Рок-н-ролл в космосе Ростова

Идя навстречу пожеланиям читателей "Меотиды" продолжаю публикацию страниц книги Ричарда Шупбаха «Rostov Папа». О книге и ее авторе я сообщал раньше здесь.

Рок-н-ролл в космосе Ростова
 

Там же можно почитать и одну из глав означенной книги. Но сегодня я не случайно решил предать гласности главу под названием "Рок-н-ролл". Ведь 12 апреля - это не только день первого полета человека в космос, но и день рождения рок-н-ролла. В 1954 году в этот день американский музыкант Билл Хэйли со своей группой Кометы ( обратите внимание на космическое название группы, а также на то, что Хэйли и Галлей по-английски пишутся одинаково. Случайности быть не может!) записал знаменитую композицию Rock Around The Clock, положившую начало канонической истории рок-н-ролла, который, как известно, неразрывно связан с сексом и лекарственными препаратами.

Рок-н-ролл в космосе Ростова
 

Ричард Шупбах рассказывает нам, каким он увидел рок-н-ролл в пространстве Ростова-на-Дону  далекого 1969 года. Кстати, в книге пристутствуют главы  про секс и лекарственные препараты в космосе Ростова-на-Дону. Но это - в другой раз. А сейчас - рок-н-ролл!

Рок-н-ролл в космосе Ростова
 

РОК-Н-РОЛЛ

Правда ли, что он сыграл гимн США зубами?

Is it true that he played the National Anthem with his teeth?!

Некоторые из тех продвинутых и интересных людей, с кем мне довелось повстречаться, были без ума от западной рок-музыки. Сначала на всех вечеринках, куда меня приглашали, я ощущал себя героем именно из-за моих рассказов о том, что можно вот так запросто включить радио и услышать Джими Хендрикса ! Правда, в то время в США эту музыку называли «андеграундом», потому что своей популярностью она только начинала покорять «истеблишмент», потреблявший «Топ-20» с Пэтом Буном. Но в СССР это была «подпольная» музыка по-настоящему: ее невозможно было никогда услышать ( во всяком случае --по радио), а власти ее всегда только ругали ( понапрасну).

Для большинства этих молодых людей на вершине Олимпа рок-музыки находился Джими Хендрикс, или, о, боже!, эйсид -рок! Я попытался мягко дать понять, что несмотря на свою блестящую технику игры, Джими Хэндрикс далеко не в первых рядах череды таких признанных музыкантов ритм-н-блюза, как, например, Рэй Чарльз и Би Би Кинг, Арета Франклин и Леон Рассел. Или даже - Эрик Клэптон с его композициями раннего, «непричесанного» периода. Ведь ими сделани вклад в развитие рок-музыки на порядок существеннее, чем Джими Хендриксом, который хоть и был потрясающим гитаристом и артистом, но не очень значимым по нашим американским меркам. И после этого меня перестали приглашать.

Такая черта характерна для всей российской истории. Русские в своем желании позаимствовать у Запада почти всегда тяготеют к внешнепомпезной, «барочной» стороне тамошних аспектов бытия. Но зато потом, когда они осознают, что сняли пенку, а отнюдь не сливки, реагируют гневно, часто обвиняя в своих бедах Запад. Что ж, они правы, ведь мы породили Джими Хендрикса, «Железную Бабочку» и коммунизм.… ( Интересно, как долго они смогут противостоять «назначенному нападающему»?). Неужели они не хотят вобрать нечто более рациональное? Отвечу: - Нет! Эта традиция восходит к XVI веку, к Ивану “Грозному” и еще переживет нас всех.

