Мне много приходилось читать про бой на Зеленом острове 21-го ноября 1941г. В этот день немецкие танки, ворвавшиеся в Ростов-на-Дону, пытались захватить переправу на 29-й линии, по которой спешно отступали наши войска.
Переправа состояла из двух частей - понтонная, через Нахичеванскую протоку, и баржами, через главное русло Дона.
Согласно общепринятой версии, бойцы 230-го Ростовского полка НКВД, заняв оборону на северном берегу острова и проявив мужество и героизм, не дали немцам захватить остров, тем самым сохранив в наших руках важный плацдарм для последующего наступления.
Память тому - мемориал на месте боев, видный всем, кто,переправившись по понтонному мосту, попадает на остров .
Сам я темой боя интересовался мало, полагая этот эпизод достаточно изученным. Пока в минувшее воскресенье (кстати, накануне 21-го ноября) сотрудница краеведческого отдела ДГПБ, помогая мне в поисках материала по смежной теме, не положила передо мной эту книгу.
Я искал материалы по 42-му году, поэтому, пробежав статью про бой на Зеленом в 41-м, не сразу понял ее смысл. Оказывается, есть другая версия событий, произошедших на Зеленом острове 21-го ноября.
Я приведу статью полностью. Она совсем не большая, но впечатляющая.
"В октябре 1941 года война достигла пределов Ростовской области. Захватив Таганрог, фашистское командование сразу же стало готовиться к следующему броску на восток, к берегам Дона, линия фронта приближалась к Ростову. Дон все больше становился прифронтовой рекой. Доно-Кубанское пароходство стало осуществлять транспортировку войск и воинских грузов, эвакуацию населения.
Под непрерывным огнем и бомбежками гибли речники, повреждались суда, но поток войск, беженцев, военных грузов не иссякал. Требовалось огромное напряжение сил, мужество и смелость, чтобы, не сбавляя темпов, работать в таких тяжелых условиях.
На реке появился лед, становилось все холоднее, но флот продолжал свою тяжелую, но крайне необходимую работу, оказывая всемерную помощь фронту. Кроме этого речники вместе с населением Ростова принимали участие в строительстве сухопутных оборонительных рубеже! Многие из них вступили в полк народного ополчения.
Создавшаяся на фронте обстановка требовала сооружения новой переправы в черте города. Существующий наплавной мост в створе Буденновского проспект уже не мог обеспечить пропуск войск и грузов на левый берег.
А фронт неудержимо приближался к Ростову. Уж явственно доносилась орудийная канонада. Фашистские самолеты почти непрерывно бомбили и обстреливали из пулеметов наплавной мост. Поэтому был принято решение создать новую переправу в район Зеленого острова на 29-й Линии.
С середины октября все речные суда были переведены на фронтовые условия работы. Для обслуживания переправы выделили пожарный пароход «Саламандра" буксирный пароход «Ока», три катера, в их числе паровой катер «Свет», две деревянные баржи.
Шкипером н одной из этих барж работал Зинаков Егор Исаакович. Начальником переправы был назначен диспетчер порта М.А. Гурьев — участник Гражданской войны, старый коммунист, а помполитом — секретарь партбюро порта С.М. Немцев.
С 26 октября переправа начала действовать. Нужно было в кратчайший срок переправить как можно больше бойцов и военных грузов. Но тут началось резкое похолодание, все больше становилось льда на реке, сыпал снег и все сильнее грохотала канонада.
19 ноября гитлеровцы вышли на ближние подступы к городу. Поток отходивших частей Красной Армии возрастал, переправа на 29-й Линии действовала с полным напряжением. Шел снег, шуга смерзалась, лед намерзал на гребных колесах «Оки», на бортах катеров. Маневрировать было почти невозможно и, когда налетали самолеты с черными крестами на крыльях, пароходы становились хорошей мишенью. Но судам пока везло — прямых попаданий не было.
Капитан «Саламандры» И.Ф. Ардынцев и капитан «Оки» И.Д. Любимов не покидали мостиков своих пароходов, капитан «Света» И.Н. Житенев сам становился за штурвал своего маленького шустрого пароходика.
А к переправе непрерывным потоком подходили только что вышедшие из боя наши воинские части, повозки с ранеными, военная техника. Командиры поторапливали своих подчиненных, регулировщики охрипли от крика. Под бдительным руководством начальника службы передвижения войск полковника Петрова, на переправе не возникало «пробок» и панических ситуаций. Бойцы комендантского взвода поддерживали установленный порядок. Полковник и его люди не знали ни отдыха, ни сна. Ни на минуту не покидали переправу М.А. Гурьев и С.М. Немцев.
