Здесь удивительно хорошо тихими вечерами в конце лета. Пахнет укропом с пустеющих огородов, наливаются сладким соком оранжевые кабаки невиданных размеров, плавают в Чиру стаи гусей, и сочно шлепаются с веток дикие ароматные груши – черномяски.
И была бы станица Каргинская заурядным местом, но местный казак урядник Тимофей Андреевич Каргин вернулся из очередного военного похода с деньгами. С большими деньгами. Где взял, неведомо.
Но историю об этих деньгах, неофициально, рассказывают все, так или иначе причастные к подворью Каргина. Рассказывают разные версии происхождения этих денег и разные версии тех способов, которыми урядник довез эти деньги до дому. Что тоже было не просто.
Я эти истории здесь повторять не буду, так как никаких подтверждений им нет, и официально они нигде не изложены.
Единственное доказательство существования этих денег – огромное, добротное подворье и мельница. Построенные в 1905 г., с купеческой широтой и обстоятельностью.
А при мельнице был маслоцех, слесарная мастерская, кузница и даже гостиница. В которой мне в один из приездов довелось пожить несколько дней. И я вам скажу, что вспоминаю эту гостиницу, построенную больше ста лет назад, с гораздо большей теплотой, чем многие «звездные».
Кроме первого везения с богатством урядника Каргина, станице и мельнице повезло и второй раз. Рядом прошли детство и юные годы будущего нобелевского лауреата. И на мельнице, которая играла в станице, помимо хозяйственной, еще и роль культурного центра, собиралась местная молодежь, и даже ставились спектакли.
Собирались молодые люди и местная интеллигенция в синематографе «Идеал», который был построен при мельнице в 1911г. в качестве «культурной составляющей». Этот кинотеатр, надо сказать, был вторым в нашем крае, вслед за первым в Ростове-на-Дону.
Я о кинотеатре рассказывал здесь
В результате мельница стала героем романа «Тихий Дон». Только фамилию владельца писатель изменил с Каргина на Мохова.
И очень может быть, что один из ярких эпизодов романа – драка казаков с малороссиянами, был написан по впечатлениям, полученным на этом дворе.
На мельнице завозно. Двор густо уставлен подводами. Около весов давка. Петро кинул Дарье вожжи и соскочил с брички.
— На мой ярлык скоро? — спросил у стоявшего за весами Валета.
— Успеешь.
— Какой номер смалывают?
— Тридцать восьмой.
Петро вышел сносить мешки. В это время в весовой заругались. Чей-то охриплый, злой голос тявкал:
— Ты проспал, а теперь лезешь? Отойди, хохол, а то клюну!
Петро по голосу угадал Якова Подкову. Прислушался. В весовой пухнул, выпирая из дверей, крик.
Четко ляскнул удар, и из дверей вывалился со сбитым на затылок черным картузом немолодой бородатый тавричанин.[20]
— За шо? — крикнул он, хватаясь за щеку.
— Я тебе зоб вырву!..
— Нет, погоди!
— Микихвор, сюда!..
Яков Подкова, бравый, плотно сбитый батареец, выбежал из дверей, подсучивая рукава. Сзади его крепко хлобыстнул высокий, в розовой рубахе, тавричанин. Подкова покачнулся, но на ногах устоял.
— Братцы, казаков бьют!..
Из дверей мельницы на двор, заставленный возами, как из рукава, вперемежку посыпались казаки и тавричане, приехавшие целым участком.
Свалка завязалась у главного входа. Хряснули двери под напором нахлынувших тел. Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице. Привстав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валяя подручных; охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами. Из-за угла от машинной, размахивая железным болтом, бежал вприскочку Митька Коршунов.
Тот самый тавричанин, который сзади ударил Подкову, вырвался из кучи, за спиной его подбитым птичьим крылом трепыхался разорванный розовый рукав. Низко пригибаясь, чертя руками землю, тавричанин добежал до первой повозки и легко вывернул оглоблю. Над мельничным двором тягуче и хрипко плыло:
— А-а-а-а-а…
— Гу-у-у-у…
— А-я-я-а-а-а-а-а!..
