Монастырское урочище, или Монастырский городок, а еще встречал название Монастырский яр. У рыбаков чаще - Каплица или Кампличка.
Место трагически памятное, но вместе с тем, красивое в любое время года. А особенно редким для нашего края снежным, солнечным днем.
Первое упоминание о существовании на этом месте укрепленного казачьего городка относится к 1593 г. К этому же году относится первое упоминание о Маныческом городке. А еще раньше были известны городки: Раздоры, Аксайский и Ебок.
И совершенно бесполезно пытаться по современным источникам определить, какой из этих городков был первой столицей донских казаков, а какой второй, третьей и так далее. Путаница. Допускаю, что в какое-то время сразу несколько городков считали себя главными.
Но чаще других встречается версия о том, что Монастырский был третьей столицей с 1622 или 1620-го годов. После Стыдного имени и Раздор.
Но как бы там ни было, именно в Монастырском городке весной 1637 г. на кругу было принято решение идти "Имать Азов". И казаки были в то время только формирующейся общностью, и турки закрепились на нижнем Дону не так давно, но крови в борьбе с соседом оба народа пролили к этому времени изрядно.
Мемориальный знак, с которого я начал рассказ, поставлен в память о казаках, погибших во время Азовского сидения и похороненных на этом месте, а также в память жертв гражданской и Великой Отечественной войн.
Об этом говорят цифры на монументе 1641, 1920 и 1941, и памятная табличка со словами "Вечная память героям", вместо которой сейчас дыры в бетоне.
(первое фото с сайта ВООПиК)
Попробовал разобраться, кто и где был похоронен в этом месте, когда казаки после пятилетнего владения Азовом, истощенные натиском турецкой армии, не получившие поддержки Москвы, непобежденными оставили город.
Кстати, факт захоронения здесь героев Сидения не бесспорный. Сухоруков в своем "Историческом описании... " не упоминает о нем.
Посчитаем и представим.
За время Азовского сидения, начиная со штурма крепости, начавшегося весной 1637 г и до лета 1642 г, когда казаки оставили город, их потери по разным источникам можно оценить в 4 000 человек, что примерно равно численности казачьего войска в начале компании. 5 лет город держался, благодаря подходу свежих сил из разбросанных по Дону казачьих городков, поддержки запорожцев, и, как я полагаю, стечению к Азову сорвиголов и любителей войны и легкой добычи со всей ближайшей Евразии.
В. Гурьев. Азовское сидение (фрагмент). Война с турками 1641 года.По другим источникам, картина художника Парчевского "Азовское сидение"
Где они похоронены?
Основные потери казаков приходятся на два месяца штурма Азова в апреле-июне 37-го. Это около 1000 человек. И на три месяца штурма города турецкими войсками в июле-сентябре 41-го. Это около 3000 человек. Сухоруков пишет – 6000, но я беру более часто встречающуюся цифру.
Невозможно предположить, чтобы всех погибших отвозили в Монастырское урочище. Не говоря уже о том, что к концу Сидения у большинства его участников не было никаких родственных связей с Монастырским городком и смысла хоронить там товарищей.
У казаков, несомненно, было кладбище в Азове или под Азовом.
Драгунов Н. А. Крачевский Б. Н. "Азовское сидение"
А в Монастырском урочище, вероятно, похоронены нескольких казачьих старшин, погибших в последних боях. Иное предположить трудно.
Второй вопрос - где похоронили?
Надо помнить, что в 1643 турки предприняли карательный поход и разорили Маныческий, Монастырский и Черкасский городки. Расправа с Монастырским городком была особенно жестокой, как с местом, откуда начался поход казаков на Азов. Напали внезапно, бились свирепо. Монастырский городок больше не восстанавливался. И то, что могила погибших в 1643-м здесь, не вызывает сомнений.
На этом месте больше никто, никогда не селился.
Но могила не была забыта. На сайте Аксай- Победа нашел такую информацию.
Проезжавший здесь в 1774 году путешественник, академик П.П. Гильденштедт увидел печальную картину. С чувством тихой грусти он писал: «От Аксая мы проехали верст шесть на восток до Монастырского ретранжемента. Земляные валы теперь очень
низки и почти незаметны, так что через них идет дорога. Внутри их видны могилы донских казаков, павших в битве с турками и татарами… И теперь еще священники из Черкасска ежегодно совершают здесь поминовение».
(Монастырский ретранжемент был построен в Монастырском урочище много позже Азовского сидения, при Петре)
Примерно в эти годы здесь побывал инженер, строитель крепости Димитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону) А.И. Ригельман. Он отметил: «Всякий год на оном кладбище в субботу Сырной недели поминовение по убиенным делают, куда почти все,
исключая самых старых и малых, выезжают и, по отслужении над оными усопшими панихиды, ядят и пьют, и потом бегают и скачут на конях и делают из того для экзерциции своей настоящее рыстание…».