Мороз крепчал. К 20 ноября лед на реке стал толщинон 12-15 сантиметров. Но между островом и левым берегом, где непрерывно курсировали пароходы и катера, пролегал широкий фарватер: над черной, тяжелой водой, усеянной шугой и ледяным крошевом, висел морозный туман.
Сквозь пелену морозной дымки доносился раскатистый г рохот — это из Батайска и Задонья била наша артиллерия. В напряженной грозовой атмосфере у переправы по-прежнему было много людей и техники. Обледеневшие, обмерзшие пароходы, выбрасывая клубь черного дыма, с трудом прокладывали себе путь в ледяном крошеве. У капитанов выработалась определенная сноровка буксировки барж и у них это получалось мастерски. Переправа работала четко, без сбоев.
Едва баржа прижималась к пирсу — начиналась погрузка. Проводилась она быстро, но без суеты и паники: сначала обоз с ранеными, за ним — техника, потом солдаты: люди стояли плотной массой, навытяжку. Набивали баржу так, что буквально яблоку негде было упасть. Затем «Ока» отходила, отпускала баржу. «Свет» затягивал буксир и устремлялся к противоположному пирсу. Натужно дыша машиной, маленький пароходик, энергично расталкивая лед тупоносым корпусом, тащил за собой громоздкую баржу.
На берегу засверкали вспышки огня, возле элеватора началась стрельба, в воздух поднялись клубы дыма, густо дымя, «Ока» разворачивалась обратно, «Саламандра» шла рядом с ней, «Свет» в третий раз за этот день ташил пустую баржу к Зеленому острову.
Неожиданно неподалеку с грохотом взметнулся фонтан воды и льда. За ним — второй. Никто на переправе не понимал, откуда летят снаряды. Рвануло еще раз. По рубке, по трубе хлестнули осколки льда.
- Прямо по нас бьют! — крикнул Житенев.
Он, как, впрочем, и другие капитаны и все находившиеся на переправе, еще не знали, что немцы уже установили в Александровской балке артиллерийскую батарею и теперь «нащупывали» переправу.
Не знали на переправе и о том, что фашистские танки и пехота уже ворвались в Ростов со стороны Нового поселения. Часть фашистов была одета в красноармейскую форму, что во многом помогло им просочиться через боевые порядки отступающих войск.
Фашистские танки загрохотали по Доломановскому, Широкому, Халтуринскому переулкам, вскоре выскочили на Буденновский проспект, пробиваясь к Дону. Мост пришлось спешно поджечь. Ожесточенные схватки вспыхивали в разных районах города.
Но на переправе Зеленого острова ничего об этом не знали.
- Пошел на погрузку! — раздалась команда, и на баржу, хрипя, напрягая последние силы, потянули заморенные лошади подводы, красноармейцы бегом заносили тяжелые ящики с боеприпасами.
-Под завязку! — разнеслась команда. — Отваливай!
-Смотри за буксиром! — крикнул Житенев матросу Левкуну. Мельком взглянув на берег, он увидел на мосту танки, небрежно размалеванные белой краской.
- На барже, — крикнул он, — готовьтесь! Четвертым рейсом наши танки перевозить будем!
Катер «Свет» потянул тяжелую баржу. «Саламандра» и «Ока», упираясь форштевнями в борт баржи, помогали ему. Капитан Житенев, высунувшись из рубки. Снова посмотрел на медленно удаляющийся Зеленый остров. Он не мог понять, почему у моста поднялась суматоха: загремели выстрелы, понеслись повозки. Толпа у переправы заволновалась, никто не понимал, откуда на острове появились немецкие танки.
И даже, когда на корме «Оки» разорвался снаряд, для капитанов оставалось непонятным, откуда ведется огонь по переправе. А в это время танки один за одним сползали с моста. Выстроившись в линию, машины двигались напрямую к переправе. Вдруг из орудий передних танков полыхнуло пламя, и в гуще машин, повозок, людей на барже громыхнули взрывы снарядов, заполыхали грузовые машины.
- Немцы! — закричал Житенев через переговорную трубу в машинное отделение.—Давайте самый полный ход!
Снова загрохотали разрывы. Рвануло на пирсе и на берегу. Два разрыва прогремело на «Оке» — на корме и в надстройке. Пароход заволокло дымом, выбросилось пламя.
Снова и снова рвались в воде снаряды. С баржи строчили пулеметы, трещали автоматы, хлопали винтовки.
Оранжевая вспышка мелькнула в борту «Саламандры», клубы белого пара окутали пароход, далеко разлетелись обломки.
