Вот, что дало сделанное наскоро исследование истории ростовских мостов.
Первый постоянный наплавной мост появился в створе Таганрогского проспекта (Буденовского). Дату его постройки можно определить между 1781 и 1811 годами. Разные источники дают разные данные, но учитывая неспешный темп жизни в те времена можно предположить, что источники не ошибаются, а просто мост рождался не сразу и не легко.
Более поздние фото этого моста широко известны. Я насчитал их полдесятка. Вот самое известное и колоритное.
Недавно я сделал наложения этого фото на современный вид.
В течении дня этот мост несколько раз разводился. А на зиму он пришвартовывался к берегу. Как люди, а главное телеги переправлялись с берега на берег в это время, неизвестно. Вероятно паромами, по льду, на казачьих «дубах» (такие большие лодки) и кто как может. Это фото 1913 г.
Я помню мы до хрипоты спорили на «Темернике» о том в каком месте пришвартован этот мост на фото. Так и не решили.
Известно, что в 1926 году этот мост приподняли над уровнем воды, установив на пантоны. Но он продолжал оставться низководным.
Незадолго до войны рядом с наплавным мостом началось строительство высоководного моста. Я не нашел сведений о том, что высоководный мост в створе Буденновского был введен в эксплуатацию до Великой Отечественной Войны. Кроме этой фотографии.
На нем наша пехота вступает на ВЫСОКОВОДНЫЙ мост. Это видно. Видно и то, что этот мост в створе Буденовского. Несмотря на то, что фото сделано с правого берега, местоположение моста можно определить по ориентации его к складским строениям на южном берегу залива «Ковш». Дома на левом берегу не разрушены а на солдатах нет погон, значит точно фото сделано до второй оккупации Ростова в июле 1942 г. (Это фото гуляет по сети с неправильной подписью, я ее оставил. В ноябре 1942 г. в Ростове были немцы) На самом деле фото надо отнести к весне – началу лета 1942 г.
Значит, высоководный мост был в Ростове до немцев. И те, кто взахлеб рассказывают о том, что первый высоководный мост в Ростове построили немцы, не правы (мягко говоря) Очевидно этот мост был полностью разрушен во время июльских боев 1942 г.
Хотя надо признать, что немцы очень быстро построили не один а целых два моста – понтонный и высоководный. На следующем фото хорошо виден уже готовый понтонный мост (на 70 метров выше по течению от Буденовского) и начало строительства высоководного моста в створе Буденновского.
У Вермахта был целый комплекс унифицированных модулей для строительства мостов производства фирмы «Brueckengeraet» Переводится с немецкого как «Мостовое имущество».
На следующем фото - секция понтонного моста этой фирмы, с помощью которых можно было быстро собрать мост любой длины.
А на этом фото строительство наплавного моста с помощью металлических ферм этой фирмы.
Именно из таких ферм построен высоководный мост в створе Буденновского во время второй оккупации Ростова-на-Дону. На этом фото хорошо виден высоководный мост и телега, едущая по понтонному.
На этом фото начало строительства моста. Установлена первая мостовая ферма.
На этом фото понтонный мост уже виденный нами. Но фото интересно тем, что на нем запечатлена одна из ростовских достопримечательностей – причальная тумба, отлитая на заводе Пастухова. При желании эту тумбу можно найти на современной набережной.
Еще одно фото понтонного моста, сделанное у начала высоководного на левом берегу.
Это еще один вид понтонного.
И еще.
Если вы внимательно смотрели последние фото, обратили внимание, что мост постоянно менялся, менялась форма и количество понтонов. Вероятно мост постоянно модернизировался.
Посмотрите на высоководный мост зимой 42-43 гг. Как раз в это время группировка Паулюса замерзала в Сталинграде.
И посмотрите на немецкий радостный плакат о строительстве моста через Дон.
А это фото для меня загадка. На нем мост в створе Семашко или близко к нему.