Другая часть молодежи увлекалась музыкой соул, а также музыкой "Битлз" (BeatIy) и "Роллинг Стоунз" (Rolingy). Одной из первоочередных моих задач было засесть за перевод песни “Битлз” “Назад в СССР”. В газете “Известия” опубликовали “перевод” этой песни, из которого становилось понятным, что битлы ОЧЕНЬ счастливы оказаться “снова в СССР”, что “московские девушки так красивы”, что “Запад-это то, что они рады оставить позади... " " Ведь это не правда, - с надеждой вопрошали меня, - чтобы песня была именно об этом?” И я отвечал, что, на самом деле, песня — пародия на «Бич Бойз», у которых внешне заимствованы только тональность, ритм и лирические образы. Но все заканчивается строкой "...и Джо-Джо всегда у меня на уме-ме-ме» ”, что является прозрачным намеком на присутствие Дядюшки Джо - Иосифа Сталина. И пулеметное стаккато “-и-и-и-инд". От этих соображений и от того, что "Битлз" не занимались просоветской пропагандой, у них на душе становилось легче и радостнее.

У моего друга Вити была пластинка - альбом Уилсона Пикетта, который он все время слушал. Мне же нравилось слушать только две самые лучшие композиции Пикетта : “Midnight Hour” и “Mustang Sally”. Однако осознание факта обладания АЛЬБОМОМ УИЛСОНА ПИКЕТТА было настолько важным и потрясающим, что соображение о том, что две песни могут быть лучше других на этом альбоме, абсолютно не имело никакого значения. Ведь это же — НАСТОЯЩИЙ АЛЬБОМ УИЛСОНА ПИКЕТТА, а не копия. В нем все подлинно: и происхождение, и обложка, и вкладыши… Поэтому, будь добр, постарайся тактично держать язык за зубами со своим мнением о различном качестве мелодий с пластинки!

У Вити была настоящая “русская” любовь к рок-н-роллу. Несмотря на трудности с добыванием музыкального материала, его пристрастие имело “исторические корни.” Он поклонялся божеству Билла Хейли и Комет не столько потому, что “Rock Around the Clock” - великая композиция (она была “очень хороша”, по его мнению), сколько потому, что она лежала в самом историко-хронологическом ОСНОВАНИИ рок-н-ролла. Они были в самом начале этого всего, опередив даже Элвиса Пресли, и тем самым заслуживали молитв и любви.

У Вити был друг Николай (сокращенно - Коля), который безумно фанател от Элвиса Пресли. Все, что хоть как-то связано с “Королем”, требуется почитать и охранять. Коля дошел до того, что назвал своего новорожденного сына Элвисом ( Elvis Nickolaevich)! Даже трудно представить, что пришлось пережить его ребенку! Во-первых, русские предпочитают давать детям имена из небольшого числа привычных : может быть, дюжины, от силы -- 20. (Пушкин сетует на отсутствие разнообразия имен в "Евгении Онегине".) Во-вторых, быть названным в честь “Короля рок-н-ролла” в 1970-е годы в советской провинции — это просто уму непостижимо! Остается надеяться, что ребенок вырос достаточно крепким, чтобы суметь постоять за себя на школьном дворе. Ему, бедняге, предстояло пережить еще 20 лет коммунизма с таким именем. Теперь, 40 лет спустя, и после “Падения железного занавеса”, такое имя могло бы стать и неплохим для начала, но это не могло пройти просто так для него в 1970-х и первой половине 1980-х годов. (Если предположить, что он тоже назвал своего сына Eivis, то сын был бы Elvis Elvisovich!).

Однажды поздним вечером меня пригласили на “встречу с молодежью". Ожидались обычные утомительные политические речи о необходимости надрать кому-то задницу, чтобы убедить в Неизбежности Победы коммунизма, предупредить о Вреде Алкоголя и наркотиков, об Опасности Потери бдительности и т. д. и т.п. Но зато по окончании этой скукотищи будет немного джаза, а потом еще и рок-ансамбль сыграет две вещи! Это было просто сенсационно в рамках, официально принятых в советском обществе. И мне сказали, что я могу там присутствовать.

Местом проведения мероприятия был подвал “Клуба молодежи". Он походил на пещеру, с очень низким потолком, который, казалось, нависал над нами. Многочисленные колонны, каждая из которых занимала площадь не меньше доброго квадратного метра, выкрашены в бледный серо-зеленый цвет. Выглядело все это как хорошая декорация для экранизации какого-нибудь романа Достоевского, например, "Идиота". На низких стенах висели громадные портреты членов Центрального комитета Коммунистической партии.

