Попалось в руки это газетное фото конца 19-го века. Известный наплавной мост через Дон в створе Таганрогского проспекта и пришвартованный к нему парусник.
Бушприт парусника почти перекрывает ширину моста.
Подумал, как приятно было гулять по этому мосту под бушпритом, слушая пение ветра в такелаже.
Собрал все фото этого моста, какие нашел у себя в архиве. Построен этот мост был еще в конце 18-го века. Так, по крайней мере, утверждают некоторые источники.
Много раз перестраивался и реконструировался. О двух последних реконструкциях, в 1926 и 1934 гг., известно документально.
И хотя разводился мост по графику 6 раз в сутки, он все равно являлся серьезным препятствием судоходству.
На этом фото мост совсем убран. Вероятно, поздней осенью или ранней весной.
А на этом он пришвартован где-то к левому берегу.
В 1938 году Центральным Комитетом ВКПБ и Советом Народных Комиссаров было принято решение о строительстве на этом месте высоководного моста.
А до строительства высоководного все донское судоходство осуществлялось через узкий убираемый проем этого моста.
На этом фото можно разглядеть этот проем.
Ближняя стрелочка показывает на замок, который фиксировал проем моста, когда мост был сведен. Дальше виден второй стык разводного проема и такой же замок.
На этом фото замок виден в деталях на переднем плане. Короткое бревно и скобы, забитые в настил.
А на этом фото хорошо видна еще одна особенность моста – поднятый над основным настилом тротуар. Вроде бы незачем, мост деревянный. Но, вероятно, при интенсивном гужевом движении на мосту скапливалось такое количество навоза, что пешеходу по нему уже было не пройти.
Вот как раз подводы везут сено по мосту. Похоже, что везут с правого берега на левый. Зачем? Еще на этом и других фото моста видны две будки по осевой линии. Точно известно, что за движение по мосту был утвержден сбор. Вероятно, в этих будках сидели сборщики платы за проезд.
Это уже советское время. Виден лозунг со словом «революции». Еще хорошо видны укрепленные забором подъезды к мосту. Вероятно, чтобы скот, который гнали по мосту стадом, и для которого пересечение реки было стрессом, не разбежался бы сразу по левому берегу.
А на этом фото мост, похоже, выполняет функцию причала для прогулочных судов. Белый катер явно для этих целей.
Вот такой деревянный мостик, пусть многократно чиненный и переделанный, плавал у Ростова полтора века, соединяя его с Азией.
А в этой заметке давно я сделал динамическое наложение фото этого моста на современный вид.
- Категория: Страницы истории | Просмотров: 452 | Автор: Stanichnik | Дата: 30.01.2020 | Комментарии (8)
На первом фото бушприт баркентины "(Святой) Ипполит", видимо. Она построена в конце 19 века и передана в ростов 1929 году. Однако оней писали, что очень редко покидала стоянку у внешнего мола Таганрогского порта. "Альфа" и "Вега", следующие барекнтины Ростовского мореходного училища, были трофейные, кажется, и выглядели немного по иному.... Какого года этот снимок?
Сколько могу пытаюсь собирать фото и другие факты о донском судостроении. Мечтаю создать Музей донсккого судостроения. Сейчас рассчитываю получить участок берега.... Тогда всё наладится )))
P.S.: "Святой" взял в скобки, поскольку чаще всего это судно называли прото "Ипполит".
Юрий, большое спасибо за добавление. Заинтересовала идея создания музея судостроения. Готов помочь вам чем смогу. Готов рассказать на Меотиде об этом проекте.
Чуть выше - фото деревянного моста по оси Буденновского проспекта с хорошо видным семиэтажным зданием гостиницы "Дон". Меня всегда интересовала история этого роскошного предреволюционного здания, ставшего после революции лучшей в городе (ну, одной из лучших) гостиниц. Тут есть личный момент. В 1936 году моя на тот момент будущая мама, после учебы в Ленинградском пединституте, не захотела возвращаться в Таганрог, где жила тогда ее родительская семья и где мама окончила школу и уехала в Питер дальше учиться. А потом, после учебы, её привлек Ростов. Молодая девушка, которую тянуло к журналистской работе, приехала в почти незнакомый город, пришла в редакцию "Молота" (областной партийной газеты) и сказала, что хочет тут работать. Сделала несколько пробных материалов. И получила приглашение на работу. Первые несколько месяцев жила в этой самой гостинице "Дон", оплачивал проживание "Молот". А потом ей предоставили комнату в коммунальной квартире в Доме-гиганте (угол Ворошиловского и Красноармейской). Вот так тогда решались вопросы... В войну эвакуировалась в Пятигорск, а потом в Ереван... В Пятигорске познакомилась с моим будущим отцом, и в Ростов вернулась в 1944-м. В том же году вместо комнаты в центре ей предоставили трехкомнатную квартиру на Сельмаше... Поселились в ней моя будущая мама, ее родители (учителя) и - после Победы - вернувшийся с фронта мой будущий отец, тоже учитель. Вот что значил авторитет областной партийной газеты. В квартире на Сельмаше я и живу. Всю жизнь.
А гостиницу "Дон" немцы разбомбили. После войны там на ее фундаменте построили экипаж мореходного училища, 4-этажный, стоит поныне. А название гостиницы перешло к другой, неразрушенной - ранее называвшейся "Деловой двор" (угол Газетного и Московской). Сейчас там офис апелляционного суда.
Если кто не знает, где именно была довоенная гостиница "Дон" - смотрите получше фото деревянного моста в створе Буденновского. Справа по Буденновскому, чуть не доходя до центрального рынка (тогда Старого базара) - самое высокое семиэтажное красивое здание. Это она.
Вот вам, Геннадий, для тех, кто не знает. Моя находка.
Про гостиницу "Дон" на Меотиде много писал Андрей, но не вспомню где. Моя фотосклейка с фотографиями гостиницы здесь
Бандитское прошлое известного ростовского дома
Невероятно красивая.
Оставить комментарий