На фото лето 42-го. Ростов взят немцами, это видно по понтону уже упомянутой фирмы «Brueckengeraet» . Для чего им было строить низководный мост в километре от высоководного? На фото хорошо виден семиэтажный доходный дом Рецкера – Хосудовского (в советское время гостиница «Дон») А известно, что обломки этого дома использовались немцами при строительстве насыпи к высоководному мосту. Значит высоководный только строится. Или это не мост а причал? Или паромная переправа? Непонятно. В любом случае это сооружение не пережило боев за освобождение Ростова в феврале 1943-го. На этой немецкой аэрофотосъемке 43-го года хорошо видны оба разрушенных железнодорожных моста, виден разрушенный высоководный, а моста в створе Семашко нет и следа.
Немного о послевоенной судьбе высоководного. Его восстановили. Это видно на фото. Можно различить немецкие фермы.
И модернизировали. На фото 1955 г. уже не видно немецких ферм, но зато появилось освещение.
А это фото начала 60-х. Последние годы существования высоководного моста на Буденовском. Его называли Автогужевым. Красивое название.
Стоит еще посмотреть на остатки этих мостов на современном левом берегу Дона. Дальняя красная стрелка показывает на массивный бетонный пирс - памятник всем мостам на Таганрогском-Буденовском. Средняя стрелка показывает на некие конструкции, которые вероятно остались от понтонного. Ближняя стрелка показывает на известную всем насыпь с флагштоками, которая вероятно осталась на месте моста (причала, переправы) на Семашко.
Где-то, наверное, наврал и ошибся. Буду благодарен за любые исправления и добавления.
В кадрах Советской кинохроники нашел общий вид высоководного моста существовавшего до второй оккупации города.
- Категория: Прогулки во времени | Просмотров: 10110 | Автор: Stanichnik | Дата: 09.12.2013 | Комментарии (57)
В отношении 4-го кадра в статье: Ну почему не решили? Я для себя решил :) . На открытке односложно сказано, "Старый Дон". Это имя читается почти на всех картах Дона в окрестностях Ростова и Нахичевани. Считаю, что это мост от Зелёного острова к левому берегу. ... Хотя, конечно, не факт.
Так и я на Темернике утверждал тоже самое!
Нашел и добавил еще одно интересное фото.
На последнем снимке - понтонный мост, то мост с красноармейцами. Он не высоководный.
Ну почему же? Высоководным может считаться любой мост под которым могут свободно проходить суда. Пусть и мелкие.
И понтонный тоже?
Елена, рад вашему присутствию на сайте. По поводу моста скажу так: не очень хочется ввязываться в спор о терменологии в мостостроении. Для этого надо быть специалистом да и не так это важно. Ясно, что на снимке понтонный мост устроенный так, что бы под ним могли проходить мелкие суда.
Понятно.
По поводу аэрофотосъемки - дата неверная, связано это со склейкой нескольких фотоснимков. Приведенный выше аэрофотоснимок относится к 1942 году, точной даты у снимка нет.
На самом деле освобождение Ростова пережил именно мост между Соборным и Семашко. На 25 марта 1943 года были разрушены все мосты, кроме него, а вот на 19 мая 1943 года его уже начали разбирать, так как был восстановлен высоководный мост.
http://ic.pics.livejournal.com/man_from_south/1379...
http://ic.pics.livejournal.com/man_from_south/1379...
Спасибо за ценное дополнение. Я этих снимков не видел. Вставил сами снимки в Ваш комментарий не убирая активных ссылок.Надеюсь Вы не будите возражать. Еще раз спасибо.
Мост на Будённовском был " составным". Его центральная часть,находившаяся над водой, это клёпаная ферма,а клылья моста,находившиеся над сушей, имели настил и перила. Это хорошо видно на последнем снимке начала 60-х. По правой стороне до будки стрелка ВОХР идёт крыло моста,а далее над водой - массивная клёпаная ферма,переходящая над сушей / набережной / снова в настил с перилами.Это видно на предыдущих снимках 55-го года. Так что ферму никуда не убирали,она служила до последнего!
