На сайте PASTVU.COM, который я не перестаю хвалить и уважать, появился аэроснимок Аксая и окрестностей 1943 г., из архива Аксайского музея.
Разместил снимок Serge61, который и на Меотиде известен, и участвует в обсуждениях, касающихся истории Аксая.
Снимок очень интересный, поэтому не мог отказать себе в удовольствии прокомментировать несколько его фрагментов.
Цифры пунктов моего измышления соответствуют цифрам меток на снимке.
1. Легендарного Плашкоутного моста нет и в помине. В описаниях истории Аксайской переправы встречал упоминания, что он был разбомблен и сгорел в 42-м, но остатки его долго лежали, прибитые к берегу ниже по течению. На этом снимке остатков не видно. Лес в наших краях ценный материал.
2. У стеклозавода видны следы другой переправы. Вероятно, это немецкая, сооруженная из модулей «Брюкенгарет». Но самих модулей не видно. Возможно, понадобились в других местах. Но похоже переправа у Стеклозавода использовалась и без немецких модулей как пешеходная. Наверное на лёд уложили всякие подручные средства. Других действующих переправ в округе не видно.
3. Кобяково городище сильно подрезано железнодорожной веткой, аварийно сооруженной нашими железнодорожниками летом 42-го для обеспечения отступления войск за Дон. Иногда в разрушении исторического памятника обвиняют современных хозяйственников.
4. На месте будущего Аксайского моста – глубокий овраг.
5. Я неоднократно читал, что эта железнодорожная переправа была спешно возведена и позволила нашим войскам отойти на левый берег Дона, когда ростовские мосты были уже выведены из строя вражеской авиацией. Но состояние места, на котором должен быть мост через болото, говорит о том, что его не было. (на следующем фрагменте карты)
6. А сам железнодорожный мост через Дон, несомненно, был. Об этом говорят большие воронки от бомб на берегу.
7. Посмотрите как грандиозно выглядят мосты Ольгинской дамбы. Видно, как потоки половодья оставили следы на много сотен метров ниже моста.
8. Почтовой станции у Одигитриевской церкви никогда не было. К дому, в котором теперь размещается замечательный, одноименный музей, ведет узкая, едва заметная дорожка позади ограды Одигитриевской церкви. Где там разместиться десяткам «троек», мчащих путников на Кавказ и обратно? Можно, конечно, предположить, что подъезд был, но его застроили в ХХ веке. Но рельеф говорит о том, что подъезда никогда не было.
9. Не могу понять назначение этой прямоугольной насыпи. Смотритель моста с командой там размещался что ли?
На следующем фрагменте обратите внимание на интересную технологию (вероятно, ручную) разработки глиняного холма для производства кирпича.
Интересных деталей на этом снимке гораздо больше. Это я наспех.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1044 | Автор: Stanichnik | Дата: 29.12.2021 | Комментарии (40)
На этом снимке 1941 г. из того же источника, хорошо виден плашкоутный мост и строящийся железнодорожный. Для него еще не готов паодъездной путь через Кобяково городище.
Сомневаюсь, что снимок из коллекции Аксайского музея... Цифровой снимок, если не ошибаюсь, впервые появился в подборке аэрофотоснимков у Джона Кельвина, а оттуда уже разошелся по Интернету.
Я не придавал этому большого значения. На PAST VU, где я взял этот снимок, указан источник, я его указал здесь.
Как я понимаю, у всех таких снимках похожая судьба. Сначала архивы Вермахта попали к американцам. Потом, когда они потеряли актуальность, их стали передавать в различные библиотеки США. А оттуда они расползлись по России. Часто за деньги.
Очень содержательный материал, большое спасибо!
где это Место?
https://pastvu.com/p/1481911
Я думаю, это контровой снимок.
https://pastvu.com/p/1487789
чо значит
контровый
?
что значит?
На обоих снимках виден мост чрез ручей. Между Ростовом и Аксаем единственный ручей - Кобяковка. Один снимок сделан с Аксайского холма, а другой с Кобякова городища.
Я сам тоже думаю, что это Кобяковка. Учитывая, что ландшафт четыре раза менялся.
1. При строительстве ж/д тупика часть холмы взорвали.
2. При строительстве Аксайского моста взорвали центральную часть городища.
3. В 90 расширяли М4 и распоектировали кольцо перед мостом
4. Пару лет назад через Балку сделали дорогу из Аксая к М4 на кольцо.
Надо тогда еще вспомнить Ольгинску. дамбу. Когда её строили в середине 19-го века, тоже была срыта часть Кобякова холма.
Я отталкиваюсь от снимка с Аксайского холма времен экспедиции Миллера 1925--26 годов
Крутил этот снимок и так и сяк, рисунок дорог не сходится с аэроснимками. И меловых склонов я в Кобяковке не помню.