Когда болтовня смолкла, заведующий Клубом вышел на сцену и представил свой “Молодежный джазовый оркестр.” Он постучал дирижерской палочкой , и они завели похоронную версию "Около полуночи" Каунта Бейси. Это было крайне назидательно! Заведующий, видимо, выбрал именно эту композицию, благодаря ее плавному ритму, который было по силам «одолеть» его «оркестру». Однако плавность эта весьма деликатная, потому что, насколько я понимаю, Бейси передал ту восхитительную негу, которую испытывают двое влюбленных около полуночи после занятий любовью. Возможно, они пошли куда-нибудь в бар, они так горды собой и счастливы из-за того, что влюблены, и, может быть, они заказывают еще по одной рюмочке... Однако, несмотря на то, что это исполнение было... просто... ужасно... медленным, мне оно помогло лучше понять замысел Бейси!

И потом, наконец, наступил долгожданный момент, из-за которого все и пришли! Молодежная аудитория каким-то чудесным образом удвоилась всего за пару минут. (Должно быть, они поджидали снаружи.) Рок-группа вышла на сцену уже настроившись, и заиграла битловскую мелодию, Ooblah-de, ooblad-da, сглаживая весьма хитроумный ритм аккордов. Но публике было уже все равно. “...Молли иссс а синг-гейр ин зи бент ... ” Танцевать было запрещено, но мы раскачивались в такт.

А потом какая-то девушка издала вопль, и.....они прекратили все это дело! Немедленно! Вот так просто! Бац, аппаратура отключилась, и копы выгнали нас! Все, что потребовалось, - это один возглас!

И все ушли, угрюмо, но ушли. С ментами лучше не связываться, и не только в СССР!

Вот тебе и Десмонд с Молли Джонс!

  Рок-н-ролл в космосе Ростова
 

 

Бывалый (12.04.21 18:59)

Чем яростнее советская власть боролась с тлетворным влиянием западной рок-музыки, тем слаще становился запретный плод для продвинутой советской молодёжи

Ankol1 (12.04.21 23:05)

Рок-н-ролл еще жив, а Советская власть уже - нет!

Heach (12.04.21 19:21)

Продолжайте, Андрей!

Ankol1 (13.04.21 00:28)

To be continued, Юрий!)

Бывалый (13.04.21 13:36)

Симпатия Ричарда Шупбаха к СССР зашкаливает.

В песне Битлов “Back in U.S.S.R” в строчке “Georgia’s always on my my my my my my mind” (по контексту в вольном переводе «Грузинские девушки всегда в моём сердце) широкая публика услышала намёк на название популярной песни в исполнении Рэя Чарльза “Georgia always on my mind” (Джорджия всегда в моих мыслях).

Знаток советских реалий Шупбах услышал в этой строчке грохот сталинских пулемётов. (?)

Ankol1 (13.04.21 20:26)

Этот пассаж у меня тоже вызвал недоумение. Я всегда думал, что битлы просто обыгрывают здесь идентичность названия штата Джорджия и советской республики Грузия - Georgia. И почему то в тексте Шупбаха вместо Georgia's always on my mind - Jo-Jo's always on my mi-i-i-ind. Рискну предположить, что Джо-Джо - это не только сокращенное Джорджия, но и еще какое-нибудь англо-американское прозвище Сталина ( по аналогии с Сосо). Еще сомневаюсь в историчности того факта, чтобы Известия публиковали перевод текста песни Битлз в те годы. Вообще при прочтении книги возникает очень много вопросов. Но спросить не у кого. Хачкинаева, к сожалению, уже нет...

 

Бывалый (13.04.21 21:11)

Действительно, американские президенты называли Сталина дядюшкой Джо (Джозеф – Иосиф).  Было ли это прозвище понятным широким слоям населения?  Слово Georgia (звучит как Джоджа)  при очень большом желании можно услышать как Джо-Джо. Нет смысла спорить с американцем о звучании английских слов.