Спасибо за дополнение
К сожалению второй фотографии с наложением нет. Возможно какой то сбой?
Проверил, все работает. Попробуйте с другого браузера.
За бетонным пирсом, что показан на предпоследней фотке дальней стрелкой, есть каменная опора. Сайчас на нее водружен какойто выгончик, но похоже что это сохранившаяся опора высоководного моста. Если бы знал что это такое - сфотографировал бы.
Да, я тоже видел эту конструкцию и тоже думаю, что она связана с высоководным. Надо бы сфотографировать и поместить здесь.
Возможно Вам будет интересно глянуть на эту заметку на тему переправы в створе Буденновского
http://man-from-south.livejournal.com/39937.html
Спасибо. Конечно интересно.
Привет всем ростовчанам, по мосту автогужевому на цветному фото с тремя стрелками красными-до 1969 г. в середине Дона выпирала бетонная конструкция опоры моста, К 1970 опору разобрали,к этому времени запустили выше по течению т.н. \клеееный мост.\
Что касается трофейных фото, где у Темерника видны близко два моста а выше двух обсуждаемых нет -война , ситуация менялась от боевых действий /Ростов дважды переходил из рук в руки\, бомбёжки обоих сторон, проловодье весеннее,ледостав.Когда то учился на Тургеневской в РПС
Привет. Первый раз слышу про "клееный мост". Что про него еще известно.
Говорят, что бетонные секции старого Ворошиловского моста соединяли при помощи клея и стягивали тросами.
Так и есть. По такому же принципу построена Останскинская башня, 3 моста в СССР и 1 в ГДР. Клей - знаменитый "Бустилат"
Нашел еще два фото ростовских мостов времен ВОВ
Про "клееный" как раз известно всё :)
Это имеется ввиду Ворошиловский мост.
"При сооружении моста впервые в мире были применены клеевые стыки, сварные или болтовые соединения не использовались"
Вообще-то я слышал, что использовались ;)
Я помню как киевляне рассказывали мне взахлеб про уникальную конструкцию моста Патона. Ни чего подобного не встречал у нас.
В ГАРО есть интересное фото моста построенного во время оккупации
Так сейчас выглядит уцелевший фрагмент легендарного Буденновского моста:
мы там среди брусчатки нашли копейку 1909 года
Дорога древняя. Если там хорошо поискать, и не такое можно найти.
Когда я был возле него, будки не было. Думаю, это послевоенная конструкция.
Теперь, благодаря снимку военнослужащего из 503-его тяжелого танкового батальона мы знаем, что высоководный мост, построенный немцами в Ростове, назывался "Мост маршала Антонеску"
Куда нам теперь с таким счастьем??
Очень здоровская фотография!
Из записи в дневнике румынского подполковника Черманеску за 11 октября 1942 про посещение Ростова:
"От здания театра мы прошли на окраину города к Дону. Там увидели разрушенную пристань. Мост через реку тоже разрушен. Немцы построили понтонный мост для тяжелой техники. Рядом с ним они строят еще один мост, имени маршала Антонеску, на дубовых сваях."
Вот видите, на некоторые вопросы, возникшие 4 года назад теперь можно ответить точно )
https://ankol1.livejournal.com/15317.html?thread=35797#t35797
И это - здОрово, спасибо!)
Из очерка Е.П. Высоцкой "Ростовские мальчишки военной поры" : "На открытие построенного военнопленными моста через Дон приехал кондукэтор (вождь, предводитель) Румынии Антонеску. Но скоро отношение немцев к союзникам-румынам изменилось. Их обвиняли в том, что они бросили позиции под Сталинградом. Чтобы не мешать движению боевых частей к фронту, потрёпанные отступающие румыны переходили Дон по льду: на мост имени Антонеску их теперь не пускали."
Ростов на Дону. Железнодорожный мост. Рыбак, рыбалка.
старинная открытка до 1917 г.
https://meshok.net/item/65455597_14534_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0...