Хряск. Стук. Стон. Гуд…
Трое братьев Шумилиных прибежали из дому. Безрукий Алексей упал в калитке, запутавшись ногами в брошенных кем-то вожжах; вскочил, запрыгал через сомкнутые дышла повозок, прижимая к животу холостой левый рукав. У брата его Мартина вылезла из белого чулка заправленная штанина; нагнулся, хотел вобрать, но у мельницы всплеснулся вой. Чей-то крик взлетел высоко над покатой крышей мельницы, как взвихренная нитка паутины. Мартин выпрямился и кинулся догонять Алексея.
Дарья смотрела с воза, задыхаясь, ломая пальцы; кругом взвизгивали и выли бабы, беспокойно стригли ушами лошади, взмыкивали, прижимаясь к возам, быки… Мимо проковылял, плямкая губами, бледный Сергей Платонович, под жилеткой круглым яйцом катался живот. Дарья видела, как Митьку Коршунова подкосил оглоблей тавричанин в расшматованной розовой рубахе и сейчас же упал навзничь, выронив расщепленную оглоблю,…
Я дальше цитировать не буду, но вы не лишайте себя удовольствия, найдите и дочитайте весь эпизод с дракой и погоней.
Сейчас у мельницы на берегу Чира тихо.
Все подворье с мельницей и садом на противоположном берегу речки является объектом Государственного музея-заповедника им. М.А. Шолохова.
И, безусловно, сотрудники музея заслуживают самой высокой оценки за воссозданную мельницу и подворье.
Мне рассказали, что до недавнего прошлого мельница стояла полупустая. Оборудование было утрачено. Но стараниями музейных работников с других мельниц было перевезено то, что там осталось, и эта мельница была полностью укомплектована.
Я ходил по этажам мельницы и с восторгом понимал, что если приложить немного, совсем немного усилий, в эти короба, тонкой ароматной струей потечет мука.
Сердце мельницы – вальцовые машины.
За всю свою историю человечество придумало всего два способа помола зерна. Первый – перетирание зерен между жерновами, высеченными из особой породы камня. А когда людям стало лень тесать камень, и надоел хруст песчинок на зубах, они придумали стальные вальцы.
Первые вальцовые станки были изобретены в начале 19-го века, и по сей день всюду используется этот принцип получения муки.
А теперь я попробую объяснить вам схему, по которой строились такие мельницы. Потому как убедился, что многим современным людям не понятно устройства этого замечательного сооружения.
Перво-наперво, подойдя к мельнице, найдите вход. Он никогда не будет на уровне земли. На уровне земли- это выход.
А вход будет, как правило, сразу на второй этаж. По этой лестнице, ведущей на второй этаж, станишники, взвалив на плечо мешок с зерном, поднимались к приемному коробу.
Сюда высыпали зерно из мешков.
А сразу под этим коробом стоят вальцовые машины, которые мы уже видели.
Чтобы понять, куда попадало зерно после помола, ищите самую высокую точку мельницы. Именно сюда с помощью подъёмных элеваторов или с помощью воздушного потока подавалась смолотая масса от вальцовых машин. Чтобы потом самотёком пройти вниз через несколько ступеней очистки.
Дело в том, что смолоть зерно – самая простоя задача. Потом эту массу нужно просеять и разделить на разные фракции. Самая тонкая фракция, как вы понимаете, это мука высшего качества. Самая грубая – дёрка, шла на корм скоту и птице.
Поэтому чем выше мельница, тем более сложное и разнообразное очистное оборудование можно было в ней поместить. И тем более разнообразные продукты она могла выдавать.
Очистное оборудование всегда самое энергопотребляющее на мельнице. Оцените центральный трансмиссионный вал очистного отделения мельницы.
И конструкции очистного оборудования могут быть самыми разнообразными. Это могут быть и полотняные фильтры, и щелевые, и роторные машины и т.п.
