Сюда мы ребятишками с пеналами и книжками входили и садились по рядам...

Случай вынес из небытия несколько фотографий из истории школы-гиганта Сельмашстроя. По времени фотографии охватывают период от 1947 до 1962 г. И так или иначе связаны с моей бабушкой, Соколовой Марфой Диомидовной, многие годы работавшей в этой школе учительницей.

К сожалению, не все фотографии подписаны и датированы. И когда я называю отрезок 1947 – 1962, я говорю именно о датах, указанных на фото. А по одежде и другим признакам могу предположить, что в этой подборке есть и довоенные фотографии.

 

Но начнем с подписанных фотографий.

 

На этой дата указана точно, 28 мая 1947 г. По-видимому, учительский коллектив школы сфотографировался по поводу окончания учебного года. Одной из учительниц, наверное, не с кем было оставить ребёнка. И не все мужчины еще сняли с себя фронтовую форму.

Эту застекленную стену за спинами людей мы еще увидим на других фотографиях. Очень похоже на фойе школы.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Две следующие фотографии имеют трогательные подписи на обороте.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Вероятно, три юноши, выпускники школы в этом 48-м году, стоящие на втором плане, к моменту, когда был сделан снимок – 26 июля, успели стать курсантами.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Один из них, Юрий Летников, через 13 лет встретившись с главой государства, попросил Никиту Сергеевича сфотографироваться с ним, объяснив ему, что хочет послать снимок своей первой учительнице.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

И раз мы видим этот снимок, понятно, что Хрущев не возражал.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Что-то мне подсказывает, что следующее фото довоенное. Война много поменяла в укладе жизни и характере людей.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

На этом фото физзарядку делают только мальчики. Значит, можно предположить, что это период с 1943 по 1954 гг.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

А это не очень хорошо сохранившееся фото, вероятно, послевоенное. Репетиция или выступление школьного хора. Могу ошибиться, но, вероятно, дирижирует хором учитель, которого застало и моё поколение. Василий Ксенофонтович, учитель пения. Он пришел в школу после войны, после демобилизации и, как фронтовик, получил комнату в гостинице «Ростов». Которая использовалась оккупантами и хорошо сохранилась. Каждый обитатель комнаты в этом здании вывел в окно трубу от печки – буржуйки. По рассказам бабушки, вид у гостиницы был очень своеобразный.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Я пишу эту заметку прежде всего в надежде, что кто-то узнает своих родных и близких на этих снимках. Но в еще большей надежде, что прочитавшие её избегнут моих ошибок. Так о многом хотелось бы расспросить  бабушку, маму, отца. А поздно.

 

Очередной выпуск младших классов.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

И еще один. На заднем плане застекленная стена с процарапанными на стекле надписями и рожицами. Время было суровое, и не было, наверное, в школе другого места для фотографирования.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

На этом фото конец 50-х, начало 60-х. И дети вполне взрослые. А почему нет пионеров, не пойму.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

А это, вероятно, одно из самых ранних фото во всей подборке. Может быть, даже предвоенное. Какой-то торжественный случай свел учителей школы для этого снимка. Это клетчатое платье было у бабушки «выходным». Вероятно, единственным. Я помню его висящим в шифоньере, когда бабушка «выходила» в основном в «молочный» со мной за руку.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Следующее фото я назвал для себя «валенки и галоши».

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Корпоратив. Хотя слова такого тогда не знали. По лицам педагогов, которых за время написания этой заметки стал различать, узнавать и как бы вжился в их компанию, могу предположить, что это конец 50-х, не ранее. Время не голодное. Но на столе два торта и стаканы. Бутылки, вероятно, на время фотографирования опущены под стол. Алюминиевые столы и стулья  из школьной столовой. Застал их.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

На следующих двух снимках ученики. Кто такие, не знаю, к сожалению. Но втройне надеюсь на узнавание.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

Завершают заметку три снимка из Москвы. 1962 г. Что это было за мероприятие, курсы повышения квалификации или какой-то симпозиум, не знаю. Была ли Марфа Диомидовна там сама или в коллективе учителей «семспятки», тоже пока не ясно.

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

История школы №75 Ростов-на-Дону
 

 

 

Кстати, примерно в те годы, когда делалось большинство этих снимков, композитор Исаак Дунаевский и поэт Михаил Матусовский написали песню "Школьный вальс", строки из которой я взял для заголовка.