Но Битлз не были замечены в антисоветизме и вообще в интересе к политике. Они не показывали дули Советскому Союзу, свои приколы и намёки они адресовали поклонникам-меломанам и коллегам-музыкантам

Ankol1 (13.04.21 23:06)

Битлы вообще жили в своем космосе. Нельзя сказать, что они не были  в курсе политики, но предвзятости не имели никакой. Им было все равно,  Королева или Генеральный секретарь, Бич Бойз или Рэй Чарлз, лишь бы люди были хорошими ( вспомните обложку "Сержанта")! И начало Третьей Мировой они отсрочили. Поэтому в расширенном смысле, они и Сталина могли помянуть в своей песне. Но еще меня занимает такой вопрос:  какой "Молодежный клуб" посетил Шупбах в Ростове в 1969 году, какой оркестр мог играть Каунта Бэйси, и какая группа играла Битлз? При чем ведь даже по отзыву американца играли не так,  чтобы совсем плохо!

Попов Михаил (13.04.21 16:22)

А знаете ли вы, что сегодня Всемирный день рок-н-ролла? Так что этот материал точно подгадал.

Heach (13.04.21 18:58)

Верно подмечено!

Ankol1 (13.04.21 20:10)

Long Live Rock'n'Roll, Михаил! Как сказал бы Виталий Хачкинаев: "Наливай!" ...и сделал!

Попов Михаил (14.04.21 19:32)

Мой школьный друг и соученик по МГУ, проведший 1-й семестр 1969 года в РИИЖТ, написал, что Каунта Бейси в то время, скорее всего, играли в клубе музыкально-педагогического Института ( ныне. - консерватория). Там была продвинутая группа под управлением Кима Назаретова. В РИСИ была группа под управлением Малыша. А вот в РИНХ или РИСХМ ( он точно не помнит) был коллектив «Утренние росы». И летом на Левбердоне организовывались джем-сэйшены.

Ankol1 (14.04.21 20:38)

Благодарю Вас, Михаил, за "наводку". Про Кима Назаретова я тоже сразу подумал. А рок-коллектив назывался  "Утренняя роса". Поиск выдал мемуары непосредственных участников рок-музыкальной жизни Ростова того времени, которая оказалась весьма бурной. Вот, например:  https://rostof.ru/articles/rok-n-don-rovno-50-let-nazad-v-sssr-proshel-p...

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=5283&l...

Но, к сожалению,  место проведения мероприятия и имена музыкантов, о которых пишет американец, так и остались лишь предполагаемыми.

Бывалый (14.04.21 23:41)

Неожиданно… Какая интересная андеграундная жизнь была в Ростове.)  Хотя семена новой музыки залетели с запада, здесь всё попёрло на местных дрожжах. Что в той жизни мог понять депресснутый американец, чья психика была травмирована Обломовым, Достоевским  и Иваном Грозным в придачу?)

Важный гость (14.04.21 14:08)

Опять одна антисоветчина!

Kessler (15.04.21 17:26)

Важный гость, и не говорите!

Сегодня он играет джаз,

А завтра Родину продаст.

............................

Сегодня блюз и панк-хардкор,

А завтра свалит за бугор.

(Рифмы можно продолжать) Кошмар!))

Бывалый (15.04.21 22:23)

Сегодня он играет блюз, а завтра украдёт арбуз

Бывалый (15.04.21 22:20)

Картина Васи Ложкина

Ankol1 (15.04.21 23:24)

Прекрасная иллюстрация! А я приведу ссылку на статью, в которой содержатся  сведения о том, что рок-н-ролл придумали в СССР. В этом я не уверен, но то, что американские власти в 50-ые годы считали рок-н-ролл коммунистической диверсией - это исторический факт!

https://argumenti.ru/toptheme/n528/437152

Бывалый (16.04.21 12:04)

Американцы, если прочитают, введут санкции против России за рок-н-ролл

Оставить комментарий

Изображение
Максимальный размер файла: 100 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.