Поворачиваем с Усть-Донецкой трассы к хутору Коныгин и попадаем в другой мир. Много раз испытывал это чувство, но не перестаю удивляться, как почти мгновенно с равнины попадаешь в предгорья.
Сам хутор, которому 233 года, вместе с соседними хуторами и станицами лежит на огромной дуге, образованной высоким правым берегом Сухого Донца.
Гряда пологих холмов, закрывающих хутор от северного ветра, видна с каждой его улицы.
И кажется, что эти холмы защищают хутор не только от ветра, но и от злых мыслей и дел. Иначе как объяснить, что в Коныгине, а вместе с ним в Ещеулове, Крымском, Виноградном, Ольховском и Раздорской сохранилось столько образцов старой, тихой и человеческой архитектуры?
Но наша цель не старинная архитектура, а хуторской храм. Он освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1879 г.
И даже не сам храм, а часовня по дороге от храма к хуторскому кладбищу.
В этот раз мы застали её полуразрушенной.
Я собственно и поехал к этой часовне, боясь, что не застану её позже. По многочисленным фотографиям этого места, выкладываемых в сеть, я видел, что часовня медленно разрушается.
А впервые я увидел эту часовню лет десять назад такой. Тоже полуразрушенной, но сохранившей многие черты и детали.
Я объясню свой интерес к конструкции этой часовни или, как на Дону ещё иногда говорят, Каплице.
Она изготовлена из железобетона. И построили её никак не позже 1917 г. А в те времена железобетон в наших краях был не просто редкостью, а уникальной редкостью.
Известно одно железобетонное сооружение начала 20-го века, дожившее до наших дней. Это мост через речушку Кумшак недалеко от Цимлянска.
Предание гласит, что в том месте, где сейчас стоит этот железобетонный мост, был старый, деревянный. А возле моста – почтовая станция. Служил на станции добрый и хлебосольный смотритель по фамилии Бушев.
Именно хлебосольство хозяина заставляло многих проезжих по казенным надобностям по Царицинскому тракту задерживаться на станции дольше положенного.
Задержавшимся добрый смотритель выдавал бумагу о том, что де утлый мост через Кумшак снесло половодьем. И ехать не было никакой возможности.
Когда таких бумаг стало слишком много, случился скандал, дошедший до Государя императора.
Он то и приказал итальянским мастерам построить наикрепчайший мост, которому не страшны никакие бури.
Стоит до сих пор. Любуйтесь.
Вот я и подумал, а может быть итальянские мастера, справившись с поручением Государя, решили, как бы мы сейчас сказали, подхалтурить. И взялись за строительство других объектов.
У меня есть основания считать, что они приложили руки к строительству церкви в хуторе Евсеевском, на Кундрючьей.
Тем более, что центральный параллелепипед часовни выполнен единым блоком. Такая конструкция и при современной технологии вызвала бы уважение. А в начале 20-го века она вообще невероятна.
Начал я с осмотра колонн церковных ворот, лежащих у ограды. Они каменные. И, вероятно, являются самыми старыми видимыми конструкциями во всём ансамбле. Ремонтировали их бандажами с гайками. Гайки на бандажах шестигранные, а они получили распространение в середине 20-го века. Эти колонны нас пока не интересуют.
А осмотр разрушенных конструкций часовни сразу дал представление о её устройстве. Вокруг каркаса из вертикально поставленных труб сплели арматурную сетку из проволоки.
Всю конструкцию обшили опалубкой и залили раствором. Плотность укладки которого, кстати, невысокая.
Это и послужило причиной разрушения здания часовни. В железобетоне металл и камень работают «друг на друга». Камень не даёт доступа воды к металлу. А металл в свою очередь даёт всей конструкции «работать на изгиб». И когда между металлом и камнем единство, такие конструкции служат долго. Смотри итальянский или, как его еще называют по фамилии станционного смотрителя, Бушев мост.
Здесь такого не случилось. Даже деревянные закладные остались в бетоне. Что ни в какой ситуации не допустимо.
Нет, итальянцами здесь не пахнет.
Но это и хорошо. Значит местные жители, да не в городе, а в далёком хуторе, решили освоить высокую по тем временам технологию.
Наполнителем служил мягкий и пористый известняк – ракушечник. Что не лучший вариант. А по плотности камня можно судить, что вяжущим веществом являлась известь.
Теперь главный вопрос, на который я не нашел ответа. Как сделан орнамент на боковых поверхностях центрального параллелепипеда?
Эти кресты и орнаменты на углах и под окнами. Как их сделали? Наносили орнамент по сырому раствору после снятия опалубки? Или все-таки заливали конструкцию не вертикально, а на боку, поочередно формируя четыре стороны?
Загадка.
Не вполне ясна и технология сборки всей конструкции. Для чего эти «чаши» в основании параллелепипеда? Но на этот вопрос можно ответить при более тщательном осмотре.
Одним словом, в начале 20-го века здесь вдали от технических центров цивилизации местные умельцы попытались освоить «космическую» по тем временам технологию. Не имея под рукой не только портландцемента, но и других подходящих материалов. И не обладая достаточными опытом и знаниями, они, тем не менее, возвели уникальную конструкцию, простоявшую почти сто лет.
Памятник. Поклонимся.
Но стоит этот памятник сейчас развалившийся. Протягивая руку, как нищий на дороге к хуторскому кладбищу.
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 296 | Автор: Stanichnik | Дата: 29.11.2021 | Комментарии (4)
Опечалил ты меня разрушительной новостью про часовню!
А что делать? Взывать к общественности? Клясть чиновников? Пиариться на очередной ушедшей старине? Вряд ли смогу. Рассказать интересно - это иногда получается.
Делать, пожалуй, уже нечего... Это - как мельница Лакиера. Но меня всегда удивляла эта "часовня". Она как-то совсем не вяжется с окружающим пейзажем. Если часовня кладбищенская, то какой был смысл ее возводить? Под боком - церковь. Выглядит больше похожей на склеп, но стоит в ограде. Что-то тут не так. И, ксати, Бекреневский мост - не единственное железобетонное сооружение того времени. Еще надо вспомнить церковь в хуторе Карповском.
Возможно, что по причине удалённости от других хуторв и станиц, и невеликого размера самого хутора, церковь не всегда была открыта. А на кладбище люди ходили всегда. И для желающих поставить свечку за упокой, существовала эта часовня.
Оставить комментарий