 

Начало рассказа по ссылке:

День знаний. Школа № 75.

 

 

 

 

Светлана Николаева (21.02.22 20:59)

Слава "небытию"!)) Я очень долго и с наслаждением рассматривала каждую фотографию.  Какие хорошие лица. Но ты ошибся , Андрей, хором дирижирует не Василий Ксенофонтович, который был высоким, худым, носил широкие брюки. У него были косматые брови, густая шевелюра. Не, это точно не он.  На снимке,  где "нет пионеров" -нет и октябрят. Дети не такие уж и маленькие.  В каком возрасте тогда принимали в пионеры?   Надо Геннадия Леонидовича спросить.

Вот еще забор-  как штакетник на  фотографии с забавными мальчишками. Это вторая заметка, где его видно. А что он огораживал? 

А что о том, что уже никого не расспросишь, когда нам было, спешили жить.)) Казалось, успеем, бабушки и родители всегда будут с нами. Увы.  

 

Stanichnik (21.02.22 21:17)

Между учителем пения, которого мы знали в конце 60-х и человеком на фото, не менее 20-ти лет. Всё могло сильно измениться. И человек на фото совсем не маленький. Я точно знаю, что Василий Ксенофонтович пришел в школу сразу после войны. Вряд ли в школе было два учителя пения. И вряд ли кто-то еще мог дирижировать хором. Впрочем, всё это предположения.

Светлана Николаева (21.02.22 21:49)

Я не буду с тобой спорить, потому, что я права))) .У нашего учителя было чуть удлиненное лицо. Волосы он носил на прямой пробор, они были очень густые. И глаз за бровями было не видно. 

Меня удивляет, что ни в одном выпускном альбоме нет его фотографии. 

Stanichnik (21.02.22 21:47)

Я тоже не буду спорить. Не так это важно. Важнее, чтобы другие начали искать старые фото в своих архивах.

Попов Михаил (22.02.22 07:57)

В пионеры принимали в четвёртом классе. Обычно, по достижению 10 лет.
Забор-штакетник в начале 1960-х годов ( а фото скорее всего. - самый конец 1950-х) огораживал участок перед школой, слева от входа в двадцатку. Вот был ли огороженный участок справа от входа в семьдесятпятку - не помню. За загородкой были клумбы. Потом выросшие у забора акации перекрыли свет, клумбы захирели и ограждения убрали. Году эдак в 1965-ом здесь уже складывали металлолом, притащенный школьниками со всего Сельмаша. Шло соревнование между классами, кто больше притащит.
А в целом. - замечательные фото. Что-то мелькало знакомое, но все же я учился в двадцатой. Вот никого и не признал. Хотя на фото в помещении с забелёнными окнами сидящая слева педагог уж очень показалась похожа на молодую Софью Соломоновну Дайхину. Но работала ли она в 75-й?

Попов Михаил (22.02.22 08:08)

Википедия меня поправила. - утверждает, что в пионеры принимали с 9 лет, то есть в основном в третьем классе. Важное было событие. Помню, как меня позвали в дом соседской девочки ( она была младше на 2 года) отметить ее вступление в пионеры. И ее отец, бывший фронтовик, произнёс проникновенную речь об очень важном этапе в жизни.

А потом наступила проблема галстука. Он должен был быть выстиран, выглажен и без обведённых концов. За этим строго следили.

Попов Михаил (22.02.22 08:11)

Правит гаджет. - концы у галстуков часто обьедали. А ещё они бывали в чернилах - перышко ручки так хорошо о них вытиралось. Но это родителями каралось. - галстук стоил деньги.

Stanichnik (22.02.22 08:57)

Мне припоминается, что галстук стоил столко же, сколько килограмм сахара, 78 коп. А конца, да, всегда были залохмачены. Даже если одёргивать себя постоянно и не трогать их.

Serj (22.02.22 11:40)

Галстуки были сатиновые, более тёмного цвета, подешевле, и шёлковые, поярче и посветлее, и стоили подороже. 

