже не верил Михаил в свою очередь. Этот период был не более пяти лет, ибо в 66-м уже все свернули и возобновили 10-летнее обучение для всех школ поголовно, во всяком случае в городах. А вольностей в эти времена не было. Решили вам 11, а вам 8 и все тут, одним привилегия, другим нет.
Мне трудно комментировать выпуски 75-й школы в 1962-1966 годах. Все же я выпускался из 20-й и в 1969-ом.
Но вот упоминание в статье, что в 20-й профподготовка увязана на дошкольные учреждения, умилило. Интересно, как себя чувствовали в детсадах тогдашние «усатые няни», они же 18-летние одиннадцатиклассники
Тут главное, что 75-ю сделали восьмилеткой, а те, кто хотел закончить 11-й класс переходили в другую школу. Это объясняет появление в 20-й в эти годы учеников перешедших из 75-й. Вы в это не верили выше в комментариях. Андрей же не верил в то, что не было единой схемы. В статье же можно понять, что подход был весьма выборочным, что говорит о том, что школы делали восьмилетними по каким-то конкретным критериям, если не случайным.
Новые старые снимки подгрузил
Фотография N7 . На ней учитель пения Василий Ксенофонтович, и Анастасия Прокофьевна Едуш любимая , преподавала русский и литературу.
Рассматривая снимки, все казалось, что лица узнаваемы, но нет, из учеников никого не знаю. Из учителей - Ольга Герасимовна, Рыбкина Елена Ивановна. Хорошо все - таки, что через столько лет мы вспоминаем их, говорим о них .
Оставить комментарий