Однако, ни о каких капитальных сооружениях на месте захоронения неизвестно.
И только в 1867 году, через 226 лет после окончания Сидения, на братской могиле построена мемориальная часовня «В честь и вечную славу Донских казаков — покорителей и крепкодержателей Азова».
Её фото сохранились. И видно, что стоит она на самом берегу Дона.
На этом фото реки не видно, но тоже впечатление, что часовня стоит на самом берегу. Современная часовня стоит в 90 метрах от берега. (См. первое фото)
Зная о своенравном характере реки в этом месте, взял карту второй половины 19-го века (более ранним доверять трудно)
И наложил её на современную. Мемориальный комплекс обозначил флажком на современном берегу. В качестве точек привязки взял плашкоутный мост, положение которого известно точно, Ольгинскую дамбу и Воскресенский Войсковой собор. Видно, что за полтораста лет Дон развернулся в этом месте, и берег "ушел" на несколько сот метров вглубь займища. А хоронили в 1641-м, скорее всего, или на берегу, или на ближайшей возвышенности. Но возвышенностей сейчас здесь нет.
Значит, могила казаков или на дне реки, или даже на другом берегу. А скорее, учитывая обрывистый характер правого берега, косточки казачьи были смыты и унесены очередным сильным паводком.
Еще одна деталь ландшафта, которой я пока не нашел объяснения, это глыбы песчаника на берегу. Естественных выходов песчаника в пойме Дона нет. Значит, берег в этом месте укрепляли. И, вероятно, укрепляли уже после открытия мемориала в 1974 г. Сейчас обелиск стоит в нескольких метрах от обрыва, и после сильного паводка может оказаться в опасной зоне.
Обваливающиеся в реку деревья тоже говорят о наступлении реки в этом месте.
Большой удачей посчитал находку этого фото в книге «Сокровища старого города". Монастырский яр. Примерно конец 60-х. Фотограф, вероятно, стоит на самой кромке берега для получения на фото более широкой панорамы.
На самом фото высокий холм, от которого сейчас нет и следа, и памятник красноармейцам, расстрелянным казаками в Старочеркасской в 1920. Памятник этот был воздвигнут до войны.
Много предположений, догадок, косвенных доказательств и почти нет фактов.
Но осторожно можно сделать следующие выводы:
- Казачьих кладбищ было два. 1641-го и 1643-го годов. Существование кладбища 1643 –го года гораздо более реально, чем 1641-го.
- Исторически это место называлось яром – что означает высокий, обрывистый берег. Значит, река здесь наступала и в 17-м веке. Но после строительства Цимлянского гидроузла и начала активного углубления русла Дона для прохода танкеров этот процесс ускорился, и большая часть исторического Монастырского городка ушла под воду.
- Красиво здесь необычайно.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 1970 | Автор: Stanichnik | Дата: 12.02.2020 | Комментарии (23)
Во время строительства нынешней часовни был разговор о возведении её на сохранившемся фундаменте разрушенной. Во время установки деревянного креста к востоку от часовни, при копке ямы бал выкопан череп и уложен у основания креста. Чей?..
В том месте, череп - не сенсация. А вот в установку новой часовни на фундаменте старой, пока поверить не могу, хотя читал об этом.
Когда устанавливали крест, новая часовня ещё не была построена, а место установки креста было выбрано не случайно. Вроде помнятся остатки фундамента из ракушечника, но уже нахожусь в том состоянии, что задумываюсь о том, что ел на завтрак? Встречу знакомых, постараюсь уточнить.
Очень надеюсь, что вам удасться что-нибудь узнать.
Совет атаманов, юртовое правление и все казаки Аксайского юрта выражают соболезнования семье казака хуторского казачьего общества "Кобяково городище" Аксайского юрта Михаила Павловича Солдатенко по поводу его смерти 20.11.2020 г. Подъесаул Михаил Павлович Солдатенко ветеран казачьего движения на Дону. С 2003 по 2019 гг. атаман хуторского казачьего общества "Кобяково городище" активно участвовал в восстановлении Войсковой часовни на территории Монастырского урочище "Каплица", построенной в 1867 году в память погибших казаков во время Азовского осадного сидения 1637-1641 гг., разрушенная в годы лихолетий XX века, где находился её смотрителем и каждую субботу проводил с казаками молебень по умершим и погибшим казакам. https://youtu.be/cvCwBHkzWc4 Здесь ответ на ваш вопрос!
Михаил Павлович Солдатенко рассказал, почему было выбрано именно это место по часовню.
Вот... Опять... говорить или нет?
При совмещении карты старой и современной - налицо влияние транспортников!!!
Дноглублением меняют русло Дона, а главное - фарватер, судовой ход. Им надо! они несут убытки!