Светлана Николаева (22.02.22 12:06)

Шелковый легко можно было утюгом подпалить. И как назло , всегда начинаешь гладить с уголка)) 

Геннадий (01.03.22 14:54)

Светлана, добрый день! В пионеры принимали, как правило, во втором полугодии третьего класса. Тех, кого по каким-то причинам в это время не приняли - в четвертом классе. Заканчивалось "пионерское детство" в конце седьмого класса. То есть пионерское время - это, у большинства - с 10 до 14 лет. Насчет октябрят - точно не помню, но, скорее всего, это происходило в первом классе (во втором полугодии, когда дети уже чуть привыкли к школе, к классу, к учительнице, к одноклассникам...

Бывалый (19.05.22 11:52)

Всех бывших пионеров поздравляю со столетием пионерской организации!

Stanichnik (19.05.22 12:17)

Будь готов!

Бывалый (19.05.22 12:37)

Усегда готов!

Heach (21.02.22 21:12)

Мне понравилось очень! Побольше бы таких фотографий возвращалось к нам! Спасибо, Андрей! Интересно рассматривать.

Stanichnik (21.02.22 21:45)

Спасибо Юра. Я, когда перебирал эти фотографии, обнаружил, что многие из общих снимков с учениками имеются в нескольких экземплярах. Не сразу понял, почему. Потом дошло, что просто кто-то из учеников не забрал свою фотографию. Причины могли быть разными.

Heach (21.02.22 22:31)

В дни развала школы я нашёл несколько невостребованных альбомов, которые, вероятно, ждали своих владельцев. Похожая история. Вот потому и возвращаются :)

Светлана Николаева (21.02.22 21:33)

На 12- й фотографии крайняя слева, сидит- очень похожа на нашу первую учительницу, Валентину Ивановну. В 1967 году она уже была в солидном возрасте. Маловероятно, конечно, но похожа.

Stanichnik (21.02.22 21:49)

В первом классе мир был очень маленьким. И не сильно выходил за пределы своего двора и своего класса. Я не помню учителей младших классов, кроме нашей Екатерины Андреевны.

Светлана Николаева (21.02.22 22:05)

Я одноклассников не помню в первом классе.)) Они для меня в  третьем классе стали проявляться. Тоже не помню первых учителей в параллельных классах.  

Heach (21.02.22 22:48)

Меня очень заинтересовало последнее фото, крайняя женщина справа (вторая после мужчины) невероятно напоминает мне нашу первую учительницу начальных классов. По возрасту в принципе тоже все сходится, но её история в школе мне не знакома.

Светлана Николаева (21.02.22 23:13)

У нее интересная внешность. Не удивительно, что ты ее узнал. Бывает же так!!

Heach (21.02.22 23:28)

Фактурно очень похожа и лицо тоже. Но я на 16 лет позже пришёл и в 20-ю. Здесь 75-я, но очень возможно, что добирали людей в поездку из 20-й.

Колькя (23.02.22 05:37)

Она же и на предпоследней фотографии в другой одежде, но в руках все та же сумка, такие в хуторе называли сапеточка, дно плоское и устойчивое, как раз чтобы складывать яичку.

Stanichnik (23.02.22 07:49)

Яичку!

Heach (13.03.22 10:14)

Вот, по моему предположению, она через 16 лет. Может быть я ошибаюсь.

А.Г. (12.03.22 17:44)

На 12 фото третья слева в верхнем ряду - Мария Юрьевна Гайворонская -учитель начальных классов, отличник народного просвещения. Дожила до 102 лет... В нижнем ряду вторая слева Тирацуян Е.С.- тоже начальная школа.

Stanichnik (12.03.22 19:23)

Спасибо боьшое!

Светлана Николаева (14.03.22 21:52)

Добрый человек, скажите, о каких еще учителях школы № 75 Вы можете рассказать? Ваши знания необычны.  Вы выпускник нашей школы?  

А.Г. (23.03.22 22:35)

Нет, из 21, по этим педагогам довелось пообщаться с людьми, которые их застали в живых. Вот фото Гайворонской с учениками - здесь ей примерно 101... Жаль, качество хромает

Heach (29.01.23 12:17)

На всё том же двенадцатом фото меня заинтересовало фото мужчины в центре снимка. Так обычно по всем законам жанра усаживался директор. У нас не хватает фотографий двух директоров Хохлова и Полякова как раз того периода. Подозреваю, что это один из них двоих. И оно точно послевоенное, в публикации предположение, что довоенное. На снимке 1936 года есть узнаваемые лица учителей значительно моложе.