Капитан Житенев понимал, что нужно как можно быстрее поставить баржу к пирсу на левом берегу, чтобы спасти людей от гибели. Разогнанная баржа по инерции продолжала двигаться к причалу. Но ее нужно было еще подвести и прижать к причалу, а сделать это теперь мог только «Свет».
Капитан вывел пароход из-за баржи, которая скрывала его от глаз танкистов, и, упершись форштевнем в ее борт, подтолкнул к пирсу.
Танки, подойдя почти к самой воде, прямой наводкой били по судам. На середине фарватера пылала «Ока», оседая кормой. В дыму и клубах пара тонула «Саламандра».
Полыхнуло огнем, пароход содрогнулся. Из светового люка машинного отделения вырвалось облако пара, окутав потерявшее ход судно. Но баржа уже привалилась к пирсу, и с нее хлынули красноармейцы и повозки.
«Свет» с пробитым паропроводом беспомощно прижался к пирсу. Выгрузка шла под огнем. С левого берега трещали выстрелы по Зеленому острову, откуда- то издали рявкали пушки. «Саламандра» затонула, «Ока», продолжая гореть, тонула тоже.
Боль и гнев сжимали сердце капитана Житенева: за оставленный город, за погибших товарищей, за искалеченное любимое судно. Но все они выполнили свой долг до конца, работая до последнего, до последней возможности, а «Свет» сделал и невозможное: смертельно раненый, довел баржу до места.
- На буксире! — донеслось с берега. — Покинуть судно!
- Есть! — с трудом отозвался Житенев. — Парохода жаль, но нужно спасать команду. Но как? Прыгать на лед? Но он весь взломан.
С баржи сбросили доски на лед.
- Отходить по доскам через баржу! — скомандовал капитан. И когда последний член малочисленного экипажа спрыгнул с баржи, капитан последним оставил свой маленький пароход с ласковым названием «Свет».
Так закончился трагический день 21 ноября 1941 года на переправе Зеленого острова.
Через неделю наши войска мощным контру; вышибли фашистов из Ростова и отбросили их на километров от стен города.
Ростов вновь стал свободным."
Такая история. Я иллюстрировал ее двумя реальными военными фотографиями взятым на сайте PASTVU
Первое фото имеет точную датировку 27.11.1941г. Тоесть на нем не те танки, которые расстреляли нашу переправу 21.11.1941г., а те, которые вероятно готовились отразить наше наступление на Ростов, которое начнется в ночь с 28-го на 29-е ноября 1941г.
Второе не имеет точной датировки, я встречал его датированным и 1941-м и 43-м годами. Но совершенно ясно, что это 29-я линия и немецкие танки спускающиеся по ней.
Сейчас Зеленый остров зарос лесом, который не страдает от паводков. Но дорога - таже самая.
В некоторых местах, ближе к главному руслу Дона, видна брусчатка, которая должна помнить те события.
Наша расстрелянная переправа была здесь, сразу за мостом, который был построен после войны.
Видите маленький песчаный пляжик в левой части снимка? Это шоссе 29-й линии уперлось в Дон. Там стояли немецкие танки топившие наши баржи и буксиры.
Теперь здесь совсем другая атмосфера.
И другие виды.
Теперь я дам ссылку на ресурс, где изложена другая версия событий того дня. Долго решал, какой из них выбрать и остановился на Миус-фронте. Сразу оговорюсь, я не придерживаюсь какой-то одной из предложенных вашему вниманию версий. Очень вероятно, что разные участники событий по разному их описывали.
Еще раз большое спасибо Наталье Самсоновой и всему отделу краеведения ДГПБ.
- Категория: Великая Отечественная | Просмотров: 915 | Автор: Stanichnik | Дата: 22.11.2018 | Комментарии (19)
а я читал что войска НКВД там случайно оказались и не вели они ни какой обороны по понтонному мосту на остров прошло 4 танка потом он сломался вот эти танки гоняли нкэвэдэшников как зайцев по острову потому что у этих "воинов " кроме трёхлинеек не было ничего а остров после войны засадили деревьями а раньше там степь была в которой от танков спрятаться негде было
Точно одно - остров до войны был голым. Это видно на одном из снимков с танками. Мне представляется почти невозможным удерживать голый остров в качестве плацдарма в течении недели. С высот Нахичевани там можно было расстреллять все крупнее зайца. Очень вероятно, что понтонный мост пропускал людей и технику быстрее чем переправа на баржах. Значит на острове, между двумя переправами было скопление войск. Вероятно они попали в ловушку, когда немецкие танки расстрелляли баржи и буксиры. То, что большинство из них сдались или разбежались - не верю. Вероятно сопротивление было организовано позже. И вероятно многие из попавших в ловушку потом перешли на левый берег по льду.
