Я удивился, когда понял, что впервые фотографирую этот элеватор на 29-й линии как отдельный объект. А до этого он полсотни раз попадал на мои снимки как фон.
А ведь красив.
Все мое детство «прошло» мимо этого элеватора. Отец «вырос» на Зеленом острове и меня водил туда без устали. Потом было много событий в моей собственной жизни, связанных с этим островом.
Часть своих воспоминаний выложил здесь. Его величество "Зеленый" Другие разбросаны по разным материалам на Меотиде.
Тогда, в далеком детстве, я почти каждый выходной шествовал мимо этого элеватора на пляж и обратно с жестяным чемоданчиком, в который были уложен незамысловатый детский багаж. Иногда с чемоданчиком соседствовала самодельная бамбуковая удочка.
А много позже элеватор попадал ко мне в кадр то светящимся летним утром под мелким дождем.
То в тумане.
То мне нравился вид пролетающего над элеватором самолета.
Он стоял в зоне взлета-посадки старого аэропорта. Летят самолеты – «Привет элеватору!»
Случалось мне снимать утреннюю дымку над Доном на фоне элеватора.
А бывало, кадр заполнялся отражением элеватора в донской воде.
И, конечно, снимая понтонный мост, нельзя было обойтись без элеватора и мельницы.
Кстати, у мельницы хорошо видна яркая кирпичная полоса. Это достроенная часть верхнего этажа - след войны. Неужели мельница не красилась со времен Парамоновых? Трудно предположить, что её красили в 30-х.
Конечно, этот элеватор – «рыбак». Мост на Зеленый остров- одно из самых рыбачьих мест в черте города.
И Дон здесь всегда красив, и порт, и Ростов в мареве.
Стал разыскивать историю этого элеватора. Впервые он появился на снимках военной поры. Это очень известное фото освобождения Ростова-на-Дону в 1941 г.
Хорошо виден элеватор и здание мельницы рядом с разрушенной восточной частью верхнего этажа.
На фото 1969 г. слева от элеватора виден огромный комплекс промышленных зданий, включающий и элеваторы, и мельницы, и погрузочно-разгрузочные сооружения для речного транспорта. Это комплекс зданий масложирового комбината "Рабочий". Сейчас весь этот комплекс исчез.
И на фото 1969 г. еще нет пристройки к элеватору с западной стороны. Её он получил в 70-х, и выглядела она как увеличенная копия самого элеватора.
Собственно эта пристройка и изображена на первом снимке. Произошла смена поколений элеваторов.
Первый источник, к которому я обратился, – любимый справочник «Весь Ростов и Нахичевань» от 1910 г.
В нем помимо всем известной мельницы, принадлежащей сыновьям Елпидифора Трофимовича Парамонова Петру и Николаю, упоминается мельница на 29-й линии, принадлежащая братьям Александру и Ивану Парамоновым и некоему Федору Иванову.
И тут я понял, почему некоторые исследователи приписывают владение мельницей на 29-й линии семье Елпидифора Трофимовича Парамонова.
На самом деле, мельницей на 29-й линии владели племянники Елпидифора Трофимовича – сыновья его родного брата Ивана. Элеватором мельница обзавелась уже в советское время, вероятно, в конце 30-х.
В справочнике ростовской и нахичеванской промышленности от 1926 г. мельница на 29-й линии не упоминается, зато есть мельница №5 на 27-й линии.
Вероятно, речь идет об одной и той же мельнице, контора которой в 1926 г. находилась на 27-й линии.
Еще в перечне 1926 г. упоминается мельница на 18-й линии, которой нет в перечне 1910 г. Вероятно, она была построена в период 1910 -1917 гг. А кому принадлежала, предстоит выяснить.
На фото 1969 г. я обозначил её красной стрелочкой. И элеватор на 29-й линии тоже обозначен стрелочкой, иначе он теряется на фоне сооружений комбината "Рабочий".
Это фото с гугл - панорамы. На нем еще два элеватора, старый исчезнувший совсем недавно и новый, который стоит сейчас. А мельницу на 18-й линии я и на этом снимке обозначил стрелочкой.
Элеватор, ты помнишь этот чемоданчик?
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 674 | Автор: Stanichnik | Дата: 19.03.2020 | Комментарии (2)
Ноябрь 1941. Немцы спускаются по 29-ой на Зелёный. Здание мельницы еще без разрушений
Не факт, что на фото 41-й. На Меотиде есть статья о тех событиях.
https://meotyda.ru/node/1354
Оставить комментарий