Heach (29.01.23 13:46)

Андрей, а годы работы бабушки в школе 1947-1962? Или она до войны ещё работала? Если эти годы, то на фото директор Хохлов, в публикации есть ещё фото с Петросьяном, но не Литавин и не Бершадский.

Гость (13.03.22 20:02)

Школа 75. 1й класс В. 1962год. Есть фотки или кто живой?

Stanichnik (13.03.22 20:47)

Посмотрите    ЗДЕСЬ

Гость (13.03.22 21:23)

Спасибо. Никого не встретил.

Stanichnik (13.03.22 21:58)

Печально.

Heach (14.03.22 22:21)

А у вас осталось фото хотя бы выпускное?

Попов Михаил (15.03.22 00:26)

Если не ошибаюсь, с 1-го Орджоникидзе в 1962 году в 75-й школе начали учиться Саша Миронов и Саша Николаев. Саши Миронова уже лет 7 как нет на этом Свете. А о Николаеве я плохих новостей не получал.

Stanichnik (15.03.22 07:46)

Если Саша Миронов тот, который работал Главным сварщиком на РСМ, то я его хорошо знал.

Попов Михаил (15.03.22 11:40)

Да, это он. Саша вырос в доме на улице Коллективная. Соседний двор принадлежал его деду по матери Родиону Григорьевичу Дианову. Это был замечательный человек: первосельмашевец, поднят партией до руководителя горсовета. Потом вернулся на завод и много лет возглавлял цех серого чугуна. Излучал море обаяния, умница.

А Саша в 1970-х переселился в дом, построенный на Первой Конной сразу за пересечением с Пановой, возле бывшего трамвайного круга. Встречались очень редко, но радостно. Светлая ему память.

Stanichnik (15.03.22 15:36)

У меня по Дианову есть маленький но интересный материал. Руки не доходят.

А.Г. (13.03.22 22:39)

14 фото - "корпоратив" крайняя справа - Полина Фёдоровна Белякова - физик, завуч 75-ки с 58 по 63 год, позже директор 23 школы.

Светлана Николаева (13.03.22 23:10)

Скажите пожалуйста, на 12 -ом снимке, женщина крайняя справа, сидит , Вам не знакома? Она очень похожа на мою первую учительницу -  Валентину Ивановну. Фамилию не помню. Она еще прихрамывала. 

А.Г. (14.03.22 06:35)

К сожалению, нет

Светлана Николаева (14.03.22 08:43)

Благодарю Вас.

Попов Михаил (19.05.22 13:14)

Вот такую пионэрку мне друзья прислали сегодня. Симпатичная

Stanichnik (19.05.22 14:58)

Долго в гостях была?

Бывалый (19.05.22 15:13)

в комсомол не взяли за аморалку

ОЛЬГА Г. (28.01.23 21:55)

В начале этой страницы есть фотография 1948 года с надписью "Дорогой учительнице от благодарных учеников". а далее идут фамилии.  Но  пока интересные  две первая и вторая - В.Шестоух и Ю. Летников.  Юрий Васильевич Летников - известный ростовский  журналист, краевед, выпускник Новочеркасского Суворовского училища (1943-1948 или 1949), имеет множество заслуг, наград. Его биографию можно прочитать в "Донском  временнике". Но меня особенно привлекли эти строки, относящиеся к нашей школе. " В  1954 году после долгой разлуки, в Ростове я встретил свою одноклассницу Веру Шестоух, с которой  вместе учился в начальных классах у замечательного педагога Марфы Диомидовны Соколовой. Мы с Верой поженились, а когда пришло время, уговорили Марфу Диомидовну принять нашего сына в  ее первый класс." Я предполагаю, что  на фотографии Юрий и Вера Крайние слева. А еще я думаю, что скорее всего  Юрий Васильевич очень хорошо знал Зимовейского Ермолая Степановича по Суворовскому училищу, который в 1941 работал учителем географии в 75-й школе.  Как все-таки интересно переплетаются  судьбы людей!  У Юрия  Васильевича Летникова  я нашла еще одно упоминание о его однокласснице по начальной школе, но эта история очень трагичная.  В 1980 году в журнале "Дон" № 10 (стр. 130-136) напечатан рассказ  Юрия Летникова "Мальчишки в солдатских шинелях". Сам рассказ я никогда не читала, но вот  очень маленький кусочек из него удалось найти. События происходят в оккупированном Ростове 1942 года.  Разговор происходит между  автором, которому тогда было лет 11-12 и кем-то из более взрослых. Второй говорит: " В городе свирепствовали оккупанты, они за час на рассвете вывезли и уничтожиди целую семью, жившую рядом с Лотошниковыми.  Это были Фиалко. Четверо детей. "  Юра: " Фиалко? Знакомая фамилия, с черноволосой тихой, скромной Розой  Фиалко я учился перед войной в первом. втором, третьем классах в школе  на поселке Сельмаш. И тогда мы говорили: Роза Фиалко это  же здорово!"  Вот так оборвалась жизнь ростовчан с очень красивой фамилией ФИАЛКО. Возможно, что эта  черноволосая  тихая девочка Роза Фиалко  смотрит сейчас на нас с довоенной фотографии класса. Если кто-то из вас заинтересуется событиями  этого рассказа, советую  найти в Публичной библиотеке этот номер журнала  "Дон". Лотошниковы - это родители Саввы Лотошникова. который был связным в партизанском отряде Югова. Отец и мать  Саввы работали на Ростсельмаше. Савва - выпускник Новочеркасского  Суворовского училища.  Фото памятника  на Северном кладбище взято с сайта Юрия Рудика.