Все никак не доберусь туда. Это дорога на Батайск старая...
Да нет там этого акведука уж сто лет. После войны все заменено арочным бетоном, но похожим.
Сколько же всего нужно было заново отстроить после войны!!!! Просто в голове не укладывется!
Я сомневаюсь, что это послевоенная конструкция. Судя по конструкции бетона года 70 е.
Огромные и сложные работы встретили восстановители УВВР-20 генерал-майора технических войск Н. В. Борисова на участке Батайск — Ростов. Необходимо было срочно и одновременно восстановить три больших моста через Дон и его рукава общей длиной около 1400 м на одном 10-километровом участке: постоянный — с подъемным пролетом; мост-дублер, называемый «литерным» (он был временным и сооружен в июне — сентябре 1941 года) и Аксайский мост — тоже временный на обходе Аксай — Ольгинская — Батайск. Все они были разрушены.
К восстановлению мостов пришлось приступать с ходу, без предварительной подготовки и почти полностью за счет местных ресурсов, и прежде всего с широким использованием разрушенных конструкций мостов. [254]
Несколько облегчило положение то, что противник оставил на станции Заречной около Ростова склад мостовых конструкций — элементы разборных пролетных строений и двутавровые балки.
Восстановление первого моста (полная длина 303 м, высота 7 м, наибольшая глубина воды — 12 м) было поручено 29-й железнодорожной бригаде полковника В. И. Рогатко и мостопоезду № 7 Н. А. Артеменко. Начальником восстановления моста назначили командира 2-го мостового батальона подполковника В. И. Желтикова.
Был создан технический отдел восстановления моста из офицеров производственно-технического отдела управления 29-й железнодорожной бригады, технической части 2-го мостового батальона и инженеров 7-го мостопоезда в составе 12 человек. На него возложили составление проекта восстановления моста и организации работ, технический контроль в ходе восстановления мостового перехода. Для подъемки обрушенных ферм и их ремонта инженеры запроектировали, а затем на месте, в мастерских, был изготовлен упрощенный мачтовый фермоподъемник из двух металлических труб диаметром 400 мм и длиной 28 м каждая. Он устанавливался на каменную отсыпку.
На монтаже и установке пакетных пролетных строений использовали паровые краны (один — 18 т, второй — 6 т).
На расстоянии 1,5 км от моста обнаружили трофейный паром грузоподъемностью 72 т. Его приспособили для расчистки русла реки.
Мост неоднократно разрушался и нашими войсками, и противником в 1941, 1942 и 1943 годах. В 1943 году на мосту, исходя из наличия местных материалов и состояния разрушенных пролетных строений и опор, требовалось: отремонтировать и надстроить 6 опор из рельсовых габионов, заполненных камнем. Девять опор соорудить заново (2 рамно-ряжевые и 2 ряжевые на каменной отсыпке, 2 рамно-свайные, 2 рамные и 1 рельсовый каркас на каменной отсыпке). Из 14 пролетов 6 перекрывались поднятыми и отремонтированными частями разрушенных ферм, 8 — пакетными пролетными строениями из двутавровых балок.
Восстановление моста начали 5 марта. Напряженная работа шла круглосуточно — в две смены. На особо срочных работах отдельные команды не уходили с моста целыми сутками и более — пока не заканчивали свое задание.
С 20 марта начались интенсивные бомбардировки мостового перехода вражеской авиацией. Общие потери времени из-за налетов составили 2,5 суток. Средний темп восстановления моста — 12,1 м в сутки.
Два других моста поручили восстанавливать 1-й гвардейской железнодорожной бригаде полковника В. А. Чигаркова с приданными спецформированиями, среди которых был и мостопоезд № 5 И. И. Цюрупы. [255]
Во всех частях прошли митинги и собрания. Выступая на одном из них, гвардии старший лейтенант А. В. Брайбиш — командир мостовой роты 11-го восстановительного батальона, говорил: «Высокое звание гвардейцев оправдаем». Слова не расходились с делом. Рота выполняла дневные задания на 165%, а рядовой этой роты И. А. Иванов — на 200%. Эти показатели стали примером и для других.