Может район Стройеерамики
Это не мел
Это ракушечник
Холмы всё таки глиняные. Но самый главный аргумент говорящий против Кобяковки, это несовпадение дорог на снимке и на аэроснимке.
холмы на Кобяковке глиняные - я там по детству гулял/на рыбалку/в ресторан "Океан" и т.д. )) ...и со стороны М4, и далее к стеклозаводу (в сторону Аксая) - глина.
Возможная точка съемки?
При таком ракурсе, был бы виден противотанковый ров, а его не видно. И главная дорога на снимке, после моста поворачивает налево. А на аэроснимке её нет.
Укажите стрелкой противотанковый ров
Я на вашем фрагменте и покажу.
вот ещё привязка к местности современной - овраг самый большой на снимке 1942 г., он и помнится самым большим (70-е - 80-е - 90-е XX века), его до сих пор засыпают грунтом, вот:
Мы спорим, где было сделано это фото. Похоже на Кобяков ручей и западную окрестность Аксая. И говорят, что надпись соответствующая есть на обороте. Но детали не сходятся.
Это фото из коллекции Евгения Сосницкого (Титул, Ростов на дону)...
На фото, судя по расположению и длине тени, юг справа...
По первому пункту в статье дополню. Плашкоутный мост действительно разбомбили в 1942 году. Ниже снимки из коллекции Е. Г. Сосницкого на которых уже немецкая переправа в Аксае.
Утверждения в пятом пункте несколько спорные. Ниже дана немецкая карта по состоянию на 21 XI 1941. На карте видно, что к этой дате уже имелась проложенная до Ольгинской железнодорожная ветка. Относительно даты на карте и даты начала войны выходит, что как минимум строили ветку четыре месяца в 1941 году, а не в 1942. И, скорее всего, строили не для вывоза отступающих частей РККА, поскольку невозможно было предположить в первой половине 1941 года, что немцы придут от границы к Ростову за четыре месяца. Строить железнодорожный объезд вокруг Ростова (как, возможно, и дополнительный литерный железнодорожный мост рядом с Американским мостом) стали, скорее всего, для увеличения пропускной способности железной дороги для тех спецсоставов, которые двигались в Закавказье и к нашим южным границам в этом направлении, где были Турция и Иран. В случае начала войны СССР с Германией, Турция и Иран могли присоединиться к Германии против нашей страны (по факту, в августе 1941 года подразделения РККА были введены в Иран, а Турция занимала нейтралитет). Вот это, возможно, и есть основная причина строительства обходной железнодорожной ветки мимо нашего города.
От Ольгинской до Батайска железнодорожную ветку дотянули, видимо, как только отогнали немцев от нашего города первый раз, поскольку по ней действительно вывозили отступающие части РККА в 1942 году (или все было достроено, да немцы не разведали в 1941 году). Карты этого места в 1942 году пока не довелось видеть, но ниже дана полная и фрагмент карты послевоенного периода, на которых видно, как располагалась объездная железнодорожная ветка от Аксая на Батайск, через Ольгинскую. (карта 1931 года дана для общего представления о ситуации)
В общем случае, представляет интерес предположение (согласно немецкой карте) о строительстве железнодорожной ветки от Аксая до Ольгинской за четыре месяца, с 22 июня 1941 года до 21 ноября 1941 года. Или работы все-таки начались несколько заблаговременно, до начала войны, поскольку объем работ был большой.
Есть еще один аэроснимок, позволяющий утверждать, что мост через болото не был построен. Он тоже с past vu. Снимок зимний. На нем хорошо видны или опоры, или их фундаменты. Но не полотно.
Есть на этом снимке Аксай?
Это тоже место, которое мы обсуждаем. Участок железной дороги от временного моста через Дон до Ольгинской дамбы.
Это еще одна аэрофотосъемка люфтваффе ст. Аксайской?
Она есть на past vu
Это фрагмент (полная версия ниже) зимнего немецкого аэрофотоснимка от 25 декабря 1941 года. Т.е. это вид обсуждаемого места после первых боев за наш город. Соответственно мосты при этом могли не уцелеть. А так, мосты на карте отмечены немцами. В общем случае опоры сохранились, а “надвинуть” фермы моста на опоры не должно занимать излишне много времени. По этой ссылке: https://pastvu.com/p/644820 давал анализ возможной даты снимка. Среди прочего там сказано, что немцы “подняли” литерный железнодорожный мост (рядом с “Американским” мостом) в 1942 году, всего за месяц. И это с восстановлением разрушенных опор моста (правда, сколько при этом полегло наших пленных, привлеченных к работам, найти данных не удалось).