Stanichnik (29.01.23 07:26)

Спасибо Ольга! Я мечтать не мог, что найдутся подробности о моих близких.

ОЛЬГА Г. (29.01.23 08:22)

Пожалуйста,  Андрей!  Я тоже с большим интересом читаю на   Вашей Меотиде все публикации и всматриваюсь в фотографии, от которых невозможно оторваться. Столько  я здесь узнала для себя нового, что эмоции зашкаливают. Спасибо  Вам за это!

ОЛЬГА Г. (29.01.23 09:26)

Я  бы сама хотела найти фотографии первой учительницы моего папы, который пошел в первый класс 75-й  школы в 1934 году.  Ее звали Ольга Николаевна, фамилию ее я не знаю.  Папа дал мне имя в ее честь. В детстве на мой день рождения бабушка мне всегда об этом напоминала.

Heach (29.01.23 10:33)

Могу подозревать, что на фотографии педсостава 1936 года она может быть. На этой фотографии я подозреваю, что есть и директор Рубис. Александр на ней опознал ещё двоих преподавателей.

ОЛЬГА Г. (29.01.23 13:39)

Спасибо, Юра! А не можете подсказать , заголовок темы и номер страницы, а то я еще плохо знаю, как найти фото. Помню, что  я точно его видела, а сейчас найти не могу.

Heach (29.01.23 13:51)

Здесь https://meotyda.ru/node/1856 , это фото есть в альбоме с какой-то надписью. Андрей может нам его дать сейчас. Если бы мне сказали - покажите на этом фото директора, или просто человека по фамилии Рубис, то я бы указал однозначно на эту женщину.

ОЛЬГА Г. (28.01.23 22:49)

Вот они ростсельмашевские Фиалочки. На Яд Вашем только четверо их.

ОЛЬГА Г. (28.01.23 23:30)

Розе  Фиалко на момент смерти было уже не  6 лет, если она проучилась три  класса в школе.

Heach (28.01.23 23:50)

Спасибо за ваши находки, Ольга! Они очень хорошо дополняют публикации.

ОЛЬГА Г. (29.01.23 00:21)

Пожалуйста, Юрий! Я смотрю сейчас на ВГД списки  уничтоженных евреев в Ростове. Фиало в базе тоже  четыре человека числятся, все те, что у меня.  Но детей-то у родителей было четверо. Значит не всех уничтожили? Или двое младенцами были, не найду никак  еще двоих. В 1970-е годы в  ростовской школе № 53 была учительница немецкого языка по фамилии Фиалко. Скорее всего родственница.

ОЛЬГА Г. (29.01.23 00:29)

У очень многих в базе ВГД есть домашние адреса и сведения в ГАРО или  в ЦДНИРО. А у  Фиалко - ни одного, ни второго. ни третьего.  Жалко.  И по базе Яд Вашема  у родителей не поставил родственник ни адреса, но места работы, ни профессии. ни возраста.

Гость (29.01.23 15:53)

1962год. Первоклашки школы 75. Есть такие? Отзовитесь!

Heach (29.01.23 15:59)

Здесь не ваши? https://www.meotyda.ru/node/2835

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 8 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.