На фото не видно следов каких-либо боевых действий 27.11. Но немцы из танков не высовываются. Можно сказать почти точно, что фото с танками сделаны последовательно.
На фото вообще не видно ни каких следов боевых действий. Особенно удивляет целый и неврелимый домик за мостом.
Это значит если дата поставлена правильно, то возникают сомнения об ожесточенных боях.
Вот обратная сторона фото.
Маршал Кулик добрался до Батайска вечером 20 го. По ходу затянувшегося хмельного ужина он решил учинить месть Ростову и распорядился начать беспощадный обстрел города и переправ. Поскольку с утра к ДА добавились ВВС 56 ОА, события 21 нояб нуждаются в уточнении: кто топил баржи и пароходы?
Эдуард Вартанович, можно допустить, что наша ДА начала обстрел понтонного моста когда на нем появились немецкие танки. Но стреллять по баржам - какой смысл?
На первом немецком фото, в центре, стоит командирский танк №224. Из командирской башенки, вероятно, торчит голова Лангкейта.
Из наградного представления Лангкейта:
"21 ноября, демонстрируя энергию и образцовое мужество, он захватил мост через Дон, приготовленный к уничтожению, и продвинулся через новые вражеские позиции к южной части острова."
http://www.mihistory.kiev.ua/reich/tank_vo/pd/14-rostov.htm
Из этого можно сделать вывод, что уничтожил наши плавсредства все-таки он.
Вообще это фото при внимательном рассмотрении дает много пищи для размышления. На нем видно, что целы оба шлагбаума у железной дороги. Цел шлагбаум у моста, даже с оградительной решеткой Целы заборы у домов, а на домах крыши и сколько можно судить - окна. Целы телеграфные столбы на мосту и ограждения моста. Цела будка смотрителя. Целые, вмерзшие в лед лодки у острова. А вмерзли они до 21.11. Цел дом на берегу острова.
Все это не вяжется с картиной переправы забитой спешно отступающими войсками, обстрелом немецкой артиллерии из Александровки, нашей артиллерии из Батайска и оборонительного боя 21.11.
Еще обращает на себя внимание пртоптанная левая часть дорожного полотна на мосту. Учитывая правостороннее движение, и отсутствие следов от транспорта, создается впечатление, что плотные многочисленные массы народа покидали остров в сторону Нахичевани!
Я обратил внимание на снег на правой стороне и его отсутствие на левой части моста. Но связал этот факт с ветром. Ветер может быть или восточный или западный и низкий бортик может создать такую картину.
Но если все было так как описано в рассказе, то на острове в ловушке могло оказаться много сотен человек. И видя горящую переправу, у них не было иного выхода как искать спасение на правом берегу. Хотя вряд ли в этом случае они соблюдали бы рядность движения. Разве что их гнали уже пленными.
Протоптанную дорогу видно и за мостом на острове, вроде она уходит вправо. Я тоже подумал сначала - ветер.
Еще я где-то встречал, что основные силы 14 тд покинули Ростов 26 ноября. Возможно не верна дата фотографии, вполне могли перепутать цифры 21 и 27 написаные от руки.
Да, "... 1 параход, 1 буксир,".
«…1 пароход, 1 буксир,» были уничтожены явно излишне. Не потому ли представление к награде не было одобрено?
Вряд-ли. Скорее "жестокость боя" не тянула на более героическую награду.
Тут я с вами не соглашусь. Добытое и уничтоженное этим командиром в дни «ростовских» боев более чем впечатляет, за много меньшее давали кресты. Но в приведенном перечне есть 1.5 тыс. пленных, большую часть которых ему же пришлось отбраковывать, а затем искать, как и чем переправить на левбердон. Раненых, хилых и с грибком на ногах немцы к себе не брали, и таких на правом берегу скопилось несколько тысяч (при том, что ушло в плен 19457, по Макензену).
Полагаю, что с утра 22-нояб и в последующие дни начальство крепко ругало нашего бравого капитана, да и сам он на себя был в досаде, за допущенное им накануне ничем не оправданное утопление плавсредств.
Вы, наверное, правы. По привычке советского человека я оцениваю героизм по напряженности боя. Но у немцев могло быть совсем другое мерило успешности боевого офицера. В том числе и количество трофеев.
Но о переправе "отбракованых" пленных на лебердон немцами я никогда ничего не слышал. И вряд ли немцы тратили на это ресурсы.
Оставить комментарий