Постепенно Дон превращается в судовой хзод имеющий плавные изгибы, удобные для прохождения-расхождения судов. Здесь это особенно зщаметно. И по фиг им старина, история... Да им и Русь - всё по фигу!
Да нет, здесь наоборот заметно увиличение крутизны поворота, уменьшение его радиуса со временем, очевидно что это дело реки, нам транспортникам такое наоборот затрудняет судоходство, а вообще простое совмещение карт это пальцем в небо, нужно знать систему координат в которых карта создана , а главное проекцию, референц эллипсоид и т.д...только специалист может это сделать наверняка, а некоторые карты вообще невозможно совместить, потому как поправку нельзя вычислить,это сложная тема, только на первый взгляд кажущаяся легко решаемой
Да я и не считаю совмещение карт неоспоримым доказательством.
так у поворота туда, с дороги Б.Лог - Старочеркасск, стоит (или стоял?, но точно его помню) дорожный знак синий, на котором так и написано - Камплица
В книге Донские казачьи городки Владимир Королев пишет о раскопках и нахождении остатков Монастырского городка
К сожалению о нахождении городка Королев в своей книге ничего не говорит. Упоминается лишь, что при работах с Копыловым они видели очертания вала. Однако в шурфах найдена только керамика, похожая на керамику из Кагальницкого городка, но не идентичная ей. Отчета по данным работам в ОПИ РАН также нет, так что судить о данных работах можно лишь по упоминанию в книге Королева и небольшой статье Копылова.
После прочтения той статьи, возможно, я видел очертания того вала в описанном Королёвым и Копыловым месте
Возможно вы читаете между строк, но я в статье не нашла описания хотя бы примерного места, где были заложены шурфы, не прилагается к ней и топоплан местности, так что сейчас совершенно непонятно что именно оба ученых принимали за остатки валов Монастырского городка. А если учитывать тот факт, что рельеф местности сильно изменился за прошедшие почти 50 лет с момента работ, то искать их точное место как тыкать пальцем в небо. Рогудеев, например, предполагает, что место шурфовок было к ЮЗ или ЗЮЗ от территории ОКН поселение Монастырское урочище, однако, именно там в 2000е была база отдыха, постоянно ездили машины и территория отсыпалась песком. Если у вас есть дополнительная информация по этим работам, то поделитесь!
у Королева читаем
Значительная часть мыса оказалась
уничтоженной течением Дона; процесс разрушения протекал до 1974 г., когда в связи со строительством там мемориального комплекса боевой славы берег был укреплен камнем.
Западнее этого комплекса удалось проследить оконтуренный едва видимыми валом и рвом
прямоугольный участок площадью около 6 тыс. кв. м. На нем были заложены 3 шурфа общей
площадью 12 кв. м — в югозападном углу участка, в центральной части и за пределами вала,
у северовосточного угла. Культурный слой оказался только в пределах указанного участка,
имеет мощность не более 50 см и незначительную насыщенность; в культурном слое часто
встречаются вкрапления обожженной глины, следы пожара, угольки.
недавно в старочеркасском музее разговаривал с сотрудницей
она рассказывала что
на территории монастырского урочища захорнений казаков не найдено
Не найдено где? На какой площади искали? Монастырское урочище, понятие скорее не географическое а историческое. Могилы могут быть под шоссе или в роще. Где-то между озером и Доном.
где то читал что в 18 веке между урочищем и озером была видна протока
На атласе Шуберта, показаны две протоки соединяющие озеро с Доном и Аксаем.
Протока, указанная у Шуберта западнее озера, это Ореховый ерик, он и сейчас сохранился. Ниже его виден Гнилой (кажется), ерик. Что делает междуречье Аксая и Дона от вытекания этого ерика до Дана островом. На котором мог располагаться городок Стыдное имя (Ебоцкий, Ебок). Который, как описано, располагался в 8 верстах ниже Монастырского. Ещё на этом, возможно в прошлом, острове располагалась когда-то ярмарка.
Мы долго и бурно обсуждали эту тему ЗДЕСЬ
При раскопках, которые проводил Рогудеев В. в 2001г. были найдены погребения 18-н.19вв, однако, погребения безинвентарные, поэтому сложно точно сказать казачьи ли они, при этом мы знаем, что территория Монастрыского урочища была местом сакральным именно для казаков и там ежегодно проходили поминальные обрядовые мероприятия, возможно предположить, что это казачьи погребения. Почему-то для всех Монастырское урочище ценно как место нахождение братской могилы казаков, захороненных после Азовского сидения, именно его пытаются найти и по нему сделать заключение о том, что городок стоял конкретно на этом месте. А сам городок собственно мог находится как к ЮЗ от территории Камплицы, так и к СЗ вообще за дорогой, ближе к Монастырскому озеру.
Могилы казаков где-то посередине русла современного Дона
Оставить комментарий