В общем же случае, мои аргументы о том, что эта железнодорожная переправа НЕ была спешно возведена. До Ольгинской дамбы от моста нужно было насыпь проложить. Полагаю, это было не быстро. И строили эту ж.д. линию изначально не для того, чтобы она позволила нашим войскам отойти на левый берег Дона.
Кстати, вот здесь: https://bookscafe.net/read/tike_vilgelm-marsh_na_kavkaz_bitva_za_neft_1942_1943_gg-160643.html#p11 в воспоминаниях событий со стороны противника ( Тике Вильгельм, книга: Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг.), говорится, что немецкой спецгруппе (8-я рота полка Бранденбург) в 1942 году удалось захватить литерный железнодорожный мост ( Американский мост после 1941 года стоял разрушенным) и честь дамбы на Батайск. Правда, потом прорвавшиеся немцы, были ликвидированы. Тогда, выходит, что литерный мост стоял (действовал) до самого отхода наших войск. А Аксайский ж.д. мост мог выполнять при этом дублирующую роль.
Валерий, всё правильно. Это карта 41-го. Но я её привёл как аргумент в разговоре о карте 43-го. В том смысле, что состояние моста через болота в 43-м, такое же как и в 41-м. А то, что эта ветка строилась долго, возможнор её начали ещё до войны, с этим я согласен.
И ещё один вопрос меня интересует, если по Ольгинской дамбе был проложен железнодорожный путь, как по ней двигался колесный транспорт? Двум дорогам там места нет, особенно на длинных мостах. А без сухопутного пути из Аксая, невозможно.
Где-то читал
По дамбе двигались и авто и ж/д
Двум дорогам, Андрей, там место есть. Достаточно поближе взглянуть на этот аэроснимок 25 декабря 1941 года. По нижнему краю снимка виден выделенный немцами номером три мост (мосты). Там видно, как сливаются две колеи-насыпи от железнодорожного и автомобильного путей. Это, кстати, лишний аргумент в пользу версии о начале строительства объездной железнодорожной ветки еще до войны, поскольку насыпь под железную дорогу быстро не сделаешь. Очень большой объем работ.
На снимке 1941 года есть немецкое пояснение 1а – недостроенный ЖД мост. Разрушенный мост выглядел бы иначе
Да, вижу. Немцы записали мост в недостроенный, поскольку над самим болотом видны пролеты моста. Не видны пролеты над поймой, между мостом и насыпью, там видны только опоры.
Тогда, ниже еще один немецкий аэрофотоснимок от 11 октября 1941 года, из того же источника (для лучшего восприятия повернут на девяносто градусов). Видно, что мост через Дон также разрушен (значит, это однозначно работа немецкой авиации). И хорошо видно, что разрушена центральная часть моста. Но части моста примыкающие к берегу (заезд и съезд) не разрушены (на снимке от 25 декабря 1941 года тоже видно, что заезд и съезд у моста через Дон не разрушены). От этих целых пролетов видна тень в виде сплошных прямых темных линий. Для уточнения, можно посмотреть на автодорожный мост, первый по Ольгинской дамбе после плашкоутного моста, (который на этом фото еще “есть весь в помине”). У этого первого моста тоже видна падающая от него тень в виде сплошной прямой темной линии (по той стороне, которая к протоке). И если теперь посмотреть в левую часть снимка (практически напротив автодорожного моста), то в том месте, где на декабрьском снимке можно увидеть опоры, на октябрьском снимке можно увидеть сплошную прямую темную линию — тень, падающую от расположенного там моста. То есть мост над болотом все-таки был.
Но в данном случае, разговор не о состоянии мостов. Повторюсь, разговор о том, что объездная железнодорожная ветка от Аксая до Батайска строилась не быстро и изначально не для того чтобы по ней отступали наши войска.
Думаю, что жд ветка через мосты 1 и 1а была достроена и какое-то время функционировала. Заметна готовность жд насыпи и полотна. Было бы странно, что основной мост через Дон (1) был построен, а малый мост (1а) нет. Даже логично было бы сначала построить вспомогательный мост (1а) для подвоза материалов и конструкций, необходимых для строительства основного моста через Дон.
«Недостроенный мост» (1а), который видно на фотографиях, можно объяснить следующим образом. После того, как был разрушен основной мост через Дон (1), малый мост(1а) потерял своё значение, его фермы были демонтированы для восстановления других пострадавших мостов
Тогда надо предположить, что на фото 41, еще недостроенный мост, а на фото 43 уже разобранный за ненадобностью.
На всех фотографиях ситуация похожая. Большой мост через Дон разрушен, малый мост существует в виде опор. Если принять версию «демонтажа», то разрушение большого моста и последовавший демонтаж малого случились до того, как были сделаны фотографии.
Оставить комментарий