Офицеры вели большую воспитательную работу, сплачивали личный состав, разъясняли важность и срочность скорейшего выполнения задачи, распространяли опыт передовиков.
Рационализаторы предложили проводить накатку пролетных строений с помощью тракторов. Предложение осуществили под руководством гвардии капитана В. Е. Титова. Срок установки пролетных строений сократился на треть.
Большую помощь мостовикам оказывали жители Ростова и окрестных деревень — ежедневно 800–1000 жителей работали вместе с ними.
Среди них в 20-й мостовой батальон пришел 85-летний старик с топором в руках и попросил дать ему работу. Он рассказывал:
«Мой сын, когда фашисты подошли к городу, ушел к партизанам. Дома осталась его жена с грудным ребенком и моя старуха. Поздно осенью, ночью к нам ворвались гестаповцы и стали допытываться, где мой сын. Ничего не добившись от нас, они велели снохе одеваться. Она завернула сынишку и хотела идти. Один из извергов вышиб ребенка из ее рук и ударил его ногой. Мальчик сразу умер. Мать, обезумевшая от горя, бросилась к ребенку, но ее оттолкнули и повели во двор.
Моя жена заступилась за сноху, указывая на умершего внука, но один из фашистов вынул из кобуры пистолет и застрелил ее. Во дворе была убита и сноха...»
Старик умолк, а затем продолжал: «Я пришел помочь вам скорей достроить мост, помочь скорее победить извергов».
Ответ на этот рассказ был единодушным — напрячь все силы для скорейшего восстановления моста.
13 марта на мосту были командующий Южным фронтом генерал-полковник Р. Я. Малиновский и начальник железнодорожных войск генерал-майор Н. А. Просвиров. Обращаясь к воинам-железнодорожникам, Р. Я. Малиновский сказал, что мосты очень нужны фронту. Это еще больше вдохновило восстановителей.
Работы вели на широком фронте. На берегах готовили элементы рамных опор, рубили рельсы для каркасов дополнительных опор, монтировали пролетные строения и по мере развертывания работ на самих мостах все это вовремя поступало на свои места.
29 марта 1943 года восстановление мостов на участке Ростов — Батайск закончили. Вместо 650 часов по приказу работы закончили за 624 часа — на полтора суток раньше. [256]
Отсюда http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/26.html
Ярко.
Там, кстати, два моста, второй через озеро Лиман. А быки старые остались.
Я ни когда не задавался вопросом - какая была протяженность арочного моста, который на старинных открытках? А теперь стало интересно.
Длинна обоих мостов за все время не изменилась.
1й пойиенный- длина 415м, 2й лиманный - 550м. Интересно, второй мост до 31 года на картах обозначен как металический ажурный. Где-то я читал, что он был на пустотелых металических сваях из котельного железа, по две сваи на бык. Их ввинчивали в болото и заливали бетоном. Что было новейшей технологией.
Надо будет внимательно походить в том районе. Подозреваю, что там осталось много интересного.
По-моему, у Вас есть возможность увидеть своими глазами эти сваи у лиманного моста. И еще, как бы старый автодорожный мост через Лиман не сделан из ферм старого ЖД моста, или из ферм немецкого высоководного моста.
Вот это очень интересно. Ходит несколько легенд, что части немецкого высоководного моста фирмы Брькенгарет, было где-то использовано после войны. Но чаще говорили о мостах через Темерник.
Игорь, поразительно! Когда вы догадались про акведуки?
Я все собираюсь и обязательно туда схожу.
Пока это только догадка. Надеюсь Stanichnik подтвердит или опровергнет её, когда доберется туда.
Новый мост через Дон. Советская кинохроника. Июнь 1942. (со второй минуты)
Красивые кадры с воздуха.
Оставить комментарий