А уже под очистными машинами, всегда на первом этаже, стоят лари для готового продукта, которые мы видели на первом снимке, когда вошли в мельницу.
Я то повёл вас неправильно. Я повел вас так, как вас поведет экскурсовод, когда вы приедете в Каргинскую.
Но вы уже будете знать, что вы входите через выход. Там, где казаки выходили с мешком на плече, соловея от запаха только что смолотой теплой муки.
Обязательно осмотрите вентиляционную систему. Если её нет, мельница опасна. Мучная пыль, собираясь в труднодоступных местах, может стать причиной взрыва. Вспомните улицу 7-го февраля в Ростове-на-Дону, названную в память о печальном событии, когда освободившийся от гнета пролетариат взял мельницу в свои руки и…
Мельница в Каргинской хорошая.
А кроме основного оборудования, которое смалывает зерно и просеивает помол, есть еще много вспомогательного оборудования. Это оборудование сушит зерно. Потому как сухое оно лучше поддается помолу и качество муки выше. Есть оборудование, которое задерживает мельчайшие частицы металла, которые неизбежно образуются при работе вальцов. И другое.
Разделите мой восторг от масляной ванны с подпружиненной крышкой, в которой работает опора. Европа! Не лаптем щи хлебали). Там еще куча таких технических мелочей. Но о всех не расскажешь.
Обязательно постарайтесь найти бирки на оборудовании с указанием его производителя. Это очень интересно. Я нашел только эту. Наверняка есть ещё.
Не оставьте без внимания постройки, примыкающие к главному зданию мельницы. В этих постройках было самое интересное, хоть и не зрелищное для многих. Там было машинное отделение, топливное хозяйство.
А теперь я покажу вам то, за что музейные работники могут на меня обидеться. Поэтому заранее прошу у них прощения.
В машинном отделении мельницы стоит отреставрированный двигатель внутреннего сгорания. Этот двигатель из той эпохи, когда еще не было автомобилей, и такие двигатели использовались на фабриках и мельницах.
Как могу судить, это еще «безкарбюраторная» модель, работающая на «светильном» газе. Том самом газе, который заправляли уличные фонари.
К сожалению, ни в прошлом, ни в позапрошлом году ничего не смог узнать о дальнейших планах по восстановлению мельницы и её главного привода.
Мельница уникальная и двигатель уникальный. И я вижу, что осталось совсем немного до полного восстановления всего технологического цикла помола зерна в том виде, в котором он работал в начале 20-го века.
Я не уверен, что где-то еще существуют подобные объекты.
И если информационный ресурс «Меотиды» поможет музею довести начатое восстановление мельничного комплекса до конца, то буду очень рад.
А пока тихий Чир течет у старой мельницы.
Рекомендую прочитать по истории станицы и подворья
http://stkarginskaya.narod.ru/hist_podr.html
- Категория: Памятники старины | Просмотров: 833 | Автор: Stanichnik | Дата: 04.03.2021 | Комментарии (5)
Замечательный материал о замечательном объекте. И в нем есть очень «вкусная» деталь - на бирке со сведениями об агрегате 1935 года выпуска есть строка «конструктор автор». Это было очень по-человечески.
Я тоже обратил на это внимание.
Строка есть. Автора нет (
Возможно, мой комментарий будет прочитан админом сайта Каргинской. В рассказе о молодости Шолохова упоминается пьеса А.А.Островского «Бедность на пороге». Желательно исправить инициалы драматурга и название пьесы. А.Н.Островский сочинил пьесу «Бедность не порок». Извините за придирки
Снимки подворья великолепны, такая безмятежность и красота!
Когда я читала заметку о мельнице в хуторе Мещеряковском , не могла понять зачем она многоэтажная. Как-то не доводилось мне встречаться по жизни с мельницами. ) И так кстати Каргинская мельница и такой подробный рассказ о ней. И ответ на вопрос о многоэтажности:)
Красивая заметка , во всех отношениях.
Оставить комментарий